ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДРУЖБЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДРУЖБЫ

Тараканова А.С. 1
1МБОУ"СОШ №1" г.Калуги
Семизорова С.И. 1
1МБОУ"СОШ №1" г.Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы приходим каждый день в школу, говорим друг другу: «Привет!», делимся новостями, проблемами, даем советы. На уроках мы все стремимся - получить новые знания, закрепить то, что уже знаем. Наверное, именно эта цель руководит нашим желанием помочь друг другу лучше разобраться в учебном материале, поэтому в наших школьных отношениях много внимания отводится урокам.

Но иногда мы с радостью принимаем участие во внеурочных мероприятиях: соревнования, утренники, поездки, школьный лагерь. Так минует день за днем школьной жизни. И мы даже не задумываемся, что эта жизнь состоит из двух главных факторов: обретение знаний и школьной дружбы. Если наши знания мы получаем от учителей, то какой будет школьная дружба, - полностью зависит от нас самих, нашего отношения друг к другу.

Мы решили провести исследование на тему: «Что такое школьная дружба?»

Цель моего исследования: выяснить, что такое дружба и какими качествами должен обладать настоящий друг.

Задачи, которые мы поставил перед собой:

1.Сформулировать понятие «дружба».

2.Выяснить какая дружба бывает, по каким критериям мы выбираем себе друзей, и что не может называться дружбой.

3. Провести опрос среди учащихся “Школьный друг, кто он?”.

Предмет работы: школьная дружба.

Объект работы: отношения между детьми в школе.

Гипотеза: если дети общаются между собой в школе, доверяют друг другу, у них есть общие интересы, то школьная дружба существует.

Актуальность работы: развитие дружбы предполагает взаимопонимание, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. В ходе работы были использованы следующие методы:

1.Изучение и анализ литературы;

2.Метод наблюдения и опроса;

3.Эксперимент.

  1. Что такое «дружба»?

Что такое дружба? - Спросила я у птицы. - Это когда коршун Летает вместе с синицей. -Спросила я у зверя: -Что такое дружба? Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки:

- Дружба – что такое? Это что-то огромное, Радостное и большое! Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети!

Какое прекрасное слово "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, машинки, куклы.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний (см. ПРИЛОЖЕНИЕ I) .

Дружба — это близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами. Серьезные нарушения ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность – вражду.

Дружба зависит от общих целей, интересов, идеалов, намерений. При этом дружеские отношения всегда очень много эмоций. Поскольку дружба – социальный феномен, она изучается социологией, этикой, философией, этнографией и другими науками.

Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель. Даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике. Итак, в большинстве случаев слово "дружба" имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ I)

Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания.

Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного.

Значение третье: функциональные отношения. Это дружба между компаньонами, политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно.

  1. Школьная дружба.

На протяжении всей жизни мы встречаем новых друзей. Первые из них появляются у нас еще в детском саду. Конечно, чаще всего, такие друзья очень быстро забываются, обычно дружба заканчивается вместе с переходом в более взрослую школьную жизнь, хотя, конечно же, бывают и исключения: есть такие счастливчики, которые познакомились еще в детском саду, дружат на протяжении всей жизни.

Далее нас ожидает общение в школе. Именно здесь мы встречаем своего первого настоящего друга, который будет сопровождать нас долгие годы, а возможно и всю жизнь.

Во время такого общения мы делимся со своим другом своими чувствами, впечатлениями о прошедшем дне, обсуждаем компьютерную новинку или только вышедший сериал. Благодаря школьной дружбе у нас появляется прекрасная возможность узнать что-то новое, например, увлечься каким-то видом спорта, которым занимается наш товарищ.

Друзья нужны друг другу для того, чтобы и в радостные и в тяжелые моменты был рядом человек, на которого можно полностью положиться. Бывают моменты, когда нам просто необходимо присутствие человека, готового выслушать все то, что творится у нас в душе, а порой просто необходимо поплакаться на плече друга, поделиться своими переживаниями, чувствуя, что есть человек, которому это по-настоящему небезразлично. В школе вместе с огромным потоком знаний, который ежедневно к нам поступает, мы по-настоящему испытываемся на прочность, дружба – это такое же серьезное испытание. Каждый человек умеет дружить по-разному. Друг – это наша правая рука, которая всегда готова поддержать и помочь.

