СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧАСТУШКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ ЧАСТУШЕК ТОЛЕБИЙСКОГО РАЙОНА ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЗВЕРИНОГОЛОВСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧАСТУШКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ ЧАСТУШЕК ТОЛЕБИЙСКОГО РАЙОНА ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЗВЕРИНОГОЛОВСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нышанбай Б.Н. 1, 0
Амирова Акмарал Комеккызы 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Частушка-самый любимый и распространенный в наше время жанр устного народного творчества.

Как же родилась частушка? Одни ученые считают,что частушка родилась очень давно,что песенки похожие на частушки распевали бродячие артисты- скоморохи еще в ХVII-ХVIII в.в Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века .Частушка не имела единого названия.Новые короткие песенки в разных местах называли по-разному: «Прибаутки», «припевки», «пригудки», «пртговорки», «прибаски».Впервые в печати термин «Частушка» употребил в 1889 году писатель Г.И.Успенский.Но Г.И.Успенский не сочинил,не придумал этот термин,а лишь ввел его в литературный обиход.Термин «частушка-не литературного,не книжного,а народного происхождения.» Частушка-один из видов словесно-музыкального народного творчества.Это короткие рифмованные песенки,в большинстве случаев состоящие из четырех строк,с юмористическим содержанием и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.Ниаболее точную формулировку частушки можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова: «Частушка-народная песенка –четверостишие лирического,злободневного,задорно-шутливого содержания»Невозможно сказать,кто придумал первую частушку,поэтому и говорят,что частушки сложил русский народ.Исполняются частушки под гармонь,баян,балалайку,инструментальный ансамбль,а часто и без всякого сопровождения.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии.Их главное предназначение не в описании каких-либо фактов,а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений.Как и в любом лирическом произведении,мысли и чувства,выражаемые в частушках,не имеют протяженности во времени. «Частушка ,-писал известный собиратель произведений этого жанра В.И. Симаков,-выражает один момент ,одно мимолетное переживание человека в данную минуту».Она необычайно тесно связана с современностью.Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражения и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы,на факты и события,которые волнуют человека сегодня,сейчас, в данную минуту.Частушки появились в сельской местности.Интересно,что первые частушки пели исключительно молодые мужчины.Они собирались и исполняли эти озорные песенки.Сначала частушки были о любви,об отношениях между парнями и девушками.Со временем стали появляться частушки о войне ,о политике,о жизни в деревне.Поэтому ,по теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и общественно-политические.Часто они переплетаются между собой.Сейчас тематика частушек очень широка.Родительницей частушки является русская народная лирическая песня,а ровесницей –гармоника(гармошка,кармонь)

Гармонь-музыкальный инструмент,под который исполняли и исполняют частушки.Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом.На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом,как русская балалайка для иностранцев.Все удивлялись этому чуду.Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно.Постепенно гармоника широко распространилась в России.Она- то и стала сопроводать исполнение частушек.

Первые частушки были зафиксированы в центральной России в 50-60-х годах ХIХ века.Жанр частушки развивался очень быстро.Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым,самым популярным жанром русского фольклора.»

Интерес к частушкам возник у меня на уроках учителя русского языка и литературыАмировой Акмарал Комековны,когда мы проходили тему «Устное народное творчество».Однажды на открытом уроке по теме «Мир частушки Толебийского района » было спето около трехсот частушек,собранных моими одноклассниками,были приглашены авторы и исполнители ,которые проживают в нашей местности,после чего я решила заняться сбором частушек.Оказалось,что нас окружает болшое количество пожилых людей,издавна поющих частушки.Среди них –Нышанова Лидия Ивановна,бабушка моей подруги.Она проживает в поселку Тогус Толебийского района.Ей сейчас уже 80 лет.Я в детстве ходила с бабушкой в гости,слушала как она поет частушки,все смеялись и было весело.Мне нравилось,как пританцовывая,пели,размахивая платочками.А особенно мне нравился мотив:веселый и задорный.В ходе моей работы выяснилось,что вокруг очень много талантливых людей.С научным руководителем мы побывали в гостях у сочинителей частушек.

