МОЕ СЕРДЦЕ-МОЙ ДРУГ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЕ СЕРДЦЕ-МОЙ ДРУГ


Гиззатуллина Земфира Гумаровна 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Самым главным центром нашей жизни на протяжении веков является сердце. Оно может пульсировать самостоятельно безо всякой связи с мозгом и делает 10 000 ударов в день и примерно 40 миллионов ударов в год. В зародыше оно начинает формироваться раньше мозга. Ученым до сих пор не известно наверняка, что вызывает это самовозникающее сердцебиение.

У меня был врождённый порок сердца. С помощью лечений и профилактических методов удалось излечиться. Теперь моя мечта – стать кардиохирургом, чтобы также помогать больным с пороками сердца. Так меня заинтересовал вопрос врожденных пороков сердца. Эта болезнь на сегодняшний день является достаточно часто встречаемой, с течением времени её количество не уменьшается даже несмотря на то, что при проведении оперативных вмешательств используются высокие технологии. По мировой статистике частота рождаемости детей с врожденными пороками составляет 6-8 на 1000 человек на 2016 год.

Актуальность исследования – проблема врождённых пороков сердца среди детей связана с тем, что не все врождённые пороки сердца выявляются при рождении, имеют врождённое происхождение.

Цель исследования – исследовать причины врождённого порока сердца, эффективность восстановительной реабилитации детей с данной болезнью.

В соответствии с целью исследования мы определили следующие задачи:

  1. Изучить историю появления болезни и причины распространённости врождённых пороков сердца у детей.

  2. Расширить и углубить знания в период реабилитации детей с врождённым пороком сердца на различных этапах (поликлиническом и санаторно-курортном).

  3. Организовать анкетирование среди учащихся 3-х классов

  4. Провести классный час по теме «Дела сердечные».

  5. Взять интервью у врача-кардиолога.

Объект исследования: врождённый порок сердца у детей.

Предмет исследования: причины появления больных с врождённым пороком сердца.

Гипотеза: предполагаем, что использование разных методов реабилитации на различных этапах позволит восстановить здоровье.

Методы исследования: беседа, работа с информацией, изучение литературы, анализ, анкетирование, наблюдение, обобщение, сравнение, интервьюирование.

Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: результаты помогут в жизни, могут быть использованы на уроках окружающего мира, физической культуре, классных часах, уроках здоровья.

Базу исследования составили учащиеся 3 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Глава I. Теоретические сведения

о врождённом пороке сердца у детей

I.1. Из истории о врождённом пороке сердца, о её причинах, лечении

Порок сердца – это дефект, ненормальность. Наличие порока устанавливается при неправильном функционировании и развитии самого сердца или прилегающих к нему кровеносных сосудов. Пороки сердца - патологические структурные изменения в строении сердца или крупных сосудов, которые приводят к нарушению деятельности сердца [5; с. 280].

По своему происхождению пороки сердца бывают врожденными, т.е. возникающими у плода в период внутриутробного развития, и приобретенными, которые появляются после рождения в результате различных заболеваний [2; с. 85].

Согласно статистическим данным, средняя продолжительность жизни при наиболее распространенных врожденных пороках сердца колеблется от 15 до 20 лет [7]. Вот почему в последние годы появляется все больше сторонников раннего хирургического вмешательства (в течение первых месяцев и лет жизни ребенка), которые считают, что риск выжидания часто менее оправдан, чем операция. Неоперабельными считают миокардиопатию, первичную высокую легочную гипертензию и гипоплазию левого желудочка, которые составляют 15% от общего числа пороков. У ребенка, родившегося с пороком сердца, много шансов преодолеть эту проблему и жить здоровой жизнью впоследствии. Хирургия сердца продолжает успешно развиваться, ученые исследуют пути исправления других дефектов сердца. После диагностики у ребенка, порока сердца необходимо пройти некоторые исследования. Они помогут специалистам-детским кардиологам и хирургам - понять, нужна ли операция.

Врожденные пороки сердца и магистральных сосудов у детей встречаются довольно часто. По данным ВОЗ, среди всех новорожденных дети с пороками сердца составляют около 1%. Ежегодно в развитых странах рождается 35-50тыс. детей с пороками сердца. Одни пороки сердца несовместимы с жизнью, другие - протекают с тяжелыми нарушениями гемодинамики в первые недели и месяцы жизни и сопровождаются высокой смертностью.

По данным ВОЗ, от врожденных пороков сердца умирают 5-6 детей на 100 тыс. населения. В течение первого года жизни умирают 54,4% таких детей, а к 5 годам - 84,4%.

Причины развития врожденных пороков сердца, во многом остаются неизвестными. Определенную (однако, далеко не решающую роль) могут играть факторы наследственности.

