МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ

Нарышкина О.Ю. 1
1
Шиховцева С.Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

По Конституции Российской Федерации, Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Муниципальные выборы являются высшей формой прямой демократии на территории муниципальных образований. Муниципальные выборы регламентируются законами (федеральными, региональными), но законы постоянно корректируются, в том числе в закон о местном самоуправлении вносятся изменения, дополнения. В 2011 году выборы главы Чесменского муниципального образования происходили всенародно. В 2016 году глава администрации Чесменского муниципального образования избирался другим способом. Каковы особенности выборов в органы местного самоуправления, какова система выборов глав муниципальных образований – эти вопросы стали предметом моей работы.

Задачи:

- изучить материал о муниципальных выборах, определив их особенности

- изучить особенности выборов глав муниципалитетов.

  1. Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Муниципальные выборы - это выборы, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся, во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.), и, во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы назначаются Собранием депутатов муниципального района. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом.

Выделяют следующие виды муниципальных выборов:

а) основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы;

б) повторные выборы;

в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочия органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (много мандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица. А также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определённых случаях - и в многомандатном округе.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Кроме того, необходимо учитывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, и которые учитываются в практике правого регулирования муниципальных выборов.

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст.32 Конституции РФ) получает своё развитие и конкретизацию в системе федеральных гарантий его осуществления, закрепляемой Федеральным законом от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральным законом от 27 ноября 1996г. № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который применяется в целях защиты конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ряд положений, касающихся организации и проведения муниципальных выборов, содержит Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: о назначении муниципальных выборов представительным органом муниципального образования; об избирательных системах, применяемых на муниципальных выборах; об организации и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и др.

Нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов в России включает в себя четыре взаимосвязанных уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, которые являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации); федеральное законодательство о выборах, законодательство о муниципальных выборах субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, содержащие нормы о выборах.

Конституция Российской Федерации определяет общий статус местного самоуправления, признает и гарантирует местное самоуправление, предоставив субъектам Российской Федерации право урегулировать вопросы организации муниципальных выборов. В Конституции РФ вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами в сфере избирательного законодательства решен недостаточно четко. На основе достаточно последовательно проведенного разделения полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления последние могут самостоятельно, под собственную ответственность решать задачи, связанные с проведением выборов, исходя из максимального учета интересов населения, особенностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Региональный уровень муниципального избирательного законодательства характеризуется большим разнообразием. Статья 23 ФЗ №131-ФЗ содержит указание на то, что субъекты Федерации вправе принимать свои законодательные акты, регулирующие вопросы организации и проведения муниципальных выборов, на основе норм федерального законодательства. В ч. 3 ст. 23 говорится о том, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения, а также могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Уставами муниципальных образований определяются органы и должностные лица местного самоуправления, которые избираются населением на муниципальных выборах, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с этим мы выбираем глав сельских поселений, депутатов сельских поселений, депутатов муниципального собрания.

Процесс организации проведения муниципальных выборов включает в себя несколько этапов:

  • назначение выборов;

  • формирование избирательных комиссий;

  • составление списков избирателей;

  • образование избирательных округов и избирательных участков;

  • выдвижение и регистрация кандидатов для избрания на выборные должности;

  • проведение предвыборной агитации;

  • голосование, определение результатов выборов.

Чесменский район состоит из 12 поселений. В каждом поселение избирается глава сельского поселения, (Главой Чесменского сельского поселения с 2010 г. является Перчаткин Сергей Валерьевич), совет депутатов сельских поселений, в который могут входить от 7 до 10 депутатов (в сельских поселениях Чесменского района в основном 10 депутатов) и собрание депутатов, которое составляет 15 человек. Из числа депутатов избирается председатель собрания депутатов. Возглавляет собрание депутатов Чесменского муниципального района Федяшев В.Я.

  1. Особенности муниципальных выборов.

На муниципальные выборы распространяются те же принципы, что и на выборы, происходящие на уровне Федерации. Право избирать и быть избранными имеют все граждане, которые достигли 18-летнего возраста. Не могут голосовать на выборах те граждане, которых суд признал недееспособными или те, которые находятся в заключении.

Процедура проведения муниципальных выборов обнаруживает сходство с процедурой проведения выборов в органы государственной власти. Однако все-таки можно выделить некоторые особенности:

• при проведении муниципальных выборов обычно применяется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;

• на практике при осуществлении муниципальных выборов чаще, чем при проведении выборов в органы государственной власти, используются многомандатные избирательные округа;

• при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее 10 000 сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.

