ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЦЕЙСКОЙ СРЕДЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЦЕЙСКОЙ СРЕДЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Ханов М.А. 1Иванова Ю.В. 1
1МОУ Лицей №8 "Олимпия"
Волчанская Е.А. 1
1МОУ Лицей №8 "Олимпия"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инклюзивного образования, на наш взгляд, является крайне актуальной для российского общества в целом и для лицея №8 «Олимпия» в частности, поскольку в нашем лицее обучается 68 детей-инвалидов, среди которых 5 учатся в нормативных классах, а 63 - в Центре дистанционного образования (ЦДО) детей-инвалидов. Дети с ОВЗ почти каждый день посещают лицей, а значит постоянно находятся в состоянии включения в образовательную среду лицея. Однако это включение не всегда носит со-бытийный характер, чаще всего дети с ОВЗ пересекаются с другими лицеистами, педагогами и сотрудниками, как с прохожими на улице, никак не контактируя. При этом ближайшая перспектива в российском образовании гласит, что инклюзивное образование должно стать приоритетным для детей с ОВЗ. А это означает, что в самое ближайшее время не только у нас в лицее, но и во всех школах страны, увеличится количество классов, в которых должны будут учиться дети с ОВЗ.

Цель нашего исследования: определить и охарактеризовать современное состояние и тенденции развития инклюзивной культуры лицейской образовательной среды.

Объект исследования – инклюзивная культура.

Предмет исследования – современное состояние и тенденции развития инклюзивной культуры в лицейской среде.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «инклюзивная культура».

2. Подготовить опросники по проблеме исследования, провести анкетирование и проанализировать.

3. Определить современное состояние и тенденции развития инклюзивной культуры.

Методы исследования: Анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анкетирование, обработка и анализ результатов.

Категории субъектов, участвующих в исследовании:

- педагоги Лицея №8 «Олимпия»;

- учащиеся Лицея №8 «Олимпия» (которые обучаются в классах).

Практическое значение: результаты учебно-исследовательской работы могут быть использованы педагогами, департаментом по образованию с целью эффективности формирования инклюзивной культуры города.

Часть 1. Теория вопроса

1. 1. Инклюзивное образование

Инклюзия (от английского слова inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в общественную жизнь.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.

Не случайно введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию – осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми.

Идея инклюзия основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. Если инклюзия не обеспечивается соответствующим изменением институтов, то ее результатом может становиться углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантости к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет. Важно, чтобы практика инклюзии не опиралась на стремление или, тем более, принуждение «быть как все», поскольку в этом случае она вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое рассмотрение идеи инклюзии определенным образом сужает трактовку, принятую во всем мире, а, следовательно, и саму концепцию инклюзивного образования. Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к необратимым и разрушительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ. Н.М. Назарова определяет эту российскую модель как модель «поглощения» и высказывает серьезные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии. Большинство европейских стран, в том числе Япония, реализуют иную модель – «сосуществование», не искажающую ключевые идеи образовательной интеграции. Изучение опыта зарубежных стран показывает, что приоритетность инклюзивного образования не должна уничтожать другие варианты образования детей с ОВЗ. Только их сосуществование и взаимное обогащение может обеспечить необходимую каждому ребенку вариативность в получении образования, и, как следствие ‒ адекватность выбора образовательного маршрута. Несомненно и то, что без поддержки коррекционных педагогов инклюзия в общем образовании никогда не станет качественным и устойчивым процессом изменений образовательных условий для детей с особенностями в развитии.

1. 2. Инклюзивная культура

Инклюзивное образование тесно связано с задачей устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению людей с ОВЗ в процесс образования. Но устранение барьеров – это только одна сторона решения проблемы инклюзии.

С другой стороны фактором, способствующим или препятствующим инклюзии, является культура.

Ученые по-разному трактуют понятие «инклюзивная культура». Это: 1) особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса; 2) часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом; 3) уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса; 4) особая инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в ее общую структуру, а также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет снизить риск возникновения многих противоречий; 5) фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом

Для понимания культуры как многопланового феномена многие учёные предлагают использовать модель айсберга. «Надводная» часть айсберга – это те элементы культуры, которые легко заметить, видимые элементы: лицейская среда, учебные программы, учебники, пособия, компьютеры, педагоги и т.д.

