СТОИМОСТЬ И КАПИТАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТОИМОСТЬ И КАПИТАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА

Гаджимурадова З.Б. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
18 сентября 2015 года опубликован Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.07.2015 № 467 «О признании утратившими силу некоторых актов Министерства экономического развития Российской Федерации»

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 256 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) признан утратившим силу.

С 29 сентября 2015 года, после вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 10.07.2015 № 467 вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1).

Новая редакция Федеральных стандартов оценки, с одной стороны, существенно облегчит оценщикам жизнь именно в части подготовки непосредственно самого документа – отчета об оценке, облегчит его содержание в части общеописательных разделов, обзоров и обоснований. Стандарты оценки наконец-то стали Стандартами, а не Методическим руководством, которое, кстати, и не всегда применимо, если посмотреть практику.

Сегодня мы все чаще можем услышать понятие «капитализация предприятия». Можно сказать, что капитализация – это стоимость акций компании на бирже. У российских экономистов существует мнение, что капитализация – это своеобразная ее стоимость.

Под стоимостью бизнеса в широком смысле понимается сумма прибылей владельца за все время существования бизнеса в будущем. То есть стоимость бизнеса представляет собой текущую стоимость будущих благ.

В случае, когда на рынке представлено множество однородных объектов бизнеса, оптимальным выступает сравнительныйподход к оценке.

Анализ показателей рейтингов российских компаний фондовых площадок на конец 2015 года говорит о том, что они соответствовали экономическим реалиям. Так, снижение цен на нефть и металлы привело к сокращению в 2015 году среди самых дорогих публичных компаний России доли предприятий нефтегазового сектора (уже второй год подряд) и металлургической отрасли. Сократилось также представительство телекоммуникационного сегмента. В тоже время в кризис укрепили свои позиции в рейтинге компании финансового сектора и представители пищевой промышленности. Рост стоимости бизнеса продемонстрировало и отечественное машиностроение.

При этом, по-прежнему лидирует в рейтинге крупнейшая мировая газодобывающая компания «Газпром», капитализация которой на конец 2015 года составила 44,3 миллиарда долларов США. На втором месте за газовой корпорацией расположился лидер российской нефтедобычи НК «Роснефть», с капитализацией в 37,3 миллиарда долларов. При этом по итогам 2015 года в первую тройку ворвался, поднявшись с шестого места годом ранее, лидер российского банковского сектора Сбербанк, увеличив свою стоимость на рынке до 30,0 миллиарда долларов. В первой десятке оказались также ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, ГМК «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Магнит», ВТБ и «Газпром нефть».

В целом стоимость 100 самых дорогих компаний России, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, за год сократилась на 6,7% до 402,7 миллиарда долларов. Падение, следует отметить, достаточно небольшое, особенно с учетом снижения курса рубля и макроэкономических факторов. Вероятно, рынок был близок к «дну» еще год назад, когда снизился на 47%, и уже фундаментальные факторы не позволяли в 2015 году продолжать падение и так во многом недооцененных по мировым меркам компаний России (Рис. 1).

Рис. 1 Рейтинг самых дорогих публичных российских компаний на 01.01.2016г

Капитализация рассчитана исходя из стоимости обыкновенных акций или депозитарных расписок на них, торгующихся на биржах на конец декабря 2015 года. Перерасчеты в доллары МША был произведен по курсу, установленному ЦБ РФ на конец года.

Понятие капитализации имеет два значения: с точки зрения бухгалтерского учета капитализация – это процесс, в результате которого прибыль компании увеличивает уставный капитал; с рыночной точки зрения – это произведение количества выпущенных акций на цену одной акции.

Рыночная капитализация бизнеса, как совокупная стоимость акций компании, применяется в расчетах большого количества показателей, необходимых для определения доходности бизнеса в будущем.С помощью данного показателяможно с определенной степенью достоверности определить принесет ли приобретаемый бизнес ожидаемый доход или нет.

Основой оценки рыночной капитализации служит теория, согласно которой рынок способен учитывать все факторы, оказывающие влияние на цену бизнеса, одновременно.

Для определения рыночной капитализации бизнеса используется формула:

где К – рыночная капитализация бизнеса;

Q – общее количество акций компании;

P–стоимость одной акции компании.

Отличие цены от стоимости создает проблемы анализа влияния факторов на стоимость объектов.

Для выбора оптимального подхода для той или иной конкретной ситуации необходимо классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, дата осуществления оценки и др.

Различают несколько подходов к определению стоимости бизнеса:[5, c.300]

  • затратный подход;

  • сравнительный подход;

  • доходный подход.

В случае, когда на рынке представлено множество однородных объектов бизнеса, оптимальным выступает сравнительный подход к оценке.

Затратный подход чаще используется при оценке бизнеса, который можно охарактеризовать как уникальный (либо при оценке сложных объектов).

