ПЛЕСЕНЬ: удивительная и опасная

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПЛЕСЕНЬ: удивительная и опасная

Кривенко  В.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №154 г.Челябинска»
Ларкина  В.И. 1Кретова  Ю.И. 2
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №154 г.Челябинска»
2ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном обществе все больше внимания уделяется здоровому образу жизни. Такая жизненная позиция подразумевает не только занятие спортом, полный отказ от вредных пагубных привычек, но и правильное, здоровое питание. Здоровое питание - это основной фактор, который помогает организму поддерживать физические силы, является основой жизни. При недостаточном питании или при отсутствии его качества, происходит резкое ухудшение работоспособности, активности в поведении человека, значительно снижается иммунитет, а также показатели общего самочувствие и здоровья в целом [3].

Каждый человек имеет право на безопасность своей жизни. Одним из важных элементов безопасности жизни является безопасность пищевых продуктов. Хорошо известно, что последствия употребления некачественных пищевых продуктов могут быть вредны для здоровья человека в различной степени вплоть до летальных исходов. Для предотвращения неблагоприятных последствий в каждом государстве осуществляются определенные принципы государственной политики по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Россия всегда славилась качеством пищевых продуктов, поэтому для нас до сих пор не понятно - как можно включать в свой рацион питания продукты с плесенью? Но плесень тоже бывает разная!

Слово «плесень» знакомо каждому из нас. В большинстве случаев она имеет отпугивающий вид, но не все задумывались о том, что же это действительно такое и откуда она появляется в наших домах.

Плесенью принято называть микроскопические грибы [7] , которые образуют определенные налеты на поверхностях органических тел, вызывающие порчу продуктов.

Плесень обычно появляется там, где имеются благоприятные условия – споры плесневых грибов начинают прорастать, а размножаются они очень быстро! Для развития плесени нет ничего лучше как:

повышенная влажность и

температура в помещении 20-300С тепла.

Плесень очень не любит чистоты и сухого воздуха.

Впервые в мире ученые в Польше провели исследования, с помощью которых было доказано, что плесень (не она сама, а ее споры) вызывает такое серьезное заболевание крови, как лейкоз. Также было выяснено, что земляные орехи, пораженные плесенью, имеют настолько сильную концентрацию ядовитых веществ, что могут вызвать рак.

Городские жители проводят в жилых помещениях большую часть своего времени, и, как правило, эти помещения закрытые (квартира, офис), т.е. дышим только тем воздухом, который есть в помещении. Наши легкие умеют прекрасно отфильтровывать многие микробы, но споры плесени имеют свою особенность - глубоко осаживаются в легких и проникают даже в саму легочную ткань.

Также было установлено, что в местах проживания аллергиков и астматиков в 80% случаев из 100% присутствовала плесень. Существуют даже такие виды плесени, споры которых могут быть причиной диатеза у детей, аллергии (которая со временем, если не предпринять меры, может перерасти в астму).

Плесень может появиться где угодно, но большинство людей сталкивается с ней в быту, в частности – в холодильнике. Сразу встает вопрос: как правильно поступать с заплесневелыми продуктами?

Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие люди, обнаружив такой хлеб, срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу.

Кто из нас задумывался о том, насколько такой способ безопасен для нашего здоровья и здоровья нашей семьи?

Актуальность данного исследования заключается в том, что плесень широко распространена на Земле и с каждым годом ее изучение открывает все новые свойства и особенности плесневых грибов.

В связи с этим тема научной работы является актуальной.

Цель работы:

Изучить, что такое плесень?

Выявить сущность природы плесневых грибков и их роль в жизни человека;

Определить, насколько опасна плесень для здоровья человека?

Выяснить, полезные свойства плесени;

Изучить условия развития плесени на хлебе в разных условиях;

Дать рекомендации по защите продуктов питания от образования плесени.

