САМЫЕ ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОКРУГ НАС

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

САМЫЕ ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОКРУГ НАС

Постовалова Е.М. 1
1МБОУ "СОШ № 5"
Кокшарова Н.В. 1
1МБОУ "СОШ №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Сегодня все мы живем в достаточно комфортных условиях, благодаря достижениям цивилизации и пользуемся ее благами, которые мы получили в результате многочисленных открытий и изобретений человечества. Мы привыкли к такой удобной, современной жизни и воспринимаем все эти достижения как неотъемлемую часть нашей повседневной жизни.

Конечно, мы благодарны всем тем, кто наполнил нашу жизнь открытиями, изобретениями, тем самым во многом облегчив ее, сделав комфортнее, интереснее. Сегодня возможности выбора человека огромны, как в средствах транспорта, средствах связи, так и в различных мультимедийных средствах. Мы не представляем нашу жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других благ. Но в связи с тем, что последнее время все чаще и чаще звучит предупреждение человечеству об обратной стороне всех этих супердостижений, я задумалась: а насколько они безопасны?

Целью данного исследования стало выявление самых вредных достижений цивилизации.

Объектом исследования являются учащиеся 7 - 11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Нижняя Салда.

Автор провела исследование путем анкетирования и интервьюирования, используя индуктивный метод. Учащиеся опрашивались о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на данное время. Максимум можно было выбрать три варианта ответа. Респондентами были учащиеся 7 -11 классов в количестве 55 человек.

Реализация поставленной цели представляется возможной посредством решения следующих задач:

1. Изучить литературу, статистические данные по данному исследованию.

2. Представить основные сведения о вреде достижений цивилизации.

3. Проанализировать результаты анкетирования и интервьюирования.

Методы исследования: анкетирование и интервьюирование, количественный и качественный анализ данных исследования.

Опытная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Нижняя Салда.

Исследование проводилось в форме письменного анкетирования.

Источники информации: материалы Интернет-ресурсов, СМИ, энциклопедическая литература. Так же в процессе работы над проектом, были использованы результаты различных опросов по данной теме среди учащихся своей школы.

Научно-практическая значимость исследования:

Разработка своего рода памяток по использованию этих полезных, привычных для нас, но в то же время и опасных современных изобретений.

Результаты исследования могут быть использованы в целях дальнейшего научного поиска.

Глава 1.Роль изобретений в жизни человека

Вся история человечества свидетельствует о том, что человек наделен даром изобретать, и его стремление изобретать неизмеримо. К человеческим изобретениям относятся такие впечатляющие вещи, как самолет, компьютер и телефон, которые значительно изменили мир, равно как внесли принципы и методы, успешно используемые в повседневной жизни.

Изобретательский дар человека не останавливался ни перед чем. У понятия «изобретение» имеется социальная, общечеловеческая ценность. Ведь кому нужны бесполезные, бессмысленные изобретения, даже если они демонстрируют небывалую силу.

Исследователи и ученые не скупятся на проведение всевозможных исследований, и каждый раз обнародованные результаты могут повергнуть слабонервных в шок.

Мы тоже решили провести анкетирование. Опрашиваемым был задан следующий вопрос: Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными? (выберите не более трёх ответов). Ответы респондентов распределились следующим образом:

Как видно из результатов опроса, по мнению подростков. Наиболее опасными для общества на сегодняшний момент являются такие достижения цивилизации, как ядерное оружие (в мировом масштабе), так и наркотики, алкоголь и сигареты (в масштабе каждого человека).

Чтобы выяснить для себя, как же обращаться с данными достижениями, необходимо узнать о них и других более подробно.

Глава 2. Достижения цивилизации, повлиявшие на развитие современного мирового сообщества.

