ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЯ

Яковлев К.Д. 1
1
Лебедева С.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Жизнь — волны рек в минутном серебре,Пески пустыни в тающейигре.Живи сегодня — а вчера и завтра...Не так нужны в земном календаре.

Омар Хайям

С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, является создание календаря.

Испокон веков с календарем связывали различные представления о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звездах и человеческой жизни. Сознанием древнего человека время воспринималось как вполне разумная субстанция, обладающая необратимостью, божественной мощью и невещественностью, и таинственной силой созидания и разрушения. Именно поэтому календарь везде почитался как нечто священное, а ответственность наблюдения за ним была возложена на жрецов.

Любое преобразование календаря имело очень важное значение, однако наиболее существенной была реформа Нумы Помпилия в Риме, а неизменность календаря в свою очередь была гарантом спокойствия. При вступлении на престол фараон давал клятву не вставлять добавочных дней и не делать в календаре никаких поправок, в противном случае боги могли разгневаться и наслать болезни или неурожай.

В современной России православный христианин живет сразу по двум календарям: церковному (юлианскому, называемому также старым стилем) и гражданскому (григорианскому, новому стилю), введенному в 1918 году, по которому живет почти весь мир. Разница между этими календарями на протяжении последних ста лет составляет 13 дней, а в XXII веке увеличится еще на день.

Актуальность исследования: для того, чтобы лучше понять эстетику и логику календаря нужно знать историю его возникновения, какие проблемы возникали при его создании. Ученые, которые занимаются написанием календаря, должны опираться на точные астрономические данные и использовать систему измерения времени.

Объект исследования: календарь.

Цель работы: познакомиться с понятием «календарь» и изучить историю его происхождения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • дать определение понятию «календарь»;

  • познакомиться с историей возникновения понятия «календарь»;

  • изучить виды календарей;

  • выяснить необходимость применения календаря в современном мире;

  • научить решать задачи, связанные с определением даты.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАЛЕНДАРЬ»

Слово "календарь" приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от глагола cal(e)o – "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение.

Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Сутки

Концепция суток основана на движении Земли вокруг своей оси.

Сутки солнечные истинные – период обращения Земли относительно центра Солнца. Величина непостоянная и зависящая от многих факторов. Для удобства используется ее усредненное значение сутки средние солнечные (или день) - средняя продолжительность истинных солнечных суток за год. В дальнейшем для средних солнечных суток будет применяться термин день. Также в астрономии используются сутки звездные – период обращения земли относительно неподвижных звезд.

Месяц

Концепция месяца основана на движении Луны вокруг Земли. Период между двумя новолуниями (период обращения Луны вокруг Земли) называется синодическим месяцем, его длина в настоящее время составляет 29.5305889 дней. В 1900 его длина была 29.5305886 дней и в 2100 будет 29.5305891 дней. Лунный месяц может варьироваться до нескольких часов из-за эксцентриситета лунной орбиты. Определение фаз луны: серп изображает букву "С" - "старая", букву "Р" без вертикальной палочки - "растущая".

Год

Концепция года основана на движении Земли вокруг Солнца.

Год тропический - время от одного зимнего солнцестояния до другого (или между равноденствиями). Действительная длина года – величина переменная и может варьироваться в пределах нескольких секунд вследствие сил гравитации со стороны Луны и других планет. Кроме того, длина года систематически уменьшается. Так, около 1900 года его длина была 365.242196 дней (средних солнечных суток), а в 2100 она составит 365.242184 дней, сейчас она составляет 365.242190 дней.

Год сидерический (от лат. sidus, звезда) – соответствует одному периоду обращения Солнца по небесной сфере относительно неподвижных звезд и составляет 365,2563 дней. Траектория Солнца на небесной сфере называется эклиптикой.

Год аномалистический – промежуток времени между последовательными прохождениями центра Солнца через перигей его геоцентрической орбиты – 365,596 дней.

Год лунный – 12 синодических месяцев (в среднем 354,376 дней).19 тропических лет - это 234.977 синодических месяцев, что очень близко к целому числу. А значит, каждые 19 лет фазы луны приходятся на одни и те же календарные даты (если не учитывать сдвиг, вносимый високосными годами). Такой 19-летний цикл называется метоническим (метоновым) в честь Метона, астронома из Афин, открывшего эту зависимость в 5 веке до н.э.

Ввиду того, что длительности астрономических циклов не кратны друг другу, существует проблема по распределению месяцев по годам и дней по месяцам. Для ее решения возникли различные календарные системы. Календарные циклы (суточный, месячный и годовой) строятся так, чтобы максимально следовать соответствующим астрономическим циклам (вращение Земли вокруг своей оси, движение Луны вокруг Земли и, в свою очередь, Земли вокруг Солнца).

Главная проблема такого рода состоит в том, что длина тропического года больше лунного года примерно на 11 дней. Это означает, что нельзя построить тропический год из целого количества синодических месяцев.