Задачи:

Расширить знания в области здорового питания населения;

Изучить понятие плесени, роль и значение ее в жизни человека;

Провести анкетирование школьников, родителей, учителей с целью составления объективной оценки знаний понятия «плесени»;

Провести экспериментальное исследование и определить условия развития плесени на хлебе в разных условиях;

Проанализировать экспериментальные данные и сформулировать выводы;

Расширить общий кругозор сверстников по данному вопросу, развить их познавательную активность;

Воспитать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью;

Выпустить информационный буклет о полезных и вредных свойствах плесени.

Объект исследования – белый хлеб.

Предмет исследования плесень на хлебе при разных условиях хранения.

Аппаратура и материалы – фотоаппарат, микроскоп.

Место проведения исследования:

МАОУ СОШ №154 (г. Челябинск)  анкетирование учащихся 6Д класса, родителей и учителей с целью составления объективной оценки знаний понятия «плесени»;

МАОУ СОШ №154 (г. Челябинск)  экспериментальное исследование по обнаружению споров и грибов.

Проведение экспериментального исследования включает в себя следующие этапы:

закуп хлеба в магазине г. Челябинска;

подготовка образцов для испытаний (всего 8 образцов с разными условиями хранения);

ежедневное наблюдение за образцами и фотография каждого образца.

оценка плесени под микроскопом;

анализ полученных результатов эксперимента;

создание буклета о полезных и опасных свойствах плесени.

План исследования:

Изучение литературных источников по заданной теме.

Изучение методов исследований.

Экспериментальная часть.

Наблюдение.

ализ результатов исследования.

Методы исследования:

Анализ источников информации и степени изученности проблемы.

Метод анкетирования.

Наблюдение за экспериментальными образцами.

Сравнение результатов эксперимента.

Обобщение полученных данных.

Новизна исследования:

впервые самостоятельно разработана анкета в отношении объективной оценки знаний «Плесени» среди учащихся шестого класса «Д» школы №154 г. Челябинска;

впервые самостоятельно в реальных лабораторных условиях проведены экспериментальные исследования плесени и проанализированы экспериментальные данные.

впервые лично автором работы создан буклет о полезных и опасных свойствах плесени для распространения его среди учащихся.

Аналитический обзор литературы

Общее представление о плесени

Плесень, или плесневые грибы - это различные грибы, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел [5].

Если смотреть на плесневые грибы под микроскопом, удивляешься их разнообразию и тому, как они красивы. Сложные разветвления и переплетения гиф, длинные цепочки или грозди различающихся по форме и размерам спор. А сами колонии - бархатные, пушистые, ворсистые, всевозможных цветов и оттенков, на поверхности блестят яркие жёлтые, оранжевые, малиновые капли экскретов (выделений).

Плесень - это колония одноклеточного грибка, развивающегося из спор, которые в «законсервированном» состоянии в огромных количествах постоянно присутствуют в воздухе. Споры «просыпаются» для интенсивного размножения, как только для этого появляются благоприятные условия: повышенная влажность и тепло, начиная образовывать целые колонии грибков. Те, в свою очередь, дают миллиарды новых спор, и вскоре процесс уже можно сравнить со снежной лавиной [4].

Благоприятными условиями для развития плесени считаются влажность материала более 5% и влажность воздуха свыше 60%. Причиной повышенной влажности в доме могут стать недостаточная вентиляция, протечки крыши, плохая герметизация панельных швов, нарушения строительных технологий.

1.2 Интересные факты в мире о плесени

Плесень – один из самых древних живых организмов на Земле. Она появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убить [3].

1.2.1.Умная плесень

Вспомним старый эксперимент, где крыса должна найти правильный путь в лабиринте, чтобы заполучить еду. В 2000 году Тошуки Накагаки провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб «Physarum polycephalum» (рис.1), а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару.

Рисунок 1. Плесневой гриб «Physarum polycephalum».