Как правило, диагностика порока осуществляется у ребенка сразу же после рождения, но возможны и такие варианты, когда проявления порока выявляются по мере роста организма, т.е. когда сердце не способно обеспечить адекватный кровоток растущему организму [1; с. 19].

Если возникает подозрение на ВПС, производится одно из специальных исследований:

1) Эхокардиограмма

2) Рентгенограмма грудной клетки

3) ЭКГ (электрокардиограмма)

4) МРТ (магниторезонансная томография)

5) Сердечное зондирование [2; с. 51].

Прогресс в области диагностики сердечно сосудистых заболеваний и их лечения, успехи анестезиологии и интенсивной терапии привели к тому, что большинство пороков стали операбельными, причем большинство больных живут после этого долгое время.

Клинические проявления и течение определяются видом порока, характером гемодинамических нарушений и сроками наступления декомпенсации кровообращения.

К наиболее часто встречающимся врождёнными пороками сердца относят пороки «большой пятерки»:

- дефект межжелудочковой перегородки;

- коарктацию аорты;

- транспозицию магистральных артерий;

- открытый артериальный проток;

-Тетрадо Фалло [2; с. 73].

Врожденные пороки сердца зачастую возникают в результате неправильного отхождения крупных сосудов сердца, либо наличия дефектов в перегородках сердца. В таких случаях во время сокращения желудочков часть крови из левого желудочка, в котором содержится артериальная, богатая кислородом кровь, устремляется в правые отделы сердца.

Там она смешивается с венозной, бедной кислородом кровью и возвращается оттуда в легкие. Возможен и другой вариант: когда часть венозной крови из правых отделов сердца, минуя легкие, попадает в левый желудочек, а затем – в аорту и к тканям организма. Бедная кислородом кровь не в состоянии обеспечить питанием органы и ткани.

Среди наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца следует отметить открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, коарктацию (сужение) аорты и др. [4; с. 86].

Лечение всех пороков сердца у детей заключается в хирургической коррекции порока, разница лишь в возрасте, одним оперативное вмешательство необходимо на первых днях жизни, а у других врождённый порок сердца выявится в более старшем возрасте.

I.2. Анализ статистики о врождённом пороке сердца у детей различных возрастных групп

Статистика по России, касающаяся врождённого порока сердца у детей показывает, что за последние пять лет распространенность врожденных аномалий и пороков развития среди детей до 14 лет увеличилась на 34,9% (с 1473,3 в 2010 году до 1988,0 на 100 000 населения соответствующего возраста в 2016 году). Среди детей подросткового возраста – на 39,4% (2010 год – 883,4; 2016 год – 1231,8; на 100 000 подростков 15–17 лет). Доля врожденных пороков сердца в структуре врожденных аномалий в целом колеблется от 29,8% до 42,7% в зависимости от возраста [9].

На 1 января 2016 г. в России насчитывалось более 156 000 детей до 14 лет с врожденными аномалиями сердца и сосудов. Распространённость заболеваний данной группы за пять лет возросла на 25,3% и составила 591,6 на 100 000 детей до 14 лет.

Частота ежегодно впервые выявляемых врожденных пороков сердца у детей за период 2010 – 2016 годы возросла на 32,8% [9].

В 2016 году 26 554 детей от 0 до 15 лет являлись инвалидами, в результате имевшихся аномалий системы кровообращения (4,8% от общего числа детей-инвалидов). Показатель инвалидности от этих причин составил 10,1 на 10 000 детей данного возраста, за прошедшие 5 лет он возрос на 12,7%. Уровень инвалидности выше всего среди детей возрастной группы 0 –4 года.

Среди всех детей, родившихся живыми и умерших на первом году жизни от врожденных аномалий, более 44,5% умерло от врожденных пороков сердца (2015 год – 41,7%) [9].

Современная кардиохирургия направлена на раннюю коррекцию врожденных пороков сердца. В мировой практике число таких операций в настоящее время составляет от 40% до 90%. Хирургические вмешательства у детей старше одного года уже менее эффективны, так как последствия порока могут стать необратимыми. В экстренном вмешательстве в период новорожденности нуждаются до 30% всех, родившихся с аномалиями системы кровообращения. Остальные должны быть оперированы в течение первого года и лишь не более, чем 15% детей с пороками сердца могут быть прооперированы в более старшем возрасте [4; с. 93].

В России за последние пять лет наблюдается увеличение выявляемости врождённых пороков сердца среди детей до 14 лет на 34,9%, а среди детей подросткового возраста на 39,4%.

Выводы по главе I

Нами изучена история появления врождённого порока сердца, её причины и лечение. Проведён анализ выявляемости врождённого порока сердца у детей в мире, России, по городу Туймазы. На основании данных статистики сделаны следующие выводы:

1. Число операций и кардиохирургических клиник в РФ растет, увеличивается доступность специализированной медицинской помощи, в 2015 г. операции при врождённых пороках сердца выполнялись в 17 субъектах РФ, в 192 клиниках.

