Отличительные черты характеров главных героев русских и тувинских народных сказок

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отличительные черты характеров главных героев русских и тувинских народных сказок

Саттарова  А.Ш. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иртышская средняя общеобразовательная школа»
Брехова  Л.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иртышская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Велика наша страна. Населяют ее народы свыше 100 национальностей. У каждого из них – своя история, культура, национальные традиции. Экономическое и культурное развитие этих народов был неодинаков. У русского, украинского, грузинского, армянского, азербайджанского, узбекского и других народов сложилась многовековая художественная культура. Но у большинства народов, особенно населявших окраины России, - киргизов, бурятов, тувинов, народов Севера – не было даже письменности. Но духовная жизнь этих народов развивалась, она находила яркое выражение в произведениях устного народного творчества.

Основой национальной культуры каждого народа является его фольклор – произведения, созданные народом на протяжении его многовековой истории. Среди них важнейшее место занимают сказки – художественные творения, в которых отразилась история народа, особенности его быта, мировоззрения. Мудрость сказок передавалась от поколения к поколению.

Мне с детства мама читала сказки, а позже я и сама стала увлекаться этим народным творчеством. Погружаясь в мир волшебных сказок – о Жар – птице или Василисе Прекрасной, о летучем корабле или волшебном саде, или золотых яблоках – где зло побеждает добро, честность, справедливость. Этот мир населен простыми людьми, людьми труда – с их реальными заботами и радостями. И я решила изучить: чем отличаются черты характера главных героев разных стран, а точнее русских и тувинских народных сказок.

Актуальность: изучая сказки на уроках литературного чтения я увлеклась этим народным творчеством и много книг прочитала из школьной библиотеки. Я выяснила у своих одноклассников, что они мало знают о тувинских сказках и я решила сравнить характеры главных героев тувинских и русских народных сказок.

Объект исследования: Тувинские народные сказки и русские народные сказки.

Предмет исследования: герои народных сказок.

Цель: сравнить черты характера главных героев тувинских и русских народных сказок.

Задачи:

Сравнить каждый жанр сказок;

Описать характеры главных героев;

Сравнить образы Иванушки-дурачка и Оскус-оола;

Определить набор личных качеств, как сказочных героев;

Составить обобщённую характеристику героев.

Гипотеза: Если мы сравним черты характера главных героев народных сказок, то выясним их различие и сходство.

Методы исследования:

Анкетирование;

Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.

Практическая значимость: использовать мой материал на внеурочных мероприятиях и на уроках литературного чтения в 3 классе.

ГЛАВА I МИР СКАЗОК

Сказка – удивительное творение народа, она возвышает человека, развлекает его, дает веру в свои силы и в чудеса. С этим жанром литературы, пожалуй, самым популярным и любимым, мы знакомимся еще в детстве, поэтому в сознании многих людей сказки ассоциируются с чем-то простым, даже примитивным, понятным и маленькому ребенку. Однако это глубокое заблуждение. Народные сказки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это многогранный, глубокий пласт народного творчества, который несет в себе мудрость поколений, заключительную и лаконичную и необычайно образную форму.

Сказка – особый жанр фольклора, в ней есть не только занимательный сюжет и волшебные герои, но и удивительная поэзия языка, открывающая читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений; она утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Неоднородность сказок, обширный диапазон тем и сюжетов, многообразие мотивов, персонажей и способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. Однако есть общая черта, присущая всем сказкам, - сочетание вымысла и правды.

На сегодняшний день общепринята классификация сказок, в которой выделяются несколько групп: волшебные сказки, сказки о животных, социально – бытовые и докучные сказки.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.

Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни».

Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, ровно, как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.

Основную часть сказочного фольклора составляют волшебные сказки – своеобразный вид приключенческой устной литературы. В этих сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками, с одухотворением предметов и явлений окружающего мира. Эти черты свойственны сказкам всех народов мира. Их герои совершают удивительные подвиги, убивают чудовищ, достают живую и мертвую воду, освобождают из плена и спасают от смерти невинных; они наделены чудодейственными качествами: обращаются в зверей, гуляют по дну морскому, летают по воздуху. Из всех опасностей и испытаний они выходят победителями и всегда достигают того, что задумали. Фантастические, ни на кого не похожие герои волшебных сказок хорошо известны всем с детства: Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч…….А кто из нас иногда не мечтает иметь ковер - самолет, скатерть – самобранку или волшебное кольцо, исполняющее все желания!

