Биоритмы в нашей жизни

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Биоритмы в нашей жизни

Земляк Т.А. 1
1МБОУ "Школа №82"
Степанова  Г.Т. 1
1МБОУ "Школа № 82"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. из истории биоритмов.

"я вижу и слышу, как в тишине каждый час бьют "небесные колокола" и как всё живое подчиняется этому ритму… Откуда петухи и вообще птицы знают, когда им петь? Откуда цветок знает, когда ему просыпаться и распускать лепестки? Всё подчиняется этому голосу!".

Ванга

(болгарская ясновидящая)

Начало изучения биоритмов относят к 1729 году, когда французский астроном де-Меран обнаружил, что листья растений совершают периодические движения в течение суток. В последующем были найдены и определены биоритмы, свойственные практически всем растительным и животным организмам, имеющие большие различия по частотам или периодам. Это, к примеру: суточные колебания температуры тела (самая высокая температура отмечается во второй половине дня, самая низкая -- ночью); колебания, характеризующие электрическую активность сердца, головного мозга; листопад у растений; перелёты у птиц; спячка у животных. Козы, собаки, кошки и другие животные безошибочно чувствуют время. Известно, что собаки встречают точно в определённый час хозяина, возвращающегося с работы. Большинство живых существ несут внутри себя "биологические часы".

Возникла новая наука – хронобиология, которая исследует ритмы жизни, задаваемые природой, вращением Земли вокруг Солнца (период 1 год), вращением Земли вокруг своей оси (период 24 часа), вращением Луны вокруг Земли (период около 28 дней). Наши органы, организм, интеллект, душа функционируют в строго предписанных временных ритмах, соответствующих суточным, месячным и годичным циклам.

Теории трёх биологических ритмов около ста лет. Её авторами стали три человека: психолог Герман Свобода, отоларинголог Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, и преподаватель Фридрих Тельчер, исследовавший интеллектуальный ритм. Одинаковые результаты они получили независимо друг от друга.

Доктора Вильгельма Флисса, который жил в Берлине, заинтересовала сопротивляемость организма человека болезням. Почему дети с одинаковыми диагнозами в одно время имеют иммунитет, а в другое — умирают? Собрав данные о начале болезни, температуре и смерти, он связал их с датой рождения.

Расчёты показали, что изменения иммунитета можно прогнозировать с помощью 23-дневного физического и 28-дневного эмоционального биоритмов. Герман Свобода работал в Вене. Анализируя поведение своих пациентов, он заметил, что их мысли, идеи, импульсы к действию повторяются с определённой периодичностью. Он начал анализировать начало и развитие болезней, особенно цикличность сердечных и астматических приступов. Результатом этих исследований стало открытие ритмичности физических и психических процессов.

Фридрих Тельчер заметил, что желание и способность студентов воспринимать, систематизировать и использовать информацию, генерировать идеи время от времени изменяется, то есть имеет ритмический характер. Сопоставив даты рождения студентов, экзаменов, их результаты, он открыл интеллектуальный ритм с периодом 33 суток.

Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории "трёх биоритмов" имели многих противников и оппонентов.

Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием современных компьютерных технологий. В 70 - 80 гг. биоритмы завоевали весь мир. Эта теория очень популярна, на её основе и на основе вычисленных ритмов некоторые "деловые" люди составляли план своей деятельности (особенно - дни заключения сделок), а учащиеся пытались оправдать неудачи на экзаменах и контрольных, некоторые фирмы и учреждения всерьёз следовали этим расчётам в своей деятельности.

Как утверждали статистики, в критические для данного человека дни на самом деле возрастала вероятность попадания в аварии, совершения серьёзных ошибок в работе, эмоциональные спады

Теория биоритмов и сейчас остаётся достаточно убедительной., теория существует, и никто её не опроверг. А раз так - значит, можно (а возможно, что и даже нужно) использовать её в своей жизни, чтобы реально повысить свои способности, возможности, эффективность своих действий, благодаря заранее определённой линии поведения. Знание биоритмов и планирование деятельности в соответствии с ними могло бы значительно улучшить качество жизни человека.

Понимание законов природы – путь к успеху!

2. БИОРИТМЫ НАШЕГО ОРГАНИЗМА.

