СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ

Кочеткова Д.А. 1
1МБОУ СШ №16 г.Павлово Нижегородской области
Захарова Т.Н. 1
1МБОУ СШ №16 г.Павлово Нижегородской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Волосы являются едва ли не лучшим украшением человека. Уложенные в определенном порядке они могут подчеркнуть красоту лица и фигуры или скрыть их недостатки.

Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с ходом эволюции. Археологические находки подтверждают, что уже в V – IV вв. до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание. С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что – то новое. Таким образом, прическа стала совершенно необходимым аксессуаром современного человека.

На сегодняшний день существует большое количество стрижек и причесок, в моделировании которых используется симметрия. Симметрия всегда создает впечатление уравновешенности прически. Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. С помощью асимметрии также становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности.

Объект исследованиясимметрия.

Предмет исследования – симметрия в прическе.

Цель работы– изучение возможностей использования симметрии в прическе.

Гипотеза исследования –правильное использование симметрии в прическе позволит современному человеку найти свой образ и стать намного привлекательней для окружающих.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с понятием симметрии, видами симметрии.

2. Познакомиться с примерами использования симметрии в прическе.

3. Провести наблюдение с целью определения предпочтений в прическе среди учащихся школы.

4. Провести анкетирование учащихся 10А и 11А класса с целью выявления предпочтений в прическе. Определить тип лица учащихся.

5. Разработать рекомендации по использованию симметрии в прическе.

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных источников;

- наблюдение;

- анкетирование;

- математическая обработка данных.

Практическая значимость работы. Разработанные нами рекомендациипо использованию симметрии в прическе можно применять при создании собственного индивидуального и неповторимого образа.

ГЛАВА I. СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ

1.1 Понятие симметрии

Термин«симметрия»впервые сформулирован философамиДревней Грециикак пропорциональность, подобие, согласованность частей целостной структуры, гармония. Из греческого языка пришло и слово συμμετρα(symmetria), переводимое как соразмерность. Для древних греков симметрия была неотъемлемым атрибутом совершенства: утративши симметрию, предмет неизбежно лишается своей красоты. Со временем понятие симметрии прибрело универсальный характер. [2]

В школьном учебнике «Геометрии» под «симметрией» понимается такое преобразование пространства (плоскости), при котором каждая точка М переходит в другую точку М1 относительно некоторой плоскости (прямой или точки), причем отрезок ММ1 является перпендикуляром к плоскости (или прямой, или проходит через точку) и делится ею пополам. Плоскость (прямая или точка) называется при этом плоскостью (или осью, или центром симметрии). Точки М и М1 называются симметричными.

Таким образом, симметрия в современной трактовке предполагает неизменность объекта или его свойств при совершении над данным объектом тех или иных преобразований.

Неразрывно с симметрией связано противоположное понятие – асимметрия – отражающее нарушение симметрии, разупорядоченность системы в результате ее движения, развития. Согласно такой трактовке можно сказать, что симметрия есть проявление состояния покоя, а асимметрия – проявление движения. [1]

1.2 Виды симметрии

Выделяют три основных вида симметрии.

Центральная симметрия (или симметрия относительно точки)– это преобразование плоскости (или пространства), при котором единственная точка (точка О – центр симметрии) остаётся на месте, остальные же точки меняют своё положение: вместо точки А получаем точку А1 такую, что точка О середина отрезка АА1. Чтобы построить фигуру Ф1, симметричную фигуре Ф относительно точки О, нужно через каждую точку фигуры Ф провести луч, проходящий через точку О (центр симметрии), и на этом луче отложить точку, симметричную выбранной относительно точки О. Множество построенных таким образом точек даст фигуру Ф1 (рис.1).

рис.1

Большой интерес вызывают фигуры, имеющие центр симметрии: при симметрии относительно точки О любая точка фигуры Ф преобразуется опять же в некоторую точку фигуры Ф. Таких фигур в геометрии встречается много. Например: отрезок (середина отрезка – центр симметрии), прямая (любая её точка – центр её симметрии), окружность (центр окружности – центр симметрии), прямоугольник (точка пересечения его диагоналей – центр симметрии).