Но, что самое интересное, когда у уже прошедшего лабиринт грибного мицелия отщипнули кусок и вновь поставили у входа в лабиринт, положив в конце сахар, – один из ростков безошибочно выбрал самый короткий путь к выходу из лабиринта и сахару, а второй просто «вскарабкался» по стенам лабиринта и пополз по потолку. Таким образом, простая плесень обнаружила не только зачатки памяти, но и способности к нестандартному способу решения задач, что говорит о наличие у гриба интеллекта.

1.2.2. Опасная плесень

Плесень (рис.2) сопровождает нас повсюду, она огромными колониями обитает в ванных, квартирах, вентиляционных шахтах, и что самое неприятное, в наших холодильниках. Поэтому люди привыкли просто ее не замечать.

Помимо того, что микроскопический грибок способен уничтожать целые здания, он еще и ядовит для человеческого организма [4]. В процессе роста он вырабатывает вещества, которые поражают легкие, кишечник, кожу. Их споры проникают в дыхательные пути и «оседают» внутри нас, открывая дорогу бактериям и вирусам. Аллергия – чуть ли не самое безобидное следствие проживания с плесенью в качестве соседа. Микроскопический грибок способен разрушать структуру ДНК и приводить к раковым заболеваниям.

Рисунок 2. Плесень на продуктах, на стене, на древесине.

По словам ученых, плесень и ее яд практически не выводятся из организма. Самой опасной, в данном случае, считается желтая плесень из рода аспергилл, которая «заводится» на молочных продуктах, рыбе и орехах. Она выделяет опасное вещество афлатоксин [], которое накапливается в организме и через 10 лет может стать причиной онкологии печени.

1.2.3 Проклятие Тутанхамона

По крайней мере, в двух загадочных смертях, последующих за открытием археологом Говардом Картером нетронутой гробницы Тутанхамона, сегодня винят плесень. Оказалось, что в тканях легких мумии (рис.3) все еще жил плесневый грибок аспергиллус нигер, который может стать смертельным для людей с ослабленным иммунитетом или с поврежденной легочной системой.

Рисунок 3. Мумия статуи Тутанхамона.

1.2.4. Плесень и антибиотики

Пенициллин – первый в мире антибиотик (рис.4), спасший жизни сотням тысяч военных во время Второй мировой войны, впервые был выведен британским бактериологом Александром Флемингом в 1928 году из штамма плесневого гриба вида Пенициллум нотатум.

В одной из чашек Петри (рис.4) с бактериями стафилококка, в результате неправильного хранения завелась серо-зеленая плесень. А.Флеминг с удивлением обнаружил, что не убиваемые колонии стафилококков, унесшие столь много жизней во время Первой мировой, вокруг этой плесени просто растворились.

Рисунок 4. Пенициллин и чашки Петри.

Чудо-лекарство, от которого все раны военных затягивались буквально на глазах, было доработано уже во время Второй мировой. На вручение Нобелевской премии создателям панацеи - Флемингу, Чейну и Флори было сказано: «Для победы в войне пенициллин сделал больше, чем 25 дивизий!».

1.2.5 .«Благородная» плесень

Существует и съедобная плесень, с помощью которых человечество вот уже несколько веков изготавливает деликатесные голубые сыры и камамбер (рис.5).

Рисунок 5. Голубые сыры.

В начале XV века французский король Карл VI дал жителям деревни Рокфор монопольное право на производство в местных известняковых пещерах сыра с одноименным названием. Каждую головку сыра, изготовленного из овечьего молока, протыкают длинными иглами насквозь, чтобы в него могли попасть споры плесени. А стабильная высокая влажность и низкие температуры обеспечивают быстрый рост грибов.

Другой популярный продукт, получаемый с помощью плесени - французское вино «Шато д’Икем» (рис.6).

Рисунок 6. Французское вино «Шато д’Икем».