В современной деревне немало и старинных частушек:они не потеряли своего смысла,как не потеряла смысла любовь и все,что сней связано.Частушки создаются сразу,в зависимости от настроения человека.

Хотя это песенка молодежи,мне удалось услышать их из уст пожилых людей.В них отражены человеческие взаимоотношения,трудовые будни,подвиги и беды,культура,природа и даже политика.Тематика собранных мною частушек о школе,о любви счастливой и неразделенной,про замужество и свадьбу,о войне и политике.

Первые записи из уст моей бабушки были о школе:

Мы спросили Вовочку,

Почему получил двоечку,

Вова хмуро отвечает

Пять пятерок не хватает!

В нашем классе тишина,

Почему-то не слышна,

То линейка упадет,

То резинка пропадет!

Я читаю очень быстро,

В школе все гордятся мной,

Ни один мальчишка в классе,

Не угонится за мной!

Выходи-ка ты Руслан,

Не жалей ботиночек,

Расскажи хороших сколько,

Ты оценок получил?

Есть бездельники такие,

С ними всем одна беда,

Коли б знали в одном классе,

Не учились б никогда!

Ой,подружка, не ругайся,

Ой, подружка,не греши,

Иной раз они бывают

Даже очень хороши!

Ох,девчонки,вы,девчонки

Напрасно вы спорите,

Все равно мы впереди

Вы нас не обгоните!

Ох,уж ,правда,это правда

Мы не станем спорить тут!

Нам ведь с ними веселее

Ладно,уж,пускай живут!

Маша спрятала в кладовку

От родителей тетрадь,

Дружно мыши возмутились

Снова двойку нам жевать

Ох,деревья пожелтели

На ветру качаются,

Ох,каникулы всегда

Быстро так кончаются!

Я подрос на сантиметр

А Витек на целых пять,

А Лариска растолстела

Целым классом не обнять!

Не страдай ,же ты так,Мила

Что все буквы позабыла,

Я же креплюся,что есть сил

Хоть все цифры позабыл!

Посмотрите,там и тут

Гуси-лебеди плывут,

Не по реченьке-реке

А у Оли в дневнике!

Ой,спасите,ой, спасите

Тонет,тонет Трушкин Витя

Вот последний раз вздохнул

Снова в двойках потонул!

Толя хвастался ребятам

Как он лазит по канатам,

Ты канатом не хвались

Ты в учебе подтянись!

Юбку узкую не надо

Оля, в школу надевать,

Ведь обидчику ногою

Ты не сможешь сдачи дать!

Наша Оленька,силачка

По плечу ей тяжкий груз,

Сто кило на ней цепочек

Пряжек,шпилек,разных бус!

Блендамед и даже жвачки

Укрепляют зубы нам,

Почему ж тогда задачки

Кой кому не по зубам!

Ноги длинные,большие

Тренируюсь в беге я,

Почему ж тогда хромает

Успеваемость моя!

Катька,белая ворона

По диктанту снова «пять»,

Не могла ошибки сделать

Чтобы нас всех поддержать!

Я в тетрадь слова писала

Удареньем проверяла

Ударяла,ударяла

Так,что парту разломала

Ох,устала,я устала

Корни целый день копала

Не в лесу и не на грядке

А в словах в своей тетрадке

Вова к богу обратился

Просьбу выполни мою!

Сделай так,чтобы в диктантах

Чу писалось через ю!

Ох,ушам своим ребята

Не должны мы доверять

Хоть мы «А» порою слышим

Букву «О» должны писать

На сегодняшнем уроке

Нас учили отнимать

Разве мог я это слушать

Сидеть смирно и молчать

Ах,мой вовочка-внучок

Знал таблицу на зубок

Зуб тот вырвали у Вовы

И теперь учить все снова?

Дружно учим мы английский

Есть успехи и прогресс

Вместо «да»

Теперь повсюду

Отвечаем хором «есть»

Я не пачкаю тетрадок

И не трачу я чернил

Отдыхать чтоб на уроках

Диктофон себе купил

Я теперь к доске иду

Не боюсь ни грамма,

Отвечаю свой урок

Я под фонограмму!

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать,

У нее на спинке кнопки

Чтоб программы выбирать

У доски я все сбиваюсь

Не могу ответ найти

Может мне из класса выйти

И по новой в класс войти?

