ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЙОДОМ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СНЕЖНОГОРСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЙОДОМ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СНЕЖНОГОРСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Волкова К.С. 1, 0
Батурина Надежда Викторовна 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательской работы выбрана неслучайно. В наше время в мире возросло внимание к проблеме нехватки йода в организме человека. Низкое содержание йода в воде и почве приводит к низкому его содержанию в продуктах питания и как следствие к йододефициту в организме. Современная жизнь ставит перед нами немало проблем, связанных со здоровьем человека.

Эта проблема заинтересовала меня. В работе мы рассмотрели такие важные вопросы, как биологическая роль йода в организме, заболевания, вызванные йододефицитом и методы их профилактики, а также практическое определение недостатка йода в организме.

Соединения йода играют важную роль в обменных процессах в организме человека. В данной своей функции йод невозможно заменить никаким другим химическим элементом. В ситуации постоянного дефицита йода нормальная выработка гормонов щитовидной железой нарушается. Это приводит к серьезным нарушениям обмена веществ в организме человека и способствует развитию зоба. На сегодняшний день проблема дефицита йода остается актуальной на всей территории Российской Федерации

Данная проблема определила направление нашего исследования.

Цель – исследовать, изучить проблемы дефицита йода у учащихся нашей школы и определение содержания йода в некоторых продуктах питания.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

-изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

- изучение статистических данных по росту заболеваемости;

- провести анкетирование обучающихся ООШ №269, МБОУ СОШ №266;

- взять пробу на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки;

- сделать анализ продуктов питания в лаборатории школы на содержание йода;

- сделать лабораторный анализ волос на йододефицит.

- обобщить изученную информацию и разработать рекомендации;

- составить методичку по теме исследования.

Объект исследования. Проблема йодного дефицита в организме подростка.

Предмет исследования: обеспеченность йодом школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск.

Гипотеза исследования: если человек знает, что продукты питания не могут обеспечить человека необходимой суточной дозой йода, то он должен знать меры профилактики.

Новизна работы заключается в том, что собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данной темой. Настоящее исследование впервые проводится в нашем городе. Материалы работы могут быть использованы на уроках биологии, химии, классных часах, родительских собраниях.

Методы исследования: теоретические и практические.

1.Теоретические: изучение информационных источников, обобщение. 2. Практические: анкетирование, наблюдение, поиск, эксперимент, анализ статистических данных.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование повысит интерес школьников ЗАТО Александровск к проблеме йододефицита и методам профилактики его, буклеты можно использовать на уроках, классных часах в школе, материалы и беседы на данную тему помогут ребятам с раннего возраста избежать проблем со здоровьем, связанным с йододефицитом.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. История открытия йода

Йод открыл французский химиком Бернаром Куртуа (1777-1838) в 1811 году. Он работал в аптеке и ему дали разрешение посещать лекции по химии и заниматься в лаборатории Политехнической школы. Он изучал золу морских водорослей, из них в то время добывали соль.

Он заметил, что медный котел, в котором выпаривались зольные растворы, разрушается слишком быстро. Проделывая серию опытов, Куртуа взял две колбы, в одну из которых поместил серную кислоту с железом, а в другую - золу морских водорослей со спиртом. На плече у ученого во время опытов сидел его любимый кот. Однажды он неожиданно спрыгнул, опрокинув колбы, содержимое их смешалось. Куртуа увидел, что над лужицей, которая образовалась при падении сосудов, поднимается фиолетовое облачко1.

Затем, подогревая неразбавленный раствор золы морских водорослей с концентрированной серной кислотой, Б.Куртуа заметил выделение «паров великолепного фиолетового цвета», которые выпадали в форме темных пластинчатых кристаллов. «Удивительная окраска, неизвестная и невиданная ранее, позволяла сделать вывод, что получено новое вещество», - писал Куртуа в своих воспоминаниях.

Интересных факт, что история использования лечебного йода начинается с глубины веков. Известно, что первые упоминания о целебных свойствах веществ с содержанием йода началась в Китае около трех тысяч лет до нашей эры.

В древности, целители получали йод из морских губок и морских водорослей, а затем прикладывали ткань, смоченную этим раствором к ранам, чтобы предотвратить их нагноения.

Уникальное антисептическое свойство йода впервые использовал в своей работе французский врач Буанэ. К сожалению, водные и спиртовые формы йода, долго не применялись в хирургии, хотя русский хирург Н. И. Пирогов применял йодную настойку при лечении ран уже в 1865-1866 годах.

