РОЛЬ ЗУБОВ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ ЗУБОВ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Ганиев Р.Д. 1
1МБОУ "шк.113 им.И.И.Рыбалко"
Богомазова А.Е. 1
1МБОУ шк.113 им.И.И.Рыбалко г.Уфы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Для того чтобы жить, учиться, работать, человек должен каждый день есть, пить. Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать гигиену или правила питания. Большую роль в правильном питании играют зубы. Они также сохраняют красоту лица человека, правильность речи. К сожалению, у большинства взрослых и детей есть больные зубы. Поэтому за зубами надо тщательно ухаживать.

Здоровые зубы сохраняют здоровье человека. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».

  1. Цель моей работы.

Получить знания о зубах и уходе за ними.

  1. Зубы в жизни человека.

Что такое зубы? Это единственные видимые кости скелета.

Зубы нужны, чтобы:

1) откусывать и пережевывать пищу;

2) произносить многие звуки;

3) смеяться;

4) для красоты.

3.1. Виды зубов и их назначение.

У новорожденных детей зубов нет, они начинают прорезаться примерно с 6 месяцев. Эти первые зубы называют молочными.

У трехлетнего малыша 20 молочных зубов.

После 6 лет их сменяют зубы постоянные.

Сосчитаем свои зубы на верхней и нижней челюсти.

Рис. 1. Строение зубов у взрослых и детей.

Сверху – 14, снизу – 14. Всего: 28.

У взрослого человека 32 зуба. 28 вырастают до 14 лет, остальные 4 зуба, которые называют зубамимудрости, вырастают после 17 лет.

3.2. Форма и функции зубов.

Зубы отличаются друг от друга по форме. Форма зубов зависит от функции, которую они выполняют. В зависимости от того, какуюработу выполняют наши зубы, все они разделяются на 3 вида.

Возьмем в руки зеркало и будем наблюдать за зубами.

• Чтобы откусить кусочек от яблока, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних. Всего 8 зубов.

По внешнему виду они гладкие, плоские, острые.

Эти зубы называются резцами. Резцы имеют острый режущий край. Ими откусывают пищу.

• Чтобы измельчить пищу (яблоко) нужны зубы, находящиеся в глубине рта. Их по 8 слева и справа. Всего 16 зубов. Эти зубы прочные, толстые, их поверхность неровная, с выступами. Эти зубы называются коренными. Они нужны чтобы пережевывать пищу.

• Чтобы отгрызть кусочек твердого сухаря или сушки нужны зубы, которые расположены между резцами и коренными зубами. Их по 2 сверху и снизу. Всего 4 зуба. У них острые края, по форме они массивные. Эти зубы называются клыками. Они нужны, чтобы разрывать пищу.

  1. Строение зуба.

Рис. 2. Типы зубов: коронка, шейка, корень, резец, клык, коронка, шейка, корень, премоляр, моляр

В любом зубе выделяют 3 части: коронку, шейку и корень (рис. 2). Коронка – это утолщенная часть зуба, выступающая над десной. Шейка – несколько суженная часть зуба на границе коронки и корня, окруженная десной. Корень – часть зуба, расположенная в ячейке (альвеоле) челюсти. Корни зубов прочно соединяются с поверхностью альвеол. Между собой альвеолы разделены костными перегородками. У взрослого человека на верхней и нижней челюстях расположено по 16 зубов, у ребенка – по 10.

Десны представляют собой срастающуюся с челюстями слизистую оболочку. Ткань десен богата кровеносными сосудами, но слабо снабжена нервами, поэтому относительно легко кровоточит и малочувствительна. Углубление между зубом и свободным краем десны называется десневым карманом.

Разные зубы имеют неодинаковое число корней – от одного до трех. Каждый корень оканчивается верхушкой, где расположено маленькое отверстие, через которое в полость зуба входят сосуды и нервы. Полость зуба расширена в области коронки, а в корне имеет вид канала. В зубах с двумя и тремя корнями соответственно по 2–3 корневых канала. Каналы часто могут раздваиваться, а затем вновь соединяться в один. Полость зуба заполнена пульпой – особой рыхлой соединительной тканью, в которой проходят сосуды и нервы, питающие и иннервирующие зуб.

Зуб состоит главным образом из дентина – вещества, по строению сходного с костью. В области коронки дентин покрыт слоем белой эмали, а дентин корня окружен цементом.

Дентин имеет большую твердость, чем кость. Обусловлено это наличием в его структуре значительного количества особых трубочек, окруженных волокнами, между которыми откладываются минеральные соли (в основном фосфат кальция, карбонат кальция, магния и натрия) и кристаллы гидрооксиапатита. В самом внутреннем слое дентина, прилежащем к пульпе зуба, минеральные вещества не откладываются – этот слой является местом постоянного роста дентина. При патологических процессах в зубе участки дентина, в которых отсутствуют минеральные вещества, увеличиваются в размере. В этих местах зуб подвергается быстрому разрушению. У пожилых людей, наоборот, встречаются участки дентина, в которых обызвествлению подвержены даже волокна.