В волшебной сказке образ положительного героя является центральным, весь интерес повествования сосредоточен на его судьбе. Он воплощает народный идеал красоты, нравственной судьбы, доброты, народные представления о справедливости. Героя поджидают многочисленные опасности, чудеса, неожиданные испытания, не редко ему угрожает смерть. Но все заканчивается благополучно – это главный принцип волшебной сказки, в которой отразились народные представления о добре и зле, а герои стали воплощением борцов за вековые народные идеалы.

ГЛАВА II Анализ тувинских и русских народных сказок

2.1. Волшебные сказки.

Прочитав 26 тувинских сказок, я выяснила, что 12 сказок относится к волшебным сказкам, 7 сказок относятся к бытовым и 7 сказок о животных. Анализируя таким же образом русские народные сказки, я так же разделила на три группы. Из 51 сказок: 32 сказки - волшебные, 7 бытовые сказки, 16 сказок о животных. От сюда мы можем сделать вывод, что большую группу устного фольклора в русских народных сказках и тувинских народных сказках составляют волшебные сказки.

Однако, у каждого из народов прослеживается близость к этнической традиции, влияние эпоса сказывается в обилии развернутых бытовых описаний местности или жилья. Это ярко можно последить в начале сказок.

Таблица №1

Тувинские народные сказки

Русские народные сказки

Это было давным – давно, когда от жары еще реки пересыхали, а клювы птиц плавились. На северном склоне жил старик со старухой. Кроме жалкого чума да семи коз, у них ничего не было. («Бедный и богатый»)

Поздним вечером бродячий лама-бадарчы шел по степи. («Каша в кувшине»)

Давным – давно жил в долине реки Тапсы богатый хан. («Утес, не видящий солнца»)

Было это тогда, когда озеро Суть – Холь еще было маленькой лужей, а хребет Сюмбер – Ула – маленькой сопкой. Жил – был ….(«Тон Аралчын»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала. («Золотой конь»)

В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили – были старик со старухой. («Матюша Пепельной»)

Жил – был царь Берендей, у него было три сына…(«Иван – Царевич и серый волк»)

В старые времена были крепостные у барина. … («Как барин собакой брехал»)

Не помню, когда, в какие годы – то ли при царе Степане, а может быть, и ранее, - жил – был князь со своею княгиней. («Капризная невеста»)

Сходство в русских и тувинских народных сказках имеется объяснение: откуда герой получил свою необыкновенную силу — рассказывается о необыкновенном рождении героя.

Таблица №2

Тувинские народные сказки

Русские народные сказки

Сын медведя и женщины, или родился от съеденного магического растения (сказка "Шестидесятилетний старик Алаадай и семидесятилетняя старуха Челээдей").

Дед высидел братьев из яиц. (сказка «Золотой конь»)

В тувинских сказках испытания проходят двое, трое, даже семеро братьев, сестер, охотников и т. п. В одних текстах сначала повествуется о старших братьях или сестрах, которые испытании не выдерживают и даже погибают, а затем – о младшем брате или сестре, которые поступают правильно и выдерживают испытания; в других — сначала изображается успех младшего героя, а затем – неудачное подражание старших. В русских народных сказках старшие братья ленивы, и испытания проходит младший брат в семье……

Мы сравнили главных героев и их отношение с братьями в тувинских и русских народных сказках.

Таблица №3

Тувинские народные сказки

Русские народные сказки

Сходство в главных героях сказок

Это необыкновенные силачи и неуязвимые богатыри и охотники, а также невинно гонимые — богатыри-малолетки.

Это либо крестьянский сын или царский сын, либо младший в семье.

Это обычный человек, одерживающий верх благодаря поддержке родичей, обладанию необыкновенными способностями, предметами или волшебными помощниками.

