Анализ роли этиологических факторов на развитие аллергии у подростков

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ роли этиологических факторов на развитие аллергии у подростков

Крылов Д.А. 1
1МОУ «Средней школы №108 имени Первой Гвардейской Армии города Макеевки»
Краснобаева  А.А. 1
1МОУ «Средней школы №108 имени Первой Гвардейской Армии города Макеевки»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день аллергия является наиболее распространенным заболеванием на Земле. По статистике около 20% населения планеты страдают этим заболеванием. Широкая распространенность аллергических заболеваний говорит об аллергии, как о глобальной медицинской проблеме.

Аллергию иммунологи - аллергологи определяют как необычную реакцию иммунной системы на обычное явление. Для человека, предрасположенного к заболеванию, аллергеном может стать все, что его окружает: бытовая пыль, пыльца, шерсть домашних животных, лекарства, продукты питания, препараты бытовой химии и т.д.

Ведущую роль в возникновении аллергии играет иммунная система человека, которая призвана защитить организм от чужеродных и опасных элементов. Механизмы ответа иммунной системы достаточно сложны и базируются на выработке в крови специфических антител, которые в свою очередь должны нейтрализовать любое вредное воздействие внешней среды.

Актуальность темы исследования связана с большим разнообразием симптоматики аллергических заболеваний – от безобидных, на первый взгляд, кожных реакций в виде сыпи до опасного для жизни анафилактического шока.

Ухудшение экологической ситуации, нерациональное питание, чрезмерная лекарственная терапия, бесконтрольное использование антибиотиков, стрессовые нагрузки, малоподвижный образ жизни, изменения в климате повышают восприимчивость организма человека к воздействию аллергенов.

Область данного исследования: медицина, анатомия.

Объект исследования:учащиеся 5-11 классов Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов" (г.Донецк, Петровский район).

Предмет исследования: выявление факторов, влияющих на развитие аллергических реакций у подростков.

В связи с этим цель исследования заключается в изучении влияния различных факторов на развитие и степень выраженности аллергических реакций у подростков (на примере учащихся 5-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов").

Основными методами исследования в нашей работе являются:

    •  

эмпирические: работа с источниками, изучение теории и опыта по теме исследования, анкетирование, наблюдение и сравнение, обсуждение изученного материала с руководителем работы, консультации со специалистами - медицинским работником МОШ №108, врачом – аллергологом городской больницы №2;

    •  

теоретические: анализ информации, систематизация, обобщение, синтез, моделирование;

    •  

математические: обработка статистических данных, сравнительный анализ.

Большинство исследователей прогнозируют дальнейший рост частоты аллергических болезней, в том числе и у детей, что диктует поиск новых путей решения проблемы, в частности применения современных аллергологических исследований.

Гипотеза: если предположить, что на развитие аллергии у подростков влияют факторы окружающей среды, наследственность и стрессовые нагрузки, то соблюдение рекомендаций по профилактике заболевания аллергией может снизить темпы развития и степень выраженности болезни.

Исследовательская гипотеза определила следующие задачи исследования:

 

оценить уровень заболеваемости аллергией среди учащихся 5-11 классов Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108 и установить наиболее встречаемые виды аллергенов;

 

установить какова роль наследственности в возникновении аллергических реакций и влияние наличия вредных привычек у родителей на степень выраженности аллергических реакций у детей;

 

определить степень влияния стресса на выраженность аллергических реакций у подростков;

 

на основе сопоставления данных, полученных в результате изучения источников информации по теме с результатами исследований разработать рекомендации по профилактике заболевания аллергией.

Новизна данной работы заключается в определении степени влияния стресса на развитие аллергических реакций (на примере учащихся 5-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов") и разработке на основе собственных исследований рекомендаций по профилактике аллергических заболеваний, пропагандирующих здоровый образ жизни и своевременное лечение аллергии.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в привлечении внимания подростков к проблемам возникновения аллергических реакций и их профилактики.

Практическая значимость исследования заключается в информировании учащихся МОШ №108 о факторах, влияющих на развитие аллергических реакций для более внимательного отношения к своему здоровью и разработке рекомендаций по профилактике заболевания аллергических реакций.

Определение понятия «аллерген». Типы аллергенов

Аллергия (allergia; греч. «allos» – «другой» + «ergon» – «действие»)- сверхчувствительность иммунной системы организма, при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм. Впервые термин «аллергия» был введён венским педиатром Клементом Фон Пирке в 1906 г.

