Детский фольклор и современность

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детский фольклор и современность

Демидов А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №2 МОУ НОШ №2
Пестерева  Т.И. 1
1МОУ НОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Каждый учебный год мы начинаем изучение литературы с интереснейших тем по устному народному творчеству: знакомимся с самим понятием фольклора, его жанрами и их возникновением. Однажды, сочиняя сказки после изучения этого фольклорного жанра, мы задумались над вопросом: если мы создаём «фольклор», то, значит, он до сих пор живёт и развивается по своим законам. Наверное, нам, живущим в двадцать первом веке, необходимо бережно относиться к запасам устного народного творчества и преумножать их. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Заметках о русском»i отмечал, что «подлинно новая культурная ценность возникает в старой среде. Сохранить культурное прошлое – значит сохранить гармонию нового и старого… Для жизни человека важна среда, созданная культурой предков и им самим.»

Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Актуальность.

В наши дни остро стоит проблема сохранения культуры народа, его уникальности, духовных богатств. Не хотелось бы, чтобы Россия утратила свою неповторимость и самобытность, потому что по телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут потерять исконно русские корни. Особенно внушаемыми являются дети. Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. В этом, на мой взгляд, поможет изучение устного народного творчества.

И мне стало интересно: на самом ли деле так необходимо наблюдать за фольклором и знают ли малые жанры творчества наших предков родители и дети.

Я провёл опрос среди своих одноклассников, спросив у них «Что такое фольклор?», попросил привести примеры.

Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на вопрос, да и с примерами были проблемы. И я решил провести своё исследование.

Цели проекта: выявить взаимосвязь современной детской литературы и детского фольклора.

Гипотеза:

если опираться на исконно русские традиции, не забывать, что в фольклоре заключена народная мудрость, то новое поколение вырастет образованным, стремящимся к постижению общекультурных ценностей.

Задачи проекта:

 

Выяснить, что такое детский фольклор.

 

Провести исследование и выяснить, что знают о фольклоре и его малых жанрах дети и родители.

 

Показать взаимосвязь малых жанров фольклора в современной литературе.

 

Развивать интерес к детскому фольклору.

Методы исследования:

 

сбор информацию по теме;

 

анкетирование учеников и их родителей с целью узнать, что они знают о фольклоре и его малых жанрах;

 

анализ результатов опроса.

 

Исследовательская часть.

2.1. Результаты опроса (см. Приложение 1)

Своё исследование мы начали с анкетирования сверстников и их родителей, что они знают о фольклоре и его малых жанрах.

30 ровесникам и 25 взрослым задавались следующие вопросы:

 

Что такое фольклор?

 

Какие жанры фольклора Вы знаете?

 

Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки.

 

Какие малые жанры фольклора Вам известны?

 

Приведите любой пример колыбельной или считалки.

 

Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама?

 

Как Вы думаете, нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?

Самой популярной колыбельной оказалась “Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…”. Самый популярный жанр фольклора – сказка. Большую трудность вызвал вопрос о малых жанрах фольклора. Не могли ответить на этот вопрос 22 человека. Только 16 смогли привести пример колыбельной и считалки. 17 не знают, какую колыбельную пела им мама. Одноклассники все же считают, что фольклор, в том числе детский, нужен в современной жизни, потому что эти произведения учат добру, это русская традиция. Взрослые справились с ответами на вопросы анкеты лучше. Мы выяснили, что чаще всего взрослые читают фольклорные произведения детям и внукам, самыми популярными оказались сказки: «Колобок» и «Теремок», а самыми известными малыми жанрами фольклора – считалки и загадки. К сожалению, не все взрослые помнят мамину колыбельную, но они с удовольствием вспоминают те песни, которые пели своим детям. «Колыбельные, потешки, пестушки пришли к нам с молоком матери, они возвращают нас в детство, поэтому мы их стараемся помнить», – так отвечали взрослые, доказывая, что фольклор необходимо передавать из поколения в поколение.

    1.  

Основная часть.

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. Подвижные игры развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей. Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Фольклор в детском возрасте – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития малыша.

Жанры детского фольклора.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка.Колыбельная песня – один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Слова в них ласковые, певучие, тут нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисанька, коток,

Киса – серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.[5]

Подрастет ребенок, а его уже ждут приговорки и песенки-пестушки.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка, высуни рога,

Дам тебе к чаю кусок пирога.[5]

Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют:

Три-та-тушки, три-та-та,

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича,

За Иван Петровича.[5]

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, Ребёнок получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную.

Потом начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.[5]

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова.[5]

Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки. Вместо того, чтобы просто договориться, кто за кем следует, ребятишки предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес.

Петушок, петушок!

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем.

Ну-ка, Миша, выйди вон![5]

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе.

“Шла коза по лесу …”

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.[6]

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны.

Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко,

Там твои детки

Кушают конфетки![5]

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.[5]

Русский народ отличается чувством юмора. И необычайное умение видеть действительность в комическом свете воплотилось в небылицах. Это – прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

Ехала деревняМимо мужика,Вдруг из под собакиЛают ворота.[5]

3.2. Детский фольклор в современной литературе.