2. По данным известного хирурга-кардиолога Л.А. Бокерия с соавторами, операции при врождённых пороках сердца выполняют преимущественно у детей, и лишь в 1,8% случаев – у взрослых из-за проблем: недостаточное финансирование, неадекватная нормативно-правовая база, отсутствие механизмов аккредитации клиник, недостаточно развитая информационная поддержка.

3. Для улучшения качества жизни имеет преимущество проведение операционной коррекции пороков сердца у детей до года жизни ребенка. Таким образом, по статистике за 2015 г. прооперировано детей с врождённым пороком сердца:

- в мировой практике от 40% до 90%;

- в РФ выполнено 100123 операции, что составило 80%.

Глава II. Реабилитация при врождённом пороке сердца

у детей

II.1. Социальный опрос среди учащихся 3 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы

Врождённые пороки сердца у детей имеют наибольший процент среди всех известных врождённых патологий.

Мы решили провести социальный опрос среди учащихся 3 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы и выяснить, что ребят знают о сердце, знают ли они что полезно, а что вредно для сердца, в каких продуктах и минералах нуждается наше сердце, и, наоборот, что противопоказано сердцу.

Опрос учащихся был проведён в форме анкетирования по вопросам (Приложение 1). В опросе приняло участие 50 учеников.

Проведя социальный вопрос, мы выяснили:

1) 35 учащихся (70 %) в полном объёме знают всё о сердце, а 9 учеников (18 %) имеют поверхностные знания об устройстве сердца, 6 учеников (12 %) – не имеют представления об устройстве сердца;

2) на вопрос «Как работает ваше сердце?» верно ответили 29 учеников(58 %), неправильные ответы дали 21 учащийся (42 %);

3) огорчило, что большинство ребят отметили (39 учеников-68 %), что они ругаются с другими, а ведь это – нагрузка для сердца;

4) порадовало, что 45 из 50 учеников (90 %) посещают спортивные секции и кружки;

5) 38 учеников (76 %) ответили, что любят хорошо и много покушать, отметили среди любимой еды сладости, бутерброды, что вредит нашему организму, и, в частности, сердцу; 12 учеников (24 %) умеют сдерживать себя в еде, кушают умеренно;

6) на вопрос «Вы знаете, как беречь своё сердце?» каждым учеником было дано по одному верному утверждению, среди ответов были следующие варианты: заниматься закаливанием, бегать, заниматься спортом, не переедать, есть больше фруктов и овощей, гулять на свежем воздухе, вести здоровый образ жизни и др.;

7) среди полезных для сердца продуктов 45 учениками (90 %) были указаны овощи и фрукты, рыба, орехи, шпинат; 5 учеников (10 %) ничего не написали;

8) среди самых важных минералов, оказывающих многогранное воздействие на функционирование сердца, несомненно, являются калий и магний, что, к сожалению, знают лишь 12 учеников (24 %);

9) среди противопоказаний для сердца 3 ученика написали кофе, 5 учеников (10 %) отметили соль и сахар, 1 ученик (2 %) – никотин, 3 ученика (6 %) – спиртные напитки, 10 учеников (20 %) – жирная еда, 7 учеников (14 %) – малоподвижный образ жизни, и, 21 учащийся (42 %) не указал таковых.

Таким образом, мы в ходе этого опроса узнали, что многие дети обладают неполной информацией о сердце, как об органе, не знают о том, что полезно и что вредно для сердца, в каких продуктах и минералах нуждается наше сердце, и, наоборот, что противопоказано сердцу.

II. 2. Классный час «Дела сердечные»

После опроса мы провели классный час в классе по теме «Дела сердечные». На урок здоровья каждый должен был что-то приготовить о сердце: нарисовать рисунки, сделать поделку, найти песни, стихи, пословицы, загадки и т.д. На занятие был приглашён наш школьный фельдшер Рита Низамовна, которая привела следующую статистику ВПС по школе: за 2015 год 5 детей с ВПС (2 кл. – 1 уч., 3 кл. – 2 уч., 6 кл. – 1 уч., 10 кл. – 1 уч.), за 2016 год – 10 учащихся (1 кл. – 5 уч., 3 кл. – 1 уч., 4 кл. – 2 уч., 7 кл. – 1 уч., 11 кл. – 1 уч.). Таким образом, произошло увеличение заболевших с ВПС по школе.

