НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Сулейманов Ш.М. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны.

Малое предпринимательство – это, прежде всего институт, который обеспечивает занятость населения. При этом малые компании делают среду для проживания более комфортной и удобной. Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризисных явлений.

Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся c крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник.

Концепция дальнейшего развития малого бизнеса должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, и именно это обусловило актуальность выбранной темы исследования.

Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Целью работы является исследование проблем и перспектив развития налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и роль малых предприятий в экономике России;

  • изучить эволюцию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России

  • определить основные факторы развития малого бизнеса на современном этапе

  • исследовать и дать характеристику систем налогообложения малого бизнеса в РФ, выявить их преимущества и недостатки;

  • изучить зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса

  • выявить перспективы развития налогового стимулирования субъектов малого инновационного бизнеса в России

Объектом исследования является малый бизнес. Предметом данного исследования является развитие налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.

В последние годы в России уделяется повышенное внимание развитию малого предпринимательства, государство все более осознает уязвимость малых предприятий по сравнению с крупными. Правительством РФ на заседании 01 июля 2014 года были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

В России малое предпринимательство прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в развитых зарубежных странах. И это несмотря на то, что в России уже давно говорится о необходимости усиления мер государственной поддержки этого сектора и принято много мер в данном направлении, в числе которых следует отметить такие, как, снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензирования деятельности. Однако, все это не привело к ожидаемым изменениям и значительному увеличению количества малых предприятий в экономике.

Об этом наглядно свидетельствуют данные Росстата и Федеральной налоговой службы России. На начало 2013 года в России действовало около 6 млн. предприятий, а к 2014г. число их значительно снизилось. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. На 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. За последний год в России 12% индивидуальных предпринимателей полностью прекратили свою деятельность, причем в основном за счет возросшей налоговой нагрузки.

Среди факторов внешнего воздействия на развитие малого бизнеса выделяют следующие: экономические факторы; уровень и качество государственного регулирования; социальные факторы. К внутренним факторам, оказывающим наибольшее влияние на эффективность деятельности бизнеса и обеспечение экономической устойчивости, относят: состав и квалификацию персонала малого предприятия, уровень организации менеджмента и маркетинга в малом бизнесе, состояние материально-технической базы и адекватность используемых технологий, качество производимых товаров (услуг), специфику внутрипроизводственных отношений в малом предпринимательстве. Среди факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность малых предприятий, основным является недостаток собственных финансовых средств.

Характер и достаточность поддержки со стороны государства выступают одним из наиболее важных факторов развития малого предпринимательства. В странах, где активнее используются различные государственные рычаги поддержки и регулирования сектора малого предпринимательства, малый бизнес развивается наиболее динамично.

Основными направлениями государственной политики в части развития сектора малого предпринимательства являются следующие:

  • введение специальных налоговых режимов;

  • упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;

  • установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Успешное развитие малого бизнеса во многом зависит от адекватности системы налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства.

В целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. Прежде всего, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции. Также необходимо решить проблему порогов и ставок, предусмотренных при применении специальных налоговых режимов.

В качестве основных принципов совершенствования налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации можно предложить следующие:

  • предоставление равного доступа всех субъектов к участию в проектах поддержки малого бизнеса;

  • разграничение полномочий разных уровней власти;

  • возможность участия представителям малого, среднего бизнеса в вырабатывании и реализации государственной политики по развитию малого бизнеса;

  • возможность экспертизы законопроектов.

При оценке результативности и эффективности специальных налоговых режимов необходимо учитывать их специфику и особенности в каждом отдельном случае.

Особым сектором экономики является малый инновационный бизнес. Потенциал инновационного предпринимательства активно реализуется в большинстве западных стран, но, к сожалению, не имеет должного развития в России, где его масштабы несравнимо малы. Анализ современных льготных систем налогообложения, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, свидетельствует о низкой эффективности специальных налоговых режимов в стимулировании инновационной деятельности малых предприятий.

В стратегическом плане целесообразно предусмотреть полный отказ от специальных налоговых режимов, заменив их системой льгот инвестиционного характера при налогообложении прибыли для малого инновационного бизнеса. Другим вариантом реформирования налогообложения малого инновационного бизнеса является включение в текст Налогового кодекса РФ главу, устанавливающую еще один специальный режим налогообложения для инновационных предприятий. При этом надо иметь в виду, что при совершенствовании налогового механизма следует учитывать низкую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льготам (например, снижение на 10-15 %). Нужны сильнодействующие экономические стимулы. Предложенные направления совершенствования налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации в случае их успешной реализации могут внести существенный вклад в создание благоприятного климата для развития малого бизнеса, что, несомненно, благоприятно скажется на социально-экономическом развитии страны в целом и отдельных регионов в частности.

Литература

  1. Конституция РФ

  2. Федеральный закон от 24.07. 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  3. Налоговый Кодекс РФ

  4. Барашева Т.И. Проблемы и направления развития малого бизнеса в Мурманской области // Современные исследования социальных проблем. 2010. №2. С.46

  5. Бочкарева Т.Н. Анализ влияния изменений законодательства на налоговую нагрузку вмаломи среднембизнесе// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. №29.

  6. Брялина Г.И. Проблемы и перспективы государственного регулирования развития малого бизнеса в России// Государственное управление. Электронный вестник. 2011. №26. С.1.

  7. Гринкевич Л.С., Дорошенков А.С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 41. С. 34–39.

Просмотров работы: 103