Различные признаки главных героев

Братья помогают друг, другу в беде. «Женился шестой сын старика Адыгана на дочери хана. Добро и скот разделили между братьями. Давно умер старый Адыган, а род его живет дружно. Внуки правнуки старика Адыгана всегда помогают друг другу в беде. («Старик Адыган»)

Стали они мирно жить да добра наживать, а по миру пошла сказка гулять – о силе братства. («Артаа – Седи и Авыгаа – Седи»)

«…Стали они лошадей делить. Старик взял кобылицу. Старшие братья на выбор лошадей облюбовали, а Ивану достался самый захудалый жеребенок.» («Золотой конь»)

На другой день синеглазка и Иван – царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир – честным пирком да за свадебку. Федору – царевичу и Василию – царевичу мало было чести, прогнали их со двора – ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде ….(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

Как во всех волшебных сказках в тувинских и русских народных сказках присутствуют волшебные помощники. Они очень сходны между собой.

Таблица №4

Тувинские народные сказки

Русские народные сказки

Индики – скороходы

Гребня

Волшебное зеркало

Волшебное кольцо

Сапоги – скороходы

Гребешок

Волшебное зеркало

Волшебное кольцо

Волшебные помощники животные

Волшебный конь

Лиса

Золотая птица

Волшебный конь

Волк

Ястреб

Щука

Один из лучших вариантов таких сказок – «Золотая птичка» (тувинская народная сказка), «По щучьему веленью» (русская народная сказка). Сказки начинаются одинаково главных героев уговаривают волшебные помощники «золотая птичка», «щука» человечьи м голосом уговаривают не губить их и отпустить к деткам. Однако в русской народной сказке Емеля пользуется щучьим заговором в неограниченном количестве раз, а мораль тувинской народной сказки сводится к бережному отношению к богатству, полученному от «золотой птички».

Поэтому, я думаю, финал сказок различен. Смотри таблицу 5.

Таблица №5

Тувинская народная сказка

«Золотая птичка»

Русская народная сказка

«По щучьему веленью»

Вернулся старик в юрту и рассказал жене, как было дело. Долго ругала старуха жадного старика.

Наступило утро. Проснулся старик, глядь, - а у них прежняя дырявая черная юрта.

Царь сильно испугался, стал прощения просить:

- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье – царевне и стал править царством.

Не смотря на схожесть волшебных сказок, мы можем проследить различие тувинских сказок от русских народных сказок. Это связано с этническим отличием народа. Отношения к природе, родному краю, а также принадлежность преимущественно к рыболовному и охотничьему промыслу.

2.2. Бытовые сказки

Прочитав бытовые сказки, я нашла, что тувинские бытовые сказки в народе называют кара тоолдар (букв.: простые сказки). Примеры бытовых сказок: «Старик Боралдай», «Хитрый и богатый», «Маляр и резчик». Это краткие рассказы о жизни обычных людей землепашца, пастуха, батрака, противостоящих хану, баю, ламе и т. д. Их действие происходит в реальном мире – на земле – и развертывается на фоне реального социального быта.

Как и в тувинских народных сказках в русских народных сказках герои бытовых сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Тувинские и русские бытовые сказки схожи своей сатирической направленностью. Обычно эти общечеловеческие пороки получают социальную окраску — проявляются в конфликте хозяина и работника, т. е. хана или бая и бедных охотников, пастухов, старика и старухи и т. д.

Я провела сравнительный анализ двух похожих сказок. Смотри таблицу 6.

Таблица №6

Тувинская народная сказка

«Мудрая девушка»

Русская народная сказка

«Дочь - семилетка»

Главная героиня

Девушка

Девочка

Начало сказки: противостояние бедного и богатого.

Бедный попросил молока.

У бедного кобыла родила жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

- Вставай, брат! У меня телега ночью родила.

Брат встает и говорит:

- Как можно, чтобы телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый говорит:

- Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был.

Поспорили они и пошли судиться: именитый дарит судей деньгами, бедный словами оправдывается.

Дошло до самого царя.

Четыре загадки бедному:

 

Посреди озера Когелдей стоит большое дерево – на одной стороне пятнадцать веток зеленых, а на другой стороне пятнадцать веток сухих.