Сенсибилизация - (лат sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо фактора окружающей или внутренней среды.

Аллергены- это антигены, способные вызывать сенсибилизацию организма и участвовать в развитии реакций гиперчувствительности. Они могут быть антигенами с многочисленными антигенными детерминантами и биологически активными веществами, представляющими смесь антигенов (пыльца трав, частицы эпидермиса). Аллергены обладают чужеродностью и часто - макромолекулярностью, хотя низкомолекулярные неполные антигены (гаптены) также могут обладать аллергенными свойствами, становясь антигенами только после соединения с белками тканей организма. При этом образуются так называемые комплексные (или конъюгированные) антигены, специфичность которых определяется специфичностью гаптена.

По химической структуре аллергены являются белками, белково-полисахаридными комплексами, могут быть полисахаридами или соединениями полисахаридов с липоидами.

 

По происхождению аллергены подразделяются на эндо- и экзоаллергены.

Эндоаллергены - это собственные белки организма. Эндоаллергены подразделяются на естественные (первичные) и приобретенные. К естественным (или врожденным) эндоаллергенам относятся антигены тканей, в норме изолированных от воздействия иммунной системы: хрусталика, нервной ткани, коллоида щитовидной железы, мужских и женских половых желез. Они могут оказаться в контакте с иммунной системой при повреждении барьерных тканей. В этом случае они воспринимаются как чужеродные и вызывают аллергию. Приобретенные (вторичные) эндоаллергены образуются из собственных нормальных белков организма, приобретающих свойства чужеродности в результате повреждения их структуры различными факторами внешней среды инфекционной и неинфекционной природы.

Экзоаллергены- это аллергены, проникающие в организм из окружающей среды. По происхождению они подразделяются на инфекционные и неинфекционные.

Стадии развития аллергических реакции

Понятие аллергии включает в себя не только повышение чувствительности к какому-либо аллергену, но и реализацию этой повышенной чувствительности в виде аллергической реакции.

Вначале повышается чувствительность к антигену и только потом, если антиген остается в организме или попадает в него вновь, развивается аллергическая реакция. Этот процесс может быть разделен во времени на две составляющие части. Первая часть – подготовка, повышение чувствительности организма к антигену, или, иначе, сенсибилизация. Вторая часть – возможность реализации этого состояния в виде аллергической реакции.

Академик А.Д. Адо выделил в развитии аллергических реакций немедленного типа 3 стадии.

I. Иммунологическая стадия.

II. Патохимическая стадия, или стадия образования медиаторов.

III. Патофизиологическая стадия, или стадия клинических проявлений.

Клинические проявления аллергических реакций

Клинические проявления аллергических реакций отличаются выраженным полиморфизмом. В процесс могут вовлекаться любые ткани и органы. Кожные покровы, желудочно-кишечный тракт, респираторный путь чаще страдают при развитии аллергических реакций. Аллергия характеризуется общим или местным воспалительным ответом на аллергены.

Местные симптомы: отёк слизистой носа (аллергический ринит); покраснение и боли в области конъюнктивы (аллергический конъюнктивит); бронхоспазм, свистящее дыхание, и одышка, иногда возникают истинные приступы астмы; чувство полноты в ушах, возможно боль и снижение слуха из-за снижения дренажа евстахиевой трубы; различные высыпания кожи (экзема, крапивница и контактный дерматит); головная боль, которая встречается при некоторых типах аллергии.

Общие симптомы: отмечается общее недомогание, плохое самочувствие, головная боль, озноб, тошнота, иногда рвота, одышка, головокружение.

Этиологические факторы, приводящие к развитию аллергии

Наиболее частыми этиологическими факторами, приводящими к развитию аллергии, являются:

1. Инфекционные агенты;

2. Пыльца растений;

3. Домашняя пыль;

4. Яды кровососущих насекомых;

5. Химические вещества, металлы;

6. Лекарственные препараты.

Из приведенного обзора литературы следует, что современный человек живет в окружении миллионов аллергенов, начиная со стиральных порошков, заканчивая обычными продуктами питания. При этом клинические проявления аллергических реакций отличаются выраженным полиморфизмом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С целью решения поставленных задач было обследовано 280 учащихся 5 -11 классов Макеевской общеобразовательной школы №108 в возрасте 10 -16 лет и 132 учащихся 5-11 классов МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов" (г.Донецк, Петровский район). .

