ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ В США: ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ МИГРАЦИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ В США: ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ МИГРАЦИИ

Позднякова В.М. 1
1
Самарин А.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Молоканские общины представляют собой уникальное явление. В научной среде духовные христиане, в том числе молокане как представители русского сектантства, много раз привлекали к себе внимание исследователей. Из дореволюционных авторов много в этом направлении сделали Ф.В.Ливанов и Н.А.Дингельштедт, которые изучали культуру, обряды и песни данного течения. Проблемы общественного быта молокан, в контексте истории раскола, исследовал П.И.Мельников-Печёрский. Но изучение сектантства в послереволюционные годы происходило в основном в рамках истории атеизма. Среди учёных, писавших по данному вопросу, можно отметить Клибанова А.И., Москаленко А.Т., Малахову И.А. Поэтому подавляющее большинство авторов в своих исследованиях основное внимание уделяли:

  1. религиозной идеологии и лишь попутно рассматривали вопросы истории и культуры;

  2. сектантство, в том числе и молоканство, связывали с развитием новых, капиталистических общественно-экономических отношений;

  3. практически все авторы отрицательно относились к молоканам как носителям определённой религиозной традиции.

Таким образом, анализ степени изученности проблемы позволяет констатировать практическое отсутствие серьёзных исследовательских работ по данной тематике. В результате целью данного исследования стало изучение влияния:

  1. сущность миграционных процессов в молоканской среде.

  2. Причины переселения молокан в США.

Задачи исследования сформулированы на основе цели и заключаются в следующем:

  1. раскрыть зависимость миграционных процессов молокан от характера их религиозной идеологии;

  2. роль правительства России в миграционных процессах молокан.

В качестве исторических источников при написании работы были использованыследующие материалы:

1. Изложение догматов и молитвенник духовных христиан. Составлено М.М.Анфимовым, Тифлис, 1912г.

2. Ливанов Ф.Т. История духовных христиан-молокан. С-Пб., 1872г.

3. Журнал «Духовный христианин», 1909г., №№ 1-12

4. Переписка с молоканской колонией в США.

А также работы М.Н.Никольского «История русской церкви», 1983г., А.Печёрского (П.И.Мельникова), «Письма о расколе», «Тайные секты» и современные периодические издания общин духовных христиан молокан, такие как «Млечный путь» (Тульская область) и «Слово веры» (с.Кочубеевское Ставропольского края). Кроме того, в работе были использованы фото- и видеоматериалы, документы музея с.Ольшанка, а также устные рассказы членов молоканской общины с.Ольшанка.

Исследование и практическое решение поставленных задач заставило использовать в работе цивилизационный подход. Среди общенаучных методов используются научное наблюдение и описание. Частнонаучными методами, использованными в работе, являются: историко-сравнительный и этнографический методы.

Структура исследования включает введение, три главы, заключение, приложения, список источников и литературы.

Глава 1.Религиозная философия духовных христиан молокан.

Религиозная идеология духовных христиан молокан сложилась под влиянием книг Нового Завета и Книг Пророков. Причём истолкованы они были не в строгих, византийских, традициях Русской православной церкви, а в соответствии со здравым смыслом и эмпирически-образным былинно- сказочным мышлением сельского жителя российской глубинки 2-й половины 18в. Поэтому понятны симпатии молокан к евангелию от Иоанна и пророку Исайи, слова которого «И почиет на них дух Господен, дух премудрости и разума»1 взяты в качестве эпиграфа к журналу «Духовный христианин». Эти книги ближе к жизни, в них больше повествовательности, а не рационального философского мудрствования. Поэтому их философия проста и наивна, как русские народные сказки, где добро борется со злом и, в конечном итоге, побеждает.

