Молоко - продукт здорового питания

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молоко - продукт здорового питания

Кривенко  В.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №154 г.Челябинска»
Ларкина  В.И. 1Кретова  Ю.И. 2
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №154 г.Челябинска»
2ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Питание является одним из главных факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание - это важная составляющая здорового образа жизни, так оно обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями, связанными с уменьшением продолжительности жизни населения в России, увеличением сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.

В связи с этим одним из основных направлений реализации государственной политики в области здорового питания населения на сегодняшний день является усиление пропаганды среди населения посредством использования принципов рационального, здорового питания с раннего возраста.

Рациональное (от лат. Ratio - разум) - это питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности, которое предполагает, в первую очередь, умеренность в потреблении пищи.

Среди огромного множества пищевых продуктов, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной пищевой ценностью. Речь идёт о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека от его рождения и до глубокой старости. Уникальность данного продукта заключается в том, что, по мнению большинства ученых, молоко способно сохранить человеку здоровье.

В связи с этим тема научной работы, является актуальной.

Цель работы: исследовать качество молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска.

Задачи:

  • расширить знания в области здорового питания населения;
  • изучить роль, значение молока в питании человека и его полезные свойства для организма человека;
  • ознакомиться с пищевой ценностью молока;
  • провести исследование и выявить потребительские предпочтения в отношении молока;
  • провести экспериментальное исследование и определить качество молока, пользующегося спросом у потребителей;
  • проанализировать экспериментальные данные и сформулировать выводы;
  • сформулировать предложения по организации мероприятий среди школьников в области пропаганды здорового питания.

Объект исследования – молоко разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска.

Предмет исследования - органолептические и физико-химические показатели качества молока.

Аппаратура и материалы – баня водяная лабораторная, термометр стеклянный жидкостный технический с диапазоном измерения от 0 до 100 °С с ценой деления шкалы 1 °С; колбы стеклянные конические номинальной вместимостью 50 мл; пипетки; цилиндры мерные вместимостью 1000 мл; бюретка; весы лабораторные с пределом взвешиваний 2000 г; вода дистиллированная; индикатор фенолфталеин; раствор NaOH (0,1н).

Место проведения исследования:

  • МАОУ СОШ №154 (г. Челябинск) - маркетинговое исследование среди учащихся шестого Д класса по выявлению предпочтений в отношении молока;
  • ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», кафедра «Пищевые и биотехнологии» - экспериментальное исследование по оценке качества молока разных предприятий-изготовителей.

Проведение экспериментального исследования включает в себя следующие этапы:

  • закуп образцов молока разных предприятий-изготовителей в одном из супермаркетов города Челябинска («Дикси»);
  • доставка «опытных» образцов молока в лабораторию кафедры «Пищевые и биотехнологии»;
  • оценка качества образцов молока разных предприятий-изготовителей;
  • анализ полученных результатов эксперимента;
  • создание буклета о продукте здорового питания - молоке и его полезных свойствах.

План исследования:

  1. Изучение литературных источников по заданной теме.
  2. Изучение нормативной документации, касающейся объекта исследования.
  3. Изучение методов исследований.
  4. Экспериментальная часть.
  5. Наблюдение.
  6. Анализ результатов исследования.

Методы исследования:

  1. Анализ источников информации и степени изученности проблемы.
  2. Метод анкетирования.
  3. Наблюдение за экспериментальными материалами.
  4. Сравнение результатов эксперимента.
  5. Обобщение полученных данных.

Новизна исследования:

  • впервые самостоятельно разработана анкета и проведены маркетинговые исследования спроса в отношении молока среди учащихся 6 «Д» школы №154;
  • впервые самостоятельно в реальных лабораторных условиях проведены экспериментальные исследования, устанавливающие качество молока разных предприятий-изготовителей, приобретенных в одном из супермаркетов города Челябинска («Дикси»), и проанализированы экспериментальные данные.
  • впервые лично автором работы создан буклет об уникальном продукте - молоке, его полезных свойствах и нормах потребления, для распространения его среди учащихся.

 

  1. Аналитический обзор литературы
    • Основные принципы здорового питания

В последнее время все большее число людей становится сторонниками здорового питания. Это связано с тем, что питание является основой жизни, главным фактором, определяющим здоровье, долголетие и работоспособность человека [3].

Неправильное питание приводит к нарушению функций, как отдельных органов человека, так и организма в целом. Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным [3].