Каждая настоящая дружба рано или поздно подвергается проверке на прочность. Ни для кого не секрет, что лучше всего друг познается в беде. Не всегда школьная дружба остается с нами на всю жизнь или хотя бы на несколько лет. Зачастую она заканчивается сразу же после получения аттестатов.

Во многих школах имеется такая прекрасная традиция, как встреча выпускников, где имеется возможность встретить всех своих прошлых друзей, которые были рядом на протяжении долгих десяти лет, с кем вы делились своими секретами, мечтами и надеждами. Старый друг всегда лучше новых двух.

3.Кто есть твой друг?

У кого-то из вас много приятелей и знакомых, но трудно выбрать из них человека, которого можно было гордо назвать другом. А кто-то, возможно, чувствует себя одиноким и с горечью признаётся себе, что друзей у него нет. Но в любом случае, настоящий друг никому не помешает. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

Трудно и сложно жить человеку, когда он один, когда рядом нет родных, близких, друзей. Самое страшное одиночество – это отсутствие друзей. Считают, что человека, имеющего друзей, можно назвать счастливым человеком.

Мы думаем, что друг - это очень редкий человек, который поможет тебе в трудную минуту, из всех, кого я знаю настоящих друзья только единицы. Настоящий друг - это тот, кто никогда не бросит. Не только в беде, но и в радости завидовать не будет. С настоящим другом можно не видеться и не общаться очень долгое время. Но если ты знаешь, что этот человек тебе всегда поможет, примчится по первой просьбе - это настоящий друг.

Человек чаще дружит с теми, кто разделяет с ним интересы, имеет с ним духовное родство. «С кем поведешься, от того и наберешься.» - от человека, с которым дружишь, перенимаешь его привычки, начинаешь невольно подражать ему. Человек выбирает себе друзей так, чтобы ему было легко и интересно общаться с ними. Получается, что достаточно узнать человека, и ты будешь иметь представление о его друзьях.

У каждого человека большой круг общения, с кем он находится большую часть своего времени на работе, дома, и на досуге, но друзьями всех не назовешь, друг - это с кем приятно общаться или просто находится рядом, с кем прошли нелегкие жизненные трудности, кому можно поделиться сокровенной тайной, зная, что это никто никогда не узнает тот, кто разделит твою радость, а не будет с ухмылкой завидовать, получается друг- это брат(сестра) пусть не по крови, но зато близкий душой.

Выбор друзей характеризует человека, и по его друзьям можно составить впечатление о нем самом. Именно по тому, кто и что составляет наше окружение, можно сказать о нас очень и очень многое. Мысли, поведение, реакции, знания, эмоции и т.д. во многом зависит от того окружения в котором мы живем. Если в нашем окружении много нытиков, у которых всё плохо, жизни нет, любви нет и т.д. то примерно так же и мы будем думать, если мы с этим не согласны, то, скорее всего, мы сменим круг общения.

Настоящий друг - это самый близкий человек, потому что он становится частичкой вас, а вы его. Друг всегда готов прийти на помощь, когда вы в беде и порадоваться за вас в минуты счастья. Друзья - это словно одна душа, живущая в двух телах ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ II)

4.Что не является дружбой.

Одним из частых заблуждений о том, что такое дружба и кто такие друзья, является то, что наши друзья – это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба – это с процесс общения. Однако, как выясняется, это совершенно не так. Совершенно не обязательно, чтобы дружба была связана с личным общением или зависела от него. Настоящие друзья всегда остаются друзьями независимо от обстоятельств. Вот пример из Библии. В силу обстоятельств Давид скрывался от своего врага – царя Саула – почти семь лет, и за это время он видел своего близкого друга Ионафана всего один раз незадолго до его смерти. Однако всё это время их дружба была нерушима, и спустя семь лет разлуки Ионафан был готов рисковать жизнью только ради того, чтобы ободрить своего друга и заверить в своей дружеской любви!

