ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Персон И.Е. 1, 0
Нехорошева Наталья Александровна 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию. Адаптация ¾ это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яркому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. Некоторые виды адаптации осуществляются на фенотипическом уровне, так как являются реакцией организма на новую среду, выражающейся в компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям эти физиологические изменения исчезают.

В зависимости от степени выраженности реакций организма В.П.Казначеев [6] выделил несколько типов адаптационных состояний: физиологическую адаптацию, характеризующуюся оптимальным режимом всех функциональных систем; наряженную адаптацию, сопровождающуюся определенным напряжением в работе функциональных систем; патологическую адаптацию, которая наступает при превышении резервных возможностей организма, что может привести к полному истощению адаптационных механизмов.

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание равновесия в системе «человек – среда» на физиологическомуровне. В.П. Казначеев, характеризуя физиологическую адаптацию, рассматривает ее как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды.

Приспосабливаясь к неблагоприятным условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление. При утомлении у здорового человека может происходить перераспределение возможных резервных функций организма, а у больного (ослабленного) – истощение функциональных резервов и ухудшение состояния здоровья.

Изучение адаптивных возможностей человека и школьников в частности, разработка соответствующих рекомендаций имеет в настоящее время важное практическое значение. Эта тема актуальна, особенно в связи с ухудшением экологической обстановки и усиливающимся социальным давлением на индивида, что повышает срессогенность среды.

Многие исследователи (П.К.Анохин, В.П.Казначеев, Ф.З.Меерсон, Э.М.Казин и др.) доказывают, что уровень физиологической адаптации влияет на эффективность обучения в школе. У учащихся с низким уровнем физиологической адаптации учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости. Поэтому необходимость оценки функционального состояния организма и прогнозирование течения физиологической адаптации очевидна, особенно в критические физиологические периоды поступления в школу, перехода в среднее и старшее звено.

Чтобы выявить физиологические адаптативные резервы и уровень функционального состояния организма используют разные методы. В большинстве методик оценка функционального резерва оценивается по состоянию кардиореспираторной системы. По Р.Б. Баевскому [5], сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма и может быть индикатором состояния всего организма.

Рис. 1 Схема распознавания функционального состояния организма

Интегральная оценка параметров кардиоритма позволяет выделить 4 группы функциональных состояний:

1) лица с высокими или достаточными функциональными возможностями системы кровообращения, с удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды. Каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике им не требуется;

2) лица с напряжением механизмов адаптации. Эти лица нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усиление активности механизмов саморегуляции организма;

3) лица со снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды. Они нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей;

4) лица с резко сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с явлениями срыва адаптации. Часто у них имеются симптомы заболеваний. Применительно к таким людям требуются не только профилактические, но и лечебные мероприятия.

Таким образом, состояние сердечно-сосудистой системы может дать представление о напряжении физиологических регуляторных механизмов и адаптативных возможностях организма в целом.

Цель исследования - выявление уровня физиологической адаптации по состоянию сердечно – сосудистой системы.

Задачи исследования:

  • изучить закономерности физиологической адаптации человека к окружающей среде по литературным источникам;

  • ознакомиться с компьютерной программой «Ортоплюс»;

  • выявить уровни физиологической адаптации школьников;

  • разработать рекомендации по нормализации адаптативных возможностей организма школьников.

Гипотеза исследования - индикатором адаптативных резервов организма является функциональное состояние сердечно – сосудистой системы.

Объект исследования – сердечно-сосудистая система.

Предмет исследования - функциональное состояние сердечно – сосудистой системы.

Методы исследования:

  • теоретическое описание;

  • наблюдение и измерение;

  • анализ и сравнение.

Ожидаемые результаты:

  • создание «Паспорта здоровья школьника»;

  • повышение активности учащихся в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья.

Субъектная направленность исследования– учащиеся 1, 5, 10 классов МБОУ «Школа №15»

Среда реализации исследования– образовательное учреждение.

Основная часть

  1. Этапы исследования

1 этап –организационно-поисковый (март 2016 года – май 2016 года)

Цель: разработка и обеспечение условий для реализации исследования через:

  • анализ научной литературы по вопросам физиологической адаптации;

  • определение аппарата исследования, гипотезы и методик исследования,

цели, задач, содержания, условий, критериев и показателей

результативности.