Важно понимать, что именно питание обеспечивает процессы роста и развития человека, его физическую и умственную активность, настроение и, в конечном счете, качество жизни. Этого невозможно достичь, игнорируя основные законы здорового, правильного, рационального и безопасного питания. По энергетической ценности, набору используемых в суточном рационе продуктов и поступающих из этого набора в организм пищевых и биологически активных веществ, питание должно соответствовать возрасту, полу, профессиональной деятельности, общему состоянию здоровья человека и даже климато-географической зоне, в которой он проживает.

Схематично изображение основополагающих принципов здорового питания можно представить в виде пирамиды питания, разработанную зарубежными диетологами и одобренную российскими специалистами (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Пищевая пирамида

 

В пирамиде питания представлены пять групп продуктов, что позволяет разнообразить свой рацион питания с учетом потребностей. В пирамиде чем выше к вершине, тем меньше соответствующих продуктов должен употреблять человек.

Основой пирамиды питания является пища, приготовленная из зерновых. К цельнозерновым продуктам относится хлеб грубого помола, каши, макаронные изделия из цельнозерновой муки, неочищенный рис. Также к этой группе в данной пирамиде питания относят растительные жиры (оливковое, подсолнечное и другие масла).

Овощи и фрукты очень полезны для организма человека: они низкокалорийны и содержат огромное количество витаминов и микроэлементов, а также содержат в большом количестве воду и клетчатку, которые создают ощущение сытости.

Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи. Эта группа продуктов также называется белкосодержащие продукты. Желательно отдавать предпочтение рыбе, мясу птицы, бобам т.к. в них содержится меньше жиров, чем в других белкосодержащих продуктах животного происхождения. Бобовые и орехи содержат очень много полезных витаминов и микроэлементов.

Молочные продукты, йогурты, сыр. Эти продукты тоже являются белкосодержащими и в пирамиде питания стоят на одном уровне с мясными продуктами, птицей, рыбой, бобами, яйцом и орехами. Молочные продукты обеспечивают нас белками, кальцием и другими питательными веществами, которые будет более подробно рассмотрены в следующем разделе работы.

Жир, соль, сахар, сладости. Эта группа продуктов в рационе здорового питания должна быть сведена к минимуму, а лучше всего совсем исключена из рациона человека. К этой группе продуктов также относятся маргарин, продукты из белой муки (хлеб и макароны), сладости, газированные напитки.

Желательно употреблять только свежие продукты. Здоровое сбалансированное питание подразумевает употребление всех групп продуктов, поэтому желательно не исключать конкретные группы продуктов, соблюдая пропорции и разнообразие пищи.

Необходимо помнить, что съеденная пища должна быть уравновешена соответствующей физической нагрузкой. 

Среди огромного множества пищевых продуктов, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной пищевой ценностью. Речь идёт о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека.  Уникальность данного продукта заключается в том, что, по мнению большинства ученых, молоко способно сохранить человеку здоровье.

Далее подробно рассмотрим роль, значение молока в питании человека и его полезные свойства для организма человека.

 

  • Роль, значение молока в питании человека и его полезные свойства для организма человека

Самое раннее упоминание о молоке находится в Библии: Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». В 1500 году до н.э. Иов часто ссылался на сыр. Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно давно.

Откуда пришло слово «молоко»: древнерусское – молоко; старославянское – млеко; общеславянское – melko.

Слово «молоко» - славянское по происхождению. «Молоко» - «белая жидкость, вырабатываемая молочными железами женщин и самок животных, предназначенная для кормления детей и детёнышей» [5].

Слова с похожим значением встречаются во многих языках, например в литовском (malkas – «глоток»), латышском (malka – «питьё»), готском (mihma – «облако»), это позволяет учёным предполагать, что слово возникло в индоевропейский период.

У многих народов его название звучит одинаково: млеко (польское, чешское, хорватское), мляко (болгарское), молоко (украинское, белорусское).

Молоко является полноценным и незаменимым продуктом детского питания, так как первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко.

Молоко по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп.

Коровье молоко является наиболее популярным видом молока из всех млекопитающих животных, и занимает наибольшую часть из всех видов производимого молока животноводческой отрасли мирового сельского хозяйства. Это ценнейший продукт питания, так как его состав содержит множество полезных элементов, является богатым источником кальция и витаминов, прекрасно усваивается организмом (рисунок 1.2) [4].

