ПУГАЮЩИЕ ИЛИ ПОЛЕЗНЫЕ?

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПУГАЮЩИЕ ИЛИ ПОЛЕЗНЫЕ?

Стафиевская П.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №27 г.Йошкар-Олы "
Белоусова Е.С. 1
1МБОУ "СОШ №27 г.Йошкар-Олы "
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Могут ли на земле существовать пугающие и в то же время полезные для нас существа? Кто они? Это – змеи. Они нас пугают. Но приносят ли они нам пользу? В исследовании была выдвинута гипотеза: «Может ли змея стать другом для человека?».

Цель проекта – раскрыть необходимость существования змей на земле. Исходя из цели, в работе поставлены задачи:

– рассмотреть разнообразие видов змей в Республике Марий-Эл;

– раскрыть пользу змей для людей;

– сделать вывод о необходимости сохранения змей человеком, и доказать, что змея–это друг и помощник человека.

Литература, посвященная «змеиному вопросу» в разных регионах мира практически необозрима. Не обошли эту тему своим вниманием и специалисты-индологи. Ею, в частности, много и плодотворно занималась С.А. Маретина[5], выпустившая книгу «Змея в индуистской мифологии», в которой всесторонне рассмотрены различные воплощения змеи в мифологии, ритуале. Но, как справедливо заметил в свое время В.Я. Пропп[6], «каждому, хоть немного знакомому с материалами по змею, ясно, что это одна из наиболее сложных и неразгаданных фигур мирового фольклора и мировой религии».

В.Я. Пропп утверждал, что, несмотря на наличие огромной литературы о змее, вопрос о происхождении его образа, как и некоторых других с ним связанных, не может считаться решенным. И хотя эти слова были написаны еще в середине прошлого века, они не утратили своей актуальности и поныне. В.Я. Пропп полагал также, что «змея вообще не поддается никакому единому объяснению. Ее значение многообразно и разносторонне». Создается впечатление, что материал в полной мере подтверждает это мнение и что охватить змеиный образ во всей его пугающей многомерности невозможно; он все еще остается одним из самых сложных для истолкования. Однако хочется верить, что некоторый свет на этот загадочный образ может пролить рассмотрение его символических характеристик в их меняющихся исторических связях.

Это естественно, змея в силу своих биологических особенностей наиболее тесно связана с землей, а значит, и с плодородием. Уже одно это не могло не породить особого отношения к ней как к «ближнему порождению земли и самому яркому символу ее могущества и силы, ее мудрости и стихийного смешения добра и зла» [4]. Этот аспект образа, пожалуй, древнейший, лежит на поверхности. Существенное значение при создании мифа – образа имела и другая биологическая особенность змей, а именно их способность периодически сбрасывать кожу, эту оболочку смерти, переживая обновление и тем самым символизируя способность возрождаться к новой жизни и бессмертие[1].

Люди бояться змей. Взрослые и дети испытывают негативное отношение к змее, даже если она не причиняет им вреда, так как не знают какую значительную пользу, приносят змеи. Воздвигая фабрики, заводы не думают порой об экологии. Экологические нарушения приводят к гибели природы а, следовательно, к уничтожению змей.

В результате проведенных исследований сделан вывод, что змея не только польза для человека, но и условие существования человека на земле. Змея – не холодное, скользкое и страшное, а вполне теплое, нежное, красивое существо, которое может быть спасителем от ряда возникших заболеваний и предотвращения новых.

Уничтожение змей грозит нарушением многовекового экологического баланса. Практическая значимость работы подчеркивает, что необходимо каждому ребенку с детства говорить о пользе змей, сохранении природы, чтобы с детства он мог заботиться о ней, а будучи взрослым, не допустить катастрофы человечества.

