Что такое память и как её развивать?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что такое память и как её развивать?

Лебедева  А.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей «Синтон»
Орт Г.М. 1Успенская  Е.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей "Синтон"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вот уже 2 года я хожу в школу. За это время я многому научилась, многое узнала. Я поняла, что именно память помогает человеку учиться.

Запоминая, мы получаем новые знания и учимся их применять. Но почему одну информацию мы помним долгие годы, а другую забываем очень быстро?

Почему одни ученики запоминают очень быстро, а другие ещё долго учат дома?

Мне стало интересно узнать, от чего зависит память и внимание, и что можно сделать, чтобы их улучшить? Можно ли тренировать память? Какие вообще есть способы улучшения памяти?

Эти вопросы и послужили созданию данной работы. Так возникла

цель работы: выявление особенностей памяти младшего школьника и способов её формирования.

Задачи работы:

1) изучить литературу, в которой рассказывается о памяти человека, о том, как её развивать; какие способы тренировки памяти существуют;

2) провести пробное тестирование одноклассников на выявление уровня развития памяти;

3) подобрать упражнения, способствующие развитию памяти, и провести их с одноклассниками;

4) проверить результаты влияния упражнений на развитие памяти одноклассников;

5) сделать выводы.

В ходе работы были выдвинуты гипотезы:

Допустим, что память человека можно улучшить, и существуют упражнения, способствующие этому.

Возможно, что ряд специальных упражнений поможет моим одноклассникам развить память.

Объект исследования: уровень развития памяти учащихся 2 «Б» класса лицея «Синтон».

Предмет исследования: способы развития образной, словесно – логической и смысловой памяти учащихся 2 «Б» класса лицея «Синтон».

Методы исследования:

- анализ литературы

- наблюдение

- эксперимент

- сравнение

- анкетирование

Основная часть.

Работу мы начали с изучения литературы на данную тему. Вот что показалось интересным.

1.1.Что такое память.

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Это осознание того, что когда - то произвело на нас впечатление.

«Без памяти, – писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее исчезло бы в прошлом». [2]

Запоминая какие - либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи - ассоциируем с чем - то.

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания невозможно восприятие. В основе памяти лежат ассоциации или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы может по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что – то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Д ля образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. [2] 1.2. Виды памяти.

Различают 3 вида памяти: по содержанию, по степени, по продолжительности.

По содержанию память бывает таких видов:

Двигательная – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, печатанье на машинке,…). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая. Высокого уровня развитие образная память достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Эмоциональная – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, припомнив радостное событие, краснеть при воспоминании о неловком поступке. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно – логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, а двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах свойственны и животным. Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т.е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

По степени различают:

Непроизвольная – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Это часто касается неудачных поступков, тяжёлых событий. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Произвольная – процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению , что – то запоминает и воспроизводит, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

По продолжительности различают:

Мгновенная – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память – образ. Её длительность от 0,1 до 0,5секунды.

Кратковременная – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объём, который в среднем равен 5 – 9 единицам информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознаётся, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная – когда человек делает какую - то сложную работу, один этап за другим. Когда достигнута поставленная задача, информация может быть стёрта из памяти.

Долговременная – способна хранить информацию в течение ограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

Генетическая – информация передаётся по наследству.

Память ещё разделяют на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше. [2, 6]

1.3. Особенности памяти у детей 5 – 9 лет.

Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 9 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.

Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое – либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

Следует также отметить, что в возрасте 5- 9 лет (возраст моих одноклассников) преобладает наглядно – образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно – логическая и смысловая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.[7]

Основная задача взрослых и родителей и педагогов, - ускорить развитие произвольной и словесно – логической памяти у детей.

1.4. Рекомендации для развития наглядно - образной памяти:

- Выделение материала на группы по смыслу, ассоциациям.

- Распределение предметов, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака.

- Группировка по смыслу.

- Понятие символов, предметов и их запоминание.

- Многократное повторение в неизменной форме.

- Установление связи по сходству и противоположности.

- Установление аналогии по подобию предметов, явлений.

- Упрощённое описание или изображение.

- Перевод информации из образной в словесную или наоборот.

- Последовательное расположение предметов.

1.5. Рекомендации для развития словесно – логической памяти:

- Работа по формированию основных лексико – грамматических навыков.

- Формирование навыков речевого общения.

- Обучение анализу текста, выделение смысловых частей, составлению плана текста и его пересказ.

- Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

- Обучению анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.

- Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

1.6. Рекомендации для развития смысловой памяти:

- Осознание, зачем следует запоминать материал.

- Осознание, что надо запоминать.

- Анализ материала, выявление связей между понятиями и явлениями.

- Выделение главного, суть в материале, который надо запомнить.

- Обобщение содержания, запоминание обобщённого. [4,6,7]

2. Экспериментальная часть.

2.1. Диагностика уровня развития памяти у своих одноклассников.

Для этого мы провели ряд упражнений с учащимися 2 «Б» класса лицея «Синтон».

