ОДИНОЧЕСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В КОЛЛЕКТИВЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОДИНОЧЕСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В КОЛЛЕКТИВЕ

Соловьева У.О. 1, 0
Павловская Галина Васильевна 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Распространенным является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старшего возраста. В настоящее время в «зону риска» попадают подростки и молодежь. В работе мы исследуем подросткового и юношеского одиночества, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Учреждение интернатного типа – это замкнутое территориальное пространство. Для него характерны массовый, коллективный характер воспитания, все осуществляется строго по режиму, монотонность жизни воспитанников, недостаточная свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом [10, с.6], [13, с.179].

На социальном уровнеактуальность можно определить необходимостью воспитания отношения в обществе к детям-сиротам как равноправным членам общества, в котором мы живем. На теоретическом уровнеактуальность исследования определяется нашим собственным интересом в изучении причин одиночества детей-сирот. Возможно, они кроются и во взаимосвязи одиночества с социальным статусом в коллективе воспитанников, проживающих в учреждениях интернатного типа для детей-сирот. Актуальность темы обозначило проблему нашей исследовательской работы: подростковое и юношеское одиночество и его зависимость от социального статуса в группе воспитанников учреждениях интернатного типа.

Цель исследования: изучение взаимосвязи субъективного одиночества с социометрическим статусом в группе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их совместное влияние друг на друга.

Объект исследования: одиночество как субъективное внутреннее переживание и социометрический статус в группе детей-сирот из числа подростков и юношества.

Предмет исследования: взаимосвязь одиночества с социометрическим статусом в группе ребят-сирот (на примере КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» и КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»).

Исследовательский вопрос: «оказывают ли совместное влияние друг на друга такие переменные как «одиночество» и «социометрический статус» в коллективе воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?».

В качестве гипотезы выступает предположение, что ребенок-сирота ощущает себя одиноким, тем больше (сильнее), чем ниже его социометрический статус в группе. И наоборот, чем выше статус ребенка в коллективе, тем уровень одиночества ниже. Мы предполагаем, что две переменные («одиночество» и «социометрический статус») влияют друг на друга.

В соответствии с обозначенной проблемой поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретические подходы в современной психологии к определению понятия «одиночество» и «социометрический статус» в коллективе.

2.Выявить уровень одиночества и социометрический статус каждого члена группы у детей – сирот школ-интернатов.

3.Проследить наличие или отсутствие взаимосвязи (взаимного влияния) одиночества и социометрического статуса по таблицам сопряженности по итогам проведения двух методик.

Методы исследования: изучение психологической литературы по теме исследования; метод наблюдения; диагностические методы; метод беседы; анализ таблиц сопряженности по результатам проведения двух методик. С учетом уровня развития детей школ-интернатов возникла необходимость адаптировать методики для данной категории ребят (переформулировать вопросы).

Новизна исследования: изучалась связь чувства одиночества и социального статуса в группе воспитанников КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» и КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2».

Теоретическое значение работы состоит в изучении одиночества, как субъективного переживания у воспитанников учреждений интернатного типа с целью его предупреждения. Практическое значение работы: полученный материал, будет полезен специалистам образовательных учреждений, работающих с детьми–сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей в детских домах и школах – интернатах.

Диагностический инструментарий: 1)методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела и М.Фергюсона, 1978 г.); 2)специальная методика измерения социометрического статуса «Социометрия» (Дж.Морено, 1951 г.)

Экспериментальные базы исследования: 1.КГБОУ«Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат». Объем выборки исследования составил 16 человек из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2». Объем выборки- 16 человека.

Наша работа основывалась на уже имеющемся исследовании, сделанном в 2010 году студентами г. Минска (диагностика осуществлялась среди подростков «группы риска»). Мы изменили целевую аудиторию эксперимента (дети-сироты) и дополнили переменные [23]. Примечание: сравнительный анализ воспитанников-сирот и ребят из категории не имеющих статус «сирота» – не предполагался и не проводился.

Глава 1. Одиночество как субъективное внутреннее переживание, его сущность и характеристика

Проблема одиночества является предметом научного исследования в ряде наук: философии, медицине, психологии, педагогике. У каждой из них своя специфика. Одиночество привлекало внимание философов, как А.Камю, Ф.Ницше и др. Тема нашла отражение в литературных произведениях Ф.Достоевского, Ф.Кафка, М.Лермонтова и др. Научные исследования явлению одиночества посвящены труды А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Фромма. Ими были рассмотрены психологические предпосылки и причины возникновения одиночества. В отечественной психологии и педагогике эта проблема рассматривалась в работах В.Асеева, А.Бодалева, Е.Головахи, Н.Гуткиной И.Кон и др. [16, с. 9]. Методологической основой нашей работы стали работы И.С.Кона, Дж.Морено, Е.А.Селивановой. Существуют различные подходы к сущности понятия «одиночества». Психодинамический подход: (Г.Зилбург); Экзистенциальная модель (К.Мустакас, В.Франкл, И.Ялом); Интеракционистский подход (Р.Вейс). Медицинский подход раскрыт Дж.Линчем. Ни одна из существующих на сегодняшний день теоретических моделей не дает полного и исчерпывающего объяснения одиночества, отражая лишь определенные стороны изучаемого явления [3, с.10]. Само определение одиночества связано с многообразием трактовок [20].

