МАЛАЯ РОДИНА. АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЕКАТЕРИНБУРГА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАЛАЯ РОДИНА. АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЕКАТЕРИНБУРГА

Палишева Д.М. 1
1
Яцеева Е.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное;

это – и любовь к своему городу, к своей местности,

к памятникам ее культуры, гордость своей историей.»

Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Мы живем в мире культуры, созданном нашими предками. Наша жизнь связана с прошлым. Мы сталкиваемся с ним каждый день, просто прогуливаясь по тихим улицам со старинными зданиями, рассматривая и поражаясь их красоте и величию, сохранившемуся на протяжении многих лет. И, безусловно, очень горько осознавать, что таких построек в Екатеринбурге осталось совсем мало. Множество из них утеряны безвозвратно, не меньшее количество зданий находятся в плачевном состоянии. Хотя горожане против “очищения” Екатеринбурга от культурного наследия, над этими великолепными памятниками архитектуры нависает угроза сноса.

Я считаю, в наши дни молодежь плохо знает историю славного города Екатеринбурга.

Чтобы подтвердить свое мнение, во время работы над первым разделом своей работы я провела опрос среди своих одноклассников (см. приложение №2), в ходе которого выяснилось, что патриотами себя считает большинство – 92% (см. приложение №3). При этом обосновать свой ответ смогли только 17 человек из 22.

Дать верное определение слову «патриотизм» смогли 17 человек – 71% (см. приложение №4).

Также я попросила своих одноклассников указать интересные места дореволюционного Екатеринбурга. Более трех мест указал лишь 1 человек, менее трех – 12. Ни одного места не назвали 8 человек, еще 3 человека затруднились с ответом. (см. приложение № 5). Большинство участников анкетирования указали в ответе Храм-на-Крови, который не является памятником дореволюционного Екатеринбурга, так как был построен в 2000-2003 годах.

Таким образом, я подтвердила свое мнение о неосведомленности современной молодежи об истории своего города. Подавляющее большинство моих одноклассников знает, что такое патриотизм, считает себя патриотами, но, тем не менее, почти никто не смог назвать хотя бы три исторических места в Екатеринбурге.

Я считаю, что почти полное исчезновение памятников культуры усугубит эту ситуацию еще больше. Ведь многие и сейчас не подозревают о том, сколько великолепных зданий стояло на местах современных многоэтажных домов. А что же будет через 40-50 лет?

Анкетирование одноклассников доказывает актуальность моей работы. Я бы хотела привлечь своей работой внимание к истории моего родного города – Екатеринбурга, и показать, насколько важно и интересно знать о прошлом своего края.

Тема работы – Малая Родина. Архитектурный облик дореволюционного Екатеринбурга.

Объект изучения – архитектурный облик дореволюционного Екатеринбурга.

Предмет исследования – проявление стилей классицизм и эклектика в архитектуре Екатеринбурга.

Цель работы – раскрыть стилевые особенности архитектуры дореволюционного Екатеринбурга.

Задачи:

  • Познакомиться с историей зарождения Екатеринбурга

  • Изучить литературу по истории архитектуры Екатеринбурга

  • Совершить пешую прогулку по Екатеринбургу

  • Рассмотреть старинные усадьбы Екатеринбурга

  • Сделать фотографии зданий дореволюционного Екатеринбурга

  • Изучить историю знаменитых построек в стиле классицизм и эклектика в Екатеринбурге

  • Найти информацию о менее знаменитых зданиях (например, Земская школа, доходный дом М.М. Денисова)

Глава 1. Особенности композиционного строения города-завода

Весной 1723 года по указу императора Петра I на берегах реки Исеть развернулось строительство крупнейшего в России железоделательного завода. Вольный речной поток перегородила плотина, рядом с ней поднялись заводские цеха и церковь, вытянулись ровные улицы домов. Со всех сторон окружили новое поселение мощные оборонительные сооружения.

