SMS-ПОЗДРАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

SMS-ПОЗДРАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Бобко И.В. 1
1Государственное учреждение образования "Средняя школа №45 г. Могилева"
Коваленко Е.Н. 1
1ГУО "СШ№45 г. Могилева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Праздники в нашей жизни всегда ожидаемы и приятны. Праздник — это неизменно поздравления. Каждый хочет получить незабываемое, оригинальное душевное поздравление, а не шаблон или копию, составленную «для всех случаев жизни».

Раньше самым распространенным видом поздравления были открытки, а сейчас это чаще всего sms. Общение с помощью мобильного телефона сегодня стало самым доступным и распространенным для людей способом связи. Функция обмена сообщениями является самой популярной. Пользователи воспринимают sms-общение как неформальное, свободное от законов и норм, поэтому часто не задумываются о том, какие языковые средства можно использовать в поздравлении, какие нормы этикета следует соблюдать и в sms-поздравлениях. В такой ситуации становится актуальным исследование структуры, языковых средств, способов построения sms-поздравлений, разработка подходов к использованию полученных данных в образовательном пространстве школы для воспитания культуры общения при создании sms-поздравлений и защиты от негативного влияния «мобилемании».

Гипотеза: популярность sms-поздравлений растет, но соблюдение норм языка и морали поздравительной речи не является важной для адресантов из-за восприятия сотового и интернет-общения как неформального. Это одна из причин, по которой страдает культура устной и письменной речи.

Цель работы: повышение культуры общения, формирование культуры устной и письменной речи учащихся посредством изучения, описания и анализа на уроках русского языка структуры, содержания, языковых особенностей sms-поздравлений современной молодежи.

Задачи:

  1. исследовать структуру и содержание поздравительной речи от момента ее возникновения как жанра до современности;

  2. исследовать особенности новой письменной формы — sms-поздравлений;

  3. проанализировать материал sms-поздравлений, составленных школьниками, оценить его с точки зрения соответствия нормам литературного языка;

  4. исследовать материал с точки зрения соблюдения этикетных норм в sms-поздравлениях, определить необходимый минимум норм для соблюдения в sms-поздравлениях;

  5. подготовить задания по теме исследования для анализа на уроках русского языка с целью повышения культуры общения учащихся.

Жанр поздравления исследовали ученые-лингвисты: Т.В. Тарасенко, Н.И. Формановская, Т.П. Сухотерина.

Материалом для исследования послужили тексты поздравлений, получаемые с помощью электронной почты, sms- поздравления учащихся, которые были предоставлены адресатами для анализа в исследовательской работе.

Объект исследования: sms-поздравления.

Предмет исследования: поздравительная речь учащихся.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа, метод синтеза, метод анкетирования, метод наблюдения, статистический метод.

ГЛАВА 1 Поздравительная речь как жанр от возникновения до современности 1.1 Семантика и происхождение слова «поздравить»

Поздравление — это этикетный жанр малой формы. В.И.Даль определил назначение этой формы так: «поздравлять, поздравить кого с чъмъ, здравствовать, привъчатъ къ празднику или при радостномъ случаъ, изъявлять участие свое пожеланиями» [4, с. 457].

В словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой «поздравить — приветствовать по случаю чего-нибудь приятного, радостного» [8, с. 547].

В словаре Т.Ф.Ефремовой «поздравить — приветствовать кого-либо по случаю чего-либо радостного, приятного» [5, с. 568].

В словаре под ред. А. П. Евгеньевой «поздравить — приветствовать по случаю чего-либо радостного, приятного» [9, с. 436].

При сравнении данных определений общим является обращение к знаменательным датам, важным событиям, праздникам.

Слово поздравить «образовано от здравити («быть здоровым»), произведенного от здравъ – «здоровый». Буквальное значение глагола поздравить – «пожелать здоровья». Отсюда и здравица – «пожелание здоровья» [6, с. 487].

Здоровье — «древнерусское – съдоровый, старославянское – съдравъ. Слово произошло от существительного «dorvo» – дерево. Буквальное значение – «похожий на дерево» [6, с. 231].