В работе под понятием «одиночество» мы понимаем «социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции» [20]. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает дефицит в общении. Одинокие люди, как правило, имеют мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида.

  1.  
    1. Особенности проявления подросткового и юношеского одиночества

Одиночество впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. 1) отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. 2) точка зрения, принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность и драматичность этого переживания. «Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» [6, с. 54].

Виды подросткового и юношеского одиночества различны. Временное одиночество - наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество). Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности или отвержения со стороны взрослых. Поведенческое одиночество проявляется в конфликтах потери связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности), не включенности в референтную группу сверстников. Когнитивное одиночество рассматривается как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной опустошенности. Оно может быть следствием непонимания проблем подростка со стороны взрослых, смены приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками, несовпадения интересов, взглядов.

Состояние одиночества у подростка может сопровождаться чувством собственной некомпетентности, ненужности, неуверенности в себе, склонностью к изоляции, уходом от действительности в мир мечты, повышенной конфликтностью.

  1.  
    1. Особенности проявления чувства одиночества у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сирота-это слово обозначает не только социальное положение ребенка, воспитывающегося в детском доме, но и внутреннюю психологическую программу, по которой ребенок приучается жить [10, с. 8]. Подростковый возраст - трудный, критический, для любого человека, в т.ч. для воспитанников детских домов и школ-интернатов. Большинство из них не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие [18, с. 11]. У детей, лишённых родительского попечительства, масса проблем, которые неведомы их сверстникам из полноценной семьи. Эти дети психологически бывают отчуждены от людей («они»). В условиях детского дома у ребят складывается агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования. Адекватный тип поведения формируется в случае, если ребёнка сопровождает значимый для него взрослый (педагог, воспитатель). У детей из учреждений интернатного типа ограниченный набор источников информации об обществе, не большой опыт контактов с людьми [10, с. 14].

Воля ребенка. Поведение детей ситуативно, зависимо от предметного окружения. Недостаточную произвольность поведения усугубляет гиперопека, в условиях которой растут воспитанники школы-интерната: жесткий режим дня, частые указания взрослых – все это лишает необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и, нередко формирует привычку к пассивному выполнению чужих указаний [10, с 15].

Эмоциональная сфера. У детей стихийно складывается детдомовское «мы»: это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». Находясь в детском доме в постоянном взаимодействии с ребятами и взрослыми, подростки не всегда имеют возможность побыть наедине. Атмосфера детских домов не предполагает к самостоятельности принятия ре­шения. Большую часть за них принимают взрослые.

Причины одиночества воспитанников детских домов и интернатов: лишение родительской поддержки; отсутствие близких (родных); отсутствие друзей; смерть родных; низкая самооценка; малая возможность самостоятельного принятия решения в условиях замкнутого пространства; слабые навыки общения и боязнь потерпеть неудачу в отношениях [18, с 13]. Выделяют 5 типов особенностей поведения детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах [10, с. 26]:

Социальная гиперактивность

характеризуется поверхностным и непостоянным общением, легкостью контактов и устойчивости привязанностей. Такие дети проявляют живой интерес ко всему происходящему, но предпочитают «оставаться в стороне», не включаясь в реальную деятельность

Социальные провокации

отличается высокой агрессивностью и неспособностью к целенаправленной управляемой деятельности. Агрессивность проявляется во взаимодействии и общении со сверстниками, вызывающими ревность, зависть и стремление конкурировать в борьбе за ресурсы общения со взрослым. Агрессивность имеет тенденцию несколько снижаться во взрослом возрасте, однако при сохранении личностного инфантилизма может приводить к конфронтации и конфликтам

Подавленный тип

характеризуется апатией, пассивностью, низкой активностью и эмоциональностью

Хорошо приспособленные дети

отличаются высоким уровнем адаптации: легко привыкают к новому персоналу, спокойны, уравновешенны, умеют наладить контакт, избирательны и устойчивы в своих привязанностях, особенно если им отвечают взаимностью. Вместе с тем могут сильно переживать, если они разлучаются с объектом привязанности – могут испытывать сильный стресс при переводе в другой детский дом или передаче на семейное устройство

Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей

отличается тем, что потребность в общении, любви и сотрудничестве с близкими людьми замещается стремлением причинить окружающим ущерб, обесценить и унизить их для повышения собственной значимости и самооценки. Дети такого типа проявляют повышенную потребность в еде, компенсируя тем самым дефицит заботы, ласки и любви; предпочитают манипулирование контактами с людьми, склонны к ябедничанию

  1.  
    1. Определение понятия «социометрический статус»