Датой рождения города стал день 7 (18) ноября 1723 года, когда в цехах был осуществлен пробный пуск боевых молотов. В честь императрицы Екатерины I и покровительницы горных ремесел Святой Великомученицы Екатерины завод-крепость нарекли Екатеринбургом.

Екатеринбург возводился как столица горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света - Европе и Азии. Сам Екатеринбургский завод впервые годы работы превосходил по технологической оснащенности все иные металлургические предприятия не только страны, но и мира.

Императрица Екатерина I дала Екатеринбургу имя, а Екатерина II в 1781 году даровала ему статус города. Во время правления Екатерины II через молодой город проложили главную дорогу Российской Империи, которая к западу от Екатеринбурга называлась Московским трактом, а к востоку - Большим Сибирским. Таким образом, Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

Место для Екатеринбургского завода, будущего центра всей уральской металлургии, было выбрано «посредине всех заводов», как писал русский ученый, в то время начальник сибирских заводов, Василий Никитич Татищев, на р. Исети вблизи впадения ее в Чусовую, на большой торговой дороге, ведущей с запада на восток. Это выгодное во всех отношениях и удобное в смысле природных и географических условий положение нового завода и явилось основой строительства города, ставшего впоследствии центром экономической, политической и культурной жизни Урала.

В основе плана Екатеринбурга и всех уральских городов-заводов - строгая регулярная планировка, новый принцип русского градостроительства начала XVIII века. Такая система города-завода была предопределена прямоугольной крепостью и двумя перпендикулярными осями, определившимися расположением плотины и рекой Исетью. Эти оси явились и основой композиции центра современного Свердловска. Крепость, построенная «для безопасности от неспокойного народа», с размерами сторон 654X762 м представляла собой систему земляных валов, высота которых достигала 2,5 м, а ширина поверху 1,5 м. На углах крепости и по главной ее оси располагалось шесть бастионов. С востока земляной вал с внутренней стороны имел деревянный «палисад» (частокол) и ров глубиной 1,5 м и шириной 4,5м. На расстоянии 25-30 м ото рва размещались деревянные рогатки. Валы бастионов были укреплены деревянным частоколом.

Почти все деревянные цехи завода размещались параллельно друг другу вдоль Исети, непосредственно за плотиной.

Внутри Екатеринбургской крепости, вдоль крепостных стен, в строгом порядке располагались жилые дома горных чиновников, церковнослужителей, мастеровых и работных людей. Небольшое число этих домов находилось за пределами крепости по берегам пруда и реки Исети.

Почти все здания в Екатеринбурге, за исключением доменных печей, были построены из дерева. Церкви, здание обербергамта были мазанковые на каменных фундаментах. Для кладки печей применялся особый огнеупорный камень, который доставлялся в Екатеринбург из деревень Клевакино и Липовка.

Дальнейшее развитие экономических функций города приводит к расширению поселения за пределами границ крепости. В 30-х годах XVIII в. Екатеринбургский горный завод - самый большой завод в России. Генеральный план 1743 г. свидетельствует о значительном строительстве за пределами крепости при сохранении строгой регулярной планировки. Западная сторона крепости в связи с постройкой каменного гостиного двора прямоугольной формы и трех кварталов жилых домов расширяется и приобретает ломаную линию. Затем строятся большое двухэтажное здание главной конторы завода, а позднее - лаборатории и школы.

Планы зданий имеют анфиладнуюсистему, а их фасады отличаются простотой и деловитостью. Для покрытий заводских и гражданских зданий Урала этого периода характерна двухъярусная крыша с высоким подъемом. В объемных решениях зданий, их архитектуре и покрытиях прослеживается общность с первыми зданиями Петербурга.

Таким образом, плотина, пруд, площади с их зданиями составляли архитектурно-планировочное единство центральной части завода-крепости.

Глава 2. Архитектура Екатеринбурга – первого промышленного города

Екатеринбург построен на 27 лет раньше идеального города Шо Клода Никола Леду во Франции.