Для его изготовления виноград поражают «благородной гнилью» - грибком Бодритис Цинереа, из-за которого кожица ягоды утрачивает герметичность, сам плод сморщивается, но содержимое при этом становится более концентрированным. «Шато д’Икем», любимое вино русской аристократии XIX века, сегодня одно из самых дорогих вин мира.

Роль и значение плесени в жизни человека (в том числе полезные свойства плесени).

Велико значение грибов, в том числе плесневых, и в жизни человека. Известно более 100 видов съедобных грибов, но в пищу употребляют не более 40. В грибах содержится много питательных веществ. Из таких плесневых грибов, как пеницилл, аспергилл, получают лекарственные препараты – антибиотики, которые уничтожают клетки некоторых болезнетворных бактерий, не влияя на клетки хозяина. Общеизвестна роль хлебопекарных, винных, пивных дрожжей в приготовлении спиртных напитков, уксуса, кефира, хлебопечении. В пищевой промышленности используют определенные виды плесневых грибов для производства сортов твердых сыров с острым вкусом и специфическим запахом. Существуют виды грибов, паразитирующих в насекомых. Их применяют при биологическом методе борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Большие убытки хозяйству человека приносят грибы, повреждающие деревья (трутовики, плесневые грибы). Они разрушают деревянные части строений, мебели, древесину на складах, книги в хранилищах, произведения искусства, т. д.

Благородная плесень Botrytis cinerea, поражающая ягоды винограда прямо на лозе, необходима для изготовления некоторых сортов вин. Ряд видов грибка пеницилла - Penicillium roqueforti, P. camambertii и P. caseicolum - создают знаменитые сыры: рокфор, горгонцолу, стилтон, камамбер, бри, дор-блю и др. Грибки рода Mucor (в том числе белая плесень) и близких к нему родов входят в состав так называемых китайских дрожжей, широко употребляемых в дальневосточной кухне, в частности для производства тофу. Грибок Aspergillus oryzae используется в Японии для приготовления соевого соуса и саке, а его близкий родственник Aniger применяется для промышленного производства лимонной кислоты.

1.4. Вредные свойства плесени

Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно.

В VI веке до н.э. ассирийцы использовали древний вид биологического оружия – спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов.

В средние века той же самой плесенью, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену.

Одно из основных и самых опасных свойств плесени является ее вездесущность. Микроскопические грибки способны выживать в любых условиях. Они прекрасно чувствуют себя среди арктических льдов, на радиоактивном саркофаге 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, и даже в открытом космосе.

Так, в рамках эксперимента «Биориск», который был направлен на исследования влияния условий открытого космоса на живые организмы, три капсулы со спорами плесневых грибов Пенициллум, Аспергилус и Кладоспориум вывели в открытый космос и прикрепили к обшивке орбитальной станции. Результаты были просто ошеломляющие, споры плесневых грибов после полугодового пребывания в открытом космосе не только выжили, но еще и мутировали, став более агрессивными и устойчивыми.

И это еще не рекорд. Исследователи поместили плесень из рода Аспергилус Фумигатус в пробирку с мощным антигрибковым препаратом. Часть колонии выдержала удар. И это несмотря на то, что шанс выжить у плесени в данных условиях был ровно таким же, как у человека, помещенного в концентрированную серную кислоту.

Самое сильное канцерогенное вещество, которое выделяет плесень, — афлатоксин. В одной азиатской стране каждый год от действия этого канцерогена погибает 20000 человек. Это опасное для жизни вещество использовалось в производстве современного биологического оружия.

Другие плесневые грибы, существенно снижая урожай, могут оказывать неблагоприятное действие на здоровье сельскохозяйственных животных [2]. Грибы поражают запасы зерна, соломы и сена. Иногда продукты становятся непригодными к использованию из-за токсичности метаболитов грибов. При сильном развитии плесневых грибов в соломе возможно саморазогревание и даже воспламенение стогов.

