ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЗИНФЕКЦИИ ВОЗДУХА С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ ЛАМПЫ В УЧЕБНОМ ПОМЕЩЕНИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЗИНФЕКЦИИ ВОЗДУХА С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ ЛАМПЫ В УЧЕБНОМ ПОМЕЩЕНИИ

Разумова М.Д. 1, 0
Бобылева Александра Александровна 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На сегодняшний день показатель заболеваемости, обусловленный микробным загрязнением воздушной среды помещений, остается на высоком уровне. Многие патогенные микроорганизмы, такие как микобактерии туберкулеза, дифтерийные палочки, возбудители острых респираторных вирусных инфекций и другие, передаются воздушно-пылевым и воздушно-капельным путями. Особенно остро эта проблема стоит в местах большого скопления людей. Так как дети – это группа населения, наиболее подверженная респираторным инфекциям, актуальным является исследование микрофлоры воздуха помещений детских садов и школ. Предотвращение распространения заболеваний – основная задача процесса обеззараживания воздуха [1].

Гипотеза: Мы предполагаем, что воздух школьных помещений в течение дня подвергается загрязнению, в том числе и микробному, причем со временем количество микроорганизмов в воздухе увеличивается.

Цель работы: определение общего микробного числа воздуха помещения МАОУ «Лицей №9» до и после занятий и исследование эффективности дезинфекции воздуха с помощью ультрафиолетовой лампы.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники информации, раскрывающие проблему загрязнения воздушной среды патогенными и условно-патогенными микроорганизмами замкнутых помещений.

2. Овладеть приемами работы с лабораторным оборудованием, взять пробы воздуха для определения общего микробного числа в учебном помещении МАОУ Лицей №9.

3. Произвести учет результатов, выполнить расчеты.

4. Разработать рекомендации по улучшению состояния воздушной среды в школе/классе.

Методы исследования: описательные, аналитические.

Методы сбора информации: анализ нормативной документации, наблюдение.

Новизна работы: поскольку в помещениях общеобразовательных учреждений воздух не нормируется по микробиолгическим показателям и в соответствии с пунктами 6.1, 6.6, 12.3 действующего СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в рамках требований к воздушно-тепловому режиму и к санитарному содержанию территории и помещениям общеобразовательных учреждений предусмотрены только оборудование системами вентиляции и правила проветривания и влажной уборки [2], представляло интерес изучить эффективность обеззараживания воздуха учебного помещения с помощью бактерицидной лампы и сформулировать рекомендации по применению данного способа дезинфекции.

Теоретическая часть

1. Воздух как среда обитания микроорганизмов. Биологическая контаминация воздушной среды.

С экологической точки зрения воздух представляет собой среду, неблагоприятную для жизни микроорганизмов. Здесь на них оказывают воздействие такие губительные факторы, как солнечная радиация, колебания температуры, высыхание, действие фитонцидов, атмосферные осадки, а также отсутствие питательных веществ. Тем не менее в воздухе постоянно обнаруживается значительное количество микроорганизмов, способных довольно долго сохраняться в нем [3].

Микроорганизмы в воздухе находятся в виде аэрозолей. Бактериальный аэрозоль - это коллоидная система, состоящая из воздуха, мельчайших капелек воды или частиц твердых веществ, в которые включены микроорганизмы. Водная и водно-солевая оболочка предохраняет их от высыхания. В зависимости от размера капелек, скорости их движения в воздухе различают следующие фазы бактериальных аэрозолей:

1) Капельная или крупнокапельная. Диаметр частиц аэрозоля более 0,1 мм. Микробная клетка окружена водно-солевой оболочкой, капли быстро оседают, длительность пребывания в воздухе несколько секунд.

2) Капельно-ядерная или мелкокапельная. Диаметр частиц аэрозоля менее 0,1 мм. Эта фаза образуется из капельной фазы, когда капли теряют свою водно-солевую оболочку и переходят в фазу высохших бактериальных капель - ядрышек. В капельных ядрышках частично сохраняется влага, что обеспечивает жизнеспособность микроорганизмов в них.

3) Фаза бактериальной пыли. Образуется из первых двух фаз при их высыхании и осаждении на частицах пыли. Частицы могут иметь разный размер: от 0,001 мм до 1 мм. В зависимости от размера, они могут находиться во взвешенном состоянии или оседать, поднимаясь в воздушную среду при определенных условиях [3].