Ой,подружки,вы подружки!

Ой,любимые друзья

Мы пропели вам частушки

Вот такие,вот дела!

Тема любви одна из любимых в репертуаре Лидии Ивановны. Ну а как же петь без музыки? Частушке всегда подыгрывала гармонь. Со временем этот инструмент заменили гитара и фортепиано, мелодия которых сейчас часто слышна, когда напеваются частушки:

Гармонист,гармонист

Гармонист-картиночка

Разрешите ,гармонист

Узнать ваше имечко!

Гармонист какой хороший,

Я его приворожу

На его гармонь на нову,

Две ромашки положу!

Моя Милка семь пудов

Не боится верблюдов,

Как увидит верблюда

Убежит ,черт знать куда!

Мне мой милый изменил

Я упала перед ним,

Я упала и сказала:

Слава богу,изменил!

Полюбила я

Черта неумытого,

Приходится покупать,

Мыла духовитого!

Полюбила я его

И не знала,что косой,

Я иду прямой дорогой

А он чешет полосой!

Я цыганочку плясала

Громко топнула ногой,

Все четыре ухажора

Покачали головой!

Ох! Топни ногой

Хоть и правенькая,

Все равно меня полюбят

Хоть и маленькая!

Сколько в доме украшенья

Когда солнышко взойдет,

Сколько сердцу утешенья

Когда миленький прийдет!

Вышивала я платок

Золотые каймы,

Вышивала,говорила:

«Люби,милый,помни!»

« Частушки зарождались между простыми людьми, обычных селян.А в современном мире детская частушка обрела первенство среди различных жанров устного творчества народа. Конечно, частушки бывают разные, но если найти частушки на подходящие темы, беседовать на которые будет интересно и полезно для малыша, то влияние будет очень позитивным. Детскими частушками легко заинтересовать ребенка фольклором и приобщить к народному творчеству. Смешная частушка способна поднять настроение детям.

Частушки – важный элемент фольклора, наряду со сказками, народными песнями, былинами, пословицами и поговорками,прекрасно характеризуют дух народа, его традиции, обычаи, менталитет. Русские народные частушки – одно из наиболее распространённых выражений русского характера, его неиссякаемого юмора, жизнелюбия, стойкости в борьбе с житейскими неудачами. Изучением русского и иностранного фольклора с успехом занимались многие великие русские писатели: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой и другие. Вспомним Владимира Даля, который черпал из народного колодца материалы для своего знаменитого словаря русского языка. Он же составил обширный сборник русских пословиц, справедливо утверждая: «словесная речь человека – это дар божий, откровение: доколе человек живет в простоте душевной, доколе у него ум за разум не зашел, она проста, пряма и сильна; по мере раздора сердца и думки, когда человек заумничается, речь эта принимает более искусственную постройку, в общежитии пошлеет, а в научном круге получает особое, условное значение. Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти. В отличие от сказок, былин, пословиц, которые являются «долговременными снарядами» и рассчитаны на длительное использование в арсенале русского языка, частушки – это «оружие ближнего боя». Они быстро откликаются на какие-то текущие события и часто быстро умирают. С этим связано и то, что в частушках нередко используются самые простые приёмы стихосложения. Часто не выдержаны размеры стиха, отсутствуют некоторые рифмы и т.д. Принято считать, что авторами частушек является народ, хотя, очевидно, исходным материалом частушек является произведение, написанное одним автором. В принципе, частушку может написать почти кто угодно. Достаточно наличия у человека минимального чувства ритма и слуха, и любви к русскому языку. Аудитория слушателей частушек – это всевозможные праздники, свадьбы, застолья. В старых русских деревнях эти праздники проходили на деревенских дворах, улицах, где под гармошку или баян какой-нибудь молодой парень или девушка громко исполнял частушки. Иногда добрые, иногда злые, иногда приличные, иногда солёные. Либо про какие-нибудь деревенские события, либо про какую-нибудь местную знаменитость. Иногда частушки затрагивали и международные политические дела и крупных общеизвестных личностей. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем переменам в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети, поютому работая над сбором частушек я искала исполнителей из числа детей, но таких детей пока не оказалось, поэтому я нашла частушки из интернета, но зато их мы с классом пропели на уроках русского языкаи литературы с учителем Амировой Акмарал Комековной.Я нашла самые лучшие и записала себе очень весёлые детские частушки. . Быть может они бы не обрели такой популярности, если бы не дети, которым сразу понравились эти забавные песенки - детские частушки,смешные и заводные. Ежедневно во время игр они стали напевать веселые строки о том, что видели на каждом шагу Это короткие забавные стишки, в которых с юмором рассказывается обо всем. В некоторых присутствует доля сарказма. Детские частушки очень разнообразны, они смешныеи нравятся всем детишкам дошкольного возраста.Сокращенные песенки непременно вызывают у слушателя улыбку.

