ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОНЛАЙН-ИГР НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОНЛАЙН-ИГР НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Пяк И.А. 1
1МКООУ "СШИ" г. Тарко-Сале
Кемпа Т.В. 1
1Тарасова, 27
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
АННОТАЦИЯ

ЦЕЛЬ – исследовать положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на психическое и физическое здоровье школьников.

ЗАДАЧИ

  1. Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

2. Провести анкетирование среди учеников с целью выявления психологической игровой или компьютерной зависимости и математически обработать результаты;

4. Провести анализ результатов;

5.Ознакомить учащихся с результатами анкетирования с целью повышения информированности и знаний по данной проблеме и распространить среди учеников памятку с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, ПРОБЛЕМА РАБОТЫ

В современном обществе существует много проблем – это алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, к этому же ряду можно отнести и компьютерную или игровую зависимость. Игра завлекает людей настолько сильно, что они перестают наслаждаться жизнью в реальном мире, и часто не различают мир игры и окружающий мир. Такой человек перестаёт хорошо учиться, работать, вести активный образ жизни, замыкается в себе, очень редко выходит из дома. Но нашей стране нужны полноценные здоровые люди, а значит проблема игровой компьютерной зависимости весьма актуальна в наши дни, и именно эту проблему я хочу разобрать в своей работе.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Вопрос исследования: влияние частых игр на компьютере или телефоне на здоровье подростков.

Гипотеза: частые компьютерные игры оказывают влияние на физическое и психическое состояние человека.

Методы и приемы:

1. Изучение литературы позволило сделать подробнее узнать о проблеме компьютерной зависимости и познакомиться с существующими способами ее решения;

2. Анкетирование позволило выявить время, проводимое за играми учащимися нашей школы, частоту использования смартфона или компьютера, последствия долгого времяпрепровождения подростков за мобильными устройствами;

3. Консультации с медицинским работником и учителем физкультуры способствовали разработке рекомендаций по профилактике неправильной осанки и нарушений зрения у подростков.

Содержание работы:

1 .Введение.

2.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером или смартфоном

3.Признаки развития компьютерной зависимости.

4.Анкетирование учеников нашего класса.

5. Математическая обработка данных и анализ результатов.

6.Выводы.

7. Реализация профилактических мероприятий.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Актуальность исследуемой темы:

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., Интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть – 46% населения или 53,6 млн людей в возрасте от 18 и старше. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост Интернет - пользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%. Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернет - аудитории. В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12–17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей

Сегодня современный телефон стал аналогом персонального компьютера, превратился в непременный атрибут нашей жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносят компьютер и смартфон человеку, не стоит забывать и о их влиянии на здоровье.Дети и подростки зачастую предпочитают телефон или компьютер живому общению, они проводят мало времени на открытом воздухе, меньше играют в подвижные игры, меньше занимаются спортом, что конечно же отрицательно влияет на их здоровье.

Из-за ограниченного реального общения возникают трудности при непосредственном общении, неумении и даже боязни визуального контакта. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость.

Опубликованы результаты первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google (Иллюстрация 1).

Российские подростки обго­няют родителей по частоте использования интернета. Ежедневно пользуются интернетом 89 % подростков 12–17 лет. Одной из причин этого может являться постепенное сокращение ограничений на частоту и продолжительность использования интернета со стороны родителей. Частота использования интернета взрослыми растет: сопоставление данных с результатами исследования 2010 г. показывает, что за три года число не пользующихся интернетом родителей детей 12–16 лет уменьши- лось на 11 %. При этом на 7 % выросла доля тех родителей, кто пользуется интернетом.

Каждый восьмой подросток в будни проводит в интернете 5 часов и больше. В выходные присутствие детей в интернете резко возрастает: такое же время в Сети проводит уже каждый четвертый (Иллюстрация 2).

Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у родителей. Учитывая применение только мобильных телефонов и смартфонов, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок. Это означает, что подростки располагают гораздо бóльшими возможностями по персонализации своего виртуального мира, чем взрослые. Наличие у подростков персональных средств выхода в интернет сокращает возможности не только контроля со стороны взрослых, но и обсуждения в семье совместного опыта использования интернета.