В ходе исследования нашли много загадок (Приложение 2), пословиц и поговорок про сердце (Приложение 3), стихи (Приложение 4), исполняли весёлую песню о сердце (Приложение 5), рассматривали плакаты о том, что полезно и что вредно для сердца, на уроках технологии попробовали с помощью пластилина слепить наше сердце, также выполнили творческую работу в группах: изготовили гирлянду-кусудаму (фигурка, выполненная из модулей и фигурок), на уроках изобразительного искусства рисовали этот важнейший орган с указанием частей сердца.

Выяснили, что 29 сентября – Всемирный день сердца. Впервые был организован в 1999 году по инициативе Всемирной федерации сердца. Эту акцию поддержали Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО и другие значимые организации. Первоначально День проводился в последнее воскресенье сентября, а с 2011 года у него фиксированная дата – 29 сентября. В России этот день и следующая за ним неделя называются Российской национальной неделей здорового сердца. Всемирный день сердца проводится под девизом «Сердце для жизни». И под таким же девизом мы в классе 29 сентября отметили Всемирный день сердца. Все ребята нашего класса принесли поделки в виде сердца, сделанные своими руками. Этот день для меня очень значим, потому что я сам являлся ребенком с пороком сердца. Мы выступили перед ребятами с рассказом о себе, что в данное время я являюсь обычным ребёнком без данного диагноза. Поделились секретами своего выздоровления.

Полностью я излечился в 3 года. Это результат каждодневного труда: лечение медикаментами, стационар, лечебная физическая культура, гимнастика. Факт выздоровления подтверждают документы УЗИ, которые я представил в приложении (Приложение 7).

Также мы провели эксперименты (Приложение 8) и опыты (Приложение 9) по изучению своего сердца.

II.2. Интервью с детским кардиологом

Детская кардиология – это наука, которая занимается изучением строения, функционирования и развития сердечно-сосудистой системы, а также выявлением, лечением и профилактикой заболеваний сердца и сосудов у детей.

На сегодняшний день частота врожденных пороков сердечно-сосудистой системы составляет 6-8 случаев на тысячу новорожденных. Сердечно-сосудистые заболевания возникают из-за целого ряда причин, начиная от плохой экологии и наследственности до тяжелых внутриутробных инфекций, гипоксии или интоксикации плода во время беременности.

Заболевания сердца и сосудов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если ребенок родился здоровым, то, например, осложнения перенесенных инфекционных заболеваний или вакцинации могут оставить тяжелый след и впоследствии сказаться на работе сердечно-сосудистой системы.

На практике родители начинают бить тревогу только после того, как симптомы сердечно-сосудистых нарушений становятся ярко выраженными. Самое главное вовремя взять ситуацию под собственный контроль и не ждать неутешительных прогнозов.

Детский кардиолог – это врач, в компетенцию которого входит профилактический осмотр, проведение диагностики и необходимых мер для лечения заболеваний сердца и сердечнососудистой системы.

За интервью мы обратились к специалисту в области кардиологии – Хасановой Гульнаре Тагировне, детский кардиолог детской Туймазинской ЦРБ.

– Гульнара Тагировна, какие заболевания сердца и сосудов сегодня чаще всего диагностируются у детей?

– Достаточно частая патология в детском возрасте – это врождённый порок сердца. Он диагностируется у 30 % малышей, которые наблюдаются детскими кардиологами. Также встречаются нарушения ритма, кардиомиопатии. В редких случаях мы наблюдаем инфаркты миокарда у младенцев. Случаются они в основном на фоне серьёзной врождённой патологии сердца и коронарных сосудов. Все названные заболевания требуют наблюдения и лечения у кардиолога или педиатра!

– Насколько сильно плохая экология, некачественные продукты питания влияют на патологии сердца?

– На самом деле первое место среди причин, которые влияют на развитие врождённых пороков сердца, стоят внутриутробные инфекции. То есть если будущая мама во время беременности переболела краснухой, гриппом, парагриппом или вирусом Коксаки, то высока вероятность неправильного развития сердца у плода. Вторая причина – курение матери во время беременности, особенно в первой её половине, когда у младенца формируется сердце. Далее по степени тяжести среди причин идёт сахарный диабет. А вот экологические факторы занимают последние места среди выявленных в процессе обследования факторов.

– Можно ли заниматься спортом детям с врождённым пороком сердца?

– Ребёнку можно и нужно заниматься физической культурой, но в зависимости от тяжести заболевания. Для профилактики нагрузки должны быть не очень высокими, это должны быть аэробные нагрузки средней интенсивности. Во время занятий спортом человек должен свободно разговаривать. Если он может говорить, значит, он не задыхается от нагрузки. Это может быть велосипед, лыжи, бассейн, быстрая ходьба, бег трусцой. Но при беге трусцой могут быть проблемы с позвоночником.

– Что посоветуете родителям, чьи дети имеют сердечные заболевания?