Методика исследований

В процессе исследования:

– были изучены места обитания змей Республики Марий Эл (лес, озеро, река);

– проведен опрос людей об отношении их к змеям;

– изучена литература о жизнедеятельности змей;

– визуально рассмотрены живые змеи на ознакомительной выставке;

– проведен опыт реагирования змей на человека;

– сделан опыт прямого ознакомительного контакта со змеей;

– изучена программа Microsoft Office с целью донесения полученных результатов исследования до слушателей.

Данный проект по дисциплине «Биология» был показан в классе с целью донесения информации до учащихся о необходимости сохранения природы.

Результаты исследований и их обсуждение

Перед постановкой цели была выдвинута гипотеза: «Может ли змея стать другом для человека?». В процессе создания проекта было выявлено, что змеи могут быть безопасные, опасные и ядовитые.

В садах и огородах Республики Марий Эл можно встретить обыкновенного ужа. У него на голове два желтых пятна (Приложение 1). Самая безобидная змея для человека. В реке можно встретить водяного ужа.

Очень часто встречается медянка. Она может расти до 70 сантиметров. Зрачок у нее круглый. Одна из самых маленьких змей по размеру (Приложение 2).

Самая распространенная ядовитая змея – это гадюка обыкновенная. Она может жить в лесу, озере, реке, болоте (Приложение 3).

Когда человек видит змею, у него возникает страх, поэтому люди в змее всегда видят врага (Приложение 4) . Древний подсознательный страх человека перед змеями является составной частью человеческой натуры. В процессе исследования был сделан опрос людей об отношении их к змеям. Не удивительно, что из 50-ти опрошенных людей никто не сказал, что змея – это приятное существо, а наоборот подчеркнули, что это существо – противное, скользкое, гладкое. На самом деле опыт показал, что если погладить змею, то она теплая и сухая. Многие люди считают, что не зазорно убить змею, неважно, ядовитая она или нет. Этот страх ученые считают, пришел с рождения, т.е. врожденный страх. Наукой доказано, что змея на человека первая не нападает, если со стороны человека нет агрессии по отношению к ней[2].

Медведь на много опаснее для человека, но у людей нет врожденного страха. Это объясняется тем, что змеи – это отражение каких–то древних суеверий[3]. Сами суеверия люди уже забыли, а неприятное отношение осталось.

Во многих культурах и религиях мира змеи воспринимались как опасные враги человека. Так, к примеру, древние греки считали змей олицетворением зла[7].

Люди сами себя запугивают, придумывая различные легенды. Например – легенда про Змея Горыныча у которого много голов и живет он то на горах, то в пещере где много богатств и невольницы[8]. Он всех пугает, вселяет ужас, забирает навсегда в свое логово.

Но есть и красивые легенды. Например, однажды, когда греческий бог-целитель Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя[9]. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания (Приложение 5).

Значит, змея для нас не только образ врага, но и приносящая пользу. А поэтому ее можно назвать другом, который приходит нам на помощь.

На планете много разных грызунов (Приложение 6). Они разносят болезни. Змеи питаются грызунами. Если не будет змей, здоровые люди начнут болеть.

Как известно, в медицине уже давно используется змеиный яд (Приложение 7).

Его используют для проведения тампонирования кровоточащих десен после удаления зубов у пациентов, больных гемофилией, а также для лечения бронхиальной астмы и эпилепсии, в результате чего значительно снижаются эпилептические припадки у больных. Сейчас змея используется в интересах человека. Многие болезни излечиваются препаратами, приготовленными из змеиного яда.

Обладает лечебными качествами и высушенный змеиный желчный пузырь. Даже небольшого кусочка достаточно для снятия температуры.

Мясо змеи, по поверью, облегчает ревматические боли и питает кровь, а сваренная змеиная кожа – панацея для лечения воспаленных глаз.

Очень сильное снадобье – желчь только что освежеванной змеи.

Если взять у змеи желчный пузырь, высушить его и съесть больному человеку с температурой, то температура упадет. Змеиной кожей лечат глаза, а мясо помогает снять боль в костях.

Верхний слой кожи змеи периодически отслаивается, и происходит линька. Здоровые змеи линяют 2–4 раза в год, и выползок сходит целиком.

