Тайна сказки "Снежная королева"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна сказки "Снежная королева"

Безрукова Е.С. 1
1город Димитровград, МАОУ СШ №19 им. И.П.Мытарева
Назарова Е.А. 1
1г.Димитровград, МАОУ СШ №19 им. И.П.Мытарева
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ганс Кристиан Андерсен по-настоящему верил в чудо, в то, что оно случается нетолько в сказке, но и в жизни. Его произведенияговорят нам о забытых духовных ценностях, помогают лучше понять себя, задуматься о доброте, милосердии, сострадании, любви, вере. В современных условиях развития общества это является важным (актуальным), так как писатель порицает, осуждает пороки людей, как нарушение Божьего и человеческого закона. Так почему же эта сказка не только для детей, но и для взрослых? Я попыталась разобраться в этом, приложила усилия, чтобы раскрыть вечные вопросы «Снежной королевы».

Цель:

Формирование понимания, почему сказка «Снежная королева» не только для детей, но и для взрослых; поиск ответ на вопрос: «В чём загадка бессмертия сказки Андерсена «Снежная Королева»?

Задачи:

  1. Провести опрос среди учащихся для определения актуальности проблемы проекта;
  2. изучить биографию Г.К.Андерсена;
  3. прочитать сказку «Снежная королева»;
  4. провести работу с дополнительными источниками;
  5. прослушать лекцию доктора филологических наук А.Коровина, который занимался изучением тайны сказки «Снежная королева»;
  6. систематизировать полученные сведения;
  7. оформить презентацию.

Социалогический опрос: Основная часть

2 апреля 1805 года в городе Оденсе в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Любовь отца к литературе оставила свой отпечаток на жизни Ганса. Именно отец научил будущего прозаика и сказочника чтению и письму. Ганс не знал беспечного детства, ведь его отец трудился бедным башмачником, мать тоже получала гроши за свою работу прачкой. Именно поэтому за мальчиком наблюдалось повышенная эмоциональность и восприимчивость. Отец мальчика прожил недолго, и мальчику пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. Он посвящает время написанию текстов, сценариев и пьес. На вырученные деньги от продажи сборника своих стихов поэт отправляется в путешествие. Уехав в Европейские страны, он получил возможность знакомства со многими поэтами, писателями и музыкантами. Многие известные музыкальные произведения написаны именно для его стихов.

Путь Андерсена начинается в 1835 году, когда в свет выходят сказки, которые знакомы сегодня каждому. Андерсен – первый датский писатель, произведения которого вошли в мировую литературу. Не случайно автор называет свои произведения «сказки и истории». Многие из них - действительно житейские истории, изображенные фантазией Андерсена и содержащие философский взгляд на человеческое общество и природу человека, заставляющие задуматься над коренными вопросами бытия.

В советское время почти все сказки знаменитого датского писателя подверглись жесткой цензуре из-за наличия в них "антисоветской" темы – веры в Бога, которая присутствует практически в каждой сказке Андерсена. Некоторые из них имеют откровенно богословский характер и именно поэтому были вообще неизвестны читателям в советские времена ("Райский сад","Ангел","Сон","Кое-что","Колокол"). Эти сказки были написаны для того, чтобы научить детей и взрослых добру и приблизить их к Богу. Именно это «Божественное начало» тщательно купировали советские книжные редакторы, отчего смысл сказки кардинально менялся.

Одним из примеров такой сказки является сказка «Снежная королева». «Снежная королева» Андерсена - произведение гениальное, простое, сложное, самое детское и самое взрослое на свете. Она интересна младенцу и философу.

Вся эта «сказочная» история имеет серьезный религиозный переплёт. Так, например, «Снежная королева» состоит из семи рассказов. В первом рассказе «речь идет о зеркале и его осколках». «Жил-был злющий - презлющий тролль», который смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Начало сказки абсолютно сказочное и привычное для детского восприятия: наличие волшебного предмета – зеркала, деление героев на добрых и злых. Волшебное зеркало троллей разбилось, и некоторым людям осколки попали прямо в сердце, превратив его в кусок льда. Зеркало тролля разбивается неслучайно. Его ученики захотели посмеяться «над ангелами и самим творцом» - Богом. «Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас … и вдруг зеркало вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги». В роли положительных героев сказки выступают Ангелы и Бог. Величие этих образов расширяет границы сказочного повествования, выводит читателя на другой уровень восприятия и понимания текста. Соответственно, образ тролля также выступает за рамки фольклорного скандинавского злого чудовища, под троллем подразумевается Дьявол, а под его учениками – черти.

Таким образом, сказка «Снежная королева» начинается с библейских образов, Бога и Сатаны, а также с библейского мотива – вечной борьбы между добром и злом. Тем самым волшебная сказка Г.Х.Андерсена перерастает в сказку с философским смыслом, которая поднимает вечные проблемы Бытия.

