ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ – ЭКОМАТЕРИАЛ XXI ВЕКА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ – ЭКОМАТЕРИАЛ XXI ВЕКА

Арсланов А.С. 1
1МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Миннулина И.В. 1
1МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На протяжении многих веков развитие человечества было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей. Игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность.

Цель работы – проанализировать популярность деревянных игрушек, их роль в воспитании детей, а также самим изготовить изделия из дерева – экоматериала XXI века.

Для достижения поставленной цели необходима реализация ряда задач:

  1. Изучить историю возникновения деревянных игрушек, узнать, какой была первая деревянная игрушка, узнать, какими были деревянные игрушки на Руси.

  2. Выяснить, какими целебными свойствами обладают разные сорта деревьев, из которых изготавливали игрушки.

  3. Описать преимущества современных игрушек, выполненных из дерева.

  4. Провести опрос в соцсетях среди взрослых и детей на предмет предпочтений в выборе игрушек, изготовленных из экоматериалов и других.

  5. Посетить спецшколу в с. Серафимовский с целью провести мастер-класс по изготовлению деревянных игрушек.

  6. Провести благотворительную акцию, преподнести изготовленные деревянные игрушки и самодельную азбуку для слабовидящих детей воспитанникам реабилитационного центра.

  7. Распространить опыт проведения благотворительной акции, сняв видеоролик и выложив его в социальные сети.

Объект исследования – деревянные игрушки.

Предмет исследования – популярность и популяризация деревянных игрушек как экологически безопасных.

В качестве гипотезы выдвигаем предположение, что изделия из дерева – экологичного материала – можно изготовить самостоятельно и использовать для игр и в быту.

Методы исследования: изучение, анализ и систематизация специальной литературы, опрос, эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретическую значимость видим в систематизации научных представлений о роли деревянных изделий как экологически безопасных и доступных. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач: изготовлении предметов быта и игрушек из дерева.

Базу исследования составили учащиеся МБОУ СОШ №7 и специальной школы закрытого типа с.Серафимовский.

Глава I. Деревянные игрушки, история становления

I.1. Какой была первая деревянная игрушка

Деревянные игрушки известны еще со времен Древнего Египта, Греции и Рима. Самая древняя деревянная детская игрушка — кукла, была найдена при раскопках в Египте. Найденная в детском захоронении древнеегипетская кукла-девочка изготовлена из деревянных дощечек, поверх которых были нанесены рисунки символизирующие одежду, на её голове бусы в качестве волос. Приблизительный возраст этой куклы составляет около 4000 лет, сегодня она находится в коллекции Британского музея [4, с.94].

Считается, что история деревянной детской игрушки на Руси датируется IX веком. Именно тогда в восточно-славянских племенах на забаву детям изготавливались деревянные игрушки для детей — потешки. Самыми популярными видами потешек на Руси были свистульки, фигурки и трещотки. Трещотки являлись оберегами для новорожденных детей, считалось что звук издаваемый трещоткой отпугивает злых духов [1, c.66].

Самый древний вид деревянной русской игрушки назывался «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Куклы представляет собой обрубок дерева, округлый или граненый, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Перемычка означает талию, от нее вниз идет широкая юбка. Фигурка не имеет рук вовсе, либо они плотно прижаты к телу. Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Глаза и рот передаются впадинами, а нос рельефно выделяется. Бывает, что глаза, рот и нос выжигаются раскаленным гвоздем либо наносятся ножом в виде бороздок и ямок. Одежда и кокошник передаются выступом на макушке и несколькими порезками, т. е. вырезанными штрихами, едва намечающими горловину платья или полы одежды.

Самые простые игрушки представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа [3, c.15].

В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами. Основными центрами деревянной игрушки были: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Московская губернии.

Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских [1, c.23].

I.2. Целительная сила дерева

Игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми, успокаивающимися свойствами. Они хранят природное тепло и приятны на ощупь, они безопасны и полезны для психики ребёнка. Предки верили в целительную силу дерева, считали, что деревья помогают обрести гармонию духа.

БЕРЁЗА – хранительница рода. Считается, что она защищает от беды, генерирует энергию, способствует концентрации внимания.

СОСНА – дерево спокойствия. Энергия сосны помогает избавиться от нервных расстройств и стрессов, поможет повысить иммунитет и поднять настроение.

ЕЛЬ – дерево-целитель. Энергия ели успокаивает и снимает психологическое напряжение, помогает контролировать свои силы и настроиться на философский лад.

БУК – символ знания и благополучия. Повышает устойчивость к стрессам, способность сосредоточиться, улучшает кровообращение.

Дерево является очень удобным материалом для изготовления игрушек. Оно пластично, хорошо обрабатывается, несет в себе природное тепло, является экологически чистым материалом. Такие игрушки легко моются, не ломаются.

К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке [5, c.206].

