РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Пиняжина К.П. 1Трусов И.Р. 1
1МАОУ "СОШ №48"
Цирихова е.в. 1
1МАОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе.

В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.

В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. И по утрам они не стояли перед шкафом в размышлении: а что бы такое сегодня надеть? Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество.

Тема нашей работы – «Роль школьной формы в современной школе».

Цель: исследование достоинств и недостатков школьной формы.

Задачи исследования:

- изучить литературу, связанную с вопросами школьной формы;

- провести эксперимент, наблюдения;

- подготовить рекомендации для родителей учащихся.

Гипотеза: Если школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел. Это будет способствовать позитивному настрою, активизируется желание учиться и позволит родителям сэкономить деньги на одежду своим детям в столь не простое социально-экономическое время для нашей страны.

Объект исследования: школьная форма.

Предмет исследования: достоинства и недостатки школьной формы.

Сформулированные задачи решаются с помощью методов: изучение

литературы, анкетирование, анализом и обобщением, расчёт.

Актуальность. Одежда является важным фактором, определяющим степень сосредоточенности школьника на занятиях. В общеобразовательных школах довольно долгое время была позволена свободная форма одежды, и министерство образования со временем смогло сделать выводы: успеваемость снижается, особенно в старших классах. Современные модели формы позволяют снять на время учебного процесса вопросы обсуждения гардероба, школьники не отвлекаются, а учатся!

История школьной формы.

Годом «рождения» школьной формы в России считается 1834 год. В этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В царской России эти учреждения были государственными. Все государственные служащие в те времена должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. В государственных учебных заведениях (гимназиях) все педагоги носили форменные сюртуки. Было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников и поэтому форма гимназистов была сословным признаком, форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Форма была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Все гимназисты носили ранец.

Школьная форма для девочек была введена в 1896 году. В то время у девочек было три вида одежды:

- обязательная форма, состояла из шерстяного платья и фартука черного цвета;

- парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного

кружевного воротничка;

-отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли

такую роскошь.

У каждого учебного заведения цветовая гамма была разной. У младших гимназисток он был темно-синим, для 12–14-летних – цвет морской волны, у выпускниц – коричневый.

В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны.

Девочки обязаны, были носить коричневые шерстяные платья с черным

передником, в обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Мальчики носили военные

гимнастерки с воротничком стоечкой. Послевоенное время атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

В 1962 году школьная форма претерпевает ряд перемен. Появились вместо гимнастёрок серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек не изменилась.

В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

С 1984 года для девочек введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки- трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.

Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом.

В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

К концу 1980-х годов школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Школьная форма была очень дешевая, материал её был весьма качественным и прочным. С ухудшением материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной рабочей одежды. С 1992 году

отменили обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации.

Эффективность введения школьной формы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

Президент Владимир Путин предложил регионам подумать о введении

единой формы в школах. Об этом президент сказал на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.

По мнению Путина, этим вопросом можно заняться на муниципальном или региональном уровне. Не обязательно вводить единую форму на всю страну, однако в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, полагает президент.

Нами проанкетировано 100 учащихся, родителей и учителей МАОУ «СОШ № 48» 07.11-24.11.2016г.

Цель анкетирования: выявить взгляды учащихся, родителей и учителей на школьную форму

Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1. (образец анкеты – приложение 1):

85% не устраивает одежда, которую носят учащийся в школу;

73% хотят, чтобы в школах ввели школьную форму;

43% удобная, 35% современная, 22% модная;

46% считают, дисциплинирует учащихся школьная форма.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования

Достоинства и недостатки школьной формы

Существуют различные точки зрения на то, нужно ли вводить школьную форму для современных учеников. Дебаты по этому поводу будут еще долго проводиться среди родителей, учителей, директоров школ и самих школьников.

Теперь давайте по порядку разберём все достоинства и недостатки школьной формы и начнём, пожалуй, с положительных характеристик (табл. 1).

Таблица 1. Достоинства и недостатки введения школьной формы

Достоинства

Недостатки

- приводит к сплочению коллектива, ученики могут ощутить себя единой

общностью, которая преследует одни цели, в данном случае цель- учеба;

- школьная форма лишает учеников своей индивидуальности и неповторимости;

- школьная форма сводит к минимуму конкуренцию и стремление выглядеть

лучше, чем другие, у школьников, это препятствует тому, что дети будут делиться на богатых и бедных;

- ношение формы является обязательным, может рассматриваться как насилие над личностью ребенка;

- одежда будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам;

- форма может быть и не только бюджетной, но и дорогой для малообеспеченных семей;

- не позволяет подросткам одеваться вызывающе;

- не дает ребенку свободы самовыражения.

- форма доступна всем семьям с любым достатком.

 

Влияние ношения строгой одежды учащихся на успеваемость.

Исследования проводились среди учащихся 5-8 классов МАОУ «СОШ№ 48», где были взяты 2 класса (1- кадетский класс с веденной формой, 2- обычный класс без строгой формы) из каждой параллели.

Класс

Количество

учащихся

Количество учащихся

посещают школу в

строгой одежде и успевающих на «4» и «5»

Получали замечания за нарушение дисциплины, опоздания и др. за 09.2016-30.12.2016гг.

Всего успевают на

«4» и «5»

21

5

14

6

5Б (к)

26

10

4

10

26

6

18

7

6В (к)

24

14

2

14

23

2

11

7

7Б (к)

28

14

1

14

8А (к)

27

12

2

12

29

0

21

4

Всего

204

63

73

74

Школьная форма и здоровье учащихся.

Результаты анкетирования:

30% коричневая, 39 % зелёная, 26% синяя, 5% в клеточку.

40% взрослых не знают, как правильно подобрать школьную форму.

Школьная форма по санитарным нормам должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. Процент натуральных составляющих в рубашках, блузах, должен равняться не менее 65%. В костюмах цифра ниже и равна 45%, но здесь в обязательно порядке должна быть натуральная подкладка.

По мнению специалистов лучше всего подходит для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, а для зимы шерсть и кашемир.

Не нужно покупать одежду на вырост. Одежда больше будет просто висеть и создаст неопрятный вид. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал лучше купить в пору.

Важным фактором является цвет школьной формы для развития ребенка.

Цвета школьной формы лучше подбирать приглушенные, не яркие, особенно актуальны бежевый и зеленоватый. Все оттенки серого, сине–голубого, зеленого меньше всего влияют на зрение, не раздражают детей так считают офтальмологи.

Рисунки на одежде и клетка раздражает зрительные нервы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Форма несет в себе корпоративную культуру учебного заведения и является последствием его содержания. Изучив специальную литературу и проведя исследования мы пришли к выводам : Форма не должна быть скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, и в том числе учитывая пожелания самих учеников. Так как школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел.

Просмотров работы: 9089