ЛЮДИ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЮДИ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

Андреева Д.С. 1
1
Гайнутдинова Т.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

За каждым домом, садом, огородом любой частички земли стоит человек. Сел ли однажды за школьную парту первого класса, посадил ли кустик дерева весной - этот человек творит историю, историю своей земли, своего края, поселка, улицы…Кто-то принимает в ней косвенное участие, родившись на этой земле, оставшись на ней жить и работать, продолжая свой род, выращивая новые ветки своего фамильного древа, местоположение которого остается неизменным. А кто-то, однажды вступив на путь дела своей жизни, понимает, что встал на путь служения своему району, и, ощутив острую необходимость изменить его судьбу в лучшую сторону, всю свою жизнь пытается творить историю той частицы земли, на которой он родился. Об этих людях, одно упоминание о которых вызывает уважение и восторг, людях, изменивших историю Гайнского района, сделав ее богаче, достойнее, насыщеннее, и пойдет речь в данной работе.

Кто же они – жители Гайнского района, которые, как и граждане всей страны, являются ее главным богатством?

Человек, которому предназначено воплощать в жизнь планы, связанные с будущим района, несколько другой. Как правило, он хорошо образован: имеет за плечами среднее специальное или высшее образование, иногда не одно. Он профессионал в своем деле и из всех перспектив сознательно выбрал возращение в родные края, чтобы связать судьбу с судьбой малой Родины. Главное же дело – экономическое, социальное или культурное преобразование родной земли и земляков.

В нашей работе мы попробуем рассказать не только о двух личностях, но и о том, какой вклад внесли они в развитие России, выполняя свою учительскую работу, и о том, какие мысли, какие трудности и преграды встречались им на жизненном пути.

Цель работы: на примере Самковой Г.И. и Леонтьевой Л.С. показать жизнь людей, которые развивают нашу родину, вносят большой вклад в Гайнский район.

Объект исследования: личности Самковой Г.И. и Леонтьевой Л.С.

Предмет исследования: биографии Самковой Галины Ивановны и Леонтьевой Людмилы Степановны.

Задачи:

  1. Собрать максимально полную информацию о Людмиле Степановне и Галине Ивановне.

  2. Изучить их биографию, подобрать фото, грамоты, документы, отображающие их заслугу перед районом.

  3. Систематизировать, обобщить материалы, оформив их в виде исследовательской работы.

  4. Выяснить, в чем секрет успеха этих женщин.

При написании данной работы были использованы архивы газеты «Наше время», личные архивы, автобиографические статьи Самковой Г.И, Леонтьевой Л.С., воспоминания родных и близких, книга Вихнина И. «Люди с чистой совестью», Куделко И.П. «Гайнский район: страницы истории».

1. Биографические сведения

1.1. Самкова Галина Ивановна

Родилась 22 марта 1948 г. в д. Чуршино Гайнского района. Мать – Евдокия Васильевна Андреева – учитель начальных классов, проработавшая в сфере образования 47 лет. Отец – Иван Егорович Андреев – торговый работник, участник Великой Отечественной войны. Детей в семье было трое – три девочки.

В школу пошла в 6 лет. Первой книгой в служившей Галине портфелем папиной полевой сумке был не букварь, а история КПСС, которая еле вмещалась в сумку. «И носила я эту книгу гордо в течение недели, ведь она была толстая, притом моя бабушка (неграмотная) одобрила мой выбор, похвалила, что начинаю учебу с такой толстой книги. Правда содержание и мне, и бабушке было непонятно: читать-то обе не умели», - вспоминает Галина Ивановна. Классным руководителем Гали была ее мама с первого класса. В школу родители отправили в 6 лет, рассчитывая на то, что школа займет все свободное время девочки, но Галя все равно убегала на луга, где нарядные колхозницы и колхозники косили, гребли, а осенью убирали горох, осенью с другими девочками катались на комбайне: «Это незабываемо! Поднимут тебя в бункер, куда зерно поступало. Прибавляется зерно, и ты поднимаешься вверх, а потом снова – вниз. Убегали за черемухой, лазили по всем деревьям. К вечеру в синяках, в порванном платье возвращались домой. Ругали, конечно, но что поделаешь, дашь «слово», что на следующий день будешь возле дома, но наступал день, и после школы – опять на поле, в лес».