Кожа змей красивая, нежная. Несмотря на то, что она такая тонкая и мягкая, она очень прочная. Изделия из сброшенной кожи змей чрезвычайно красивы и долговечны .

Некоторые люди настолько любят змей, что держат их дома, как домашних питомцев. Змея является дома домашним другом. С ней танцуют и играют (Приложение 8).

Сейчас люди разрушают природу (Приложение 9). Если человек не будет заботиться о природе, то все змеи могут погибнуть. Люди начнут болеть, лекарства у человека не будет, что приведет к гибели людей.

Выводы

В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что змея не только польза для человека, но и условие существования человека на земле. Змея – не холодное, скользкое и страшное, а вполне как показал опыт, теплое, нежное, красивое существо, которое может быть спасителем от ряда возникших заболеваний и предотвращения новых. Помимо этого, змея красивый партнер в танце, интересный домашний житель. А тот, кто помогает человеку, приносит ему радость, спасает его от недугов, это и есть друг человека. Таким образом, гипотеза, поставленная в работе, доказана.

Сейчас весь мир встревожен разрушением богатств природы, которое несет за собой цивилизация и растущий технический прогресс.

Уничтожение змей грозит нарушением многовекового экологического баланса.

Заключение

Необходимо помнить, что утрата природой любого вида существа – очередной шаг к той пропасти, в которую может упасть человечество, разрушив естественную среду своего обитания и остаться наедине с машинами, дымящими заводами и раскаленным асфальтом.

Практическая значимость проекта подчеркивает, что необходимо каждому ребенку с детства говорить о пользе змей, сохранении природы, чтобы с детства он мог заботиться о ней, а будучи взрослым, не допустить катастрофы человечества. Для этого необходимо показывать данный проект в форме презентации и рассказывать правду о змеях. Результаты проекта были изложены в классе на предмете «Биология» с целью донесения позитивной информации о змеях.

Список использованной литературы

  1. Астахова Н. Большая книга животных–М.: ООО «Белый город»,2010.–304с.

  2. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие: Птицы: Рептилии: Земноводные: Рыбы: Насекомые/ А. Брем. - М. : Эксмо, 2002. - 959 с.

  3. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. М., 2004., – с.230

  4. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. –с.235

  5. Маретина С.А. Змея в индуистской мифологии (на материалах МАЭ). СПб.,2005. – с.235

  6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. – с.275

  7. Опасные животные иядовитые растения:Учеб. пособие для школьников младших и средних классов/ Е. Т. Бровкина, В. И. Сивоглазов, Н. Г. Замятина, М. Н. Сергеева. - М.: Эгмонт Россия, 2002. - 63 с. : цв. ил. - (Атлас родной природы). – С. 30-31.

  8. Земноводные и пресмыкающиеся / ред. А. Минин. - М. : ABF, 1998. - 574 с. : цв. ил., ил. - (Энциклопедия природы России). - Указ.: с. 565-574. – С. 539.

  9. Я познаю мир: Дет. энцикл.:Экология /.–сост. А.Е. Чижевский–М.:ООО «Издательство АСТ–ЛТД», Олимп,1998.–432с.

  10. Я познаю мир: Дет. энцикл.:Страны и народы/.–сост. Л.А. Багрова–М.:ООО «Издательство АСТ–ЛТД»,Олимп,1998.–448с.

  11. Я познаю мир: Дет. энцикл.:Животные/.– сост. П.Р. Ляхов–М.:ООО «Издательство АСТ–ЛТД», Олимп,1998.–544с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЖИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕДЯНКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ГАДЮКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МИФЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

БОГ АСКЛЕПИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ГРЫЗУНЫ–НАНОСЯЩИЕ ВРЕД

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

МЕДИЦИНА

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ЛЮБОВЬ К ЗМЕЯМ

Гармония дружбы

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

 

20

 

Просмотров работы: 683