«Подводная» часть включает неосознаваемые правила поведения, социальные нормы, ценности. Именно они определяют поведение человека.

Эта составляющая культуры определяется Н.М. Лебедевой как «совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них, это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы». Именно «подводная часть» составляет сердце инклюзивной культуры.

Формирование инклюзивной культуры в образовательной организации рассматривается исследователями и практиками в качестве задачи, решение которой лежит в основании инклюзии и включает в себя принятие ценностей уважения разнообразия, терпимости к различиям, сотрудничества, поощрения достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества.

Часть 2. Исследовательская работа

На основе модели «айсберга» были разработаны анкеты для двух категорий респондентов: учителей (Приложение 1) и учащихся 14-17 лет (Приложение 2).

К вопросам анкет, раскрывающим «надводную» часть айсберга можно отнести следующие:

- На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ?

- Вы встречались с людьми с инвалидностью?

К вопросам анкет, раскрывающим «подводную» часть айсберга можно отнести следующие:

- Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе? (в ученической анкете);

- Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью? (в анкете учителей).

Анкетирование проводилось среди 76 педагогов лицея в возрасте от 23 до 56 лет. 6 мужчин и 70 женщин. Из них в настоящее время 38% педагогов работают с детьми с ОВЗ, а 62% – не работают. По результатам анкетирования были выявлены следующие проблемы:

  1. 71% педагогам не хватает опыта работы с детьми с ОВЗ.

  2. 75% педагогов нужна дополнительная подготовка по проблеме инклюзивного образования.

  3. На вопрос анкеты «На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ», учителями были приведены только два распространённых ответа: не хватает лифта и помещений на 1 этаже.

Следующее анкетирование проводилось в ученическом коллективе, охват которого составил 476 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

В результате анкетирования данные были обработаны по двум возрастным категориям:

- в возрасте от 6 до 11 лет (младший школьный возраст)

- в возрасте от 14 до 17 лет (старший школьный возраст)

Весь спектр полученных данных приведен в таблицах и диаграммах в Приложениях 3-5 к данной работе. Остановимся на некоторых из них:

  1. На вопрос анкеты «На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ», учащимися двух категорий были приведены два распространённых ответа: не хватает лифта и специальных учителей – это видимые элементы культуры. Однако, среди всех ответов трижды было указано, что детям с ОВЗ в нашем лицее не хватает друзей.

  2. На вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, если в Вашем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?», 66% опрошенных ответили положительно.

  3. На вопрос «Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?» ответили:

а) буду дружить, ходить в гости и в кино, делать вместе уроки: 13% (14-17 лет) 38% (6-11 лет);

б) буду заботиться (помогать идти по лестнице, подавать рюкзак и т.д.): 46% (14-17 лет), 47% (6-11 лет);

в) буду держаться от него подальше и стараться не замечать: 4% (14-17 лет), 0% (6-11 лет);

г) буду держаться от него подальше, но помогать при необходимости: 21% (14-17 лет), 12% (6-11 лет).

  1. На вопрос «Если бы в классе начал вести уроки учитель с инвалидностью, каково было бы ваше отношение к нему?» ответили:

а) положительное: 16% (14-17 лет), 41% (6-11 лет);

б) если его взяли работать в лицей, значит он хороший учитель: 30% (14-17 лет), 32% (6-11 лет).

Самым распространённым мнением среди опрошенных учащихся и педагогов о том, что вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью, стало:

а) жалость – 42% (14-17 лет), 50% (6-11 лет), 54% (учителя);

б) смущение - 25% (14-17 лет), 27% (6-11 лет), 22% (учителя)

Заключение

На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что в Лицее №8 «Олимпия» инклюзивная культура, которая, как мы говорили вначале, состоит из «надводной» и «подводной» частей айсберга, сформирована. Это подтверждает уверенная готовность педагогов и лицеистов принимать детей с ОВЗ, положительно относиться к совместному образованию – 70,5% опрошенных. Однако, жалость и смущение, которые испытывают большинство опрошенных к людям с инвалидностью (49%), многочисленные ответы «затрудняюсь ответить» на половину вопросов анкеты, а также только 25,5% опрошенных, готовых дружить и близко общаться с детьми-инвалидами, говорят о том, что педагоги и особенно лицеисты не обладают достаточными знаниями об особенностях людей, имеющих те или иные недостатки в развитии, и отсутствием опыта общения с ними. Педагоги выражали свою неуверенность в работе с особыми детьми через потребность в дополнительной профессиональной подготовке.