Наибольшее эпидемиологическое значение имеют фазы с размером частиц до 0,1 мм, поскольку они длительно находятся в воздухе, переносятся на значительные расстояния, способны проникать глубоко в альвеолы легких, преодолевая защитные барьеры верхних дыхательных путей [3].

Условно микроорганизмы воздуха можно разделить на две группы: - постоянные ("истинные воздушные", по Н.Г. Холодному), которые наиболее часто обнаруживаются в воздушной среде; - переменные, находящиеся в воздухе не всегда и менее стойкие к воздействию различных факторов окружающей среды.

Постоянная микробиота формируется за счет микроорганизмов почвы. К ней относятся различные пигментообразующие кокки, неспорообразующие и спорообразующие палочки, актиномицеты, грибы и др. Это, например, Micrococcus roseus, M. flavus, Sarcina rosea, S. flava, Bacillus mycoides, Penicillium и др. Благодаря содержанию каротиноидов эти микроорганизмы более устойчивы к воздействию солнечных лучей, что обеспечивает их способность сохраняться в воздухе.

Переменная составляющая микробного состава воздушной среды формируется при контаминации воздуха за счет: - сапротрофных микроорганизмов почвы и воды, попадающих в воздух в ветреную погоду с пылью, капельками воды (Micrococcus, Bacillus и др.); - нормальной микробиоты человека и животных (Staphylococcus); - патогенных микроорганизмов от больных людей и животных или бактерионосителей (Mycobacterium tuberculosis) [3].

Представители нормальной микробиоты и патогенные микроорганизмы попадают в воздушную среду при разговоре, кашле, чихании, со слущивающимся эпидермисом кожных покровов, из открытых гнойных очагов на любых частях тела, с постельного белья и т.п. [3].

Качественный и количественный состав микроорганизмов воздуха очень динамичен и зависит от многих факторов: характера почвенного покрова; удаленности от поверхности почвы, от населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий; от общесанитарного состояния местности или населенного пункта, наличия зеленых насаждений; от сезонных, климатических, метеорологических факторов [3].

Существенно отличается микробная обсемененность атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений. В закрытых помещениях воздух, как правило, всегда более загрязнен, чем атмосферный. Величина загрязнения воздуха закрытых помещений складывается из:

-бактериальных аэрозолей атмосферного воздуха;- бактериальных аэрозолей, формирующихся в помещении. Значение второй составляющей определяется санитарным состоянием помещения, характером его использования, состоянием вентиляции, численностью и поведением людей, клиническим состоянием респираторных органов и др. [3].

2.Санитарно-микробиологическое исследование воздуха

Задачами санитарно-микробиологического исследования воздуха являются:

- гигиеническая и эпидемиологическая оценка воздушной среды;

- разработка комплекса мероприятий, направленных на профилактику аэрогенной передачи возбудителей инфекционных заболеваний.

При оценке санитарного состояния закрытых помещений в зависимости от задач исследования определяют:

1) общее микробное число;

2) присутствие санитарно-показательных микроорганизмов (ста- филококков, α- и β-гемолитических стрептококков, спор плесневых и дрожжевых грибов);

3) при обследовании хирургических, родильных отделений – условно-патогенных микроорганизмов р. Proteus, Klebsiella, Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) и др., которые могут вызывать внутрибольничные инфекции или осложнения после операций;

4) непосредственно патогенных микроорганизмов – по эпидемическим показаниям при расшифровке вспышек заболеваний, передающихся аэрогенным путем [3].

Исследование воздуха закрытых помещений проводится в медицинских, детских, культурных учреждениях, на различных предприятиях. Следует отметить, что разработка нормативов по микробной обсемененности воздушной среды представляет большие трудности, прежде всего из-за того, что воздух - среда очень динамичная и его санитарно-микробиологическое состояние зависит от многих факторов [4].

Например, для лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения уровень микробной обсемененности воздушной среды регламентируется в соответствии с СанПиН 2.1.3.1375-03 [5]. Важным объектом контроля за бактериальной обсемененностью воздуха являются парикмахерские [6]. Санитарные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди клиентов и персонала парикмахерских независимо от их категории по уровню обслуживания клиентов.

