СИМВОЛИКА МАЛОЙ РОДИНЫ НА ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЯХ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СИМВОЛИКА МАЛОЙ РОДИНЫ НА ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЯХ

Суворова Татьяна Романовна 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Рафикова Гульнара Байдавлетовна 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История любого общества немыслима без наличия непременных атрибутов, символизирующих систему его ценностей, отражающих особенности духовной сферы жизни данного социума, его обычаи и традиции, которые сформировались в ходе исторического процесса в результате воздействия различного рода экономических, социально-политических и духовных факторов.

Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека и целого народа очень важное значение. Например, бескрайние просторы полей и белые березы — это символы России, восходящее солнце — символ Японии. А есть символы, которые представляют страну и народ, ее населяющий. Это государственные символы. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Есть они и у нашей страны.

Чтобы воспитать уважительное отношение к символам своего государства, необходимо их хорошо знать и уметь отличать среди других символов. Поэтому изучение государственной символики очень актуальная тема в любом обществе, в любой стране. Все это явилось основанием для написания мною работы по данной теме.

Проведя опрос среди 5,9,11 классов я выявила, что большинство учащихся не знают историю и символику родного поселка и города, и поэтому я решила приобщить молодежь к изучению данных атрибутов.

Цель:  привлечение внимания подрастающего поколения к символике малой родины.

Задачи:

- изучить знания об истории возникновения государственных символов;

- узнать историю символики ЗАТО Видяево и г. Мурманска;

- распространить знания о символах малой родины среди учащихся 5-11х классов.

- изготовить изделия с символикой.

Объект  исследования: государственная символика.

Предмет исследования: изделия с символикой малой родины.

Гипотеза: изделия с символикой популярны среди молодежи.

Методы исследования:

- поисковый,

- социологический,

- практический.

Практическая значимость работы: материал этой работы  может быть использован на уроках технологии, краеведения, для проведения классного часа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.История возникновения символики.

У России величавый 
На гербе орёл двуглавый, 
Чтоб на запад и восток 
Он смотреть бы сразу мог. 
Сильный, мудрый он и гордый. 
Он – России дух свободный. 
В. Степанов 

К государственным символам относятся Государственный гимн, Государственный флаг и Государственный герб. Существует вербальная (или словесная) форма обозначения государства – это его название. И существует его знаковое обозначение – это его герб и флаг. Существует музыкальное обозначение государства – это его гимн. Иногда эти символы используются в тех или иных сочетаниях, но более правильно, когда каждый из них используется самостоятельно.

В России, как и во многих других государствах, своеобразная триада – герб, флаг и гимн – законодательно сложились к XIX веку. Наиболее старым, как правило, является герб, затем появились флаги, а затем – гимны. Выбор из тысяч эмблем, определенных изображений, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, не был случайным в каждом из государств. Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражание передовой или сильной стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов.

Россия имеет многовековую историю и на протяжении многих веков имела свои государственные символы. Двуглавый орел олицетворял нашу державу с конца XV века до начала XX века. Он был символом Великого княжества Московского, Московского царства, Российской империи, Российской республики в 1917 году и РСФСР до принятия нового герба. Бело-сине-красный флаг являлся символом России с XVII века. Музыка нашего гимна написана в середине XX века.

Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое значение. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций и особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, чем, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-венгерской империи из-за особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.

В новое тысячелетие Россия вошла с обновленной государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. И мы должны с достоинством хранить нашу историческую память, которая в значительной степени и выражается государственной символикой.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Знания о государственной символике составляют основу формирования уважительного отношения к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.История символики ЗАТО Видяево

Первый герб ЗАТО Видяево был утвержден в 2002 году и имел следующее описание: щит пересеченный. В верхнем синем поле северное полушарие земли, над ним четырёхконечная звезда, по краям которой северное сияние. В нижнем красном поле силуэт дельфина и два военно-морских кортика в ножнах.

 

 

 

 

 

 

Позже герб Видяево был доработан Союзом геральдистов России. Доработанная версия утверждена 25 февраля 2004 года. Герб ЗАТО Видяево представляет собой сине-красно-золотой геральдический щит, в котором изображен дельфин — традиционный символ стремительности и сил — в окружении полярной звезды, северного сияния и флотских кортиков. В червленом поле лазоревой главой, обремененной серебряной, о четырех лучах, звездой между двумя вспышками северного сияния (в виде многократно узко рассеченных серебром и в цвет поля вьющихся лент) — золотая опрокинутая и вписанная вверху и по сторонам пирамида, обремененная черным, с серебряным брюхом, натурального вида дельфином и сопровожденная по сторонам золотыми кортиками в черных, с золотыми украшениями, ножнах, положенных рукоятями вверх и наклоненных.

