ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хныкина В.Ю. 1, 0
Козлукова Татьяна Васильевна 1, 0Зыкова Нина Петровна 1, 0
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Введение

"С тех пор, как мир возник во мгле, еще никто на земле не предавался сожалению, что отдал жизнь ученью"

Рудаки

Ведущие тенденции развития современной школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика с его наклонностями, интересами и способностями, а так же подготовить его к творческому интеллектуальному труду. Поэтому необходимо предоставить учащемуся право выбрать уровень обучения по каждому предмету самостоятельно, в соответствии с предметной направленностью ума. С этой задачей успешно справляется профильное обучение.

Однако с каждым годом повышаются требования об­щества к уровню образования. В результате, совре­менный школьник подвержен воздействию ком­плекса невротизирующих факторов. В большинст­ве случаев это неконтролируемый поток аудиови­зуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены, сокращение времени пребывания на свежем возду­хе. Все это может стать причиной возникновения нарушений в здоровье школьников, спровоциро­вать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия.

Объект исследования: Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние

Предмет исследования: Взаимосвязь эмоционального состояния старшеклассников от учебной нагрузки в условиях профильного обучения

Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что на эмоциональное состояние старшеклассников в условиях профильного обучения будет негативно влиять учебная перегрузка.

Цель работы: исследование влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников в условиях профильного обучения

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с литературой по темам: «Эмоциональное состояние старшеклассников», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», «Возрастные особенности старшеклассников»;

  2. Рассмотреть проблемы рациональной организации учебного процесса в условиях профильного обучения;

  3. Изучить нормативы распределения учебной нагрузки, регламентированные СанПиНом;

  4. Диагностировать учеников 10х и 11х классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги на предмет наличия учебной перегрузки, эмоционального состояния, тревожности, организации труда и отдыха;

  5. Провести сравнительный анализ показателей школьной тревожности, мотивации учения, эмоционального отношения к учению, самочувствия, активности, настроения у учеников 10х и 11х классов МБОУ «Лицей №36» г.Калуги;

  6. Сформулировать рекомендации по психопрофилактике учебных перегрузок.

2.Теоретическая часть

2.1. Особенности учебной деятельности в условиях профильного обучения

В соответствии с Концепцией профильного образования, профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В настоящее время активно ведутся исследования по разработке различных моделей школ, где обучение ведется с учетом индивидуально-психологических особенностей мыслительной деятельности учащихся.

Существенным отличием уроков профильной направленности в общеобразовательном лицее от традиционных уроков общеобразовательной школы является перенесение акцента с результативной стороны учения на процессуальную, которая способствует развитию качественно-специфичных форм мышления, а значит развитие предметных способностей.

Развитие предметных способностей предполагает успешное осуществление учебной деятельности определенной предметной направленности, продуктивность ее выполнения, предрасположенность и активность субъекта к работе с материалом данной предметной области. Высокий уровень сформированности умственных операций у учащихся может быть одновременно по нескольким учебным циклам, но в процессе профильного обучения у учащихся начинают складываться приемы и способы преобразования предметно-специфичного материала, развивается предметно-избирательная мыслительная активность к содержанию определенной предметной области, развиваются предметные способности учащихся.

По своей структуре и содержанию лицей является инновационным учреждением, так как он гарантирует получение высококачественных знаний сверх государственного стандарта общеобразовательной школы, обеспечивает своим образованием условия для проявления учениками инициативы, творчества, изобретательности, развития индивидуальных способностей, осознанного выбора сферы их будущей жизнедеятельности. Именно в лицее школьникам предоставляется возможность видеть перспективы избранной деятельности, загореться красивой идеей, пережить душевный подъем, предвкусить моральное удовлетворение от будущих творческих достижений.

Проблема дифференциации обучения рассматривается в достаточно большом количестве исследований, среди которых прежде всего следует отметить работы авторов В. В. Каптерева, В. В. Вахтерова, Л. С. Выготского, М. Н. Поташник, В. В. Гузеева, И. М. Осмоловской, Н. М. Шахмаева и др. Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего следующее определение дифференциации обучения. Дифференциация обучения – это такая организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные) и которая характеризуется созданием учебных групп, различающихся содержанием образования, методами обучения и организационными формами.

2.2. Возрастные особенности старшеклассников

В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения «Я-концепции». Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. С этим тесно связано много динамических переживаний. Мальчики тяжело переживают свое отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие себя черт характера, которые кажутся им «немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены своей внешностью. Половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются.

Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным.

Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих. Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.

