ИГРЫ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИГРЫ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Малибашева П.А. 1
1МБОУ СОШ №1 г. Калуга
Мельниченко С.И. 1
1МБОУ СОШ1г Калуга,
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Папа и мама, когда видят, что я сижу у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок не было, а по телевизору шёл один канал, и любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.

По мнению наших родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы чаще всего играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры – только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями?

Целью исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши родители.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать вопросы для анкетирования пап и мам.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Выявить, в какие игры играли мамы и папы на улице и в помещении.

4. Изучить литературу по данной теме.

5. Дать описание некоторым играм.

6. Разучить с одноклассниками новые игры.

7. Оформить буклет с некоторыми понравившимися играми.

Объектом исследования являются игры наших родителей.

Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы.

Методы исследования – при написании работы мы использовали данные анкетирования, рассказы мам и пап об играх их детства; находили историю возникновения игр в книгах, обращались к сети Интернет.

Гипотеза – можно ли в наше информационное время применить игру как средство повышения общения между детьми и детьми и родителями.

Актуальность исследования игр наших родителей велика, так как на Земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра учит нас не сдаваться, не унывать от неудач. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное – игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.

Практическая значимость: там, где игра, нет места скуке. Игры помогают эмоционально раскрепоститься, лучше познакомиться с ребятами. Игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность игр — их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. По результатам работы мы планируем изготовить буклет, который поможет ребятам организовать самостоятельно игру, а так же им могут пользоваться учителя продленного дня, учителя физкультуры для организации детского досуга на улице и в помещении.

Перед началом работы по этой теме я решила провести анкетирование одноклассников и узнать, какие подвижные игры знают мои одноклассники. Я составила анкету (Приложение I):

Вопрос 1: Вы любите играть?

Вопрос 2: Знаете ли вы правила игры «Лапта»?

Вопрос 3: Нужны ли подвижные игры?

Вопрос 4: Приносят ли пользу игры на улице и в помещении?

Вопрос 5: Можно ли одному поиграть в игру?

Мною было опрошено 149 человек.

Я сделала вывод, что играть на улице любят 145 человек из 149. Правила игры «Лапта» знают только 8 человек. Только 1 человек считает, что игры приносят пользу. И 8 человек считают, что одному не интересно играть в игры.

Получив ответы на вопросы моей анкеты, я увидела, как мало ребята знают об играх. Поэтому я считаю, свою тему актуальной и хочу рассказать своим одноклассникам об играх и научить их играть в них.

Основная часть

Исторические факты

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей. Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность). [10]

Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры. [11]

Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». [7]

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

Сейчас же детей на улицах мало. Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.

Анкетирование родителей

Для того, чтобы узнать в какие игры играли наши родители, нами была разработана анкета для родителей. Мы включили следующие вопросы:

  1. В каких годах проходило Ваше детство?

  2. В какие игры Вы играли? (Перечислите названия игр по сезонам.)

  3. С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?

  4. В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?

  5. Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?

  6. Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества; желательно игры и на улице, и в помещении)

  7. Опишите 2 игры (одну – для помещения, вторую – для улицы): содержание (как играть), условия (правила), оборудование к игре (какие предметы использовали для игры).

В анкетировании приняли участие 20 родителей.

При заполнении анкеты нашим родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли, где наши мамы «добывали» посуду для игры в «Куклы» или ткань для пошива одежды для кукол, как им потом доставалось за это от родителей. Как папы делали лаптушки для игры в «Лапту».

Результаты анкетирования

Обработав полученные данные анкет, мы получили такие результаты. Приложение II

Описание некоторых игр

Ниже мы приведем описание игр, в которые теперь играют редко или совсем не играют. А у наших родителей они были любимыми.

Игры для улицы

«Царь горы» [3]

В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.

«Горелки» [6]

Эта игру описал нам папа, чьё детство проходило в 80-х годах прошлого столетия. Другие родители, чьё детство проходило позже, тоже играли в эту игру. В наше время мы ее не встречали.

Перед началом игры нужно выбрать водящего – того, кто будет «гореть» – отсюда и название игры.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле:

Ходят грачи,

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.

Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

Огарушек, огарушек1,[6]

Плохо стоишь —

Стань на черный камушек!

Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

«Фанты» [1]

Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего сажали в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания обычно были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.

«12 палочек» [5]

Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» – небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».

Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становится водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.

«В клетку» [2]

В эту игру играют девочки.

Само название игры имеет исторические корни. В словаре В.Даля дается такое толкование: клеть – жилая холодная половина избы или отдельная избушка без печи; тесное помещение, клетушка.

Девочки собирали разную посуду и строили около дома «клетку» – комнату-кухню. Там они «готовили еду» из того, что было под рукой (вода, почва, растения), «кормили» своих подружек, кукол, мыли посуду, т.е. играли «в семью» подражая взрослым.

Игры в доме

«Разрезные открытки» [9]

Эта игра похожа на современные пазлы.

Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать открытку. Участники во время игры могли обмениваться деталями между собой. Кто первый соберет, тот и выиграл.

«Города» [1]

Для этой игры расчерчивали тетрадный лист на колонки. Названия колонок были такими: имя женское, имя мужское, город, река (море), растение, животное, песня, название фильма и т.д.

Один из игроков с закрытыми глазами ставил ручку на газету. На какую букву он попал, с этой буквы и должны начинаться слова в колонках. Как только все участники заполняли колонки, начинали проверять. За правильные ответы ставили очки. Если у игрока слово ни с кем не совпало, то ему давали большее количество очков. Тот игрок, у кого все колонки заполнены и меньше всего совпадений с другими игроками, и выигрывал.