В 5–й класс Галина пошла в Чажеговскую семилетнюю школу, каждый день в любую погоду ходила 3 км туда и обратно, и так 3 года.

После 7 лет учебы поступила в Кудымкарское педучилище, закончила его в 1965 г., и началась трудовая деятельность в Сергеевской школе (Приложение №1). Сначала учителем начальных классов и учителем музыки. Заочно окончила Пермский педагогический институт, факультет русского языка и литературы, и 51 год работает в своей родной школе, 22 года из них была директором школы.

В 1990 г. награждена значком «Отличник народного просвещения» (Приложения №2, 3), в 2000 году присвоено звание «Заслуженный учитель РФ» (Приложения №4, 5), а в 2011 году – звание «Почетный житель Гайнского района» (Приложение №6).

До сих пор у Галины Ивановны самые теплые воспоминания о первых годах работы: «Коллектив учителей был очень дружным, во всем помогали друг другу, поддерживали друг друга. Успевали учителя везде: и в школе, и в общественной жизни поселка, и дома, ведь у каждого было свое хозяйство. Был девиз у всех: «Если надо – значит, надо». Вспомнишь сейчас обо всем и диву даешься, как все успевали: уроки, помощь Иванчинскому колхозу (косили сено, убирали овощи), лесничеству – в посадке деревьев. А вечером – репетиции, различные собрания: профсоюзные, партийные, подготовка к выборам. Я была председателем женсовета 14 лет. И что удивительно: никогда никто не говорил «не пойду». Успевали и на танцы в клуб. Сколько народу в клубе бывало! Танцы на танцплощадке под открытым небом, баян, гармошка. И пьяных, по-моему, не бывало».

Все выходные они, комсомольцы, трудились, назывались воскресники: грузили чаще дрова, ремонтировали тротуары, вечерами бывали в клубе, занимались художественной самодеятельностью. Выезжали с концертами в другие населенные пункты: Силайка, Серва, Юксеева, конечно, давали концерты и в своем родном поселке (Приложение №7). «Ходили по квартирам, учили мужчин, женщин правильно жить: не употреблять алкоголь, заниматься воспитанием детей, не бегать за чужими мужиками, бабами. (Сейчас бывает стыдновато, зачем мы это делали, ведь у каждого своя личная жизнь, но, правда, были и результаты, особенно по детям). Дежурили по вечерам по поселку», - вот какой была комсомольская жизнь того времени из воспоминаний Г.И.

С особым трепетом Галина Ивановна ждала августовскую учительскую конференцию, ведь эти конференции давали настрой на весь учебный год. Конференцию открывал председатель райисполкома Н. К. Солодянкин или А. И. Таторовский, первый секретарь райкома партии, а затем уже зав. Районо. «Отдыха, конечно, было мало. Может, это и плохо, но об этом и не думала. Зато были незабываемые командировки в Форос, Ижевск, Сыктывкар, Таллин», - признается Галина Ивановна.

Поездку в Форос организовали американцы по теме «Образование и духовность» (Приложение №8). Собирали американцы малые народы – коми-пермяков, коми-зырян и т. д. Только в гостинице, где жила Г.И.Самкова, было свыше 500 человек, да и в других не меньше. В течение 7 дней американские профессора читали лекции, возили на экскурсии и, конечно, в конце встречи подарили памятные подарки. «По их мнению, человек должен пройти три этапа в жизни: 1- это получить прекрасное образование, хорошую работу, семью, т.е. обеспечить всем себя, детей. 2- если есть все у тебя, то надо помочь материально своей родне. 3- если родные будут жить в достатке, то надо помочь людям чужим, которые в этом нуждаются», - делится воспоминаниями Галина Ивановна.