Существует три основных подхода (а возможно, и единственных) в решении этой проблемы: календари могут быть лунными, солнечными и смешанными (лунно-солнечными). В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечных, наоборот, месяцы никак не согласованы с движением Луны. Смешанные же календари самые сложные - они учитывают движение как Луны так и Земли. Например, европейский календарь (юлианский и григорианский) - солнечный, месяцы связаны с движением Луны только исторически; исламский календарь - лунный, в нем годы не связаны с годовым движением Земли вокруг Солнца; иудейский и восточный (китайский) календари являются комбинацией двух подходов - годы связаны с движением Земли, а месяцы с движением Луны.

Вторая проблема - это неравенство длины тропического года целому числу дней. Она существенна только для солнечных календарей.

Перечисленные вопросы в календарях решаются с помощью правил интеркалации.

Интеркаляция (от лат. Intercalate – вложение, вставка) – периодическое добавление месяцев или дней для согласования длины календарного года с длиной тропического года. Например, в лунно-солнечных календарях в определенные годы вставляется месяц для согласования лунных циклов с солнечным годом. В солнечных календарях в некоторые годы добавляется (високосный) день для согласования длины года с суточным вращением Земли.

Секунда (от лат. secunda divisio - второе деление первоначально градуса, а затем, и минуты).

Эфемеридная секунда (астрономическая) – 1/31556925.9747 доля тропического года. Сейчас основной считается атомная секунда - основная единица международного стандарта. Ее значение равно продолжительности 9192631770 периодов излучения перехода между двумя уровнями сверхтонкой структуры изотопа цезия 133/55. Значения астрономической и атомной секунды совпадают с точностью до 2e-9.

Минута = 60 секунд

Час = 60 минут = 1/24 суток

Дополнительные секунды

Ход солнечных и атомных часов несколько различается. Это объясняется тем, что скорость вращения Земли немного меняется по различным причинам, природа некоторых из них до сих пор не ясна. Приливное действие Луны влияет на период обращения Земли. Глобальные морские и воздушные течения влияют на вращательный момент Земли. Так же влияют процессы внутри земной коры. В связи с этим мировое время обычно настраивается каждый год добавлением дополнительных секунд.

Неделя – период времени кратный дню, не менее нескольких дней, но меньше месяца.

В современном календаре неделя составляет 7 дней. По вопросу, почему именно такая длина недели, определенности не достигнуто. Общепринятой является астрономическая гипотеза. Первый фактор связан с тем, что древнейшие календари были лунные, а 7 дней как раз составляет четверть лунного цикла, и ее достаточно легко определять непосредственно. Второй фактор, в древности было известно 7 подвижных небесных тел: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Древние могли предположить, что это совпадение не случайно и связать каждый день недели с определенной планетой. Так, в междуречье шумеры и позднее – вавилоняне уже пользовались 7-ми дневной неделей, дни которой именовались названиями планет. Позднее это было перенято и другими культурами, включая современные.

Если предположить, что иудеи переняли календарь во время вавилонского плена (на что указывают многие признаки), здесь остается большая неясность, как увязать библейский миф о творении за 7 дней с астрономической гипотезой, ведь для иудеев (и позже, христиан) длина недели непосредсвенно связана с ним.

Египетский и французский революционный календарь использовали декады.

Календарь майя использовал 13- и 20-дневную неделю.

В СССР использовалась 5- и 6-дневная неделя. В 1929-30 использовалась 5-ти дневная неделя, каждый работник имел один нефиксированный выходной. 1 сентября 1931 она была заменена 6-дневной неделей с фиксированным днем отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Обычная 7-дневная неделя была введена 26 июня 1940 года.

В Литве до принятия христианства использовали 9-дневную неделю.

Существует две традиции именования дней недели. Первая, как уже упоминалось по названиям планет и вторая - их порядковыми номерами.

В римской империи первый христианский император Константин ввел в 321 г. н.э. семидневную неделю и назначил воскресенье (день Солнца) первым днем. В соответствии с христианством - это был день отдыха и соблюдения культа. Поскольку планеты были названы в честь римских богов, имена римских богов распространились и на названия дней недели. Эти названия прослеживаются в календарях стран, наследовавших латинскую культуру. Подтверждением являются французский, немецкий и английский календарь:

Планета

Английский

Французский

Немецкий

Солнце

Sunday

Dimanche

Sonntag

Луна

Monday

Lundi

Montag

Марс

Tuesday

Mardi

Dienstag

Меркурий

Wednesday

Mercredi

Mittwoch

Юпитер

Thursday

Jeudi

Donnerstag

Венера

Friday

Vendredi

Freitag

Сатурн

Saturday

Samedi

Samstag

Во французском языке связь утеряна только для воскресенья. В английском же названия планет сохранились только для Saturday (пятница), Sunday (воскресенье), и Monday (понедельник). Оставшиеся четыре дня названы именами англосаксонских божеств, соответствующ римским, давших названия планетам:

  • Tuesday - Tiw или Tiu (бог войны, сын Одина),

  • Wednesday - Woden (Один),

  • Thursday - Thor (бог грома),

  • Friday - Freya (Frija в немецком) жена Одина, богиня плодородия.

В немецком языке tag – день, Mittwoch дословно середина недели, Donner – гром (как известно, Юпитер – бог грома). Остальные названия дней недели эквивалентны английским.

Во многих языках Азии также прослеживается связь между днями недели и планетами (хинди, японский, корейский).

Имеет распространение и другая традиция - обозначение дней недели их порядковыми номерами.