– Итак, ребёнку нужна физическая активность. Начиная с 5 лет девочкам необходимо активно двигаться по 4-6 часов в неделю, а мальчикам – до 12 часов. Это могут быть занятия танцами, волейболом. Нельзя ограничиваться только уроками физкультуры. Родителям нужно воспитать у ребёнка потребность двигаться. И, конечно, необходимо правильно питаться. Чтобы в пище присутствовали не одни быстрые углеводы – сладости, лимонад, чипсы, а полноценные белки, жиры, витамины и микроэлементы. И, безусловно, для здоровья сердца большое значение имеют правильные режим дня, чередование занятий и отдыха, и полноценный ночной сон.

Выводы по главе II

Итак, для успешного восстановления здоровья ребенка требуется комплексная медицинская реабилитация, которая осуществляется в системе больничного, санаторного, диспансерно - поликлинического этапов.

Мы провели социальный опрос среди учащихся 3 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы и выяснили, что ребята знают о сердце, о том, что полезно, а что вредно для сердца, в каких продуктах и минералах нуждается наше сердце, и, наоборот, что противопоказано сердцу.

После опроса мы провели классный час у себя в классе по теме «Дела сердечные». На урок здоровья каждый был что-то приготовить о сердце: нарисовать рисунки, сделать поделку, найти песни, стихи, пословицы, загадки и т.д. На занятие был приглашён наш школьный фельдшер Рита Низамовна, которая привела следующую статистику ВПС по школе: за 2015 год 5 детей с ВПС, за 2016 год – 10 учащихся.

В ходе исследования нашли много загадок (Приложение 2), пословиц и поговорок про сердце (Приложение 3), стихи (Приложение 4), исполняли весёлую песню о сердце (Приложение 5), рассматривали плакаты о том, что полезно и что вредно для сердца, на уроках технологии попробовали с помощью пластилина слепить наше сердце, также выполнили творческую работу в группах: изготовили гирлянду-кусудаму (фигурка, выполненная из модулей), на уроках изобразительного искусства рисовали этот важнейший орган с указанием частей сердца.

Выяснили, что 29 сентября – Всемирный день сердца, который проводится под девизом «Сердце для жизни». И под таким же девизом мы в классе 29 сентября отметили Всемирный день сердца. Все ребята нашего класса принесли поделки в виде сердца, сделанные своими руками. Этот день для меня очень значим, потому что я сам являлся ребенком с пороком сердца. Мы выступили перед ребятами с рассказом о себе, что в данное время я являюсь обычным ребёнком без данного диагноза. Поделились секретами своего выздоровления. Полностью я излечился в 3 года. Это результат каждодневного труда: лечение медикаментами, стационар, лечебная физическая культура, гимнастика. Факт выздоровления подтверждают документы УЗИ, которые я представил в приложении (Приложение 7).

Также мы провели эксперименты (Приложение 8) и опыты (Приложение 9) по изучению своего сердца.

На практике родители начинают бить тревогу только после того, как симптомы сердечно-сосудистых нарушений становятся ярко выраженными.

Для прояснения возникших вопросов мы обратились к детскому кардиологу – Гульнаре Тагировне, взяли у неё интервью, в котором она рассказала какое значение для организма имеет сердце, как он работает, каковы причины детских врождённых пороков сердца, что полезно для нашего мотора. Так же она дала советы.

Заключение

Проблема врождённых пороков сердца у детей – является острой проблемой в медицине, которая нуждается в реабилитации. В настоящее время врождённые пороки сердца являются одними из самых распространённых патологий среди детей.

В ходе исследования проведён анализ теоретических аспектов проблемы реабилитации при врождённых пороках сердца у детей.

Мы провели социальный опрос среди учащихся 3 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы и выяснили, что ребята знают о сердце, о том, что полезно, а что вредно для сердца, в каких продуктах и минералах нуждается наше сердце, и, наоборот, что противопоказано сердцу.

После опроса мы провели классный час у себя в классе по теме «Дела сердечные». В ходе исследования нашли много загадок, пословиц и поговорок про сердце, стихи, исполняли весёлую песню о сердце и рассматривали плакаты о том, что полезно и что вредно для сердца.

На сегодняшний день частота врожденных пороков сердечно-сосудистой системы составляет 6-8 случаев на тысячу новорожденных.

Заболевания сердца и сосудов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если ребенок родился здоровым, то, например, осложнения перенесенных инфекционных заболеваний или вакцинации могут оставить тяжелый след и впоследствии сказаться на работе сердечно-сосудистой системы.

На практике родители начинают бить тревогу только после того, как симптомы сердечно-сосудистых нарушений становятся ярко выраженными.