1.2. Свойства йода

Людям за тысячи лет до открытия химического элемента йода были известны его свойства. Он был незрим, но им пользовались. В организме человека содержится от 20 до 35 мг йода. В организме он распределяется неравномерно: наибольшее количество содержится в щитовидной железе - это орган накопитель, наименьшее – в почках и крови.

Поступление йода в организм происходит у человека при помощи пищеварительного тракта. Мы ежедневно потребляем пищу и воду, в которых содержаться неорганические соединения йода. Данные вещества всасываются в желудочно-кишечном тракте, особенно интенсивно в тонком кишечнике. Йод может поступать и через легкие и в малых количествах через кожу.

Образование гормонов щитовидной железы – основная биологическая роль йода. За 17 минут происходит весь объем циркулирующей крови в организме через щитовидную железу. При обеспеченности железы йодом, за это время убиваются нестойкие микробы, попадающие через повреждения кожи или слизистую оболочку горла и носа. Что касается стойких микроорганизмов, то при прохождении через щитовидную железу они становятся слабыми. При нормальной обеспеченности железы йодом они полностью погибают. Иначе все циркулирующие в крови микроорганизмы сохраняются. Поэтому необходимо следить за содержанием йода в организме, чтобы избежать йододефицита в организме.

1.3. Источники йода

Отклонение в здоровье населения обусловлено, прежде всего, природно-климатическими условиями проживания, а также социально-экономическими причинами. Климато-географические особенности Кольского Севера обусловлены: суровым ветровым режимом в сочетании с высокой относительной влажностью воздуха (более 75 %); периодами полярной ночи и дня; недостатком УФО; резкими перепадами давления; особенностями питания (недостаток витаминов);

Отрицательное воздействие климата в нашем регионе вызывающее синдром полярного напряжения, сказывается в первую очередь на детях, что оказывает влияние на обменные процессы организма, поэтому вся умственная и физическая деятельность человека осуществляется за счет высокой степени напряжения адаптивных механизмов. Повышенные средовые нагрузки приводят к тому, что большое количество детей находится в состоянии предболезни, подавляющее большинство детей имеет вторую группу здоровья (67,5%), отмечается достаточно большая распространенность хронических заболеваний у детей.

Йод – микроэлемент, который имеет важное значение в жизни человека, такие микроэлементы называют биотическими. С суточным рационом человек получает наибольшее количество йода: около 70 мкг с растительной пищей; 40 мкг с пищей животного происхождения и 10 мкг с атмосферным воздухом.

Известно, что оптимальная интенсивность поступления йода в организм составляет 100-150 мкг/день. Дефицит йода может развиться при поступлении этого элемента в организм в количестве менее чем 10 мкг/день, а порог токсичности равен 5 мг/день2.

Наиболее важным для организма человека источником йода являются морепродукты и йодированная соль. Количество йода в овощах и фруктах величина относительная, все зависит от почвы и удобрений, а также от обработки данных продуктов. Наибольшее количество йода содержится в морепродуктах, как треска, морская капуста, пикша, палтус, сельдь, креветки.

Перечислим основные функции йода в организме:

  • участие в регуляции скорости биохимических реакций;

  • участие в регуляции обмена энергии, температуры тела;

  • участие в регуляции белкового, жирового, водно-электролитного обмена;

  • участие в регуляции обмена некоторых витаминов;

  • участие в регуляции дифференцировки тканей, процессов роста и развития организма, в том числе нервно-психического;

  • индукция повышения потребления кислорода тканями3.

1.4. Болезни, связанные с недостатком йода в организме

Основная опасность недостаточности йода в организме – это развитие йододефицитных заболеваний или заболеваний щитовидной железы.

Гормоны щитовидной железы участвуют в развитии и регуляции психики и нервной системы щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, репродуктивной функции кожи и волос, костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой системы.

В нашей стране много районов с пониженным содержанием йода (районы эндемии). В таких областях чаще всего встречается зоб. Новорожденные в таких регионах имеют высокий риск развития врожденного гипотиреоза, нарушений функций нервной системы.

Йод нужен в любом возрасте. При недостатке йода кроме щитовидной железы страдают и другие органы, обменные процессы которых контролирует щитовидная железа.

Приводим обобщенные данные профессора Б.Хейцеля (табл.1).