Много центральносимметричных объектов в живой и неживой природе (рис.2).

рис.2

Осевая симметрия (или симметрия относительно прямой) – это преобразование плоскости (или пространства), при котором только точки прямой р остаются на месте (эта прямая является осью симметрии), остальные же точки меняют своё положение: вместо точки В получаем такую точку В1, что прямая р является серединным перпендикуляром к отрезку ВВ1. Чтобы построить фигуру Ф1, симметричную фигуре Ф, относительно прямой р, нужно для каждой точки фигуры Ф построить точку, симметричную ей относительно прямой р. Множество всех этих построенных точек и дают искомую фигуру Ф1 (рис.3).

рис.3

Существует много геометрических фигур, имеющих ось симметрии. У прямоугольника их две, у квадрата – четыре, у круга – любая прямая, проходящая через его центр. Если присмотреться к буквам алфавита, то и среди них можно найти, имеющие горизонтальную или вертикальную, а иногда и обе оси симметрии.

Объекты, имеющие оси симметрии достаточно часто встречаются в живой и неживой природе. В своей деятельности человек создаёт много объектов (например, орнаменты), имеющих несколько осей симметрии (рис.4).

рис.4

Плоскостная (зеркальная) симметрия (или симметрия относительно плоскости)– это преобразование пространства, при котором только точки одной плоскости сохраняют своё местоположение (α-плоскость симметрии), остальные точки пространства меняют своё положение: вместо точки С получается такая точка С1, что плоскость α проходит через середину отрезка СС1, перпендикулярно к нему. Чтобы построить фигуру Ф1,симметричную фигуре Ф относительно плоскости α, нужно для каждой точки фигуры Ф выстроить симметричные относительно α точки, они в своём множестве и образуют фигуру Ф1 (рис.5).

рис.5

Чаще всего в окружающем нас мире вещей и объектов нам встречаются объёмные тела. И некоторые из этих тел имеют плоскости симметрии, иногда даже несколько.

Можно сделать вывод, симметрия буквально пронизывает все, что нас окружает.[4] Но, в то же время, в формах природы постоянно встречаются отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой, рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т.д. (рис.6)

рис.6

Таким образом, симметрия и асимметрия постоянно взаимодействуют. [5]

1.3 Симметрия в прическе

Важной составляющей в моделировании прически является симметрия.[3] Она помогает создавать уравновешенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой–то определенной точке или оси. Очень часто симметрия применяется в прическах, выполненных на основе кос.

Например, в прическах, представленных на рисунках, можно выделить следующие виды симметрии:

- рис.7 - две осевые (относительно горизонтальной и вертикальной осей) и центральная (относительно точки пересечения осей симметрии)№

- рис.8 - осевая (горизонтальная и вертикальная оси) и центральная (относительно точки пересечения осей);

- рис.9 - осевая симметрия (их две) и центральная симметрии.

рис.7 рис.8 рис.9

Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. Она представляет собой противопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать и в процессе стрижки, и в окрашивании волос, и в моделировании объема прически. Ее роль в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее неординарной. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности. Примером асимметрии служат: косая челка, смещенный на бок «конский» хвост, асимметричная «лесенка» на висках (рис.10).

рис.10

Главным условием при использовании симметрии и асимметрии является гармоничность прически, ее уравновешенность.

Изучив литературные источники, мы провели небольшое исследование по выбранной теме, которое включало следующие этапы:

1) Наблюдение за учащимися МБОУ СШ №16 г.Павлово с целью определения предпочтений в прическе.

В ходе наблюдения было выявлено, что большинство учащихся школы придерживаются симметричных причесок (рис.11), асимметрия встречается в основном в виде «косых челок» и смещенных на бок «конских» хвостов (рис.12).

рис.11

рис.12

В ходе наблюдения также было определено, что элементы асимметрии в прическе в основном учащимися школы используются с целью подчеркнуть собственную индивидуальность.