Заключение

В ходе исследования я познакомилась с историей возникновения игр, узнала, в какие игры играли наши родители. Мне и всем детям было очень интересны рассказы родителей о тех играх, в которые играли они. Мои родители играли со мной в игры, которые вспомнили – мне очень понравилось. Это позволило мне сблизиться моими родителями. Я думаю, что моя работа также помогла и другим детям сблизиться со своими родителями.

Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки», «Утки-охотники» и другие. До сих пор играют в такую игру как «12 палочек». Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Я решила, чтобы всегда можно было вспомнить какую-либо игру, или посмотреть забытое правило, составить картотеку игр по сезонам (Приложение III). Мне в этом помогли родители и одноклассники.

Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с одноклассниками (Приложение III), а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит теплое время года, мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: «12 палочек», «Вы поедете на бал?», «Краски».

В дальнейшем мы планируем изучить игры для большего общения на свежем воздухе, а не дома у компьютера.

Библиография:
  1. Бочарова А.Г., Горева Т.М. «500 замечательных игр для детей» - М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999г. – 384 с.

  2. Былеева Л.В. «Игры народов мира» - М.: Физкультура и спорт, 1985-269 с.

  3. Вавилова Е.Н. «Учить бегать, прыгать, лазать, метать» - М.: Просвещение, 1983г. – 144с.

  4. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры» - М.: Просвещение, 1988г. – 239с.

  5. Минский Е.М. «Игры и развлечение в группе продленного дня» - М.: Просвещение, 1983 г. – 192 с.

  6. Науменко Г. «Чудесный короб» - М.: Издательство «Детская литература», 1989г. – 206с.

  7. Словарь В.Даля. http://dal.sci-lib.com/

  8. Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 64с.

  9. Шмакова С.А. «Игры – шутки, игры – минутки» - М.: Новая школа, 1993г. – 112 с.

  10. http://www.pravilaigr.ru/histor.php «Из истории возникновения игры»

  11. «Теория подвижных игр» http://www.i-gnom.ru

Приложение I

Приложение II

Детство наших родителей проходило:

Годы, когда проходило детство

Количество ответивших

70-е годы 20-го века

1

80-е годы 20-го века

3

80-е годы, начало 90-х годов 20-го века

8

2-я половина 80-х, 90-е годы 20-го века

8

На вопрос о том, с кем играли, и сколько обычно человек играло с Вами, родители ответили так:

на улице:

С кем играли и сколько человек играло

Количество ответивших

Играли всей улицей (от 5 до 15-16 лет)

12

Со сверстниками (5-6 человек)

2

В основном с мальчишками своей улицы

2

С сестрами и соседками

4

в помещении (дома):

С кем играли и сколько человек играло

Количество ответивших

С девочками в «Дочки-матери» (не более 5 человек)

3

Играли: с друзьями (3-4 человека), с братьями и сестрами, с родителями (в шашки, русское лото, настольный хоккей, «Города» др.).

8

Дома не играли, только на улице

1

Одни в тетрис, кубик Рубика, игровую приставку «Денди»

8

В какие игры Вы играли на улице и дома (перечислите по сезонам)?

Сезон

Игры на улице

Игры дома

Зима

«Царь горы», «Снежный бой» (снежки),

Строили окопы и пещеры,

Катались на лыжах, санках, коньках,

Хоккей (часто не на коньках, на укатанном снегу).

«Дочки-матери»,

«В школу»,

«Прятки»,

«Города»,

«Морской бой»,

«Море волнуется раз…»,

Шашки, шахматы,

Настольный хоккей,

Русское лото,

Детское домино,

«Разрезные открытки»,

Тетрис,

Кубик Рубика,

Игровая приставка «Денди»

Весна

Делали кораблики из подручного материала и пускали по ручьям. Когда грязь высыхала, играли в «летние» игры на поляне, мальчики также играли «в ножички». В конце мая собирались за огородами, чтобы ловить майских жуков.

Лето

«Прятки»,

«Жмурки»,

«12 палочек»,

«Красный-синий»(как вариант – «Красный-белый»),

«Догонялки»,

«Штандер»,

«Глухой телефон»,

«Колечко-колечко»,

«Вы поедете на бал?»,

«Краски»,

«Лапта»,

Домино,

Футбол, волейбол, пионербол, «В картошку»,

«Резиночка»,

«Фанты»,

«Утки-охотники»,

Девочки играли «В клетку», прыгали со скакалкой, играли в «Классики».

Мальчики играли в «Войнушку», играли с игрушечными машинками.

Дома играли только тогда, когда на улице шел дождь. Игры были те же самые, что и в другие сезоны.

Осень

В светлое время суток в сухую погоду играли в те же игры, что и летом.

«Дочки-матери»,

«В школу»,

«Прятки»,

«Города»,

«Морской бой»,

«Море волнуется раз…»,

Шашки,

Настольный хоккей,

Русское лото,

Детское домино,

«Разрезные открытки»,

Тетрис,

Кубик Рубика,

Игровая приставка «Денди»

Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?

Все родители на этот вопрос ответили примерно одинаково. Подвижные игры по возрасту не различали, играли все, кто хотел. Дети младшего возраста учились играть в процессе игры или наблюдая за действиями старших. В волейбол, пионербол и футбол играли те дети, у которых хватало сил и умений. В игре «В школу» старший ребенок всегда был «учителем», а младшие – «учениками». А в такие игры как «Лапта» с детьми играли и мужчины.

Какие качества характера развивали у Вас игры?

Наши родители ответили, что игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.

Приложение III

Вот весело играли!!!

 

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

(Сухомлинский В. А.)

 

1 Огарок, огарушек — остаток недогоревшей свечи.

Просмотров работы: 17490