Но и сейчас детский фольклор популярен. Например, детские страшилки – жанр современного фольклора. Это короткие рассказы, цель которых – испугать слушателя.

Страшилки появились в 70-х годах XX века. Эти жуткие мистические истории являются возрождением традиционных бывальщин и быличек в условиях современной городской жизни и осмысления детьми актуальных проблем реальной жизни. Они рассказывались в пионерских лагерях детьми перед сном или в темное время суток в отсутствии взрослых. Ритуал рассказывания мог включать «замогильный» голос, тягучее произношение, страшное лицо в кульминационный момент.

В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», Эдуард Успенский попросил школьников присылать известные им страшные истории. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу новой повести «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)». Писателю удалось умело спародировать поэтику фольклорной страшилки, соединить драматические темы с авторской иронией, мастерски преподнести читателям разного возраста собранную им коллекцию страшных историй. Сюжет повествует о приключениях молодого смелого и сообразительного милиционера-практиканта Виктора Рахманина, которому на время летней практики поручается расследование загадочных убийств. В списке «подозреваемых» — неизученные наукой или правоохранительными органами мистические силы, например, светящаяся красная рука, вылезающая из стены, женщина с красным лицом, замечаемая перед убийством или пожаром.

«Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» называется исследователями своеобразной игрой в сказку, построенной на характерном для разных произведений Э.Успенского переосмыслении сюжетов, мотивов и образов традиционного и городского фольклора.[4]

Но не только жанр страшилок привлекает современных детских писателей. Им также интересны загадки, скороговорки, считалки, прибаутки.

Например, наша землячка Нина Пикулева пишет для самых маленьких, словно её строки существовали всегда, как народные песенки и побасёнки, и поэтому сразу запоминаются.

Вот её «Прибаутка к обеду»

Утка – утёнка,

Кошка – котёнка,

Мышка – мышонка

Зовут на обед.

Есть ещё считалки.

«Считалка-малышка»

Белок, желток –

Яичко,

А вылупилась

Птичка!

Скороговорки:

У Егорки-горки-горки

Хороши скороговорки!

Хочешь – раз, и два, и три

За Егоркой повтори!

Н.В.Пикулева не обошла вниманием и загадки. Вот одна из них.

Удивила ты меня:

Суп сварила без огня! (плита)[2]

Излюбленный жанр загадок и у Самуила Яковлевича Маршака.

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез. (календарь)[1]

Любят малыши и загадки К.И.Чуковского. Вот одна из детства:

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (коньки и лёд) [3]

Заключение.

Опрос ровесников об устном народном творчестве дал плачевные результаты. Но жители нашей Родины должны знать свой фольклор. Нам самим работа по изучению детского фольклора показалась интересной и познавательной: мы много узнали о его малых жанрах.

В нашу работу включились и родители. Им тоже было увлекательно отвечать на вопросы, вспоминать детство, узнавать новое. Надо сказать, что совместная работа сблизила взрослых и детей. Кроме того мы решили не останавливаться на достигнутом и создать брошюру «Детский фольклор», куда вошли отобранные нами по просьбе ребят и родителей колыбельные, потешки, пестушки, скороговорки, загадки, считалки, игры. Брошюра называется «Поиграй-ка», имеет подзаголовок «В помощь молодой маме».

Вместе с тем и современные писатели сохраняют малые жанры устного народного творчества в своих произведениях, что привлекает детско-юношескую аудиторию.

Проведенная сейчас работа поможет нам и в будущем, когда мы сами станем родителями. Мы обращаемся ко всем взрослым: не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, помните, что в фольклоре заключена народная мудрость. То, каким вырастет новое поколение, зависит только от вас. Находите время играть и общаться с вашим ребенком. А вы, ребята, познавайте всю мудрость великого народа, слушая взрослых, читая произведения наших предков, играя в их игры.

5. Список используемой литературы.

 

С.Я.Маршак. Сказки, песни, загадки/ Переизд. – М.: Дет.лит., 1987

 

Н.В.Пикулева. Поиграй-городок. Издание второе, дополненное. ОГУП ЧПО «Книга», 2006

 

К.И.Чуковский. Чудо-дерево. Стихи и загадки. ООО «Издательство Астрель», 2000

 

http://allbooks.in.ua/read.php?id=208

 

http://fb.ru/article/155698/detskiy-folklor-stihi-schitalki-draznilki-oralki-zagadki

 

http://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/12_5/

 

http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21-06-47-43/7822-2013-05-17-16-12-10

 

http://bookz.ru/authors/dmitrii-liha4ev/zametki-_302/1-zametki-_302.html

i http://bookz.ru/authors/dmitrii-liha4ev/zametki-_302/1-zametki-_302.html

Приложение 1

Что такое фольклор?

Какие жанры фольклора Вы знаете?

Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки.

Какие малые жанры фольклора Вам известны?

Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама?

Как Вы думаете, нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?

14

Просмотров работы: 3914