ОБРАЗ ЗМЕИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ ЗМЕИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Голубева А.А. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Дедяева Н.А. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Большинство людей боятся и ненавидят змей, считая их опасными врагами. Сотни легенд и историй создано о коварстве, злобе и жестокости этих существ. Может быть, поэтому встреча человека со змеёй почти всегда оканчивается трагически... для змеи.

Учёные считают, что возраст человечества - около миллиона лет. Змеи живут на земле более двадцати миллионов лет. Они обживали нашу планету ещё тогда, когда разум на ней только зарождался, и отлично приспособились к самым различным условиям существования. Много врагов у змей, но самый страшный из них - человек. Выезжая на отдых за пределы города часто можно увидеть мимо проползающих или проплывающих по водной глади змей. Но людской страх перед этими чешуйчатыми настолько велик, что нередко мы наблюдаем картину, как отдыхающие берут палки в руки и стегают ими по змее.

Оно и понятно, вид ползущей змеи вызывает страх у любого, кто не знает какие змеи ядовитые, а какие нет. Шиком считается раздавить колесами машины так часто переползающих змей через дорогу. Вот только за всю историю здравоохранения в Белгородской области не было зафиксировано ни одного летального исхода от укуса змеи.

Непрерывная и беспощадная борьба, которую издавна ведут люди со змеями, сильно сократила их количество, а в некоторых местах они и вовсе исчезли. “Они вредны”,- говорят люди и уничтожают ядовитых змей, неядовитых и даже безобидных ящериц. А между тем, в природе нет ничего ненужного или вредного. Всё живое существует в тесной взаимосвязи; и когда мы говорим о “вредных” или “полезных” животных, речь идёт только об относительной пользе или вреде, которые приносят они человеку. С древних времён люди знали о целебной силе змеиного яда. Недаром же медики избрали своей эмблемой змею, обвившуюся вокруг чаши.

Спорен вопрос, насколько змея опасна для человека. При соблюдении осторожности змея ничуть не опаснее льва, тигра, буйвола, носорога...

Возможно, читать текст о гадюке покажется кому-то малоприятным занятием. У некоторых одна только мысль о змеях способна вызвать приступ панического страха. И неспроста: учёные полагают, что страх этот заложен генетически. Далёкие предки человека, выходцы из Восточной Африки и Передней Азии, тысячелетиями делили жизненное пространство с ядовитыми и опасными рептилиями, ежедневно подвергая себя смертельной опасности. Их организм привык быть начеку, выработав защитную реакцию – страх и, как следствие, долю отвращения к ползучим гадам, которые передались современному человеку по наследству.

Тем удивительней, что с тех же давних времён человек испытывает к змеям и ровно противоположное: почтение и восхищение. Змея является созданием удивительным и таинственным, способным перемещаться по суше, жить в воде, менять кожу, исчезать на полгода под землю...

А как в литературном произведении изображали змей? Близки ли образы рептилий из книг к своим прототипам? И зачем писателям это чудовищное животное? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать несколько произведений и сравнить образы змей с реальными обитателями планеты. Актуальность исследования заключается в том, чтобы заставить человека повнимательнее приглядеться к змеям и найти компромиссы в сосуществовании.

Проблемы: Для чего в произведениях даны образы змей? Насколько они реалистичны? Каково отношение человека и змеи?

Гипотезы: Автор, используя образ змеи, боится или преклоняется перед этой рептилией. Змея из книги должна быть похожа на реальную представительницу.

Цель исследования: Определить значимость образа змеи в произведениях.

Задачи исследования:

- Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ змеи.

- Проанализировать и сравнить вымышленную и реальную сторону в изображении змеи.

- Определить роль образа змеи в произведении.

Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать на уроках литературы и биологии, а также при проведении тематических вечеров, при подготовке к олимпиадам.

Часть 1. Гадюка в художественной и научной литературе

Змея - первая, кого встречает Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. [11, 67] Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было, она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Сент-Экзюпери описывает змейку так: «Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча». «И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет». «У подножья стены, подняв голову к Маленькому принцу, свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты». [11, 92]

Показателен диалог между змеей и мальчиком, который также характеризует рептилию.

«- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...

- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.

- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея». [11, 67]

Исследователи предполагают, что автор для образа своей змеи взял гадюку. Эту же змею мы увидели и в произведении Артура Конан-Дойля «Пестрая лента». Вот строки из этого рассказа, описывающие змею.

«Во взгляде мертвого мужчины застыло безумие, а вокруг его головы обвивалась какая-то пятнистая лента. Это и была та самая «пестрая лента», о которой говорила погибшая девушка, за ленту она приняла болотную гадюку, самую смертоносную индийскую змею. Смерть от укуса подобной змеи наступает через десять секунд, а крошечный след ее зубов обнаружить почти невозможно». [5, 148]

«Я сделал шаг вперед. В то же мгновение странный головной убор зашевелился, и из волос доктора Ройлотта поднялась граненая головка и раздувшаяся шея ужасной змеи.

- Болотная гадюка! - вскричал Холмс. - Самая смертоносная индийская змея! Он умер через девять секунд после укуса. "Поднявший меч от меча и погибнет", и тот, кто роет другому яму, сам в нее попадет». [5, 149]

Несомненно есть общее в повадках, в описании гадюки у этих двух авторов. А какова гадюка в природе?

Гадюка — вид ядовитых змей рода настоящих гадюк семейства гадюковых, часто встречающийся в Европе и Азии. В летнее время иногда греется на солнце, но большей частью прячется под старыми пнями, в расщелинах. Змея неагрессивная, и при приближении человека старается использовать свою камуфлированную окраску настолько, насколько это возможно, либо удалиться. Только в случае неожиданного появления человека либо в случае провокации с его стороны она может попытаться его укусить. Такое осторожное поведение объясняется тем, что ей требуется много энергии для воспроизводства яда в условиях меняющихся температур.

На наш взгляд, Сент-Экзюпери достаточно правдоподобно изобразил эту представительницу в своем произведениях, основываясь на знания о жизни данного вида в нашей природе. Но образ «пестрой ленты» вызвал споры у исследователей, так как Конан-Дойль допустил ряд неточностей в описании болотной гадюки. Те действия, которые выполняет у него рептилия, не свойственны для такого подвида, поэтому критики и биологи сошлись в том, что автор изобразил обобщенный собирательный образ змеи, которую можно отнести и к болотной гадюке, и к обыкновенной гадюке, и к кобре, и к коралловому аспиду.

Ну, а аспид – это старинное название как бы всех змей, хотя это и не совсем верно. Если мы хотим выделить яркие отрицательные черты человека, то, нередко, говорим, что он аспид.

Не простой Аспид у А. П. Платонова в сказке «Волшебное кольцо», а обитающий в России. «В то время проходил по лесу Аспид, приемный сын Змея-царя. Аспид увидел кольцо на пальце у Семена и от зависти превратился в гадюку». [9, 73]

Платонов считает, что от злости и зависти превращение произошло. Так и остался добрый молодец гадюкой.

«Ярость ее вообще безгранична, так что она, за отсутствием чего другого, кусает собственную тень, воздух и даже саму себя», – пишет А. Брем о гадюке. [3, 95]

Часть 2. Кобра в художественной и научной литературе

Не меньший интерес вызвала у нас кобра. В природе эта рептилия занимает целую нишу, интересна для изучения. О ней знают чуть ли не с младенческих лет.

Ее определенно можно назвать повелительницей змей. Интересны кобра Наг и его жена Нагайна, заклятые враги храброго мангуста Рикки-Тикки-Тави из рассказа Редьярда Киплинга.

«… из-под куста послышалось негромкое шипение – страшный и холодный звук… Потом из травы всё выше и выше, вершок за вершком, стала подниматься голова Нага, огромной чёрной кобры…И он раздул капюшон, и Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка». [6, 17]

В этой книге, одной из немногих, есть примечание о том, кто такая кобра.

Королевская кобра отличается от своих собратьев. Кобры грациозны и безжалостны, хладнокровны (во всех смыслах) и быстры, потрясающе красивы и просто неприлично ядовиты. Эти змеи подвижны, хорошо ползают по земле, деревьям, умеют плавать. В представлении большинства людей кобры агрессивны, но на самом деле эти змеи довольно спокойны и даже немного флегматичны. Зная их поведение, ими легко управлять, что часто демонстрируют «заклинатели» змей.

