РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дейнеко А.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г.Снежногорска Мурманской области
Хиневич Е.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г.Снежногорска Мурманской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

«Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести специально

для целей образования».

Энтони Маллан

Актуальность исследования. Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют: оптимизировать проведение занятий, практических и лабораторных занятий по дисциплине, особенно объяснение нового материала; использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне; осуществлять повторно передачи учебного материала; повысить развивающий потенциал занятий. Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и т. д. Главная задача – найти им место в системе занятий. Так, с целью работы на интерактивной доске и вовлечения учащихся 7 класса в процесс освоения материала по русскому языку разработаны интерактивные тренажёры. Почему по русскому языку?Всем нам известно из СМИ, что грамотность населения падает, например, по итогам «Тотального диктанта» в 2016 на отлично написал только 1% участников. Этот факт и делает данную исследовательскую работу актуальной.

Цель исследования – изучить компьютерные программы, которые можно использовать для разработки интерактивных тренажёров по русскому языку в 7 классе к учебнику Барановой М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.

Цель определила следующие задачи:

1) Исследовать научную и периодическую литературу по данной теме;

2) Познакомить учащихся 7 класса МБОУ ООШ №269 с интерактивными тренажёрами;

3) Провести анкетирование учащихся, проанализировать результаты и сделать выводы:

4) Разработать рекомендации по разработке интерактивных тренажёров.

Объект исследования. Внедрение компьютерных программ в учебном процессе.

Предмет исследования. Использование компьютерных программ для разработки интерактивных тренажёров по русскому языку в 7 классе к учебнику Барановой М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.

Гипотеза. Мы предполагаем, что интерактивные тренажёры помогут обучающимся лучше усвоить учебные материалы по русскому языку, что повысит успеваемость и грамотность учащихся.

Новизна. Для разработки интерактивных тренажеров по русскому языку и внедрения их в учебный процесс, была использована программа MS PowerPoint. Автором разработаны интерактивные тренажёры к учебнику Барановой М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.

Методы исследовательской работы:

В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как:

1) Работа с различными источниками информации, такие как словари, журналы, научная литература, интернет-источники.

2) Описание, сбор, систематизация материала.

3) Наблюдение, анализ и сравнение.

4) Анкетирование.

5) Моделирование.

Формы фиксирования результатов

  • Построение диаграмм.

  • Составление процентных статистических данных.

  • Разработка интерактивных тренажёров.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на информатике, на уроках русского языка в 7 классе, а также для широкого круга читателей, заинтересованных данной темой. Исследовательская работа имеет выраженную практическую направленность, так как внедрение интерактивных тренажёров в учебный процесс повышает эффективность обучения (в школе и дома), обогащает детей знаниями в области технических и гуманитарных дисциплин.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.  
    1. Что такое «Интерактивный тренажёр»?

Информационно коммуникативные технологии играют значительную роль в жизни современного общества. В образовании они открывают совершенно новые способы обучения и являются одним из инструментов обновления и модернизации образования. Сегодня информационная компетентность обучающих является не только одним из условий их успешной социализации в обществе, но и необходимостью для качественного освоения учебных предметов. Осуществлению этой цели содействует использование на уроках и вне занятий учителем различных интерактивных тренажеров. Часто тренажерами называют оригинальную методику обучения, контроля и оценки знаний обучающихся, предлагающую ученику комплект заданий на определенную тему с проверкой правильности их выполнения.

Как одна из методик обучения, тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

  • Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Интерактивный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего. Т.к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (как тестирование) превосходит все остальные формы педагогического контроля.

  • Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие интерактивные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.

  • Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.

  1.  
    1. Внедрение интерактивных тренажёров на уроки русского языка

Использование интерактивных игр на уроках русского языка с точки зрения

педагогов и психологов способствует повышению интереса учащихся к

изучению учебных предметов, построению их индивидуального образовательного пути.

Самой простой для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки и проведения урока является программа для создания компьютерных презентаций Power Point. Интерактивные тренажеры, созданные при помощи программы презентаций Power Point, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание учеников, делают легче процесс восприятия и запоминания информации. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, показанный в ярком, интересном и доступном для него виде, да еще в форме игры, вызывает интерес у обучающегося. В этом случае применение интерактивного тренажера становится особенно разумным, так как он предоставляет информацию в привлекательной для обучающегося форме. Тем самым тренажер не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его понятым и долговременным. Интерактивные тренажеры помогают объединить учебный материал, включив в тренажер переход к дополнительному материалу по изучаемому предмету. Это позволяет несколько расширить материал самостоятельно изучаемого параграфа учебника. А иллюстративный и текстовый материал тренажера помогает акцентировать внимание обучающего на важнейших моментах изучаемой темы. Более того, презентация-тренажер позволяет скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что помогает построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