«Понедельник — день тяжёлый», — думаем мы, лениво просыпаясь после выходных дней. Эта бытовая поговорка имеет скорее ироническое, чем серьёзное значение. Однако учёные, исследуя ритмы жизнедеятельности, склонны перефразировать её по-своему: у каждого есть свой понедельник, свой трудный день.

Человек находится во власти годовых, сезонных, суточных ритмов. Более 40 физиологических процессов зависят у нас от биологических часов. Люди иногда идут на эксперименты: ложатся на длительное время в постель при полном здоровье, заключают себя в подземную шахту или изолируют на несколько месяцев, создают себе искусственный микроклимат в зимнее время, а ритмика всё равно сохраняется, так как биологические часы трудно разрушить. Такими примерами могут быть колебания температуры тела, частоты сердечных сокращений, кровяного давления в течение суток. Физические нагрузки человек также по-разному переносит в разное время суток. Самым "сильным" он бывает с утра, примерно в 8 часов, сохраняет физическую активность до полудня; примерно с 12 до 14 часов следует перерыв, когда человек как бы слабеет; а затем, примерно с 14 до 17 часов, у него происходит новый прилив сил. Ночью, с 2 до 5 часов, человек наиболее "слаб".

Человек со дня рождения находится в трёх биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это не зависит ни от расы, ни от национальности человека, ни от каких-либо других факторов.

Учёные проанализировали ритм работы 120-ти поэтов, писателей, композиторов и пришли к выводу, что подъёмы в их творческой деятельности приходятся в основном на периоды максимальной солнечной активности в 11-тилетнем их цикле. Всплески рождаемости гениальных землян также совпадают с максимумами активности Солнца. Обнаружены четырёхгодичные ритмы, связывающие остроту мышления и памяти с определёнными отрезками жизни.

Японские биологи исследовали обстоятельства 153 уличных происшествий, при которых пострадали пешеходы. И что же? Сто восемь человек, то есть более 70%, «попали в переплёт» в свои «нулевые» (для одного или двух циклов) дни. Над этой статистикой, стоит поразмыслить случая. Но, чтобы знать, в какой период следует быть более осторожным и внимательным, а в какой — быть более расслабленным, нужно знать циклы своих биоритмов.

Несмотря на многие достижения биоритмологии, учёным предстоит ещё очень много работы в этой области, в частности, по ускорению, концентрации или удлинению биологического времени. Но это дело будущего.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ, ФАЗ, КРИТИЧЕСКИХ ИЛИ НУЛЕВЫХ ДНЕЙ

СОБСТВЕННЫХ БИОРИТМОВ

Многие люди испытали на себе, что в иные дни у них – прекрасная работоспособность, они легко переносят физические нагрузки, у них хорошее настроение, и «всё ладится». И, наоборот, в другие дни бывает невозможно заставить себя чем-либо заниматься, всё «валится из рук». Это не удивительно, так как человек, как любая живая система, подвергается солнечно-лунно-земным, а также космическим влияниям, то есть жизнь человека связана с биологическими ритмами, на основании чего выдвинута гипотеза о существовании «критических» или «нулевых» неблагоприятных периодов жизни человека.

Есть три функциональных цикла, проходящих с около месячной активностью. Согласно этой теории жизнь каждого человека, начиная с момента рождения, протекает, согласуясь с тремя отдельными циклами: физическим (23 дня), эмоциональным или чувственным (28 дней) и интеллектуальным (33 дня). Каждый цикл – это синусоида, положительная и отрицательная полуволна которой соответствует положительному и отрицательному состоянию организма.

Для положительного периода характерен подъём работоспособности, улучшение физического труда, эмоционального и интеллектуального состояния человека. Для отрицательного – напротив, -- спад, ухудшение состояния. Так, для интеллектуального цикла, характеризующего интенсивность работы мозга, закономерность такова: на 16,5 дневном положительном этапе легче даётся учёба, решение различных задач и вообще любое занятие, где требуется, как говорится, «шевелить мозгами». В эти дни чаще восклицают «эврика».

День, когда любая из трёх синусоид пересекает нулевую линию (переход от положительной полуволны к отрицательной, а также обратный переход), нарекли «критическим» или «нулевым» днём. В критический (нулевой) день эмоционального цикла человек легче «заводится», срывается. Нулевой день физического цикла плох тем, что с людьми чаще случаются травмы; а нулевой день интеллектуального цикла характерен ухудшением умственной деятельности.