Киплинг вернулся к кобре и еще в одном произведении. Величавую, но уже состарившуюся кобру мы нашли в «Книге джунгей».

«Перед Маугли мелькнуло что-то белое, мало-помалу он разглядел такую огромную кобру, каких он до сих пор не встречал, – почти в восемь футов длиной, вылинявшую от жизни в темноте до желтизны старой слоновой кости. Даже очки на раздутом клобуке стали у неё бледно-жёлтыми. Глаза у кобры были красные, как рубины, и вся она была такая диковинная с виду». [7, 88]

Образ Белого Клобука – белой королевской кобры, сторожившей сокровища раджы, злобный, но очень правдоподобный. Биологи считают, что кобра легко раздражима, отличается довольно скверным характером и неприятной привычкой преследовать своего противника, когда он пытается от нее убежать.

Часть 3. Удав в художественной и научной литературе

Среди змей есть и не ядовитые виды, которые так же удостоены вниманием литературы. Наиболее популярны и любимы взрослыми, и детьми удавы.

Самый положительный змей, а именно удав, встречается нам на страницах книг «Зарядка для хвоста», «Бабушка для удава», «Испорченная погода» Григория Остера про неразлучных друзей - удава, мартышку, слоненка и попугая. Удав – умный, большой и сильный, поэтому никого не боится. Характер остеровского удава спокойный, терпеливый, мечтательный и добродушный.

«Удав лежал на большом плоском камне. Под голову он подложил хвост, а глаза его были закрыты» [8, 52]. «Я никогда не смогу ходить, потому что я вообще не хожу. Я ползаю» [8, 63]. «Это я – удав приснился сам себе, приплыл к вам на помощь и …»[8, 74]. «Обычно, когда удав куда-нибудь полз или просто отдыхал, видно было в лучшем случае его большую часть, а остальное лежало где-нибудь в траве или за кустами» [8, 101]. «Удав вполз на пальму. Он обвился вокруг ствола, поднял голову над верхушкой и вглядывался вдаль» [8, 114].

Другой умный, или даже правильнее будет сказать мудрейший представитель змей в детских книгах – это Каа, удав из «Книги джунглей», друг Маугли. «У Каа не было ядовитых зубов — он даже презирал ядовитых змей за их трусость, — вся его сила заключалась в хватке, и если он обвивал кого-нибудь своими огромными кольцами, то это был конец». «Удав… был во всем своем великолепии. Его большая тупоносая голова металась по земле, тридцатифутовое тело свивалось в причудливые узлы и фигуры, язык облизывал губы, предвкушая будущий обед». [7, 103].

«Если вы можете себе представить копьё, или таран, или молот весом почти в полтонны, направляемый спокойным, хладнокровным умом, обитающим в его ручке, вы можете себе представить, каким был Каа в бою. ...Первый удар, направленный прямо в гущу обезьян, окружавших Балу, был нанесён молча, с закрытым ртом, а второго удара не понадобилось. Обезьяны бросились врассыпную с криком: – Каа! Это Каа! Бегите! Бегите!» [7, 117].

Старый мудрый Каа – наверное, самый внушительный и опасный из друзей Маугли, по-своему прикипевший к нему своей холодной змеиной душой. Его прообразом, скорее всего, послужил тигровый питон, который наряду с питоном сетчатым и удавом анакондой оспаривает пальму первенства на титул самой длинной змеи. Поэтому и указанная Киплингом длина Каа – «тридцать футов» (т.е., 9 метров) – не сказочное преувеличение.

Явной выдумкой является лишь внушительная сцена массового гипноза Бандар-Логов. Истоки этого поверья связаны с особенностями змеиных глаз. Дело в том, что веки у змей приросли к роговице и стали прозрачными – отсюда этот немигающий «гипнотический» взгляд. В остальном Киплинг прав – обезьяны действительно излюбленное «блюдо» рациона как питонов, так и удавов.