Сбор частушек из уст народа я начала со своего места жительства,а также я предлагаю нижеследующиетексты песен,авторами которых являются жители РФ,Курганской области,Звериноголовского района.Почему именно из этого региона?Там проживают родственники мамы моей подруги Совковой Ольги Она по национальности русская.Общаясь с ними через телефон записывала частушки.Их авторы,жители сельской и городской местности.Хочу начать с частушек жительницы г.Челябинска,Пелагеи Агеевой,которая родилась в 1945 году,15 октября.В этих частушках говорится о жизни в селе,и очень много частушек о любви и взаимоотношениях людей.Это плясовые частушки:

Наши мамы,нам читали

Про зайчат и про лису,

А теперь читаем сами,

Про любовь и про луну.

А страна моя родная

Расцветает каждый год!

Расцветае,расцветает

И никак не расцветет!

Я сидела на крыльце

Чистила картошку,

Никому я не скажу

Что люблю Сережку!

Я сидела на комоде

Шила юбочку по моде,

По бокам карманчики

Чтоб любили мальчики!

Арифметика простая

Каждый третий из Китая!

Что же будет через эру?

«Закитаем »всю Венеру!

Села Маша на диету,

И сидит,повесив нос,

Всем девчонкам по конфете,

Бедной Маше-абрикос!

На бензиновом пару

Ваня приобрел пилу,

Не лесник,не гомосек

Ваня просто дровосек!

На компьютере играю

Письма в Африку пишу,

Что же будет я не знаю,

Может негра захочу

Хороша,Настена наша

Руки как лопаты,

Если замуж не возьмут

То уйдет в солдаты!

То ли дворник,то ли кто

Постучал ко мне в окно,

Думал,что мужчина!

Оказалось,Зина!

Я красавицею стала

Много книжек прочитала,

Теперь ребята все подряд

О любви мне гововрят

Частушки-страдания:

Полюбила молодого

Парня очень сильно,я!

И уверена вернется

Снова молодость моя!

Серый дождик за окном

Я же думаю о том,

Как же мне решиться

Все таки жениться!

Кто кричит у нас с утра

До восхода солнца,

Ваня вместо петуха

Орет,раскрыв оконце!

Мыла ножки я в реке

Ключевой водою!

Оказалась,вдруг на дне

Лодочки с тобою!

Не шумите,вы,березки

Дайте милого забыть,

Лучше высушите слезки

Помогите разлюбить!

Ясный месяц озорной

Не подглядывай за мной!

Знает только речка

Где мое сердечко!

Мне колечко подарил

Миленький на праздник,

Говорит,что полюбил,

Ой,какой проказник!

Что стоишь передо мной

Словно лист перед травой,

Лучше бы ты сходил в кино

Надоел ты мне давно!

Я хотела стать моделью

В городе столичном,

Приготовила наряд

Очень симпатичный

Я хотела замесить

Свадебное тесто,

А жених мне говорит:

«Ты моя невеста!»

На базаре я была

Видела Мирона

У Мирона на носу

Каркала ворона

С горки ехала Иришка

Самой быстрою была

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала

Закопченную кастрюлю

Юля чистила песком

Два часа в корыте Юлю

Мыла бабушка потом!

Сшила кукле я халат

Оказался маловат

Сшила мишке башмаки

Оказались велики!

Делу время,делу время

А потехе только час!

Постарайтесь перепойте

И перепляшите нас!