Его ранние предшественники, такие как Невьянский или Каменский заводы, долгое время оставались заводскими поселениями и обрели городские черты гораздо позже.

Екатеринбург занял особое место в истории градостроительного искусства, став первым промышленным городом.

С самого начала город носил типичные признаки индустриального феодального периода, имел регулярную планировочную основу, восходящую к итальянским крепостям эпохи Возрождения и классическим принципам французского градостроительства XVII в. (принципы, широко развитые в России и особенно в Санкт-Петербурге в петровское время). Целенаправленная архитектурная деятельность в Екатеринбурге началась с момента его строительства в начале 20-х годов XVIII века.

Большое значение для градостроительного своеобразия и выразительности Екатеринбурга имела ландшафтная первооснова - прихотливый рисунок поймы реки Исети и заводского пруда, сравнительно ровный рельеф местности с холмами (горками), использованными зодчими для постановки особенно выразительных зданий.

Новый для России архитектурный стиль классицизм очень хорошо прижился в Екатеринбурге. Эстетика данного стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки.

В архитектуре Екатеринбурга это проявилось в расположении главных композиционных осей центральной части, пересекающихся под прямым углом: главной - вдоль плотины пруда ("Главная першпектива", Главный проспект) и природной - вдоль русла реки Исеть. В месте их пересечения располагался железоделательный завод (ныне Исторический сквер), а вдоль них развивалась система площадей городского центра. Эти композиционные оси определили прямоугольную сеть городских кварталов, а также основание дороги на север (в Нижний Тагил и Верхотурье), восток (в Березовский и далее в Сибирь), юг (в Сысерть и Челябинск) и запад (в Москву и Санкт-Петербург). Своеобразие планировки проявилось также в очертании крепостных стен, задавших расположение множеству центральных улиц, а также посадских слобод с более вольной планировкой - Кузнецкой (Уктусской), Ссыльной, Конюшенной (Мельковской), Банной.

Последний крепостной вал после Пугачевского бунта в общих чертах определил границы и очертания городской черты, закрепленной первым высочайше утвержденным генеральным планом Екатеринбурга от 23 марта 1845 года (см. приложение «Фотографии»). Вся центральная часть города строилась далее по этому документу, ее границы сформировали первое магистральное кольцо по улице Московской, Челюскинцев (Северная), Восточной, Большакова.

В это время город становится местом сосредоточения купечества и промышленников, в нем идет интенсивное каменное строительство. Преобладает усадебный тип жилой застройки, включая главный дом, флигели, службы, нередко английский парк. Яркие образцы построек данного типа: резиденция генерала В.А.Глинки, усадьбы купцов Расторгуева и Харитонова, Казанцева, Рязановых, Ошуркова. Выполненные в формах русского классицизма, они придали столичный масштаб и европейский облик центральным улицам и набережным города.

Большое значение для архитектурного облика города имело творчество архитектора Михаила Павловича Малахова, работавшего в Екатеринбурге с 1815 по 1842 в архитектурном ведомстве Екатеринбургских заводов.

В конце XIX - начале XX в. классицизм постепенно начинает вытеснять эклектика. Строились в то время в большинстве деревянные и полукаменные усадьбы, особняки с тонкой деревянной резьбой, украшавшей карнизы, наличники, дверные полотна. Отличительная черта архитектуры Екатеринбурга в это время - широкое использование кованых металлических деталей в ограждениях балконов, кронштейнах, навесах. Деревянная застройка центральных улиц меняется на каменную медленно. В начале XX в. начинают строиться здания Оперного театра (1910-1912), Делового клуба (1912-1913), нового вокзала (1910-1912) и др., выполненные в характерной эклектичной манере.

