ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК РУССКОГО НАРОДА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК РУССКОГО НАРОДА

Белецкая София Алексеевна 1Кращенко Юлия Александровна 1, 2
1МОУ "Начальная школа п. Дубовое" Белгородской области Белгородского района
2МОУ "Начальная школа п. Дубовое" Белгородская область
Кривцова Светлана Викторовна 1
1МОУ "Начальная школа п. Дубовое" Белгородского района Белгородской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В русской семье ценностным ориентиром и стимулом воспитания детей выступал идеал воспитания. Идеал воспитания представлял собой мысленно возвышенный образ совершенного человека, обладающего определенным комплексом добродетелей. Основные грани идеала воспитания в русской народной культуре наиболее интенсивно отобразились в мифах, пословицах, поговорках, загадках, былинах, сказках, преданиях, легендах, детском фольклоре, песнях, духовных стихах и пр.

Особенные свойства сделали пословицы и поговорки стойкими и нужными в быту и речи.

В пословицах заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей. Например: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» и др. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой и др. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре, в разных речевых применениях обнаруживается подлинная природа пословицы.

«Дрова рубят на поленище, а щепа далеко летит» - основной смысл пословицы направлен на то, что у каждого решительного дела последствия бывают далекие – задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела.

К скольким явлениям в жизни можно применить разные пословицы, тем они и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных ситуаций, случаев.

Пословицы редко бывают спокойными. Они гневаются, печалятся, смеются, плачут, балагурят, учат, негодуют.

«Аппетит приходит во время еды» - потребность в чем-либо, стремление, интерес к чему-либо возрастает по мере того, как испытываешь, узнаешь что-либо.

«Бабушка еще надвое сказала» - неизвестно, сбудется ли предполагаемое, желаемое.

«Береженого Бог бережет» - избежит опасности тот, кто сам бережется, кто осмотрителен.

«Где наше не пропадало» - говорится о решимости сделать что-либо, действуя на удачу, идя на риск.

С давних времен от пословиц отличают поговорки. Обычно поговорками именуют широко распространенные выражения, образно определяющие какие-либо жизненные явления.

Поговорки, как и пословицы, вошли в повседневную речь, вне ее не существует и именно в речи раскрывают свои настоящие свойства. Поговорка в еще больше степени, чем пословица, передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений.

Так поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем». Про располагающего к себе, веселого и дружелюбного человека говорят: «Глянет – рублем подарит». О неясной, запутанной речи или обмане насмешливо говорят: «Семь верст до небес и все лесом» и т.д.

Просмотров работы: 99