А также у Пелагеи Андреевой очень много частушек о событиях в школе,взаимоотношениях одноклассников,об отношении к учебе:

Маша спрятала в кладовку

От родителей тетрадь,

Дружно мыши возмутились

Снова двойку нам жевать

Ох,деревья пожелтели

На ветру качаются,

Ох,каникулы всегда

Быстро так кончаются!

Я подрос на сантиметр

А Витек на целых пять,

А Лариска растолстела

Целым классом не обнять!

Не страдай ,же ты так,Мила

Что все буквы позабыла,

Я же креплюся,что есть сил

Хоть все цифры позабыл!

Посмотрите,там и тут

Гуси-лебеди плывут,

Не по реченьке-реке

А у Оли в дневнике!

Ой,спасите,ой, спасите

Тонет,тонет Трушкин Витя

Вот последний раз вздохнул

Снова в двойках потонул!

Толя хвастался ребятам

Как он лазит по канатам,

Ты канатом не хвались

Ты в учебе подтянись!

Юбку узкую не надо

Оля, в школу надевать,

Ведь обидчику ногою

Ты не сможешь сдачи дать!

Наша Оленька,силачка

По плечу ей тяжкий груз,

Сто кило на ней цепочек

Пряжек,шпилек,разных бус!

Блендамед и даже жвачки

Укрепляют зубы нам,

Почему ж тогда задачки

Кой кому не по зубам!

Ноги длинные,большие

Тренируюсь в беге я,

Почему ж тогда хромает

Успеваемость моя!

Катька,белая ворона

По диктанту снова «пять»,

Не могла ошибки сделать

Чтобы нас всех поддержать!

Я в тетрадь слова писала

Удареньем проверяла

Ударяла,ударяла

Так,что парту разломал!

Ох,устала,я устала

Корни целый день копала

Не в лесу и не на грядке

А в словах в своей тетрадке

Вова к богу обратился

Просьбу выполни мою!

Сделай так,чтобы в диктантах

Чу писалось через ю!

Ох,ушам своим ребята

Не должны мы доверять

Хоть мы «А» порою слышим

Букву «О» должны писать

На сегодняшнем уроке

Нас учили отнимать

Разве мог я это слушать

Сидеть смирно и молчать

Ах,мой вовочка-внучок

Знал таблицу на зубок

Зуб тот вырвали у Вовы

И теперь учить все снова?

Дружно учим мы английский

Есть успехи и прогресс

Вместо «да»

Теперь повсюду

Отвечаем хором «есть»

Я не пачкаю тетрадок

И не трачу я чернил

Отдыхать чтоб на уроках

Диктофон себе купил

Я теперь к доске иду

Не боюсь ни грамма,

Отвечаю свой урок

Я под фонограмму!

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать,

У нее на спинке кнопки

Чтоб программы выбирать

У доски я все сбиваюсь

Не могу ответ найти,

Может мне из класса выйти

И по новой в класс войти?

Современные частушки:

Наш учитель за порог

У нас кончился урок!

Мы мобильник открываем

По блютузу все играем!

Учим дружно теоремы

Очень уж стараемся

Ведь на следующей неделе

Тесты начинаются

Это что за гром и рев

Бой быков?Забег коров?

Может катастрофа века?

Это в школе дискотека!

Мама пишет мне решенье

Засел папа с сочиненьем

Завтра в школе я пятерку

Получу лишь за сноровку

У меня в тетради буквы

В горы собираются

При проверке сочиненья

Учителя ругаются

На урок тихонько входим

Собираемся,бредем

Знаний мимо не проходим

И с урока не уйдем!

Проводил меня до дома

Раз парнишка незнакомый

Оказалось две недели

Мы за партой с ним сидели

Нижеследующие частушки Анастасии Лопата из г. Челябинска(1987г.р.14 декабря):

Как запомнить все столицы

Где Париж,а где же Ницца,

Не попасть бы Ване в Нил,

Чтоб не слопал крокодил!

Каждый день я в классе

Как на поле боя

Мой соперник Вася

Глаз не сводит с Оли!