Таким образом, в формировании архитектуры старого Екатеринбурга можно выделить три основных этапа:

1. 1723 год - конец XVIII в. - развитие Екатеринбурга как завода-крепости и постепенное превращение в уездный город Пермской губернии, а затем в административный центр Урала. 2. Первая половина XIX века (особенно 1830-е годы) - наиболее яркий период градостроительного развития дореволюционного Екатеринбурга. Расцвет архитектуры русского классицизма совпал с укреплением административного статуса Екатеринбурга, усилением его роли как центра горнозаводского Урала. 3. Вторая половина XIX - начало XX века. Екатеринбург превратился в капиталистический город, в его архитектуре отразились сложности взаимодействия стилей и градостроительных принципов того времени - переход от классицизма к эклектике.

2.1. Классицизм в Екатеринбурге.

Архитектуре классицизм в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Во многом классицизм опирался на античное искусство, беря его за идеальный эстетический образец, «золотой век».

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Множество чертежей и фотографий эпохи классицизма искусствоведы собрали в большом томе серии «Стили в архитектуре Свердловской области».

2.1.1. Михаил Павлович Малахов – создатель классического облика Екатеринбурга

Большое значение для архитектурного облика города имело творчество архитектора Михаила Павловича Малахова, работавшего в Екатеринбурге в архитектурном ведомстве Екатеринбургских заводов и оставившего яркий след в архитектуре города первой половины XIX века.

Родился будущий зодчий в Черниговской губернии в 1781 году. Учился сначала в духовной семинарии, потом в народном училище. В 1801 году он успешно закончил Петербургскую Академию художеств.

Официально екатеринбургский период Малахова начинается с февраля 1815 года. В Екатеринбурге широко проявилась эрудиция Малахова-архитектора, его обширные знания в вопросах строительства и проектирования. Михаила Павловича можно считать создателем классического облика Екатеринбурга. 27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих дней, стали годами наиболее плодотворной деятельности. Больше ста построек, созданных по его проектам, украшают многие города и заводы Урала.

В Екатеринбурге сохранились здания архитектора М.П. Малахова:

Проспект Ленина, 37 – бывшая Аптека горного ведомства (1820-1821) – Музей истории камнерезного и ювелирного искусства

Ул. Зеленая роща, 1 – Собор Александра Невского (1838-1852) – действующий православный храм

Ул. Ленина, 26 – Реконструированное здание Главного горного правления (1833-1835)

Набережная Рабочей Молодежи, 3 - дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского (нач. 1830-х) – Областная больница № 2

Ул. Карла Либнехта, 44 – усадьба Расторгуевых-Харитоновых (1794-1824) – Городской дворец творчества детей и молодежи

Огромен вклад Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, под его руководством построены наиболее ценные памятники архитектуры, лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге.

2.2.1. Усадьба Расторгуева-Харитонова на Вознесенской горке

Это самая заметная и живописная постройка в Екатеринбурге эпохи классицизма. Все попытки историков выяснить имя архитектора, который построил этот шедевр, были тщетны. В народе ходила легенда, что им был зодчий, находившийся в заточении в Тобольской тюрьме. За порядочную взятку купец и заводчик Лев Иванович Расторгуев заполучил себе архитектора, пообещал, что если тот выстроит небывалый дворец, то получит свободу. Однако после окончания строительства свое обещание он не сдержал. По преданию, обманутый архитектор то ли сошел с ума, то ли покончил с собой.

Достраивал это здание молодой архитектор Михаил Малахов. «Он вроде бы и следовал канонам: тут и портики с колоннами, и фронтоны, и ротонда – но в целом ансамбль далек от классически строгого и регулярного»1. Разнообразные фасады и формы дома органично стекают с холма к пруду.

Роскошный дворец строился более 10 лет, а вместе со службами и устройством сада – почти 20. Дело было не в средствах – деньги у Расторгуевых водились. Но кроме видимого глазу сооружались невидимые подвалы, переходы, подземные тайники, приспособленные под тюрьмы и казематы. «Это не мифы, это реальность» - считает ученый-геофизик Всеволод Михайлович Слукин2.

Родовое гнездо стало центром семейного клана. Худая слава о нем пошла еще при жизни Расторгуева. Но тихая жизнь здесь закончилась с появлением в семье зятя Петра Яковлевича Харитонова, богатого купца и золотопромышленника, человека необузданного нрава, жестокого, любителя шумных кутежей и развлечений, стоивших иногда жизни кому-нибудь из дворовых.