Периоды жизни

Потенциальные нарушения

Внутриутробный

Выкидыши и мертворождения, врожденные аномалии (пороки) развития, повышенная смертность плода, эндемический неврологический кретинизм (умственная отсталость, косоглазие, глухонемота), эндемический микседематозный кретинизм (гипотириоз, то есть снижение функции щитовидной железы, и карликовость – отставание в росте)

Новорожденные

Зоб новорожденных, врожденный гипотириоз (скрытый и явный)

Дети и подростки

Эндемический зоб (диффузный и/или узловой), ювенильный (подростковый) гипотириоз, нарушение умственного и физического развития (плохая учеба в школе, трудности в освоении математики и языка, отставание в росте и физическом развитии), задержка полового созревания у девочек и мальчиков, увеличения заболеваемости другими болезнями в 1,5-2 раза при наличии диффузного увеличения щитовидной железы без нарушения ее функции

Взрослые

Зоб и его осложнения, гипотириоз, умственные нарушения (снижение памяти и интеллекта), бесплодие (как у женщин, так и у мужчин), ранний климакс (как у женщин, так и у мужчин), риск рождения ребенка с эндемическим кретинизмом, узловой/многоузловой токсический зоб (автономной повышение функции щитовидной железы при многолетнем существовании зоба), повышение риска развития рака щитовидной железы при наличии узлового/многоузлового зоба

Во все возрастные периоды

Повышение поглощения радиоактивного йода при ядерных катастрофах, снижение интеллекта и творческого потенциала

Таблица 1. Йододефицитные заболевания (Б.Хейцель, 1983 год, ВОЗ, 2003)

1.5. Роль йода для здоровья школьников Северных регионов и методы обеспечения школьников дополнительным количеством йода

Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы показывают, что число заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, выросло с 2 255 753 в 2005 году до 2 599 860 в 2011 году.

По данным федерального бюджетного учреждения «Эндокринологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации, в настоящее время на всей территории Российской Федерации сохраняется йодный дефицит легкой и средней тяжести. Недостаточное потребление этого микронутриента женщинами детородного возраста является причиной мозговых нарушений, связанных с дефицитом йода, практически у 315 тысяч новорожденных. Одним из наиболее эффективных способов ликвидации йододефицитных состояний является использование йодсодержащих добавок, прежде всего йодированной поваренной соли, в производстве продуктов массового потребления, в том числе хлебобулочных изделий (постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1119 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода»).

Отмечается йодный дефицит и в регионах, значительная часть территорий которых расположена в прибрежной морской зоне.

По данным исследований, проведенных в Архангельской области4, установлено, что наиболее йоддефицитными являются ее южные районы, где проявление зоба составило до 98,5%. А в северных районах области, расположенных на побережье Белого моря, выявлена легкая степень эндемии – около 11% распространенности зоба. Можно сделать вывод о том, что зобная эндемия в Архангельской области носит смешанный характер и обусловлена разными природно-климатическим факторами экологической системы региона на фоне йодной недостаточности.

Для борьбы с йодной недостаточностью разработаны методы профилактики для детей и подростков. Они представлены ниже.

Групповая или индивидуальная йодная профилактика

Важной составляющей решения данной проблемы является правильная идеология организации мероприятий по профилактике и устранению ЙДЗ в группах повышенного риска. Обычно формальные рекомендации медработников по йодной профилактике беременным и кормящим женщинам, детям, подросткам, как правило, не обеспечивают должную мотивацию пациентов на длительный непрерывный прием лекарственных йодосодержащих препаратов. Следовательно, необходима постоянная просветительская работа с использованием средств массовой информации, направленная на разъяснение основных целей и оптимальных способов йодной профилактики.

Следует подчеркнуть, что употребление морепродуктов, йодосодержащих биологически активных добавок к пище (БАД), а также использование других небезопасных для здоровья или бесполезных «народных методов» восполнения дефицита йода (спиртовых настоек йода, раствора Люголя и пр.) не может быть рекомендовано в качестве средств групповой и индивидуальной йодной профилактики. Организация профилактических мероприятий у детей требует огромной ответственности и четкого учета дозы йода, вводимого в составе различных продуктов. В частности, в большинстве БАД невозможно контролировать количество поступившего в организм йода, а их эффективность как профилактических, а тем более, лечебных средств не оценивается5. Ненадежными в роли средств долговременной йодопрофилактики являются витаминно-минеральные комплексы, так как часто и потребители, и медицинские работники не акцентируют должного внимания содержанию в них отдельных витаминов и микроэлементов. А на самом деле в составе многих из препаратов либо йода нет совсем, либо содержится он в недостаточной дозировке. Важно отметить, что большинство населения не употребляет поливитамины круглый год, а в лучшем случае принимает курсами, не более 1-3 месяцев.