Социометрический статус – положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, которые определяют его авторитет среди участников группы и степень влияния на остальных членов [9, с.46]. Одним из методов исследования по измерению и изучению социального статуса является специальная методика измерения социометрического статуса «Социометрия» [3, с.55]. Понятие «Социометрия» буквально означает «социальное измерение». Понятие ввел в психологическую науку американский психолог Якоб (Джокоб) Леви Морено (1892-1974). Для него социометрия – это методика предназначена для оценивания межличностных отношений: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Между членами любой группы возникают притяжения или отталкивания в процессе межличностных отношений. Человек может быть интересен и привлекательным для одних, и менее интересен для других людей. Возможно взаимное безразличие [8, с.3]. Каждый участник группы оценивает других и оценивается ими. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений. Социометрический тест был получен благодаря тому, что Дж.Морено, перевел понятия притяжения и отталкивания в количественные показатели [7, с.12]. В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. Социометрический статус характеризует количество выборов (предпочтений), которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса [8, с.7]. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее, чем другие влияние на коллектив. Они занимают центральное место в структуре группы. Им принадлежит важная роль в выборе направления движения (развития) группы. Прием определения социометрического статуса измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относятся к категории «звезд», «изолированных», «предпочитаемых», «принятых» и «отверженных» [8]. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. Если количество выборов, полученное членом группы, находится, ниже среднего уровня, его относят к категории «предпочитаемый». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в ходе проведения социометрии не получили ни одного выбора. «Отверженными» считается испытуемый, который в эксперименте, где используется отрицательные критерии, получает отрицательные выборы [17, с.55].

  1.  
    1. Взаимосвязь чувства одиночества и социометрического статуса

Исследователь А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными для группы чертами [9, c.297]. Среди черт личности, выступающего как объект симпатии, выделяются, в первую очередь, эмоциональные качества (чуткость, отзывчивость, скромность и простота и т.д.) (63%); во вторую очередь, выделяют волевые качества личности (23%), в третью, интеллектуальные (14%) [9, c.281].

Выводы по первой главе. Существуют разные подходы к определению понятия «одиночество», его сущности и причин его возникновения. Одиночество возникает не только у взрослых людей. «Группу риска» составляют ребята, в том числе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одиночество может иметь негативный и позитивный характер. Выделяют несколько типов поведения детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. Нам интересно выявить совместное слияние друг на друга переменных «одиночества и социального статуса» воспитанников.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список, словарь терминов, приложения.

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи субъективного одиночества с социометрическим статусом в группе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа

(на примере КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» и

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»).

Характеристика выборки исследования.Исследование проводилось среди воспитанников школ -интернатов (общее количество 32 человека) в возрастной категории 12-15 лет. В первую группу вошли дети-сироты из КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» г. Зеленогорска в количестве 16 человек. Вторая группа ребят - 16 человек из КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2» г. Красноярска. При формировании выборок мы ориентировались на воспитанников, имеющих официальный статус «сирота» или «оставшийся без попечения родителей».

Процедура исследования.Исследование проводилось в двух учреждениях. В период подготовки к проведению исследования уделялось некоторое время для установления доверительных отношений с ребятами. Мы посещали их во время проведения внеурочных мероприятий; наблюдали за поведением и реакциями ребят в разных жизненных ситуациях. Опрос проводился в период «свободного времени», которое предоставлялось ребятам (после выполнения воспитанниками домашних заданий).

Методики и техники. В ходе учебного исследования применялись следующие методики: 1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (тест-опросник Д. Рассела и М. Фергюсона, предназначенный для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека, 1978 г) [12, с.604]. Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Инструкция. Вам предлагается утверждения. Рассмотрите последовательно каждое и оцените, с точки зрения, как часто вы испытываете в Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества [20].

2. Специальная методика измерения социометрического статуса «Социометрия» (Дж.Морено, тест используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений, 1951 г.) [1, с. 338], [18, с. 280]

Порядок исследования: перед началом опроса постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Провести инструктаж группы. В ходе его объяснить цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать пример выполнения задания. Гарантировать сохранение тайны ответов. Фамилии отсутствующих ребят записываются на доске. В выданном бланке (социометрическая карточка) вписывается фамилия опрашиваемого. Затем респонденты вписывают фамилии членов группы, выбранных по предложенному критерию. В нашем случае этим критерием являлся ответ на вопрос «Кого бы хотел взять с собой в поход?»

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их обработки. Метод ранжирования позволяет снять опасение за отрицательный выбор. Мы не хотели ставить в такую ситуацию детей-сирот, и вопросы составили по позитивному критерию. Каждому респонденту предложено выбрать только трех человек. Число выборов, полученных каждым ребенком измеряет его «социальный статус»: ребята, получающие наибольшее количество выборов – «звезды». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (при условии опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если подросток получает среднее число выборов (3-6 выборов), его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «принятые», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных» [1, с. 338], [5, с. 280].

Обработка и интерпретация результатов: Шаг 1 – составление социоматрицы (таблица, в которую вносятся результаты опроса). Шаг 2 – построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы мишени. Социограмма – схематическое изображение выборов респондентов. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии и т.д.) [1, с. 338], [20]. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг – это зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II) Второй круг – зона «предпочитаемых». III) Третий круг – зона «пренебрегаемых». IV) Четвертый круг – зона «изолированных», которые не получили ни одного очка.

В результате социометрии можно выявить не только персональное положение каждого члена группы, но и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выборов в группе. Анализ социограммы начинается с выявления центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Социометрический метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. Существует два способа фиксации данных социометрии: непараметрическая процедура (без ограничения числа выборов). Мы выбрали второй способ – параметрический (ограниченное число выборов). Это позволяет более внимательно относится к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым критериям. Ограниченность выборов снижает вероятность случайных ответов.

  1. Дополнительно мы опросили что такое «одиночество» в понимании ребят для определения графического профиля «одиночества».