3 сентября 1864 года в одной из лабораторий Стокгольма прогремел, пожалуй, один из самых значимых в истории человечества взрыв. Инцидент произошел во время опытов над нитроглицерином, которые проводил Альфред Нобель. Тем не менее Альфред нашел в себе силы продолжать эксперименты над гремучим веществом. Три года ученый пытался стабилизировать это легко взрывающееся вещество. Полученная смесь была запатентована Альфредом Нобелем 25 ноября 1867 года под названием «динамит». По моему мнению, именно это событие положило начало бурному научно – техническому развитию.

2.1.Ядерное оружие.

Никого не удивит, что начали мы свой список с ядерного оружия. Мировые страны, не отказавшиеся от него, используют его как способ устрашения оппонентов. Однако если однажды его решат одновременно применить несколько стран, то худший из сценариев – это раскол планеты (и это не фигуральное выражение), лучший – климатическая катастрофа, разрушение озонового слоя, смерть всего живого. Безусловно, человечество, за всю свою историю, еще не создало оружия мощнее и смертоноснее, чем атомная бомба. Таким образом, ядерная война не сможет разрешить межгосударственные проблемы, она просто станет причиной климатической катастрофы (холода, массовых пожаров), повышения раковых заболеваний у выживших людей и в дальнейшем — смерти всего живого.

2.2.Наркотики, алкоголь и сигареты.

Предприимчивые люди строят свой сверхприбыльный бизнес на человеческих слабостях. Кто-то пытается убежать от реальности, нанося непоправимый вред своему организму и пополняя кошельки других. Нет надобности говорить что-то еще, когда об этом и так уже много написано. Предупреждения размещены даже на упаковке из-под сигарет, плохо, что не все принимают их всерьез.

2.3. Атомная энергетика.

Следующий пункт – это снова атомные технологии. Как часто мы слышали о мирном атоме, о том, как дешево нам обходится атомная энергетика, и что при налаженной работе АЭС не вредят окружающей среде. Но кто может гарантировать их бесперебойную работу? В настоящее время эксперты со всего мира ставят вопрос о небезопасности ядерных электростанций. Многие страны мира обсуждают тему отказа от такого вида энергетики, ведь аварии на АЭС всегда грозят глобальными экологическими катастрофами. Ярким примером тому может послужить авария в 1986 году на Чернобыльской АЭС и в 2011 году на японской станции «Фукусима-1». Польза атомной энергетики только в том, что такая электроэнергия очень дешевая. Несмотря на то, что один атомный реактор производит в час миллион киловатт-часов электрической энергии, при этом не сжигая органического топлива, все же атомная станция производит отходы намного опаснее – радиоактивные. Период полураспада некоторых из них – несколько миллиардов лет. А накопившись однажды в организме человека, многие из них уже не выводятся1.

2.4. Химические удобрения.

Основу агрохимии заложили в 30-40-х годах XIX века француз Жан Батист Буссенго и немец Юстус Либих, однако массовое производство химических удобрений началось в XX веке. В последние годы объем их потребления достигает 160 млн тонн, наиболее распространены азотные и фосфорные удобрения. Конечно, это эффективный и быстрый способ увеличить количество продуктов питания, которых постоянно не хватает для всего населения планеты. Между тем постоянное их использование нарушает биологический цикл растений, приводит к эрозии почвы, уничтожению в ней микроорганизмов и насекомых. Через грунтовые воды удобрения попадают в водоемы и вызывают гибель рыб и других животных. Фосфорные, азотные и другие удобрения наносят вред флоре, фауне, в т.ч. негативно влияют на здоровье людей, способствуют возникновения серьезных заболеваний.

2.5. Добыча нефти.

Но сама добыча, это только часть общей опасности. Добытую нефть с буровой платформу еще нужно доставить на берег с помощью огромных танкеров. Первый в мире нефтеналивной паровой танкер был построен в 1877 году в Швеции по заказу «Товарищества братьев Нобель». Сейчас моря и океаны бороздят более 4 тысяч танкеров, перевозящих в год более 2 млрд тонн нефти. В то же время регулярными стали экологические катастрофы, вызываемые этими судами. Одним из крупнейших стал в 1978 году разлив 220 тысяч тонн нефти с американского танкера Amoco Cadiz, приведший к загрязнению 360 км побережья Франции. Экологическое равновесие в регионе нарушено до сих пор.