 

Сколько лет исполнилось черному медведю с белой головой.

 

Сделать из золы веревку.

 

Шесть быков, а к утру необходимо приготовить простоквашу из их молока.

Четыре загадки бедному и богатому:

 

Что всего в свете сильней и быстрей?

 

Что всего мягче?

 

Что всего в свете жирнее?

 

Что всего милее?

Загадки девушке:

 

Сколько волос на голове?

(Столько сколько оставил следов ваш конь от ханского аала до нашей юрты?)

 

Разве может мужчина рожать?

(- А разве может бык доиться?)

Загадки девочке:

 

Пусть из ниточки соткет полотенце узорчатое.

(отломила прутик и попросила царя найти мастера, который бы сделал из этого прутика кросны).

 

Царь дает полтораста яиц. Чтоб к утру вывела полтораста цеплят.

(- Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другог пшена наши цыплята и клевать не станут.)

Просьба приехать во дворец

 

Приехать к нему в гости на таком коне, чтобы у него было две пары глаз, два хвоста, восемь ног.

(Оседлала кобылицу. Кобылица жеребая. У нее с жеребенком – две пары глаз, два хвоста, восемь ног.)

 

Пусть на утро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

(На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду. Одела на себя сетку. В руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец.)

Конец сказки

 

Стала Чечен – кыс править ханством вместо Ай – хана, и народ дал ей имя Алдын – Мерген дангына – царевна Золотая Мудрость.

 

А ты умен! Когда видно, чтоб телега жеребенка принесла? Не телега – кобыла родит.

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что бытовые тувинские народные сказки и русские народные сказки похожи. В них осмеиваются И ОСУЖДАЮТСЯ такие человеческие пороки, как ложь, жадность, лень.

2.3. Сказки о животных

Относительно стабилен у тувинцев жанр сказки о животных, что обусловлено, видимо, охотничьим и скотоводческим способами хозяйствования древнего кочевого народа. В тувинских сказках о животных широко отражаются повадки зверей, особенности их ходьбы и бега, оттенки мастей скота.

Познакомившись с 16 русскими народными сказками и 7 тувинскими народными сказками о животных, можно отметить, что наиболее частыми персонажами в русских и тувинских народных сказках являются: заяц, волк, лиса (сказки "Лис", "Лиса-обманщица", "Лиса и медведь", "Лиса и сорока").

Кстати, тувинцы, проживающие на территории Монголии, сказки о лисе рассказывают, как один цикл о разных ее похождениях.

Также можно выделить медведя, селезня, сову обитающих на территории Тувы, я встречала этих животных в более чем 10 сказках. Например, в сказке «Мудрый филин» - филин указал на недостатки хана. В этой сказке, как и во многих тувинских сказок о животных характерны этиологические концовки, сближающие сказки с мифами. Что и отличает тувинские народные сказки от русских народных сказок. (И запретил хан своей ханше с тех пор уничтожать их. А птицы радовались и благодарили мудрого филина.)

Из домашних животных героем тувинских сказок чаще всего бывает козлик («Козлик – медные рожки»).

В сказке «Голодный волк и козленок» есть сходство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Однако я провела сравнительный анализ этих сказок. Смотри таблицу 7.

Таблица № 7

Тувинская народная сказка

«Голодный волк и козленок»

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зернышко»

Волк хотел съесть козленка.

- Эй, козленок! Отрежь от своей ноги. Не дашь – сожру тебя так, что мокрого пятна суслику лизнуть не останется.

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке

Сходство: сказка переходит в сказку цепочку

- Я бы отрезал тебе кусок, да нечем. Сбегай к Донгуну и попроси у него складень.

 

Затем отправился к Чалдыю за бруском, чтоб поточить нож.

 

Затем отправился за санями, чтоб привезти его;

 

Попроси у Кулдуя коня, чтоб запрячь в сани.

 

Затем отправился за арканом, чтоб поймать коня.

 

Аркан есть, только он в ящике под ключом. А ключ у хозяина леса.

А хозяином леса был молодой ловкий охотник. Он убил волка.

 

Хозяйка отправила к корове за маслицем.

 

Корова к хозяину за травкой.