Согласно исследования Фонда Развития Интернет «Интернет глазами школьника» школьники в большинстве проводят в Интернете до трех часов в день, при этом 23% школьников проводят в Сети более трех часов. Стоит отметить, что десятая часть опрошенных пользуется Сетью более пяти часов в день (Иллюстрация 3).

Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

Но нельзя отрицать и положительного влияния компьютерных игр. Игры- стратегии, логические игры развивают мышление, память, воображение, математические способности, заставляют думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации.

Основные вредные факторы,

действующие на человека за компьютером или смартфоном.

  • Сидячее положение

  • Воздействие электромагнитного излучения техники;

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • Перегрузка суставов кистей;

  • Стресс при потере информации.

Сидячее положение

Хотя за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Долгая игра в телефоне еще пагубнее сказывается на опорно-двигательном аппарате, неправильная поза и освещение ухудшают зрение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Отечественные учёные установили, что нервная система человека чувствительна к электромагнитному полю, которое помимо своего теплового действия при значениях ниже пороговых обладает «информационным» эффектом. Наиболее подвержены воздействию электромагнитного поля нервная, иммунная, эндокринная и половая системы, утверждают эксперты.

Болезнь, которую, судя по результатам российских экспериментов, вызывает данный вид излучения, назвали «радиоволновой». Среди её симптомов: слабость, утомляемость, головная боль, нарушения сна, ослабление памяти, вегетативные нарушения, гипотония, аритмия.

Расстояние менее 70 см от экрана считается опасной зоной для пользователя ноутбука или стационарного компьютера. В ходе экспериментов, проведенных в Институте биофизики ГОСНЦ Минздрава РФ, было установлено, что после разговора по мобильнику изменяется электрическая активность головного мозга. Ученые давно установили, что мобильная связь - источник вредного электромагнитного излучения для здоровья человека. В настоящее время доказано, что электромагнитные волны стимулируют изменения на клеточном уровне, вызывают нарушения генного порядка, способствуют появлению больных клеток и болезнетворных опухолей. Мобильники опасны не высокой мощностью излучения, а близостью к телу человека. Поэтому, держа телефон у уха, мы негативно действуем на головной мозг, нося его в кармане рубашки – на сердце, в кармане брюк – на репродуктивную функцию и т.д. Свести к минимуму вред мобильного телефона, можно не заряжая его рядом с собой, выключая на ночь, а также покупая современную, отвечающую стандартам безопасности, модель в магазине.

Проект содержания официальных рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации для населения, использующего сотовые телефоны, и юридических лиц, ведущих деятельность в области сотовой связи.

1. Не использовать сотовые телефоны детям и подросткам до 16 лет.

2. Не использовать сотовые телефоны беременным, начиная с момента установления факта беременности и в течение всего периода беременности.

3. Не использовать сотовый телефон лицам, страдающим заболеваниями неврологического характера, включая неврастению, психопатию, неврозы, клиника которых характеризуется астеническими, навязчивыми, истерическими расстройствами, а также снижением умственной и физической работоспособности, снижением памяти, расстройствами сна, эпилепсией и эпилептическим синдромом, эпилептической предрасположенностью.

4. При использовании сотового телефона принимать меры по ограничению воздействия электромагнитного поля, а именно ограничить продолжительность разговоров (продолжительность однократного разговора - до 3 мин), максимально увеличивать период между двумя разговорами (минимально рекомендованный - 15 мин), преимущественно использовать сотовые телефоны с гарнитурами и системами "свободные руки" ("hands free").

Воздействие на зрение

Работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Они реагируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Еще больше глаза напрягаются, когда человек смотрит на маленький экран смартфона. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.

Последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Перегрузка суставов кистей рук

При постоянной работе за компьютером в пальцах рук возникает онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.