2.6. Двигатели внутреннего сгорания.

Работы этих двигателей обеспечивают бензиновые и дизельные топлива, при сгорании которых, в атмосферу ежегодно выделяются миллионы тонн ядовитых веществ. Защитниками окружающей среды двигатели внутреннего сгорания уже давно отнесены к опаснейшим изобретениям человечества. Их вред, например, в отличие от ядерного оружия, заключается в том, что он не проявляется сразу. Эти двигатели выбрасывают в атмосферу тяжелые металлы, что сжигают атмосферный кислород, травят людей угарным газом, способствуют созданию парникового эффекта (потеплению климата, засухи).

2.7. Фреон.

Фреон был синтезирован в 1928 году американским химиком Томасом Мидглейем-младшим. Так как этот газ обладает высокими термодинамическими свойствами, в скором времени он стал широко применяться в производстве кондиционеров, холодильников, а также аэрозолей и парфюмерии. Только в 80-х годах учеными было доказано, что, разлагаясь в атмосфере с выделением хлора, фреон разрушает озоновый слой, а если нагреть газ свыше 250°C, образуются очень ядовитые продукты, которые могут быть сильным отравляющим средством. При этом парниковая активность фреона в 1300-8500 раз превышает аналогичные свойства углекислого газа. Раз уж речь зашла об утончении озонового слоя, то как тут не вспомнить изобретенный в 1928 году фреон. Этот газ достаточнодолго применяли в холодильном оборудовании, парфюмерии, прежде чем осознали, как он опасен для окружающей среды.

2.8. Генная инженерия.

Генетически модифицированные организмы были получены американскими учеными в начале 1980-х годов. В 1988 году в США появились первые посадки трансгенных злаков. Сейчас сельхозкультуры с измененными генами занимают в мире более 100 млн гектаров. Между тем вопрос о безопасности продуктов с ГМО остается открытым. Проанализировав ответы респондентов и познакомившись с перечисленными выше достижения цивилизации, автор задумался: Почему опрашиваемые не отметили различные гаджеты (мобильный телефон, компьютер, планшет и т.п.)? Можно ли считать их безвредными. Поэтому далее автор работы обратился к изучению того, как относятся современные подростки к различным средствам связи и гаджетам (особенно пристальное внимание автор намерен уделить мобильным телефонам и компьютерам, а также телевидению).

2.9. Средства связи.

2.9.1.Мобильный телефон.

"Добровольное облучение мозга микроволнами от мобильного телефона - это самый крупный биологический эксперимент над человеком"2

Исследователи и ученые не скупятся на проведение всевозможных исследований, и каждый раз обнародованные результаты могут повергнуть слабонервных в шок. Оказывается, что «смертельные» опасности подстерегают человека в самых неожиданных местах. Это, например, мобильные телефоны. Сегодня они являются неотъемлемой частью жизни современного человека, трудно представить, как еще совсем недавно люди обходились без этой очень удобной, полезной вещи. Мобильный телефон опасен всегда, когда он включён. В то же время опасность мобильных заключается еще и в том, что телефон оказывается самым "грязным" бытовым предметом. По количеству бактерий, в том числе опасных, он опередил клавиатуру, дверные ручки, подошвы ботинок и даже туалет. Самое время задуматься о дезинфекции нашего главного средства связи.

Автором работы были заданы 3 простых вопроса своим одноклассникам (обучающимся 7 «Б» класса):

Вопрос 1. Сколько времени в день вы тратите на разговоры по телефону?

Вопрос 2. Сколько времени в день вы тратите на игры по телефону?