В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами), «есть приятели, готовые разорвать друг друга на части» (Библия, Притчи 18:24). Какая уж тут дружба?!

Если мы принимаем приятельские отношения по ошибке за дружбу, то в итоге это приводит к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в результате получается, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже Ваши друзья до конца. Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».

Наши исследования

1.Анкетирование учеников начальной школы.

Цель: выяснить, что такое дружба в понимании детей?

В анкетировании всего принимало участие 240 человек – учащиеся 1-4 классов.

2.Существует ли школьная дружба?

Вывод: при анкетировании было выявлено, что школьная дружба существует. Учащиеся оценивают это понятие как помощь в трудную минуту или общность интересов. Другие сомневаются в прочности этой дружбы.

3.Какие качества должны быть у настоящего друга (честность, преданность, взаимовыручка, понимание, доброта, искренность)?

Вывод: для учащихся вторых классов основное качество это взаимовыручка и преданность вне зависимости совершаемых ими поступков. Учащиеся третьего класса на первое место ставят честность и взаимовыручку. В четвертом классе учащиеся начинают задумываться о преданности и понимании; могут оценивать действия своих товарищей, начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок. В четвертом классе складываются отношения взаимного доверия.

4. С кем Вы дружите (одноклассниками, родственниками, соседями, животными)?

Вывод: анкетирование доказало, что в течение всей школьной жизни обучающиеся имеют большую часть друзей в стенах школы.

5.На какое место вы ставите дружбу (семья, дружба, школа)?

Вывод: опрос учащихся показал, что на первое место учащиеся ставят семью, так как это их самые близкие люди в их жизни. На второе место школа, так как оценка знаний пока имеет большее значение для учащихся 1-4 классов. На третьем месте отношение с друзьями.

Вывод: анкетирование показало, что многие ученики на первое место в выборе друга ставят нравственные качества: доброту, отзывчивость, верность, умение прийти на помощь в трудную минуту (см. ПРИЛОЖЕНИЕ IV).

2.Анкетирование учеников начальной школы.

Цель: выяснить, по каким качествам оценивают школьники дружбу

Закончите фразы:

  • -Со мной дружат, потому что...

  • -Я с ними дружу, потому что...

  • -Я не буду с ним дружить, потому что...

  • -Они со мной не дружат, потому что...

Вывод: для младших школьников друг - это партнер в играх, тот, кто живет неподалеку, ходит в тот же класс или имеет интересные игрушки, вещи.

3.Тест на определение предпочитаемых черт характера в друзьях «Скажи мне, кто твой друг»

Цель: выяснить, с какими качествами характера выбирают себе друзей школьники 1-2 классов, с кем они больше всего хотели дружить.

Если ты не нашел подходящего друга, можешь в свободной рамке срисовать его портрет и написать, каким он должен быть.

Вывод: обработав результаты теста:

4.Анкетирование учеников начальной школы.

Цель: выявление сплоченности классного коллектива

Анкета для детей 3-4 классов

  1. На чем по вашему мнению основывается дружба:

  • на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

  • на взаимопонимании, единстве интересов;

  • на доверии и откровенности; на умении говорить правду в глаза, на принципиальности;

  • на верности и доброжелательности.

2.Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе? Основную причину подчеркни тремя чертами, вторую - двумя, третью- одной.

  • зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле;

  • обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

  • каждый думает в первую очередь о себе;

  • ребята плохо знают друг друга;

  • отсутствуют общие дела, которые нас бы объединили;

  • нет общих интересов.

Вывод:

настоящая дружба

Дружбе между детьми мешает:

  • на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту

  • на взаимопонимании, единстве интересов

  • на верности и доброжелательности

  • каждый думает в первую очередь о себе

  • нет общих интересов

  • обман, отсутствие доверия

5.Творческая работа: сочинение на тему « Мой друг».