Согласно библейскому ветхому завету бог создал мир за 6 дней и отдыхал на седьмой день. В иудаизме так и принято, дни недели нумеровались цифрами, а суббота - день отдыха.

Вероятно, миф о творении был заимствован во время вавилонского плена. Двуречье принято считать родиной авраамитических цивилизаций: иудейской, христианской и мусульманской. Авраамитическими они называются потому, что все эти три религии признают своим пророком и родоначальником библейского Авраама, который был родом из Ура Халдейского (Быт. 11:31), города-государства в древнем Шумере. А Тигр и Ефрат называются в числе четырех рек рая. Возможно, с наследованием вавилонской культуры и связана семидневная неделя как в христианском (через иудаизм), так и в мусульманском мире.

Также в португальском, испанском, восточно-славянских языках, с одним отличием, что день отдыха – воскресенье (поскольку страны имели доминирующую религию - христианство):

Португальский

Значение

Русский

Польский

Значение

Segunda-feira

Второй

Понедельник

Poniedzialek

 

Terca-feira

Третий

Вторник

Wtorek

Второй

Quarta-feira

Четвертый

Среда

Sroda

Середина

Quinta-feira

Пятый

Четверг

Czwartek

Четвертый

Sexta-feira

Шестой

Пятница

Piatek

Пятый

Sabado

 

Суббота

Sobota

 

Domingo

 

Воскресенье

Niedziela

 

По вавилонской традиции последний день недели, которым управляет Сатурн, – самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово “шаббат”, “покой” по-вавилонски, стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.

Для иудеев - это суббота (Sabbath). В этот день бог отдыхал после сотворения мира и заповедовал отдыхать людям: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2:3) . Название "суббота" перешло во многие европейские языки, что видно из таблицы.

Большинство христиан отмечают воскресенье – день, когда Иисус воскрес. Некоторые христианские секты (например, адвентисты) следуют ветхому завету и соблюдают субботу.

Мусульмане соблюдают пятницу. Коран называет этот день священным "царем дней".

Практика введения летнего времени была впервые предложена для пробы Бенджамином Франклином в 1784. В Англии 1907 Вильям Вилет (William Willett) провел кампанию по переводу часов вперед на 80 минут в четыре приема по 20 минут на весенние и летние месяцы. В 1908 палата общин отвергла билль по переводу времеми.

Несколько стран, включая Австралию, Великобританию, Германию и США использовали летнее время в течение первой мировой войны для экономии топлива, сокращая время искусственного освещения. В течение Второй мировой войны часы были постоянно переведены на час в некоторых странах. Например, в США с 9 февраля 1942 г. по 30 сентября 1945 г. Англия использовала двойное летнее время, переводя часы летом на два часа и на час в зимнее.

Акт о едином времени (Uniform Time Act) принятый конгрессом США в 1966 г., установил систему перехода на летнее время в зависимости от временных зон.

Согласно акту от 1986 года, летнее время в США начинается в 2:00 в первое воскресенье апреля и заканчивается 2:00 последнего воскресенья октября.

В большинстве стран Европы летнее время начинается с 1:00 последнего воскресенья марта, заканчивается в 1:00 последнего воскресенья октября.

Во многих странах мира летнее время приходится на фиксированный период с 30 марта по 26 октября.

Кроме методики подсчета циклических астрономических событий для календаря важна историческая точка отсчета летоисчисления - эра. Для разных календарей она разная, исторически менялась и определялась религиозными либо политическими мотивами.

Эра (лат. aera - букв. начальное число) - в хронологии начальный момент системы летоисчисления.

В современном календаре (григорианском) летоисчисление ведется в годах нашей эры. Годы до нашей эры иногда будут обозначаться отрицательными числами. По причинам, указанным в соответствующем разделе, нулевой год отсутствует. То есть после первого года до нашей эры сразу идет первый год нашей эры.

ВИДЫ КАЛЕНДАРЕЙ Европейский календарь

Истоки европейского календаря идут из римского республиканского календаря. На его основе появился юлианский календарь и, впоследствии, современный григорианский. Юлианский же календарь кроме римской традиции был основан на достижениях египетско-греческой астрономии и египетском календаре. Именно его можно считать прародителем современного календаря.

Схематически эта генеалогия представлена в таблице:

Календарь

Тип

Начало использования

Эры1

Египетский лунный

 

-4236

По годам правления фараонов

Египетский солнечный

 

-1700-1500

 

Греческий

 

1 тыс. до н.э.

От первых Олимпийских игр

Римский республиканский

 

-753

От основания Рима

Птолемея Эвергета

 

-238

 

Юлианский

 

-45

 

Ранне-Христианские календари (Коптский, Римский, Византийский и д.р.)

 

2 – 3 век

Разные, часто от сотворения мира.Коптский календарь использует эру Диоклетиана (284)

Дионисия Малого (вечный лунно-солнечный церковный календарь)

 

525

От рождества Христова

Григорианский

 

1582

 

Египетский календарь

Согласно известному египтологу Бристед (J. H. Breasted), наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.

Египтяне начали использовать солнечный календарь возможно с эпохи правления династии Гиксосов 1700 - 1500 до н.э.

Жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Цикл разбивался на три периода: наводнения, русла (сезон посева) и обмеления (сезон сбора урожая).

Египтяне обнаружили, что гелиакический восход звезды Сириус предшествует несколькими днями ежегодный разлив Нила. (Гелиакический восход - это первый восход звезды, видимый в предрассветный момент после ее схождения с солнцем. Строго говоря, гелиакический восход определяет длину не тропического года, а сидерического, однако для египтян это различие было не существенно.) Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе.

Небезынтересно отметить, что Сириус - тройная и самая яркая звезда неба. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис ("Лучезарная" или "Блистательная") и Анубис ("Звезда Пса"). Последнее перешло затем к древним римлянам. Они называли Сириус " Stella canicula" или просто "Canicula". Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и в сенате объявляли перерыв – “каникулы” (дословно – собачьи дни).

Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце года были дополнительные 5 дней - праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды (сравните с календарем французской революции).

Как уже было отмечено, месяцы были сгруппированы по четыре, образуя сезоны. Египтяне не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Для египтян это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на день каждые 4 года. Этот период так и назывался - цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Возвращение звезды отмечалось праздником в честь Вечности.

7 марта 238 г. до н.э. фараон Птолемей III Евергет (Ptolemeus Euergetes) пытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопский Декрет" (The Canopus decree) – монолит c билингвой на греческом и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить сдвиг дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день повелевалось праздновать богов – покровителей семейства Птолемеев. Это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму (примерно с 26 г. до н.э.), начал приниматься новый календарь, сходный с юлианским. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.

Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю - первый день месяца тота - соответствует 29 августа (длительность года в обоих календарях одинаковая - 365.25 суток).

Египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.

Дни месяца и месяцы обозначались номерами. Дата записывалась примерно так:

Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, как указано в [3] произнесение имени фараона было под запретом.

Названия египетских месяцев использовались в религиозных и астрономических целях (в скобках современные названия в коптском календаре):

1. Thoth

Тот

2. Phaophi

Фаофи (Бабэ)

3. Athyr

Азир (Хатур)

4. Choiak

Хояк (Кихак)

5. Tybi

Тиби (Тубэ)

6. Mechir

Мехир (Амшир)

7. Phamenoth

Фаменос (Барамхат)

8. Pharmuthi

Фармуси (Бармуда)

9. Pachons

Пахон (Башнас)

10. Payni

Паини (Бауна)

11. Epiphi

Эпифи (Абиб)

12. Mesore

Мезори (Мисра)

Epagomenai Эпагоменай (Наси) (дополнительные 5 дней)

Древнегреческий календарь

Это был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) – 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.

Начало года приходилось на середину лета.

Афинские месяцы

1.Hecatombaion

7. Gamelion

2.Metageitnion

8. Anthesterion

3.Boedromion

9. Elaphebolion

4.Pyanopsion

10. Mounychion

5.Maimacterion

11. Thargelion

6.Poseideion

12. Scirophorion

Во второй половине 3 века до н.э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.

Несмотря на знание астрономии, греки долгое время пользовались своим несовершенным календарем, причем календари различались в разных частях греческого мира.

Римский республиканский календарь

Первоначальный римский (республиканский) календарь был лунно-солнечный и очень неточный.Историки Средневековья вплоть до конца XVII века широко пользовались эрой " ab urbe condita" - "от основания Города", то есть Рима, хотя в самой империи она не была столь популярной из-за споров о возрасте столицы. Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) ввёл и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады (21 апреля 753 года до н.э.).

В Римской республике, а затем империи счёт лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 году до н.э. В 537 н.э. году император Юстиниан I (482 - 565 гг.) ввёл летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счёт лет вёлся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия". Император Лев Философ (886 - 912 гг.) издал указ, окончательно запретивший использовать исчисление времени по консулам.

Римляне не считали числа месяцев как это принято сейчас. У них были три фиксированные точки в месяце. Календы (Kalendae или Calendae) - начало месяца, приходились на новолуние. Иды (Idus) - середина месяца, начинались 13 января, февраля, япреля, июня, августа, сентября, ноября и декабря, или 15 марта, мая, июля и октября. Ноны (Nonae) - первая четверть луны, были на 9 день перед идами (считая иды первым днем). Дни между календами и нонами назывались: "четвертый день перед нонами", "третий день перед нонами" и "второй день перед нонами" (первый день перед нонами - это сами ноны, римляне всегда пользовались включительной нумерацией). Аналогично, дни между нонами и идами называли "N-ый день перед идами". Дни после ид назывались "N-ый день перед календами" (следующего месяца).

Первоначально, год начинался 1 марта и состоял только из 304 дней или 10 месяцев (Martius, Aprilis, Maius, Junius, Quintilis, Sextilis, September, October, November, December). После этих 304 дней шел безымянный и ненумеруемый зимний период. В первое весеннее новолуние оглашалось начало года. Когда наступит новый год и придет календарный счет дням, знали только жрецы-понтифики (pontificies) они ведали государственными и религиозными обрядами, составлением календаря и пр. Число их менялось от 3 до 15 в разное время. Главную роль играл великий понтифик (Pontifex Maximus). Римский царь Нума Помпилий (Numa Pompilius 715-673 до н.э.) ввел февраль и январь между декабрем и мартом, увеличив длину года до 354 или 355 дней. В 450 до н.э. февраль был перенесен на его настоящую позицию между январем и мартом (?).