В школу я сейчас хожу

Лишь из-за друзей

Всех,с кем я сейчас дружу

Тоже учат в ней

Буду грамотным занудой

После этой школы

А без школы был бы я

Дураком веселым

Вырасту и стану

Я изобретателем,

Мне для этого к учебе

Нужно быть внимательным

Я сижу за первой партой

Шпоры не могу достать

Выше двойки будет вряд ли

Так что можно и поспать!

Вот частушки Светланы Черво,1983 г.р.проживающей в городе Кургане,Российской Федерации:

Ой,ты дядька,член жюри

На себя ты посмотри

И рябой ты, и кривой

Не достоин молодой!

Ой,любимая моя

Я так долго ждал тебя

Думал,потеряю

По тебе страдаю!

Мой миленок как теленок

Только веники жевать

Проводил меня до дому

И не смог поцеловать

В детском садике моем

Мы на утренник пойдем

И для Дедушки Мороза

Дружно песенку споем

Я сегодня рано встала

Сразу к елке побежала

Вот спасибо, Дед Мороз

Что подарки мне принес!

Мой миленок в армии

Служит он в Германии

Ой,боюсь я девочки

Что женится на немочке

На столе стоит стакан

А в стакане таракан

Мама думала малина

Откусила половину

Папа думал огурец

Проглотил второй конец!

Баба Клава суп варила

Маргарина не хватило

Мухами заправила

Вот такое варево!

Николай пример решал,

А Сергей ему мешал

Вот ребята вам пример

Как нельзя решать пример

По геройски Лена с ленью

Воевала целый день

Но,к большому огорченью

Победила Лену лень!

В школе длинный коридор

Костя мчит во весь опор

На скаку его не тронь

Он не Костя-резвый конь!

Дима опыт проводил

С вытравлением чернил!

Мама очень удивилась

-Где же двойка?

-Испарилась!

Вот частушки дедушки моей подруги Совкова Николая Ивановича,1939 г.р.уроженца села Угольное,Орловской области,Российской Федерации :

Как у деда Кузьмича

Душа просит первача

А лицо его с похмелья

Явно просит кирпича

Я весь день страдать готов

Без твоих то пирогов

До того я настрадался

Один нос большой остался

На дворе баран орет

Никто корма на дает

Подожди баран орать

Дай с Валерой постоять

Мое сердце волновалось

Как на Волхове вода,

Вода на время успокоится

Мое сердце –никогда!

Карие глазеночки,

Стояли у сосеночки,

Стояли улыбалися,

Кого-то дожидалися!

Меня милый провожал

У крылечка постоял,

Сколько звездочек на небе,

Столько раз поцеловал!

Мой миленок как теленок

Только разница одна

Мой миленок пьет и курит

А теленок из ведра

Мы смотрели передачу

Лебедино озеро

Выплывает белый лебедь

С мордою бульдозера!

В нашей армии по моде

Одевают всех солдат

Пишет мне жених Володя

Каждый день дают наряд!

Раньще всех Дуняша встала

И поет себе поет

Как же блин она достала

Спать зараза не дает!

Хочет стать фотомоделью

Бабка Ефросиния

Дед старухе говорит

У тебя же рожа синяя!

Частушки Лопата Гали,1961 г.р.,уроженки г.Челябинска,Российской Федерации:

Нынче техника,что надо

Не нужны и сказки!

Мне на сотовый теперь

Шлет весь класс подсказки

Чтобы к солнцу быть поближе

Влез зимою я на крышу

Поскользнулся,наземь хлоп

Спас огромный лишь сугроб

Не хочу кило конфет

А хочу я в интернет

В этом интернете

Пропадают дети!

На моем на дне рожденья

Были все мои друзья

А назавтра все,что было

Помнил только один я!

Друг,играя с нами в прятки

В снегу спрятался,замерз

Пока мы его нашли

Отморозил себе нос!

Я схватил свою собаку

Хотел сделать паровоз

А собака изогнулась

Укусила меня в нос

Собирался на лыжню

Прямо чуть не опоздал

А примчался ,оглянулся

Вспомнил,лыжи то не взял!

Я частушки сочиняю

Сочиняю день и ночь

До того досочинялась

Что становится невмочь

Я хочу стать космонавтом

Бизнесменом хочу стать

Скоро буду я на Марсе

Чупа-чупсы продавать!