Во-первых, молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, что нельзя сказать о других продуктах. Во-вторых, молочный белок усваивается из молока очень легко, в отличие от мяса. В-третьих, коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. В-четвертых, молоко обладает целебными свойства, его называют «соком жизни», «эликсиром жизни». В молоке содержится лактоза, необходимая для работы сердца, печени, почек, кроме того она помогает организму лучше усваивать кальций.

 

Рисунок 1.2 - Полезные вещества молока

Основной белок молока - казеин содержит аминокислоту метионин, также полезную для печени и почек. В молоке содержится витамин А, который необходим для роста ребенка, а также незаменим для сохранения зрения, витамин В1 (тиамин) необходим для усвоения сахара [4].

К полезным свойствам молока можно отнести его благоприятное воздействие на слизистую оболочку желудка, особенно полезно молоко при гастритах (наиболее полезно козье молоко), а также при нарушениях сна.

Таким образом, молоко - ценный продукт питания, так как содержит: лактозу (необходимую для работы сердца, почек, печени); витамины А (для роста ребенка и хорошего зрения); витамин В1 (тиамин) (помогает усваивать сахар в растущем организме ребенка); кальций (здоровые зубы, крепкие кости, красивые ногти, шелковистые волосы).

 

  1. Практическая часть
    • Анкетирование, как один из эффективных инструментов получения информации

В настоящее время одним из достаточно эффективных, действенных и оперативных инструментов по выявлению потребительских предпочтений является анкетирование.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных на бланке вопросов, которые самостоятельно заполняются респондентами.

Анкета - (фр. «enguete» - «список вопросов») - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования [1].

В нашей работе мы использовали метод анкетирования, так  как он обладает высокой оперативностью получения информации; возможностью организации массовых обследований; сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; объективностью полученной информации.

  • Разработка анкеты для выявления потребительских предпочтений

Анкета должна состоять из четырёх блоков: преамбулы; «паспортички» (социально-демографический блок); основной части («рыбы»); детектора.

Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том: кто и зачем проводит исследование; что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом); что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия; сколько времени потребуется на заполнение анкеты; как следует заполнять анкету, если это необходимо. Здесь же выражается благодарность за время, которое участник согласился потратить.

«Паспортичка» состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни: пол; возраст; национальность; семейное положение; наличие детей; образование; сфера профессиональной деятельности (для работающих); должность по основному месту работы; оценка материальных возможностей семьи; наличие автомобиля и т.д.

Место для вопросов социально-демографического блока - либо в самом начале анкеты (после преамбулы), либо - в самом конце.

«Рыба» – это основная часть анкеты, содержащая вопросы, ради которых, было организовано исследование. Начинать следует с простых вопросов. Необходимо, чтобы не нарушалась логическая последовательность вопросов.

«Детектор» состоит из вопросов, призванных проверить внимательность заполнения   анкеты,   серьёзность   и   откровенность   респондентов,   а  также порядочность и профессионализм самих интервьюеров. В некоторых случаях можно обойтись без вопросов-«детекторов».

Вопросы могут быть закрытые и открытые. При их формулировке следует избегать: неопределённости, двойных смыслов, отрицательных утверждений, сложности заполнения. Закрытые вопросы предполагают наличие конечного и ограниченного числа ответов - «подсказок», из которых респонденту предлагается выбрать тот, который более всего соответствует его мнению или положению.

В данной работе проводилась исследование потребительских предпочтений в отношении молока среди учащихся 6 «Д» класса школы №154 в форме анкетирования.

Анкета состоит из 6 вопросов, образец анкеты представлен в приложении А.

  • Результаты потребительских предпочтений

Мы провели социологический опрос среди учащихся 6 «Д» класса школы №154 с целью выявления потребительских предпочтений в отношении молока.

В данном разделе представлены результаты исследования, полученные в ходе проведения анкетирования потребителей, проживающих в городе Челябинске.

Выборка составила 28 человек, опрос проводился в ноябре 2017 года. Результаты опроса представлены на рисунках 2.1-2.6.

На рисунке 2.1 показана структура респондентов по половому признаку.

 

 

Рисунок 2.1. Структурареспондентов по половому признаку, %

Анализируя данные рисунка 2.1, можно сказать, группа респондентов по половому признаку разделилась пополам: 50 % - это респонденты женского пола, а 50 % - мужского пола. Поэтому, на наш взгляд информация, полученная в ходе анкетирования, будет объективной.            