Любые профилактические рекомендации обязан давать детям педиатр, а не узкий специалист. Задача эндокринолога – лечить уже сформировавшуюся эндокринную патологию, в частности, эндемический зоб, а заниматься профилактикой – задача педиатра. Если педиатр имеет право назначать детям поливитамины, препараты кальция, то и такие препараты, как Йодомарин®, содержащие физиологические дозы йода, должны широко использоваться детскими врачами. В отличие от многих витаминных комплексов, на препараты калия йодида практически не отмечается аллергических реакций.

Рекомендуемые схемы групповой йодной профилактики у детей разных возрастных групп приведены в таблице 2.

Таблица 2. Рекомендуемые схемы йодной профилактики подростков6

Возраст

Схема йодной профилактики

3-12 лет

калия йодид 100 мг - 1 таблетка в день постоянно*

+ йодированная соль в пищу

12-18 лет

калия йодид 100 мг - 1 таблетка в день постоянно*

+ йодированная соль в пищу

Примечание: * - до принятия федерального закона о всеобщем йодировании пищевой поваренной соли + еще 1-2 года

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 3):

Этапы исследования

Таблица 3.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

-изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

- самостоятельное размышление;

- изучение информационных источников;

- поиск необходимой литературы.

март 2017 – сентябрь 2017

2 этап.

Практическое исследование проблемы

- изучение статистических данных по росту заболеваемости;

- провести анкетирование обучающихся ООШ №269, МБОУ СОШ №266;

- взять пробу на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки;

- сделать анализ продуктов питания в лаборатории школы на содержание йода;

сделать лабораторный анализ волос на йододефицит.

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение;

- анкетирование.

май 2017 – сентябрь 2017

3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

- разработать рекомендации;

- составить методичку и буклет по теме исследования.

- систематизация;

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

сентябрь 2017 г.

2.2. Изучение статистических данных по росту заболеваемости

Для того, чтобы выяснить, какая ситуация с заболеваниями, связанными с йододефицитом и профилактикой йододефицита существует у нас в ЗАТО Александровск, мы обратились в Центр Гигиены и Эпидемиологии в Мурманской области отдел г. Снежногорска.

Там нам пояснили, что среди основных причин большинства заболеваний, таких как вредные условия труда, загрязненная окружающая среда, большую роль играют потребляемые в пищу продукты питания. Большинство заболеваний (атеросклероз, гипертоническая болезнь, остеопороз, сахарный диабет, гиперлипидемия, гепатозы, ожирение) имеют прямую связь с нарушением питания.

Анализ фактического питания населения свидетельствует о дефиците ряда важнейших микронутриентов, в том числе незаменимых микроэлементов.

Уровень потребления населением ЗАТО Александровск основных групп пищевых продуктов не стабильный и ежегодно меняется. В существующих условиях отсутствует возможность постоянного и достаточного обеспечения потребностей организма не только в энергии, но и витаминах, макро - и микронутриентах. Особенностью рациона является также выраженный дефицит потребления основных групп пищевых продуктов, за исключением хлебопродуктов, мяса и мясопродуктов, масла растительного и других жиров. Особенно выражен дефицит потребления рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых, фруктов и ягод, молока и молочных продуктов, яиц. Вместе с тем, одновременное потребление относительно больших количеств растительного масла и других жиров обусловливает избыток содержания в рационе жиров. Таким образом, несмотря на увеличение фактического потребления основных продуктов питания на душу населения в год, характер и структура питания расцениваются как несбалансированные по белкам, жирам, углеводам. Потребление на душу населения ниже рекомендуемого уровня мясных и молочных продуктов, рыбы, яиц, овощей, фруктов приводит к недостатку белка, витаминов - С, группы В, микроэлементов, энергии.

Болезни, связанные с дефицитом йода в организме человека, составляют значительную часть от всех болезней эндокринной системы.

Распространенность заболеваний, связанных с йодной недостаточностью, составляет по показателю за 2016 г. 559 случаев на 58902 человек. При этом уровень заболеваемости взрослых в 18,9 раза выше, чем детей и подростков, и составляет 94,9 %; 5,1% соответственно.