I.3. Современные игрушки из экоматериала

Деревянные игрушки существуют уже не один век. И, несмотря на то, что в современном мире теперь новые технологии и материалы, детские игрушки из дерева до сих пор не вышли из употребления. В чем заключена популярность таких игрушек?

Главным преимуществом является то, что дерево – натуральный материал, который абсолютно безвреден и не имеет неприятного запаха (если не имеет место некачественное окрашивание или покрытие лаком). Дерево приносит какое-то особое тепло и положительную энергетику, к тому же такой материал при надлежащем уходе довольно долговечен и прочен. Если ребенок кинет игрушку или буде стучать ей по полу, то она, в отличие от пластмассы, не расколется [2, c. 81].

Деревянные игрушки могут быть самыми разнообразными.

• Развивающие игрушки, к которым относятся рамки-вкладыши (1-3 года), пазлы (от 1,5лет). Сортер, который предназначен для проталкивания разных объемных фигур в соответствующее отверстие. Также из дерева делаются различные кубики и пирамидки.

• Развлекающие игрушки, представляющие собой разнообразные кукольные домики, овощи и фрукты, транспорт, игрушечные домики, игрушки-каталки и различные фигурки.

• Для творчества существуют различные деревянные наборы для раскрашивания.

• Деревянные конструкторы подходят и для развлечения, и для игр. К тому же они помогают развивать воображение и фантазию.

При выборе детских игрушек, надо осмотреть их поверхность, она должна быть хорошо обработана, не иметь трещин и заноз. Лучше выбирать игрушки без красителя или с качественными покрытиями. Для детей до года не следует приобретать окрашенные игрушки [1].

Выводы по главе I

Подводя итог изучения и анализа литературы по выбранной для исследования теме, мы пришли к выводам:

  • деревянные игрушки известны еще со времен Древнего Египта, Греции и Рима;

  • история деревянной детской игрушки на Руси датируется IX веком;

  • самыми популярными видами потешек на Руси были свистульки, фигурки и трещотки;

  • игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских;

  • игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми, успокаивающимися свойствами;

  • по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей;

  • главным преимуществом деревянных изделий является то, что дерево – натуральный материал, который абсолютно безвреден и не имеет неприятного запаха.

Глава II. Самостоятельные исследования и эксперименты

II.1. Игрушки в вашем доме

На первом этапе самостоятельно проведенного исследования было решено провести опрос в соцсетях. Цель– выявить предпочтения в выборе материала, из которого изготавливают детские игрушки. Для достижения цели нами были разработаны вопросы опроса (Приложение 1).

Обработка результатов показала, что большинство делает выбор в пользу деревянных игрушек, так считают 76% участников опроса.

Их выбирают по причине экологичности и положительного влияния на здоровье, что показал ответ на второй вопрос. Деревянные игрушки оказывают положительное влияние на здоровье человека: так считают 75%, участвовавших в опросе, 23% респондентов уверены, что такие игрушки никак не влияют на здоровье человека. Анализируя ответы на третий вопрос, мы выяснили, что у 62% респондентов предпочитают деревянные игрушки, на основании чего можно сделать вывод, что такие игрушки все же пользуются популярностью (Приложение 2).

II.2. Делаем игрушки с воспитанниками школы-интерната

На первом этапе эмпирического исследования мы выяснили, что популярность деревянных игрушек в XXI веке несколько упала.

Мы отправились в спецшколу закрытого типа с. Серафимовский. Лысенков Евгений Геннадьевич – заместитель директора этой школы – рассказал немного о мастерских, о детях с девиантным поведением и об их увлечениях работой по дереву. Так мы хотели привлечь социально оступившихся подростков к благотворительной акции. Нами был разработан мастер-класс по изготовлению игрушек из дерева. Его провели в Серафимовской спецшколе закрытого типа (Приложение 3).

Мы рассказали воспитанникам о плюсах игр с деревянными игрушками, подарили им инструкцию по изготовлению деревянных игрушек, а также вместе изготовили некоторые поделки. Их было решено преподнести в дар центру детей и подростков с ограниченными возможностями. Также мы вместе с ребятами изготовили кормушки из дерева и повесили на территории школы.

Ко дню пожилых людей серафимовская спецшкола организовала выставку поделок. Примечательно, что большинство выставленных поделок – игрушек, предметов быта – были изготовлены из дерева. Их воспитанники изготовили во время мастер-класса, а также по оставленным нами инструкциям. Значит, наше посещение спецшколы принесло положительный результат.

Таким образом мы хотим показать не только экологическую безопасность изделий, предназначенных для детей, но и доступность и простоту в изготовлении таких игрушек своими руками.

II.3. С дарами в ГБУ Республиканский Реабилитационный Центр

В нашей семье оказать благотворительную помощь – традиция. Так неоднократно поступает глава семьи – Арсланов Салават Фирдависович. Мы решили продолжить семейную традицию. Помним, используем только экоматериал.

