Влияние кофе на функциональное и психофизиологическое состояние

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние кофе на функциональное и психофизиологическое состояние

Гомон А.В. 1
1МОУ «Средней школы №108 имени Первой Гвардейской Армии города Макеевки»
Краснобаева А.А. 1
1МОУ «Средней школы №108 имени Первой Гвардейской Армии города Макеевки»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Современный ритм жизни диктует свои предпочтения во вкусовых пристрастиях. Не секрет, что кофе является одним из наиболее востребованных тонизирующих напитков, который пьет практически каждый второй человек во всем мире. За сотни лет кофейной истории человек придумал множество способов приготовления ароматного напитка.

Кофе пьют везде и всюду: утром, лишь только встав с постели, на работе, прямо не отрываясь от процесса, и даже вечером, хотя это и не рекомендуется врачами. Множество людей считают себя настоящими кофеманами, ведь они действительно не могут и дня прожить без чашечки кофе [1].

Немаловажную роль в современном мире играет реклама. С экрана телевизора мелькают красивые этикетки различных видов кофе, предлагая попробовать именно его.

Кофе вошел в жизнь людей, он бодрит, поднимает настроение, располагает к общению, согревает тело и душу. При этом, врачи часто предупреждают о недопустимости потребления кофе в больших количествах, так как это негативно отразится на нервной системе, вызывает бессонницу, постепенно истощает нервные клетки. Человек становится вялым, сонливым и быстро утомляется [3].

Актуальность темы исследования связана с тем, что употребляя кофе человек считает, что он бодрит, стимулирует, оказывает возбуждающее действие. Тем самым, отмечая только положительную его сторону, совершенно не задумываясь, а насколько полезен кофе [5].

Область данного исследования: анатомия, медицина.

Объект исследования:учащиеся 8-11 классов Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108.

Предмет исследования: выявление степени воздействия кофе на организм подростков.

Установлено, что влияние кофе на организм зависит от его сорта, степени обжарки, качества, физиологических особенностей человека, который его употребляет, и способа приготовления.

В связи с этим, цель исследования заключается в изучении уровня употребления кофе и степени воздействия кофе на функциональное и психофизиологическое состояние человека (на примере учащихся 8-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108).

Основными методами исследования в нашей работе являются:

эмпирические: работа с источниками, изучение теории и опыта по теме исследования, анкетирование, наблюдение и сравнение, обсуждение изученного материала с руководителем работы, консультации со специалистами - медицинским работником МОШ №108, врачом – терапевтом;

теоретические: анализ информации, систематизация, обобщение, синтез, моделирование;

математические: обработка статистических данных, сравнительный анализ.

Миллионы людей во всем мире начинают свой день с чашечки кофе. Этот напиток пленит своим ароматом, вкусом и насыщенным цветом. Десятилетиями ученых интересует польза и вред кофе. Но единого мнения на этот счет до сих пор нет [5].

Гипотеза: если предположить, что употребление кофе оказывает влияние на функциональное и эмоциональное состояние человека, то соблюдение рекомендаций по употреблению кофе, окажет благоприятное воздействие на организм человека.

Исследовательская гипотеза определила следующие задачи исследования:

оценить уровень употребления кофе среди учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108;

определить влияние употребления натурального и растворимого кофе на функциональное состояние организма подростков (на примере учащихся 8-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108);

определить влияние употребления натурального и растворимого кофе на психофизиологическое состояние подростков (на примере учащихся 8-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108);

на основе сопоставления данных, полученных в результате изучения источников информации по теме с результатами исследований разработать рекомендации по употреблению кофе.

Новизна данной работы заключается в выявлении уровня употребления кофе среди учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108 и информировании, с помощью, составленной в ходе исследований брошюры, о влиянии кофе на функциональное и эмоциональное состояние организма для более грамотного употребления и снижения негативного влияния кофе на организм.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в привлечении внимания подростков к культуре употребления кофе для минимизации негативного влияния кофе на организм подростков.

Практическая значимость исследования заключается в разработке на основе собственных исследований рекомендаций по употреблению кофе и возможности их использования педагогами школы на воспитательных часах.