Значимость юности как периода жизни человека определяет особенную важность успешного решения задач развития этого возраста:

• личностного развития и обретения чувства личностной идентичности;

• обретения половой идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

• профессионального самоопределения - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

• развития готовности к жизненному самоопределению, базой для которого является достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

2.3. Особенности психоэмоционального состояния учеников старшего звена

Старший подросток, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе – это социально адаптированный человек, у него не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, мышление, восприятие, эмоции), его можно назвать психически здоровым человеком.

Проблемы старших подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о эмоциональном состоянии старших подростков.

Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются с проблемами выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной и внеучебной деятельностью. От самооценки подростка, от социального положения в классе зависит его эмоциональное настроение и результативность учебной деятельности.

3.Практическая часть

3.1.Изучение организации учебного процесса, труда и отдыха старшеклассников

В исследовании приняли участие ученики 10-х и 11-х классов МБОУ «Лицей №36» г. Калуга, обучающихся по индивидуальном учебным планам. Всего 80 человек, из которых 38 юношей и 42 девушки.

Опрос проводился по анкетам М.М Безруких (Приложение 2). Полученные данные анализировались и сопоставлялись с требованиями, регламентированными в СанПиНе (Приложение 1) и предъявляемыми к организации учебного процесса и отдыха (Таблица 1).

Таблица 1.

Класс

МД нед. образов. нагрузкач/мин

МД дневная образов. нагрузкач/мин

МД дневная нагрузка выполнения д/з ч/мин

МД общая учебная нагрузка ч/мин

Нормы продолж. сна

Нормы продолж. прогулок

10

34/2040

7/420

3.5/210

10.5/630

9

1.5

11

34/2040

7/420

3.5/210

10.5/630

9

1.5

МД - максимально допустимая

В результате анализа старшеклассники были разделены на три группы:

  • 1-я группа – значительно перегруженные старшеклассники, недельная и дневная учебная нагрузка превышает нормативы СанПиНа (недельная нагрузка);

  • 2-я группа – незначительно перегруженные старшеклассники; отмечено незначительное превышение допустимых норм (от 60 – 65 часов);

  • 3-я группа – старшеклассники, чья учебная нагрузка не превышает допустимые нормативы ( менее 60 часов).

Процентное отношение распределения по группам представлено на диаграмме (%)

Диаграмма 1

По анкете 2 «Режим дня школьника» проводился анализ рационального использования свободного времени старшеклассниками. Полученные результаты представлены на диаграмме.

Диаграмма 2

Распределение свободного времени в группах Диаграмма 3

Распределение учащихся по превышению нормативов проведения времени за компьютером и телевизором

Как видно на диаграмме 2 , старшеклассникам, максимально задействованным в учебном процессе, а именно первой и второй групп, учебные занятия не мешают достаточно плотно занять свободное время.

На диаграмме 3 представлено процентное количество учащихся I, II, III групп, которые проводят свободное время за компьютером и телевизором.

Можно сделать вывод, что информатизация современного общества оказывает значительное влияние на все группы школьников. Однако наиболее подвержены этому ученики, не загруженные учебными занятиями.

3.2.Изучение показателей самочувствия, активности и настроения

Для определения показателей самочувствия, активности и настроения нами использовалась методика «САН» (Приложение 3).Результаты представлены в таблице в процентном отношении(%)

Таблица 2.

Психофизиологический показатель

1-я группа

2-я группа

3-я группа

норма

сниж.

норма

сниж.

норма

сниж.

Самочувствие

88

12

75

25

50

50

Активность

70

30

66

34

54

46

Настроение

83

17

77

23

71

29

В результате анализа полученных данных, было выяснено, что снижение хорошего самочувствия наблюдается от категории значительно перегруженных старшеклассников к категории не перегруженных. Показатели самочувствия находятся в норме у 88% учеников первой группы, 75% второй и только 50% третьей группы.

По уровню активности старшеклассники первых двух групп так же значительно превосходят категорию не перегруженных учеников.

При анализе показателей настроения сильного отличия выявлено не было, но учащихся со снижением уровня настроения больше в третьей группе.

3.3.Изучение показателей уровня школьной тревожности

Для определения уровня тревожности, мотивации учения, уровня гнева, познавательной активности и эмоционального отношения к учению использовалась методика Спилбергера-Ханина, модификация А.Д.Андреевой. (Приложение 4)

Результаты представлены в таблице в процентном отношении(%)

Таблица 3.

Показатель общей тревожности

1-я группа

2-я группа

3-я группа

выс.

средн.

низк.

выс.

средн.

низк.

выс.

средн.

низк.