Таким образом, поздравлять означало желать здоровья, крепости тела и духа (буквально, стать крепким, как деревом). Поздравления и пожелания всегда произносились в честь радостного события, связанного с адресатом опосредованно, – поздравления с праздниками, принятыми в данном обществе; непосредственно связанного с адресатом, – поздравления с днем рождения, со свадьбой и т. п.; связанного с праздниками православной церкви. [3, с. 131]

1.2. От здравицы до sms

На Руси краткая речь в честь кого-либо с пожеланием здоровья называлась здравицей. С этим первым поздравлением можно познакомиться в «Слове о полку Игореве»:

«Воспев славу старым князьям, а потом молодых величать будем. Слава Игорю Святославичу, буй-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да здравы будут князья и дружина, поборая за христиан против поганых полков. Князьям слава и дружине! Аминь» [10, с. 114].

Здесь тоже в первую очередь идет пожелание здоровья славным воинам. Обязательным компонентом было использование обращения к адресату здравицы и присутствие указания на Бога. Все совершалось с именем Господа и с благословением.

Но поздравить хотелось и дальних родственников, и друзей. Преодолеть расстояния помогло появление открытки, или открытого письма. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления. А тогда это был более дешевый вариант письма (не нужно было покупать конверт). Обязательным было обращение к адресату, подпись, поздравление было лишь сопутствующим элементом. Открытое письмо предназначалось для передачи главных, важных, несекретных новостей.

Вот образец открытого письма Льва Толстого (пишет Максиму Горькому):

«Простите меня, дорогой Алексей Максимыч (если ошибся в имени, еще раз простите), что долго не отвечал вам и не послал карточку. Я очень, очень был рад узнать вас и рад, что полюбил вас. Аксаков говорил, что бывают люди лучше (он говорил — умнее) своей книги и бывают хуже. Мне ваше писанье понравилось, а вас я нашел лучше вашего писания. Вот какой делаю вам комплимент, достоинство которого, главное, в том, что он искренен. Ну, вот, прощайте, жму вам дружески руку. Лев Толстой» [14].

Сделать почтовую карточку привлекательнее решил французский книготорговец Леон Бенардо. В ноябре 1870 года он выпустил открытое письмо с картинкой (сюжет ее — франко-прусская война). Надпись на ней гласила: «Souvenir de la defense nationale» (Память о национальной обороне). Вероятно, после этого слово «Souvenir» сразу вошло в моду: его стали печатать на открытках с видами городов издатели многих стран, в том числе и Российской империи.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века.

Вот образец поздравительной речи из карточки А.П.Чехова:

«Милый Иван, поздравляю тебя, Соню и Володю с Рождеством и с наступающим Новым годом и желаю здоровья и спокойствия. Я в Ницце. Если напишешь что-нибудь, то буду очень благодарен. Пусть Соня извинит, что я не был у вас, — ты видел, как мне было некогда! Володю целую; он производит очень хорошее впечатление, и я рад за него.

Будь здоров. Кланяюсь низко всем. Твой А. Чехов» [14].

И сегодня открытка является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным, потому что есть более скоростные варианты передачи информации.

Таким образом, с помощью метода наблюдения определена стандартная схема, по которой строятся поздравления:

  1. обращение к поздравляемому;

  2. поздравление (с указанием праздника, радостного случая);

  3. пожелания;

  4. подпись.

При составлении поздравления обязательными элементами являются: адресат, адресант, тема, цель, содержание, стиль и форма.

1.3 Sms-сообщения как привлекательный способ массового общения

Слово sms давно вошло в разговорную речь, освоено и активно используется носителями языка. В мире сейчас около 1 млрд. человек используют сотовые телефоны, поэтому функция sms популярна и является средством массовой культуры, массовой коммуникации.

SMS (сокр. от англ. Short Message Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи [13].

SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase 1. Впервые идея осуществления сервиса возникла в 1984 г. В 2002 году появилась возможность обмена sms-сообщениями между двумя разными операторами [13].

По мнению психологов, sms-общение привлекает пользователей по нескольким причинам: скорость доставки, возможность получать уведомление о доставке сообщения; возможность отправки сообщения на выключенный, занятый или находящийся вне зоны действия сети телефон; возможность отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы; раскрепощение человека (можно написать то, что трудно высказать в непосредственной беседе); передача срочных данных, соблюдая тишину; экономия времени и денег.