Основными причинами высокого уровня распространенности заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов, в том числе йода и витаминов, являются:

− низкий уровень потребления населением основных групп наиболее ценных в биологическом отношении продуктов питания;

− незначительное количество предприятий пищевой промышленности области, осуществляющих производство массовых видов продуктов питания, обогащенных макро-, микронутриентами, витаминами, в том числе йодом; низкие объемы производства вышеуказанных продуктов питания.

Болезни, связанные с дефицитом йода в организме человека, составляют значительную часть от всех болезней эндокринной системы.

Также для сбора статистических данных, мы сделали запрос в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области для получения информации о заболеваемости детей болезнями щитовидной железы.

Данные представлены в приложении №1.

Из полученных сведений видно, что зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом болезни щитовидной железы за 5 лет (2012-2016 гг.) выросло у детей в возрасте 0-14 лет на 280 случаев (70%), а у детей в возрасте 15-17 лет на 105 случаев (78%). Наблюдения по данной проблеме осуществляются с 2014 года.

Таким образом, проблема йододефицита в Мурманской области на сегодняшний день актуальна.

2.3. Опрос учащихся на выявление йододефицита в организме

В качестве самопроверки учащимся предлагалось ответить на вопросы теста, составленного немецкими специалистами, который поможет вовремя распознать тревожные сигналы недостатка йода в организме и принять соответствующие меры (Приложение 2).7

Если на вопросы теста дано шесть и более положительных ответов, то, возможно, имеют место проблемы со щитовидной железой. Результаты теста не могут быть использованы для постановки диагноза, но предметом для беспокойства и обращения к врачу являются. По результатом нашего опроса 45% учащихся дали более 6 положительных ответов (Таблица 4).

Таблица 4. Результаты теста

класс

Число учащихся, давших 6 и более вопросов положительных ответов

%

7 – 18 человек

10

52

8 – 23 человека

8

37

9 – 15 человек

7

45

Всего – 56 человек

25

45

2.4. Проба на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки

Первоначально мы получили согласие родителей на участие школьников в эксперименте. Затем пригласили школьную медсестру, под контролем которой взяли пробы на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки.

В работе мы применили наиболее простой, но менее показательный метод для определения йодной недостаточности (метод Старожука Б.А.). Однако с его помощью мы узнали, нуждается ли наш организм в йоде вообще. Обмакнув ватную палочку в спиртовой (5%) раствор йода мы нанесли на тыльную сторону ладони обыкновенную йодную сетку, что бы посмотреть в течение, какого времени она исчезнет.

Если через сутки ваша йодная сетка всё ещё на месте – йододефицита нет. Если через 6 – 8 часов от йодной сетки остались только намёки, признаки дефицита наличествуют, но положение не критическое. Если уже через три часа сеточка исчезла - организму йод крайне необходим.

В исследовании приняли участие ученики 6 класса в количестве 24 человек (см. приложение № 4).

Результаты исследования оказались таковы: после третьего урока (2,5 часа) слабый след имеют 17 учащихся, у остальных следа йодной сетки не обнаружено.

Таким образом, мы видим, что большинство обследованных нами учащихся испытывают дефицит йода, а значит находятся в группе риска.

2.5. Анкетирование учащихся

Для того, чтобы выявить потребление продуктов питания, содержащих йод среди учащихся школ и узнать осведомленность о биологической роли йода и его влиянии на здоровье человека, мы провели анкетирование. Мы включили в состав сплошной выборки школьников 7-9 классов МБОУ ООШ №269 и МБОУ СОШ №266 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области в количестве 108 человек (анкета представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 3).

Анкетируемой группе учащихся было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

1.Какие вы знаете продукты, содержащие йод? Учащиеся должны были написать свой вариант ответа. 42% опрошенных указали в качестве основного источника йода - морепродукты, 47% респондентов отметили йодированную соль - это показывает, что значительная часть учащихся осведомлены о том, какие продукты необходимо использовать в пищу, чтобы не иметь йододефицит.

2. Какие продукты вы употребляете чаще всего?

Список продуктов, с различным содержанием йода: картофель, мясо, сахар, яйца, молоко, морковь, капуста белокочанная, гречневая крупа, свекла, горох, соленая сельдь, треска, печень трески, морская капуста. В данном списке они должны проставить количество баллов. Продукт, наиболее часто употребляемый, получал максимальное число баллов – 14, а наименее популярный – 1. Учащиеся должны сами определить количество баллов для каждого продукта.