Для оценки уровня заболеваемости аллергией среди учащихся 5-11 классов исследовали медицинские карты для выявления учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108 на диспансерном учете у аллерголога и сопоставили полученные данные с результатами анкетирования (приложение А) для определения истинного количества учащихся, страдающих от аллергических реакций. Наиболее встречаемый вид аллерген у учащихся определили с помощью анкетирования (приложение А).

Роль наследственности в возникновении аллергических реакций у детей и влияние наличия вредных привычек у родителей на степень выраженности аллергических реакций у детей определяли с помощью опроса.

Для определения степени влияния стресса на выраженность аллергических реакций учащимся МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов" была предложена онлайн анкета (приложение Б). Для оценки влияния стресса сопоставили результаты анкетирования учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов" (г.Донецк, Петровский район).

Таким образом, для выполнения задач исследования выбраны оптимальные методы, позволяющие проверить гипотезу данного исследования.

2.1. Определение уровня заболевания аллергией среди учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108

Первая задача исследований заключалась в оценке уровня заболеваемости аллергией среди учащихся 5-11 классов (n=280). С целью определения количества учащихся, состоящих на диспансерном учете, у аллерголога мы изучили их медицинские карты. На начало 2016-2017 учебного года на диспансерном учете у аллерголога состоят 7 учащихся с диагнозом бронхиальная астма. Для определения количества учащихся, страдающих от аллергических реакций на воздействия аллергенов, провели анкетирование (приложение А). В результате анкетирования было установлено, что для большинства учащихся 5-11 класса (173 респондента) характерны аллергические реакции на воздействия определенных аллергенов. Эти данные переведены в процентное отношение и отражены в диаграмме (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Уровень заболеваемости аллергией среди учащихся 5-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108

При этом, консультацию аллерголога посетили 42 респондента, остальные 131 респондентов занимаются самолечением.

Так как в данной работе рассматривается влияние этиологических факторов на развитие аллергии у подростков, то целесообразным является определение наиболее встречаемых аллергенов, приводящих к развитию аллергических реакций у подростков (на примере учащихся 5-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108).

Для определения наиболее встречаемого аллергена для организма подростка было проведено анкетирование. Были предложены следующие варианты аллергенов: амброзия; медицинские препараты, пыль, шерсть животных, пыльца, укусы насекомых, продукты питания, тополиный пух и свой вариант аллергена.

При выборе своего варианта аллергенов учащиеся указали холод (5 респондентов), косметические средства (27 респондентов) и бытовую химию (34 респондента).

Данные исследования переведены в процентное соотношение и отражены в диаграмме (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Наиболее встречаемые аллергены, вызывающие аллергические реакции у обучающихся Макеевской общеобразовательной школы

І-ІІІ ступеней №108 (n=173)

При этом, у 83 опрошенных аллергические реакции являются поливалентными, то есть отмечается повышенная чувствительность организма сразу к нескольким видам аллергенов.

Эти данные переведены в процентное отношение и отражены в диаграмме (рис. 2.3).

По результатам анкетирования, консультацию аллерголога посетили всего 21% учащихся, страдающих от аллергических реакций.

Рис. 2.3 Поливалентность аллергических реакций у учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108

Проведя анкетирование среди учащихся 5-11 классов Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, можно предположить, что современные подростки ежедневно подвержены влиянию аллергенов, которые вызывают у них аллергические реакции.

Какова роль этиологических факторов, а именно наследственности и стресса, на развитие у подростков аллергии (на примере учащихся 5-11 классов Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов"), определим в следующих пунктах нашей работы.

2. 2.Оценка роли наследственности на возникновение аллергических реакций у подростков

Стоит отметить, что наследственность влияет не на передачу аллергии, а на предрасположенность организма, к выработке особых антител – иммуноглобулинов, вступающих в реакцию с аллергенами. В связи с этим, вторая задача исследований заключалась в установлении роли наследственности в возникновении аллергических реакций.

Для оценки роли наследственности в возникновении аллергических реакций вначале был проведен опрос среди родителей учащихся 5-11 классов (n=173), у которых определенные аллергены вызывают аллергические реакции. В ходе опроса было установлено, что у 58 респондентов для обоих родителей характерны аллергические реакции на определенные аллергенны, у 73 респондентов один из родителей страдает от аллергических реакций. У 42 родителей учащихся аллергических реакций нет. Эти данные переведены в процентное отношение и отражены в диаграмме (рис. 2.4).