Чтобы скомпенсировать недостаток дней в году, был введен дополнительный месяц Intercalans или Mercedonius (22 или 23 дня), получивший свое название от глагола Mercere - увядать. Мерцедониус как бы увядал на два года, а потом вновь появлялся. Право определения его продолжительности согласно закону Мания Ацилия Глабриона, начиная с 191 года до н. э. было полностью предоставлено понтификам.

Годы объединялись в 8-летний период:

1: 12 месяцев или 355 дней2: 13 месяцев или 377 дней3: 12 месяцев или 355 дней4: 13 месяцев или 378 дней5: 12 месяцев или 355 дней6: 13 месяцев или 377 дней7: 12 месяцев или 355 дней8: 13 месяцев или 378 дней

Всего 2930 дней, это соответствовало году из 366 1/4 дней. Это было больше необходимого, поэтому 7 дней пропускались после 8-ми летнего периода, давая 365.375 дней в год. Но это все только в теории. На практике в обязанности жрецов входило слежение за календарем, но они сильно ошибались, частично по невежеству, частично из-за корысти. В календы полагалось платить долги и проценты. Долговая книга называлась "calendarium" откуда и произошло слово календарь. Понтифики часто злоупотребляли своим положением, произвольно манипулировали длительностью календарного года, сокращая или растягивая его.

По свидетельству Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.), пользуясь предоставленной им бесконтрольной властью, понтифики удлиняли сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или за взятку и укорачивали эти сроки для оппонентов. По своему произволу они могли манипулировать также временем уплаты различных налогов. Бороться со своеволием понтификов не пытался никто - слишком уж они были могущественны. Календарь так запутался, что превратился в проблему. Из-за подобной сложности Вольтер отмечал: "Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случалось". Чтобы устранить этот беспорядок, первый римский император Гай Юлий Цезарь сделал свою знаменитую реформу календаря.

Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен Гаем Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.) в 45 до н.э. взамен очень неточного республиканского календаря. Юлий Цезарь был не только диктатором, но еще и великим понтификом. Он обладал необходимой полнотой власти для того, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю. Для проведения реформы император пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с Созигеном. Созиген решил, что единственный выход - это отмена лунного календаря и введение солнечного. Использоваться должен тропический год, а месяцы должны быть привязаны к сезонам.

В декабре римляне праздновали сатурналии - торжества в честь Сатурна, бога посевов и плодородия. Конец праздника должен был приходиться на день зимнего солнцестояния. Но из-за несовершенства календаря возникло расхождение почти в 70 дней.

Чтобы устранить эту огромную разницу между календарным и реальным солнцестоянием Созиген предложил добавить в год, известный в наше время как 46 г. до н.э., два дополнительных месяца. Кроме того, этот год имел и так один обычный дополнительный месяц римского республиканского календаря - 23 дня с 23 февраля.

Два дополнительных месяца (67 дней) после ноября сделали год продолжительностью не менее чем 445 дней. Это привело к тому, что 1 января юлианского календаря пришлось на начало марта 45 г. до н.э. республиканского календаря (т.е. на начало года по старому календарю).

Можно предположить, что длина месяцев в 47 и 46 гг. до н.э. составила:

 

- 47 г

- 46 г

January

29

29

February

28

24

Intercalans

--

27

March

31

31

April

29

29

May

31

31

June

29

29

Quintilis

31

31

Sextilis

29

29

September

29

29

October

31

31

November

29

29

Undecember

--

33

Duodecember

--

34

December

29

29

Всего дней в году

355

445

Римляне назвали этот год “годом недоумения” (annus confusiosus). В юлианском календаре тропический год аппроксимируется периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней). Однако этому правилу не придерживались в первые годы введения юлианского календаря. Вероятно, понтифики неверно истолковали указ Юлия Цезаря. Ошибка возникла из-за римской практики включительной нумерации. Они вставляли дополнительный день не через три года на четвертый, а каждый третий год. Это:-45, -42, -39, -36, -33, -30, -27, -24, -21, -18, -15, -12, -9, 8, 12, и каждый четвертый с этого времени. Ошибка длилась 36 лет, в течение которых было добавлено 3 лишних дня. Для компенсации ошибки император Август постановил пропустить вставку дней в високосные годы между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э.

Юлий Цезарь установил, что в високосные годы "шестой день перед календами марта" должен быть удвоен. В противоположность современному календарю, в котором введен дополнительный день - 29 февраля, у римлян одна и та же дата повторялась подряд еще раз в високосный год (annus bissextilis). Такое удвоение первоначально называлось словом "bissextile" от которого и произошло название "високосный". (Шестой по-латыни "секстус", а удвоенный шестой –"биссекстус". В русский язык слово пришло через греков, которые вместо "б" говорили "в".)