Подведя итоги анкетирования, выяснилось, что продукты, богатые йодом учащиеся употребляют меньше всего. Лишь у немногих анкетируемых в рацион входят такие продукты как морская капуста и печень трески, богатые йодом. Зато картофель, набрав в среднем 14 баллов, стал наиболее популярным продуктом, что и не удивительно. Это доступный и распространенный продукт в нашей местности и без него, в принципе, невозможно представить себе свой рацион. Остальные высокие позиции заняли продукты тоже не богатые йодом.

3. На вопрос: «Используется ли в вашей семье при приготовлении пищи йодированная соль?», большинство опрашиваемых – 73% ответили положительно. Такая популярность данного продукта может быть вызвана тем, что в наше время можно купить во всех магазинах и супермаркетов. А также можно сделать вывод, что большинство родителей заботятся о профилактике йододефицита в семье.

4. На вопрос: «Какое заболевание может вызвать недостаток йода в организме?», 79% опрошенным незнакомо заболевание, к которому приводит недостаток йода, 12% предположили, что это йододефицит и только 8% назвали заболевание щитовидной железы.

5. Вопрос о суточной норме потребления йода у подростков 12-16 лет вызвал всеобщее затруднение у опрошенных. Правильный ответ на этот вопрос никто не дал.

6. По поводу учета у эндокринолога положительно ответили 6 % анкетируемых. Это свидетельствует о том, что недостаток йода и отсутствие профилактики йододефицита вызвали у этих детей проблемы со здоровьем.

7. На вопрос об основном источнике поступления йода в организм, 84 % опрошенных в качестве основного источника поступления йода в организм человека назвали продукты питания.

8. Лишь 36 % опрошенных детей заинтересованы в проблеме йододефицита.

9. На вопрос: «Какие методы решения этой проблемы вы можете предложить?», наиболее эффективными способами профилактики йодного дефицита 54% опрошенных назвали йодирование основных продуктов питания и 36% - использование пищевых добавок и лекарственных препаратов.

2.6. Лабораторный анализ волос на йододефицит

Читая различную литературу по теме исследования, мы узнали еще один способ определения избытка или недостатка в организме йода – это анализ волос.

Йод выделяется из организма через кожу, а также выводится путем отложения в волосах. Изменение концентрации йода в волосах имеет взаимосвязь с некоторыми патологическими состояниями щитовидной железы, включая новообразования. Таким образом, определение концентрации йода в волосах используется для дополнительной оценки содержания йода в организме и может быть использовано для оценки индивидуального риска патологии щитовидной железы.

В норме содержание йода колеблется в пределах 0,3 - 10,0 мкг/г сухих волос.

Мы отдали на анализ мои волосы и моих сестер в лабораторию ИНВИТРО в г.Мурманск.

2.7. Анализ продуктов питания на содержание йода в лабораторных условиях

В ходе нашего исследования провели анализ содержания йода в некоторых продуктах питания в лабораторных условиях. Определение йода в продуктах питания проводили по методике, представленной в статье Ю.А. Гельджинс, П.Л. Синкевич «Определение содержания йода в продуктах питания журнала « Химия в школе».

Эти продукты мы употребляем практически каждый день, и поэтому этот опыт поможет мне понять и какие из них можно употреблять для профилактики йододефицита.

Нам понадобились такие продукты: пикша (проба 11), сельдь (проба 13), ламинария (проба 7), свежая капуста (проба 15), яйцо (проба 1), яблоко (проба 4), картофель (проба 5), морковь (проба 9).

В лабораторных условиях невозможно количественное определение йода, поэтому было проведено качественное его определение по степени окрашивания.

  1. Мы измельчили по-отдельности пикшу, ламинарию и сельдь в ступке

2. 30 грамм каждого продукта залили 30 мл дистиллированной воды

3. Перелили получившуюся смесь в колбу. Взбалтывали в течение 5 минут

4.Дали отстояться раствору в течении 10 минут и процедили его в колбы.

5. 2 мл каждого раствора помещаем в пробирку, добавляем 3 капли хлорной воды и 1 мл раствора крахмала.

6.По истечению 10 минут в пробирках не последовало ни каких реакций.

Для обнаружения наличия йода в овощах мы воспользовались другим методом.

1.К раствору соляной кислоты ( HCl) добавили порошок стрептоцида.

2. Затем капали пипеткой полученный раствор на овощи и наблюдали окрашивание.

3. В картофеле (5) и моркови (9) наблюдали окрашивание, в остальных образцах его не было.

Количество йода в овощах и фруктах величина относительная, все зависит от почвы и удобрений, а также от обработки данных продуктов.