Итак, sms-сообщение стало массовым способом письменного общения молодежи и вызывало проблемы в культуре устной и письменной речи. В печати появились статьи, указывающие на новую проблему в обществе — "мобилеманию". Все эти факты убеждают в необходимости проведения практического исследования по теме и ознакомления школьников с появлением новой формы поздравительной речи, ее особенностями. Это будет способствовать формированию грамотного общения в устной и письменной форме.

ГЛАВА 2 Особенности sms-поздравлений учащихся 2.1 Анализ результатов анкетирования

С целью изучения популярности sms-поздравления, отношения молодежи к соблюдению норм литературного языка и норм этикета учащимся двух классов (40 участников) была предложена анкета (Приложение Б).

В результате анализа анкет учащихся были получены исчерпывающие данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу (Приложение В)

Поздравление — актуальный жанр, имеющий мощную информационную поддержку современных технических средств (100% анкетируемых высказали положительное мнение о получении поздравлений, это связано с положительными эмоциями и основной задачей поздравления — дарить такие эмоции).

Самой популярной формой поздравления оказалось sms-поздравление по причине удобства, секретности, дешевизны, возможности отправки в любое время, на любые расстояния (34 анкетируемые — 85%). Искренним, приятным, бесплатным, эмоциональным названо личное сообщение (6 анкетируемых — 15% ).

Большинству участников анкетирования нравится копировать готовое поздравление, т. к. это проще, быстрее, чем придумывать, удобнее, а некоторым просто лень (30 анкетируемых— 75%). Создавать свое сообщение решили 10 анкетируемых (25%), указав, что сочинять приятно, интересно и оригинально.

Большинство анкетируемых не знает или не придерживается структуры поздравления (80% опрошенных). Это происходит по нескольким причинам: неформальность общения позволяет отказаться от соблюдения норм (главное поздравить); неожиданное и даже неправильное построение удивляет, запоминается; использование смайлов, знаков препинания для передачи эмоционального состояния может заменять часть элементов структуры поздравления.

Большинство опрошенных не считает нужным соблюдать нормы литературного языка, придерживаться этикетных норм общения в sms-переписке, т. к. это неформальный вид общения, а значит, действие правил необязательно (80% опрошенных). Учащиеся дают следующие объяснения: "правила надоели"; "это секретная, личная переписка, а значит, все позволено"; "устал от школы"; "это не урок"; "это не на оценку"; "это не документы"; "с другом можно все"; "это такой разговор".

Большинство опрошенных (34 анкетируемых — 85%) не считает нужным соблюдать этикетные нормы, т. к. "никто не соблюдает"; "поймут и так"; "не прикольно"; "не смешно, если соблюдать"; "чтоб не думали, что заучка"; "так не скучно; можно веселиться". Пять анкетируемых считает необходимым соблюдать этикетные нормы, чтобы "показать уважение"; "более красивый вариант поздравления"; "из-за страха перед взрослыми"; "из-за нежелания казаться некультурным, глупым".

Таким образом, происходит интеллектуальная экономия, которая отражается на каждом анкетируемом через уменьшение творческой активности, угасание фантазии, примитивизацию общения, которое в свою очередь сводится к кальке, шаблону, лишенному искренности и эмоциональности. Sms-поздравление превращается в "sms-мусор".

2.2 Исследование языковых особенностей sms-поздравлений

Поздравление как жанр письменной речи должно выражать доброе отношение к адресату, обращаться к мечтам человека, воодушевлять. С этой целью используются определенные языковые средства, которые позволяют передать позитивные эмоции, настроение адресанта адресату.

Тематический блок «обращение» реализуется в собственно обращении к адресату. Как правило, это имя, отчество, реже фамилия или общее обращение (коллеги, друзья, пользователи и т. д.) В результате анкетирования выяснено, что обращение к поздравляемому как структурный элемент sms-поздравления воспринимают минимум опрошенных. При исследовании практических данных выяснено, что обращение используется всего лишь в 6 sms-поздравлениях. Из них по имени обратились 3 анкетируемых (2 — с использованием суффикса субъективной оценки: Олька, Настюха, 1 — с трансформацией имени: Леля), 1 обратился через установленные родственные связи: Дорогая сестренка, 1 обращение выражено нарицательным существительным кисуня, образ которого должен вызывать у адресата положительные эмоции, 1 обращение выражено именем существительным общего рода: Зануда, которое, несмотря на свой неодобрительный, презрительный оттенок значения, имеет шутливый характер, свидетельствующий о близком знакомстве и хорошем чувстве юмора собеседников (Приложение А).