Определение понятия «кофеин». Химический состав кофе

Самое главное, из-за чего любят кофе, - это содержащийся в нём кофеин (C8H10N4O2), или 1,3,7-триметилксантин, являющийся производным пуриновых оснований - основной биологический компонент. Из-за него и возникает пристрастие к этому напитку. Кофеин синтезируется растениями для защиты от насекомых, поедающих листья, стебли и зёрна [2].

Семена кофе содержат кофеин, сахара, минеральные, азотистые и другие вещества. В зёрнах сырого кофе содержится: вода – 9-12%, белковые вещества – 9-18%, сахар – 8-12%, кофеин – 0,7-3%, минеральные вещества -3-5%, эксрактивные вещества – 36%.

Кофе содержит 120 полезных компонентов. Вот лишь некоторые из них:

тригонелин улучшает углеводный обмен, обладает сосудорасширяющим действием;

яблочная, лимонная, уксусная, кофейная, пировиноградная кислоты усиливают выделение желудочного сока, ускоряют процесс пищеварения;

пантеноловая кислота укрепляет стенки сосудов;

хлорогенная и никотиновая кислоты противостоят микроорганизмам, оказывая благотворное влияние на состояние зубов;

полифенолы – это антиоксиданты, которых в кофе в 4 раза больше, чем в чае. Они борются со свободными радикалами в организме человека, тем самым глобально замедляя процессы старения, поддерживая молодость и красоту, и вдобавок укрепляют иммунитет;

антигистаминные вещества [10].

Виды кофе

Существуют две основные разновидности кофейных зерен: Арабика и Робуста. Зерна «Арабика» имеют плоскую форму с острыми краями. Зерна «Робуста» имеют округлую форму.

Производят следующие виды кофе:

натуральный жареный кофе в зернах высшего сорта ;

натуральный жареный кофе в зернах первого сорта ;

натуральный жареный молотый кофе высшего сорта;

натуральный жареный молотый кофе первого сорта;

натуральный жареный молотый кофе второго сорта;

натуральный жареный молотый кофе «по-турецки»;

натуральный жареный молотый кофе с цикорием высшего сорта;

натуральный жареный молотый кофе с цикорием первого сорта;

натуральный жареный молотый кофе с цикорием второго сорта;

кофе растворимый [9].

Воздействие кофе на организм человека

Воздействие кофе на функциональное состояние человека

Возбуждающее, стимулирующее и подкрепляющее действие кофе распространяется на многие физиологические проявления человека, особенно во время физической усталости.

Попадая в организм, кофеин имитирует нейрогормон аденозин, который замедляет нервные импульсы и вызывает сонливость. Кофеин блокирует рецепторы аденозина в головном мозге и других органах, не позволяя этому веществу с ними связываться. Таким образом, он подавляет расслабление, повышает внимание и скорость реакции [4].

Многообразно влияние кофе на центральную нервную систему, особенно на ее высшие отделы. По данным школы Павлова, кофеин стимулирует процессы возбуждения в коре головного мозга, что ведет к усилению общего обмена и повышению жизнедеятельности тканей организма. Кофеин особенно полезен людям умственного труда, так как он, возбуждая нервные клетки головного мозга, увеличивает восприимчивость, располагает к сосредоточенному мышлению.

Кофеин способен как сужать, так и расширять вены и артерии. Его действие на организм неоднозначное. К примеру, сосуды головного мозга после употребления кофе сужаются, чем объясняется его свойство нормализовать состояние при падении давления. Кофе показан людям, страдающим головными болями и мигренями. Ведь, как правило, причиной таких недомоганий служит именно расширение мозговых сосудов [5].

Сосуды тканей органов пищеварительного тракта также становятся уже, ввиду чего улучшается их функционирование и ускоряется процесс пищеварения. Именно поэтому часто после употребления кофе возникает желание плотно поесть.

Кофеин стимулирует выработку желудочного сока, увеличивая количество соляной кислоты. Ее избыток приводит к воспалению пищевода (эзофагиту), основной симптом которого, является изжога. Кофе усиливает работу всех пищеварительных желез, в том числе слюнных, поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Со временем, при такой напряженной работе органов, могут угнетаться их основные функции, что отразится на переваривании пищи и ослаблении системы защиты [11].