Для такой мировоззренческой установки характерно отношение к человеку как к дуалистическому существу, состоящему из духа и плоти, ведущих между собой постоянную борьбу. Плоть, взятая от земли, оставаясь бездушной материей, есть только мёртвая форма. «Но творец вдунул в эту форму, в эту бездушную материю душу живую, передал ей дыхание своего Духа, дал ей жизнь, и таким образом явилось создание из двух начал: духа и плоти. Плоть имеет кратковременное существование и после смерти возвращается к земле, дух же, как дыхание бога, живёт вечно, и после того, как умирает плоть, возвращается к богу»2

Появление Христа положило конец ветхозаветному обрядовому служению Богу. Слова евангелиста Иоанна «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и плоти»3 стали ключевыми в религиозном творчестве духовных христиан молокан. Человек, принявший закон Бога живого, умирает подобно Христу для греха в этой жизни и живёт в соответствии с семью столпами премудрости: «1.добродетель; 2. рассудительность; 3. воздержание; 4. терпение; 5.благочестие; 6.братолюбие: 7.любовь, которая есть Бог»4

Таким образом, вставший на путь духовного христианства всегда должен стремиться к истине не умозрительной, а полной, преображающей жизнь, так

как «вера без ответственности – это фатализм, вера без духовности – это формализм, вера, отвергающая разум есть суеверие, вера, превозносящая разум, есть рационализм, вера без добрых дел – самообольщение, вера без любви – нетерпимость»5.Отсюда, вера – не фарисейское исполнение внешних обрядов, поклонение идолам, а свобода и любовь, которые обретаются через Христа и во Христе осуществляются.

Следовательно, для духовных христиан молокан деятельная любовь к Богу и человеку - главная христианская заповедь. Причем любовь не как тяжелое бремя, а любовь как свободный выбор, как средство спасения и основание внешней жизни. «Силой не сделаешь злого человека добрым, а спаситель никого не неволит жить по его учению». Он только говорит: «вам живется тяжело, вы недовольны вашей жизнью, вас гнетёт людская злоба и неправда, а это все потому, что вы сами злы, вы завидуете один другому, друг друга ненавидите, заботитесь лишь о себе…», но «есть иная жизнь, и кто хочет испытать её, пусть слушает Меня, Я научу его».

Итак, « учение Христово дано нам не как тяжёлое бремя, а как указание пути к светлой и счастливой жизни. И люди свободны выбрать его или отвергнуть.»6

Эсхатология духовных христиан молокан сформировалась на основе пророчеств Исайи и Откровения Иоанна Богослова. Много сделали для её разработки М.Г Рудомёткин, С.Андреев, Е.Г.Клубникин. В соответствии с их интерпретацией второму пришествию Христа и воцарению его на тысячу лет вместе с избранными членами Сиона будет предшествовать воцарение Антихриста на Земле и разделение истинно Христовой церкви с церковью

ветхозаветной, официальной, светскими властями и миром.Поэтому истинно верующие должны объединиться и осуществить «поход в убежище», где и ожидать приход Спасителя. Вот что говорит по этому поводу М.Г. Рудомёткин: «Собери нас, Господи, всех воедино место, в стан светлых и град возлюбленный, уведи ты нас Господи, вкупе всех от грозы последнего лютого зверя Антихриста и злого времени духа его, прямо в место убежища под тень новорайского леса…на гору Сион»7

Первоначально, как сообщает Н.М.Никольский, беглый солдат С.Андреев, долго живший в Персии, в качестве убежища называет Араратские горы, куда и должен был явиться мессия и установить там рай – землю, кипящую молоком и мёдом. Дальнейшее изучение Апокалипсиса его последователями конкретизировало эсхатологические пророчества. Была названа точная дата наступления тысячелетнего царства в Новом Иерусалиме, в прародительской земле Араратских гор – 1836 г. Это породило тягу молокан в Закавказье, на персидскую границу к горе Арарат.8

Новые мотивы в эсхатологических настроениях появляются во II половине XIX века в среде прыгунов – секты, отколовшейся от молокан, но сохранившей с ними духовные контакты. Рупором новых идей стал Е.Г Клубникин – житель с. Никитино, Ереванской губернии. Толкуя слова Апокалипсиса, «и явилась на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд… Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней… Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями»9в качестве знаковых для своих единоверцев, а под женой понимая собственную церковь, Е.Г Клубникин указывал, что поход в убежище неизбежен и будет пролегать через быстрые

и широкие реки, великие и глубокие моря. Подтверждение выводам из Апокалипсиса было найдено в следующих пророчествах Исаии: «Вот одни придут издалека, и вот один от севера и моря»10и «меня ждут острова и впереди их корабли Фарсисские, чтобы перевести сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их»11.