Много было интересных моментов на пути учителя, особенно запомнилась встреча с Борисом Николаевичем Ельциным в Перми: «Я от радости кричала: «Здоровья Вам, Борис Николаевич, здоровья!». Также представился случай поговорить с Б. А. Березовским, несмотря на расстояние: Галина Ивановна в то время была в Кудымкаре, а он - в Лондоне. Собеседники поговорили, поздравили друг друга с Днем Победы. Но хороший учитель не упустит возможности помочь школе, и Самкова Г.И. попросила денег у него на школьные нужды, Березовский же ответил: «Без проблем». Через две недели привезли в Сергеевскую школу 90 тыс. рублей (по тем временам это были большие деньги) и вручили в Доме культуры. Применение деньгам нашли быстро: «На эти деньги купили 14 магнитных досок, спортинвентарь, 2 комплекта школьных парт».

Сегодня Галина Ивановна не просто учитель, но и любимая бабушка, мама. С уважением к ее профессии, к ее любви к родной школе относятся дети, хоть и не пошли по стопам матери. А ведь были моменты, когда дети были недовольны отсутствием мамы по вечерам (собрания, рейды).Старшая дочь Наташа, ей уже 43 года, закончила Пермскую медицинскую академию, сейчас она работает врачом- терапевтом в г.Пущино Московской области, там высоко ценят ее профессионализм. Сыну Андрею 40 лет, он индивидуальный предприниматель. Закончил Кудымкарский лесной техникум, затем Свердловскую лесную академию. Как считает сама Г.И.Самкова, «самая главная черта моих детей – это честность и готовность помочь другому человеку».

45 лет рука об руку Галина Ивановна идут по жизни со своим мужем Самковым Юрием Спиридонович. Семья – это большая работа, совместное преодоление трудностей, невзгод, но все пережили Галина Ивановна и Юрий Спиридонович. Не считают за главное материальное богатство, важно для них тепло и понимание в семье, важен свой дом и свое хозяйство.

1.2.Леонтьева Людмила Степановна

Родилась 8 марта 1960 года в семье, где уже было две дочери. В большой семье Людмила научилась труду и ответственности. Родители Людмилы в числе многих молодых семей стали одними из первых жителей Лесокамска в начале 50-х гг. Молодые люди при­ехали в поселок из своих деревень, чтобы здесь устраивать свою жизнь и работать на новом предприятии - Гайнском ремонтном механическом заводе, который строился тогда в качестве ремонтной базы для техники леспромхозов Коми-Пермяцкого округа. Лесокамск в те годы был оживлен­ным и веселым поселком - много молодежи приехало поднимать завод со всех уголков не только Гайнского района, но и всего Со­ветского Союза. Папа Людмилы, Степан Григорьевич Созонов приехал из деревни Васькино, а мама Елена Якимовна - родом из дерев­ни Чуршино. Оба - коми-пермяки. Степан Григорьевич пошел работать на Ремзавод водителем, потом - механиком. Пройдя все ступени производства, он доработал до главного механика и главного энергетика. Мама трудилась на этом же заводе бухгал­тером расчетного стола.

Бог дал Созоновым пять дочерей. Слу­шалась двух своих старших сестер и приглядывала за двумя младшими. В немногие свободные часы, которые ей выдавались, Люда предавалась своему главному увле­чению - с очередным томиком Жюль Вер­на она забиралась в уединенное место, и углублялась в чтение, которое открывало ей новые миры, другую жизнь. Много меч­тала о путешествиях в разные страны.

В 1967 г. поступила в 1 класс Гайнской 8-летней школы №3. Благодаря своей любознательности, Людмила ходила в школу с удовольстви­ем и училась всегда хорошо. Ее любимыми учителями были знаменитые педагоги, со­ставившие славу Гайнского района и вос­питавшие многие поколения учеников. Это историк Анатолий Александрович Бори­сов, которому впоследствии дали звание Заслуженного учителя России, учитель ма­тематики Галина Федоровна Устюжина.

Лидерские качества Людмилы Степановны ярко прояви­лись уже в школьной общественной жизни. Активная и энергич­ная, она быстро за­служила уважение в школе и была избра­на председателем совета дружины. После этого Людмила уже не представляла себя без общественной работы. В дальнейшем она была комсоргом в Кудымкарском пе­дучилище, куда поступила после оконча­ния школы в 1975 г.