Главная причина - длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. Карпальный туннельный синдром поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи компьютера или игроки делают резервные сохранения информации. А ведь действие вирусов, неожиданный сбой в работе компьютера или банальное отключение электричества может привести к потере данных. Из-за этого человек конечно же нервничает, а игроки с зависимостью могут даже впасть в состояние стресса

Признаки компьютерной зависимости

(игровой зависимости, интернет зависимости)

Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие: • Нежелание человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) отвлечься от работы на компьютере или компьютерной игры;• раздражение человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) при вынужденном отвлечении;• неспособность человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;• расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;• забывание человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;• пренебрежение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;• злоупотребление человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), кофе и пр.;• готовность человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;• ощущение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), эмоционального подъема во время работы с компьютером;• обсуждение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми. Физические симптомы компьютерной зависимости: • Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки в области запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц). • Сухость в глазах. • Головные боли по типу мигрени. • Боли в спине. • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. • Пренебрежение личной гигиеной. • Расстройства сна, изменение режима сна.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Я провела анкетирование учеников нашей школы – 62 человека, возраст— 10-17 лет.

Исследовалось:

--время, проводимое за компьютером, частота использования компьютера или смартфона

--имеется ли зависимость от компьютера

-выявление симптомов заболеваний, связанных с долгой игрой на компьютере или смартфоне

--влияние компьютера на развитие интеллекта

Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Твой пол: □ – муж., □ – жен.

  1. Сколько тебе лет? _________

  1. У тебя есть компьютер или смартфон (телефон)?

□ – да □ – нет □ – скоро будет

4. Играешь ли ты в игры на телефоне или компьютере?

□ – да □ – нет □ – очень редко

5. Как ты считаешь, вредит ли компьютер или телефон твоему здоровью?

□ – да □ – нет

6. Сколько времени ты тратишь на игру?

□ – меньше 30 мин. □ – 2 часа □ – больше 2-х часов □ – больше 4-х часов

7. Сколько раз в день ты заходишь в игру? _______________

8. Бывает ли у тебя головная боль, усталость от долгой игры?

□ – да □ – нет □ – иногда

9. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:

□ – погулять □ – поиграть за компьютером □ – почитать □ – другое

10. Когда ты играешь в игры, обращаешь ли ты внимание на свою осанку, освещенность в комнате?

□ – да □ – нет

11. Как ты учишься в школе:

□ – на 4-5 □ – на 4-3 □ – на 3 и ниже

12. Как ты считаешь, есть ли у тебя игровая или компьютерная зависимость?

13. Делаешь ли ты зарядку во время игры на компьютере или телефоне?

□ – да □ – нет

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ и

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Вопрос компьютеризации учеников.

97% школьников пользуются компьютером или смартфоном

Один ученик указал. Что не играет ни в какие компьютерные игры.

50% проводят за компьютером – меньше 30 мин. в день,

33%-- проводят за компьютером 2 часа,

15%-- проводят за компьютером больше 2-х часов

17%-- проводят за компьютером 3 чел.— более 4-х часов в день.

98% учеников— используют компьютер или смартфон для игр.

Причем 2% заходят в игры более 8 раз за день

  1. Зависимость от компьютера.

89% школьников предпочитают непосредственное общение с друзьями,

11% отдали предпочтение игре по сравнению другими занятиями,

  1. Информированность учеников о правилах работы за компьютером и их выполнение.

58% учеников не делают зарядку для глаз и спины во время игры на компьютере или смартфоне

45%.—, указали, что у них появляется головная боль или усталость от долгой игры.

И всего 6% учеников считают, что компьютер или смартфон вредят их здоровью.

  1. Влияние компьютера на развитие интеллекта.

Исследуя успеваемость учеников нашей школы по ответам в анкетам, я выяснила:

19% учатся на «4» и «5».

Чтобы убедиться в результатах анкетирования, я обратилась в школьный медпункт. Там подтвердили, что действительно основными заболеваниями учеников нашей школы являются заболевания опорно двигательной системы (сколиоз) и ухудшение зрения. Эти данные ещё раз подтверждают негативное воздействие гаджетов на здоровье.

ВЫВОДЫ

Проведя исследовательскую работу и изучив литературу по вопросу влияния компьютера на физическое и психическое здоровье школьников я выяснила, что компьютерные игры оказывают как положительное влияние (развивают память, мышление, математические способности, заставляют думать, анализировать различные ситуации, помогают ориентироваться в потоке информации), так и отрицательное влияние (вызывают компьютерную зависимость), что может привести к нарушению психики, развитию синдрома игромании.