Двигаясь по тексту далее, с библейским мотивом мы встречаемся уже во втором рассказе. Кай и Герда любили ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Однажды «девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах». «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, - им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос». Очень символичен цветок розы. Роза в христианском искусстве «первоначально прославлялась как райский цветок, символ чистоты и святости». Позже она становится символом Богородицы, которую представляли сидящей в раю среди розовых кустов. Красная роза стала символом крови Христовой.

Кай и Герда любили друг друга, как брат и сестра. Они были добры, веселы, счастливы, пока не появилась Снежная королева и не увезла мальчика в холодное царство. Здесь напрашивается аналогия – мансарда с розами – божье царство, рай, где счастье наполняет человеческие сердца, а ледяные владения Снежной Королевы – ад, где нет ни любви, ни сострадания. Снежная королева похищает Кая. «Сани объехали кругом площади два раза; Кай живо привязал к ним свои санки и покатил…. Вот они выехали за городские ворота. … Кай громко закричал – никто не услышал его! … Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения».

Герда верит, что мальчик жив, и отправляется в опасное путешествие на поиски Кая.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак).

Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы и добраться до Лапландии …

«Бедная девочка осталась одна-одинешенька на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц». Босая Герда без рукавиц на трескучем морозе напоминает нам о страданиях Христа, несущего свой крест на Голгофу во имя спасения человечества. Христианский мотив самопожертвования лег в основу спасения Кая. Через путь страдания и самопожертвования происходит очищение и спасение души человеческой. Герда жертвует собой во спасение ее друга Кая. Приближаясь к чертогам Снежной королевы, Герда увидела передовые отряды королевского войска. И тогда Герда обращается за помощью к Богу, она начинает читать молитву «Отче наш». Из тумана стали выделяться «маленькие, светлые ангелочки, которые ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках». «Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». В седьмом рассказе Герда вновь прибегает к молитве. «Входя в огромные ворота, … она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Слезы Герды растопили сердце Кая, он взглянул на нее, и она запела: «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа!»

Когда Кай и Герда возвращаются домой уже повзрослевшими, они видят бабушку, которая громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Сказка «Снежная королева» заканчивается победой добра над злом, но после прочтения перед нами уже не просто сказка, а рассказ с более глубоким смыслом. Андерсен хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Заключение:

Прослушав лекцию доктора филологических наук Андрея Коровина, изучив дополнительную информацию, проведя анализ произведения, могу сказать, что достигла цели проекта и нашла ответы на поставленные вопросы.

Если читать в оригинале, то видно, что христианские мотивы пронизывают творчество Андерсена. Говорится о Боге, о молитве, о помысле Божьем.

Да, это сказка, но важных вещах, очень важных... Андерсен создал образ девочки, которая, преодолевая все препятствия, спешит на помощь мальчику, попавшему в беду. В чем сила бессмертия этой истории? Может быть, в том, что Андерсен обращался к вечным истинам, в уста героини вложил слова молитвы.

Закончить выступление хочу мыслью о том, что «Снежная королева» - это не просто сказка, где добро побеждает зло, это рассказ с более глубоким смыслом, который поднимает вопросы общечеловеческого Бытия. Текст пронизан библейскими мотивами, образами и символами, которые учат нас быть кроткими, искренними, жить не во благо себе, а во благо близких, быть чистыми в своих помыслах и, главное, жить с верой в сердце…

Видоефрагмент:

Цените жизнь … берегите близких, каждый день делайте что-то хорошее для этого мира … и дарите чуточку тепла окружающим вас людям. Поймите, что каждый день уникален и неповторим…и именно от вас зависит, каким будет завтра. Взрастив сегодня росток добра в своей душе, вы вскоре получите плоды гармонии и счастья. Для того, чтобы получить любовь и тепло, постарайтесь сначала найти его в себе и поделиться им с окружающим вас миром. Верь, и все пройдет. Даже если очень плохо… это когда-нибудь кончится. Ничто на свете не является вечным. Главное - верить.

Список литературы:

1)http://www.hintfox.com/article/analiz-skazki-g-h-andersena-snezhnaja-koroleva.html

2)https://yandex.ru/search/?text=анализа%20произведения%20полная%20версия%20снежная%20королева&lr=11155&clid=9403

3)https://yandex.ru/video/search?text=hfljcnm%20vjz%20fylhcy%20cyt%3Byfz%20rjhjktdf&reqid=1507290033114876-359488613227605957794215-man1-3783-V

4)http://gorod.tomsk.ru/index-1250095402.php

5)http://www.proza.ru/2008/09/30/158

6)http://wejournal.com.ua/duxovnost-i-tajny/duxovnyj-smysl-skazki-snezhnaya-koroleva/

7)http://www.proza.ru/2008/09/30/158

8)http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=12&t=69472

9)https://studwood.ru/1340836/literatura/uroki_skazke_hansa_kristiana_andersena_snezhnaya_koroleva

10)http://yun.moluch.ru/archive/2/126/

Приложение 1: презентация

Приложение 2: видеофрагмент

Приложение 3: буклет

Просмотров работы: 2707