На рисунке 2.2 представлена структура респондентов по возрастному признаку. Из рисунка 2.2 мы видим, что в нашем случае респонденты по возрасту относятся к одной из двух групп: 10-19 лет 40-49 лет, при этом основная часть респондентов занимает 96,4%. На мнение этой группы мы будем ориентироваться.

Рисунок 2.2 - Структура респондентов по возрастному  признаку, %

На рисунке 2.3 представлены результаты частоты приобретения молока в розничной сети.

Рисунок 2.3 - Частота приобретения молока в розничной сети

Результаты показали, что 1/3 опрошенных, покупают молоко каждый день, 1/3 - 2 раза в неделю, четвертая часть респондентов - 3 раза в неделю, следовательно, молоко является одним из популярных продуктов повседневного массового спроса.

На рисунке 2.4 мы видим предпочтения респондентов по отношению к изготовителям молока.

Рисунок 2.4 - Предпочтения респондентов к изготовителям молока

Данные рисунка 2.4 показывают, что на сегодняшний день самыми популярными изготовителями молока, среди опрошенных, являются такие компании, как «Чебаркульский молочный завод», «Первый молочный комбинат» и «Простоквашино». Эти компании работают на рынке города Челябинска достаточно давно и зарекомендовали себя как лучшие изготовители молока и молочной продукции.

«Чебаркульский молочный завод» появился в 1928 году. Одним из директоров данного завода был Семён Нестерович Купцов. Сегодня завод вырабатывает широкий ассортимент молока и молочной продукции.

«Челябинский городской молочный комбинат №1» был основан в 1935 году. Первым продуктом, который начал выпускать комбинат, был кефир. Сегодня предприятие успешно работает на рынке молочной продукции Южного Урала и выпускает свыше 50 наименований продукции под брендом «Первый вкус».

История «Простоквашино» началась в 2002 году, когда было заключено соглашение между Юнимилк и писателем Эдуардом Успенским. Компания получила права на использование мультипликационных персонажей на своей продукции. В 2009 году бренд «Простоквашино» удостоился престижной награды «БРЕНД ГОДА/EFFIE» (рисунок 2.5). Сегодня молочный завод производит широкий ассортимент продукции: от классических молока, сметаны, кефира до густых и питьевых йогуртов. 

Рисунок 2.5 - Бренд «Простоквашино»

Кроме изготовителей молока потенциальных потребителей интересует и объем самого продукта. На рисунке 2.6 мы видим предпочтения респондентов по отношению к объему продукта.

Рисунок 2.6 - Предпочтения респондентов в отношении объема продукта в потребительской упаковке

Анализируя данные рисунка 2.6, можно отметить, что самая популярная упаковка молока вместимостью 1 л (67,9 %).

Самым популярным видом молока является продукция жирностью
2,5 %, о чем свидетельствуют данные опроса, представленные на рисунке 2.7.

 

Рисунок 2.7 - Предпочтения респондентов в отношении массовой доли жира молока, %

Таким образом, мы получили портрет самого популярного молока, среди 6 «Д» класса школы №154, который выглядит таким образом. Это молоко со следующими характеристиками:

  • жирность - 2,5 %;
  • вместимость - 1 л;
  • изготовитель – «Чебаркульский молочный завод».

Следующим этапом наших исследований является проведение  экспериментального исследования, в ходе которого мы будем определять качество молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска, в том числе и самого популярного среди учащихся 6 «Д» класса школы №154.

 

  1. Экспериментальная часть
    • Цели, задачи и условия проведения эксперимента

Цель эксперимента заключается в исследовании качества молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • осуществить закуп образцов молока разных предприятий-изготовителей;
  • организовать доставку «опытных» образцов молока в лабораторию кафедры «Пищевые и биотехнологии»;
  • провести оценку качества образцов молока, пользующегося спросом у потребителей;
  • проанализировать полученные результаты эксперимента и сформулировать выводы.

Эксперимент проводился в лаборатории кафедры «Пищевые и биотехнологии» («Южно-Уральский государственный университет»). Фотоотчет процесса проведения эксперимента представлен в Приложении Б.

 

  • Характеристика объектов исследования

Нами были приобретены образцы молока разных предприятий-изготовителей в одном из супермаркетов города Челябинска «Дикси».

В лабораторию кафедры «Пищевые и биотехнологии» были доставлены образцы молока.