1.3. История символики г. Мурманска

Для герба города выбраны два цвета – лазоревый и золотой, каждый их них имеет особое значение. Лазоревый соотносится с морем, небом и длинной, полярной ночью, золотой, соответственно, – это цвет солнца, полярного сияния, богатства моря.

Герб этого крупного морского и военного города-порта представляет собой французский щит, традиционно выбираемый для геральдических символов новой России. Поле щита разделено на две части, верхняя лазоревая, нижняя – золотистая, соответственно, другим цветом в каждом из полей представлены следующие элементы:

·         в верхней части – силуэт корабля, напоминающего современные траулеры;

·         над кораблем схематичное изображение северного сияния;

·         в нижней части – представитель морского царства.

И судно, и рыба – это прямой намек на географическое положение Мурманска на карте России. Кроме этого, у каждого из элементов, присутствующих на геральдическом символе, своя роль. Так, изображение рыбы «говорит» о несметных богатствах морских глубин, рыб и морепродуктов, которые поставляются во все регионы Российской Федерации и за рубеж. Судно, которое имеет довольно современный облик, презентует Мурманск, как один из крупнейших российских портов.

Из истории герба

http://lexicon.dobrohot.org/images/c/c1/00003180.jpgПонятно, что современный официальный символ города насчитывает не так много лет, как, впрочем, и сам Мурманск. Герб у города появился в 1968 году, в результате проведенного конкурса. Победителем стал эскиз, представленный местным архитектором Николаем Быстряковым.

Позднее, в 2004 году, в изображение герба были внесены изменения, касавшиеся негеральдических деталей. В частности, синий цвет, предложенный автором эскиза, был заменен на геральдический лазоревый цвет. Также исчезло название города «Мурманск», которое размещалось в верхней половине щита. Появились сведения, что в 2012 году власти объявили о проведении нового конкурса на изображение главного геральдического символа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.            Анкетирование  учащихся

В исследовательской работе выдвинута гипотеза, что изделия с символикой популярны среди молодежи и данная работа будет применяться в разработках классных часов, что будет способствовать развитию любознательности, познавательных интересов учащихся. Нами проведено анкетирование «Что вы знаете о нашем поселке?», «Что вы знаете о нашем городе?»  результаты анкеты представлены в приложении. А также проведен классный час в 6 классе, фотографии в приложении.

«Что вы знаете о нашем поселке?»

1.В каком году был основан поселок Видяево?

а) 15.07.1961

б) 31.07.1958

в) 06.07.1967

2. Как раньше назывался наш поселок?

а) Урица

б) Чан-ручей

в) Ура-губа

3. Где родился Федор Алексеевич Видяев?

а) Мурманск

б) Ленинград

в) Самарская губерния

4. Что означает дельфин на гербе п. Видяево?

а) Символ соединения АПЛ, базирующего в Видяево

б) Крайний север под Полярной звездой

в) Военно-морская база

«Что вы знаете о нашем городе?»

1..В каком году был основан г. Мурманск?

а) 12.12.1920

б) 04.10.1916

в) 06.07.1967

2. Как раньше назывался г. Мурманск?

а) у него изначально было такое название

б) Кола

в) Романов-на-Мурмане

3. Что означает золотой цвет на гербе г. Муранска?

а) полярный день

б) географическое положение

в) богатство морей

4. Что означает силуэт рыбы на гербе г. Мурманска?

а) рыбную промышленность города

б) морской порт

в) полярный круг

В исследовании приняли участие 126 человек в возрасте от 12 до 17 лет. Результаты анкетирования в практической части.

При анализе анкет и общении с одноклассниками, выяснилось, что большинство учащихся не обладают достаточными знаниями по данной теме.

Исходя из этого, нам необходимо создать уголок в классе. Мы подготовили  и провели классный час на тему «История родного поселка и Государственная символика ЗАТО Видяево».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.            Выполнение изделия- рюкзака с символикой п. Видяево

Последовательность работы

Схема, рисунок

Оснащение

1. Создать эскиз рюкзака

Бумага, карандаш, ластик

 

 

2. Выполнить выкройку рюкзака:

а) передняя часть -1 деталь

б) задняя часть сумки – 1 деталь;

в) донышко – 1 деталь;

г) подкладка передней  и задней части – 1 деталь;

д) клапан -1 деталь;

е) боковая часть-2 детали.