1.5 Эффективные способы борьбы с плесенью и грибком

В борьбе с плесенью есть много различных, эффективных способов:

Систематическое проветривание помещений, это делает для плесени просто невыносимые условия. Зимой нужно на проветривание открывать только форточку, чтобы не допустить переохлаждение стен и возникновение конденсата;

Воздух в комнате должен быть прогретым и сухим;

Нельзя постоянно сушить одежду в закрытых комнатах квартиры;

Своевременная замена труб и сливов, которые имеют даже незначительные протечки воды;

В процессе строительства, при ремонтных работах отдавайте предпочтение штукатурке, в состав которой входит известь и цемент;

Обеспечение достаточной вентиляции в ванной;

Балкон можно застелить полиуретаном, что защитит от попадания влаги.

Практическая часть

Анкетирование учащихся, как один из эффективных инструментов получения информации (результаты).

В данной работе провели анкетирование среди учащихся 6 «Д» класса школы №154 с целью составления объективной оценки знаний плесени. Анкета состоит из 8 вопросов, образец анкеты представлен в Приложении А.

Результаты анкетирования.

Выборка составила 28 человек, опрос проводился в январе 2018 года. Результаты опроса показали, что учащиеся (это более 70%) не имеют представление о плесени. По их мнению, чаще всего плесень развивается на продуктах питания, особенно на хлебе (79%). Многие (более 80%) не задумывались над тем, причиняет ли плесень вред здоровью и какие последствия могут быть, после употребления продуктов питания с плесенью.

В связи с этим выбранная мной тема является актуальной. А результаты проведенного эксперимента будут интересным и познавательные как для меня, так и для учащихся школы №154.

2.2 Создания благоприятных условий для появления плесени на пище и условия для торможения процесса развития плесени.

Ученые считают, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура +200С и относительная влажность воздуха свыше 95%, я попытался это учесть при проведение эксперимента, создавая комфортные условия для образования плесени на хлебе.

Проверим это утверждение и подтвердим опытным путем.

Экспериментальная часть

3.1 Результаты выращивания плесени на хлебе в разных условиях

Опыт 1. Выращивание плесени в домашних условиях.

Для эксперимента подготовили 8 образцов хлеба из пшеничной муки [1]:

Образец №1 – сухой кусочек хлеба на тарелке в комнате (без пакета целлофанового); t0 = +250С

Образец №2 – смоченный кусочек хлеба на тарелке в комнате (без пакета целлофанового); t0 = +250С

Образец №3 – сухой кусочек хлеба в комнате + лимон (храним в пакете целлофановом); t0 = +250С

Образец №4 – смоченный кусочек хлеба (храним в пакете целлофановом); t0 = +250С

Образец №5 – храним сухой кусочек хлеба в холодильнике; t0 = - 20С

Образец №6 – храним мокрый кусочек хлеба в холодильнике; t0 = - 20С

Образец №7 – храним сухой кусочек хлеба в морозильнике; t0 = - 160С

Образец №8 – храним мокрый кусочек хлеба в морозильнике, t0 = - 160С.

Фотоотчет эксперимента представлен в Приложении Б.

Экспериментальные данные представлены в таблице 1.

Анализируя данные, представленные в таблице 1, видно что плесень появилась на хлебе довольно быстро, на 2-й день, где присутствовала влажность и тепло, т.е. где была питательная среда для образования развития грибка (образец №4). На 4-й день появились черные точки со спорами.

На образце №3 (хлеб+лимон) плесень появилась только на 4-й день. Можно сделать вывод, что лимон препятствует росту плесени.

Как видно из результатов таблицы 1 (образцы №№5,6,7 и 8) холод не дает появляться плесени. Кусочки хлеба (образцы №№1 и 2), оставленные на столе при комнатной температуре - засохли, а плесень и на 9-й день эксперимента так и не появилась.