2) Анкетирование учащихся 10А и 11А классов:

- Ребятам необходимо было изучить предложенные фотографии симметричных (рис.13) и асимметричных (рис.14) причесок, высказать предпочтения и обосновать свою точку зрения.

рис.13

рис.14

- Учащимся было предложено определить, к какому типу причесок – симметричных или асимметричных – они отнесли бы собственную прическу.

- Учащимся необходимо было определить форму своего лица, пользуясь предложенной методикой (Приложение).

Результаты анкетирования

- Работа с предложенными фотографиями.

30 человек (60%) из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, отдали предпочтение симметричным прическам, отметив при этом, что они красивее, подходят к любому типу одежды, к любому случаю.

20 человек (40%) выбрали асимметричные прически, выделив их креативность, оригинальность, неповторимость (диаграмма 1).

диаграмма 1

- Определение собственного типа прически.

38 человек (76 % опрошенных) уверены, что их собственная прическа симметрична; 12 человек (24%) – асимметрична (диаграмма 2).

диаграмма 2

- Определение формы своего лица с помощью предложенной методики.

15 человек (30%) имеют овальную форму лица; 8 человек (16%) – круглую, 7 человек (14%) – квадратную, 8 человек (16%) – прямоугольную, 6 человек (12%) – ромбовидную, 4 человека (8%) – треугольную и 2 человека (4%) – грушевидную (диаграмма 3).

диаграмма 3

3) За консультацией по вопросу использования симметрии в прическах мы обратились к мастеру салона «Харизма» г.Павлово Нижегородской области. В ходе беседы мы выяснили, что при выборе прически необходимо не только делать акцент на ее неповторимость и оригинальность, но и обязательно учитывать форму лица, потому что неправильное использование симметрии в прическе может только подчеркнуть различные недостатки внешности. Поэтому нами совместно с мастером были разработаны рекомендации по использованию симметрии в прическе в зависимости от формы лица.

1. Овальная форма лица считается условно идеальной и к ней подходят практически любые стрижки и прически, как симметричные, так и асимметричные.

2. Круглая форма лица характеризуется практически одинаковой длиной и шириной, широкий лоб мягко переходит в широкие скулы и сглаженный подбородок. Поэтому необходимо визуально удлинить и сузить лицо. В этом случае любая асимметрия в прическе выгодно влияет на овал лица: косой пробор; длинная скошенная челка; асимметричное каре с удлинением на лицо и скошенной челкой (рис.15).

рис.15

3. Для прямоугольной формы лица характерна примерно равная ширина лба и подбородка, высокий лоб, вытянутый подбородок. Нужно визуально укоротить и смягчить контур лица. Поэтому противопоказаны симметричные прически, которые еще больше подчеркнут высоту лица. Зрительно уменьшить такое лицо поможет густая скошенная челка (рис.16).

рис.16

4. Квадратная форма лица имеет приблизительно равные размеры по ширине и длине, а также характеризуется широким подбородком и широким лбом. Поэтому необходимо смягчить резкие черты и визуально сузить лицо, чтобы приблизить его форму к овалу. В этом случае противопоказаны симметричные прически, которые еще больше подчеркнут ширину лица. Поскольку квадратный тип лица выглядит немного грубовато, лучше всего подобрать асимметричную прическу, которая скрывала бы этот недостаток. Следовательно, здесь подойдут немного асимметричные челки, косой пробор, который должен проходить не сбоку головы, а чуть – чуть в стороне от вертикальной линии, делящей голову пополам (рис.17).

рис.17

5. Треугольная форма лица характеризуется выразительным лбом и заостренным подбородком. Нужно визуально расширить нижнюю часть лица. В этом случае рекомендовано симметричное каре (рис.18), а также косой пробор и косая челка ниже уровня глаз (рис.19).

рис.18 рис.19

6. Грушевидная форма лица определяется расширением в нижней части. Необходимо увеличить объем в верхней боковой части прически, что достигается с помощью густой скошенной челки (рис.20).