Воздействие кофе на психо - физиологическое состояние человека

Ученые утверждают, что кофеин, входящий в состав кофе, не только будит человека, но и повышает его бдительность. Английские психологи признали этот эффект положительным влиянием на состояние человека. Они уверены, что кофеин помогает людям быть более продуктивными.

Кофеин относится к психостимуляторам. Он повышает настроение, способность к восприятию внешних раздражителей, психомоторную активность. Кофеин уменьшает чувство усталости, повышает физическую и умственную работоспособность (особенно при утомлении), временно снижает потребность во сне [10].

Признано, что напитки, содержащие кофеин, обманывают мозг – они способствуют выработке серотонина и гормонов адреналина вместе с норадреналина. Все эти вещества просто незаменимы, если человек находится в чрезвычайной ситуации. А если он, выпив такой напиток, продолжает сидеть на своем рабочем месте в офисе, могут появиться излишняя раздражительность и тревога с перевозбуждением.

Определение понятия «кофеиновая зависимость»

Кофеин, обладающий легким психостимулирующим действием, представляет собой психоактивное вещество, которое наиболее широко используют в мире. При употреблении кофе в дозе свыше 500мг (что соответствует 4 – 5 чашкам кофе, выпитым в течение дня), кофеин вызывает интоксикацию. Главные ее симптомы – раздражительность, беспокойство, покраснение лица, тахикардия и аритмии, расстройство желудка, повышенный диурез. В тяжелых случаях кофеиновой интоксикации к этим симптомам добавляются тремор конечностей, ускорение и спутанность сознания и речи, светобоязнь [8].

Если кофеиновая интоксикация повторяется изо дня в день, организм приспосабливается к новому «режиму работы». Кофеин перестает вызывать ощущение бодрости, но без очередной чашки кофе человек оказывается неспособным выполнить самые элементарные задачи, чувствует подавленность и упадок сил. В некоторых случаях к этим симптомам добавляется сильная боль в середине лба.[9].

Из приведенного обзора литературы следует, чтокофе не только вкусный продукт, но благодаря содержанию жира, сахара и белковых веществ обладает и хорошими пищевыми достоинствами. Важное место в химическом составе кофе занимает алколоид кофеин, который оказывает возбуждающее и стимулирующее действие на организм человека.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С целью решения поставленных задач было обследовано 120 учащихся 8-11 классов Макеевской общеобразовательной школы №108 в возрасте 13-16 лет.

Уровень употребления кофе среди учащихся с помощью опросников (приложение А).

Для оценки степени влияния употребления кофе на функциональное состояние организма подростков изучили влияние на сердечно-сосудистую и пищеварительную систему. Для проведения исследования сформировали группу из желающих (n=20), это люди разного пола, возраста, среди которых есть лица курящие и не курящие, постоянно пьющие кофе и не любители этого напитка. Артериальное давление определяла с помощью автоматического тонометра, который сразу фиксирует систолическое, диастолическое давление и пульс испытуемого.

Для оценки степени влияния употребления кофе на психо-физиологическое состояние организма подростков изучили влияние употребления кофе на умственную деятельность и эмоциональное состояние подростков. Для проведения исследования сформировали группу из желающих (n=20), которые проходили логический тест (приложение Б), состоящий из 10 заданий на время. Спустя 10-15 минут после употребления примерно 150 мл крепкого кофе, группа прошла тест подобный первому. Но тест 2 был немного сложнее. Во время теста было засечено время. Для оценки влияния кофе на умственную деятельность сравнивании время и количество правильно решенных заданий.

3.1. Оценка уровня употребления кофе среди учащихся Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108

Первая задача исследований заключалась в оценке уровня употребления кофе среди учащихся 8-11 классов (n=120). В результате анкетирования (приложение А) было установлено, что большинство учащихся 8-11 класса (91 респондент) употребляют кофе, 39 учащихся предпочитают другие напитки.

Эти данные мы перевели в процентное отношение и отразили в диаграмме (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Уровень определения кофе среди учащихся 8-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108

Так как в данной работе изучается влияние кофе на организм, то целесообразным является определение, как часто употребляют кофе учащиеся 8-11 класса.