2 этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2016 года – октябрь 2017 года)

Цель: выявление уровня физиологической адаптации школьников через:

  • реализацию основных мероприятий исследования;

  • проведение промежуточных мониторинговых срезов;

  • анализ промежуточных результатов, уточнение и корректировку.

3 этап – заключительно-обобщающий (ноябрь 2017 года)

Цель: обобщение проделанной работы и подготовка проблемно-ориентированного анализа через:

  • систематизацию и обобщение результатов исследования;

  • аналитическую обработку материалов;

  • уточнение положений и выводов;

  • разработку методических рекомендаций по нормализации адаптативных

возможностей организма школьников (приложение 3).

  1. Исследовательская работа

В период с сентября 2016 года по октябрь 2016 года в МБОУ «Школа №15» города Прокопьевска Кемеровской области проводились исследования адаптативных возможностей школьников силами медицинских работников при непосредственном участии членов ученического кружка медицинской направленности «Я и моё здоровье». В обследовании приняли участие учащиеся 1, 5, 10 классов (по два класса из параллели). Всего было обследовано 70 человека в 2016 году и 73 человека в 2017 году. Обследование проводилось по следующему графику:

Сроки обследования

Классы

сентябрь – октябрь 2016 года

1А, 1Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б

март – апрель 2017 года

1А, 1Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б

сентябрь – октябрь 2017 года

1А, 1Б, 5А, 5Б, 10А, 10Б

Используемое оборудование: 1) компьютер с программой «Ортоплюс» 2) ЭКГ-триггер 3) комплект электродов

Рис.2 Оборудование для исследования

Методика исследования:

1) ритмографическое обследование проводится в положении лежа в течение 5 минут; 2) результаты отражаются на мониторе

Анализ результатов исследования.

1) Результаты исследования, проводимого в сентябре – октябре 2016 года

В начале учебного года значительное напряжение адаптации отмечается в 5-х классах (46%), в 1-х классах этот показатель составляет 40%, в 10-х классах – 19%. Минимальный уровень напряжения адаптации выше в 10-х классах (47%).

2) Результаты исследования, проводимого в марте – апреле 2017 года

В конце учебного года наблюдается повышение уровня физиологической адаптации. Минимальный уровень напряжения адаптации в 1-х классах составил 58%, в 5-х классах – 39%, в 10-х – 56%. Значительное напряжение адаптации сохраняется в 5-х классах (41%).

3) Результаты исследования, проводимого в сентябре – октябре 2017 года

В начале нового учебного года показатели адаптации соответствуют показателям, отмеченным в начале предыдущего года, т.е. уровень напряжения адаптации выше в 5-х классах (64%). В 1-х классах этот показатель равен 52%, в 10-х – 17%. Минимальный уровень напряжения адаптации выше в 10-х классах (52%). В 1-х классах этот показатель равен 22%, в 5-х – 10%.

4) Обобщенные результаты исследований, проводимых в сентябре – октябре 2016 года и в марте – апреле 2017 года.

Выводы

В ходе исследований выявлены следующие тенденции:

  • В 1-х классах идет рост числа детей с хорошим уровнем адаптации (удовлетворительный и высокий) с 60% (на начало года) до 80% (на конец года). Этот же процесс отмечается и в 10-х классах, где в начале года число учащихся с хорошим уровнем адаптации равнялось 81%, а в конце года – 85%. Это, по нашему мнению, свидетельствует об оптимальной школьной среде, что позволяет учащимся быстро адаптироваться к новым условиям. По данным медицинского работника школы большая часть учащихся 1-х и 10-х классов с неудовлетворительной адаптацией имеют отклонения в здоровье (хронические заболевания), что и является причиной значительного напряжения адаптативных возможностей.


    • - на начало 2016-2017 учебного года в среднем на 16.5%

    • - на конец 2016-2017 учебного года в среднем на 23.5%

  • В 5-х классах неудовлетворительный уровень адаптации превышает таковой в других классах:

  • Сходная тенденция выявлена и на начало 2017-2018 учебного года: неудовлетворительный уровень адаптации превышает средний показатель на 29% и составляет 64%. В 1-х классах этот показатель равен 52%, в 10-х – 17%.

  • Если в 1-х и 10-х классах наблюдается рост уровня адаптации (на 24%), то в 5-х классах рост составляет только 5%. Эти данные свидетельствуют о неблагополучных условиях для пятиклассников, что отрицательно отражается на уровне физиологической адаптации.