Таблица 1 - Результаты исследования

образца

1-й

день

2-й

день

3-й

день

4-й

день

5-й

день

6-й

день

7-й день

8-й

день

9-й день

1

Зачерствел, плесени нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

ОПЫТ

ПРЕР

ВАН

2

Зачерствел, плесени нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

3

Изменений нет

Изменений нет

Изменений нет

Появилась плесень на хлебе

Плесень разрослась и появилась на лимоне

То же

То же

То же+

Появился неприятный запах

4

Изменений нет

Появилась плесень

Появилась плесень

Появилась плесень (появились синие

и черные пятна по всему куску хлеба

То же

То же

То же+

Появился неприятный запах

То же

5

Хлеб замерз, плесени нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений

нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений

нет

Изменений

нет

6

Хлеб замерз, плесени нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений

нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений

нет

Изменений

нет

7

Хлеб замерз, плесени нет

Изменений нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений нет

Изменен.

нет

Изменений

нет

Изменен.

нет

8

Хлеб замерз, плесени нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений

нет

Изменений нет

Изменений

нет

Изменений

нет

Изменений нет

Эксперимент был прерван на 9-й день, так как появился очень неприятный резкий запах и першение в горле. Это служит доказательством того, что плесень может быть опасна для здоровья человека.

Таким образом мы можем сделать вывод: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Значит, чтобы сохранить хлеб от плесени, необходимо хранить его в сухом, прохладном месте. Для длительного хранения хлеба, можно его засушить (сделать сухари).

Опыт 2. Наблюдение, изучение строения плесени.

На пятый день с начала эксперимента доставили образцы с плесенью в лабораторию школы №154 (рис.7).

Поместили в микроскоп на предметное стекло кусочек плесени (образец №3) с капелькой воды. Увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов увидели спорангии, в которых образуются споры.

Поместили в микроскоп на предметное стекло кусочек плесени (образец №3) в сухом виде.

Рассмотрели плесень, образовавшуюся на лимоне. При помощи цифрового микроскопа сделали фотографии плесени (рис.8).

Рисунок 7. Лабораторные работы в МАОУ «СОШ №154.

Образец плесени с капелькой воды под микроскопом.

Образец плесени без воды.

Образец плесени на лимоне.

Рисунок.8. Плесень под микроскопом (мукор).

Заключение

В результате проделанной работы мы узнали, что плесень – один из самых древних живых организмов на Земле. Она появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убить.

Большая часть плесени – микроскопична, и её просто так, не вооружённым глазом и не увидишь. Плесневые грибы очень быстро размножаются в условиях высокой влажности и тепла, выделяя при этом микотоксины – продукты своей жизнедеятельности, которые сами по себе чрезвычайно токсичны и вызывают раковые заболевания печени в организме у человека.

Плесень многолика. Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо - формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб.

Каждый второй житель России предпочитает употреблять качественную пищу. Очень хочется верить, что с каждым годом продукция, которую мы употребляем, будет становиться качественнее.

Направления дальнейших исследований

Поскольку правильное питание является одним из главных факторов, который определяет здоровье населения, обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности, интересно расширить знания в области безопасности пищи [2], в проверке ее по микробиологическим показателям на пестициды, радиологические показатели (загрязнение изотопами) и на микотоксины [6].

Предложения по возможному практическому применению результатов исследования

Результатами своей работы хочу поделиться с одноклассниками и рассказать им важные принципы здорового питания. Важная информация о полезных и вредных свойствах плесени будет представлена в виде цветного буклета. Кроме того, результаты научной работы могут использовать учителя, как в начальной школе, так и в среднем звене во внеурочной деятельности и в 5-9 классах на уроках биологии.

Список литературы

ГОСТ 27842-88 Хлеб из пшеничной муки. Технические условия.

Львовский национальный аграрный университет. Курс лекций. Основные положения и общие принципы безопасности пищевых продуктов. Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5283600/.