Также разработаны критерии оценки микробной обсемененности воздуха помещений аптек [7].

Для закрытых жилых и иных помещений, не рассмотренных выше, узаконенных нормативов по бактериальной обсемененности воздуха не существует [3].

Для оценки чистоты воздуха закрытых помещений рекомендуют ориентироваться на местные "нормативы", которые устанавливаются для каждого помещения после его тщательной уборки как среднее арифметическое нескольких исследований. Полученные результаты принимаются за "норматив" для данного помещения [3].

Во всех случаях, когда в воздухе жилых или производственных помещений обнаруживаются патогенные микроорганизмы, воздух считается загрязненным и эпидемически опасным [4].

Для характеристики санитарного состояния атмосферного воздуха рекомендуется определять общее микробное число, а также качественный состав микроорганизмов с учетом спорообразующих аэробов, анаэробов и гемолитических бактерий [3].

Санитарно-микробиологическому исследованию в последнее время все чаще подвергается воздух крупных животноводческих комплексов и птицефабрик, так как в нем могут присутствовать в больших количествах стафилококки, стрептококки, микроскопические грибы и др. [3].

3. Методы отбора проб воздуха замкнутых помещений.

При отборе пробы воздуха на определение уровня микробного загрязнения необходимо придерживаться таких обязательных условий: пробу воздуха берут при закрытых форточках, дверях, высота взятия пробы должна отвечать высоте рабочего стола. Осуществлять контроль необходимо в санитарной одежде из безворсовой ткани [4].

Определение микробного загрязнения воздуха помещений методом седиментации заключается в оседании микрофлоры (находящейся в воздухе), под действием силы тяжести, на поверхность питательной среды.

Этот метод используют для ориентировочной оценки микробной контаминации воздуха помещений, преимущественно в помещениях с повышенным загрязнением воздуха и в тех случаях, когда невозможно исследование аспирационным методом.

Посев осуществляют на открытые чашки Петри с мясо-пептонным агаром (для определения количества бактерий) и в отдельности с агаром Сабуро (для определения количества грибков). После 10 мин экспозиции в открытом состоянии чашки закрывают и помещают в термостат.

Посевы на мясо-пептонном агаре инкубируют при температуре 32,5 ± 2,5 °С, на агаре Сабуро - при 22,5 ± 2,5 ° С.

Учет результатов исследования. Для определения общего количества бактерий (грибков) в 1 м3воздуха число выросших колоний на чашке умножают на один из множителей, представленных в таблице 1 [8].

Таблица 1

Расчет количества микроорганизмов в 1 м3 воздуха при экспозиции в течение 10 минут

№п/п

Диаметр чашки, см

Площадь чашки, см2

Множитель

1

8

50

100

2

9

63

80

3

10

78

60

4

11

95

50

5

12

113

45

Однако этот метод не дает полного представления о количественном содержании микроорганизмов. Это связано с тем, что оседание микроорганизмов зависит от скорости движения воздуха, которая может отличаться в разных точках помещения.

Поэтому седиментационный метод является приблизительным относительно оценки реальной степени микробной контаминации воздуха помещений. Тем не менее, он может служить для определения микробной контаминации воздуха в динамике, для оценки эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий.

Определение микробного загрязнения воздуха аспирационным методом осуществляют с помощью пробозаборников инерционного типа - импактора или прибора для бактериологического анализа воздуха (щелевой аппарат Кротова, отсюда еще одно название метода: щелевой метод улавливания бактерий). В основу действия прибора положен принцип удара струи воздуха о поверхность питательной среды, которая помещается в чашке Петри.

Чашку Петри с питательной средой помещают на диск прибора, тщательно закрывают крышку с помощью зажимов, установленных на его корпусе. Прибор включают в сеть, с помощью реометра устанавливают скорость движения воздуха - 25 или 40 л/мин.

После взятия пробы воздуха (из каждой определенной точки на две параллельные чашки Петри с МПА и средой Сабуро), чашки закрывают крышками и помещают в термостат. Питательные среды, температурный режим и время инкубации посевов такие же, как при исследовании воздуха методом седиментации.

Учет результатов. Расчет осуществляют по формуле:

Х= а х 1000 / в, где X - число микроорганизмов в 1 м3 воздуха; а - количество колоний, которые выросли на чашке Петри после срока инкубации; в - объем исследуемой пробы воздуха, приведенный к нормальным условиям (см. формулу приведения объема воздуха к нормальным условиям для аспирационного метода) [8].