Эмаль является самой твердой тканью человеческого тела, что объясняется высоким содержанием в ней минеральных солей (97%). Толщина эмали различна в разных частях зуба и колеблется от 0,01 мм вблизи шейки до 1,7 мм на жевательной поверхности коронки. Наружная поверхность эмали устойчива к действию кислот, что защищает зуб от разрушающего воздействия кислых продуктов. Неповрежденная эмаль тверже стали, но уступает воздействию температуры, некоторых химических веществ и дает трещины, в которых поселяются бактерии. В составе цемента корня также много солей извести (до 70%) и волокон, идущих в разных направлениях. От состояния зубов и десен зависит здоровье человека. Больные зубы причиняют боль, мешают человеку нормально питаться и могут стать причиной многих инфекционных заболеваний разных органов (горла, сердца, желудка, суставов и снижения зрения). Если вовремя не обратиться с такой проблемой к врачу, это может привести к полному разрушению и удалению зуба.

Наш организм - это единое целое и если одно из звеньев не работает правильно, это приводит к сбою работы в организме в целом. Поэтому очень важно употреблять полезную пищу, правильно ухаживать за своими зубами и посещать стоматолога в профилактических целях не реже двух раз в год.

Выясняя причины возникновения болезней зубов и десен, я изучил литературу и узнал много полезной информации. Оказывается, одной из самых распространенных причин возникновения болезней зубов является плохая гигиена полости рта. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет". Зубной налёт - липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба и содержащая огромное количество бактерий. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. С течением времени - 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть. Так начинается кариес.

Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день - 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. В наше время ухаживать за полостью рта можно разными способами: при помощи зубной пасты и щетки, зубочистки, зубной нити, при помощи ополаскивателей и жевательной резинки.

  1. Эксперимент влияние кислоты на зубы.
  1.  
    1. Подготовка к эксперименту.

Чтобы убедиться в этом я провел с мамой следующий эксперимент. Взял куриное яйцо, зубную пасту и уксус. Состав яичной скорлупы сходен с составом наших зубов, только наши зубы намного тверже. Еще я взял уксусную кислоту, так как после приема пищи тоже образуется кислота, но конечно не такой консистенции. Зубная паста содержит специальный минерал-фторид, с ним зубы меньше восприимчивы к кислоте.

  1.  
    1. Эксперимент.

Взял зубную пасту и намазал половину яйца ею. Положил яйцо в тарелку и залив уксусом, оставил на 5 часов. Через определенное время скорлупа яйца не обработанное пастой стала мягче и были видны трещины.

  1.  
    1. Результат эксперимента.

Чистить зубы утром и вечером пастой, в состав которой входит фтор.

  1. Опрос одноклассников на тему ухода за зубами.

Я решил провести анкетирование среди ребят своего класса 2 «Д» и выяснить насколько хорошо они умеют заботиться о зубах. В исследовании приняли учащиеся 2 «Д» класса СОШ 113 им. Рыбалко г. Уфы, учащимся был предложен тест.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

  1. Часто ли Вы посещаете стоматолога?

1 раз в год - 38%

1 раз в полгода - 18%

Не посещают - 44%

  1. Часто ли Вы употребляете в пищу сладкое?

Часто - 30%

Иногда - 70%

  1. Часто ли Вы чистите зубы?

1 раз в день - 29%

2 раза в день - 70%

Не чистят - 1%

6.1. Результат опроса одноклассников на тему ухода за зубами.

Из результатов видно, что дети любят сладкое и кушают его. Большинство детей чистят зубы. Но есть и одноклассники, которые не чистят зубы 1% и не посещают стоматолога 44%.

7. Опрос стоматолога.

Мне стало интересно узнать у стоматолога как правильно ухаживать и что надо есть, чтобы зубы были крепкими и здоровыми. С этими вопросами я подошел к своей маме, которая работает стоматологом и задал ей вопросы:

  1. Стоит ли регулярно ходить к стоматологу?

Да, обязательно раз в полгода надо ходить к стоматологу. Потому что, начальные этапы заболевания проходят незаметно. А боль в зубе говорит о запущенности болезни.

  1. Сколько раз в день надо чистить зубы?

Чистить зубы нужно 2 раза в день и не меньше 3 минут. Утром чистить после завтрака, а вечером, перед сном.

  1. Какие продукты полезны для зубов?

Молочные продукты содержат кальций, который является строительным материалом для зубов. Полезны рыба и морепродукты, так же должны быть в рационе достаточное количество быть фруктов и овощей, которые являются источником витаминов и минералов. Кроме того, употребление их в сыром виде стимулирует кровообращение в ротовой полости, очищает и массажирует десны, укрепляют зубную эмаль.

  1. Заключение.

Проведя исследование и узнав много нового, важного и интересного о зубах, я пришел к выводу: сохранение здоровья зубов зависит от правильного ухода за ними и правильного питания.

9. Список литературы.

1.Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» Е.О.Хомич, М.Н.Якушева Минск 2008г.

2.Данные с сайта Medweb.ru

3. htth://www.maam.ru/ (актуальность)

4.http://www.net-bolezniam.ru / (причины болезней зубов)

Просмотров работы: 2542