Упражнение №1. Диагностика зрительной памяти на образы.

Приведённая таблица с образами показывается детям в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Оценка результатов: норма – 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы.

12 баллов – очень высокий результат;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

4 уч.

4 уч.

20 уч.

3 уч.

0

Вывод: Проведённое упражнение показало, что у детей недостаточно сформированы такие свойства зрительной памяти, как точность воспроизведения и длительность сохранения.

Упражнение № 2. Диагностика словесно – логической памяти.

Читаем учащимся три слова, объединённые по смыслу, при этом специально обращаем внимание на логическую связь, существующую между словами. Для исследования используем следующие слова:

Река – рыболов – уха

Весна – солнце – ручей

Город – улицы – дома

Больница – врач – больные

Чтение – глаза – книга

Дерево – ствол – листья.

Прочитав вслух все строки, школьнику предлагается карточка, на которой написано первое слово из каждой тройки, а учащийся по памяти дописывает другие слова. Пример карточки:

Фамилия Имя

Река -

Весна -

Город -

Больница -

Чтение -

Дерево -

Оценка результатов: подсчитываем, сколько пар слов воспроизведено правильно. Если правильно 4 из 6, то уровень развития словесно – логической памяти в норме.

На основании проведённых исследований можно сделать вывод об особенности памяти каждого ученика.

1 (низкий) – менее 2пар слов

2 (средний) – 3 - 4 пары слов

3 (высокий) – 5 - 6 пар слов воспроизведённых правильно

Высокий

Средний

Низкий

12 уч.

11 уч.

9 уч.

Вывод: Диагностика показывает, что дети лучше запоминают конкретные предметы, чем отвлечённый материал.

Упражнение № 3. Диагностика смысловой памяти.

Прочитать 10 пар слов, связанных между собой определёнными отношениями. Затем проверяющий зачитывает первое слово каждой связки, а ученик должен вспомнить и записать второе слово.

Лошадь – сани

Тетрадь – писать

Курица – яйцо

Ручка – чернила

Петух – рассвет

Лекарство – болезнь

Вода – лёд

Сосна – иголки

Часы – время

Пыль – грязь.

Оценка результатов: подсчитывается число правильно воспроизведённых пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Высокий

Средний

Низкий

20 уч.

8 уч.

4 уч.

Результаты показывают, что у большинства детей нашего класса смысловая память развита удовлетворительно.

Выводы: Проведя диагностику развития памяти у одноклассников, мы делаем выводы, что наиболее развита зрительная память на образы. Недостаточно у большинства детей развита словесно – логическая и смысловая память. (Приложение 1)

2.2. Работа по развитию зрительной памяти на образы, смысловой и словесно – логической видов памяти у учащихся 2 «Б» класса.

2.2.1. Следующим этапом нашей работы стало определение тех видов упражнений, которые будут способствовать развитию данных видов памяти. В литературе мы выбрали, на наш взгляд, следующие, наиболее эффективные. (Приложение 2)

Эти упражнения мы проводили с учащимися 2 «Б» класса в урочной и внеурочной деятельности. (Приложение 3)

Упражнение мозговой гимнастики «Сова». (Улучшает зрительную память, снижает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).

Условия: ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разводите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.[6]

«Кто рядом?» 5 – 6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Один из учеников на 30 – 40 секунд поворачивается в их сторону и запоминает порядок. Затем отворачивается и перечисляет, кто рядом с кем стоит. После этого водящим становится другой ученик.

«Нарисуй по памяти»

Материал к заданию: плакат с изображениями 6 геометрических фигур.

Условия: Каждая фигура предъявляется ученикам в течение 3 секунд. Учитель показывает первую фигуру, затем убирает или закрывает её. Ученики зарисовывают показанную фигуру по памяти. Затем показывается вторая фигура и т.д. После воспроизведения учениками всех 6 фигур рисунки учащихся сравнивают с образцами. Точное воспроизведение оценивается 1 баллом. Победителями считаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов.

« Пересказ по кругу»

Условия: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе ещё раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.

«Переверни рисунок»

Условия:

а) Учитель показывает рисунок, на котором изображена ракета, летящая вверх. Ученики должны нарисовать такую же ракету, но опускающуюся вниз.

б) Учеников просят изобразить такую же автомашину, но движущуюся в противоположном направлении.

в) Нужно нарисовать зайчика, перевернув его направо. Приложение№3

6. «Расставь точки»

Условия: в течение 2 – 3 секунд показываем детям картинку, на которой в квадрате нарисованы точки, затем закрываем этот квадрат листом бумаги. Детям нужно расставить точки в пустом квадрате. (Приложение № 4)

« У кого ряд длиннее?»

Условия: Учитель называет какое – либо существительное, например КОТ. Один из учеников повторяет. Затем учитель добавляет другое слово, например, ЛИСТ. Ученик повторяет: КОТ, ЛИСТ. Далее учитель добавляет ещё слова: КОТ, ЛИСТ, ГРУША и т.д. Цель задания – запомнить как можно больше слов. Примеры цепочек слов

Рак, мост, халат, торшер, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, ядро.