При несоблюдении санитарно—гигиенических правил работы за компьютером страдает физическое здоровье- ухудшается зрение, осанка, вплоть до искривления позвоночника, развивается ожирение, появляются головные и мышечные боли).

Проведя анкетирование учеников нашей школы и проанализировав полученные результаты, я пришла к следующим выводам:

  1. 97% учеников имеют дома компьютер.

  2. 4 человека из класса проводят за компьютером более 4-х часов в день, остальные- значительно меньше. Я думаю, что это связано с тем, что большинство наших ребят во внеурочное время занимаются в кружках и спортивных секциях.

  3. Почти все опрошенных использует компьютер для игр, что обосновывает низкую общую успеваемость в школе.

  4. Несмотря на огромные возможности использования современных компьютеров и смартфонов, большинство учащихся используют их для игр, что объясняет проблемы во взаимоотношениях. В школе есть застенчивые, закомплексованные дети, и я считаю, что частое времяпрепровождение за играми является тому причиной. Мне кажется, что надо задействовать таких учеников во внеклассных мероприятиях, чтобы они поняли, что реальное общение со сверстниками намного интереснее и полезнее игр.

  5. Анализируя вопросы анкеты, связанные с зависимостью от компьютера, я пришла к выводу, что всего 6 % учеников осознают, что имеют компьютерную зависимость, но у 15% опрошенных присутствуют признаки зависимости. Надеюсь, что ребята правдиво отвечали на эти вопросы, в любом случае анкета заставит каждого задуматься над опасностью психической зависимости от компьютера.

  6. И последнее, 66% школьников считают, что их компьютер не вредит их учебе, что опровергается информацией об оценках, а это означает, что опрошенные школьники не осознают, как вредят частые игры их учебе.

  7. Не смотря на низкое осознание зависимости, 45% страдают от головной боли или усталости. Многие школьники знают о правилах работы на компьютере и об угрозе здоровью, но только 42% стараются выполнять эти правила,

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Ознакомление учащихся нашего класса с результатами анкетирования с целью повышения информированности по данной проблеме.

  2. Распространение среди учеников нашей школы памятки с комплексом упражнений

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению болевых ощущений, достаточно выполнять несложные упражнения и делать короткие перерывы.

Изучив различные физические упражнения, помогающие снять напряжение в спине и глазах, я выбрала несколько самых действенных, которые можно выполнить в любом месте любому пользователю

Памятка для учеников

 

Медленные повороты головы вправо/влево

 

Медленные наклоны головы вправо/влево

 

Круговые движения плечами по часовой стрелке/против часовой стрелки

 

Наклоны тела вправо/влево, сидя на стуле

 

Упражнение для глаз у окна.

Выбрать точку на стекле и, глядя попеременно то на саму точку, то сквозь точку вдаль, тренировать мышцы глаз.

Используемая литература и Интернет-источники:

  1. Королева Д.Е., Новичихина Е.В., «Интернет-зависимость, компьютерная игромания – глобальная причина развития гиподинамии молодежи XXI века».

  2. Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова, «Результаты Всероссийского исследования «Цифровая компетентность подростков и родителей», Москва 2013, Фонд Развития Интернет Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

  3. Официальные рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации для населения, использующего сотовые телефоны, и юридических лиц, ведущих деятельность в области сотовой связи.

  4. Гриффит В., Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. -1996. - Вып.54. - № 183.

  5. Платов А., « Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров».

  6. Сайт центра психологии профессора Малыгина http://www.psypodderjka.ru.

  7. Страница психотерапевта И.Ю. Рассказова http://www.psyline.ru/inzav.htm.

  8. Сайт познавательного открытого журнала, статья А. Панюлайтите «Влияние компьютерной зависимости на психику подростков http://познавательный.рф/all/vlijanie-kompyuternoi-zavisimosti-na-psihiku-podrostkov.html

Иллюстрация I.

Иллюстрация II.

Иллюстрация II

Просмотров работы: 1498