С учётом всего вышеизложенного мы предлагаем педагогическому коллективу разработать систему мероприятий для педагогов, лицеистов и их родителей, которые помогут развитию инклюзивной культуры лицейской среды, что в свою очередь, будет способствовать развитию инклюзивного образования.

Учитывая то, что инклюзивная культура является частью общей культуры лицейского «братства», а значит затрагивает всех субъектов образования, в том числе родителей детей без ОВЗ, учащихся с ОВЗ и их родителей, необходимо провести дальнейшее исследование сформированности инклюзивной культуры Лицея №8 «Олимпия», что, вероятно, расширит научно-исследовательскую базу данной работы и позволит уточнить выводы.

Список использованной литературы

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.

2. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 5-16.

3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М. : Прометей, 2005.

4. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000

- Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. Florence. № 5. 1998. С. 58.

5. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21

6. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.

-

Приложение 1

Анкета для учителей

Вопрос

Вариант ответа

Отметь плюсом

«+»

1.Сколько вам лет

- _____________ лет

2. Ваш педагогический стаж

______________ лет

3. Ваш пол

- мужской

 

- женский

 

4. В вашей семье или ближайшем окружении есть люди с инвалидностью?

- да

 

- нет

 

- затрудняюсь ответить

 

5. Обучаете ли вы в данный момент детей с ОВЗ?

   

6.Как Вы отнесетесь к тому, если в Ваших классах будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

- положительно

 

- отрицательно

 

-затрудняюсь ответить

 

7. Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

- да, все без исключения

 

- да, если рекомендуют специалисты

 

- да, если согласны родители

 

- нет, дети итак все разные и они должны учиться вместе

 

- нет, они имеют право на такое же образование, что и все остальные дети

 

- затрудняюсь ответить

 

8. Что вам мешает в общении, работе с детьми с ОВЗ? (свободный ответ)

-

-

-

9. Нужна ли вам для работы дополнительная подготовка по проблеме инклюзивного образования?

- да

 

- нет

 

- затрудняюсь ответить

 

10. Какие наибольшие трудности вы испытываете или можете испытывать при работе с детьми с ОВЗ?

- моральное неприятие

 

- организационные

 

- материально-технические

 

- разработка документов

 

- общение с родителями нормативно развивающихся учеников

 

- общение с родителями детей с ОВЗ

 

- отсутствие опыта работы (или недостаточный) с такими детьми

 

- затрудняюсь ответить

 

11.Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью?

- жалость

 

- удивление

 

- интерес

 

- смущение

 

- неприятные чувства

 

- ничего не испытываю

 

- затрудняюсь ответить

 

12. На ваш взгляд, в лицее созданы комфортные условия для обучения детей с инвалидностью?

- да

 

- нет

 

- не в полном объёме

 

- затрудняюсь ответить

 

13. На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ:

-

-

-

-

Приложение 2

Анкета для учащихся

Вопрос

Вариант ответа

Отметь плюсом

«+»

1.Сколько вам лет

__________ лет

 

2. Ваш пол

- женский

 

- мужской

 

3. В вашей семье или ближайшем окружении есть люди с инвалидностью?

- да

 

- нет

 

- не знаю

 

4.Как Вы отнесетесь к тому, если в Вашем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

- положительно

 

- отрицательно

 

-затрудняюсь ответить

 

5. Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?

- буду дружить, ходить в гости и в кино, делать вместе уроки и т.д.

 

- буду заботиться (помогать идти по лестнице, подавать рюкзак и т.д.)