Вопрос 3. Сколько времени в день вы тратите на общение в сети по телефону?

Ответы, полученные в результате опроса, были ошеломляющими. Оказалось, что подростки не столько разговаривают по телефону (от 1 д о2 часов в день в среднем – 36% опрошенных, остальные – менее 6 минут в среднем в день), сколько именно общаются по телефону в сети, с помощью СМС (от 2 до 3 часов в среднем в день – 24%, более 3 часов – 66%). Такой результат говорит о том, что у подростков очень быстро формируется зависимость от телефона, что, в свою очередь, не может не беспокоить.

2.9.2. Компьютер.

Электронно-вычислительная техника давно уже прочно вошла во все сферы нашей жизни. Компьютер–это источник необходимой информации. Компьютер думает, решает, чертит, рисует, играет, проектирует, учит, регистрирует и т.д. Небывалая скорость получения и передачи адресату визуальной информации, а, следовательно, возможность наиболее эффективного практического использования этой информации – вот основные причины всеобщей компьютеризации. Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья. В процессе работы над данной темой, я провела небольшое анкетирование «Ваше отношение к компьютеру» среди учащихся своего (7Б) класса. В ходе анализа были получены следующие результаты:

  • Большинство отметили положительное отношение к компьютеру (76%).

  • На вопрос: Задумывались ли Вы о влиянии компьютера на здоровье человека? большинство ответили, что не задумывались (78%)

Такие результаты подтолкнули нас к проведению еще одного мини-опроса о том, как меняется самочувствие тех, кто долгое время проводит за компьютером. В результате автор пришла к следующим выводам:

  • 67% учащихся на вопрос о том, испытывают ли они усталость или какие-либо другие негативные ощущения после длительной работы на компьютере, ответили положительно, при этом некоторые назвали в качестве негативного воздействия некоторую общую заторможенность (17%), боль в глазах (43%), спине (27%), и даже расстройство памяти (16%).

  • На вопрос «Устаете ли Вы от работы на компьютере?» 26 % ответили «да», 60 % - «нет», 13 % - «не знаю».

В истории развития компьютера существуют такие случаи, когда компьютер вызывает наиболее серьезные нарушения, в частности психики.

Хотелось бы отметить еще один небольшой минус компьютера–это возникновение компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства. Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день.

При всем этом на вопрос анкеты: «Нужен ли компьютер в жизни человека?» 87 % учащихся ответили «да», 2 % ответили «нет», 11% - «только для работы».

Из этого следует, что все-таки компьютер сегодня необходим в нашей жизни, и отказаться от него, значит лишить себя важнейшего достижения современной цивилизации. Положительные и отрицательные стороны компьютера находятся примерно в равновесии.

2.9.3. Телевидение.

Еще одно изобретение человечества, которое в последнее время все чаще и чаще подвергается критике и, в первую очередь, не из-за вредного влияния на здоровье человека, а как фактор, влияющий на психологию зрителя. Это хорошо известное всем телевидение. По мнению доктора психологических наук В. И. Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности их психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближайшие родственники, то сейчас эти функции взял на себя телевизор. В отличие от родителей, телевизор никогда не отстраняется от юных зрителей, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни. Страшно, что дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.

К сожалению, современный человек не допускает даже мысли, чтобы вообще не смотреть телевизор. Он боится "отстать от жизни", не быть в курсе всех событий, уменьшить свой кругозор...

Заключение

Полученные в ходе моего небольшого исследования результаты дают возможность еще раз убедиться в том, что действительно важнейшие изобретения в различных сферах жизни человека, делают ее более комфортной, удобной и интересной, но именно анализ полученных результатов открывает и обратную сторону этих изобретений со знаком «минус».

Проанализировав ответы респондентов и познакомившись с перечисленными выше достижения цивилизации, автор задумался: Почему опрашиваемые не отметили различные гаджеты (мобильный телефон, компьютер, планшет и т.п.)? Можно ли считать их безвредными.