Характеристика «опытных» образцов молока представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика исследуемых образцов молока

Информация

Маркировочные данные образцов

№1

№2

№3

№4

Наимено-вание продукта

Молоко

цельное отборное питьевое пастеризованное

Молоко питьевое пастеризован-ное

Молоко

цельное отборное питьевое пастеризованное

Молоко

питьевое пастеризованное «Российское»

Состав

Цельное

молоко

Нормализо-ванное

молоко

Молоко

коровье

Нормализо-ванное
молоко

Наимено-вание и место-

нахождение изготови-теля

АО «Данон Россия»,
РФ 641875 Курганская обл. г. Шадринск,
ул. Калинина 56

ООО «Талицкие молочные фермы»

623620 Россия, Свердловская область, Талицкий район,

пос. Троицкий. ул. Мира 87

ОАО «Чебаркуль-

ский молочный завод»

466440, Россия, Челябинская область,
г. Чебаркуль,
ул. Дзержинс-

кого 1

АО «Группа компаний «Российское молоко»

РФ, 454091

г. Челябинск
ул. Тимирязева 5

Торговый знак изгото-вителя

       

Значение массы нетто или объема продукта

930 мл

1,0 л

1000 г

1000 г

Значение массовой доли жира, %

от 3,4 до 4,5 %

2,5 %

2,5  %

3,2 %

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен продукт

ТУ10.51.11-047-13605199

ГОСТ 31450-2013

ТРТС  033/2013

ТУ 9222-242-00419785-04

ТУ 9222-150-00419785-04

Дата изго-товления

10.01.17-22.01.17

14.01.17-19.01.17

16.01.17-23.01.17

16.01.17-23.01.17

Информация о подтверж-дении соот-ветствия

Присутствует

Присутствует

Присутствует

Присутствует

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно отметить, что вся информация для потребителя, нанесенная на упаковку продукта, представлена на русском языке, является полной и содержит сведения о наименовании продукта, его составе, пищевой ценности, изготовителе, объеме продукта, нормативном документе, информации о подтверждении соответствия.

3.3. Результаты экспериментальных исследований

В ходе экспериментальных исследований мы определили объем продукта. Результаты определения объема исследуемых образцов молока представлены на рисунке 3.1.

Образцы молока

 

 

Рисунок 3.1 - Результаты определения объема исследуемых образцов молока

 

Анализируя данные по объему (рисунок 10), можно сказать, что объем всех исследуемых образцов молока укладывается в норму согласно ГОСТ 8.579, так как фактическое отклонение содержимого нетто не превышает допускаемое  отрицательное отклонение, равное 15 мл  [1].

Далее мы выявили свежесть молока, определив его кислотность. Результаты определения кислотности исследуемых образцов представлены на рисунке 3.2.

Образцы молока

 

Рисунок  3.2 - Результаты определения кислотности исследуемых образцов молока

Анализируя данные по кислотности (рисунок 3.2), можно сказать, что все образцы молока - свежие, так кислотность всех образцов намного ниже критического значения [2]. Таким образом, предприятия-изготовители и предприятия розничной торговли строго соблюдают условия и сроки хранения.

В ходе экспериментальных исследований мы определили плотность молока. Результаты определения плотности исследуемых образцов молока представлены на рисунке 3.3.

Образцы молока

 

Рисунок 3.3 - Результаты определения плотности исследуемых образцов молока

Анализируя данные по плотности (рисунок 3.3), можно сказать, что плотность всех исследуемых образцов молока укладывается в норму [2]. Таким образом, предприятия-изготовители строго соблюдают технологию производства, следовательно, на предприятиях работают профессионалы.

Молоко считается наиболее ценным продуктом в биологическом и пищевом отношении, так как содержит все необходимые для организма человека питательные вещества в сбалансированном соотношении, в том числе и белки, поэтому следующим этапом экспериментальных исследований являлось определение массовой доли белка.

Результаты определения содержания белка в исследуемых образцах молока представлены на рисунке 3.4.

Образцы молока

 

 

Рисунок 3.4 - Результаты определения содержания белка в исследуемых образцах молока

Анализируя данные по содержанию массовой доли белка (рисунок 3.4), можно сказать, что содержание белка всех образцов молока укладывается в установленные границы [6]. Причем наибольшее количество белка по сравнению с остальными образцами наблюдается у образца молока, производимого Чебаркульским молочным заводом. Кроме того, этот образец является самым популярным среди учащихся 6 «Д» класса.