Тематический блок «поздравление» реализуется в структурной части собственно поздравления при помощи лексических единиц «поздравлять», «примите поздравления», «позвольте», «разрешите» (поздравить)+ существительное в Т. п. с предлогом «с» в сочетании с оценочными «искренне/-ие» и «сердечно/-ые» с обязательным указанием причины (повода) поздравления.

В результате анкетирования выяснено, что поздравление как структурный элемент sms-поздравления воспринимают максимум опрошенных. При исследовании практического материала выяснено, что поздравление используется в 16 sms. Из них в 2 случаях употребляется слово «поздравляю» без указания повода, 8 опрошенных использовали в своих sms только существительное в Т. п. с предлогом «с»: с приездом, с наступающим, с праздником, СНГ (встречается дважды), с Днюхой, SDR, СДР. С целью экономии, а также из-за неудобства набора на нерусифицированном телефоне адресанты часто используют аббревиацию и сленг, которые требует от адресата догадливости в расшифровке послания (СНГ — с Новым годом, СДР-, с Днюхой — с днем рождения). Полностью назвали повод поздравления 5 анкетируемых. Из них 2 использовали поздравление с традиционным праздником (с Новым годом, с днем рождения), а 3 использовали поздравление-похлопывание (дружеский жест, похлопывание по плечу). Э.Берн называет «похлопывания» необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния [1, 98]. В sms-поздравлениях это выражено следующим образом: Pozdr s 1m kupaniem v prorubi! Поздравляю с новым днем!Такие sms-поздравления не столько информация, сколько эмоции, позитивная энергия, сочувствие, желание поделиться радостью или печалью (Приложение А).

В части «пожелания» адресант выражает надежду на благополучие адресата в будущем конструкциями «желать» + существительное в родительном падеже (Желаю Вам крепкого здоровья, счастья, новых успехов в работе.), пусть + пожелание (Пусть успешно реализуются все ваши планы. Пусть во всех добрых начинаниях Вам сопутствует удача!). В результате анкетирования выяснено, что пожелание как структурный элемент sms-поздравления воспринимают максимум опрошенных. При исследовании практического материала выяснено, что пожелание используется в16 sms. Из них в 8 случаях употребляются слова «желаю», «будь», «пусть» с соответствующими существительными в определенном падеже: Желаю успехов и всего доброго! Желаю здоровья, хороших оценок! Пусть этот год будет самым желанным! …будь самой красивой и счастливой в этот день! Не замечай неудач! … бз…(будь здоров.). Удачи, счастья, красоты, пусть исполняются мечты! Счастливой будь, неповторимой, Всегда люби и будь любимой! Пускай всегда растут цветы, И будет праздник там, где ты!

Особую популярность приобрели сленговые пожелания, пожелания в стихах единичны, видимо, из-за объема и несовременности языковых единиц. Уровень грамотности может оставаться невысоким, т. к. копирование текста позволяет присвоить поздравление и грамотность других.

Без конструкции со словами «желаю», «будь», «пусть» с соответствующими существительными в определенном падеже составлено 2 sms: Много цветов и успехов в СШ! Здоровья, счастья, благополучия Вам и Вашим близким! Приятных новостей и легкого общения! Условно можно назвать пожеланиями конструкции, использованные в 7 sms: 4 из них можно отнести к «похлопываниям» (O4 lоvе!!!! Любим, ждем. Доброе утро. ;) Как хор, что есть я!!!!!), а 2 — к поздравлениям-предложениям (Davaydruzit! Ho4e6 vkino, po6li, etopodarok.). Именно в этой части поздравления довольно активно используются смайлики — графические значки, которые выступают и в роли знаков препинания, и в роли дополнительного знака-эмоции: :) – улыбающийся, ;) – подмигивающий, :( — грустный, :D – смеющийся. Их использование — способ сжатия текста и передача эмоций. Возможно, в будущем эти дружелюбные значки станут знаками препинания. Часто в нерусифицированных телефонах вместо русского «ч» адресанты используют цифру 4, а вместо «ш» — цифру 6 (Приложение А). Это объясняется желанием сэкономить или озорством, попыткой попробовать новый элемент речи. Происходит сокращение использования местоимений и глаголов, пропуск слов, знаков в предложениях, т. к. необходимо минимальными языковыми единицами выразить максимальную информацию. Такой вызов игровой способности активизирует живущее в человеке желание экспериментировать и наблюдать (что будет, если…). Этим объясняется желание молодежи делать текст почти неузнаваемым, допускать отклонения от норм литературного языка.