В ходе анкетирования (Приложение А) учащиеся указали сколько чашек кофе в день они употребляют.

Большинство опрошенных употребляют 2 чашки в день (38 респондентов), 1 чашку в день впивают 24 учащихся, 11 опрошенных выпиваю в день 3-5 чашек кофе. Не считают, какое количество кофе выпивают в день 11 респондентов. При этом, большинство учащихся употребляют кофе в гранулах (74 респондента), а в зернах всего 17 респондентов. Данные исследования переведены в процентное соотношение и отражены в диаграмме (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Выявление количества чашек кофе в день, которое употребляют учащиеся 8-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108

Из диаграммы наглядно видно, что большинство учащихся употребляют допустимую норму кофе в день.

Влияет ли употребление кофе на функциональное и психо-физиологическое состояние учащихся 8-11 класса Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №108, определим в следующих пунктах нашей работы.

2.2. Оценка степени влияния употребления кофе на функциональное состояние подростков

Вторая задача исследований заключалась в определении степени влияния употребления кофе на функциональное состояние учащихся 8-11 класса. Для проведения исследования сформировали группу из желающих (n=20), это люди разного пола, возраста, среди которых есть лица курящие и не курящие, постоянно пьющие кофе и не любители этого напитка.

В начале исследования сделали контрольные замеры. Артериальное давление определяла с помощью автоматического тонометра, который сразу фиксирует систолическое, диастолическое давление и пульс испытуемого.

Большинство людей пьют кофе растворимый, поэтому для исследования я взяла кофе Tchibo Exclusive. Контрольная группа приняла кофе растворимый Tchibo Exclusive. Через 5, 10, 15 минут измерили давление и пульс. Данные исследования представлены приложении В. В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что кофе действует на каждый организм индивидуально, хотя можно выделить некоторую закономерность.

У 8 человек АДс и АДд повысились. У гипертоников (участник1,4,11,14). наблюдалось резкое повышение систолического давления. Абсолютные отклонения от среднего составили 55/31 и 28/16 соответственно. Им противопоказан кофе, так как их давление в норме, превышает давление здорового человека.

Выявлены гипотоники (участник 2 и 7), у них низкое диастолическое давление. Абсолютные отклонения от среднего составили -5/ -1 и -1/-11 соответственно. Им рекомендую пить кофе регулярно, для улучшения самочувствия и повышения работоспособности.

Повышенное артериальное давление до приема кофе наблюдалось у участников 5,9.8,6. После приема кофе систолическое давление скачкообразно уменьшилось у участников 5,8,6, а у участника 9 повысилось, им рекомендую не увлекаться кофе, так как их давление уже в возрасте 14-16 лет имеет тенденцию к повышению.

Исследование показало, что пульсовое давление у участника 1 составляет более 65 мм.рт.ст, у участника 7. в пределах 58 мм.рт.ст., а у участника 10 – 32 мм.рт.ст. У других в пределах нормы. Большой разрыв между систолическим и диастолическим давлением затрудняет работу сердца и нарушает кровообращение.

Увеличение пульса, после приема кофе, наблюдалось у половины испытуемых в течение первых 5-10 минут, у 8 человек - падение пульса и только у участника 7 пульс не изменился. Участник 7 единственный человек из обследуемых, у которого прием кофе практически не изменил ни давление, ни пульса.

Исходя из полученных результатов, можно предположить, что кофе повышает артериальное давление. Повышение систолического давления в пределах 0,27 мм.рт.ст. и диастолического в пределах 0,16 мм.рт.ст даже у гипертоников является кратковременным и исчезает после 20-25 минут.

2.3. Оценка степени влияния употребления кофе на психофизиологическое состояние подростков

Для оценки степени вляиния кофе на психофизиологическое состояние подростков исследовали влияние кофе на умственную деятельность и эмоциональное состояние (n=50). использовали тест Амтхауэра.

Исходя из полученных результатов видно, что эффективность решения теста после употребления чашки кофе увеличилась почти в 2 раза.

