ЗНАК ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗНАК ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Мангилева П.И. 1
1
Ширинкина Е.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Когда я была на экскурсии в Чайковском медицинском колледже, мне предложили посетить музей «Призвание». В этот день актив музея колледжа отмечал 55-летие «Знаку выпускника среднего медицинского учебного заведения». На экскурсии меня так сильно заинтересовал материал, который хранится в фондах музея, что у меня возникла проблема: выяснить историю знака выпускника среднего медицинского учебного заведения. Это для меня стало актуальным.

Цель: изучение истории появления знака выпускника среднего медицинского учебного заведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Собрать и проанализировать материал об истории знака выпускника

среднего медицинского учебного заведения.

  1. Сделать выводы.

Гипотеза исследования: знак выпускника среднего медицинского учебного заведения имеет очень интересную историю. Объект исследования: знак выпускника среднего медицинского учебного заведения, предмет: история знака выпускника среднего медицинского учебного заведения.

В ходе работы мы использовали такие приемы, как наблюдение, анализ, обобщение. Были изучены книги: Грибанова Э.Д. «Медицина в символах и эмблемах», Ковнева С.М. «История древней медицины» и Орлова А.С. «Чаши государства». Данный вопрос: какова же история знака выпускника среднего медицинского учебного заведения с 18 века и по настоящий момент, - нигде раньше не изучался, были лишь разрозненные статьи об отдельных временных отрезках. Новизна нашего исследования в том, что мы структуировали этот вопрос, привели в систему.

По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. История медицинского знака в России

Знаки отличия люди придумывали в древности для того, чтобы общество знало своих героев. Они представляли собой нагрудные металлические украшения, чаще круглой формы с изображением головы Медузы, Марса или звериных морд, обычно львиных.

В России нагрудные знаки появились в конце первой половины 18 века. В то время на территории Московской Руси существовало цеховое разделение медиков.

«Медиками первого класса считались ученые врачи – доктора и лейб-медики, лечившие только внутренние заболевания, ставили клизмы, выписывали рецепты. Знаков отличия у них не было» (№5, с. 97).

В больших городах банщики и цирюльники относились к среднему классу медицинских работников. У банщиков на круглом знаке белого цвета, диаметром 300 мм была изображена банка и пиявка (Приложение №1). «Право носить знак имели только мастера, содержащие баню. Знак носили на правой стороне груди. Банщики занимались лечением нарывов, удалением мозолей, постановкой банок, кровопусканием» (№7, с. 112).

«Имея в своем арсенале острые режущие инструменты, цирюльники часто оказывали срочную хирургическую помощь, то есть занимались малой хирургией. В начале средних веков право подобного вмешательства имело и духовенство. Затем данная область стала уделом только хирургов, знания которых передавались в основном по наследству» (№2, с. 109).

Хирурги, в отличие от цирюльников и банщиков, выбрали себе в качестве знака изображение бедренной кости человека желтого цвета, молотка и цапок (Приложение №2).

«В 1831 году по распоряжению Министерства внутренних дел была открыта первая фельдшерская школа и выпускников стали называть фельдшерами» (№6, с. 40). Многие банщики и цирюльники считали это звание более благородным, подавали прошения о переименовании их в фельдшеров. Фельдшера взяли себе знак, в центре которого изображен скелет, а по бокам хирургические инструменты, коловорот и пила (Приложение №3). «Знак являлся обязательной принадлежностью форменной одежды, и носили его на половине высоты от воротника до пояса» (№4, с. 77).

«11 февраля 1871 года в императорской медико-хирургической академии был введен нагрудный знак для военных врачей, удостоенных ученой степени доктора. На знаке изображен Российский Государственный Герб, обвитый снизу справа дубовой. А слева – лавровой ветвями. На месте переплетения ветвей, располагалась чаша Гиппократа, к которой ползут по ветвям змеи – символ мудрости и целительства (Приложение №4). А мудрость следовало черпать из чаши познания природы, которая в медицинской эмблеме была определена как символ человеческого разума, объемлющего весь мир (Приложение №5)» (№3, с 92).

С тех пор эмблема стала изображаться везде, где требовалось подчеркнуть медицинскую специфику: на изданиях журналов, газет, книг, на вывесках больниц, поликлиник, аптек, инструментах, печатях и тому подобное (Приложения №6, 7, 8).