Тревожность

40

28

32

46

31

23

36

47

17

Познавательная активность

60

32

8

48

32

20

34

55

11

Гнев

33

52

15

38

38

24

50

21

29

При анализе полученных данных был так же выполнен подсчет мотивации учения - суммарного балла опросника по формуле:

ПА+МД+(-Т)+(-Г), где

ПА - балл по шкале познавательной активности, МД - балл по шкале мотивации достижения, Т – балл по шкале тревожности, Г – балл по шкале гнева.

Выделяются следующие уровни мотивации:I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению

Полученные данные по трем группам представлены в диаграмме в процентном отношении(%)

Диаграмма 4

Распределение данных по группам представлены в таблице в процентном отношении(%)

Таблица 4

Группа

Уровень

I

II

III

IV

V

1-я группа

12

-

40

28

20

2-я группа

-

7.7

46.2

38.4

7.7

3-я группа

-

26

38

24

12

4.Выводы

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с литературой по темам: «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»,«Возрастные особенности старшеклассников» «Эмоциональное состояние старшеклассников», рассмотрели основные проблемы рациональной организации учебного процесса в условиях профильного обучения, изучили нормативы, регламентированные СанПиНом, а так же провели диагностическое исследование и проанализировали полученные результаты.

В итоге мы пришли к выводу, что наша гипотеза не подтвердилась: при учебной перегрузке ученики с высоким и средним уровнем мотивации показывали высокие показатели самочувствия, активности и настроения, несмотря на то, что у них отмечается повышенный фон тревожности.

У старшеклассников, не загруженных учебными занятиями, отмечается понижение эмоционального самочувствия и настроения, поскольку свою незанятость учебой они компенсируют тем, что тратят время на компьютер и просмотр телевизора. Кроме того, именно среди учеников этой группы наблюдается больший процент тех, кто не умеет рационально организовывать свое свободное время. В условиях современного общества это может привести не только к проблемам, связанным с психическим здоровьем, но и к трудностям получения профессионального образования и самореализации личности.

Рекомендации

В настоящее время большинством психологов признается, что наиболее эффективным способом сохранения здоровья школьников является своев­ременно организованная в образовательном учре­ждении психопрофилактическая работа.

Н. В. Жи­гинас рекомендует включать в психопрофилакти­ческий комплекс занятия по формированию «здо­рового образа жизни», регуляцию режима отдыха, оптимизацию условий труда. Приоритетной должна стать первичная психопрофилактика, когда психолог начинает работать еще до возникновения проблемы на уровне психологического просвеще­ния. Оптимизировать распределение учебной на­грузки, скорректировать эмоциональное состояние возможно только в том случае, если организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администрации, пе­дагогов, родителей, самих обучающихся.

На этом самом важном и начальном этапе возника­ют затруднения, вызванные наличием агрессивно- защитных форм поведения, в фиксировании на трудностях, чувстве усталости, неспособности видеть позитивные результаты своей работы, неа­декватности самооценки и «Я-концепции».

Поэтому ведущая роль по решению проблемы при­надлежит практическому психологу, очень многое зависит от его позиции, личностных качеств, спо­собности установить доброжелательные довери­тельные взаимоотношения со всеми, кто к нему обращается.

Литература

  1. Воронцова И.А., Терехова Н.Л. Развитие предметных способностей школьников и их профессиональное самоопределение в условиях профильного образования// КГПУ им. К.Э. Циолковского,2008 г.

  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Профильная школа. - 2003.

  3. Гадельшина Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн.Томского гос.пед.ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).2011.Вып.6.С.161–164.

  4. Безруких М. М. Материалы курса «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: учеб.-метод.пос.М.: Пед.ун-т «Первое сентября», 2006.44 с.

  5. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобра­зовательных учреждениях»: постановление [Главного государственного санитарного врача РФ] от 29.12.2010 № 189 // Администратор образования.2011.№ 8.С.21–61.

  6. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащи­мися // Вестн.Воронежского ин-та МВД России.2011.№ 2.С.193–197.

Приложение 1

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной образовательной организации или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

(Измененная редакция.Изм. № 2)

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

(Измененная редакция.Изм. № 2)

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2 - 4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8 - 9

36

33

10 - 11

37

34

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

(Измененная редакция.Изм. № 2)

10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

(Измененная редакция.Изм. № 2)

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10. настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80 %.

Приложение 2

Анкета №1

Общая учебная(школьная и внешкольная) нагрузка

Анкета № 2

Режим дня школьника

Приложение 3

Методика «САН»(Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

1. Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4. Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5. Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6. Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8. Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9. Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10. Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11. Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13. Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14.Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15. Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16. Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17. Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18. Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19. Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20. Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21. Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23. Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25. Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

26. Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27. Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28. Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29. Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30. Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Просмотров работы: 156