Эмоциональное состояние человека внешне тоже менялось: учащиеся становились более подвижны, бодры и веселы. 3.4. Рекомендации по употреблению кофе

Исследовав уровень употребления кофе подростками и влияние кофе на организм , были подготовлены ряд рекомендаций, которые помогут узнать учащимся какие заболевания могут вызывать чрезмерное употребление кофе, научат минимизировать наносимый им вред:

безопасная доза кофе, рекомендуемая почти всем, это 4-5 чашек кофе в день;

гипертоникам кофе лучше не пить, а нюхать. Аромат кофе тоже передаёт особую свежесть и радость, которые связаны с употреблением кофе;

при пониженном давлении с утра рекомендуется выпить чашку кофе;

старайтесь стимулировать свой организм не напитками, а активным образом жизни. Тогда кофе вам будет не так нужен;

Положительные свойства кофеина:

устраняет вялость и сонливость;

повышает выносливость, отдаляет наступление усталости;

облегчает дыхание при астме и удушье;

в небольших дозах кофе можно использовать при внезапном понижении давления или гипотонии.

Отрицательные свойства кофеина:

усиливает сердцебиение. Это свойство следует учитывать людям, имеющим нарушения ритма сердца (тахикардия, аритмия);

повышает кровяное давление;

вызывает привыкание.

ВЫВОДЫ

1. Большинство учащихся школы любят растворимый кофе в гранулах, пьют кофе обычно утром, но в то же время кофе считают вредным большинство, а отказаться от употребления кофе могут только 27%, несмотря на то, что кофе действует на них возбуждающе (56%).

2. Кофе имеет воздействие на организм подростка, а именно изменяется давление и пульс в связи с индивидуальными особенностями организма подростка. Так же, растворимое кофе при длительном употреблении вызывает изжогу.

За рамками нашего исследования остались актуальные вопросы, связанные с изучением влияния кофе на организм человека в различных условиях не только с учётом возраста, но и физических нагрузок.

3. Употребление кофе влияет на умственную активность, исходя из полученных результатов видно, что эффективность решения теста после употребления чашки кофе увеличилась почти в 2 раза.

Эмоциональное состояние человека внешне тоже менялось: учащиеся становились более подвижны, бодры и веселы.

4. Разработанные рекомендации по употреблению кофе помогут учащимся узнать, к чему может привести чрезмерное употребление кофе, научат минимизировать наносимый кофе вред.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бактерии против кофеина. Журнал «Спрос». 2004, №12.

Богдановский А. Быть греком на работе. COSMOPOLITAN.ru. 2009,№2

Белоконева О. Загадки кофе. Журнал «Наука и жизнь». 2004, №2.

Гаппаров М.Г. Чашка кофе в банке. Журнал «Здоровье». 2004, №9.

Гогулан М. Законы полноценного питания. М.: АСТ Москва, 2008.

Жилина Е. Кофе за и против. Веста. 2009,№3.

Здоровье. Хорошие новости. Уж лучше настоящий кофе! Крестьянка. 2008,№ 6.

Кофе в зёрнах. Домашний очаг. 2008, №9.

Кофейные изыски. Журнал «Наука и жизнь». 2004, №11.

Образцов П.А. Тайная история еды. – М,: Книжный клуб, 2008.

Холмогорова Г. Кофе всё-таки вреден или полезен? Пьём по – черному. Российская

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.ru.wikipedia.org

www.kaffein.ru

www.missfit.ru

www.for-health.ru

http://www.km.ru/zdorove/2013/07/16/otkrytiya-v-oblasti-meditsiny-i-zdorovya/715901-zdorove-v-chashke-utrennego-kofe

Приложение А

1) Сколько чашек кофе в день вы употребляете?

1 чашка кофе в день

2 чашки кофе в день

3-10 чашек кофе в день

Не считаю

2) Сколько чашек кофе в день вы употребляете?

1 чашка кофе в день

2 чашки кофе в день

3-10 чашек кофе в день

Не считаю

3) Какой кофе вы предпочитаете?

В гранулах

В зернах

4) В какое время вы обычно пьете кофе?

Утром

Днем

Вечером

Перед сном

5) Какое воздействие кофе имеет на самочувствие?