Опыт показал, что в продуктах питания йод содержится в малых количествах, поэтому без дополнительной йодопрофилактики невозможно обеспечить суточную норму йода.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены. В теоретической части нашего исследования мы изучили и проанализировали познавательную и научную литературу по проблеме йододефицита и профилактике данной проблемы. В практической части работы, мы изучили статистических данные Мурманстата по росту заболеваемости. Провели анкетирование обучающихся ООШ №269, МБОУ СОШ №266 и изучили осведомленность учащихся по йододефициту. Взяли пробу на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки и проанализировали результаты исследования. Сделали лабораторный анализ волос на йододефицит в лаборатории г.Мурманска. Провели анализ продуктов питания в лаборатории школы на содержание йода. И сделали выводы по нашему исследованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что цель нашего исследования достигнута – мы изучили состояние обеспеченности йодом школьников, их осведомленность о необходимости профилактики йододефицита в повседневной жизни.

Решены поставленные задачи:

-изучить и проанализировать научную и познавательную литературу по данной теме.

- изучение статистических данных по росту заболеваемости;

- провести анкетирование обучающихся ООШ №269, МБОУ СОШ №266;

- взять пробу на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки;

- сделать анализ продуктов питания в лаборатории школы на содержание йода;

- сделать лабораторный анализ волос на йододефицит.

- обобщить изученную информацию;

- разработать рекомендации;

- составить методичку и буклет по теме исследования.

Гипотеза подтвердилась. По ходу исследования мы предполагали, что если человек знает, что продукты питания не могут обеспечить человека необходимой суточной дозой йода, то он должен знать меры профилактики. Практические выводы доказывают это.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Урванцева Г.А. Биологическое значение йода Химия в школе, 2009, № 2-80

  2. Йододефицитные заболевания в России / [Г.А. Герасимов, В.В. Фадеев, Н.Ю. Свириденко и др.]; под ред. Г.А. Герасимова. – М.: Адамантъ , 2002 . – 168 с.

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: © «Кирилл и Мефодий», 2008.

  4. Дедов И.И., Герасимов Г.А. Дефицит йода – голод скрытый и коварный.// Здоровье, 1984, №2.

  5. 18 сентября 2013 г.Российская газета - Федеральный выпуск №6184 (208)Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 31 г. Москва "О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов, развитию производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения" Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 сентября 2013 г.

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5037; 2006, N 3, ст. 297; 2012, N 37, ст. 5002).

  7. Дедов И. И. Результаты эпидемиологических исследований йоддефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль» / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко,B. А. Петеркова и др. // Проблемы эндокринологии.— 2005. — № 5. — С. 32—36.

  8. Теддер Ю. Р. Современное состояние проблемы йодного дефицита в Архангельской области / Ю. Р. Теддер, П. П. Гордиенко // Экология человека. 2002. № 2.— С. 6—8.

  9. Трошина Е.А., Платонова Н.М., Абдулхабирова Ф.М., Герасимов Г.А. Йододефицитные заболевания в Российской Федерации: время принятия решений / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М.: ОАО «Конти Принт», 2012.

  10. Свинарев М.Ю. Клинико-эпидемиологические особенности йодного дефицита у детей (диагностика, лечение, профилактика): Автореф. дис. ... докт. мед. на¬ук. М., 2002.

  11. Йоддефицитные заболевания у детей и подростков: диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа / Под ред. А.А. Баранова, И.И. Дедова. М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 2005.

  12. Ю.А. Гельжинис, П.Л. Синкевич. Определение содержания йода в продуктах питания. Химия в школе,- №10, 2007 – с.61-64.

  13. Методы определения содержания йода в пищевом сырье и продуктах питания: Методические указания к выполнению учебно-исследовательских работ Автор /создатель: Брянская И.В., Лескова С.Ю. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/653/40653/17958?p_page=2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Заболеваемость детей болезнями щитовидной железы1)

по Мурманской области

человек

 

2012

2013

2014

2015

2016

Дети в возрасте 0-14 лет

Зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни

         

болезни щитовидной железы

397

499

517

570

677

синдром врожденной йодной недостаточности2)

5

1

-

эндемический зоб, связанный с йодной недостаточностью2)

76

78

99

субклинический гипотиреоз вследствие йодной недостаточности и другие формы гипотиреоза2)

48

119

141

другие формы нетоксического зоба2)

84

220

187

болезни щитовидной железы, связанные с йодной недостаточностью, и сходные состояния болезни глаза и его придаточного аппарата

93

96

Дети в возрасте 15-17 лет

Зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни

         

болезни щитовидной железы

134

185

219

210

239

синдром врожденной йодной недостаточности2)

-

-

-

эндемический зоб, связанный с йодной недостаточностью2)

6

18

8

субклинический гипотиреоз вследствие йодной недостаточности и другие формы гипотиреоза2)

13

13

21

другие формы нетоксического зоба2)

113

86

104

болезни щитовидной железы, связанные с йодной недостаточностью, и сходные состояния болезни глаза и его придаточного аппарата

32

28

1)

По данным Министерства здравоохранения Мурманской области.