4. Методы обеззараживания воздуха.

Атмосферный воздух подвергается обеззараживанию ультрафиолетовыми лучами солнечного света.

Бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей было обнаружено около 100 лет назад. Первые лабораторные испытания УФИ в 1920х годах были настолько многообещающими, что полное уничтожение воздушно-капельных инфекций казалось возможным в самое ближайшее время. УФИ стало активно применяться с 1930х годов и в 1936 г. было впервые использовано для стерилизации воздуха в хирургической операционной комнате. В 1937 г. первое применение УФИ в вентиляционной системе одной из американских школ впечатляюще снизило уровень заболеваемости учащихся корью и другими инфекциями. Тогда казалось, что найдено замечательное средство для борьбы с воздушно-капельными инфекциями. Однако, дальнейшее изучение УФИ и опасных побочных действий серьезно сузило возможности его использования в присутствии людей [1].

Сегодня промышленность выпускает искусственные источники УФ-излучения: ртутные, водородные, ксеноновые и др. газоразрядные лампы, окна которых (либо целиком колбы) изготовляют из прозрачных для УФ-излучения материалов (чаще из кварца). Принцип их действия основан на пропускании электрического разряда через разреженный газ (включая пары ртути), находящийся внутри герметичного корпуса, в результате чего происходит излучение [1].

Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это невидимое глазом электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между видимым и рентгеновским излучениями в пределах длин волн 400—10 нм [1]. Виды ультрафиолетового излучения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды ультрафиолетового излучения

 

Наименование

Аббревиатура

Длина волны, нм

Количествоэнергии на фотон, эВ

Ближний

NUV

400–300

3,10–4,13

Средний

MUV

300–200

4,13–6,20

Дальний

FUV

200–122

6,20–10,2

Экстремальный

EUV, XUV

121–10

10,2–124

Вакуумный

VUV

200–10

6,20–124

Ультрафиолет А, длинноволновой диапазон,черный свет

UVA

400–315

3,10–3,94

Ультрафиолет В (средний диапазон)

UVB

315–280

3,94–4,43

Ультрафиолет С, коротковолновой, гермицидный диапазон

UVC

280–100

4,43–12,4

Бактерицидным действием обладает ультрафиолетовое излучение с диапазоном длин волн 205–315 нм, оно вызывает деструктивно-модифицирующее фотохимическое повреждение ДНК клеточного ядра микроорганизма. Изменения в ДНК микроорганизмов накапливаются и приводят к замедлению темпов их размножения и дальнейшему вымиранию в первом и последующем поколениях. В результате ряда наблюдений было отмечено, что воздействие энергии в диапазоне спектра UVC наиболее эффективно с бактерицидной точки зрения при длине волны в 254 нм [1].

Обеззараживающий эффект УФ излучения, в основном, обусловлен фотохимическими реакциями, в результате которых происходят необратимые повреждения ДНК. Помимо ДНК ультрафиолет действует и на другие структуры клеток, в частности, на РНК и клеточные мембраны. Живые микробные клетки по-разному реагируют на ультрафиолетовое излучение в зависимости от длин волн (таблица 3) [1].

Таблица 3

Восприимчивость микроорганизмов к воздействию УФ-излучению

Более восприимчивы

Группа микроорганизмов

Представитель группы

 

Вегетативные бактерии

Staphylococcus aureus

Streptococcus progenies

Escherichia coli

Pseudomonas aeruginosa

Serratia marcescens

Микобактерии

Mycobacterium tuberculosis

Mycobacterium bovis

Mycobacterium leprae

Споры бактерий

Bacillus anthracis

Bacillus cereus

Bacillus subtilis

Грибковые споры

Aspergillus versicolor

Penicillium chrysogenum

Менее восприимчивы

Stachybotrys chartarum

 

Существуют разные методы дезинфекции воздуха помещений: в присутствии (непрямое) и отсутствии людей (прямое облучение). Первый метод наиболее эффективный, так как сами люди являются источником бактериальной загрязненности. При таком способе дезинфекции облучают верхнюю зону помещения. Нижняя зона, где находятся люди, подвергается воздействию рассеянных и отраженных УФ-лучей от стен, потолка и т. д.

