ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ

Аветисян Э.Д. 1
1МБОУ СОШ №18,г.Пятигорск
Аветисян А.А. 1
1МБОУ СОШ №18
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

У каждого человека есть свои цели и мечты. Каждый человек выбирает себе профессию, по своим способностям и таланту. Я уже определилась с профессией и хочу стать педиатром. Однажды, читая книгу про строение человека, меня заинтересовало, как влияет солнечный свет на человека.

Солнце — основа существования на Земле. Влияние солнечного света на организм человека велико. Свет – важный биологический фактор. Свет регулирует обмен веществ в организме, влияет на его иммунологический статус. Свет создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Свет влияет на работоспособность человека. По разным данным, от 80 % до более 90 % информации человек получает с помощью зрения1, а видим мы благодаря свету.

Поэтому я решила изучить влияние солнечного света на школьников.

Цель работы – изучение влияния солнечного света на школьников.

Задачи работы:

- выяснить влияние солнечного света на человека;

- изучить особенности освещения в школах;

- рассмотреть методику исследования влияния солнечного света на школьников;

- проанализировать результаты исследования.

Исследование проходило в МБОУ средняя школа № 18 в 4 классе с 14.11.2017 года по 24.11.2017 года.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

________________________ 1Интернет.Википедия.

  1. Влияние солнечного света на человека

Всё живое на Земле связано со средой обитания, которая включает разнообразные географические области и населяющие их сообщества живых организмов. Жизнедеятельность организмов невозможна без постоянного притока энергии извне. Её источником является Солнце. Солнечный свет обладает уникальными свойствами. Во-первых, он эффективно уничтожает микробы. Во-вторых, он придает человеческой коже здоровый вид и разглаживает её. В-третьих, он укрепляет иммунную систему и является одним из факторов закаливания организма. В-четвертых, он оказывает легкое обезболивающее действие при воспалительных процессах и может понижать уровень холестерина и давление. В-пятых, он способствует укреплению костной системы, так как играет важную роль в защите от остеопороза. В-шестых, солнечный свет благотворно воздействует на нервную систему, улучшая настроение и вызывая чувство удовлетворения. В-седьмых, солнечный свет положительно воздействует на сон. Улучшению сна способствует природный гормон нашего организма мелатонин. Лучшее время для выработки мелатонина - ночь, в темноте. Пребывание на солнечном свету в течение дня заметно увеличивает его выделение. Таким образом, нашему организму требуется достаточное количество света, в нужной интенсивности и в нужное время дня.

2. Особенности освещения в школах

В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения. Для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения.

Неправильно организованный уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Рисунок 1. Нормы уровня освещенности для школ

В регламентирующей документации прописаны нормы и требования для двух типов освещения:

естественное;

искусственное.

Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам.

Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.

Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать.

Рисунок 2. Искусственная подсветка учебных помещений.

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

-освещаться теплым светом;

-расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;

-равномерное освещение помещения;

-отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.1

Для комфортного пребывания школьника возле доски существуют следующие требования:

-полное исключение слепящего эффекта;

-создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса; независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;

-экономичность светильников; минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Рисунок 3. Освещение возле доски.

Рисунок 4.

Освещение в школьном коридоре. Обеспечить максимальную безопасность передвижения по школьным коридорам, а также комфортное

времяпрепровождение учащихся необходимо с помощью правильно организованной подсветки. В нашей школе используются встраиваемые растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

3. Исследования влияния солнечного света на школьников

В течение двух недель, я наблюдала за настроением учеников 4 класса.

Эксперимент был разделен на несколько этапов. На первом этапе освещение в классе было искусственным, то есть солнечный свет в класс практически не поступал и шторы были плотно закрыты.

Рисунок 5. Первый этап – искусственное освещение при завешанных шторах

На втором этапе были открыты шторы и при необходимости в классе включали искусственное освещение.

Рисунок 6. Второй этап - открытые шторы и при необходимости в классе включали искусственное освещение.

Так же я провела исследование в пасмурный и солнечный день.

В ходе эксперимента я изучала, какое настроение у детей после уроков на всех этапах исследования. Для достижения поставленной цели и задачи я использовала методику «Цветограмма» на основе теста Люшера, представленная в виде 6 квадратов разного цвета.1

Рисунок 7. Материал для изучения настроения школьников

Эксперимент проводила следующим образом: учащимся в конце уроков давались на выбор карточки с разноцветными квадратами: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный. Они должны были выбрать тот цвет, который им нравится после каждого этапа эксперимента.