Глава 2. Современный знак выпускника среднего медицинского заведения

«С 1959 года для выпускников средних учебных заведений введен шестиугольный ромбовидный знак. Он был изготовлен на Ленинградском монетном дворе» (№1, с.75) Лицевая сторона знака покрыта красной эмалью с белой окантовкой. В верхней части знака изображен герб СССР (серп и молот на земном шаре в лучах солнца, обрамлен колосьями с надписью: «Пролетарии всех стран соединяйтесь»). В нижней части расположена медицинская эмблема – чаша, обвитая змеей. Герб и эмблема выпуклые, золотистого цвета. Оборотная сторона неровная, золотистого цвета с небольшим углублением внизу.

«Знак крепится к одежде посредством гайки с выпуклым винтом. По кругу гайки надпись завода изготовителя – «Ленинградский монетный двор». Знак носится на левой стороне груди, крепится к одежде винтом (Приложения № 9, 10). Традиция ношения специального нагрудного знака отличия среднего медицинского работника сохранилась, хотя и не распространена так широко» (№8, с. 51).

Выпускники Чайковского медицинского колледжа разных лет, получившие диплом с “отличием”, ныне педагоги колледжа с гордостью носят этот знак (Приложения №11, 12).

Заключение

В ходе исследования был использован материал музея «Призвание», расположенного в Чайковском медицинском колледже.

Были сделаны следующие выводы:

1. Знаки отличия люди придумывали в древности для того, чтобы общество знало своих героев.

2. В России нагрудные знаки появились в конце первой половины 18 века.

3. В 1831 году с открытием первой фельдшерской школы, знак стал обязательной принадлежностью форменной одежды.

4. В 1871 году был введен нагрудный знак для военных врачей, на котором располагалась чаша Гиппократа, к которой ползут по ветвям змеи – символ мудрости и целительства. С тех пор эмблема стала изображаться везде, где требовалось подчеркнуть медицинскую специфику: на изданиях журналов, газет, книг, на вывесках больниц и так далее.

5. С 1959 года для выпускников средних учебных медицинских заведений введен шестиугольный ромбовидный знак.

6. Выпускники Чайковского медицинского колледжа разных лет, получившие диплом с “отличием”, ныне педагоги колледжа с гордостью носят этот знак.

Меня порадовало, что члены актива музея тщательно собирают, красиво оформляют и бережно хранят собранные экспонаты. После посещения музея мама задала мне вопрос: «А ты бы смогла прожить свою жизнь, как они, быть бодрой, отзывчивой, внимательной к недугам больных?»

По моему мнению, посещение музея, встреча со студентами, преподавателями помогут мне преодолеть трудности в жизни, правильно выбрать профессию, чтобы приносить пользу обществу.

Предполагаемое продолжение работы

В дальнейшем мне бы хотелось собрать и проанализировать следующий материал:

- о семье В.П. Шашкина – ветеране труда, отличнике здравоохранения, почетном гражданине нашего города;

- о семье Питиримовых, где пять поколений были медицинские работниками;

- о Бакулевой Л. – получившей диплом №1 с отличием после окончания Чайковского медицинского колледжа.

Может быть, моя работа заинтересует других ребят, и они сходят в медицинский колледж, посетят музей и откроют для себя что-то новое, интересное.

Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждена полностью: знак выпускника среднего медицинского учебного заведения имеет очень интересную историю. Материалы исследования могут быть использованы на уроках биологии, медицины, классных часах и внеклассных мероприятиях.

Список используемых источников

  1. Грибанов Э.Д. «Медицина в символах и эмблемах». - М.: Медицина, 1990г.

  2. Грибанов Э.Д. «Эмблемы медицины». - Тбилиси, 1975г.

  3. Дьяконов И.М. «Мифология древнего мира». – М.: Наука, 1977г.

  4. Ковнев С.М. «История древней медицины». - Киев, 1978г.

  5. Мультановский М.П. «История медицины». - М.: Медицина, 1961г.

  6. Орлов А.С. «Чаши государства». - М.: Медицина, 1918г.

  7. Павловский Е.Н. «Змеи». – М.: БМЭ, 1959г.

  8. Толмачев Р., журнал «Наука и жизнь», 2008г. №3.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

олд

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

Приложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Приложение №12

 

23

Просмотров работы: 326