Заключение

В ходе исследования была подтверждена гипотеза, что индикатором адаптативных резервов организма является функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Среди учащихся были выявлены три группы по степени физиологической адаптации (приложение 1,2):

  • неудовлетворительный уровень (значительное напряжение адаптации);

  • удовлетворительный уровень (несколько повышенный уровень напряжения адаптации);

  • высокий уровень (минимальный уровень напряжения адаптации).

На общем фоне роста числа учащихся с хорошим уровнем адаптации, среди пятиклассников отмечено увеличение числа детей с неудовлетворительным уровнем адаптации. По нашему мнению, причиной значительного напряжения механизма адаптации у пятиклассников является резкая смена среды. Учащиеся попали в новые условия: смена учителей, увеличение их числа, кабинетная система, разновозрастное окружение, увеличение числа предметов, ослабление контроля со стороны родителей.

Список литературы

  1. Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск №2 (Текст) / Н.И.Ананьев, Е.Г.Блинов. - Сургут, 2002. – С.18-24.

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека (Текст) / Б.Г.Ананьев. - М.: Мир, 2007. – 213с.

  1. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы, ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье (Текст) / Л.Ф.Бережков. – М.: Генезис, 2007. – С.34-36

  1. Дичев Т. Здоровье человека 21 века (Текст) / Т.Дичев. – М.: Арт, 2001. – 186с.

  1. Казин Э.М., Кураев Г.А., Панина Т.С., Федоров А.И. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений: научно – методическое пособие (Текст) / Э.М.Казин и др. - Новокузнецк, 2000. – С.77-91

  1. Смирнов Н.К. Формирование здорового образа жизни российских подростков (Текст) / Н.К.Смирнов. – М.: АПКипРО, 2002. – С.13-29, 95-99

Приложение 1

Результаты исследования уровня напряжения адаптации

Уровень

напряжения адаптации

1 классы

5 классы

10 классы

Средний

сентябрь – октябрь 2016 года

минимальный

32%

32%

47%

37%

повышенный

28%

22%

34%

28%

значительный

40%

46%

19%

35%

март – апрель 2016 года

минимальный

58%

39%

56%

51%

повышенный

22%

20%

29%

24%

значительный

20%

41%

15%

25%

сентябрь – октябрь 2017 года

повышенный

22%

10%

52%

28%

значительный

26%

26%

31%

28%

значительный

52%

64%

17%

44%

Приложение 2

Типизация заключений о функциональном состоянии организма

Удовлетворительная адаптация

1)Достаточные функциональные возможности организма. Функционирование систем

регуляции оптимальное

2)Состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем

регуляции

3)Повышенный расход функциональных резервов организма. Незначительное напряжение механизмов адаптации

Напряжение механизмов адаптации

4)Снижение функциональных резервов организма. Умеренное напряжение механизмов адаптации

5)Выраженное снижение функциональных резервов организма. Значительное напряжение механизмов адаптации

Неудовлетворительная адаптация

6)Значительное снижение функциональных возможностей организма. Неудовлетворительная адаптация

7)Резкое снижение функциональных возможностей организма. Срыв адаптации. Возможное наличие заболевания в субкомпенсированном или декомпенсированном состоянии

Приложение 3

Рекомендации по нормализации адаптативных возможностей пятиклассников

  • оптимизировать режим дня и питания;

  • разнообразить и улучшить питание в школьной столовой;

  • по возможности проводить занятия с пятиклассниками в одном и том же кабинете;

  • организовать в школе шефство старшеклассников над пятыми классами;

  • привлечь старшеклассников к проведению внеклассных мероприятий;

  • приглашать на классные мероприятия учителей начальной школы;

  • привлекать родителей к совместному проведению мероприятий в классе, в школе и вне школы;

  • привлечь школьного психолога для проведения адаптативных занятия с целью нормализации психоэмоционального состояния учащихся;

  • ввести занятия ЛФК для спецмедгруппы;

  • организовать динамические перемены силами старшеклассников;

  • по возможности ввести внеурочные занятия эстетического направления:

ритмику, хореографию, театр и т.п.;

  • пропагандировать культуру здоровья среди учащихся силами школьной агитбригады «Эскулап», через школьную газету и листки здоровья;

  • информировать учащихся и их родителей о результатах исследований с приглашением специалистов Центра здоровья.

Просмотров работы: 100