Посоветовавшись с одноклассниками, было решено сделать деревянную азбуку с выпуклыми буквами для слабовидящих детей. Дары мы преподнесем ребятам через Общество инвалидов нашего города (Приложение 4).

Также в преддверие Нового года мы посетили Государственное Бюджетное Учреждение Республиканский Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Туймазы. Там мы встретились с работниками центра и их подопечными и подарили деревянные игрушки, сделанные своими руками вместе с ребятами из школы-интерната.

В Центре нам вручили Благодарственное письмо за оказание неоднократной помощи (Приложение 5).

II.4. Наш опыт в массы

В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что наше исследование дало нам не только новые знания. Оно научило видеть, что любое дело можно сделать так, чтобы принести пользу. Мы решили рассказать об этом всем неравнодушным к чужим проблемам людям. Мы сняли видеоролик о том, что каждый из нас может оказать посильную помощь нуждающимся. Ролик поместили на своей страничке В Контакте. Надеемся, что, просмотрев его, у кого-то тоже может возникнуть желание помочь тем, кому эта помощь необходима(Приложение 6).

Выводы по главе II

Проведя опытно-экспериментальную часть исследования и практическую работу, мы пришли к выводам:

  • в наших домах есть деревянные игрушки, они пользуются спросом, а об их пользе знает практически каждый;

  • мастер-класс в специальной школе-интернате показал, что их воспитанников можно заинтересовать изготовлением игрушек;

  • привлечь внимание к пользе игр игрушками из дерева можно с помощью современных технологий – размещая информацию в социальных сетях;

  • изготавливая изделия из дерева, можно помочь детям с ограниченными возможностями.

Заключение

Дети – маленькие исследователи, которые познают этот мир с помощью органов зрения и обоняния, тактильного восприятия и вкусовых рецепторов, пробуя все «на зубок».

XXI век называют веком пластмассы, химии и полимеров. Производители детских товаров призывают заботливых родителей «вернуться к истокам», приобретая своим детям деревянные игрушки. Это неслучайно, ведь дерево – натуральный и экологически чистый материал. В нем ощущается живая энергия и тепло. В нем наши предки видели источник душевной доброты, сил, знаний и психологического равновесия. И если раньше игрушка была зачастую заурядной и грубо выточенной (особенно в бедных крестьянских семьях), то сейчас производители предлагают широкий ассортимент игрушек из дерева: от погремушек до целых кухонных гарнитуров.

В ходе исследовательской работы мы узнали о том, что деревянные игрушки – одни из самых первых игрушек человечества, но остаются на пике популярности и в наши дни. Анализ литературы показал, что плюсов игр с деревянными игрушками больше, чем минусов: они экологически безопасны, привлекательны, доступны и развивают способности детей.

Мы решили все поставленные практические задачи:

  • методом опроса убедились в том, что в каждом доме есть игрушки из дерева, и дети любят с ними играть;

  • мы провели просветительскую работу, используя социальные сети Интернет;

  • провели мастер-класс по изготовлению различных деревянных игрушек;

  • изготовили дидактическое пособие – азбуку для слабовидящих детей;

  • все изделия преподнесли в дар воспитанникам Реабилитационного Центра;

  • видеоролик с материалами о проведении благотворительной акции разместили в соцсетях.

Гипотеза (изделия из дерева – экологичного материала – можно изготовить самостоятельно и использовать для игр и обучения) подтвердилась. Считаем, что цели исследования мы достигли.

В дальнейшем собираемся продолжить исследования на темы, касающиеся сохранности нашего здоровья. Постараемся, чтобы наши работы приносили пользу окружающим.

Список литературы

  1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 89 с.

  2. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2000, № 9. – 134с.

  3. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48 с.

  4. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. – 123 с.

  5. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 435 с.

  6. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремёсел. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Зачем ребенку деревянная игрушка? Польза экоигрушек

https://vk.com/topic-74304930_30827819

Приложение 1

Опрос «Игрушки в нашем доме»

1. Есть ли у вас дома деревянные игрушки?

А) да

Б) нет

2. Какое влияние, на ваш взгляд, оказывает деревянная игрушка на здоровье человека?

А) положительное

Б) отрицательное

В) не влияет на здоровье человека

3. Какие игрушки вы предпочитаете? Почему?

А) пластиковые

Б) деревянные

В) мягкие

Приложение 2

Результаты опроса в социальных сетях

   
   
   
   
   

Приложение 3

Мастер-класс по изготовлению игрушек из дерева в спецшколе закрытого типа с.Серафимовский

Знакомство с интернатом

В мастерской

Работаем вместе

Кормушка для птиц

Выставка ко Дню пожилых

Приложение 4

Азбука для слабовидящих детей

Приложение 5

В ГБУ Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Приложение 6

Видеоролик «ТВОРИ ДОБРО!!!» в социальных сетях

Просмотров работы: 1038