В 1822 году по жалобам на тиранию хозяев, а также по фактам хищения золота на Расторгуева было заведено дело. Глава дома во время следствия скоропостижно скончался. Богатство унаследовала жена Анна Федотовна, дочери Мария и Екатерина, которые уговорили взять управление заводами в свои руки Григория Федотовича Зотова (свекра младшей дочери Расторгуева).

Гром грянул в 1837 году. По суду наследницы теряют богатства. За зверское обращение с рабочими Петра Харитонова и Григория Зотова ссылают на каторгу на вечное поселение в Кексгольм в Финляндию. Усадьба пустеет, затем некоторые помещения сдаются под квартиры и конторы.

Дом целое столетие был бесхозным, менял квартирантов, и лишь 1 сентября 1937 года уникальный архитектурный комплекс передали детям.В советское время в усадьбе находился Дворец Пионеров, в настоящее время -Городской Дворец творчества детей и молодёжи.

Усадьба — типичный образец городских усадеб первой трети XIX века в стиле классицизма. Композиция её асимметрична, угловое положение главного дома придаёт ей представительный вид с городских улиц. Парк при усадьбе расположен позади дома, имеет искусственное озеро с ротондой на острове. Главные аллеи образуют трёхлучие, в фокусе которого и стоит ротонда.

Красоту усадьбы Расторгуева-Харитонова описал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своем романе «Приваловские миллионы»: «Он (дом) занимал собой вершину горы и представлялся издали чем-то вроде старинного кремля. Несколько громадных белых зданий с колоннами, бельведерами, балконами и какими-то странной формы куполами выходили главным фасадом на небольшую площадь, а великолепными воротами в форме триумфальной арки, на Нагорную улицу. Непосредственно за главным зданием, спускаясь по Нагорной улице, тянулся целый ряд каменных построек, также украшенных колоннами, лепными карнизами и арабесками. Сквозные железные ворота открывали вид на широкий двор, со всех сторон окруженный каменными службами, конюшнями, великолепной оранжереей. Это был целый замок в помещичьем вкусе: позади зеленел старинный сад, занимающий своими аллеями весь спуск с горы»3.

2.2. Эклектика в Екатеринбурге.

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

В советской и российской практике градостроительства эклектикой называют использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей: неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неомавританский стиль.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы.

Долгое время эклектику не рассматривали в качестве самостоятельного архитектурного стиля, она считалась второстепенным явлением, своего рода оформительством фасадов. Особенности архитектуры периода эклектики сводились, главным образом, к декору зданий, а сама она рассматривалась как некое отклонение от чистой архитектуры, связанное с индустриализацией и коммерциализацией процесса строительства.

Гибкость эклектики, ее способность включать в себя почти любые элементы проявляется в Екатеринбурге гораздо более ярко, чем, например, в столичной архитектуре, так как здесь меньшую роль играет требование чистоты стиля. Вместе с этим провинциальной архитектуре свойственен избирательный подход, разумное заимствование новых тенденций. Одновременно большое внимание уделяется сохранению и продолжению собственных традиций.

Если предшествующие стили (барокко, классицизм) представляли собой унифицированную систему правил, которые применялись вне зависимости от традиций региона, то в рамках эклектики впервые появляются возможности выражения и разработки национального стиля, применения бытующих в том или ином регионе архитектурных приемов.

2.2.1. Мельница Борчанинова-Первушина

Неподалеку от железнодорожного вокзала в Екатеринбурге расположено старое массивное здание, выполненное из красного кирпича и украшенное башенками. Это мельница Борчанинова-Первушина – важная достопримечательность города.

В 1907 году предприниматель Александр Борчанинов начал возведение огромной мельницы, мощности которой бы позволяли перемалывать более шести тысяч пудов пшеницы в сутки.