Затем я соотнесла полученные результаты с интерпретацией цвета:

зеленый - спокойное, уравновешенное настроение;

красный – радостное, восторженное;

желтый – светлое, приятное;

синий – грустное, неуравновешенное;

фиолетовый – тревожное;

черный – напряженное, полный упадок сил.

Таким образом, сочетание зеленого, красного, желтого цветов составляет хорошее настроение, а синего, черногои фиолетового - плохое настроение.

На основе интерпретации цвета можно понять, насколько были комфортны условия освещения в классе для школьников.

4. Результаты исследования

В тестировании приняли участие 16 человек 4 класса. Первый этап исследования проходил 15 декабря 2017 года при закрытых шторах. Все занятия в этот день проходили при искусственном освещении. В конце дня участникам исследования было предложено выбрать карточку с цветом, которое соответствует их настроению в данный момент. Результаты представлены ниже.

Таблица. 1. Результаты тестирования 15.11.2017 при искусственном освещении

Цвет квадрата

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

зеленый

1

6 %

красный

1

6 %

желтый

2

13 %

синий

4

25 %

фиолетовый

3

19 %

черный

5

31 %

Итого

16

100 %

Рисунок 8. Результаты тестирования15.11.2017 при искусственном освещении.

Как видно на первом этапе исследования у большинства детей наблюдается плохое настроение. 5 школьников выбрали черный цвет, что говорит о полном упадке сил, а также низкой работоспособности. Синий цвет выбрали 4 школьника. Данному цвету соответствует грустное и неуровновешанное состояние. Положительное настроение наблюдалось только у 4 человек. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при закрытых шторах дети чувствуют себя неуютно, и даже тревожно.

На следующем этапе занятия в классе проходили только при дневном освещении и хорошо открытых шторах. В конце дня школьником так же были даны квадратики с цветами и дети должны были выбрать наиболее приятный цвет в данный момент.

Таблица. 2. Результаты тестирования 17.11.2017 при дневном, солнечном освещении

Цвет квадрата

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

зеленый

5

31%

красный

4

25%

желтый

4

25%

синий

0

0%

фиолетовый

2

13%

черный

1

6%

Итого

16

100%

Рисунок 9. Результаты тестирования 17.11.2017при дневном, солнечном освещении.

Результаты второго этапа были лучше. Большая часть школьников выбрала положительные цвета, такие как зеленый, красный, желтый. Только 3 человека выбрали фиолетовый и черный цвет.

Далее я дождалась солнечного дня я провела следующий этап эксперимента. Школьники занимались при отрытых шторах, без применения искусственного освещения. В конце всех уроков я предложила участникам выбрать благоприятный, по их мнению, цвет. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица. 3. Результаты тестирования 20.11.2017- яркий солнечный день

Цвет квадрата

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

зеленый

6

38%

красный

2

13%

желтый

6

38%

синий

0

0%

фиолетовый

1

6%

черный

1

6%

Итого

16

100%

Рисунок 10. Результаты тестирования 20.11.2017- яркий солнечный день.

На данном этапе, как видно из результатов в таблице 3, большая часть школьников выбрала благоприятные цвета. Также данный день был отмечен большим количеством положительных оценок у участников эксперимента. В этот день школьники были очень активны как на уроках, так и на переменах.

На последнем этапе я провела исследование в пасмурный день, солнечные лучи практически не освещали класс. Применялось искусственное освещение в течение всего учебного дня. В конце учебного дня детям было предложено выбрать понравившийся квадрат с цветом. Результаты представлены ниже.

Таблица. 4. Результаты тестирования 21.12.2016 - пасмурный день

Цвет квадрата

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

зеленый

4

25%

красный

2

13%

желтый

3

19%

синий

4

25%

фиолетовый

2

13%

черный

1

6%

Итого

16

100%

Рисунок 11.

Результаты тестирования 22.11.2017 - пасмурный день.

Как видно из результатов тестирования, даже пасмурный день не омрачил настроение большинства школьников. Большая часть участников, 9 человек, выбрала благоприятные цвета, и только 7 человек выбрали неблагоприятные цвета. В результате эксперимента я убедилась, что дневной свет даже в пасмурный день очень важен для хорошего настроения и работоспособности школьников.

Для наглядности представленных данных я составила сводную таблицу результатов исследования.

Таблица 5. Сводные данные исследования.