А протестантская литература английских и немецких писателей 18 века и бытовые представления об Америке, как стране полной мира и покоя, предопределили выбор нового убежища. Такой святой землёй стали Соединенные Штаты Америки, а точнее Штат Калифорния – новый молоканский Сион и Иерусалим, куда и отправилась некоторая часть духовных христиан Карской области 1904г.

Глава 2. Миграционные процессы в молоканской среде в конце 18 -19вв.

Появление духовных христиан молокан можно отнести к последней четверти 18в. Как считает Н.М.Никольский, они отделились от общины «людей божьих», то есть хлыстов, отвергнув всю экстатическую практику последних. Практически сразу духовные христиане образовали две ветви. Одна получила название духоборов. Её основатель – И. Побирохин – крупный скупщик шерсти из тамбовских однодворцев. Молоканское ответвление было создано там же, в Тамбовской губернии, зятем И.Побирохина Семёном Уклеиным, бродячим деревенским ремесленником, портным по профессии, который разошёлся с тестем в вопросе о последнем суде. Впоследствии, оставаясь родственными по духу, они разошлись по социальным мотивам. Идеи духоборов были популярны среди зажиточной части крестьянства, казачества, а также в купеческой среде. Последователей же молокан следует искатьпрежде всего, среди мелких крестьян, городского мещанства и ремесленничества.

Первые шаги новой секты в конце 18в. в Тамбовской губернии оказались неудачными. Сам организатор – С. Уклеин – попал в тюрьму, а его сторонники разбежались. После выхода указа Святого Синода православной церкви о некоторой терпимости к сектантам в марте 1800г. и двух царских манифестов 1801г. и 1803г. об амнистии пострадавшим за религиозные убеждения С. Уклеин был освобождён. Свою проповедническую деятельность он продолжил уже на Волге, в основном в Саратовской губернии. Часть молоканских общин, созданных им здесь, переселилась в Мелитопольский уезд Таврической губернии, где уже с 1802г. существовали поселения духоборов по р. Молочной.

Первые же молоканские колонии в Закавказье появились в 30-е гг. 19в. Здесь им для заселения были отведены земли в Тифлисской, Эриванской, Елисаветпольской и Шемахинской (г. Баку) губерниях. Причины массовой миграции были следующие:

  1. При Николае I вновь начались преследования за религиозные убеждения. Молоканам стало трудно наниматься на работу, им запрещали выдавать паспорта и отлучаться от мест проживания. А указ 1830г. разрешил расселение лишь в Закавказье, закрыв доступ в южные регионы России, куда многие из них, по известным причинам, стремились.

  2. В 30-е гг. 19в. в Шемахинской губернии существовала коммунистическая молоканская община. Её основатель – М.А.Попов – был выслан сюда за то, что, по примеру первых христиан, раздал всё своё имущество соседям. Всё движимое и недвижимое имущество закавказской общины принадлежало «братскому союзу». Выборные распорядители регулировали производство и потребление по числу душ. Слава об этих начинаниях разнеслась по всей России, привлекая сюда паломников и колонистов.

  3. Оживление эсхатологических настроений в молоканской среде во 2-й половине 20-х гг. 19в. (см. главу 1 данной работы).

