КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ

Агеев М.Ю. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №43" г. Калуги
Подкопаева В.Е. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №43" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Актуальность.

Почему была выбрана эта тема? На уроке окружающего мира мы узнали, что вода - одно из важных условий жизни на Земле.Часто ребята пьют воду в классе из-под крана. Но я заметил, что пластиковаябутылка, в которую мы наливаем эту воду для поливки цветов, становится тёмной с зеленоватым оттенком. А ведьребятаэту воду пьют?! Я задумался– какую же воду можно пить, не опасаясь за своё здоровье и отчего зависит качество питьевой воды? Какая вода течет в нашем кране?

Проблема:Какую воду мы пьём? Важность этой проблемы определила предмет моих исследований.

Предмет исследования: качество воды из водопровода села Росва, из родника деревни Сокорево, колодца села Росва.

Объект исследования: вода из разных источников: из родника, колодца, водопровода.

Цель работы: изучение свойств питьевой воды в водопроводном кране, роднике и колодце.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

1. Изучить информацию о качестве питьевой воды и способах улучшения качества воды в литературных источниках и сети Интернет.

2. Провести опыты в домашних условиях по определению качества воды из различных источников в моём селе.

Гипотеза:качество водопроводной воды выше, чем качество воды из различных водоемов окрестности села Росва, но качество воды в них (водоемах) можно улучшить.

Методы исследования: анализ литературы, статей из Интернета, опрос и тестирование, наблюдение, исследование физических свойств,жесткости, наличие примесей впитьевой воде, самоанализ и самооценка.

Практическая значимость работы заключается в систематизации знаний по теме исследования, составление рекомендаций по использованию воды.

Участники исследования: учащиеся 3 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» г. Калуги.

Глава I. Вода и ее влияние на жизнь учащихся 3-го класса

1.1. Сведения о воде.

Вода – самое распространённое вещество на Земле. Почти три четверти поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, озёра, реки, а пятая часть суши покрыта снегом и льдами. В атмосфере находится много паров воды. В недрах Земли также много воды, пропитывающей почву и горные породы.

Животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек. Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать 2,5 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 т воды. Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит незначительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха. Прежде неисчерпаемый ресурс - пресная чистая вода – становитсяисчерпаем. Сегодня воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира.

Проанализировав материал из научных источников, я выделил следующие свойства воды:

1. Вода – универсальный растворитель.

2. Вода на Земле присутствует одновременно в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.

3. Вода имеет свойство расширяться при замерзании и это спасает нашу планету от обледенения. Не обладая она таким загадочным свойством, все водоемы промерзли бы до дна.

4. Вода способна быть «живой» и «мёртвой». Талая, магнитная вода – это примеры «живой» воды. Тяжелая вода Мёртвого моря в Израиле или образованная в результате техногенных катастроф – это «мёртвая» вода.

6. Вода обладает памятью. Она способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции.

1.2.Социологический опрос.

Социологический опрос проводился среди обучающихся 3 класса на предмет употребления воды.

В ходе опроса были предложены следующие вопросы:

1. Сколько примерно Вы выпиваете воды в день?

а) только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.);

б) около 1 л, не считая в виде еды;

в) 2 л и более.

2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?

а) да;

б) нет.

3. Какую воду Вы пьёте дома?

а) из родника;

б) из колодца;

в) из водопровода,

г) без разницы.

Были получены следующие результаты (приложение1).

Изучив анкеты, я понял, что большинство учащихся получают воду в виде еды (чай, суп, компот), их интересует качество воды, в основном учащиесяпьют водопроводную воду.

Правильно ли это? И я решил исследовать основные свойства воды в домашних условиях.

Глава II. Исследование свойств воды

2.1. Исследование физических свойств воды из разных источников: из водопровода, родника иколодца.

Исследование физических свойств водыпровёл органолептическим (органами чувств) путём.

1. Определял вкус – пил и выбирал самую вкусную воду. Сделал вывод: уводы нет вкуса. Дело в том, что мы часто слышим от людей, что вода очень вкусная. Просто, когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», — хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

2. Определял прозрачность – рассматривалчерез стаканы, с разными образцами воды, цветную картинку. Сделалвывод - вода прозрачна.

3. Определялзапах - нюхал воду. Сделал вывод: у воды нет запаха. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Свое исследование я оформил в таблице: (приложение 2).

Вывод: Исследуемая вода не имеет вкуса, запаха и она прозрачная.

2.2. Исследование жесткости воды из разных источников: водопровода, родника, иколодца.

Опыт 1. Жесткость воды определял с помощью кипячения. Взял воды из каждого источника по 500 мл. Каждую пробу воды кипятил до 20 минут, пока вода не уменьшилась в объеме втрое.В воде из водопровода и колодца появился осадок, который может приводить к образованию накипи. (Приложение 3).

Вывод: жесткая вода образуется накипь. Накипь выводит из строя дорогостоящую бытовую технику, газовые и электрические котлы на производстве, а также жёсткая вода влияет на здоровье и повышает риск многих заболеваний.

Жёсткость воды можно уменьшить, если добавить в каждый стакан по 1 столовой ложке 9% уксусного раствора.