ЧТО ТАКОЕ ОДИНОЧЕСТВО:

  1. одиночество – это способ уединиться (остаться наедине с самим собой)

  2. одиночество – это неприятное чувство

  3. одиночество – это страх остаться одному

  4. одиночество – это, когда нет человека, который заботиться и любит

  5. одиночество – это, когда нет друга (подруги) или «второй половинки»

  6. одиночество – это, когда не умеют «заводить» новых друзей и новые отношения с людьми

  7. свой вариант ответа ______________________________________________

Описание и анализ результатов диагностики воспитанников

КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат» г. Зеленогорска

Одиночество имеет как позитивный, так и негативный характер. Главное, как каждый ребенок этим чувством «распоряжается». Перед тем как проводить анкетирование среди воспитанников, мы поспросили ребят ответить на вопрос «что такое одиночество?» и предложили несколько вариантов ответов, взяв за основу характеристику одиночества Р.Вейса (1973 г.). Согласно полученным данным, большая часть ребят - 10 чел. (62,5%) школы-интерната г. Зеленогорска считает, что «одиночество – это один из способов уединиться» (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. Графический профиль одиночества воспитанников г. Зеленогорска

«Одиночество – как «одиночество, когда нет друга или подруги» - показали ноль человек. Наименьшее количество человек отметили, что «одиночество – это когда не умеют заводить новых друзей» 2 чел. (12,5%); «одиночество – это когда нет рядом человека, который о тебе бы заботился» 2 чел. (12,5%). «Одиночество - страх остаться одному» и «неприятное чувство» по 1 чел. (6,25%).

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (тест-опросник Д. Рассела и М. Фергюсона)

Количественная и качественная обработка результатов опроса ребят г. Зеленогорска отражены в диаграмме 1(количественные показатели опроса в Приложении 1).

Диаграмма1.Уровни одиночества воспитанников школы – интерната г. Зеленогорска

Большая часть ребят набрали от 0 до 20 баллов по шкале одиночества (средний показатель – 17,6), что свидетельствует о низком уровне одиночества в данной группе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Один человек (6,3%) имеет высокий уровень субъективного ощущения одиночества (девочка Ксения). Причина осознается самой девочкой. Она эмоционально не устойчива. Склонна к частым перепадам настроения, несколько «навязчива» в общении. «Утомляет» своих сверстников. Ребята иногда дистанцируются от общения с Ксенией. Во время наблюдений было отмечено, что, есть еще одна причина одиночества этого ребенка (она, по–нашему мнению, не является основной). В силу возраста девочки (16 лет), наблюдается некоторая излишняя заинтересованность («озабоченность») взаимоотношениями полов. Эта тема волнует не всех подростков в такой же степени, как и Ксению, и не разделяется членами группы.

Низкий уровень одиночества в коллективе определен у девяти респондентов, что составляет 56,3% всех опрошенных. Средний уровеньу шести опрошенных (37,5%).

Методика социометрического исследования «Социометрия»

Общие результаты по методике измерения социометрического статуса

Позиция «звезда»

Общее количество респондентов

Позиция «изолированные»

2 чел.

16 чел.

1 чел.

По итогам опроса сирот школы-интерната по методике социометрического измерения мы выявили одного ребенка, находящихся в позиции «изолированный». Это составляет 6,3 % всех опрошенных школы – интерната г. Зеленогорска. Позиция «звезда» в коллективе и имеет очень высокий статус среди ребят, определены у двоих человек (12,5%) и по итогам наблюдений выявили «отрицательного лидера». Для данной группы воспитанников в большей степени характерен коллективистский тип отношения к группе, когда воспринимают свой коллектив как ценность.

В результате полученных данных мы можем дополнительно определить не только персональное положение каждого члена группы в системе межличностных отношений, но и общую картину состояния этой группы – так называемый уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Для этого находим общее количество «звезд» и «предпочитаемых». Их должно быть в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных». Среди сирот школы-интерната: 2 чел. («звезды») + 10 чел. («предпочитаемые») = 12 человек. «Изолированных» 1 человек + «предпочитаемые» – 0 чел. Их значительно меньше, чем «звезд» и «предпочитаемых».

В школе-интернате г. Зеленогорска уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)– высокий.

Анализ таблиц сопряженности по итогам проведения двух методик показан в таблице1.

Из приведенных в таблице данных сравнительного анализа уровня одиночества и социального статуса в коллективе воспитанников школы-интерната г. Зеленогорска наблюдаем, что у четырех человек из шестнадцати опрошенных имеется взаимосвязь «низкий уровень одиночества» и «высокий социальный статус». У ребят с высоким уровнем одиночества (Ксения) не показан низкий социальный статус в группе. Значит, эта взаимосвязь выявлена частично и практически не подтверждает нашу гипотезу.

Вывод:1. У ребят, имеющих высокой статус в группе (позиция «звезда», «лидер»), выявлен низкий уровень одиночества. Таких четыре человека из шестнадцати опрошенных среди воспитанников Зеленогорска.

2. Связь высокого уровня одиночества с низким статусом в группе воспитанников из числа сирот школы – интерната не обнаружена. Таким образом, сравнение результатов двух методик показали незначительную связь одиночества и социального статуса.

3. В школе-интернате г. Зеленогорска выявлен высокий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) среди детей-сирот.