Рис. 2.4 Уровень заболеваемости аллергией среди родителей учащихся, страдающих от аллергических реакций (n=173)

Исходя из результатов исследования видно, что всего 24% родителей учащихся, страдающих от аллергических реакций, не имеют аллергии, у остальных 76% родителей определенные аллергены вызывают аллергические реакции.

Для того, чтобы установить, существует ли влияние наследственности на возникновение аллергических реакций был проведен опрос среди родителей учащихся 5-11 классов (n=107), у которых нет аллергических реакций. В ходе опроса было установлено, что у 12 респондентов для обоих родителей характерны аллергические реакции на определенные аллергенны, у 25 респондентов один и родителей страдает от аллергических реакций. У остальных родителей учащихся аллергических реакций нет. Эти данные переведены в процентное отношение и отражены в диаграмме (рис. 2.5).

Рис 2.5. Уровень заболеваемости аллергией среди родителей учащихся, у которых аллергические реакции не выявлены (n=107)

Для оценки роли наследственности на возникновение аллергических реакций объединим данные опроса родителей учащихся, у которых есть аллергические реакции на определенные аллергены с данными опроса родителей учащихся, у которых нет аллергических реакции в одну диаграмму (рис. 2.6).

Исходя из полученных результатов, сравнив показатели наличия аллергических реакций у родителей учащихся у которых определенные аллергены вызывают аллергические реакции с показателями наличия аллергических реакций у родителей учащихся, у которых нет аллергических реакций, можно предположить, что существует закономерность между наличием аллергических реакций на определенный аллерген у родителей и у детей.

Рис. 2.6. Сравнительная характеристика заболеваемости аллергией родителей учащихся, страдающих от аллергических реакции и родителей учащихся у которых аллергические реакции не выявлены.

У учащихся, у которых у обоих родителей есть аллергические реакции на определенные аллергены более высокая вероятность развития аллергических реакций, чем у учащихся, у родителей которых нет аллергических реакций.

2.3. Определение влияния стресса на проявление аллергических реакций у подростков

Многочисленные исследования показали взаимосвязь между нервной и иммунной системами. Механизмы функционирования обеих систем в различных процессах имеют общие закономерности и компоненты, которые не позволяют им действовать независимо друг от друга, а, напротив, позволяют им друг друга регулировать.

В связи с этим, на третьем этапе исследований у учащихся МОУ "Школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов" (г. Донецк, Петровский район) был изучен уровень заболеваемости аллергией. Для определения количества учащихся, страдающих от аллергических реакций на воздействия аллергенов, провели онлайн анкетирование (приложение Б). Данные анкетирования переведены в процентное отношение и отражены в диаграмме (рис. 2.7).

Рис. 2.7 Уровень заболеваемости аллергией среди учащихся 5-11 класса

МОУ "Школа № 114 " (г. Донецк, Петровский район)

Исходя из результатов исследования видно, что у учащихся МОУ "Школа № 114 (г. Донецк, Петровский район) уровень заболеваемости аллергией (74 % респондентов) несколько выше уровня заболеваемости аллергией учащихся МОШ №108 (62 % респондентов).

Для определения роли стресса на возникновении аллергических реакций у подростков учащимся МОУ «Школа №114» и учащимся МОШ №108, у которых определенные аллергены вызывают аллергические реакции, было предложено ответить на вопрос: когда у вас появились аллергические реакции на определенный аллерген.

Для определения роли стресса на развития аллергических реакций данные переведены в процентное отношение и объединены в одну диаграмму (рис. 2.8)

Рис. 2.8. Сравнительная характеристика появления аллергических реакций у учащихся МОУ «Школа №114» и учащихся МОШ №108

Из диаграммы наглядно видно, что за последние три года заметно увеличилось число учащихся, у которых определенные аллергены вызывают аллергические реакции (49 % и 37% соответственно), что может быть связанно с увеличением нагрузки на нервную систему подростков в связи с боевыми действиями. При этом, у чащихся МОУ «Школа №114» этот показатель несколько выше, чем у учащихся МОШ №108, что может быть связано с более близким местом проживания с линией огня.

Оценка влияния боевых действий и изучение их последствий – проблема довольно непростая, учитывая их косвенное воздействие практически на все живое. Эта проблема существенно усложняется для крупных густонаселенных городах, имеющих развитую промышленную и транспортную инфраструктуру. В связи с этим, мы предпологаем, что на развитие аллергических реакций у подростков за последние три года повлияло воздействие стресса на организм подростков, связанного с боевыми действиями.