Передняя и задняя часть рюкзака

 

                                      

                              32

 

31

 

 
 
 

                  11       11                 

 

 
 
 

               31         

            29

 

 
  Блок-схема: задержка: Клапан
 

                                   20

             

 

Бумага, карандаш, сантиметровая лента, линейка, ластик.

3.       Подготовка ткани.

Распороть старые джинсы, постирать и отутюжить ткань.

ножницы, таз, вода, стиральный порошок,  старые джинсы, утюг, гладильная доска.

4.  Раскрой рюкзака.

Выкроить из джинсовой ткани:

-Переднюю часть рюкзака с боковыми частями задней стороны -2 детали (из широких частей штанин с боковым швом)

-Средняя  часть задней стороны рюкзака- 1 деталь

-Донышко- 1 деталь

-Карманы- 3 детали (карманы использованы готовые, от старых джинсов)

-Клапан- 1 деталь со сгибом

Выкроить из подкладочной ткани:

-Передняя и задняя часть- 1 деталь.

-Подкладка клапана-1 деталь.

 

 

Передняя + боковая часть задней стороны

 
       
   

Средняя часть задней стороны

 
 
  Блок-схема: задержка: Клапан и подкладка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скругленный прямоугольник: донышко

подкладка

 

Джинсовая ткань, подкладочная ткань, закройные ножницы, выкройка,  мел, линейка, портновские булавки.

 Изготовить рюкзак

-Стачать срезы рюкзака  и разутюжить припуски швов. В шве по передней части оставить участок длинной 15 мм для продёргивания шнурка.

-Соединить части кармана настрочным швом.

-Настрочить готовый карман на рюкзак.

-Стачать верхнюю часть рюкзака с донышком.

-Стачать подкладку в кольцо и притачать донышко.

-Выполнить декоративную отделку клапана по рисунку:

-контур и фон символики

полностью выполнить бисером.

-Выполнить декоративную отделку передней части рюкзака по рисунку.

-Приметать подкладку к верхней части рюкзака.

-Верхний срез рюкзака подогнуть на изнаночную сторону на 7 мм,  затем на 25 мм и настрочить на 1 мм от сгиба, закрепляя подкладку.

-Клапан обтачать подкладкой, вывернуть на лицевую сторону, выправить, приутюжить.

-Настрочить клапан на заднюю часть рюкзака на расстоянии 1-2 мм от сгиба

-Отрезать из джинсовой ткани  2 лямки рюкзака длиной  по 50 см.

-Настрочить концы лямок на рюкзак зигзагообразной строчкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джинсовая ткань, подкладочная ткань, карманы от старых джинсов,  детали от старой сумки из кожзаменителя, плотный картон для уплотнения донышка, швейные нитки, булавки,  мел,  ножницы,  швейная машина,  утюг, гладильная доска,  

6. Окончательная отделка и ВТО изделия.

- Произвести чистку изделия

- В верхнюю часть рюкзака продеть шнурок,  а на концах сделать узелки.

 

 

 

 

Рюкзак, ножницы, нитки, ручная игла, шнур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.            Выполнение изделия-сумки  с символикой г. Мурманска.

Последовательность работы

Схема, рисунок

Оснащение

1. Создать эскиз сумки

 

Бумага, карандаш, ластик

 

 

2. Выполнить выкройку сумки:

а) передняя и задняя часть сумки – 1 деталь;

б) подкладка передней  и задней части – 1 деталь;

в) клапан -1 деталь;

г) боковая часть-2 детали;

д) лямки- 2 детали.

Передняя и задняя часть рюкзака

 

                                      

                              27

 

27

 

            26

 

 
  Блок-схема: задержка: Клапан
 

                                   18

                  

 

Бумага, карандаш, сантиметровая лента, линейка, ластик.

3.      Подготовка ткани.

Распороть старые джинсы, постирать и отутюжить ткань.

ножницы, таз, вода, стиральный порошок,  старые джинсы, утюг, гладильная доска.

    4.  Раскрой сумки.

Выкроить из джинсовой ткани:

-Переднюю и заднюю часть сумки с боковыми частями -2 детали (из широких частей штанин с боковым швом)

-Клапан- 1 деталь

Выкроить из подкладочной ткани:

-Передняя и задняя часть- 1 деталь.