Выдвинутое нами предположение о взаимном влиянии одиночества и социального статуса в коллективе детей-сирот школы-интерната г. Зеленогорска – подтвердилось частично.

Таблица сопряженности по результатам проведения двух методик («Одиночество» и «Социометрия») Таблица 1

Имя воспитанника

Уровень одиночества

Социальный статус в коллективе детей -сирот

Личностные характеристики

(со слов педагогов)

Примечание

1

Дарья М., 12 лет

Средний

«Предпочитаемая»

Общительная, гиперактивная, за всё берется, часто не доводит дело до конца

 

2

Ольга К., 15 лет

Средний

«Изолированная»

Спокойная, уравновешенная, замкнутая, положительная характеристика

 

3

Михаил М., 15 лет

Средний

«Принятый»

Общительный, интересуется техникой (компьютерами, телефонами)

 

4

Андрей Л., 15 лет

Низкий

«Звезда»

Активный, общительный, любознательный, «любвеобильный», творческий

Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус

5

Максим В., 15 лет

Низкий

«Предпочитаемые»

Интересуется техникой, общительный, немного замкнутый

 

6

Александра Ж., 15 лет

Низкий

«Звезда»

Общительная, увлекается спортом, занимается легкой атлетикой, активная, творческая

Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус

7

Ксения Б., 15 лет

Высокий

«Предпочитаемая»

Общительная, несколько «навязчивая», творческая, занимается легкой атлетикой

Нет взаимосвязи по категориям одиночество и социальный статус ребенка

8

Виолетта С., 15 лет

Средний

«Принятая»

Открытая, занимается легкой атлетикой

 

9

Николай Р., 15 лет

Средний

«Принятый»

Активный, открытый увлекается спортом

 

10

Анастасия Г., 15 лет

Низкий

«Предпочитаемая»

Общительная, занимается легкой атлетикой, активная, ездит на соревнования и защищает честь города, занимает призовые места. Очень добрая и отзывчивая. Положительный лидер («душевный»)

Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус

11

Руслан М., 14 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Замкнутый, плаксивый, не сдержанный и импульсивный, подросток является «отрицательным» скрытым лидером

Есть связь по типу - низкий уровень одиночества и высокий социальный статус

12

Максим Л., 14 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Замкнутый

 

13

Антон З., 13 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Творческий, обособленный, замкнутый, начал общаться

 

14

Артем К., 12 лет

Средний

«Предпочитаемый»

Творческий, средне общительный

 

15

Виктор Т., 12 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Частая смена настроения (то ласковый, то упрямый и несговорчивый), очень хороший «артист», любит внимание к себе и всячески его привлекает, общительный

 

16

Денис Ш., 12 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Неуверенный в себе, брали в семью и отдавали обратно, замкнутый

 

Описание и анализ результатов диагностики воспитанников

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»

Графический профиль понятия «одиночество» с позиции сирот г. Красноярска

Согласно полученным данным, большая часть детей школы-интерната г. Красноярска 7 чел. (29,2%) считает, что «одиночество – это – чувство страха остаться одному» (рис. 1.2). Три человека (18,8 %) отметили, что «одиночество – это когда нет человека, который заботился бы о тебе»; «одиночество - неприятное чувство» и «одиночество - как один из способов уединиться» - так ответили по два человека (12,5%). «Неумение заводить друзей и знакомства» и «нет подруги (друга)

выбрали по одному человеку (6, 25%).

Рисунок 1.2. Графический профиль одиночества воспитанников-сирот г. Красноярска

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

(тест-опросник Д. Рассела и М. Фергюсона)

Количественная и качественная обработка результатов опроса детей г. Красноярска показано на диаграмме 2 (результаты опроса таблице Приложения 3).

Диаграмма 2.Уровни одиночества воспитанников школы – интерната г. Красноярска

Из диаграммы видно, что три человека (18,5%) имеет высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Низкий уровень одиночества определен у шести респондентов, что составляет 37,5 % всех опрошенных. Семь человек (43,8 %) обладают средним уровнем одиночества.

Результаты опроса по методике измерения социометрического статуса «Социометрия»

Позиция «звезда»

Общее количество респондентов

Позиция «изолированные»

3 чел.

16 чел.

4 чел.

По итогам опроса ребят школы-интерната по методике социометрического измерения мы выявили четырех подростков, находящихся в позиции «изолированных». Это составляет 25,0% всех опрошенных школы – интерната г. Красноярска. Позиция «звезда» в коллективе, определены у трех человек (18,5%). Примечание: В результате наблюдения во время проведения методики «Социометрия», подросток Олег Б. прокомментировал выполнение задания такой фразой: «Из этой школы я никого не возьму в поход». Возможно, он относится к коллективу, в котором воспитывается, не заинтересовано, коллектив не представляет для него особой самостоятельной ценности. В результате полученных данных мы можем дополнительно определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в коллективе. Среди сирот школы-интерната: 3 чел. («звезды») + 6 чел. («предпочитаемые») = 9 человек. «Изолированных» 4 человека. В школе-интернате г. Красноярска уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – высокий.

Анализ таблицы сопряженности по результатам двух методик («Одиночество» и «Социометрия») в таблице 2.