Закончив педучилище, Людмила по распределению пошла работать воспитателем в Кебратский детский сад. Через год Людмила вышла замуж и перешла на работу в детский сад при Ремзаводе, чтобы быть ближе к семье. Еще через год Людмила Леонтьева получает приглашение на должность воспитателя молодежи при клубе Ремзавода, в обязанности которого входила общественная и культурно-массовая работа. По сути же - это была работа заведующего клубом, на которой Людмиле сразу пришлось вплотную заняться хозяйственными вопросами и принять активное участие в строительстве нового здания клуба, которое шло в начале 80-х. Наставниками Людмилы по работе в клубе стали директор завода Григорий Григорьевич Лунегов, главный инженер Степан Иванович Голев, люди, в разное время возглавлявшие профком: главный инженер Геннадий Александрович Осипов, главный механик Леонид Владимирович Кондратюк, начальник отдела технического контроля Владимир Станиславович Черепович. Эти люди - гордость Ремзавода того времени, не делали скидку на возраст или «слабый» пол, всегда были требовательными, и в полном смысле дали Людмиле Леонтьевой, как и многим другим молодым специалистам, путевку в жизнь. Работала в клубе не одна, всегда рядом были ее друзья - комсомольцы: Филиппов Алексей, Канюков Михаил, Шумик Николай, Гайнутдинов Федор, Мизев Владимир.

Одновременно с деятельностью в клубе Людмила поступила учиться на заочное отделение исторического университета имени А.М.Горького. Людмила Степановна вспоминала это время как самые счастливые годы, несмотря на то, что тогда на плечи молодой женщины легло столько всего, и бессонные ночи за стиркой, учебниками или колыбелью сына были регулярными. Надо было как-то сидеть всю ночь, а ведь в те годы не было даже кофе! Лишь поддержка мужа, понимание коллектива, собственная твердость, ну и, конечно, молодость, полная сил, позволили Людмиле Степановне успешно преодолеть тот непростой этап, вырастить сына, получить образование и наладить работу в клубе.

В клубе Людмила Леонтьева проработала 6 лет, став первым человеком 80-х годов, который не ушел с этой работы через несколько месяцев и сумел справиться со всеми проблемами учреждения.

На совещаниях вновь и вновь обсуждали выступления М.С.Горбачева, новые телевизионные передачи: «Взгляд», «Прожектор перестройки», песни И.Талькова. Им, молодым, умны, образованным, очень хотелось, чтобы реформа образования сделала российское образование самым лучшим в мире, а они для этого готовы были свернуть горы. Для начала надо было сделать самое малое - возродить ту школу, где они учились - Лесокамскую восьмилетнюю, которая была закрыта в 1977 году, как неперспективная, и более сотни детей с трудом добирались до Гайнской средней школы, которая находилась в пяти километрах от нашего поселка. Дорога была такая, что даже автобусы-вездеходы застревали в непролазной грязи.

В 1987 г. случилось большое событие для п. Гайны-1 - здесь вновь после долгого перерыва была открыта основная школа. С этого года в Лесокамской школе вместе с начальным звеном стали учиться и старшие классы, которые до этого ездили в Гайнскую школу. В жизни Людмилы Степановны в этом году тоже произошло событие: она получила диплом о высшем образовании. Это совпадение во многом определило ее дальнейшую судьбу: Людмила Леонтьева устроилась работать в новую школу по специальности - учителем истории.

В конце 80-х-начале 90-х в Лесокамской школе складывается легендарный педкол­лектив, который впоследствии с уважени­ем будут называть «старой гвардией». Это были педагоги, которые делали историю Лесокамской школы под руководством Леонтьева Ивана Владимировича, возрож­дали школу из небытия, настоящие энту­зиасты своего дела: Маскалева В.П., Палаухина Н.Г., Кугуелова Н.В., Гайнутдинова Т.С., Мышкина Н.А., чуть позже вливается в коллектив новое пополнение: Шипицина Н.М., Балуева М.А., Кондратюк Т.Л., Шипицин В.А., Мизева О.С., Леонтьева Д. Ф., Якимова Н. И. (Приложение №9).