Поэтому далее автор работы обратился к изучению того, как относятся современные подростки к различным средствам связи и гаджетам (особенно пристальное внимание автор намерен уделить мобильным телефонам и компьютерам, а также телевидению).

Ответы, полученные в результате опроса, были ошеломляющими. Оказалось, что подростки не столько разговаривают по телефону, сколько именно общаются по телефону в сети, с помощью СМС. Такой результат говорит о том, что у подростков очень быстро формируется зависимость от телефона, что, в свою очередь, не может не беспокоить.

Далее, изучив взаимоотношения подростка с компьютером, автором сделан следующий вывод: все-таки компьютер сегодня необходим в нашей жизни, и отказаться от него, значит лишить себя важнейшего достижения современной цивилизации. Положительные и отрицательные стороны компьютера находятся примерно в равновесии.

Еще одно изобретение человечества, которое в последнее время все чаще и чаще подвергается критике и, в первую очередь, не из-за вредного влияния на здоровье человека, а как фактор, влияющий на психологию зрителя. Это хорошо известное всем телевидение.

Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы является влияние его на детей.

Как быть? Отказаться? Смириться?

Скорее всего, просто необходимо понять, что при использовании с умом и в разумных границах полезны любые изобретения, что без выше перечисленных достижений нет развития, и современная жизнь невозможна, даже без памперсов современный быт осложнился б, все открытия способствуют прогрессу цивилизации, так было всегда, начиная с древнейших времен: даже палкой-копалкой можно было двинуть по голове, а можно было выкопать корень. Не бывает вредных изобретений, есть немудрые люди. Сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными. Все перечисленное полезно при грамотном использовании.

Итак, полученные в ходе исследования данные не столько позволили нам оценить влияние перечисленных выше достижений цивилизации на современного подростка, но и выявить другие, ещё более важные проблемы, а именно: влияние Интернета и особенно социальных сетей на психику и здоровье подростка.

Поэтому именно этот важный вопрос автором работы определён как приоритетный для проведения следующего исследования. Таким образом, на 2017-18 учебный год и была определена тема работы на перспективу – «Влияние всемирной сети на психику и здоровье современного подростка». Для этого автор планирует привлечь к совместной деятельности в качестве научных руководителей учителя информатики и школьного педагога-психолога.

Список использованных источников.

  1. БСЭ. Изд. 3-е. М., Сов. энциклопедия, 1970.Т. 3

  2. Василевская М. Эра робота или эра человека?: Будущее цивилизации в ракурсе глобальных проблем, сценарии развития //Наукаирелигия.-1997.

  3. Войтюк Т.Ю. «Проблемы развития атомной энергетики». Минск 2002

  4. Воронин А.А. Миф техники. М., Наука, 2004

  5. Ермакова И.В. Генетически модифицированные организмы. Сочи 2010

  6. Еременко Е.С. Вред курения. - Минск, 2002

  7. Лабковский Б.А. Наука изобретать. СПб, Нордмет-издат, 1999

  8. Маркович Д. Глобальные проблемы и качество жизни//Социс.-1998.

  9. Соучек Л. Туда, где не слышно голоса. Прага, 1968.

  10. Oрзак М., Компьютерная Зависимость Услуг. 1996-2003.

  11. Птушенко А. Кому нужен этот закон? Техника молодежи, №2, 2004

  12. Янсен Ф. Эпоха инноваций. М., Инфра-М, 2002

  13. Шведский нейрохирург профессор Лэйф Сэлфорд. 2003.

  14. http://www.vredno-vsyo.ru/

  15. Источник: bezvreda.com - Мир без Вреда

  16. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. М., 1999

1Т.Ю. Войтюк «Проблемы развития атомной энергетики». Минск 2002

2Шведский нейрохирург профессор Лэйф Сэлфорд. 20036.

19

Просмотров работы: 11810