Кстати, гипнозу Каа не поддавался только Маугли. Он не мог понять, чего так боятся Багира и Балу, а завораживающий Танец Голода вообще не оценил. «Я видел только большую змею, которая выписывала зачем-то круги по земле, пока не стемнело. И нос у Каа был весь разбит. Ха-ха!» [7, 124].

Удавы объединены с питонами в семейство ложноногих змей, они не ядовиты, но удавливают (на то они и удавы) свою добычу кольцами длинного змеиного тела. Они хорошо плавают в воде, иногда на большие расстояния, а также лазают по деревьям. Кроме того, во многих странах Южной Америки держат дома удавов. В дом, где живет прирученный удав, не заползет ни одна змея, не заберется ни один зверь. Удавы умны и преданны. Обученным удавам доверяют даже нянчить детей.

Именно таким Каа и описан в произведении. Мы не раз убедились, что Киплинг был хорошим знатоком змей и свои знания использовал при создании ярких и неподражаемых образов.

Часть 4. Уж в художественной и научной литературе

Не менее известен образ ужа в русской литературе в произведении Максима Горького «Песня о Соколе». Образ Ужа создан по контрасту. Ему не ведомо чувство радости от бескрайнего неба. При характеристике этого образа автор использует яркие определения: «проворный», «свернувшийся в узел». Средством характеристики этого героя служит описание ущелья, в котором он проводит свою жизнь. Оно выглядит темным, сырым, душным. Там пахнет гнилью. А вокруг ущелья огромный яркий мир, о котором Уж даже не подозревает. Свет солнца не проникает ни в его жилище, ни в его душу. Подобное существование бесцветно, уныло и жалко.

Если Сокол говорит пылко, взволнованно, то Уж спокоен и рассудителен. Это хладнокровное, пресмыкающееся существо. Уж очень изворотлив, лукав. Но как бы ни был проворен его ум, он никак не может понять позицию Сокола. Ему тепло и удобно в своем темном ущелье. Уж усмехается словам Сокола, называет их бреднями. Наш герой считает себя «мудрым», познавшим жизнь. Но рвение Сокола к небу поколебало его уверенность в своей правоте. Уж видел, что Сокол обрел счастье, погибнув в родной стихии бездомного неба. Уж хотел испытать то же самое. Он долго думал о смерти птицы и смотрел в даль, «что вечно ласкает очи мечтой о счастье». [4, 404]. Он бросился с ущелья, но не разбился, а усмехнулся. Ему показалось, что он понял прелесть полетов. Уж пришел к выводу, что вся суть полета - в падении. Он ничего не нашел в небе. Оно ему показалось пустым и бессмысленным, всего лишь иллюзией. Уж считал себя обманутым в своих надеждах. Итог рассуждений Ужа - безумство Сокола.

В природе уж неагрессивен. При виде человека он спасается бегством. Пойманный уж сначала активно защищается: шипит и выбрасывает голову вперёд, что устрашающе действует на многих врагов. Если же это не помогло, выделяет из клоакальных желез густую неприятно пахнущую жидкость и притворяется мёртвым, расслабляя полностью мышцы. Отвратительный и резкий, но нестойкий, запах этой жидкости отбивает аппетит у четвероногих хищников. Кусается редко. Для человека укус не представляет никакой опасности.

Можно сделать вывод, что Горький прекрасно знал первоисточник, и образ его героя не отличается от представителя природы.

Часть 5. Образы змей в художественной и научной литературе

Образ змеи без видовой принадлежности можно также увидеть в произведении Бажова «Голубая змейка», где змея наградила сполна двух ребят за добрые сердца. «Одному увидеть голубую змейку прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. ... Ну, а когда змейка двоим-троим либо целой артели покажется, тогда вовсе черная беда. Все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут, что до смертоубийства дело дойдет». [1, 269].

Басня «Крестьянин и Змея» Крылова имеет непосредственное отношение к последствиям Отечественной войны 1812 года. В то время французская армия изображалась в виде змеи, ползущей по России. Образ змеи имеет два толкования — узкое (враг, француз) и широкое (враг, иностранец). Под образом Змеи, которая просится в дом к Крестьянину, чтобы нянчить его детей, он вывел французского воспитателя (гувернера или гувернантку), несущего с собою нравственный яд. Таким образом, Крылов использовал только отрицательные качества змеи.