«Подпись» является способом адресанта заявить о себе, т.к. в предыдущих блоках адресант проявляется при помощи форм глагола (поздравляю, желаю и т.п.). Адресант может заявить о своем отношении к адресату, используя этикетную формулу "с уважением". В результате анкетирования выяснено, что подпись как структурный элемент sms-поздравления воспринимает минимум опрошенных. При исследовании практического материала выяснено, что подпись используется в 5 sms. Из них 2 — подпись-имя (Мася, Sana), 1 — подпись-инициалы (Н.), 1 — подпись нарицательным именем существительным (Семья), 1 — подпись-название организации (Velcom) (Приложение А). Подпись является непопулярным элементом, т. к. участники переписки хорошо знают номера друг друга и таким образом экономят время, подчеркивая тем самым, что главное — передача информации. Адресант также может оставаться неизвестным, если используется нетактичное, насмешливое поздравление.

В результате проведенного анализа выявлено, что минимальное внимание уделяется отбору и использованию выразительных средств, т. к. копирование готовых текстов позволяет реализовать творческую затею других как свою собственную. Это обезличивает, сокращает либо делает поздравление примитивной отпиской (Например, СНГ- с Новым годом), не вызывающей положительных эмоций ни у адресата, ни у адресанта.

Минимальное внимание уделяется характеристике адресата (1 сообщение — ты о4 хор). Характерно использование предложений с однородными членами. Экспрессивно-эмоциональная лексика, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами также присутствует в поздравлениях. Активно используются восклицательные предложения, причем количество знаков препинания соотносится с эмоциональным состоянием адресанта, а не с нормами языка. В качестве знака препинания увеличивается частотность употребления смайликов. Необходимостью сокращения текста поздравления и озорством объясняется использование цифр вместо букв, сленга, часто неоправданной аббревиации. Обращение и подпись как структурные элементы sms-поздравления мало употребительны, поздравление как факт стало важнее соблюдения норм и структуры жанра.

2.3 Основополагающие нормы sms-поздравлений

Самый популярный способ общения в ХХI веке должен придерживаться норм этикета, чтобы поздравление не стало наказанием. Опираясь на данные анкетирования, результаты наблюдений, анализа материала и статистические данные можно составить следующие основные рекомендации по созданию sms-поздравлений:

  • соблюдать структуру поздравительной речи. (Начинать сообщение следует с обращения по имени или с приветствия. Это показатель уважения к собеседнику и проявление хорошего тона. Далее идет похвала. Ее нужно связать с личностью и ценностями адресата. Затем следует само поздравление, пожелания, а в конце подпись);

  • избегать избитых выражений;

  • избегать насмешек, скрытой критики, т. к. поздравление должно вызывать только приятные эмоции;

  • индивидуализировать поздравления, избегать шаблонных копий;

  • соблюдать своевременность;

  • соблюдать временные правила приличия (учитывать время отправки sms. С 9.00 до 20.00 подходящий отрезок времени);

  • правильно использовать слова и символы-смайлы для выражения эмоций (сленг не всегда и не всем приятен, особенно в поздравлениях);

  • sms — средство неформального общения. Поздравление лично всегда приятнее и выйгрышнее, чем sms.

Таким образом, отражая натиск низкопробных текстов, рекламы, массовой литературы, правильно составленное sms-поздравление как одно из видов массовой коммуникации позволит влиять на этическую культуру учащихся.

2.4 Sms-поздравления как материал для исследования на уроках русского языка

Sms- позитивный, современный и очень популярный способ общения среди молодежи. Использование текстов sms-поздравлений на уроках русского языка по теме "Жанры речи" позволит ненавязчиво осуществлять адаптацию школьников в новом информационном пространстве, воспитывать культуру общения с соблюдением норм языка и морали, позволит приблизить уроки языка к жизни и сделает их интереснее, современнее и популярнее среди учащихся.