Ряд компаний могут быть оценены на основе их так называемого коммерческого потенциала, который подразумевает сравнение доходов с расходами и определение доходности компании. Такой метод оценки называется доходным. Он базируется на капитализации или дисконтировании прибыли, которую компания предполагает получить в случае сдачи недвижимости в аренду. Результатом оценки согласно данному методу выступает суммарная стоимость здания и земельного участка. В случае если бизнес не продается и не покупается и получение прибыли не являются основой целью инвестиций, оценка осуществляется на основании стоимости строительства с учетом амортизации. Таким образом, используется затратный метод.

Каждый из трех названных подходов предполагает использование в работе присущих ему методов.

В таблице 1 представлены методы, присущие доходному, сравнительному и затратному подходу к оценке бизнеса, а также их краткая характеристика.

Таблица 1

№ п/п

Наименование метода

Краткая характеристика метода

1

Доходный подход к оценке бизнеса

1.1

Метод капитализации

Применяется в том случае, когда ожидаются, что будущие доходы будут равны текущим или их рост будет предсказуемым.

1.2

Метод дисконтированных денежных потоков

Применяется в том случае, когда ожидаются, что будущие доходы будут существенно отличаться от текущих.

2

Затратный подход к оценке бизнеса

2.1

Метод чистых активов

Применяется при определении рыночной стоимости действующего бизнеса.

2.2

Метод ликвидационной стоимости

Применяется при определении ликвидационной стоимости ликвидируемого имущественного комплекса.

3

Сравнительный подход к оценке бизнеса

3.1

Метод рынка капитала

Предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены, выплаченные за акции аналогичных компаний на фондовых рынках.

3.2

Метод сделок

Предполагает использование в качестве базы для сравнения цены за контрольные пакеты или бизнес в целом на рынках слияний и поглощений.

3.3

Метод отраслевых коэффициентов

Предполагает использование длительных статистических наблюдений о продаже бизнеса в отрасли, основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми и нефинансовыми параметрами.

Методы, присущие подходам к оценке бизнеса

На практике во многих ситуациях применяется разные методы оценки. При этом каждому из них присваивается определенный вес в соответствии со значимостью.

Под весовыми коэффициентами значимости понимаются коэффициенты доверия соответствующему методу, значения которых устанавливаются посредством метода экспертных оценок.

Окончательная оценка стоимости бизнеса определяется по формуле:

где Vi –оценкастоимостибизнеса i-м методом;

i – множествоприменимых методов оценки;

Zi – весовойкоэффициент i-метода.

В российской практике оценки бизнеса существенное значение имеет непосредственная дата осуществления такой оценки. Для российской экономики в целом свойственно превышение предложения над платежеспособным спросом, что в конечном итоге оказывает влияние на ожидаемую продажную стоимость бизнеса. Собственников бизнеса, равно как и потенциальных инвесторов, интересует реальная цена бизнеса на конкретном рынке в определенный момент времени.Поэтому при определении цены бизнеса необходим учет всех факторов риска, в том числе риска инфляции и банкротства.

На практике во многих ситуациях применяется разные методы оценки. При этом каждому из них присваивается определенный вес в соответствии со значимостью.

Под весовыми коэффициентами значимости понимаются коэффициенты доверия соответствующему методу, значения которых устанавливаются посредством метода экспертных оценок.

Безусловно, заметное влияние на оценку стоимости бизнеса оказывают различные социальные и политические факторы (в частности, благосостояние общества, политическая стабильность). Важнейшей задачей при оценке стоимости бизнеса выступает тщательный анализ факторов, без которого не возможно получение его реальной обоснованной стоимости.

В условиях неопределенности развития производства в стране и экономики в целом оценка стоимости бизнеса представляется необходимым и практически единственным достоверным источником информации для рационального поведения инвесторов. Тема оценки стоимости бизнеса остается как никогда актуальной итребует тщательного исследования.

Список литературы

  1. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков. - М.: Юрайт, 2013. - 430 с.

  2. Бухарин Н.А., Озеров Е.С., Пупенцова С.В., Шаброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / под общей редакцией Е.С. Озерова – СПб: ЭМ-НиТ, 2011 – 238 с.

  3. Власов А. В. Концепция управления денежными потоками в системе финансового менеджмента организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2015. – № 4.– С. 32-37.

  4. Горбунова Н.А., Живаева М.А. Сравнительный анализ бухгалтерского и финансового подходов к оценке стоимости предприятия // Международный бухгалтерский учет, 2014.– № 40.– С. 46-55.

  5. Корнилов Д. А. Эффективное стратегическое управление бизнесом с учетом экспресс-оценки стоимости бизнеса // Труды НГТУ, 2012. – № 4(97). – С.293-304.

  6. Сайт Московской биржи - http://moex.com/

Просмотров работы: 133