Марфенина, О.Е. Многоликая плесень // Наука и жизнь. – 2009. – №10. Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/16507/.

Плесень: опасный сосед. Режим доступа: http://medvuz.info/load/medicinskie_zhurnaly/zhurnal_zdorove_2_fevral_2011_pdf/35-1-0-987.

Позняковский В.М. Гигиенические основы питания. Качество и безопасность пищевых продуктов.  Учебник, 5-е изд., испр. и доп.  Новосибирск: изд-во Сиб. унив., 2007.

Российские инновационные технологии контроля безопасности пищевой продукции. Режим доступа: https://www.dtsbiotech.com/.

Сухова, Т.С. Введение в биологию и экологию. – Учебник. – М., Вентана-Граф, 2001. – 240 с.

Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.  М., 2000.

Приложение А

Анкета

Уважаемые участники анкетирования,

просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.

Ваши ответы помогут нам составить объективную оценку знаний

Пол респондента

женский 

мужской 

Возраст респондента

10-19 лет 

20-29 лет 

30-39 лет 

40 - 

Что такое плесень?

Растение 

животное 

гриб 

не знаю 

свой вариант 

На каком продукте вы чаще всего встречаете плесень?

хлеб 

творог 

варенье 

чай 

свой вариант 

Где вы встречаете плесень?

в продуктах питания 

в подъезде 

на даче, в доме 

я ее не встречал 

свой вариант 

Как вы поступаете, если обнаруживаете плесень на продукте питания?

выброшу весь продукт 

срежу заплесневелую часть, а остальное съем 

я не употребляю пищу с плесенью, за этим следит мама 

Как вы считаете, причиняет ли плесень вред для здоровья человека?

Да 

Нет 

не знаю 

8. Как уберечь продукты питания от плесени?

мыть 

хранить продукт в пакете, герметичном контейнере 

не знаю 

Благодарим за участие !!!

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

1 день (22.01.2018г)

Образцы №1 и №2 Образец №3

Образец №4 Образцы №5 и №6

Образцы №7 и №8

2 день (23.01.2018г)

Образцы №1 и №2 (плесени нет) Образец № 3 (плесени нет)

Образец № 4 (появилась плесень) Образцы № 5 и № 6 (плесени нет)

Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

3 день (24.01.2018)

Образцы №1 и №2 (плесени нет) Образец № 3 (слегка появилась

плесень только на хлебе)

Образец № 4 (плесень разрастается по всему хлебу)

Образцы № 5 и № 6 (плесени нет) Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

4 день (25.01.2018)

Образцы №1 и №2 (плесени нет)

Образец № 3 (плесень распространяется на хлебе и на лимоне)

Образец № 4 (плесень разрастается по всему хлебу)

Образцы № 5 и № 6 (плесени нет) Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

5 день (26.01.2018)

Образцы №1 и №2 (плесени нет)

Образец № 3 (плесень распространяется на хлебе и на лимоне)

Образец № 4 (плесень разрастается по всему хлебу)

Образцы № 5 и № 6 (плесени нет) Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

6 день (27.01.2018)

Образцы №1 и №2 (плесени нет)

Образец № 3 (плесень распространяется на хлебе и на лимоне)

Образец № 4 (плесень разрастается по всему хлебу)

Образцы № 5 и № 6 (плесени нет) Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

7 день (28.01.2018)

Образцы №1 и №2 (плесени нет)

Образец № 3 (плесень распространяется на хлебе и на лимоне)

Образец № 4 (плесень разрастается по всему хлебу)

Образцы № 5 и № 6 (плесени нет) Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

8 день (29.01.2018)

Образцы №1 и №2 (плесени нет)

Образцы №3 и №4 (плесень распространяется на хлебе и на лимоне, в пакете, появился неприятный запах)

Образцы № 5 и № 6 (плесени нет) Образцы № 7 и № 8 (плесени нет)

Просмотров работы: 773