 

Искусственное освещение

Дневное освещение при открытых шторах и искусственном освещении

Солнечный день

Пасмурный день

Цвет квадрата

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

кол-во детей (чел)

кол-во детей (%)

зеленый

1

6 %

5

31%

6

38%

4

25%

красный

1

6 %

4

25%

2

13%

2

13%

желтый

2

13 %

4

25%

6

38%

3

19%

синий

4

25 %

0

0%

0

0%

4

25%

фиолетовый

3

19 %

2

13%

1

6%

2

13%

черный

5

31 %

1

6%

1

6%

1

6%

Итого

16

100 %

16

100%

16

100%

16

100%

Как было сказано выше, сочетание зеленого, красного, желтого цветов составляет хорошее настроение, а синего, черного и фиолетового - плохое настроение. В связи с этим распределим полученные данные на две группы, в первой группе будут результаты для зеленого, красного, желтого и во второй группе - синего, черного и фиолетового, что соответствует хорошему и плохому настроению.

Таблица 6. Результаты исследования настроения школьников, распределенных на две группы.

 

Искусственное освещение при закрытых шторах

Дневное освещение при открытых шторах и искусственном освещении

Солнечный день

Пасмурный день

Хорошее настроение

4

13

14

9

Плохое настроение

12

3

2

7

Рисунок12.

Результаты исследования настроения школьников распределенных на две группы. Как видно из рисунка, самые благоприятные условия для школьников – это солнечный день без применения искусственного освещения. В этот день наблюдалось высокое количество детей с хорошим настроением (14 человек) и наименьшее количество детей с плохим настроением. Также данный день был отмечен большим количеством положительных оценок у участников эксперимента.

Похожие результаты можно наблюдать при дневном освещении и открытых шторах с применением искусственного освещения. Проводя исследование, хотелось бы отметить, что самым неблагоприятным днем являются условия при которых, в классе наблюдалось искусственное освещение и закрытые шторы. В этот день у 12 школьников наблюдалось плохое настроение и только у 4 человек – хорошее настроение.

Заключение Изучив материал по данной теме, проведя практическую часть, я пришла к выводу, что сегодня все больше возрастает роль естественного освещения в жизни человека.

Было выявлено, что изменение режимов освещения способствовало улучшению настроения учеников. Таким образом, удалось получить наглядные примеры того, как качественное, правильное освещение благоприятно влияет на настроение и повышает успеваемость учеников.

Что касается нашего эксперимента, то самым благоприятным условием для хорошего настроения школьников – это солнечный день без применения искусственного освещения. В этот день наблюдалось высокое количество детей с хорошим настроением, 14 человек и наименьшее количество детей с плохим настроением. В этот день школьники были очень активны как на уроках, так и на переменах.

Похожие результаты можно наблюдать при дневном освещении и открытых шторах с применением искусственного освещения. Проводя исследование, хотелось бы отметить, что самым неблагоприятным днем являются условия при которых, в классе наблюдалось искусственное освещение при закрытых шторах. В этот день у 12 школьников наблюдалось плохое настроение и только у 4 человек – хорошее настроение.

Итак:

1.В нашей жизни важны как естественные источники, так и искусственные источники света.

2.Света должно быть достаточно, освещение должно соответствовать назначению помещения, быть регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего вредного воздействия.

3.Все помещения должны иметь естественное и искусственное освещение, что максимально влияет на хорошее настроение и работоспособность школьников.

Список использованной литературы
  1. Безопасность жизнедеятельности под ред. Л.А. Михайлова М., 2005. С. 55.

  2. Вавилов, С. И., Глаз и Солнце : о свете, Солнце и зрении. Амфора ТИД ЗАО, 2015. С. 58.

  3. Основы формирования здоровья детей: учебник, Феникс, 2015. С. 55.

  4. Покатило А «ДЕТИ И ЦВЕТ»/ А.Покатило // Искусство в школе.-2004.-№4.

  5. Семенов Б. Ю., Экономичное освещение для всех. Солон-Пресс, 2010. С. 11.

  6. Урунтаева Г. А., Детская практическая психология учебник. Академия, 2015

  7. Шилко В.И. От чего зависит здоровье детей // Вестник Урал. отд-ния Рос. акад. наук: Наука. Общество. Человек. - 2010. - N 3. - С.65-67.

  8. Интернет.Википедия.

1 Шилко В.И. От чего зависит здоровье детей // Вестник Урал. отд-ния Рос. акад. наук: Наука. Общество. Человек. - 2010. - N 3. - С.65-67.

1 Урунтаева, Г. А., Детская практическая психология учебник. Академия, 2015

Просмотров работы: 873