Для прояснения возникших вопросов мы обратились к детскому кардиологу – Гульнаре Тагировне, взяли у неё интервью, в котором она рассказала какое значение для организма имеет сердце, как он работает, каковы причины детских врождённых пороков сердца, что полезно для нашего мотора. Так же она дала советы родителям, чьи дети имеют сердечные заболевания.

Каждый год 29 сентября в мире проводят Всемирный день сердца. Это не праздник, не торжество, это напоминание о том, что сердце – один из самых важных органов человека. От его здоровья зависит судьба всего организма. День сердца напоминает о главном: наш неутомимый мотор нужно беречь и лелеять! Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза о том, что использование разных методов реабилитации на различных этапах позволяет восстановить здоровье, подтвердилась. Мы доказали то, что комплексная терапия ВПС даёт положительные результаты, приводит к полному излечению. Желаем детям крепкого здоровья и счастливого будущего без сердечных бед.

Список литературы

  1. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце. / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет – Киев: «Здоровье», 2015 – 256 с.

  2. Бакулев А.Н. Врожденные пороки сердца / А.Н. Бакулев, Е.Н. Мешалкин. - М.: «Наука», 2009. – 293 с.

  3. Елисеев Ю.Ю. Детские болезни. Полный справочник. М. - 2008 г. – 236 с.

  4. Сапин М.Р., Брыксина, З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 год. – 105 с.

  5. Ужегов Г.Н. Полная медицинская энциклопедия. Том 2. Первая помощь / Ужегов Г.Н. – М.; ООО «Мир книги», 2012 г. – 345 с.

Интернет-ресурсы

  1. health.mail.ru›disease/vrojdennye_poroki…vps/

  2. sweli.ru›deti…goda/bolezni-deteie…goda…serdca.html

  3. http://gigabaza.ru/doc/94007-pall.html

  4. www.vseblogi.com

  5. www.corallcenter.ru/

Тезаурус

Ангиокардиография - исследование отделов сердца или кровеносных сосудов с использованием рентгеновских лучей. Во время процедуры наблюдается путь прохождения специальной жидкости (контраста), видимой с помощью рентгеновских лучей после введения в кровоток. Рентгеновское изображение в этом случае называется ангиограммой.

Аорта - крупнейшая артерия, несущая кровь из левого желудочка сердца и распределяющая ее по телу.

Аортальный клапан - клапан сердца, расположенный между левым желудочком и аортой, имеет три лепестка, или створки.

Аритмия - ненормальный сердечный ритм.

Артерия - любой из сосудов, несущих кровь от сердца к органам тела.

Атрезия - отсутствие нормального отверстия.

Атриум - предсердие, один из двух верхних отделов сердца, где собирается кровь перед поступлением в желудочки.

Баллонная ангиопластика - процедура, при которой в суженную часть сосуда вводится баллон. Когда баллон заполняют суженный участок расправляется, после чего баллон удаляют.

Баллонная вальвулопластика - процедура, при которой катетер с баллоном вводят в отверстие суженного сердечного клапана. Когда баллон заполняют, клапан расправляется и отверстие его увеличивается; затем баллон удаляют.

Вена - любой из множества сосудов, несущих кровь из органов тела к сердцу.

Водитель ритма. Естественный водитель ритма сердца называется синусовым узлом. Синусовый узел является небольшим скоплением специфических клеток в верхней части правого предсердия. Он продуцирует электрический импульс, который направляется к левому предсердию и далее вниз, к миокарду желудочков. Эти импульсы заставляют сердце сокращаться или "биться". Термин "искусственный водитель ритма» применяется по отношению к электронному аппарату, который может быть применен для временной или постоянной замены "неисправного" естественного водителя ритма или поврежденных проводящих путей (пучков особых волокон в сердечной мышце, которые проводят возбуждение от водителя ритма к низлежащим отделам миокарда). Искусственный водитель ритма управляет сердцебиениями и ритмом, генерируя электрические импульсы и направляя их к сердцу.

Врожденный порок сердца - часть сердца или магистральных сосудов, которые с рождения сформированы и работают неправильно.

Высокое кровяное давление - постоянно повышенное давление крови, превышающее норму и сохраняющееся при двух или более измерениях.

Сосудистый - относящийся к кровеносным сосудам.

Систолическое кровяное давление - давление крови внутри артерий в момент сокращения сердца.

Стеноз - сужение или неполное открытие (например, сердечного клапана).

Трикуспидальный клапан - клапан сердца, находящийся между правым предсердием и правым желудочком. Он содержит три створки.

Ультразвук - высокочастотные звуковые колебания, не слышимые человеческим ухом, используемые в медицинской диагностике. В детской кардиологии ультразвуковое исследование включает в себя эхокардиографию (демонстрирует картину сердца) и допплеровское исследование (анализ кровотока).