Цель: выявить высказывания детей о взаимоотношениях в коллективе

Вывод: данные работы помогли выявить в классе лидера, понять взаимоотношение детей. Сочинение доказывают, что дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Сочинение дает возможность учителю и родителям помочь детям найти такого человека и суметь сохранить с ним отношение.

Заключение

Мы считаем, что в наше время данная тема является актуальной. Не каждый учащийся осознает, с кем он общается и проводит время. Ведь за все время общения появляются общие интересы, которые могут быть либо положительными, либо отрицательными. К положительным интересам относятся какие-либо увлечения, спорт, искусство и т.д. И поэтому, выбирая друзей, торопиться не надо.

С другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другими людьми. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает учащимся преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни со стороны других детей. Наши исследования также показали, что многие отвергаемые сверстниками дети все-таки уверены, что у них есть лучшие друзья, и удовлетворены своей дружбой.

Еще один вид дружбы — общение в группах сверстников. С момента знакомства детей в группе начинается процесс разделения ролей. Выявляются общие ценности и интересы. Растут взаимные ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным. На это различие в положении среди сверстников, по-видимому, влияет ряд факторов. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомство. На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями выше средних и хорошо учатся. Спортивные данные особенно важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы превращаются в соревнующиеся спортивные команды.

Наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и суметь сохранить с ним отношения.

Наши предложения:

1. Использовать для преодоления ребенком проблем в общении со сверстниками упражнения предложенного тренинга на детских праздниках.

2.Прочитать с ребенком произведения о дружбе из детской литературы, обсудить с ним поступки детей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ V ) .

Список литературы

  1. Андрейчук Г. Б. «Дружба не знает границ»: общешкольный праздник / Г. Б. Андрейчук, Е. В. Жеренкова. // Воспитание школьников. - 2013. - № 9. - С. 22-27.

  2. Березина, С.Н.,. Новейший справочник школьника для 1-4 классов.– М.: Дом славянской книги, 2011.

  3. Борисова А. О добрых делах: беседа на тему дружбы по творчеству А. Барто для детей 7-9 лет / А. Борисова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 10. – С. 6-9.

  4. Гайдаенко Е.А. Добрым делам — да, сквернословию — нет! - Феникс,2014.

  5. Глубоковских М. В. «Самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка» М. В. Глубоковских // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – № 8. – С. 9-10.

  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2008.

Учебное пособие. Издательство: Книголюб, 2005 г.

  1. Кондрашова Н.В., Текаева А.С. Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования.Журнал « Science Time» Выпуск № 1 (13) / 2015 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

  2. Максименко Н.И. Спутник классного руководителя.- Волгоград: Учитель:, 2007.

  3. Максимова И. П. «Друг бесценнее всего, не купить нигде его!»: театрализованное представление / И. П. Максимова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 5. – С. 23-25.

  4. Маханева М.Д.Азбука чувств. М.2012.

  5. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Детская психология.-М.2005.

  6. Пешкун Л. Г. Урок дружбы / Л. Г. Пешкун // Школьная библиотека. – 2002. – №4. – С.9-13.

  7. Санюк // Праздник в школе. – 2014. – № 8. – С. 8-16.

  8. Соломко Н.З.Я познаю мир. Астрель, 2000.

  9. Шорыгина Т.А. Общительные сказки Санюк Е. Не теряйте друзей / Е.

http://r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01/2010-08-01-17-00-46/2010-08-02-22-03-19.html

http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/prazdnichnokonkursnaya-programma-davayte-zhit-druzhno.html

http://pedsovet.su/load/11-1-0-33254

http://festival.1september.ru/articles/616487/

ПРИЛОЖЕНИЕ I

(Материалы из презентации «Школьная дружба» )

ПРИЛОЖЕНИЕ II

(Материалы из презентации «Школьная дружба»)

ПРИЛОЖЕНИЕ III

(Материалы из презентации «Школьная дружба»)

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

(Материалы из презентации «Школьная дружба»)

ПРИЛОЖЕНИЕ V

(Материалы из презентации Викторина «Кто с кем дружит»)

Просмотров работы: 18817