-Подкладка клапана-1 деталь.

- Лямка- 2 детали

 

Передняя + задняя часть

 
 
  Блок-схема: задержка: Клапан и подкладка

 

 

 

 

 

 

 

 


Джинсовая ткань, подкладочная ткань, закройные ножницы, выкройка,  мел, линейка, портновские булавки.

5. Изготовить сумку

-Стачать срезы сумки и разутюжить припуски швов.

-Соединить части кармана настрочным швом.

-Стачать верхнюю часть сумки с подкладкой

-Стачать подкладку в кольцо

-Выполнить декоративную отделку клапана по рисунку:

-контур и фон символики

полностью выполнить бисером.

-Выполнить декоративную отделку передней части сумки по рисунку.

-Приметать подкладку к верхней части сумки

-Верхний срез сумки подогнуть на изнаночную сторону на 7 мм,  затем на 25 мм и настрочить на 1 мм от сгиба, закрепляя подкладку.

-Клапан обтачать подкладкой, вывернуть на лицевую сторону, выправить, приутюжить.

-Настрочить клапан на заднюю часть рюкзака на расстоянии 1-2 мм от сгиба

-Отрезать из джинсовой ткани  2 лямки сумки длиной  по 60 см.

-Настрочить концы лямок на сумку.

 

 

 

 
 

подкладка

 
 

 

 

 


 

 

 

 

http://lexicon.dobrohot.org/images/c/c1/00003180.jpg

 

 

 

 

 

 

Джинсовая ткань, подкладочная ткань, плотный картон для уплотнения донышка, швейные нитки, булавки,  мел,  ножницы,  швейная машина,  утюг, гладильная доска,  

6. Окончательная отделка и ВТО изделия.

- Произвести чистку изделия

 

 

 

сумка, ножницы, нитки, ручная игла,

 

 

3.         Заключение и выводы.

Изучили историю возникновения государственных символов. Провели анкетирование в 5,9,11-х классах, и выяснили, что старшеклассники лучше знают историю и символику родного поселка, а также г. Мурманска чем учащиеся 5-х классов. Провели классный час на тему  «История родного поселка и Государственная символика ЗАТО Видяево» в 6 «Б» классе. Результатом работы стало изготовление красивых и практичных изделий в единичном экземпляре с символикой малой Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.         Источники

1. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» Российская газета, 2000, 27 декабря.

2. Алексеев Ю.А., Зуев М.П., Ковалёв В.Е., Государственные символы России. Моя Родина -  Россия. М: «Триада – фарм», 2009г.

3. С сайта "Северной субботней газеты" (рис. Александра Абушкина) и консультации Ю.Рубцова

4. http://www.inmoment.ru/holidays/flag_of_rossii.html

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8E%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Результаты анкетирования  о п. Видяево:

1.В каком году был основан поселок Видяево?

2. Как раньше назывался наш поселок?

3. Где родился Федор Алексеевич Видяев?

4. Что означает дельфин на гербе п. Видяево?

5-е классы

9-е классы

 

11-е классы

 

Результаты анкетирования о г. Мурманске:

1.В каком году был основан г. Мурманск?

2. Как раньше назывался г. Мурманск?

3. Что означает золотой цвет на гербе г. Муранска?

4. Что означает силуэт рыбы на гербе г. Мурманска?

5-е классы

9-е классы

11-е классы

 

 

 

 

 

 

Этапы выполнения рюкзака.

1.      Выполнить выкройку рюкзака.

2.Сметали и стачали боковые швы, выкроили подкладочную ткань.

3.Рюкзак перед вышивкой бисером.

 

 

  4.Вышивка бисером символики.

 

4.      Готовое изделие

Этапы выполнения сумки.

1.      Выполнить выкройку сумки

https://pp.userapi.com/c841426/v841426748/27d37/4l_bJ54pY58.jpg

2.      Сметали и стачали боковые швы, выкроили подкладочную ткань.

https://pp.userapi.com/c840426/v840426748/111fb/nTOuJPvlccw.jpg

3.      Вышивка бисером символики.

https://pp.userapi.com/c639917/v639917208/54e9c/MSbzcAqYr2k.jpg

 

4.     

5.      Готовое изделие

 

 

 

Классный час  «История родного поселка и Государственная символика ЗАТО Видяево».

 

Просмотров работы: 101