Заключение

В результате проведенной работы мы узнали, что питание является одним из главных факторов, который определяет здоровье населения. Вместе с тем правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие, как детей, так и взрослых, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности.

Знание и применение основных принципов рационального, здорового питания с раннего возраста позволит сохранить свое здоровье на многие годы.

Среди огромного множества пищевых продуктов, доступных современному человеку, есть продукт, который обладает исключительной пищевой ценностью. Речь идёт о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой.

Молоко - это ценный продукт питания, так как содержит: лактозу (необходимую для работы сердца, почек, печени); витамины А (для роста ребенка и хорошего зрения); витамин В1 (тиамин) (помогает усваивать сахар в растущем организме ребенка); кальций (здоровые зубы, крепкие кости, красивые ногти, шелковистые волосы).

В результате анкетирования учащихся 6 «Д» класса школы №154, мы определили, что молоко является одним из самых распространенных продуктов повседневного массового спроса, причем самым  популярным оказалось молоко со следующими характеристиками: жирность - 2,5 %; объем продукта - 1 л; изготовитель – «Чебаркульский молочный завод».

В ходе экспериментального исследования мы определили качество молока, как продукта, относящегося к категории «здоровое питание», разных предприятий-изготовителей, представленных в торговой сети города Челябинска, в том числе и самого популярного среди учащихся 6 «Д» класса школы №154.

Результаты экспериментальных исследований, показали, что все опытные образцы молока, реализуемые в одном из магазинов города Челябинска, производятся строго по технологии, а их качество соответствует установленным нормам, о чем свидетельствуют такие показатели качества, как кислотность и плотность молока. А содержание в продукте белка в необходимом количестве, еще раз подтверждает, что молоко - это не только источник полноценных протеинов, но и ценнейший продукт питания, так как его состав содержит множество полезных элементов, является богатым источником кальция и витаминов, которые легко усваиваются организмом.

Направления дальнейших исследований

Поскольку овощи и фрукты также, как и молоко, относятся к группе продуктов здорового питания, интересно расширить знания о витаминах и микроэлементах, которые содержаться в них, и проанализировать качество овощей и фруктов, которые мы употребляем в пищу ежедневно.

Предложения по возможному практическому применению результатов исследования

Результатами своей работы хочу поделиться с одноклассниками и рассказать им важные принципы здорового питания, и более подробно остановиться на уникальном продукте - молоке, его полезных свойствах и нормах потребления (данная информация будет представлена в виде цветного буклета). Для тех ребят, которые не любят молоко, хочу  посоветовать: «Пейте, дети молоко, будете здоровы!»

Кроме того, результаты научной работы могут использовать учителя, как в начальной школе, так и в среднем звене  во внеурочной  деятельности и в 5-9 классах на уроках биологии.

 

Список литературы

 

  1. ГОСТ 8.579-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте.
  2. ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия.
  3. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания. Качество и безопасность пищевых продуктов. - Учебник, 5-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: изд-во Сиб. унив., 2007.
  4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
    М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. - М.: Политиздат, 1990.
  5. Толковый словарь русского языка: в 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2000. 
  6. ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного Союза
    «О безопасности молока и молочной продукции».

 

Приложение  А

Образец анкеты

Анкета

Уважаемые участники анкетирования, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут нам составить объективную оценку потребительских предпочтений в отношении молока, реализуемого на рынке города Челябинска

 

  1. Пол респондента

женский  

мужской  

 

  1. Возраст респондента

10-19 лет  

20-29 лет  

30-39 лет  

40-49 лет  

 

  1. Как часто Вы покупаете молоко

каждый день      

1 раз в неделю   

2 раза в неделю 

3 раза в неделю 

________________________ другое

 

  1. Какому производителю молока Вы отдаете предпочтение

«Первый вкус»  

«Чебаркульский молочный комбинат»  

«Простоквашино»  

«Талицкое»  

________________________ другое

 

  1. Какой объем нетто молока Вы чаще всего приобретаете

0,5 л  

1,0 л  

2,0 л  

__________________________ другое

 

  1. Молоко какой массовой доли жира Вы предпочитаете

1,5%   

2,5%   

3,2 %  

3,9%   

__________________________ другое

Благодарим за участие!!!

Приложение Б    

 

Рисунок Б.1 - Процесс проведения эксперимента по оценке качества образцов молока разных предприятий-изготовителей в лаборатории кафедры пищевых и биотехнологий

Просмотров работы: 213