Если сопоставить римские дни в феврале с современным календарем, то получим

7-ой день перед календами марта 23 февраля6-ой день перед календами марта 24 февраля6-ой день перед календами марта 25 февраля5-ый день перед календами марта 26 февраля4-ый день перед календами марта 27 февраля3-ий день перед календами марта 28 февраля2-ой день перед календами марта 29 февраля

Мартовские календы 1 марта

Видно, что из-за обратного счета дополнительный шестой день (лат. bis-sexto-kalendae) приходится на 24 февраля. По этой причине этот день до сих пор рассматривается как дополнительный в високосном году.

Выбор именно этой даты Юлием Цезарем основано на том, что дополнительный месяц Intercalans/Mercedonius в римском календаре считался не после февраля, а как раз между 7 и 6 днем перед мартовскими календами. И было естественно оставить дополнительный день именно в этой позиции.

С точки зрения празднования именин в високосный год необходимо пользоваться следующим соответствием:

22

22 февраля

23

23 февраля

-

24 февраля – дополнительный день

24

25 февраля

25

26 февраля

26

27 февраля

27

28 февраля

28

29 февраля

Таким образом, в високосный год, начиная с 24-го февраля, все праздники февраля переносятся на следующее число по сравнению с обычным годом.

Европейский Союз перенес високосный день на 29 февраля с 2000-го года.

Названия месяцев римского календаря

Месяц

Латынь

Значение

Январь

Januarius

по имени Януса (Janus) - двуликого бога входов и выходов, одно лицо его обращено в прошлое, а другое - в будущее

Февраль

Februarius

по названию обряда очищения (Februa)

Март

Martius

по имени бога Марса (первоначально бог полей и урожая)

Апрель

Aprilis

Неизвестно, возможно, в честь Афродиты или по латинскому слову "aperire" (когда на деревьях "раскрываются" почки)

Май

Maius

Вероятно, в честь богини земли Майи (Maia)

Июнь

Junius

Вероятно, в честь богини Юноны (Juno) богине небосвода, жене Юпитера, "царице богов и людей"

Июль

Julius

в честь Юлия Цезаря в 44 до н.э. Первоначально назывался Quintilis от слова "quintus", пятый, поскольку он был пятым месяцем старого римского календаря

Август

Augustus

Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Первоначально был Sextilis от слова "sextus", шестой

Сентябрь

September

от "septem", седьмой

Октябрь

October

от "octo", восьмой

Ноябрь

November

от "novem", девятый

Декабрь

December

от "decem", десятый

В благодарность за упорядочение календаря, а также учитывая выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римский сенат - по предложению Марка Антония, сподвижника Цезаря, принял решение переименовать месяц Quintilis, в котором родился Цезарь, в июль. (Цезарь был убит 15 марта 44 года до н.э. сенаторами же).

Сентябрь был переименован сенатом во время правления Тиберия (14 - 37 г. н.э.) в тибериус, при Антонине Пие (138-161 гг.) - в антонинус, при Аврелии Коммоде (180-192 гг.) - в коммодус. Октябрь во властвование Домициана (81-96 гг.) именовался домицианус. Однако эти изменения не прижились.

Для большей упорядоченности календаря Юлием Цезарем была внесена поправка в длину месяцев. Как видно из таблицы Март, Май, и Квинтилис (Июль) в республиканском календаре были по 31 дню. Январь, Снтябрь и Ноябрь получили по два дополнительных дня. Апрель, Июнь, Секстилис (Август) и Декабрь получили один дополнительный день.

Существует две гипотезы о длине месяцев:

  • С 45 до н.э. была такая же, как сейчас. Длина февраля была сохранена из религиозных соображений, поскольку с ним были связаны празднования, посвященные богам подземного мира.

  • Юлий Цезарь сделал все нечетные месяцы длиной 31 день и все четные - 30 дней (с февралем в 29 дней в невисокосный год). Когда в 8 до н.э. "Sextilis" стал "Augustus" в честь императора Августа, Август захотел, чтобы его месяц был длиной в 31 день, как и месяц Юлия Цезаря, поэтому он удалил день из февраля и сдвинул длины остальных месяцев так, чтобы Август получил 31 день.

Некоторые источники утверждают, что вторая версия появилась только в 14 веке.

Назначение нового консула изначально приходилось на начало года – на март. С 222 до н.э. новый консул приступал к обязанностям 15 марта, но в 153 до н.э. эта дата была перенесена на январские календы. А во время реформы Юлия Цезаря 1 января пришлось на март дореформенного календаря. Так январь стал первым месяцем года, это закрепилось в юлианском календаре.

Необходимо отметить, что в первоначальном календаре недель не было. Дни обозначались или dies fasti или dies nefasti, в прошлом бывшие рабочими днями и днями, по которым были открыты суды. Также были dies festi и dies feriae (дни для религиозных праздников и святые дни).

Официально ввел семидневную неделю император Константин I в 4 веке н.э. и разрушил старый порядок в связи с переходом на христианство.

Григорианский календарь

Как отмечалось, Юлианский календарь недостаточно точен и дает ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.