Мне компьютер подарили

К интернету подключили

И учусь я в новом мире

Лишь на «пять»и на «четыре!

Ох,деревья пожелтели

На ветру качаются

А каникулы всегда

Быстро так кончаются

Да,ребята дан приказ

Возвращаться нужно в класс

Мы о том давно мечтали

Только тщательно скрывали

Ох,соскучился,поверьте

Больше ждать я не могу

К загорелым однокащкам

С громким криком я бегу!

Не страдай же ты так Мила

Что все цифры позабыла

Я ж креплюся что есть сил

Хоть все цифры позабыл!

Ох,художница ты осень

Научи так рисовать

Я тогда в твоей работе

Тебе буду помогать!

Тучка глупая не знала

Что уж осень здесь настала

Огневой лесной наряд

Ливнем тушит час подряд!

Осень щедрая такая

Всех одарит за труды

Мы на праздник урожая

Принесли ее плоды!

Мы пололи сорняки

Не боясь колючек

Среди нас поверьте нет

Нежных белоручек

Посмотрите там и тут

Гуси-лебеди плывут

Не по реченьке реке

А у Оли в дневнике!

Ох,не любим когда Паша

Отвечает у доски

От его мычаний сонных

Умираем мы с тоски!

Все вышеизложеные частушки,а их больше ста сорока пяти, я собирала из уст людей, ниоткуда не переписывала, просто с теми кого я не могла увидеть мне высылали через ватцап,через камеру телефонов сотовой связи.Очень много из них я записала во время поездки на летних каникулах в гости к родственникам моей подруги в Курганскую область,Звериноголовского района.Предлагаю фото авторов и исполнителей вышеизложенных частушек:

Работая над сбором частушек ,я сделала вывод, что частушка «живет» и сегодня, потому что и молодым и старым нравится их исполнять.Вместе с пением развивается интерес к музыке ,искусству. Все с кем я встречалась,когда собирала частушки –люди старших лет,но у себя в школе я исполняю частушки сама, а также мои одноклассники на конкурсах исполняли их и всем в щколе понравилось. То есть я хочу сказать,что частушки нравятся всем-молодым и старым.Об истории возникновения частушек я познакомила сверстников на внутришкольном конкурсе научных работ ,после чего чаще стали петь их в классе,на уроках музыки и на кружках русского языка.Мне очень хотелось доказать красоту и богатство русского языка,мелодичность и задорность частушек,привить любовь к русскому искусству.Частушки интересны всем,поэтому выполняя свою работу я ставила задачей показать,что частушки пользуются популярностью и в наше время,нельзя допустить,чтобы такие мелодичные песни забылись,оставшись далеко от нас.Особая благодарность моему учителю,которая прививает интерес к русскому языку и литературе,почти на каждом уроке связывает темы уроков с жизнью. Очень часто слышим из ее уст слова- восхищения красотой и богатством,разнообразием русского языка.« Хорошо знавший жизнь и поэзию народа писатель Г.И.Успенский совершенно справедливо писал: «Частушки, собранные тысячами, сотнями тысяч, но разработанные соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, дали прелестную картину нравственной жизни народа.»"

Все тексты,которые я записывала из народных уст ,отражают душу человека,их мысли ,думы и мечты.Когда их поешь,повышается настроение,все вокруг оживает,и понимаешь,как же все таки прекрасна жизнь! В будущем, когда буду учиться в высшем учебном заведении, я работу свою намерена продолжить,потому что у меня еще есть около 300 частушек,которые нужно разделить по тематике.Возможно еще приму участие в подобного рода конкурсах.Думаю,меня ожидает интересная работа по сбору частушек из народных уст!

Список использованной литературы:

1.Лазутин С.Русская частушка.Вопросы происхождения и формирования жанра,-Воронеж.

2.Буртин Ю.О частушках.,«Новый мир»,№1

3.Н.И.Кравцов.,С.Г.Лазутин,Русское устное народное творчество.Москва.Высшая школа,1983г.

4.Из приложения к журналу «Русская литература».Статья «Мир частушки Астраханского края»

Просмотров работы: 124