В жизни Людмилы Леонтьевой это тоже был значимый период: в 1988 г. у нее рож­дается второй сын Степан, а в 1991 г. Люд­мила Степановна после перехода преж­него директора в РАЙОНО возглавляет Лесокамскую школу. Последующее десятилетие стало суровым испытанием для молодого руководителя. После распада СССР в начале 90-х начинают приходить в упадок все социальные институты. Несмотря на все это, с 1992 по 2006 год - период расцвета Лесокамской школы, замечательные страницы ее истории.

Педагогический стаж Людмилы Степановны 23 года, из них 19 лет в Лесокамской школе. Квалификационная категория - высшая. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (Приложения №4, 10), грамотами, дипломами и благодарностями районного отдела образования, администрации Коми-пермяцкого автономного округа, губернатора Пермской области. По отзывам учеников, выпускников, родителей, Людмила Степановна «умная, строгая, хорошо объясняет учебный материал»1994- 1996 гг., были самым тяжелым временем, вспоминает Людмила Степановна, - когда по полгода не выдавали зарплату, не было денег даже купить дрова для школы или заплатить за продукты питания.

Поскольку дело касалось здоровья и благополучия детей, все эти вопросы Людмила Леонтьева решала в чрезвычай­ном порядке, задействуя все ресурсы. С отоплением зимой помогал Гайнский ле­спромхоз (Анфалов Николай Семенович), Ремзавод (Кондратюк Леонид Владими­рович) - давали в долг дрова. Потому что все понимали - если день не топить, то вы­йдет из строя вся система отопления. Про­дуктами для школьной столовой помогали Александр Геннадьевич Созонов, Антусев Владимир Иванович, у которых были ма­газины в поселке. И даже в самые тяжелые годы не было ни одного дня, чтобы в Лесо­камской школе не кормили детей.

В становлении Людмилы Леонтьевой как завуча, учителя, а затем директора ока­зали влияние ее опытные коллеги Ангелина Яковлевна Маковая, возглавлявшая РАЙОНО в конце 80-х годов, директор Харинской школы Татьяна Ивановна Анфалова, а также Галина Александровна Попова. Вы­сокие профессионалы, много лет прорабо­тавшие в сфере образования, они всегда были готовы поддержать коллегу советом и делом.

Благодаря их поддержке, а также своей полной отдаче на работе, Людмиле Сте­пановне удалось не только сохранить Ле­сокамскую школу, но и сделать ее одной из лучших в районе. Л.Леонтьева создала сильную и стабильную команду педагогов и единомышленников, каждый из кото­рых, как и она сама, несмотря ни на какие трудности, был предан школе всей душой. Вместе они добились повышения школь­ной успеваемости, создали единую систе­му школьного и дошкольного воспитания и образования, одними из первых в округе присоединив к Лесокамской школе дет­ский сад, а в 2000 г. ввели в эксплуатацию новое здание школы.

В начале 2000-х г. открывается новый этап в истории страны, появляются национальные проекты. Людмила Леонтьева сразу увидела возможности, которые они дают для развития учреждения, и неза­медлительно начала готовиться к участию. Снова бессонные ночи, кипы заполненных бумаг и докумен­тов... И снова - по­беда! В 2006 году Лесокамская школа стала единственной основной школой в России, которая в рамках нацпроекта «Образование» полу­чила 1 млн. рублей! На эти средства уда­лось не только заку­пить новую мебель в школу и детский сад, но и оборудовать на современном уровне кабинеты физики, химии и истории. На этом подъеме, кото­рый стал достойным финальным аккордом на работе в должности директора школы, Людмила Леонтьева получает при­глашение возглавить Отдел соци­альной политики в администрации Гайнского района. Конечно, жалко было оставлять школу, где за 18 лет работы столько было прожито и сделано. Но Людми­ла Леонтьева понимала - надо раз­виваться и идти вперед. К тому же по правилу, усвоенному еще в ком­сомоле, она подготовила в школе хорошие кадры и достойную смену. Новым директором Лесокамской школы стала Татьяна Леонидовна Кондратюк.