Вследствие того, что рассеянное излучение по сравнению с прямым ослаблено во много раз, оно не оказывает какого-либо патологического влияния на людей и даже отпадает необходимость в очках для защиты глаз от УФ-лучей. При обеззараживании воздуха в присутствии людей экранированные облучатели бактерицидные потолочные (типа ОБП) или настенные (типа ОБН) помещают на высоте 2—2,5 м от пола из расчета потребляемой от сети мощности 0,8—1 Вт на 1 м3 помещения (примерно одна лампа ДБ-15 в помещении 15 м3).

Бактерицидные установки располагают по ходу конвекционных потоков воздуха. Наиболее целесообразно подвешивать их в центре помещения на все время пребывания там людей. Только при длительном облучении можно добиться стойкого бактерицидного эффекта. При указанном расчете и эксплуатации бактерицидных установок гибель общего количества бактерий достигает примерно 70%, а вирулентность оставшейся бактериальной флоры значительно снижается.

Непрямое излучение целесообразно применять в помещениях с большим скоплением людей: приемные в поликлиниках, групповые комнаты в детских учреждениях, холлы в санаториях и профилакториях, столовые и т. д.

При втором способе дезинфекции — в отсутствие людей — наибольшее распространение получило прямое УФ-облучение нижней зоны помещения. При таком способе обеззараживания воздуха помещений используют указанные выше облучатели, но не экранированные. В настоящее время все более широкое распространение приобретают удобные для эксплуатации передвижные бактерицидные облучатели (типа ОПБ) с 6 лампами ДБ-30.

Расчет потребляемой мощности от сети — 2—2,5 Вт на 1 м3 помещения. В случаях необходимости для обеззараживания воздуха используют ртутно-кварцевые лампы. Рефлектор с лампой ДРТ-375 направляют в верхнюю часть помещения и устанавливают на уровне 1,7-1,8 м от пола. Облучение проводят 2—3 раза в день по 30—40 мин.

Достаточный бактерицидный эффект от ламп ДРТ-370 может быть достигнут в помещении площадью не более 10—12 м2. Ввиду значительного отражения от стен УФ-излучения ламп ДРТ людям, находящимся в помещении, необходимо надевать защитные очки. Облучатель с открытой лампой ДРТ-1000 (без защитного колпака) применяют для обеззараживания воздуха в течение 30 мин только в отсутствие людей в помещении. Необходимый эффект достигается при площади помещения не более 30—35 м2.

Ультрафиолет используется в настоящее время в различных областях: медицинских учреждениях (больницы, поликлиники, госпитали); пищевой промышленности (продукты, напитки); фармацевтической промышленности; ветеринарии, детских учреждениях [1].

Практическая часть

Для проведения своего исследования мы выбрали кабинет МАОУ Лицей №9, в котором занимаются школьники 4 класса в период с 800 до 1400.

Мы определяли общее микробное число воздуха в помещении до начала и после окончания занятий (до и после включения ультрафиолетовой лампы) седиментационным методом, который основан на оседании микроорганизмов на поверхности питательной среды [8].

Общее микробное число – это косвенный показатель санитарно-микробиологического состояния объекта окружающей среды. В частности, общее микробное число воздуха – это количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха [9].

В исследуемом помещении установлен облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный передвижной "ОРУБп-3-5-"КРОНТ" (Дезар-7), который предназначен для дезинфекции воздуха в присутствии людей.

Ход исследовательской работы (Приложение 1):

1.Маркируем чашки Петри с питательным агаром в следующем порядке:

№ 1- до урока;

№ 2- после уроков;

№ 3– после УФО.

2. Во всех трех случаях (до начала уроков, после окончания уроков и после облучения помещения облучателем-рециркулятором воздуха ультрафиолетовым бактерицидным передвижным "ОРУБп-3-5-"КРОНТ" (Дезар-7) в течение 30 минут согласно инструкции) чашки Петри открываем и оставляем на столе в течение 10 минут в одном и том же месте (в центре помещения) после чего закрываем их крышками.

3. Транспортируем чашки Петри с засеянной средой в микробиологическую лабораторию и помещаем в термостат (370 С) с целью инкубации.