3. 4. Рекомендации по профилактике аллергических заболеваний

Для каждого заболевания разработаны конкретные методы профилактики, приведем лишь общие рекомендации:

1. Избегание контакта с причинно-значимыми аллергенами.

2. Контроль над факторами окружающей среды.

3. Диета.

4. Медикаментозная терапия.

5. Аллерген-специфическая иммунотерапия.

6. Санация имеющихся очагов инфекции.

7. Здоровый образ жизни.

8. Соблюдение всех назначений врача.

Перед началом применения любого препарата посоветуйтесь со специалистом и ознакомьтесь с инструкцией по применению.

ВЫВОДЫ

1. Современные подростки ежедневно подвержены влиянию аллергенов, которые вызывают у них аллергические реакции. Наиболее встречаемыми аллергенами, вызывающими аллергические реакции у подростков являются продукты питания, амброзия и пыль. При этом, аллергические реакции являются поливалентными, то есть отмечается повышенная чувствительность организма подростка сразу к нескольким видам аллергенов.

2. Наследственность влияет не на передачу аллергии, а на предрасположенность организма, к выработке особых антител – иммуноглобулинов, вступающих в реакцию с аллергенами. При этом, у учащихся, у которых у обоих родителей есть аллергические реакции на определенные аллергены более высокая вероятность развития аллергических реакций, чем у учащихся, у родителей которых нет аллергических реакций.

3. За последние три года заметно увеличилось число учащихся, у которых определенные аллергены вызывают аллергические реакции (49 % и 37% соответственно). Это может быть связанно с тем, что последние три года увеличились нагрузки на нервную систему подростков в связи с боевыми действиями. При этом, у чащихся МОУ «Школа №114» этот показатель несколько выше, чем у учащихся МОШ №108. Этот факт можно объяснить тем, что учащиеся МОУ «Школа №114» проживают недалеко от линии огня.

Оценка влияния боевых действий и изучение их последствий – проблема довольно непростая, учитывая их косвенное воздействие практически на все живое. Эта проблема существенно усложняется для крупных густонаселенных городах, имеющих развитую промышленную и транспортную инфраструктуру. В связи с этим, мы предпологаем, что на развитие аллергических реакций у подростков за последние три года повлияло воздействие стресса на организм подростков, связанного с боевыми действиями.

4. Разработанные рекомендации по профилактике аллергических реакций помогут учащимся узнать, как минимизировать влияние аллергенов на организм для предупреждения появления аллергических и помогут понять, что при возникновении аллергических реакций необходимо обращаться к специалисту для выявления аллергена и назначения курса лечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аветисов Э. С. Близорукость. М.: Медицина, 1999.- 285 с.

 

Астраханов Ю.С., Ангелопуло Г.В. Глазные болезни: Для врачей общей практики. Справочное пособие – СПБ.: СпецЛит, 2004.

 

Бушкович В.И., Лысенков Н.К., Привес М.Г. Анатомия Человека.- 12-е изд., перераб. И доп. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО ,2010.-720с., ил.

 

Волкова Е.Е. Длительная работа за компьютером и ее негативное влияние на функции организма // Вестн. гос. ун-та дружбы народов. Серия: Медицина. – 2006. – № 2. - С. 86-89.

 

Казарян Э. Э., Мамиконян В. Р. Влияние компьютеров на соматическое здоровье и орган зрения пользователей // Рефракционная хирургия и офтальмология. - 2003. - том 3(№1).- С. 77-81.

 

Савин А.А. Диагноз: гаджет-зависимость // Интернет журнал Здоровье. – 2008. Режим доступа: http://zdr.ru/articles/diagnoz-gadzhet-zavisimost

 

Сауткин В. С., Потапов И. И. Состояние функций зрительного анализатора и профилактики утомления при работе с видеодисплейным терминалом. // Офтальмол. журн.- 2000. - № 1. - С.74-77.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.vidal.ru/encyclopedia/allergology/profilaktika-obostreniy-allergii

К сожалению, большинство аллергических заболеваний являются хроническими, они протекают с периодами обострений и ремиссий. В период ремиссии пациент может вообще не предъявлять жалоб на самочувствие. Обострение же проявляется яркой симптоматикой с ухудшением общего состояния больного. Именно поэтому профилактика обострений является одной из главных задач терапии.

21

Просмотров работы: 151