Для примера можно показать расчёт нулевых (критических) дней, который очень прост: подсчитывается общее число дней, прожитых человеком со дня рождения до определённой даты, и полученная сумма делится на число дней, составляющих длительность циклов (23, 28 и 33). Количество дней, оставшихся сверх целого числа циклов, полученных в результате деления, и покажет, в какой фазе физического, эмоционального, интеллектуального циклов находится человек в определённый день.

Пример подсчёта для 40-летнего человека: общее число прожитых дней будет 365 х 40 + 10 дней за счёт високосных лет, итого 14610, затем прибавляется число дней, прожитых на сорок первом году, и полученная сумма делится последовательно на 23, 28 и 33. Предположим, для физического цикла этого человека получился остаток 5 дней, для эмоционального – 22, а для интеллектуального – 24. Значит, он пребывает в положительной фазе своего физического цикла и в отрицательных фазах эмоционального и интеллектуального циклов.

В среднем, нулевые точки одного из циклов случаются один раз в 6 дней, а двойные нулевые – примерно, 6 раз в году. Совпадение же критических дней всех трёх циклов бывает лишь один раз в год – это самый опасный день.

В настоящее время Вы можете исследовать свои биоритмы на сайте, бесплатно произвести расчёт на любой месяц. Проверить график прошлых месяцев и сопоставить со своими ощущениями.

Графическое изображение биоритмов

Закономерности биоритмов использованы многими учреждениями и фирмами как зарубежом, так и в нашей стране, в частности, для профилактики травматизма (составлены биоритмограммы для работников «опасных» профессий: шахтёров, водителей – с призывом быть особенно осторожными в критические дни, вплоть до невыезда водителей на линии).

3.2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ БИОРИТМОВ

НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Для 3-х групп учащихся 8 х классов нами были составлены индивидуальные биоритмограммы интеллектуального цикла и выполнены их графические изображения, на которых отмечены точками факты получения «троек» и «двоек» (по результатам 1 четверти, полугодия). Оказалось, что более чем в 70% биоритмограмм наибольшее количество «плохих» оценок концентрировалось в отрицательной фазе и ближе к нулевым точкам.

фрагмент биоритмограммы : -- факты получения «2» и «3»

Полученные данные свидетельствуют о том, что в отрицательную фазу интеллектуального цикла наблюдается ухудшение умственной деятельности учащихся, что негативно сказывается на их успеваемости.

Результаты исследований приведены в таблице:

Класс

Количество

учащихся

Количество «2» и «3» в отрицательную фазу

интеллектуального цикла

8-А

25

78 %

8-Б

25

73 %

8-В

25

81 %

Такие же исследования были проведены по биоритмограммам отдельных наших учителей. Здесь особое внимание уделялось определению нулевых (критических) дней и отрицательной фазы эмоционального цикла. Учителями были отмечены особые трудности работы с учащимися именно в эти периоды.

4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Самонаблюдение за биоритмами вполне доступно каждому и может принести ощутимые положительные результаты, которые приведут к гармонии с собой и окружающим миром.

2. Практическая значимость заключается в том. Что можно скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, предупредить рассогласование внутренних биоритмов, нарушение «временного порядка в организме». Наличие этих знаний позволит улучшить учебную деятельность.

рекомендовать:

    •  

- освоение методики расчёта и составления индивидуальных биоритмограмм, определения отрицательных и положительных фаз каждого цикла, а также нулевых (критических) дней;

    •  

- учитывать систему, основанную на теории биоритмов, в учебной деятельности как учащимися, так и учителями.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Популярная медицинская энциклопедия. Под редакцией академика

Б.В. Петровского. М. 2000 г.

2. Биоритмология. Г.П. Малахов. Санкт-Петербург, изд. Генеша, 2009 г.

3. Целительные силы. Г.П. Малахов. М. 2008 г.

4. Познай свой биоритм. Н. Ад______ М. 2007 г.

5. Биологические ритмы здоровья. Гриневич В. Журнал «Наука и жизнь»

2005 г.

6. Биоритмология. Фельдман Г.П. изд. Ростовского государственного

университета, 1982 г.

7. Биоритм. Хорошие и плохие дни в вашей жизни. Ужегов Г.Н.

Ростов-на-Дону, Феникс. 2002 г.

Электронные и цифровые источники и ресурсы:

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15973/

http://britm.narod.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Биоритм

Расчёт:http://shkolazhizni.ru/

Просмотров работы: 658