4. Через 24 часа учитываем результат: подсчитываем количество выросших колоний в чашках, результаты заносим в таблицу 5.

5. Производим расчет общего микробного числа в каждой чашке по правилу Омелянского [8]: учитывая диаметр чашки, умножаем количество выросших колоний на коэффициент пересчета, результаты заносим в таблицу 4.

Диаметр чашек – 9 см. Коэффициент пересчета – 80 [8].

6. Рассчитываем процент уничтожения микроорганизмов.

Таблица 1.

Общее микробное число воздуха в учебном помещении МАОУ Лицей №9

 

До занятий

После занятий

После УФО

Количество колоний

4

16

2

Общее микробное число, КОЕ/м3

320

1280

160

Как видно из таблицы, общее микробное число после действия ультрафиолетовой лампы составило 160 КОЕ/м3, что на 1120 КОЕ/м3 меньше исходного результата.

Рассчитываем процент уничтожения:

1280 КОЕ/м3 – 100%

160 КОЕ/м3 – х

х=160*100/1280=12,5%

100 -12,5 = 87,5%

Таким образом, процент уничтожения микроорганизмов воздуха ультрафиолетовыми лучами составил 87,5%, и это говорит о достаточно высокой эффективности дезинфекции воздушной среды исследуемым методом.

Заключение

В ходе проведенного исследования было определено общее микробное число воздуха помещения МАОУ «Лицей №9» до/ после занятий и исследование эффективности дезинфекции воздуха с помощью ультрафиолетовой лампы.

Были решены следующие задачи:

1. Изучены литературные данные, раскрывающие проблему загрязнения воздушной среды патогенными и условно-патогенными микроорганизмами замкнутых помещений.

2. Было определено общее микробное число воздуха в помещении до начала и после окончания занятий (до и после включения ультрафиолетовой лампы) седиментационным методом. Общее микробное число после действия ультрафиолетовой лампы составило 160 КОЕ/м3, что на 1120 КОЕ/м3 меньше исходного результата. Процент уничтожения микроорганизмов воздуха ультрафиолетовыми лучами составил 87,5%. На основе полученных данных было подтверждена достаточно высокая эффективность дезинфекции воздушной среды облучателем-рециркулятором воздуха ультрафиолетовым бактерицидным передвижным "ОРУБп-3-5-"КРОНТ".

3. По результатам работы были разработаны рекомендации по улучшению состояния воздушной среды в школе/классе (Приложение 2).

Список литературы:

1. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - 2011. - 255 с.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

3. Санитарная микробиология/ Кондакова Г.В. Учебное издание. Ярославский государственный университет. 2005г.

4. Гигиена с основами экологии человека: учебник - Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. 2010. - 752 с.: ил.

5. СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров".

6. СанПиН 2.1.2.1199-03 "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию"

7. Методические указания по микробиологическому контролю в аптеках, 1984г.

8. Учебно-методическое пособие по микробиологии для студентов 1 курса очного факультета. ГБОУ ВПО Пермская Государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения, 2012г.

9. Микробиология: Учебник для фармацевтических ВУЗов / Олешко Г.И., Одегова Т.Ф., Новикова В.В. – Пермь: ГОУ ВПО ПГФА, 2009.

Приложение 1

Ход исследовательской работы

Рис. 1 Маркировка чашек Петри с питательным агаром

Рис. 2 Выжидание оседания микроорганизмов на питательную среду в течение 10 мин.

Рис. 3 Транспортировка чашек Петри с засеянной средой в микробиологическую лабораторию

Рис.4 Помещение чашек Петри в термостат (370 С) с целью инкубации

Рис. 5 Подсчет колоний в каждой чашке через 24 часа инкубации

Приложение 2

Рекомендации по улучшению состояния воздушной среды в школе/классе:

1.Проводить тщательную влажную уборку, проветривание учебных помещений согласно требованиям пунктов 6.6, 12.3, 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10:

  • Учебные помещения проветриваются во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

  • Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств не реже одного раза в смену.

  • Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка [2].

2. Ввиду установленной в ходе исследования высокой эффективности ультрафиолетового облучения мы можем рекомендовать оборудовать каждое учебное помещение общеобразовательных учреждений бактерицидными лампами и проводить дезинфекцию воздуха не реже раза в смену согласно инструкции производителя.

1

Просмотров работы: 110