2)

Наблюдение осуществляется с 2014 года.

 

Начальник отдела статистики населения, здравоохранения, труда, труда,

образования и инноваций

М.Н. Мухаева

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест, разработанный немецкими врачами. При ответе «да» на большинство вопросов уровень йода в организме необходимо повысить.

1. Ощущаете ли Вы в последнее время «комок в горле»?

2. Страдали ли Ваши родственники от заболеваний щитовидки?

3. Происходили ли у Вас в последнее время изменения в весе?

4. Есть ли у Вас изменения в аппетите?

5. Изменилось Ваше потоотделение?

6. Не участился ли у Вас озноб?

7. У Вас сейчас горячие руки?

8. Страдаете ли Вы от того, что руки и ноги все время холодные?

9. У Вас есть необоснованное беспокойство?

10. Значатся у Вас сейчас сонливость, частая усталость, нерасторопность?

11. Бывает у Вас необъяснимая дрожь?

12. Участился ли у Вас пульс?

13. У Вас стала сухая кожа?

14. Ваш стул стал большим?

15. У Вас стали случаться запоры?

разработанный немецкими врачами. При ответе «да» на большинство вопросов уровень йода в организме необходимо повысить.

Если 6 из 15 ответов утвердительные, то, скорее всего, присутствует йододефицит и консультация эндокринолога желательна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для опроса учащихся

  1. Какие вы знаете продукты, содержащие йод?

Ответ пишут сами, варианты не предлагаются.

  1. Какие продукты вы употребляете чаще всего?

Список продуктов, с различным содержанием йода: картофель, мясо, сахар, яйца, молоко, морковь, масло, капуста, гречка, свекла, фасоль, соленая сельдь, минтай, печень трески. В данном списке они должны проставить количество баллов. Продукт, наиболее часто употребляемый, получал максимальное число баллов – 14, а наименее популярный – 1. Учащиеся должны сами определить количество баллов для каждого продукта.

  1. Используется ли в вашей семье при приготовлении пищи йодированная соль?

Да

Нет

  1. Какое заболевание может вызвать недостаток йода в организме?

  2. Какая суточная норма потребления йода у подростков 12-16 лет?

  3. Состоите ли вы на учете у эндокринолога по поводу заболевания щитовидной железы?

Да

Нет

  1. Назовите основной источник поступления йода в организм.

Вода

Воздух

Продукты питания

  1. Заинтересованы ли вы в проблеме йододефицита?

Да

Нет

  1. Какие методы решения этой проблемы вы можете предложить?

Йодирование основных продуктов питания

Использование пищевых добавок и лекарственных препаратов

Йодирование питьевой воды

Результаты анкетирования

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Фотоотчёт по пробам на йод у учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области методом йодной сетки

1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: © «Кирилл и Мефодий», 2008.

2 Урванцева Г.А. Биологическое значение йода Химия в школе, 2009, № 2-80

3 Йододефицитные заболевания в России. Простое решение сложной проблемы / [Г.А. Герасимов, В.В. Фадеев, Н.Ю. Свириденко и др.]; под ред. Г.А. Герасимова. – М.: Адамантъ , 2002 . – 168 с.

4 Теддер Ю. Р. Современное состояние проблемы йодного дефицита в Архангельской области / Ю. Р. Теддер, П. П. Гордиенко // Экология человека. — 2002. — № 2.— С. 6—8

5 Свинарев М.Ю. Клинико-эпидемиологические особенности йодного дефицита у детей (диагностика, лечение, профилактика): Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2002.

6 Йоддефицитные заболевания у детей и подростков: диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа / Под ред. А.А. Баранова, И.И. Дедова. М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 2005.

7 Асонова Н.В., Козлова Т.В. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельной работы студентов по теме: «Исследование проблемы йододефицита» // ГБОУ СПО МО «Ступинское медицинское училище». Ступино. 2013 г.

Просмотров работы: 95