Конечно же, образ змеи появился не только в авторских произведениях. Мы встречаем змею и в устном народном творчестве нашего народа, и в мифах, сказаниях других народов.

У Пушкина в «Песне о вещем Олеге» смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира. У Пушкина – все связано и соединено: жрец, конь, змея, смерть.

Поэтому читатель воспринимает «Песнь о Вещем Олеге» как «Сказку» со скрытым смыслом.

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь. [10, 109].

Часть 6. Заключение

Проанализировав художественные произведения с образами змей, научную и научно-познавательную литературу, мы сделали следующие выводы: змею авторы художественных произведений старались с максимальной точностью изобразить достоверной, близкой к реальным рептилиям. Цель использования образа змеи у писателей разная, но практически все змеи, очеловеченные в произведениях, мудры, умны, являются источником знаний для окружающих. Писатели очарованы этой рептилией, боятся и благоговеют перед ней, пытаются разгадать ее тайны хотя бы в своих произведениях. С человеком у змеи в художественных произведениях тоже неоднозначные отношения.

Нам понравилось высказывание биолога, исследователя живой природы А.Брема: «Если вы увидите змею, пойдите спокойно своей дорогой, а уж змея, будьте уверены, пойдет (или, правильнее сказать, поползет) своей». [3, 141].

Мы предложили пятиклассникам ответить на вопрос: Каковы ваши впечатления от прочитанных произведений о змеях?

- Такие книги всегда интересно читать. Наверное, змея заинтриговывает, «гипнотизирует» читателя.

- Не люблю и боюсь змей, читать о них не хочу.

- Все имеют равное право проживать на нашей планете, даже змеи.

Мы предложили анкету ученикам 5-х классов:

  1. Любите ли вы читать книги о змеях? (да – 54%)

  2. Может ли змея быть другом человеку? (нет – 78%)

  3. Есть ли у змеи свой характер, душа? (да – 88%)

  4. Может ли змея превосходить человека в чём-либо? (да – 9%)

  5. Может ли планета обойтись без змеи? (нет – 79?)

Каждая имеющаяся на земле тварь создана не случайно. Любое животное занимает свою нишу в природе и имеет огромное значение для полноценной жизни, в том числе и для человека. Соседство с живым миром неизбежно, и очень многое зависит от человека, как он поведет себя. Поэтому наше совместное разумное проживание в наших руках. Если мы будем умны и мудры, то и змеи, проживающие рядом с нами, не причинят нам вреда.

Русская литература всегда внимательна к братьям своим меньшим, поэтому достаточно много посвящено страниц и змее. Эти произведения заставляют читателя внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни:

- человек и животное - это часть природы, они равноправны,

- змея полезна человеку,

- отношение человека к змее показывает нравственные качества человека: злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или бездушный, корыстный или милосердный,

- благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел,

- этот образ многофункционален: змея – действующее лицо, персонаж.

Мне хотелось бы попросить ребят, моих современников:

  • не истребляйте змей,

  • животное рядом с вами показывает, каковы вы,

  • читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.

В приложениях к моей работе вы можете познакомиться со списком произведений, кинофильмов, крылатых выражений о змеях. Со своей работой я выступил на классном часе, на уроке природоведения, а учащиеся школы могут познакомиться с моим исследованием на школьном сайте (Приложения 1-3).

Список используемой литературы

  1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка / Предисл. и примеч. Л.Скорино; Худож. А.Белюкин. – М.: Худож. лит., 1990. – 303 с./ Классики и современники/ Советская лит./

  2. Бобров В. В. Королева джунглей / В. В. Бобров; худож. Ф. Домогацкий. – М.: Дрофа, 2003. – 347 с.: ил. – (Зеленая серия). – С. 319.

  3. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие: Птицы: Рептилии: Земноводные: Рыбы: Насекомые / А. Брем. - М. : Эксмо, 2002. - 959 с.: ил., цв. ил.

  4. Горький М. На дне: Избранное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 640 с.

  5. Дойл А.К. Рассказы о Шерлоке Холмсе / Артур Конан Дойл; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 494 с.