Относительно спокойная и свободная жизнь молоканских общин в Закавказье в 30-е гг. 19в. была прервана царским указом 1842 г. В соответствии с ним сектантам запрещалось открытое совершение религиозных и семейных обрядов. По этой причине богослужение проводилось в обычных жилых домах. И только после указа 1905г., которым была дарована свобода вероисповедания, в некоторых селениях появились молитвенные дома. Данный указ рекомендовал также расселить сектантов поликонфессионально, чтобы не допускать соседского общежития единоверцев.

Преследования за религиозные убеждения вытесняли их из центральных губерний России на окраины, где проживало население различных религиозных конфессий. Испытывая их воздействие, молоканство уже в середине 19в. оказалось расколотым на толки: донской, субботнический, общий, постоянный и прыгунский, который реанимировал экстатические элементы хлыстовства, а также эсхатологические ожидания.

Часть молоканских общин избрала весьма своеобразный способ борьбы против кризиса, поразившего их ряды во 2-й половине 19в. В 1878-79гг. они

стали переселяться в Карскую область, которая отошла к России по Сан-Стефанскому мирному договору. Карский период в истории молокан завершился в 1920г., когда этот регион вновь был возвращён Турции. Молокане, проживающие там, переселились в Ставропольский и Краснодарский края и в Ростовскую область, осваивая пустынные ранее степи.

Глава 3. Духовные христиане молокане в Америке.

В конце XIX в. "прыгуны" Закавказья и Закаспийской области стали добиваться разрешения на выезд из России. Русско-японская война лишь укрепила их решимость эмигрировать в Америку. Первая группа молокан-прыгунов из Закавказья — из района Карса — в составе 30 человек через Батум, Одессу, Бремен, Нью-Йорк добралась до Калифорнии и осела там в 1904 г. Некоторые другие группы прибывали в США даже через Панаму, Аргентину и Чили. Большинство прибывших прыгунов поселились в Лос-Анджелесе, а "постоянных" молокан — в Сан-Франциско. В 1906 г. группа молокан приобрела землю в мексиканской Нижней Калифорнии, в 60 милях к югу от границы с США, создав сельскохозяйственную колонию, получившую название Ранчо Гуадалупе. Попытка другой группы молокан в 1906–1907 гг. обосноваться на Гавайях потерпела неудачу. Но в 1911 г. группе прыгунов удалось основать свою колонию с прекрасной землей и системой ирригации в штате Аризона близ г. Глендейл, где незадолго до того была построена крупная плотина. В 1913 г. несколько молоканских семей поселилось в долине Сан-Хоакин, положив началу ядру будущих колоний Керман, Шафтер, Делано и Портервилл в Средней Калифорнии. В 1914 г. группа из 35 семей переселилась из Лос-Анджелеса в штат Вашингтон, где осела в графстве Даглас, в 100 милях от г. Спокэн. А в 1915 г. часть покинувших колонию в Гуаделупе и вернувшихся в Лос-Анджелес молоканских семей основали колонию Керман в калифорнийском графстве Фресно. Появились маленькие молоканские колонии в районе городков Эльмира и Шеридан близ г. Сакраменто. Общее число молокан, прибывших в США из Закавказья, к началу первой мировой войны не превышало 4,5 тыс. Это были главным образом прыгуны, официально называвшие себя "духовными христианами", но немало было и "постоянных", называвших себя "духовными молоканами". В Сан-Франциско первые 20 семей и десяток неженатых молокан поселились в 1906 г. После первой мировой войны русская община здесь стала крупнейшей в Калифорнии. Первая мировая война, гражданская война в России, а затем запреты советских властей помешали дальнейшей эмиграции молокан в Америку. В 1922 г. несколько семей "постоянных" молокан из Калифорнии вернулись в СССР, но с ликвидацией нэпа в 1927–1928 гг. снова эмигрировали в США. В 1946 г. молокане Лос-Анджелеса узнали, что их единоверцы, перешедшие в начале 30-х годов, во время коллективизации, из советской Армении в Иран, просят помочь им уехать оттуда в Америку. Но лишь к 50-м годам почти 700 молоканам из Ирана удалось переселиться в Калифорнию. Вновь прибывшие молокане-прыгуны расселились в Большом Лос-Анджелесе, долине Сан-Хоакин, в аризонской колонии близ Глендейла. Остальные осели в Сан-Франциско, значительно увеличив численность и влияние местной общины постоянных молокан. Их называли там "персианами" •и вспоминали, что "персиане влили новую кровь и жизнь" в умиравшую местную молоканскую общину. Точных демографических данных об общинах молокан в США, как отметил в 1973 г. в своем исследовании У. В. Мур, ему получить не удалось, ибо "они в переписях населения участвовать отказываются, а на вопросы представителей властей дают неопределенные ответы". По данным Энциклопедии американских этнических групп к 1970 г. в Калифорнии проживало "около 20 тыс. русских молокан".