Учитывая проанализированный материал и полученные данные, можно предложить следующие задания на уроках русского языка.

  1. Расставьте знаки препинания в sms-поздравлении:

Любимая сестренка будь самой красивой и счастливой в этот день

С наступающим 2015 годом Здоровья счастья благополучия Вам и Вашим близким Приятных новостей и легкого общения

Удачи счастья красоты пусть исполняются мечты

  1. Найдите обращения в в sms-поздравлениях, обведите его кружочком (знаки препинания не расставлены):

Любимая сестренка будь самой красивой и счастливой в этот день!

Поздравляю с Новым годом доченька!

Поздравляю тебя милая с новым днем!

  1. Вставьте буквы, объясните свой выбор:

Зд…р…вья, счастья, благ…получия Вам и Вашим бли…ким!

Желаю зд…р…вья, х…р…ш…х оценок!

  1. Каких структурных элементов в данном поздравлении не хватает? Отредактируйте и запишите правильный вариант.

СНГ

  1. Исправьте речевые недочеты и запишите правильный вариант.

Ура, днюха! Зануда, бз, фсе равно тя lаv!!!!!!!!!

  1. Составьте рекомендации автору поздравления.

С праздником, кисуня! Как хор, что есть я!!!!!

  1. Порассуждайте о своем настроении и эмоциональном состоянии при получении такого сообщения от мамы.

С Днюхой :D

Таким образом, подобные задания позволят ненавязчиво убедить подростков в необоснованности и вреде использования ненормативных элементов sms-поздравлений, избавиться от речевой небрежности и низкого стиля. В перспективе возможно изучение языковых особенностей sms-поздравлений представителей разных возрастных групп с целью определения активности использования сленга и постоянства в соблюдении речевых норм.

Заключение

Язык — изменчивая структура, на которую влияют внешние факторы. Интернет, мобильная связь оказывает последнее десятилетие мощное влияние на речевое развитие молодежи из-за широкой доступности и малой контролируемости взрослыми процесса общения молодежи. В целом sms-поздравления, несмотря на использование кальки, сленга, неоправданное сокращение текста с помощью цифр, аббревиации, являются положительными элементами массовой культуры, т. к. дарят позитивные эмоции, учат выражаться кратко и по существу (сжатие текста), активизируют речевое чутье в процессе набора текста на нерусифицированных телефонах, учат продумывать план шифрования текста с учетом способностей адресата, позволяют включаться в речевую игру.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • исследование особенностей новой письменной формы — sms- поздравлений убеждает в популярности и удобстве такого вида общения;

  • знакомство со структурой и содержанием поздравительной речи (от момента ее возникновения как жанра до современности) позволяет предположить, что sms-поздравления — это всего лишь очередной этап развития поздравительной речи.

  • в массовой культуре поздравление как факт стало важнее соблюдения норм и структуры жанра. Исследование языковых особенностей sms-поздравлений школьников, опрос учащихся выявили минимальное соблюдение норм литературного языка, популярность копирования и подражания в ненормативных выражениях и сокращениях в sms-поздравлениях. Характерно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обилие восклицательных предложений, причем количество знаков препинания соотносится с эмоциональным состоянием адресанта, а не с нормами языка. В качестве знака препинания увеличивается частотность употребления смайликов. Необходимостью сокращения текста поздравления и озорством объясняется использование цифр вместо букв, сленга, часто неоправданной аббревиации. Обращение и подпись как структурные элементы sms-поздравления мало употребляются.

В ходе работы выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи выполнены. Проанализировано 14 источников литературы, описаны этапы развития поздравительной речи от возникновения до современности, определена стандартная схема построения поздравления, выяснены причины популярности sms-поздравлений, проанализированы данные анкет, исследованы языковые особенности sms-поздравлений школьников.

В результате исследования материала с точки зрения соблюдения этикетных норм в sms-поздравлениях был определен необходимый минимум для соблюдения в sms-поздравлениях, который позволит противостоять негативному влиянию массовой культуры и повышать этическую культуру учащихся. Дан образец составления практического материала для анализа на уроках русского языка, который позволит ненавязчиво осуществлять адаптацию школьников в новом информационном пространстве, воспитывать культуру общения с соблюдением норм языка и морали, позволит приблизить уроки языка к жизни и сделает их интереснее, современнее и популярнее среди учащихся.