Кофе полезно для здоровья

Кофе вредит здоровью

Не задумывались о воздействии кофе

6)Можете ли отказаться от употребления кофе?

Да

Нет

7)Как кофе действует на вас?

Кофе оказывает возбуждающее действие

Кофе вызывает вялость

Кофе не действует на меня

Засыпаю после употребления кофе

Приложение Б

Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

У дерева всегда есть… а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.

Комментарий – это… а) закон; 6) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек.

Противоположностью предательства является… а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность.

Женщины … бывают выше мужчин. а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда.

Обед не может состояться без… а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода.

Занятием, противоположным отдыху, является… а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.

Для торговли необходимо иметь… а) магазин; б) деньги; в) прилавок; г) товар; д) весы.

Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется… а) конвенцией; б) компромиссом; в) развязкой; г) сговором; д)примирением.

Человека, который плохо относится к новшествам, называют… а) анархистом; б) либералом; в) демократом; г) радикалом; д) консерватором.

Сыновья … превосходят отцов по жизненному опыту… а) никогда не; б) часто; в) редко; г) обычно; д) всегда.

В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

а) Писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.

а) Узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий.

а) Велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; г) трамвай; д) автобус.

а) Запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север.

а) Видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать.

а) Прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.

а) Круг; б) эллипс; в) стрела; г) дуга; д) кривая.

а) Добрый; б) верный; в) отзывчивый; г) трусливый; д) честный.

а) Разделять; б) освобождать; в) связывать; г) резать; д) отличать.

а) Граница; б) мост; в) общество; г) расстояние; д) супружество.

а) Занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.

а) Матрос; б) плотник; в) шофер; г) велосипедист д) парикмахер.

а) Кларнет; б) контрабас; в) гитара; г) скрипка; д) арфа.

а) Отражение; б) эхо; в) деятельность; г) отзвук; д) подражание.

а) Ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д)рекламирование.

а) Зависть; б) скупость; в) обжорство; г) скаредность; д) жадность.

а) Разум; б) вывод; в) решение; г) начинание; д) договор.

а) Тонкий; б) худой; в) узкий; г) дородный; д) короткий.

а) Горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.

а) Туманный; б) морозный; в) ветреный; г) хмурый; д) дождливый.

Приложение В

Респондент

Возраст

Пол

Часто употребляет кофе

Показатели самочувствия

Давление

Пульс

До приема кофе

Через 10 мин

15 мин

20 мин

 

15

ж

-

135/85

140/90

135/110

132/100

67

67

65

60

 

17

ж

+

119/79

119/82

112/78

110/76

93

98

105

87

 

16

м

+

125/85

116/87

141/84

135/89

73

71

73

69

 

14

м

+

146/106

154/95

145/92

146/90

93

66

60

58

 

16

ж

+

122/73

110/75

117/76

115/69

73

75

76

69

 

15

м

-

127/67

112/75

119/79

121/81

51

85

83

78

 

15

м

-

109/51

108/50

109/53

110/51

49

49

49

48

 

13

ж

-

116/64

114/67

105/65

102/62

83

72

78

70

 

14

ж

-

122/70

125/75

114/77

126/74

80

85

85

89

 

15

ж

-

85/55

90/60

97/65

100/70

95

100

90

89

 

16

ж

-

135/85

140/90

135/110

132/100

67

67

66

60

 

13

ж

+

119/79

119/82

112/78

110/76

93

98

105

87

 

14

м

+

125/85

116/87

141/84

135/89

73

71

73

69

 

16

м

+

146/106

154/95

145/92

146/90

93

66

60

58

 

15

ж

+

122/73

110/75

117/76

115/69

73

75

76

69

 

16

м

-

127/67

112/75

119/79

121/81

51

85

83

78

 

17

м

-

109/51

108/50

109/53

110/51

49

49

49

48

 

15

ж

-

116/64

114/67

105/65

102/62

83

72

78

70

 

15

ж

-

122/70

125/75

114/77

126/74

80

85

85

89

 

13

ж

-

85/55

90/60

97/65

100/70

95

100

90

89

Просмотров работы: 971