  1.  
    1. Преимущества и недостатки использования интерактивных тренажёров

Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты:

  • Учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом;

  • сокращается время выработки необходимых навыков;

  • увеличивается количество тренировочных заданий;

  • легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Недостатки применения тренажёров обусловлено следующими факторами:

  • Достаточно высокой стоимостью и недостаточным количеством оборудования которое может быть использовано для решения учебных задач, затратами на эксплуатацию реального оборудования;

  • ограниченностью временного ресурса на подготовку оборудования к использованию;

  • большой сложностью изменения параметров оборудования и среды, сложностью введения нового технологически усовершенствованного оборудования;

  • необходимостью выработки устойчивых практических навыков при работе с оборудованием.

Выводы по теоретической части исследования

Подводя итог, можно сказать, что интерактивный тренажер – это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Тренажеры можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.

Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения сегодня очевиден многим, потому что они позволяют:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке,

  • выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения,

  • наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка,

  • формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность.

Благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Таблица 1.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

- изучить научную, периодическую литературу,

- официальные сайты.

  • - самостоятельное размышление;

  • -изучение информационных источников;

  • поиск необходимой литературы.

март

2017 – август 2017

2 этап.

Практическое исследование проблемы

- изучить программы для разработки интерактивных тренажёров

-.провести анкетирование школьников МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области

  • - наблюдение;

  • - анализ;

  • -сравнение;

  • -анкетирование;

- мастер-класс.

май

2017 – сентябрь 2017

3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

Разработать:

- рекомендации;

- собственную анкету.

- презентация и мастер-класс интерактивных тренажёров по русскому языку.

  • систематизация;

  • отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

Май 2017 сентябрь 2017

2.2. Программы для разработки интерактивных тренажёров

MSPowerPoint

Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать презентации на компьютере и демонстрировать их в виде слайд-шоу.

MicrosoftPowerPoint 2003

MacromediaFlash

Программа Macromedia Flashслужит для работы с анимацией, использующая технологии векторной графики.

Macromedia Flash 2008

Adobe Flash

Adobe Flash - мультимедийная платформа компании Adobe Systems для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций.

AdobeFlashCC

Unity3D

Unity — это интегрированная среда для разработки двух и трёхмерных приложений и игр, работающий под операционными системами Windows, Linux и OS X.

Unity3D 5.1 PRO

2.3. Описание этапов работы в программе PowerPoint интерактивного тренажёра.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

2.4. Анкетирование школьников МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области. Выводы по результатам анкетирования

Изучив теоретический материал, мы перешли к практическому исследованию темы. Для этого мы составили анкету для учеников 7 класса МБОУ ООШ №269 (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) с целью определения, что они знают об интерактивных тренажёрах, хотели бы они использовать их для закрепления полученных знаний и т.д. В анкетировании участвовало 27 респондентов. После проведения анкетирования, мы провели анализ анкет и сделали соответствующие выводы (ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

Большинство учеников (54%) знают, что такое тренажёр, это комплекс программ, в основу которых лежит оригинальные правила оценки знаний. Все опрошенные в равной степени предпочитают использовать как компьютер, так и планшет и телефон. 97 % школьников хотели бы, чтобы тренажеры использовались на уроках русского языка. Большинство ребят (76%) хотели бы сами разрабатывать интерактивные тренажеры.

Анализируя результаты анкетирования школьников г. Снежногорска, можно сделать вывод, что большинство опрошенных учеников могут и хотят заниматься по тренажерам русского языка.

2.5. Рекомендации разработке интерактивных тренажёров

При разработки интерактивного электронного тренажера с помощью программы презентаций Power Point необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Найти тему, которая обычно вызывает затруднения у большинства учеников, и отметить в ней то умение, которое необходимо отработать.

  • Придумать тему для тренажера с подробным описанием работы с ним (инструкцией) для ученика.

  • Разработать задания для тренажера, чтобы обучающийся выполнял задания с использованием определенного правила, т.е. осознанно, а не механически выбирал правильный ответ. Хотя задания для тренажера составляются однотипными, но для обучающегося задания должны быть непредсказуемыми.

  • При неудачном прохождении тренажера необходимо предложить ученику пройти тренажер еще раз, но только после повторного изучения соответствующей темы курса.

  • Сделать тренажер так, чтобы действия, которые будет выполнять обучающийся при работе с тренажером, не формировали у него неверных представлений. Исключить возможные ошибки, неоднократно апробировав тренажер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что цель нашего исследования достигнута – мы познакомились с программами Microsoft PowerPoint, Adobe Flash, Unity3D, GameMaker.