Хирургия открытого сердца - это операция, производимая на открытом сердце, в то время как кровообращение в организме паци­ента поддерживается аппаратом искусственного кровообращения.

Цианоз - посинение кожи, вызываемое понижением уровня кислорода в крови.

Эхокардиография - диагностическая процедура, при которой в организм посылаются высокочастотные звуковые импульсы. Эхо импульсов, отражающееся с поверхностей сердца или других органов, регистрируется и записывается электронным оборудованием.

Электрокардиография (ЭКГ) - графическое изображение, за­пись электрических импульсов сердца.

Эндокардит - воспаление внутренней оболочки сердца или его клапанов.

Приложение 1

Вопросы анкетирования учащихся

1. Вы знаете, как устроено ваше сердце?

2. Как работает ваше сердце?

3. Вы часто ругаетесь с другими?

4. Вы занимаетесь спортом?

5. Вы любите хорошо и много покушать?

6. Вы знаете, как беречь своё сердце?

7. Какие продукты полезны для сердца?

8. Какие минералы необходимы для сердца?

9. Что противопоказано сердцу?

10. Что является дополнительной нагрузкой для сердца?

1 вопрос: Вы знаете, как устроено ваше сердце?

2 вопрос: Как работает ваше сердце?

3 вопрос: Как часто ругаетесь с другими?

4 вопрос: Вы занимаетесь спортом?

5 вопрос: Любите ли вы хорошо и много покушать?

7 вопрос: Какие продукты полезны для сердца?

8 вопрос: Какие минералы необходимы для сердца?

9 вопрос: Что противопоказано сердцу?

Приложение 2

Загадки про сердце

  1. Если ты меня разобьешь, я не перестану работать.

Если ты меня затронешь, я могу застыть.

Если ты меня потеряешь, тебе будет все безразлично.

  1. Оно много меньше нас, а работает всякий раз.

  2. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

  1. Без рук стучит, без огня горит.

  2. Не часы, а тикают.

Приложение 3

Пословицы и поговорки про сердце

Сердце сердцу весть подает.

Сердце не камень.

Черствое сердце не знает благодарности.

В сердце не влезешь.

Есть сердце, да закрыто дверцей.

Сердце не лукошко — не выбросишь за окошко.

Из сердца не выкинешь, а в сердце не вложишь.

От чистого сердца чисто зрят очи.

Куда сердце лежит, туда и око глядит.

Рад бы сердцем, да душа не принимает.

Сердце душу бережет и душу мутит.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Что в сердце варится — на лице не утаится.

Сердце матери — вещун.

Сердце матери лучше солнца греет.

Сердце не камень — тает.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Сердцу не прикажешь.

Сердце без тайности — пустая грамота.

Сердце веселится — и лицо цветет.

Сердце не лукошко, не прорежешь окошко.

Сердце сердце чует.

Сердцем не приманишь, так за уши не притянешь.

Где сердце лежит, туда и око бежит.

В сердцах иных людей всегда сумерки.

В сердце нет окна.

Приложение 4

Стихи на тему «Сердце»

Сердце просится наружу,

Оболочка - ему пуста,

Дорогому сердце нужно,

Твержу я сквозь уста.

Сердце вновь кричит,

Ноет и страдает,

Жизнь опять молчит,

Сердце умирает. (Юлия Брычаева)

Закрыть бы сердце на замок,

А ключ забросить в море,

Пусть только лишь тот ключ найдёт,

Кто видел в жизни горе…

Лишь две души соединяясь,

Страданья все поборют,

Когда два сердца в такт стучат,

То и с бедой поспорят... (Юрий Котов)

Даю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым. (Агния Барто)

Да, в мире есть различные СЕРДЦА…

Но счастлив тот, я этого не скрою -

Кому досталось именно ТАКОЕ:

В любое время, доброе и злое,

НАДЁЖНОЕ НАВЕК и до КОНЦА (Эдуард Асадов)

Приложение 5

Песня о сердце

«Сердце детям отдаю»

(слова Л.Хохлова, музыка В.Литвинов)

Проходят детские года,

Мы взрослеем и тогда

Приходит память в гости к нам

Мы вспоминаем обо всём,

Своих учителей и дом, где любят нас

Где ждут и любят нас

И перед нами сто дорог, сто ожиданий и тревог

Но лишь одна дорога нам нужна

Я выбрал этот путь не зря, жить для детей моя судьба

И точно знаю, точно знаю я,

Жить иначе не смогу, я сердце детям отдаю

В глазах детей я часто узнаю себя

Веселье, радость, детский смех-награда лучшая из всех,

за всё что делаю и буду делать я

Дарить любовь и красоту

Лелеять детскую мечту

И делать мир ещё прекрасней и добрей.

Уметь быть другом и понять и никогда не осуждать

Ведь это важный ключ к сердцам детей.