На посту заместителя главы района по социальной политике в сфере ответствен­ности Людмилы Леонтьевой, кроме образо­вания, культуры, оказались сразу несколь­ко новых для нее сфер - здравоохранение, спорт, молодежная политика, а также под­держка социально незащищенных слоев. В числе последних - несовершеннолетние, сироты, ветераны, инвалиды, участники войн и их вдовы. И снова переход на новый уровень работы совпал у Людмилы Сте­пановны с важными событиями для всего Коми округа. В этот период как раз проис­ходит создание Пермского края и включе­ние в его состав Коми-пермяцкого округа. В связи с этим в Гайнском районе запуска­лось большое количество федеральных и краевых программ и мероприятий, в кото­рые Людмиле Степановне пришлось сходу вникать и реализовывать на месте. Опыт, полученный в нацпроектах, позволил Людмиле Леонтьевой быстро сориентиро­ваться и не потерять деньги, выделяемые на развитие социальной сферы района. На ос­нащение и благоустройство одной только Гайнской больницы удалось получить более 20 млн. рублей! Благодаря это­му в больнице сделан ремонт, и она уже дваж­ды успешно прошла ли­цензирование. Во многих школах района за счет дополни­тельного финансирования сделаны сква­жины и подведен водопровод. Гайнская школа в 2012 году получила лицензию - по­сле того, как был сооружен пристрой для новой столовой и сделаны современные ту­алеты. В Харинской школе заменены окна и двери. Отремонтированы клубы в Харино, Данилово, Гайны-1, Усть-Весляне. Все­го за несколько лет на развитие и укрепле­ние объектов социальной сферы удалось привлечь столько средства, как никогда прежде! Тем не менее, прошлый этап был очень тяжелый.

Её деятельность на посту за­местителя главы района при­шлась на годы экономических преобразований. Она смело отстаивала свою точку зре­ния, справедливо требовала от подчинённых исполнения ими должностных обязанно­стей. Как требовательный и знающий все тонкости своего дела руководитель, Людмила Степановна считала, что обя­зательным условием в работе каждого работника является исполнительность.

10 августа на 56 году жиз­ни перестало биться сердце Людмилы Степановны Ле­онтьевой. Людмила Степановна была сильным, опытным и квалифицированным руководителем, сумела завоевать непререкаемый авторитет в коллективе. Навсегда она останется не просто авторитетом у коллег, но и авторитетом в семье, примером разумности, проявлением силы воли, эталоном женщины-руководителя, и просто любимой мамой, сестрой, тетей, бабушкой...

2. Секрет успеха

Может, успех – это врожденное состояние человека или его можно развить? Может, у успешных людей есть свои секреты? Может, они знают что-то такое, что не знают другие? На самом деле, нет никакого особого секрета. Но есть некоторые правила, которые помогают достичь своей цели.

1. Любить свою родину.

«Гайны - моя родина во всех отношениях, - говорила Люд­мила Степановна. - Здесь родилась я, здесь живут мои родные люди. И я сделаю все, что от меня зависит, чтобы поселение про­цветало, чтобы жить здесь было хорошо». Людмила Степановна через всю жизнь пронесла любовь к Гайнам, несмотря на то, что побывать ей удалось во многих странах Европы: и в Германии, во Франции, в Бельгии. Восторгалась она заграничной обстановкой, но дом ощущала только здесь, на берегу реки Камы, в Гайнах.

Галина Ивановна тоже любит свой родной край: «Гайнский район мне очень дорог, ведь это моя родина, здесь я родилась, здесь мои родители. Здесь живут мои дети, внуки.