В 1545 г. весеннее равноденствие, используемое для вычисления пасхи, сместилось на 10 дней; и в декабре, на открытии Тридентского собора (Council of Trent 1545-63) Павел III предложил предпринять действия для устранения ошибки. Однако, ни Павел III ни его преемники не получили нужного решения, собор в 1563 г. поручил папе Пию IV (1559-65) рассмотрение календарной реформы. Но он не смог принять окончательного решения, его сменил Пий V. Только пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII, обнаружил большое число предложений и поручил издать буллу иезуитскому астроному Христофору Клавиусу (1537-1612), решив тем самым этот вопрос. Клавиус использовал предложения итальянского астронома и врача Луиджи Лильо (Aloysius Lilius; умер в 1576) из Перуджи, профессора медицины в местном университете. Представить проект папской комиссии сам Лильо не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь. Бумаги ученого доставил в Рим его брат. В 1603 Клавиус описал детали нового календаря в своей книге “Explication Romani Calendarii a Gregorio XIII P.M. restitui”.

Для исправления ошибки необходимо было совершить три шага:

  • Заменить юлианский календарь более точным;

  • Удалить дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его использования;

  • Заменить соотношения для вычисления пасхи.

Первый вопрос решался следующим образом. Тропический год аппроксимировался периодом в 365 97/400 = 365.2425 дней, что дает ошибку приблизительно в 1 день на 3300 лет. Это достигается распределением 97 високосных лет на 400 лет, а именно: каждый год кратный 4 является високосным (как в юлианском), кроме кратных 100, но за исключением кратных 400, которые остаются високосными. Например, 1700, 1800, 1900, 2100, и 2200 обычные, а 1600, 2000 и 2400 високосные годы.

Решение второй проблемы основано на факте, что 21 марта 325 года было равноденствие, когда проходил Никейский собор. Григорианский календарь откалиброван таким образом, чтобы равноденствие всегда приходилось на этот день.

Пропуск 10 дней в 1583 году синхронизировал Григорианский календарь с юлианским календарем 3 века (хотя можно было синхронизировать и с 1-ым веком).

Григорианский календарь общепризнан в настоящее время. Он был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как “Среди важнейших задач…”), утвердившей решение комиссии:

"Былo зaбoтoю нaшeю нe тoлькo вoccтaнoвить paвнoдeнcтвиe нa издpeвлe нaзнaчeннoм eмy мecтe, oт кoтopoгo co вpeмeни Hикeйcкoгo coбopa oнo oтcтyпилo нa дecять днeй пpиблизитeльнo, и 14 Лyнe вepнyть ee мecтo, oт кoтopoгo oнa нa чeтыpe и пять днeй oтxoдит, нo и ycтaнoвить тaкжe cпocoб и пpaвилa, кoтopыми бyдeт дocтигнyтo, чтoбы в бyдyщeм paвнoдeнcтвиe и 14 Лyнa co cвoиx мecт никoгдa нe cдвигaлиcь."

Также, всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября.

Уже на следующий год после реформы Григорий XIII направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Патриарх Иеремия II считал Григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.

Астрономом Вильямом Гершелем (1738-1822) была предложена лучшая аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365969/4000 = 365.24225 дней. Это предписывает 969 високосных годов на каждые 4000 лет, что может быть достигнуто пропуском одного високосного года Григорианского календаря каждые 4000 лет. Например, годы делимые нацело на 4000. Это правило официально не принято.

Указ от февраля 1582 года декларировал, что 10 дней должны быть выброшены с октября 1582 так, чтобы 15 октября следовало немедленно после 4 октября, после чего должен был использован реформированный календарь.

Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Это соблюдалось в Италии, Польше, Португалии, и Испании. Другие католические страны последовали позднее. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”.

Православные же страны не меняли календарь до начала этого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира.

Переход на новый календарь требовал следующего пропуска дней (в зависимости от века):

16 век

10 дней

17 век

10 дней

18 век

11 дней

19 век

12 дней

20 век

13 дней

Следующая таблица содержит даты перехода на григорианский календарь в ряде стран:

Страна

Период перехода

Примечания

После даты

следовало

Албания

Декабрь 1912

   

Австрия

5 окт 158314 янв 1583

16 окт 15835 янв 1583

Различные регионы в разные даты

Бельгия

14 дек 1582

21 дек 1582

25 дек 15821 янв 1583

По разным источникам

Болгария

1912,191518 мар 1916

1 апр 1916

По разным источникам

Китай

18 дек 191118 дек 1928

1 янв 19121 янв 1929

По разным источникам

Чехия

6 янв 1584

17 янв 1584

Богемия и Моравия

Дания

18 фев 1700

1 мар 1700

Включая Норвегию в составе Дании

Египет

1875

   

Эстония

Янв 1918

   

Финляндия

См. Швецию. Позже стала частью России, которая тогда использовала юлианский календарь, григорианский календарь остался официальным в Финляндии, но использовался и юлианский

Франция

9 дек 1582

20 дек 1582

 

Германия

   

Различные нем. Государства в разное время

- Католич.

1583-1585

 

В разное время

- Пруссия

22 авг 1610

2 сен 1610

 

- Протестант.