Таблица сопряженности по результатам проведения двух методик («Одиночество» и «Социометрия») табл. 2

Имя ребенка

Уровень одиночества

Социальный статус ребенка в коллективе

Личностные характеристики

(со слов педагогов)

Примечание

1

Олеся Б., 15 лет

Средний

«Изолированный»

Замкнутая, круг общения ограничен, увлекается рисованием и хорошо рисует

Нет связи уровня одиночества и низкого статуса в коллективе

2

Коля П., 15 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Общительный, занимается легкой атлетикой

 

3

Антон С., 15 лет

Средний

«Изолированный»

Общительный, склонен к воровству

Нет связи уровня одиночества и низкого статуса в коллективе

4

Егор С., 13 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Общительный, активный

 

5

Женя Л., 12 лет

Средний

«Звезда»

Общительный, творческий

Нет связи низкого уровня одиночества и высокого статуса в коллективе

6

Татьяна П., 15 лет

Высокий

«Изолированный»

Общительная, девочка чрезмерно активная, увлекается вокалом

Есть связь высокого уровня одиночества и низкого статуса в коллективе

7

Наташа Д., 12 лет

Средний

«Изолированная»

Требуется индивидуальный подход и контроль. Ленива

Нет связи уровня одиночества и низкого статуса в коллективе

8

Ольга О., 14 лет

Низкий

«Предпочитаемая»

Стеснительная, добрая, отзывчивая

 

9

Максим Ф., 14 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Общительный

 

10

Женя М., 12 лет

Средний

«Звезда»

Общительная, активная

Связь высокий статус и низкий уровень одиночества не наблюдается

11

Марина С., 12 лет

Высокий

«Принятый»

Стеснительная, исполнительная

 

12

Кристина И., 12 лет

Высокий

«Принятый»

Общительная, гиперактивная, за всё берется, не доводит дело до конца

 

13

Саша П., 12 лет

Средний

«Звезда»

Не суетливый, вдумчивый, общительный

Связь высокий статус и низкий уровень одиночества не наблюдается

14

Олег Б., 14 лет

Средний

«Предпочитаемый»

Замкнутый, низкая самооценка

 

15

Рома П., 12 лет

Низкий

«Принятый»

Общительный, добрый

 

16

Костя Ю., 12 лет

Низкий

«Предпочитаемый»

Успешный, активный

 

Анкетирование показало, что только у одного из 16 человек (Татьяна П.) выявлена связь по типу «высокий уровень одиночества» и «низкий статус» в группе. Значит, эта взаимосвязь практически не выявлена и не подтверждает нашу гипотезу.

Вывод:

1. Анализ таблиц сопряженности по итогам проведения двух методик показал, что взаимосвязь одиночества и социального статуса только у одного человека (Татьяна П.).

2. Анализ личностных особенностей сирот показал, что к «изолированным» ребята относят: замкнутых, малообщительных, чрезмерно навязчивых в общении.

3. У воспитанников, имеющих высокой статус в группе (позиция «звезда», «лидер»), выявлен средний уровень одиночества.

4. В школе-интернате г. Красноярска показан высокий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) среди детей-сирот.

Выдвинутое нами предположение о взаимосвязи одиночества и социального статуса ребенка в коллективе детей-сирот школы-интерната г. Красноярска так же не нашла подтверждения.

Выводы по второй главе

1. Дополнительный опрос, который мы предлагали для определения их взгляда на одиночество, у ребят Зеленогорска и Красноярска показал существенные отличия. Графический профиль одиночества показал:

- сироты г. Зеленогорска воспринимают одиночество в большей степени как «один из способов уединиться». Так ответили 10 чел. из 16 (62,5%).

- сироты г. Красноярска – 7 чел. (29,2%) считают, что «одиночество – это чувство страха остаться одному».

2. Нами не подтвердилосьпредположение о том, что одиночество взаимосвязано с социометрической статусом в группе воспитанников школы-интерната. Эти переменные не влияют друг на друга. Исследование показало незначительные связи между изучаемыми переменным. Этого влияния в нашем случае практически не наблюдается или оно не значительно. На основании анализов таблиц сопряженности мы получили нулевую гипотезу.

Заключение

1. В ходе учебно-исследовательской работы мы изучали проблему субъективного одиночества; взаимосвязь субъективного одиночества и социального статуса в коллективе, их совместного влияния друг на друга. Эта тема нам была интересна как возможная причина одиночества детей-сирот воспитанников учреждений интернатного типа. Анализ литературы показал, что существует несколько точек зрения на природу и причины возникновения субъективного внутреннего переживания, каким является «одиночество». Это явление сегодня можно наблюдать не только среди взрослых людей, но среди подростков и молодежи, в т.ч., воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

2. Под одиночеством в нашей работе понимаем: социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

3. Среди причин одиночества детей детских домов и интернатов выделяют: лишение родитель­ской поддержки; отсутствие близких (родных); в некоторых случаях отсутствие друзей;

- смерть родных; низкая само­оценка; малая возможность самостоятельного принятия решения в условиях замкнутого пространства; слабые навыки общения; боязнь потерпеть неудачу в отношениях (такие дети стремятся к одиночеству).

Нами была сделана попытка рассмотреть в качестве еще одной причины одиночества взаимосвязь «субъективного одиночества» и «социометрического статуса» детей.