Лес, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, портфель, ружьё, вертолёт, автобус, одеяло, арбуз, мыло.

«Цифры»

Условия: Детям нужно запомнить ряд чисел (желательно) в порядке их следования за 30 секунд. (2,1,8,3,7,4,11). Затем закрыть цифры.

Дети должны ответить на вопросы.

Какое число находится справа от 4?

Какая цифра расположена между 3 и 4?

Какое число получается при сложении первых 3 чисел?

«Запоминаем текст»

Условия: Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают, при этом на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации. Затем команды восстанавливают тексты. Прослушав все тексты, дети сравнивают результаты.

Побеждает та команда, которая более точно воспроизвела текст.

« Запретная цифра»

Условия: Выбирается какая – либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг, и по часовой стрелке считают по очереди 1;2;3;, когда очередь доходит до 4 ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. Ошибающийся выбывает из игры.

« Запомни и нарисуй»

Условия: Учитель просит детей внимательно посмотреть на образец и постараться его запомнить, чтобы потом нарисовать эти фигурки так же и в том же порядке. Время показа первого набора фигур – 2сек., второго – 3, третьего – 4, четвёртого – 5, пятого – 6.[6,7,8]

2.3. Повторная диагностика. В течение месяца мы провели данные упражнения. Затем решили провести повторную диагностику. Результаты приводим ниже.

Упражнение №1: Диагностика зрительной памяти на образы.

Оценка результатов:

Диагностика

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Повторная

9 уч.

12 уч.

8 уч.

2 уч.

0

Первичная

4 уч.

4 уч.

20 уч.

3 уч.

0

Если провести сравнительный анализ, то можно увидеть, что результаты заметно улучшились, есть минимальное количество детей, которые имеют низкий уровень.

Упражнение № 2: Диагностика словесно – логической памяти.

Оценка результатов:

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Повторная

14 уч.

11 уч.

7 уч.

Первичная

12 уч.

11 уч.

9 уч.

Сравнивая результаты с первичной диагностикой, отмечаем, что показатели улучшились незначительно, но стабильный результат тоже является хорошим показателем.

Упражнение № 3: Диагностика смысловой памяти.

Оценка результатов:

Диагностика

Высокий

Средний

Низкий

Повторная

25 уч.

4 уч.

3 уч.

Первичная

20 уч.

8 уч.

4 уч.

Результаты повторной диагностики показывают значительные улучшения.

Выводы по итогам экспериментов: Сравнивая результаты первичной итоговой диагностики, мы отметили, что уровень развития зрительной памяти на образы и смысловой памяти значительно вырос. Это говорит о том, что дети проще запоминают конкретные предметы, факты и логически связанные значения. На прежнем уровне остались показатели словесно – логической памяти.

Выводы

В ходе работы, изучив литературу и проведя практические упражнения с ребятами 2 «Б» класса, мы пришли к выводу, что человеческая память уникальна.

У многих из ребят разные типы памяти развиты различно, но есть и такие, у кого одинаково хорошо развиты все 3 вида памяти.

Повторная диагностика показала, что в сравнении с первым этапом диагностики и после проведения упражнений для тренировки памяти, результаты существенно улучшились. Из чего делаем вывод, что память является функцией мозга, а значит, может быть развита и поддаётся тренировке. Следовательно, выдвинутая гипотеза, что память можно улучшить при помощи систематических упражнений, подтвердилась. И, как следствие, это поможет моим одноклассникам стать более успешными.

Но мы на этом не остановимся и продолжим развивать память у ребят нашего класса, тем более что они это делают с удовольствием, о чём говорят их отзывы. (Приложение № 4)

Библиографический список:

Винокурова Н. Магия интеллекта. И.Д. «ЭЙДОС»,1994.

Данилова Е.Е; Дубровина И.В; Прихожан А.М. Психология И.Д «Академия»,2004.

Коп А.И; Коломинский Я.А. Педагогическая диагностика в школе. И.Д. «Асвета»,1987.

Норман Д. Память и научение. И.Д. «Мир»,1985.

Тихомирова А.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. И.Д. «Академия развития», 1996.

Тихомирова А.Ф. Познавательные способности. (серия «Ваш ребёнок: наблюдаем, изучаем, развиваем»). И.Д «Академия развития, 2000.

Топоркова И; Кутявина Н. Развиваем память. И.Д «ОЛМА»,2014.

http: //adalin mospsy. ru. Упражнения для развития памяти.

Приложение № 1. «Память на образы».

«Нарисуй по памяти».

Приложение № 2. Упражнения для тренировки памяти.

«Переверни рисунок»

«Расставь точки»

«Запомни и нарисуй»

Приложение № 3. Провожу тренировочные упражнения

Приложение № 4. Отзывы одноклассников на работу

Очень понравилась

Понравилась

Не очень понравилась

Не понравилась

12 человек

задания понравились;

развивали память;

14 человек

1 человек

по времени запоминать

2 человека

Просмотров работы: 687