  6. Киплинг Р. Книга джунглей / Пер. с англ. Н. Дарузес, С. Я. Маршак, И. Комарова, В. Лунин, Е. Чистякова-Вэр, К. Чуковский; худож. Р. Ингпен. - М.: Махаон, 2010. - 223 с.: цв.ил. – С. 144 - 167.

  7. Киплинг Р. Маугли: Повесть-сказка / Р. Киплинг; пер. Н. Л. Дарузес; худож. Н. Цейтлин. - М.: Дет. лит., 1982. - 174 с.: ил. – С. 121.

  8. Остер Г. Б. Зарядка для хвоста: Сказка / Г. Б. Остер; худож. В. Нагаев, П. Нагаев. - М.: Росмэн, 1996. - 127 с.: ил.

  9. Платонов А. П. Волшебное кольцо: Сказки, рассказы / А. П. Платонов; худож. В. В. Юдин. - М.: Оникс, 2007. - 191 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника). – С. 11-33.

  10. Пушкин А.С. Лирика. – М.: Правда, 1980. – 560 с.

  11. Сент-Экзюпери А. и др. Маленький принц: Сборник сказок / Художник В.Лесников. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 464 с., илл. (Серия «Детская библиотека»).

Приложение 1

ПОСЛОВИЦЫ О ЗМЕЯХ

~Хотя змея и в новой коже, а сердце у неё всё то же.

~Сколько змею б ни держать, да всё стоит беды от нее ждать.

~Змея шкуру меняет, а натуру оставляет.

~Кусает змея не ради сытости, а ради лихости.

~Острый язык и змею из гнезда выманит.

~Змея спящего не ужалит.

~Змея испугается лягушки, а лягушка змеи.

~Змея и трубка не выпрямит.

~Змеи от собственного яда не гибнут.

~Лучшая из змей всё-таки змея.

~Змея мягка снаружи, да ядовита внутри.

~Змея прямо не ползёт, в дом заползает зигзагами.

~Змея, которая меня не жалит, пусть хоть тысячу лет живёт.

~Из одного и того же цветка змея делает яд, а пчела – мёд.

~Когда змея не справляется с врагом, она жалит себя.

~Хотя змея и в новой коже, а сердце у неё все то же.

~Правители подобны змеям: они обладают и ядом, и лекарством.

~Замёрзшая змея ужалит отогревшего её.

~Змеёныш цыплёнком не станет.

~Таятся змеи там, где спрятан клад.

~Выкормил змейку на свою шейку.

~Глядит, как змея из-за пазухи.

~Железа и змей боится.

~Жена да муж – змея да уж.

~Лучше жить со змеею, чем со злою женою.

~Льстец под словами – змей под цветами.

~На трусливого и уж – змея.

~У молодой змеи яду больше.

~Язык распустил – в жало змеи превратил.

~Сколько ног у змеи, столько правды у лгуна.

~Чужими руками хорошо змею ловить.

~Щебечет, как соловей, а кусает, как змея.

~Слепой не боится змеи.

Приложение 2

Список фильмов о змеях

  1.  
    1. «Змеиная битва»

    2. «Змеиный полет»

    3. «Питоны»

    4. «Змеи песка»

    5. «Мегазмея»

    6. «Анаконда»

    7. «Кобра»

    8. «Женщина-змея»

    9. «Гремучие змеи»

    10. «Гадюки»

    11. «Болото»

    12. «Заклятие долины змей»

    13. «Кобра-убийца»

    14. Змеиный экспресс»

    15. «Человек-змея»

    16. «Змеиный остров»

Приложение 3

Список книг о змеях

  1.  
    1.  
      1. Ромен Гари «Воздушные змеи»

      2. Иван Ефремов «Сердце змеи»

      3. Явдат Ильясов «Заклинатель змей»

4. Редьярд Киплинг «Рики-Тики-Тави»

5. Фенимор Купер «Зверобой»

6. Франсуа Мориак «Клубок змей» 7. Анджей Сапковский «Змея»

8. Дэвис Уэйд «Змея и радуга» 9. Базен Эрве «Змея в кулаке»

Для Учащиеся 1-3 классов

Просмотров работы: 5698