4. В процессе проведенного исследования, мы не подтвердили свое предположение о том, что одиночество взаимосвязано с социометрической статусом в группе воспитанников школ-интернатов г. Зеленогорска и г. Красноярска. На основании анализа таблиц сопряженности двух методик мы получили нуль-гипотезу. Исследование показало незначительные связи между изучаемыми переменными, такими как «уровень одиночества» и «социальный статус» сирот. Нами не обнаружено совместного влияния их друг на друга. Таким образом, эти две переменные не могут рассматриваться как причина одиночества.

5. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в школе-интернате г. Зеленогорска и г. Красноярска не показывают высокий уровень одиночества по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела и М.Фергюсона), и не чувствуют себя одинокими (изолированными).

6. Дополнительный опрос для определения графического профиля одиночества, у ребят Зеленогорска и Красноярска выявил существенные отличия. Графический профиль одиночества среди детей показал:

- воспитанники г. Зеленогорска воспринимают одиночество как способ уединиться. Так ответили 10 чел. из 16 (62,5%).

- воспитанники г. Красноярска – это 7 чел. (43,8%) считает, что «одиночество – это – чувство страха остаться одному».

7. Практическое значение: полученным материалом могут воспользоваться специалисты, работающие в учреждения интернатного типа.

Библиографический список

1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996, - 400 с.

2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. – М: «Лист», 1996, 320 с.

3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 .- 134 с.

4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

5. Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) [Текст]-М.: Просвещение, 1979. 175 с.

6. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

7. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. - С. 28.

8. Локтева, О.В., Субъективное ощущение одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением [Текст]- Минск, 2010.

9. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний:Учебное пособие [Текст]/И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 64 с.

10. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие [Текст] / Г. Т. Базарова и др. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с. – (Семья для ребенка)

11. Покровский, Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. - С. 5–20.

12. Прикладная социальная психология [Текст]/ Под редакцией А.Н.Сухова и А.А.Деркача – М.: «Институт практической психологии» Воронеж, 1998. – 688 с.

13. Селиванова, Е.А., Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова [Текст], 2010, том 16. – 179 с.

14. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на Дону. – «Феникс», 1993, 733 с.

16. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р.

Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.

17. Юсина, И.А., Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков [Текст], Минск, 2011. – 94 с.

18. Сафронова, О. В. Синдром одиночества у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и его профилактика [Текст].- СПб.- 1998. - 32 с.

Электронные ресурсы:

19.Психологический портал [Электронный ресурс]//Режим доступа:(дата обращения 03.01.2016 г).

20.Одиночество. ВикипедиЯ, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015 г. и 09.02.2016 г.).

21.Библиотека онлайн [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://ahmerov.com(дата обращения 13.11.2015 г.).

22.Сайт Стихи.ru [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.stihi.ru/ свободный

23. Субъективное ощущении одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://diplomba.ru/свободный

Приложение 1

Результаты диагностики, проведенной в школе – интернате г. Зеленогорска по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона)

Имя ребенка

Балл, полученный по методике

Уровень одиночества

Дополнительные сведения о воспитаннике

Сведения семье

Наличие (отсутствие) приемной семьи на данный момент

Личностные характеристики (со слов

зам. директора по ВР и воспитателей)

1

Дарья М.

12 лет

22

Средний

Без попечения родителей

с лета 2015 г находится под опекой бабушки

Общительная, гиперактивная, за всё берется, часто не доводит дело до конца

2

Ольга К.

15 лет

20

Средний

Без попечения родителей

Живет в детском доме

Спокойная, уравновешенная, замкнутая, положительная характеристика

3

Михаил М.

15лет

22

Средний

Сирота

с лета 2015 г обрел приемную семью.

Семья очень хорошая.

Общительный, интересуется техникой (компьютерами, телефонами)

4

Андрей Л.

15 лет

10

Низкий

Сирота

с лета 2015 г обрел приемную семью.

Семья хорошая

Активный, общительный, любознательный, «любвеобильный», пользуется популярностью у девушек, творческий

5

Максим В.

15 лет

17

Низкий

Без попечения родителей

с лета 2015 г обрел приемную семью.

Семья хорошая

Интересуется техникой, общительный, немного замкнутый

6

Александра Ж.

15 лет

12

Низкий

Сирота

с лета 2015 г обрела приемную семью.

Хорошая семья

Общительная, увлекается спортом, занимается легкой атлетикой, активная, творческая

7

Ксения Б.

15 лет

49

Высокий

Сирота

с весны 2015 г обрела приемную семью

Общительная, несколько «навязчивая», творческая, занимается легкой атлетикой. Ленива. Много посвящает времени просмотру телевизора в свободное время

8

Виолетта С.

15 лет

20

Средний

Без попечения родителей

с лета 2015 г находится под опекой бабушки

Открытая, занимается легкой атлетикой

9

Николай Р.

15 лет

20

Средний

Без попечения родителей

с весны 2015 г находится под опекой бабушки

Активный, открытый, увлекается спортом

10

Анастасия Г.

15 лет

14

Низкий

Без попечения родителей

с весны 2015 г обрела приемную семью

Общительная, занимается легкой атлетикой, активная, на соревнованиях защищает честь города, занимает призовые места

11

Руслан М.

14 лет

9

Низкий

Сирота

Обрел приемную семью (уже три месяца в семье)

Ему очень нравится

Замкнутый, плаксивый, не сдержанный и импульсивный

12

Максим Л.