А район облик свой меняет с каждым годом. Во-первых, это дороги. Как вспомню, как ходили пешком до Гайн, как до Чуршино я ходила по субботам пешком, в воскресенье обратно. У машин только кабины торчали, сутками сидели в Крутом Логу, между Чажеговым и Чуршино. А сейчас, если рассказать детям, они скажут, что это сказки. Какой только транспорт не увидишь. Конечно, хотелось бы асфальта, и, мне кажется, что наступит такое время. В Гайнах была раньше одна столовая, один-два магазина, а сейчас не хватит пальцев на руках и ногах, столько их. Да и вообще, район идет «в ногу» со временем. Но мне очень жаль. Что сельское хозяйство ушло «в неведомую даль». А Кама-то была широкая, пароходы гудели, весь народ выходил встречать и провожать их. А как спешил народ на плавучий магазин, чтобы купить что-то интересное. Весной гудки пароходов слышны были до Чуршино, и всегда охватывала нас какая-то радость».

2. Быть честным с людьми и с самим собой.

«Люди в Гайнском районе какие – то особенные, все красивые. Мне казалось всегда, что учителя и учащиеся нашей школы красивые, самые умные. Да и отличаются они своей добротой. Мне кажется, что я могу зайти в любой дом, начиная с Усть-Черной и до Сергеевского, со всеми я найду общий язык. У меня нет врагов, я всех уважаю. Но не люблю людей, которые обманывают, обкрадывают простых безответных людей. Просто это хапуги», - считает Галина Ивановна.

О Людмиле Степановне отзывались всегда, как о человеке слова, Николай Семёнович Анфалов, п. Гайны, дире­ктор ООО «Верхнекамье- Лес»: «Добросовестная, порядочная, хозяйственная, на первом плане у неё всегда была забота о людях. Сколь­ко бы ни обращался к ней по делам производства, она всегда помогала. Чувствовалась в ней энергия, стремление преобразить нашу жизнь. Она была чело­век слова и дела, свои слова на ветер не бросала».

3. Любить свое дело, быть верным ему.

Несмотря на все сложности педагогической сферы, поменять работу, уйти из родно школы мыслей у Галины Ивановны не было. Зато сейчас одни светлые воспоминания пионерских костров, походов за грибами, ягодами, посадка елочек для Вурламского лесничества, и всегда готов ответ на вопрос «чем вы гордитесь?»: «Я горжусь своими учениками. Представляете, какое это счастье, когда ученики – водители приветствуют тебя улыбкой, машут, машу я им, улыбаемся. Разве это не счастье, в 2-3 часа ночи из других регионов звонки с поздравлениями с Новым годом, с Днем рождения, с 8 марта. А при встрече – обнимания, вопросы, воспоминания. Теплые у меня с ними отношения».

Леонтьева Людмила Степановна, в какой бы должности она ни была, всегда оставалась верна делу общественному, важен был ей народ, в первую очередь, народ, который живет здесь, на ее родине. На должности заместителя главы района по социальной политике Людмила Леонтьева испытывала постоянный натиск: «Закрывайте школы, закрывайте ФАПы, пе­ревозите всех из района в Гайны»! Но Люд­мила Степановна противостояла этому. Ее целью всегда было улучшить жизнь людей там, где они живут. Чтобы Гайнский район всегда оставался местом, где, несмотря на удаленность от центра, живут образован­ные люди с высоким уровнем культуры.

4.Иметь добрую цель в жизни.

Нина Дмитриевна Анфалова, заведующая службой сопровожде­ния семейно-воспита­тельных групп в Гайнском районе, отзывается о Людмиле Степановне, как о человеке целеустремленном: «Мне нравилось в ней то, что она всегда видела цель, зна­ла, как ее достигнуть, и стремилась к ней, шла, не сворачивала, всегда доводила начатое до конца». Цель Людмила Степановна видела четко: сделать мир лучше, а начать хотела с простого: ночное освещение в поселках, асфальтировать главные дороги поселка, построить детские площадки, заменить ветхое жилье.

Самкова Г.И. тоже четко озвучивает свою цель в жизни: «Вышел на дорогу, иди вперед, не останавливайся»! Вот и она уже который десяток

лет сеет в подрастающее поколение разумное, доброе, вечное, не меняя свою профессию педагога ни на какую другую.

