ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНЕ

Алдияр Мухтар 1, 0Куатбек Бексултан 1, 0Рахимбек Медеу 1, 0Исаев Динмухамбет 1, 0
Рахимова Гулжан Ануарбековна 1, 0Буркит Ауесхан Кантуреевич 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос о причине различной окраски тел естественно занимал ум человека уже давно. Очень большое количество наблюдений, и чисто житейских, и научных, было в распоряжении исследователей, но вплоть до работ Ньютона (начавшихся около 1666 г.) в этом вопросе царила полная неопределенность. Считалось, что цвет есть свойство самого тела, хотя внимательное наблюдение обнаруживало, что в зависимости от времени дня или условий освещения нередко наблюдается очень значительное изменение в цвете тел. Существовало мнение, что различные цвета получаются как «смесь» света и темноты, т. е. смешивались два существенно различных понятия — цвет и освещенность. С незапамятных времен наблюдались превосходные (радужные) цвета радуги и даже было известно, что образование радуги связано с освещением дождевых капель. Так, французский физик Рене Декарт (1596—1650) наблюдал искусственную радугу на водяной пыли фонтанов и производил опыты по получению радуги со стеклянными шарами, наполненными водой. В 1637 г. Декарт объяснил форму и угловые размеры радуги на небесном своде, но причины цветов радуги и их последовательности ему оставались неясными.

Точно так же игра цветов в граненых алмазах и даже в стеклянных призмах была хорошо известна. На Востоке, в частности в Китае, украшения в виде стеклянных призм, дающих радужные блики, принадлежали к числу излюбленейших. Европейцы неоднократно описывали эти китайские игрушки. И тем не менее никто не сопоставлял между собой эти многочисленные и разнообразные явления, и связь между великолепными красками радуги, играющей на небе, и цветом тел была открыта только в замечательных исследованиях Ньютона.

Ньютон обратился к исследованию цветов, наблюдаемых при преломлении света, в связи с попытками усовершенствования телескопов. Стремясь получить линзы возможно лучшего качества, Ньютон убедился, что главным недостатком изображений является наличие окрашенных краев. Как известно, это обстоятельство заставило его начать строить телескопы с зеркалом (рефлекторы). Исследуя окрашивание при преломлении, Ньютон сделал свои величайшие оптические открытия.

Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на семь цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену, плавно и постепенно: переходящих друг в друга: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наблюдаемая картина получила название призматического или дисперсионного спектра. Свои окончательные выводы Ньютон сформулировал в виде нескольких теорем. Первые две из них гласят:

Теорема 1: Лучи, отличающиеся по цвету, отличаются и по степени преломляемости.

Теорема 2: Солнечный свет состоит из лучей различной преломляемости.

Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные [1-16].

Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета: это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как , например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета: это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Первичные цвета: разделяются на первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Цвета пигментов

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов: красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так , например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

Система Манселла.

Система Манселла.

Система Манселла: описывает цвет , исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность.

Тональность: это, например, желтый или синий.

Светлота: показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Литература

1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

2. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. //Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.

3. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Том 97, №1, 1997 г. с. 24-28.

4. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. //Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков., 1998 г. с. 106-109.

5. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.

6.Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.

7. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием. //Математические методы в психиатрии и неврологии. Л., 1972. с. 176-178.

8.Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.

9.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Изд-во «Сфера», 2001.

10.Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128

11. Детлаф А.А. Справочник по физике. – М.: Наука 2002.

12. Трофимова Т.И. Курс физики – М.: Высшая школа 2001.

13. Гурский И.П. Элементарная физика под ред. И.В. Савельева – М.: Просвещение 1984

14. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Физика – М.: Просвещение 1982

15. Туганбаев М.Л., Беркут А.К., Нурматова Ж.К., Алдешов С.Е. Компьютерные цвета. Шымкент, 2011. –С.145-146.

16. Туганбаев М.Л., Беркут А.К., Нурматова Ж.К., Алдешов С.Е. Компьютерная графика. Шымкент, 2012. –С.145-146.

Просмотров работы: 87