Опыт 2. Жесткость – определял с помощью мыльного раствора. Чтобы приготовить жёсткую воду развёл в стакане водопроводной воды одну чайную ложку морской соли. Затем в стаканах с образцами водопроводной, колодезной, родниковойи жесткой воды растворил по кусочку хозяйственного мыла (две, три спичечные головки). Во всех образцах получился мутный раствор, кроме стакана с жесткой водой, здесь вода осталась прозрачной. Затем через трубочку подул в каждый раствор. Во всех образцах появилась пена, а в образце с жесткой водой пены нет.

Вывод:При определении жесткости воды с помощью мыльного раствора установил, что вода из родника более мягкая.

2.3. Исследование воды из разных источников: из водопровода, родника, и колодца на наличие примесей.

Опыт 1.Добавилв воду крепкий раствор марганцовки.

Если вода остается розовой некоторое время, а не светлеет, то данная вода сравнительно чистая.

Из опыта видно, что родниковая вода имеет насыщенный цвет, водопроводная менее насыщенный,а самая светлой оказалась колодезная.

Вывод: колодезная вода больше всего содержит различных примесей.

Опыт 2. Образцы воды заморозил в морозилке холодильника. Этот опыт основан на эффекте вымораживания примесей. Заметил, что колодезная и водопроводная вода содержат примеси, а в родниковой их нет.

Вывод: водопроводная и колодезная вода содержат различные примеси, в колодезной воде их больше.

Опыт 3. Все образцы воды пропустилчерез фильтр из ватных дисков. На дисках, через которые пропускали колодезную и водопроводную воду я увидел наличие примесей. Родниковая вода на диске не оставила следа.

Вывод: колодезная вода больше всего содержит различных примесей.

Глава III. Экскурсия на «Калугаоблводоканал»

3. Посещение ГП «Калугаоблводоканал», который занимается холодным водоснабжением в Калуге и Калужской области.

На информационном стенде в здании ГП «Калугаоблводоканал»получил сведения об этапах очистки воды(Приложение 4).

Посетив пробоотборник для лабораторных исследований водыузнал, что вода проходит очистку в 5 фильтрах(Приложение 5).

Отобрав воду, пришёл в лабораторию. С помощью приборов проверил качество воды(Приложение 6).

Заключение

Основываясь на изученной литературе по теме исследования и экспериментальной части работы, были сделаны следующие выводы:

1. Вода обладает уникальными свойствами, имеет важное значение в нашей жизни.

2. Обладая знаниями с детского возраста о жизненной необходимости воды, людидолжны придавать большое значениееё качеству.

3. Изученная мною вода пригодна для питья.

Рекомендации по охране водоемов в с. Росва:

1. Обнаружить все несанкционированные свалки возле рек: Росвянка, Угра.

2. Установить предупреждающие знаки, запрещающие сбрасывание мусора у водоёмов.

3. Выпускать бюллетень о состоянии водоемов.

При выполнении работы я научился:

1. Собирать информацию.

2. Проводить опыты.

3. Сравнивать, анализировать полученные результаты.

4. Делать выводы.

Данные выводы говорят о том, что цели своего исследования я достиг.

Но у меня, при изучении свойств воды появилась новая цель: исследовать влияние воды в нашей местности на здоровье жителей.

Умейте видеть и удивляться! Еще не все открыто!

Вода, как и всё в мире, неисчерпаема!

Список использованных источников информации

1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: Науч. - поп. издание для детей/ - М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2003. – стр. 67.

2. Дорогова Е.М., Знаменская Л.Ф., Майоров В.Д. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение. – М.: Стрекоза, 2009. – стр. 124-125.

3. Я познаю мир: Феномены мира: Детская энциклопедия./ С.Н.Зигуненко – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – стр. 201 – 203.

4.Интернегресурсы.

Приложение 1

Сколько примерно воды выпиваете в день?

   

Интересует ли качество воды?

 

Какую воду Вы пьёте?

     

А

Б

В

А

Б

А

Б

В

Г

7

10

3

12

8

2

3

10

5

Приложение 2

Вода

Вкус

Прозрачность

Запах

однопроводная

Не имеет

прозрачная

Не имеет

родниковая

Не имеет

прозрачная

Не имеет

колодезная

Не имеет

прозрачная

Не имеет

Вывод: Исследуемая вода не имеет вкуса, запаха и она прозрачная.

Приложение 3

Вода из источника

Количество осадков

Вода из родника

Вода прозрачная.

Вода из колодца

Вода прозрачная, на дне стакана белый осадок

Вода водопроводная

Вода прозрачная, на дне стакана слабый осадок

Вывод: из родника вода мягкая, жесткая вода из колодца и водопроводного крана.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Анкета

1. Сколько примерно Вы выпиваете воды в день?

а) только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.); б) около 1 л, не считая в виде еды; в) 2 л и более.

2. Интересует ли Вас качество воды, потребляемой для питья?

а) да; б) нет.

3. Какую воду Вы пьёте дома?

а) из родника; б) из колодца; в) из водопровода.

Просмотров работы: 1824