  1. Выборы Главы муниципального образования

Главы муниципальных районов и городских округов избираются представительными органами муниципальных образований (в Чесменском муниципальном районе это Собрание депутатов) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.

Представительный орган района (собрание депутатов), как уже говорилось, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно Конституции Российской Федерации любой человек в возрасте от 18 лет может как выбирать, так и быть избранным. Однако для кандидатов на ответственные муниципальные должности установлена нижняя планка возраста - от 21 года. Официально верхняя возрастная планка не ограничена, и в одном из Челябинских муниципалитетах зарегистрировали одного кандидата в возрасте 86 лет.

Выборы руководителей органов местного самоуправления регламентируются Законом Челябинской области от 11 июня 2015 г. № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области». Он предусматривает, что все главы муниципальных образований Челябинской области, кроме глав закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), избираются на конкурсной основе. Конкурсная комиссия представляет кандидатуры победителей конкурса в собрание депутатов муниципалитета, которое, в свою очередь, избирает из их числа главу муниципального образования сроком на пять лет. Комиссия по отбору кандидатов состоит из трех депутатов представительного органа местного самоуправления, двух представителей правительства и администрации губернатора Челябинской области и одного депутата Законодательного собрания Челябинской области - всего шесть человек. В каждом из муниципальных образований комиссия собирается дважды. На первом, так называемом предварительном заседании, члены комиссии обсуждают кандидатов в главы муниципальных образований: рассматривают документы претендента, оценивают его личностные характеристики, проверяют достоверность и полноту сведений, которые представил кандидат на конкурсную комиссию. После проверки всех документов рабочая группа собирается во второй раз для подведения итогов конкурса и определения его победителей, кандидатуры которых впоследствии рекомендуются представительному органу власти для избрания. Между этими двумя комиссиями проходит не более 10 дней.

Участники конкурсной комиссии обращают внимание на целый спектр качеств кандидатов. Будущий глава должен зарекомендовать себя как цельная личность, как успешный руководитель и профессионал своего дела. Немаловажны богатый опыт, уровень знаний, мотивация кандидата, а также положительные характеристики общественности. Обязательно учитывается программа социально-экономического развития муниципального образования, которая должна привнести новшества в векторе развития Челябинской области в целом, сохранить и приумножить ее потенциал. Если кандидат не умеет работать с кадрами, не готов системно трудиться в команде, он вряд ли подойдет в качестве кандидата на должность главы. Впервые выборы главы муниципального образования на конкурсной основе прошли в Челябинской области в августе 2015 года. Именно таким образом избирался глава в Чесменском муниципальном районе в 2016 году. Законодательством не запрещено участие в конкурсе предыдущего главы. Данная система выборов позволит определить победителем конкурса на должность главы муниципального образования прежнего эффективного руководителя. Однако последнее слово в выборе кандидатов остается за депутатами муниципальных образований.

  1. Проблемы

Большинство проблем, с которыми сталкиваются муниципальные выборы в России, являются общими для всех российских выборов. К таким проблемам относятся:

  • сложность и запутанность избирательного законодательства;

  • избирательные системы, не обеспечивающие адекватного выражения воли избирателей;

  • низкая степень конкурентности;

  • неравные условия ведения кандидатами и партиями предвыборной агитации;

  • отсутствие надежных механизмов воспрепятствования фальсификациям.

  1. Заключение

Итак, я выполнила задачи поставленные в работе, изучила особенности муниципальных выборов, выборов глав муниципалитетов, узнала о выборах в Чесменском муниципальном районе, с интересом общалась с людьми, которые организуют выборы на местном уровне.

Конечно же, изучая данный вопрос, я поняла какой большой пласт информации нужно найти, прочитать, понять. Но главное я для себя уяснила, что это очень сложно, но интересно и думаю, у меня впереди еще будет возможность изучить все досконально.

Используемые источники:

  1. Конституция РФ

  2. Сайты:

    1. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209844&rnd=244973.108131851#0

    2. http://www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/st17.html

    3. http://studopedia.ru/10_214395_obrazovanie-izbiratelnih-okrugov-i-izbiratelnih-uchastkov.html

    4. http://studopedia.ru/8_46738_poryadok-golosovaniya-opredelenie-itogov-golosovaniya-i-rezultatov-viborov.html

    5. http://www.chesmamr74.ru/htmlpages/Show/overview/our_ragion/USTAVCHESMENSKOGOMUNICIPALNOGO

    6. https://vecherka.su/articles/policy/116535/

    7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/4b35fb2d52507eaf3114e6abcdd9757901f513ca/

13

Просмотров работы: 10377