рис.20

7. При ромбовидной форме лица широкие скулы, заостренный подбородок и лоб конической формы. Поэтому необходимо сгладить выступающие скулы. Это достигается за счет густой скошенной челки и асимметричного каре (рис.21).

рис.21

Разработав рекомендации по использованию симметрии в прическе, мы пришли к выводу, что 35 человекам (70%), принявшим участие в анкетировании, можно порекомендовать использовать в своей прическе различные элементы асимметрии, что поможет скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты. Однако нужно помнить, что форма лица – это важный аспект, влияющий на выбор прически, но далеко не единственный, важно не упускать из вида и ряд других особенностей. Например, социальные факторы, такие как возраст, род деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Симметрия – это не только математическое понятие. Можно сказать, что на симметрии держится весь мир. Когда мы видим проявления симметрии в разных областях жизни, мы невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе. Но симметрия – общее свойство объектов окружающего мира, асимметрия же отражает индивидуальные свойства объектов. Мир существует благодаря единству симметрии и асимметрии.

На основании проведенных исследований нами сделаны следующие выводы:

1. Применение симметрии и асимметрии в прическе является важным средством достижения художественной выразительности.

2. Симметрия помогает создавать уравновешенные композиции. Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности.

3. У большинства учащихся МБОУ СШ №16 г.Павлово прически симметричные, асимметрия в основном проявляется в виде косых челок и скошенных набок «конских» хвостов. По мнению учащихся, использование элементов асимметрии необходимо для выражения своей индивидуальности.

4. Разработанные совместно с мастером салона «Харизма» рекомендации по использованию симметрии в прическе позволяют скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты.

5. 35 человекам (70%), принявшим участие в анкетировании, можно порекомендовать использовать в своей прическе различные элементы асимметрии, что поможет скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты.

Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение и цель нашего исследования – изучение возможностей использования симметрии в прическе - достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

1.Вигнер Е. Этюды о симметрии. – М., 1971.

2. Иэн Стюарт. Истина и красота. Всемирная история симметрии. – Астрель, 2010.

3. Моисеев Н.А. Искусство прически. — Ростов на Дону: «Феникс» 2004г.

4.Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982.

5.Урманцев Ю.АСимметрия природы и природа симметрии: Философские и естественно-научные аспекты. Изд.2.— М.: Мысль, 2006.

Интернет – ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://hairdressers-all.com/modelling-secrets/hairdresses.html

http://www.rezepti-krasoti.ru/publ/parikmakher/pricheski_poshagovo/asimmetriya_pricheski/25-1-0-146

http://studopedia.ru/4_120648_simmetriya-i-asimmetriya.html

https://vk.com/topic-30941724_29561181

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика определения типа лица

Определиться с формой лица можно, сделав следующие замеры:-замеряем на уровне 1см от края подбородка его ширину (ШП);- замеряем расстояние между скулами в самом широком месте (ширина скул; ШС);- замеряем расстояние посредине лба между краевыми линиями роста волос левого и правого висков (ширина лба; ШЛ);- замеряем высоту лица посредине лица от подбородка до краевой линии роста волос на лбу (ВЛ).Теперь по замерам определяем форму своего лица:- овальное лицо (ШП – около 5,2см, ШС - около 13см, ШЛ – около 12,6см, ВЛ – около 18,5см);- треугольное лицо (необходимы только 3 замера: ШП – около 3,5см, ШС – около 13см, ШЛ – около 12,5см);- ромбовидное лицо (необходимы только 3 замера: ШП – около 4,4см, ШС – около 14см, ШЛ – около 11,2см);- круглое лицо (ВЛ больше ширины менее, чем на 3см);- квадратное лицо (вид формы круглого лица, но с большей широтой нижней челюсти);- прямоугольное лицо (объединяет в себе характеристики круглого и квадратного лица);- грушевидное лицо (вид круглого лица, немного вытянутого по высоте с зауженной шириной лба).

Просмотров работы: 3852