18 фев 1700

1 мар 1700

 

Великобритания и доминион, США

2 сен 1752

14 сен 1752

Включая территории США, одновременно была перенесена дата нового года

Греция

9 мар 1924

23 мар 1924

 

Венгрия

21 окт 1587

1 нбр 1587

 

Италия

4 окт 1582

15 окт 1582

 

Латвия

1915 – 1918

 

Во время немецкой аккупации

Литва

1915

   

Люксембург

14 дек 1582

25 дек 1582

 

Нидерланды

14 дек 1582

25 дек 1582

Брабант, Фландрия,Голландия, Artois

Польша

4 окт 1582

15 окт 1582

 

Португалия

4 окт 1582

15 окт 1582

 

Румыния

31 мар 1919

14 апр 1919

 

Россия

31 янв 1918

14 фев 1918

 

Испания

4 окт 1582

15 окт 1582

 

Швеция

17 фев 1753

1 мар 1753

Включая Финляндию

Швейцария

     

- Цюрих,Базель, Шафхаузен, Нушатель, Берн,Женева

31 дек 1700

12 янв 1701

 

Турция

18 дек 1926

1 янв 1927

 

Югославия

1919

   

Япония

19 дек 187218 дек 1918

1 янв 18731 янв 1919

По разным источникам

Швеция имеет любопытную историю перехода на новый стиль. Швеция решила делать постепенный переход от Юлианского к Григорианскому календарю. Чтобы пропустить 11 лишних дней решили просто не учитывать високосные годы с 1700 до 1740. 1 марта 1740 была бы синхронизировано с Григорианским календарем. (Но тем временем они были бы не согласованы ни с кем).

Так 1700 (который должен быть високосным по Юлианскому календарю) не был високосным в Швеции. Однако по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами, поэтому они решили вернуться к юлианскому стилю. Чтобы сделать это, был введен дополнительный день в 1712 г, приведя к двойному високосному году с февралем в 30 дней.

Позднее, в 1753 г Швеция перешла к григорианскому календарю, пропустив 11 дней, как и остальные страны.

Практические задания

Для перевода дат юлианского календаря (старого стиля) в григорианский (новый стиль) надо прибавить к числу старого стиля число n, рассчитываемое по формуле:

n=C-(C1:4)-2,

где С- число полных столетий, прошедших за этот период,

С1- ближайшее меньшее число столетий, кратное четырем.

Число n можно определить по таблице – “Расхождение между юлианским и григорианским календарями”.

Проблема: в чем главная трудность составления любой календарной системы?

Ответ: В том, что естественные меры времени, которыми люди вынуждены пользоваться, — год, месяц и сутки — несоизмеримы между собой.

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.

На протяжении последних 60 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

Задача.

1. Условие: А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. Когда следует праздновать день его рождения по новому стилю?

Решение: В XVIII в. в Москве действовал старый стиль, в котором в отличие от нового стиля считались високосными годы 1800-ый и 1900-ый. Следовательно, 1799 г. оба стиля различались не на 13 дней, а на 11 дней и по новому стилю искомая дата – 6 мая, т.е.

n=C-(C1:4)-2=17-(16:4)-2=11,

т.е. новый стиль 26 мая + 11 = (26 + 5) мая + 6 июня = 31 мая + 6 июня.

Ответ: 6 июня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые календари появились давно, поэтому определить точную дату появления их невозможно. Сейчас известно много разнообразных календарных систем, созданных разными народами и жрецами различных религий. Некоторые из них ограниченно используются до сих пор. Большинство календарей рассчитывалось на основе выявленных астрономических закономерностей, прежде всего, движения небесных светил. Виды календарей в современном обществе составляются, исходя из их содержания и, основаны на григорианском календаре (кроме православного).

В ходе работы были решены следующие задачи:

  • дано определение понятию «календарь»;

  • знакомство с историей возникновения понятия «календарь»;

  • изучены виды календарей;

  • обоснованна необходимость применения календаря в современном мире;

  • решены задачи, связанные с определением даты.

В результате работы было выявлено, что за полный оборот вокруг Солнца Земля поворачивается вокруг своей оси не полное количество раз. То есть в году неполное количество суток и это происходит 365 раз, что соответствует количеству дней в году. На самом деле – их чуть больше: 365, 25, то есть за год набегает лишних 6 часов, а если быть совсем точным, то лишних 5 часов, 48 минут и 14 секунд. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год.

Календарь создавался долгим трудом человека с учетом астрономических циклов и удобного измерения времени. И, какие бы не были календари, их функции и назначения схожи: они помогают человеку правильно организовать время, планировать дела, встречи, позволяют не забыть дни рождения родных, праздники, примечательные даты.

Литература

  1. Календарь и хронология. — 3-е изд. — М.: Наука, 1990.

  2. Календарь // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991

  3. Календарь. История и современность. / пер. с франц. В. Шабаевой. — М.: Издательство Астрель; Издательство АСТ, 2006.

Интернет ресурсы:

  1. https://azbyka.ru/days/p-istorija-kalendarja

  2. https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-vozniknoveniya-kalendarya-583917.html

  3. http://billionnews.ru/raskopki/4366-kalendar.html

  4. http://ped-kopilka.ru/kalendar/kalendar-istorija-vozniknovenija.html

  5. http://fb.ru/article/215478/a-vyi-znaete-chto-takoe-kalendar-istoriya-vozniknoveniya-kalendarya

  6. http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/vremja_i_kalendar/p5.php

  7. http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm

  8. http://www.my-article.net/get

1 Эры указаны достаточно условно, более подробно смотрите в соответствующих разделах.

Просмотров работы: 10726