Вывод

В нашей работе на примере Самковой Г.И. и Леонтьевой Л.С. мы попытались показать жизнь людей, которые развивают нашу родину, вносят большой вклад в Гайнский район.

Есть такие профессии, с которыми соприкоснулись все или почти все люди. К их числу относится профессия учителя. Данная работа позволила расширить рамки понятия «учитель», показать учительскую доблесть, доказать, что эта профессия была и всегда будет одной из самых достойных. Доказали мы это на примере двух ярких личностей, двух замечательных людей. Эти две женщины - учителя, учителя России.

Поэтапно решая поставленные задачи, мы выявили особые черты характера успешного человека, успешной женщины, успешного руководителя. Попытка собрать максимальную информацию о Самковой Галине Ивановне и Леонтьевой Людмиле Степановне позволила нам раскрыть не только качество руководителя, но и рассмотреть вопрос глубже, а именно указать на умение создать семью, правильно воспитать семью, держать большое хозяйство, женственно выглядеть и иметь непререкаемый авторитет.

Таким образом, данная работа является биографической статьей рассмотренных личностей, копилкой воспоминаний и отзывов, а также неким историческим справочником.

Послесловие

Первые шаги, неудачи, отказы, первые маленькие победы, первые открытые двери, и вот уже ты становишься сильнее, закаленнее, взгляд строже, но увереннее, ты знаешь, как поставить нужные задачи, где найти средства, и как достичь цель, твоя деятельность не остается незамеченной, а вклад в общественную жизнь становится все значимее.

И вот уже какая-нибудь журналистка местной газеты задает вопрос: « А в чем секрет Вашего успеха?»

Держа королевскую осанку, в стильном пиджаке по фигуре, она устало улыбается. Такой короткий, в чем-то даже легкомысленный вопрос...А перед глазами у нее за секунду промелькнули бессонные ночи, лекции, экзамены, трудности в семье, родной клуб, родная школа, администрация и люди, люди, люди, которым нужна помощь, мозаика из всех этих образов почему-то завершилась картинкой старенького родительского дома. Людмила Степановна подняла глаза, и неспешно начала рассказывать о поставленных целях, о том, что срочно надо исправлять, о задачах, цифрах, фактах. И вот уже на следующей неделе на втором развороте газеты выйдет статья и удачное фото неповторимой женщины. И все в этой статье будет доступно и правильно, искренне и открыто. Об одном лишь она умолчит, ведь о таких секретах не рассказывают, не признаются даже самым близким, даже самим себе: это когда ты меняешь уютное потрескивание дров в печке в кругу своей семьи на холодный кабинет с равнодушным телефоном, трубка которого дрожит каждую минуту; когда сидя в рабочем кресле, ты понимаешь, что для тебя общественное почему-то становится важнее личных интересов и от этого почему-то иногда веет холодом, когда коллеги, а порой совершенно чужие люди, занимают у тебя больше времени, чем те, кто родом из детства. Цена успеха слишком высока, но ты почему-то готова заплатить за нее любую сумму, ведь она приводит к тому, что необразованные получают знания, бедные – пособия, больные - здоровье, живущие в ветхом доме - новое жилье, там, где было плохо - становится лучше, гораздо лучше! И это большой вклад в Жизнь.

Людмила Степановна, прочитав статью о себе, откладывает газету в сторону: завтра новый день и новые задачи…

Список литературы

  1. Архивные документы семьи Леонтьевых;

  2. Архивные документы семьи Самковых;

  3. Архивные документы кабинета истории МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа»;

  4. Куделко И. П. Гайнский район: страницы истории. – Кудымкар, 2006;

  5. Вихнин И. «Люди с чистой совестью». – Пермь, «Фристайл, 2009»;

  6. «По дороге в будущее». – Пермь, ООО Астер, 2011;

  7. Общественно-политическая газета «Наше время» - Гайны, 1995; 2010; 2011; 2015.

Приложениие 1

Приложение 2, 3

Приложение 8

Приложение 4, 5

Приложение 9

Приложение 6

Просмотров работы: 313