14 лет

3

Низкий

Без попечения родителей

с весны 2015 г находится под опекой бабушки

Замкнутый

13

Антон З.

13 лет

17

Низкий

Сирота

Обрел приемную семью (уже три месяца в семье)

Творческий, обособленный, замкнутый, начал общаться

14

Артем К.

12 лет

27

Средний

Без попечения родителей

Уже год как обрел приемную семью

Творческий, средне общительный

15

Виктор Т.

12 лет

9

Низкий

Без попечения родителей

с зимы 2015 г обрел приемную семью

Частая смена настроения (то ласковый, то упрямый и несговорчивый), очень хороший «артист», любит внимание к себе и всячески его привлекает, общительный

16

Денис Ш.

12 лет

10

Низкий

Сирота

Обрел приемную семью

Неуверенный в себе, ребенка брали в семью и отдавали обратно, замкнутый

Приложение 2

Методика измерения социометрического статуса «Социометрия» в школе-интернате г. Зеленогорска

Кто выбирает

Кого выбирают

Отдано выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Андрей

           

2

3

         

1

     

3

2

Николай

2

                       

1

     

2

3

Максим Л.

3

             

2

           

1

 

3

4

Ольга

       

2

1

 

3

                 

3

5

Настя

1

           

3

         

2

     

3

6

Виолетта

 

1

   

3

                     

2

3

7

Михаил

3

             

2

           

1

 

3

8

Саша

1

     

3

                     

2

3

9

Руслан

   

2

             

1

       

3

 

3

10

Антон

                   

3

2

1

       

3

11

Артем

               

3

   

2

     

1

 

3

12

Денис

               

3

 

2

       

1

 

3

13

Наталья

                 

2

1

     

3

   

3

14

Максим В.

3

1

   

2

                       

3

15

Дарья

 

1

               

3

 

2

       

3

16

Виктор

               

2

1

3

           

3

17

Ксения

       

2

   

3

                 

2

Всего получено выборов

13

3

2

0

12

1

2

12

12

3

13

4

3

4

3

7

4

 

Приложение 3

Результаты диагностики, проведенной в школе – интернате г. Красноярска по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона)

Имя ребенка

Балл, полученный по методике

Уровень одиночества

Дополнительные сведения о воспитаннике

Сведения о семье

Личностные характеристики

(со слов педагогов)

1

Олеся Б., 16 лет

22

Средний

Сирота

Замкнутая, круг общения ограничен, увлекается рисованием и хорошо рисует

2

Коля П., 15 лет

3

Низкий

Сирота

Общительный, занимается легкой атлетикой

3

Антон С., 15 лет

35

Средний

Сирота

Общительный, склонен к воровству

4

Егор С., 13 лет

17

Низкий

Сирота

Общительный, активный

5

Женя Л., 12 лет

23

Средний

Сирота

Общительный, творческий

6

Татьяна П., 15 лет

38

Высокий

Сирота

Общительная, очень активная, увлекается вокалом

7

Наташа Д., 12 лет

32

Средний

Сирота

Требуется индивидуальный подход и контроль. Ленива

8

Ольга О., 14 лет

19

Низкий

Сирота

Стеснительная, добрая, отзывчивая

9

Максим Ф., 14 лет

15

Низкий

Сирота

Общительный

10

Женя М.12 лет

34

Средний

Сирота

Общительная, активная

11

Марина С., 12 лет

42

Высокий

Сирота

Стеснительная, исполнительная

12

Кристина И., 12 лет

45

Высокий

Сирота

Общительная, гиперактивная, за всё берется, не доводит дело до конца

13

Саша П., 12 лет

31

Средний

Сирота

Не суетливый, вдумчивый, общительный

14

Олег Б., 14 лет

34

Средний

Сирота

Замкнутый, низкая самооценка

15

Рома П., 12 лет

16

Низкий

Сирота

Общительный, добрый

16

Костя Ю., 12 лет

15

Низкий

Сирота

Успешный, активный

Приложение 4

Методика измерения социометрического статуса «Социометрия» в школе-интернате г. Красноярска

Кто выбирает

Кого выбирают

Отдано выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

1

Коля П.

       

2

3

                 

1

3

2

Олеся Б.

2

             

1

           

3

3

3

Антон С.

         

3

   

2

             

2

4

Татьяна П.

           

3

                 

1

5

Женя Л.

         

2

                 

3

2

6

Егор С.

       

3

     

1

         

2

 

3

7

Ольга О.

2

             

1

     

3

     

3

8

Женя М.

       

2

     

3

     

1

     

3

9

Наташа Д.

                   

1

 

3

   

2

3

10

Миша К.

1

                     

2

     

2

11

Марина С.

1

               

3

   

2

     

3

12

Кристина И.

               

2

 

3

       

1

3

13

Саша П.

                   

3

1

     

2

3

14

Костя Ю.

         

2

1

   

3

           

3

15

Рома П.

       

3

               

2

 

1

3

16

Максим Ф.

           

3

 

1

         

2

 

3

Всего получено выборов

6

0

0

0

10

10

7

0

11

6

7

1

11

2

4

13

 

СОЦИОГРАММА

КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат»

СОЦИОГРАММА

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат №2»

   
Просмотров работы: 119