Но Борчанинову так и не удалось полюбоваться своим детищем, ведь уже в первый год постройки мельницы он упал из строительных лесов и умер от тяжких телесных повреждений.

Несмотря на то, что в 1908 году у мельницы рухнули подпорки, в 1909 году ее все же запустили, но уже в 1914 году ее выкупил у Борчаниновых купец Е.И. Первушин.

На сегодняшний день «Мельница Борчанинова–Первушина» относится к объектам культурного наследия регионального значения.

Здание построено в стилевых формах эклектики и украшено рядами окон и рельефом. На углах возвышаются башенки, фронтоны и купола образуют убранства главного фасада. Стены украшены геометрическим орнаментом и фигурной кладкой, что характерно так называемому «кирпичному» стилю.

Здание мельницы имеет вид пятиэтажного дома умышленно. По каким-то причинам Борчанинов хотел скрыть, что в этом месте находится мельница и поэтому принял решение замаскировать её под дом или гостиницу. Возможно, строить мельницу вблизи железнодорожного вокзала было нельзя, либо он вообще хотел таким образом скрыть мельницу и уйти от налогов.

Особенно много зданий в стиле эклектика сохранились в Октябрьском и Ленинском районах Екатеринбурга. Вот некоторые из них:

Ул. Горького, 6 – Дом Скрябиной, 1880 год

Ул. Вайнера,72 (Успенская)/ Куйбышева, 45 (Сибирский проспект) – Доходный дом Денисова, 1900 год – административно-офисное здание

Ул. Белинского, 11 (Никольская) – Дом Дьяконовой в духе эклектики, 1890-е годы

Проспект Ленина, 35 (Главный проспект) – Дом Севастьянова, 1863-1866 годы – Резиденция президента РФ

3.Заключение

«Если вы не бывали в Свердловске,Приглашаем вас в гости и ждем,Мы по городу нашему вместе,Красотою любуясь, пройдем.»

Г. Варшавский «Свердловский вальс»

Мы стараемся сохранить природу, окружающий нас мир, поэтому сейчас создано много фондов по охране животных, природы, чтобы наши потомки не застали мир пустым и изувеченным. Но ведь и культуру нужно охранять! Конечно, для этого существует Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, но ведь многое зависит и от нас.

Культура родной страны создает человека, его внутренний мир, воспитывает патриотизм – любовь к большой и малой Родине. Так давайте же не будем забывать произведения архитектурного искусства старого Екатеринбурга, охранять их, помнить и гордиться историей нашего города, ведь без прошлого нет будущего.

Библиография

  1. Гладкова И. М.

25 екатеринбургских тайн. Очерки. – Екатеринбург: 2003. – 220 с.: ил.

  1. Крживицкая Е. Э., Сергеев А. Ю., Аллахвердиева Н. Б.

Художественная культура Урала: Книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2003 – 248 с.: ил.

  1. Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы. – Москва: 1983. – 448 с.

  2. Мурзина И. Я. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999. – 176с.: ил.

  3. Нечаева М. Ю., Шкерин В. А.Путеводитель по старому Екатеринбургу. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1998. – 64 с.

  4. Постникова Т. В. Античность/ Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 127 с. – (История искусства для детей).

  5. Энциклопедический словарь юного художника Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983. – 416 с., ил.

Приложение №1

«Фотографии»

Резиденция В. А. Глинки

Усадьба Расторгуевых-Харитоновых

Усадьба Рязановых

Усадьба Ошуркова

Приложение №2

«Анкета»

1. Что такое патриотизм?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3. Какие интересные места в Екатеринбурге (дореволюционный период) вы знаете?

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

11 http://www.obltv.ru/news/culture/uralskij_klassicizm_javnyje_oshibki_sozdavshije_stil_jekaterinburga/

22 Гладкова И. М.25 екатеринбургских тайн. Очерки. – Екатеринбург: 2003. – 220 с.: ил – 84 с.

33 Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы. – Москва: 1983. – 448 с. – 157 с.

Просмотров работы: 728