 

- буду держаться от него подальше и стараться не замечать

 

- буду держаться от него подальше, но помогать при необходимости

 

- ничего не смогу сделать

 

- помогать должны специальные люди (профессионалы), учитель или родители

 

- затрудняюсь ответить

 

6. Вы встречались с людьми с инвалидностью?

- да

 

- нет

 

- затрудняюсь ответить

 

7. Если встречались, то где?

- в лицее

 

- на улице

 

- видел по телевизору

 

- затрудняюсь ответить

 

8.Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью?

- жалость

 

- удивление

 

- интерес

 

- смущение

 

- неприятные чувства

 

- ничего не испытываю

 

- затрудняюсь ответить

 

9. Насколько вы готовы танцевать на балу в паре/ работать над учебным проектом/ танцевать на дискотеке/ выступать на конкурсе вместе с одноклассником на инвалидной коляске?

- только, если попросит учитель

 

- готов, если поближе узнаю его

 

- не готов, так как засмеют друзья

 

- не смогу так близко общаться

 

- затрудняюсь ответить

 

10. Если бы в классе начал вести уроки учитель с инвалидностью, каково было бы ваше отношение к нему?

- положительное

 

- отрицательное

 

- если его взяли работать в лицей, значит он хороший учитель

 

- время покажет, какой он учитель и человек

 

- какая разница, особый учитель или нет

 

- затрудняюсь ответить

 

11. Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

- да, все без исключения

 

- да, если рекомендуют специалисты

 

- да, если согласны родители

 

- нет, дети итак все разные и они должны учиться вместе

 

- нет, они имеют право на такое же образование, что и все остальные дети

 

- затрудняюсь ответить

 

12. Вы знаете, что в лицее работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов?

- да

 

- нет

 

- затрудняюсь ответить

 

13. Вы бы хотели учиться не в классе, а дистанционно, сидя дома?

- да

 

- нет

 

- затрудняюсь ответить

 

14. На ваш взгляд, в лицее созданы комфортные условия для обучения детей с инвалидностью?

- да

 

- нет

 

- не в полном объёме

 

- затрудняюсь ответить

 

15. Вы считаете себя особенным, уникальным человеком или таким же как все?

- особенным

- таким же как все

- затрудняюсь ответить

16. На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ:

-

-

-

-

Приложение 3

Результаты анкетирования учителей (76 педагогов):

Вопрос

Вариант ответа

Отметь плюсом

«+»

1.Сколько вам лет

- 23 – 56 лет

2. Ваш педагогический стаж

-1 – 39 лет

3. Ваш пол

- мужской

4

- женский

28

4. В вашей семье или ближайшем окружении есть люди с инвалидностью?

- да

17

- нет

13

- затрудняюсь ответить

2

5. Обучаете ли вы в данный момент детей с ОВЗ?

 

20 - да

12 - нет

6.Как Вы отнесетесь к тому, если в Ваших классах будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

- положительно

22

- отрицательно

1

-затрудняюсь ответить

10

7. Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

- да, все без исключения

-

- да, если рекомендуют специалисты

23

- да, если согласны родители

1

- нет, дети итак все разные и они должны учиться вместе

-

- нет, они имеют право на такое же образование, что и все остальные дети

7

- затрудняюсь ответить

1

8. Что вам мешает в общении, работе с детьми с ОВЗ? (свободный ответ)

- ничего 9

-опыта 23

-

9. Нужна ли вам для работы дополнительная подготовка по проблеме инклюзивного образования?

- да

19

- нет

5

- затрудняюсь ответить

7

10. Какие наибольшие трудности вы испытываете или можете испытывать при работе с детьми с ОВЗ?

- моральное неприятие

 

- организационные

8

- материально-технические

10

- разработка документов

1

- общение с родителями нормативно развивающихся учеников

 

- общение с родителями детей с ОВЗ

6

- отсутствие опыта работы (или недостаточный) с такими детьми

14

- затрудняюсь ответить

2

11.Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью?

- жалость

11

- удивление

2

- интерес

5

- смущение

9

- неприятные чувства

-

- ничего не испытываю

5

- затрудняюсь ответить

5

12. На ваш взгляд, в лицее созданы комфортные условия для обучения детей с инвалидностью?