Таким образом, на негативные процессы, протекающие в электронных средствах массовой коммуникации, можно оказывать влияние через изучение sms-поздравлений и популяризацию полученных данных на уроках русского языка. В дальнейшем, после проведения эксперимента на уроках русского языка и определения результативности, возможно распространение полученного опыта через разработку и составление брошюры «Sms-поздравления» совместно с оператором сотовой связи с целью развития культуры общения и популяризации соблюдения этикетных норм языка.

Список используемых источников
  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М. : Литур, 2005. – 256 с.

  2. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская.– М. : Феникс, 2003. – 538 с.

  3. Граудина, Л. К. Теория и практика русского красноречия / Л. К. Граудина. – М. : Либроком, 2009. – 240 с.

  4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – Спб. : Юнипресс, 1998. – 680 с.

  5. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообоазовательный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Русский язык, 2000. – 798 с.

  6. Крылов, Г. А. Этимологический словарь русского языка / Г. А. Крылов. – СПб. : Виктория плюс, 2004. – 780 с.

  7. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002. – 709 с.

  8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

  9. Словарь русского языка: в 4-х т., Т.4./ РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М. : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 876 с.

  10. Слово о полку Игореве. – М. : Худож. лит., 1987. – 222 с.

  11. Сухотерина, Т П. К вопросу о выделении «поздравления» как гипержанра естественной письменной речи / Т. П. Сухотерина. – Барнаул, 2004. – 68 с.

  12. Формановская, И. И. Речевой этикет и культура общения / И. И. Формановская. – М. : Высш.шк.,1989. – 159 с.

  13. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа: 18.11.2014.

  14. Проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/классика. – Дата доступа: 18.11.2014.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(орфография и пунктуация авторов)

1. Желаю успехов и всего доброго.

2. СНГ

3. С Днюхой :D

4. Привет! С Днем рождения!

5. Леля! Ты о4 хор! Удачи, счастья, красоты, пусть исполняются мечты! Н.

6. Поздравляю с Новым годом! Желаю здоровья, хороших оценок! Пусть этот год будет самым желанным! Мася.

7. Любимая сестренка, будь самой красивой и счастливой в этот день! Не замечай неудач! Ты !!!!!!!!!!!! :)

8. Олька! СНГ! :D Много цветов и успехов в СШ!

9. Pozdravlayu! O4 lоvе!!!!

10. Pooozdravlayu! Davay druzit!

11. S DR! Ho4e6 v kino, po6li, eto podarok.

12. С приездом! Любим, ждем. Семья

13. С наступающим 2015 годом! Здоровья, счастья, благополучия Вам и Вашим близким! Приятных новостей и легкого общения! Velkom

14. Поздравляю с новым днем! Я тибе приснюсь, закрывай глазки ;)

15. Ура, днюха! Зануда, бз, фсе равно тя lаv!!!!!!!!!

16.Поздравляю с новым днем! Доброе утро. ;)

17. С праздником, кисуня! Как хор, что есть я!!!!!

18. Это лучший день! Запомни его! СДР!

19. Pozdr s 1m kupaniem v prorubi! Sana.

20. Настюха! Счастливой будь, неповторимой,

Всегда люби и будь любимой!

Пускай всегда растут цветы,

И будет праздник там, где ты!

Приложение Б

Анкета

1.Нравится ли Вам получать поздравления?

Да нет

2 Какую форму поздравления Вы считаете самой удобной? Почему?

Открытка, личное поздравление, sms-поздравление

____________________________________________

3. Вам нравится создавать свое поздравление или копировать готовое? Почему?

Создавать свое копировать готовое

____________________________________________

4 Нужно ли в sms-поздравлениях соблюдать нормы литературного языка? Почему?

Да нет

_____________________________________________

5. Нужно ли в sms-поздравлениях соблюдать нормы этикета? Почему?

Да нет

_____________________________________________

6. Какие структурные элементы обязательны для поздравления?

Обращение к поздравляемому, поздравление, пожелания, подпись

Приложение В

Анализ результатов анкетирования

Просмотров работы: 367