Приложение 6

Для чего нужно сердце человеку?

Сердце – очень сильная мышца, которая качает кровь, как насос, направляя ее во все уголки тела. Кровь разносит по всему организму вдыхаемый нами кислород воздуха и питательные вещества из съеденной пищи.

Формой сердце напоминает грушу и величиной почти равняется сжатому кулаку. Находится оно в груди, под защитой ребер, чуть левее грудины. Положив ладонь на грудь в районе сердца, ты ощутишь его биение. Сердце ребенка совершает около 100 ударов в минуту. Когда ты бегаешь или делаешь какую-нибудь тяжелую работу, сердце бьется чаще, потому что клеткам тела нужно больше кислорода и питания.

Кровь расходится от сердца по сосудам, называемым артериями. Обратно к сердцу она идет по венам. На картинке артерии показаны красным цветом, а вены синим.

Приложение 7

Документы УЗИ, подтверждающие факт выздоровления

Заключение обследования в 1 годик

Заключение эхокардиографии в 3 года

Приложение 8

Эксперименты

Чтобы поднять кровь вверх, сердцу приходится работать сильнее, потому что необходимо преодолеть силу тяжести. Если ты около минуты подержишь одну руку над головой, то убедишься, что крови в ее пальцах будет меньше, чем в пальцах опущенной руки.

Эксперимент: Подними вверх одну руку и опусти другую примерно на 1 минуту. После этого посмотри на обе ладони. Как видишь, одна ладонь (опущенной руки) стала краснее другой – это оттого, что крови в ней больше.

Врачи измеряют давление крови специальным аппаратом. Манжета этого аппарата сжимает руку, но не больно. Высокое кровяное давление увеличивает нагрузку на сердце, потому что сердцу приходится работать сильнее.

Правая половина сердца качает кровь в легкие, чтобы обогатить ее кислородом. Затем левая половина направляет насыщенную кислородом кровь по всему телу.

У взрослого человека в организме около 6 литров крови. Поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров крови.

Эксперимент «Как услышать пульс»: Самодельный стетоскоп позволит тебе послушать собственный пульс (сердцебиение) и пульс друзей. Срежь верхушки двух пластиковых бутылок и соедини получившиеся воронки резиновой трубкой. Приложи одну воронку к груди друга, а другую – к собственному уху.

Приложение 9

Опыты «Узнай своё сердце»

Опыт 1. Размер сердца

Многие дети, говоря о сердце, его себе представляют в виде красненького "сердечка", которое находится у них внутри и которое производит "любовь" или "грусть". На самом деле сердце - такой же орган как и все остальные. В основном он состоит из мышц, разделяется на 4 отдела - два предсердия и два желудочка (левые и правые) и занято тем, что прокачивает кровь по сосудам тела. Делает оно это с помощью сокращений - как насос "проталкивая" порции крови по кровеносным сосудам. А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами - такими маленькими "дверками", которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.

Попросите ребенка сжать руку в кулачок – примерно такой размер имеет его сердце.

Опыт 2. Положение сердца

Часто говорят, что сердце у нас слева. На самом деле это неверно - сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом (который врачи называют "верхушка") вниз, чуть влево и немного вперед.

Приложите кулачок ребенка к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится.

Опыт 3. Мышцы сердца

Скажите малышу, чтобы он сжимал-разжимал пальцы в кулак считал, сколько раз он это может сделать. На каком счете мышцы руки устали? Около минуты? Две? А мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме!

В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца, а за жизнь сердце делает их 2,5 миллиарда раз!

Опыт 4. Почему сердце стучит?

А теперь послушаем сердце. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп:) А мы вместо него можем использовать бумажный одноразовый стаканчик. Спросите малыша, как ему лучше слышно - через стаканчик или прижавшись ухом к груди?

Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение.

Опыт 5. Считаем пульс

Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Помогите ребенку найти на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. Пусть он посчитает количество ударов в минуту и запишет результат. А потом попросите малыша поприседать и снова замерить пульс. Задайте ребенку вопрос, почему пульс ускорился? Если малыш уже знаком с анатомией и функциями крови, то он сможет догадаться, что при физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода - вот сердце и стало качать ее с большей скоростью.

Опыт 6. Смотрим на пульс

А теперь давайте на пульс посмотрим. Для этого наклейте на нужное место на запястье кусочек пластилина и воткните в него зубочистку – вы увидите как палочка ритмично колеблется – это и есть удары пульса!

Приложение 10

Фотоматериалы

С фельдшером школы Ритой Низамовной

Классный час «Дела сердечные»

Наши поделки

Гирлянда своими руками

Рисуем сердце

Здорово получилось!

 

40

 

Просмотров работы: 113