Заключение

Таким образом, появившееся в последней четверти 18в. молоканство распространилось в мелкособственнической среде крестьянского населения Центральной России, для которого было характерно негативное отношение к петровским реформам.

Отождествив нововведения с социальной несправедливостью и государственным произволом, новая секта увидела в домостроевском консерватизме и патриархальности способ защиты, мировоззренческий принцип и инструмент для религиозного и социального творчества.

В религиозных вопросах прослеживается та же закономерность. Отрицая современность в лице Русской Православной Церкви, молокане увидели в её организации, обрядности, таинствах почитание святых, ветхозаветное служение букве. Оппортунизму официальной церкви было противопоставлено истинное, по их мнению, новозаветное служение духу. Отсюда – возвращение к истокам, то есть к первоначальному христианству. Следовательно, причинами миграции духовных христиан молокан стали:

1.оппозиция официальной русской православной церкви;

2.преследование со стороны правительства особенно в 30-40гг 19века

(необходимо отметить, что в большей степени от преследований страдали молокане «прыгуны»);

3.эсхатологические надежды духовных христиан молокан

Список используемой литературы:

1.Библия.

2. Изложение догматов и молитвенник истинных духовных христиан. Составлено Анфимовым Н.М. Тифлис, 1912г.

3. Ливанов Ф.В. История Духовных христиан молокан. С.-П., 1872г.

4. «Духовный Христианин». 1909г., №№ 1 – 12

5. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса. Вопросы истории, 1992г., № 4 – 5;

6. «Млечный путь». Тульская область, 1998г., №2, №3

7. «Слово веры». Ставропольский край, с. Кочубеевское, 1999г., №1;

2000г., № 1; 2001г., № 1, № 2; 2002г., № 1; 2003г. №1, №2.

8. Крывелев И.А. История Религий. М., 1976г.

9. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983г.

10. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретеки и ортодоксы. Л., 1991г.

11. Кабузан В.М. Немецкое население России в XVIII – начале ХХ в. «Вопросы истории», 1989г., №12

12. Печёрский А. (Мельников П.И.). Старые годы. Рассказы и очерки. М., 1986г.

Приложение 1.Потомки первых эмигрантов в США

Приложение 2.Быт переселенцев в Америке

Приложение 3. Переписка.

Приложение4.Молоканский съезд в США

Приложение 5. Молоканское собрание в Калифорнии.

Приложение 6.Молоканское кладбище в Америке.

1 Библия. Исая гл.11 ст.2

2 «Духовный христианин». 1909. №8, с.9.

3  Библия. Евангелие от Иоанна, глава 4 , 24

4  Изложение догматов и молитвенник истинных духовных христиан. Сост.Н.М.Анфимовым. Тифлис. 1912г. с.100

5 «Духовный христианин». 1909. № 7, с.37.

6 «Духовный христианин».1909г. № 8,с. 4-5

7 Духовный Христианин, 1909г., №2, с.52

8 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983г., с.316-317

9 Библия. Откровение Иоанна Богослова., гл. 12, ст.1, 6; гл. 17 ст. 18),

10 Библия, Исаии гл.49 ст.12

11 Библия. Исаии гл.60, ст.9

 

 

Просмотров работы: 226