Решены поставленные задачи:

1) Освоили научные и периодические материалы по данной теме;

2) Представил учащихся 7 класса МБОУ ООШ №269 с интерактивными тренажёрами по русскому языку;

3) Разработали авторские интерактивные тренажёры по русскому языку для 7 класса;

4) Выполнели анкетирование учащихся, проанализировали результаты и сделали выводы;

5) Сформулировали рекомендации по разработке интерактивных тренажёров.

По ходу исследования мы предполагали, что интерактивные тренажёры помогут обучающимся более качественно усваивать материал по русскому языку в учебном процессе. Наша гипотеза подтвердилась, это доказывают результаты по анкетированию, личный полученный опыт учащихся, отзыв учителя по русскому языку и литературы.

В перспективе данного исследования, мы рассчитываем изучить мобильные приложения Game Maker, Clickteam Fusion Developer, программы Unity3D, Cocos 2D-X и разработать интерактивные тренажёры по русскому языку для мобильных телефонов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брыскина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. / Волгоград: Учитель, 2011 г.

  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / Н.К. Винокурова - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2006 г.

  3. Усенков Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока. / Информатика и образование. – 2006 г. - № 2.

  4. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/01/25/tvorchesko-issledovatelskiy-proekt-sozdanie – Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

  5. http://novainfo.ru/article/4403 NovaInfo — это рецензируемый научный журнал

  6. https://4create.ru/games/android-ios/ - программы для создания игр на телефон

  7. https://open-lesson.net/1011/ - Интерактивные методы обучения

  8. http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/sozdanie-trenazherov-v- programe-powerpoint-poshagovaja-instrukcija-s-foto.html – Статья, с пошаговым созданием интерактивной игры

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Описание этапов работы в программе PowerPoint интерактивного тренажёра.

1. Выбрав тему, по которой Вы будете составлять тренажер, можно подобрать соответствующие картинки и сохранить их в папке, созданной на компьютере (изображения можно найти в сети интернет). 2. Откройте программу Microsoft Office PowerPoint на компьютере. 3. Для начала выберите фон вашей презентации. На вкладке Дизайн я выбрал фон Аспект.

4. На титульном слайде напишите заголовок, подзаголовок слайда, который может включать запись задания или данные автора, по желанию, перейдя на вкладку Главная, можно изменить шрифт, его размер, цвет.

5. Далее нужно создать еще один слайд, для задания.

6. После создания слайда нужно вписать задание, с выделением слова в котором нужно объяснить орфограмму.

7. И варианты ответов для орфограммы

8. И то же самое сделать со всеми остальными слайдами.

9.Теперь нужно создать слайд, на который ученик будет автоматически переходить, при нажатии на неправильный ответ.

10. Создаем гиперссылки на слайды, в зависимости от ответа.

Если ученик нажимает на неправильный ответ, то переходит на слайд с надписью «Неверно», если же ученик ответил верно, то он переходит на следующий слайд

11. Чтобы создать гиперссылку нужно выделить кнопку, и нажать на «Добавить гиперссылку».

12. Так как вариант «н» - неправильный, то выбираем 12 слайд с надписью «Неверно»

А при нажатии «нн» должен перейти на следующий слайд.

13. При выборе ответа на последнем слайде с заданием, должен осуществиться переход на слайд с полным текстом, без пропущенных букв.

14. Показ слайдов.

15. При нажатии на правильный ответ, включается следующий слайд.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Бланк анкеты для учащихся 7 класса МБОУ ООШ №269

Уважаемые учащиеся 7 класса, благодарим Вас за проявленное внимание к данному анкетированию!

Ваши ответы будут использованы в научных целях.

  1. Что Вы знаете об интерактивных тренажёрах?

А) ничего не знаю;

Б) слышал о них, но никогда не использовал;

В) часто использую для повторения пройденного материала;

Д) другой ответ________________________________________________________________

2. Чем Вы чаще всего пользуетесь:

А) компьютером;

Б) планшетом;

В) телефоном;

Д) другой ответ________________________________________________________________

3. Сегодня мы подробно поговорили об интерактивных тренажёрах, Вы хотели бы использовать их?

А) да;

Б) нет.

4. Хотели бы Вы самостоятельно создать интерактивный тренажёр по любой теме из школьной программы?

А) да;

Б) нет.

Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Диаграммы по результатам анкетирования семиклассников МБОУ ООШ №269

  1. Что Вы знаете об интерактивных тренажёрах?

  1. Чем Вы чаще всего пользуетесь?

  1. Вы хотели бы использовать тренажеры?

  1. Хотели бы Вы самостоятельно создать интерактивный тренажёр по любой теме из школьной программы?

Просмотров работы: 3491