- да

15

- нет

-

- не в полном объёме

11

- затрудняюсь ответить

2

13. На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ:

- лифт

- больше помещений на 1 этаже

-

-

Обучаете ли вы в данный момент детей с ОВЗ?

Как Вы отнесетесь к тому, если в Ваших классах будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

Нужна ли вам для работы дополнительная подготовка по проблеме инклюзивного образования?

Какие наибольшие трудности вы испытываете или можете испытывать при работе с детьми с ОВЗ?

Приложение 4

Результаты анкетирования учащихся (6-11 лет, 309 опрошенных):

Вопрос

Вариант ответа

Кол-во, чел

Кол-во, %

1.Сколько вам лет

6 – 11 лет (всего 309)

   

2. Ваш пол

- женский

177

57%

- мужской

132

43%

3. В вашей семье или ближайшем окружении есть люди с инвалидностью?

- да

61

18%

- нет

205

67%

- не знаю

43

15%

4.Как Вы отнесетесь к тому, если в Вашем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

- положительно

211

68%

- отрицательно

60

19%

-затрудняюсь ответить

38

13%

5. Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?

- буду дружить, ходить в гости и в кино, делать вместе уроки и т.д.

159

38%

- буду заботиться (помогать идти по лестнице, подавать рюкзак и т.д.)

196

47%

- буду держаться от него подальше и стараться не замечать

-

 

- буду держаться от него подальше, но помогать при необходимости

49

12%

- ничего не смогу сделать

-

 

- помогать должны специальные люди (профессионалы), учитель или родители

14

3%

- затрудняюсь ответить

24

6%

6. Вы встречались с людьми с инвалидностью?

- да

250

81%

- нет

28

9%

- затрудняюсь ответить

31

10%

7. Если встречались, то где?

- в лицее

119

33%

- на улице

144

40%

- видел по телевизору

35

10%

- затрудняюсь ответить

59

17%

8.Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью?

- жалость

217

50%

- удивление

34

8%

- интерес

21

5%

- смущение

116

27%

- неприятные чувства

   

- ничего не испытываю

   

- затрудняюсь ответить

44

10%

9. Насколько вы готовы танцевать на балу в паре/ работать над учебным проектом/ танцевать на дискотеке/ выступать на конкурсе вместе с одноклассником на инвалидной коляске?

- только, если попросит учитель

52

17%

- готов, если поближе узнаю его

158

51%

- не готов, так как засмеют друзья

   

- не смогу так близко общаться

61

19%

- затрудняюсь ответить

38

13%

10. Если бы в классе начал вести уроки учитель с инвалидностью, каково было бы ваше отношение к нему?

- положительное

138

41%

- отрицательное

   

- если его взяли работать в лицей, значит он хороший учитель

106

32%

- время покажет, какой он учитель и человек

83

24%

- какая разница, особый учитель или нет

9

3%

- затрудняюсь ответить

   

11. Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

- да, все без исключения

63

21%

- да, если рекомендуют специалисты

58

20%

- да, если согласны родители

   

- нет, дети итак все разные и они должны учиться вместе

54

18%

- нет, они имеют право на такое же образование, что и все остальные дети

98

33%

- затрудняюсь ответить

24

8%

12. Вы знаете, что в лицее работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов?

- да

42

47%

- нет

41

46%

- затрудняюсь ответить

6

7%

13. Вы бы хотели учиться не в классе, а дистанционно, сидя дома?

- да

8

9%

- нет

74

84%

- затрудняюсь ответить

6

7%

14. На ваш взгляд, в лицее созданы комфортные условия для обучения детей с инвалидностью?

- да

213

69%

- нет

7

2%

- не в полном объёме

68

22%

- затрудняюсь ответить

21

7%

15. Вы считаете себя особенным, уникальным человеком или таким же как все?

- особенным 28

30%

- таким же как все 59

64%

- затрудняюсь ответить 5

6%

16. На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ:

-лифты

-

-

-

 

В вашей семье или ближайшем окружении есть люди с инвалидностью?

Как Вы отнесетесь к тому, если в Вашем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?

Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью?

Если бы в классе начал вести уроки учитель с инвалидностью, каково было бы ваше отношение к нему?

Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

Приложение 5

Результаты анкетирования учащихся (14-17 лет, 167 опрошенных):

Вопрос

Вариант ответа

Кол-во, чел

Кол-во, %

1.Сколько вам лет

14 – 17 лет

167 человек

 

2. Ваш пол

- женский

115

69%

- мужской

52

31%

3. В вашей семье или ближайшем окружении есть люди с инвалидностью?

- да

18

11%

- нет

138

83%

- не знаю

11

6%

4.Как Вы отнесетесь к тому, если в Вашем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью)?

- положительно

107

64%

- отрицательно

14

8%

-затрудняюсь ответить

46

28%

5. Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?

- буду дружить, ходить в гости и в кино, делать вместе уроки и т.д.

35

13%

- буду заботиться (помогать идти по лестнице, подавать рюкзак и т.д.)

124

46%

- буду держаться от него подальше и стараться не замечать

12

4%

- буду держаться от него подальше, но помогать при необходимости

57

21%

- ничего не смогу сделать

   

- помогать должны специальные люди (профессионалы), учитель или родители

7

4%

- затрудняюсь ответить

32

12%

6. Вы встречались с людьми с инвалидностью?

- да

152

91%

- нет

9

5%

- затрудняюсь ответить

6

4%

7. Если встречались, то где?

- в лицее

134

48%

- на улице

98

35%

- видел по телевизору

31

11%

- затрудняюсь ответить

16

6%

8.Какие чувства вы испытываете, когда встречаете людей с инвалидностью?

- жалость

113

42%

- удивление

3

1%

- интерес

18

7%

- смущение

67

25%

- неприятные чувства

34

13%

- ничего не испытываю

12

5%

- затрудняюсь ответить

19

7%

9. Насколько вы готовы танцевать на балу в паре/ работать над учебным проектом/ танцевать на дискотеке/ выступать на конкурсе вместе с одноклассником на инвалидной коляске?

- только, если попросит учитель

28

14%

- готов, если поближе узнаю его

79

40%

- не готов, так как засмеют друзья

-

 

- не смогу так близко общаться

27

14%

- затрудняюсь ответить

64

32%

10. Если бы в классе начал вести уроки учитель с инвалидностью, каково было бы ваше отношение к нему?

- положительное

29

16%

- отрицательное

8

4%

- если его взяли работать в лицей, значит он хороший учитель

53

30%

- время покажет, какой он учитель и человек

42

24%

- какая разница, особый учитель или нет

33

19%

- затрудняюсь ответить

12

7%

11. Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

- да, все без исключения

19

10%

- да, если рекомендуют специалисты

75

38%

- да, если согласны родители

13

4%

- нет, дети итак все разные и они должны учиться вместе

28

14%

- нет, они имеют право на такое же образование, что и все остальные дети

48

24%

- затрудняюсь ответить

14

4%

12. Вы знаете, что в лицее работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов?

- да

163

98%

- нет

-

 

- затрудняюсь ответить

4

2%

13. Вы бы хотели учиться не в классе, а дистанционно, сидя дома?

- да

41

25%

- нет

108

64%

- затрудняюсь ответить

18

11%

14. На ваш взгляд, в лицее созданы комфортные условия для обучения детей с инвалидностью?

- да

109

65%

- нет

4

2%

- не в полном объёме

23

14%

- затрудняюсь ответить

31

19%

15. Вы считаете себя особенным, уникальным человеком или таким же как все?

- особенным 31

19%

- таким же как все 128

77%

- затрудняюсь ответить 8

4%

16. На ваш взгляд, чего в нашем лицее не хватает для комфортного пребывания в нём детей с ОВЗ:

- лифт

- друзей

- затрудняюсь ответить

-

 

Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?

Насколько вы готовы танцевать на балу в паре/ работать над учебным проектом/ танцевать на дискотеке/ выступать на конкурсе вместе с одноклассником на инвалидной коляске?

Если бы в классе начал вести уроки учитель с инвалидностью, каково было бы ваше отношение к нему?

Вы разделяете мнение, что дети с инвалидностью должны учиться в отдельных специальных школах?

Просмотров работы: 719