 

Хозяин к кузнецу за косой.

Различие сказок

Этиологическая концовка.

«Знал он не даст человек его в обиду»

Сходство с характером человека.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

- Ку-ка-ре-ку!

В тувинских народных сказках центральное место, как и в других сказках о животных, занимает столкновение более слабого, но хитрого и умелого животного с более сильным, но глупым, а этиологические концовки лишь дополняют произведение и обращают внимание слушателя на внешность, повадки реальных животных. Герои русских народных сказок – животные – имеют повадки людей.

В сказках о животных проявляется стремление к своеобразной спецификации образов: каждый из них выражает определенный обобщенный признак — лень, хитрость, жадность — и способствует осуждению пороков и прославлению трудолюбия, щедрости, мудрости.

2.4. Сравнительная характеристика народных героев русских и тувинских народных сказках.

Я решила изучить представления об Иване и Оскус-ооле, как главных героев волшебных и бытовых сказок у учащихся нашей школы. Я предложила учащимся 4 и 5 классов ответить на вопросы. Мною было опрошено 49 человек.

Было выявлено, что практически все ребята любят сказки (99% - 49 чел.). Из них предпочтение отдают волшебным сказкам 66 % читателей, бытовым – 28%, сказки о животных 5 %.

Главным добрым героем русских народных сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака – 55%, богатырей – 24%, другие персонажи – 21%

Главным добрым героем тувинских народных сказок дети считают Оскус-оола – 67%, другие персонажи – 33% .

Прочитав все сказки про Ивана – царевича или Ивана – дурака, а так же сказки про Оскус-оола, я составила сравнительные характеристики, которыми обладает Иван и Оскус-оол .

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

Добрый, смелый, отзывчивый, удачливый.

Добрый, смелый, отзывчивый, удачливый.

Различие

сирота, милосердный, трудолюбивый, хитрый.

дурак (глупый), красивый, ленивый, весёлый.

Так же я охарактеризовала героев по следующим критериям:

Отношение к другим людям

Отношение к себе

Отношение к труду

Нравственные качества

Волевые качества

Получился такой портрет:

По отношению к другим людям:

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

Добрый, добродушный, доверчивый

Добрый, добродушный, доверчивый

Различий нет

По отношению к себе:

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

Уверенный, скромный

Уверенный, скромный

Различие

Самоотверженный

Целеустремленный

По отношению к труду.

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

Нет.

Нет.

Различие

Хитрый, чтобы добиться своей цели, он использует различные методы

Лежебока, безынициативный, ленивый

Нравственные качества:

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

Человечный, справедливый, честный, хороший.

Человечный, справедливый, честный, хороший.

Различие

Нет.

Нет.

Волевые качества:

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

Сильный, смелый, мужественный, герой, храбрый.

Сильный, смелый, мужественный, герой, храбрый.

Различие

Нет.

Нет.

Таковы образы Ивана и Оскус-оола практически во всех волшебных сказках, прочитанных мною.

А также я попыталась определить социальный статус:

Оскус-оол:

Иван:

Сходство

 

Чаще младший (третий) сын в семье;

 

Живёт с братьями;

 

Чаще младший (третий) сын в семье;.

 

Есть два брата, в некоторых сказках – сестра;

Различие

 

Считается сиротой, но имеет множество скота.

 

Живёт с отцом и матерью или с братьями и их жёнами;

 

Является либо царским, либо крестьянским сыном;

 

Считается дурачком (чаще в случае, если Иван – из простой семьи, а не знатного рода).

Сравнив этих героев можно найти много общего: они оба стремятся к справедливости, добру, желанием сделать так, чтобы всем было хорошо и радостно. И, конечно же, их особая психология, которая делает их непохожими на других - «дурачок» и «бедная сирота».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время работы мною были прочитаны и проанализированы 26 тувинских и 76 русских народных сказок.

Читая сказки, мы сочувствуем героям, познаем добро и зло, трусость и смелость, получаем знания о поэтическом мире, развиваем свое воображение.

Тувинским сказкам присуще разнообразие видов и сочувствие. Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А недобрых героев всегда постигает неудача.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Чтение сказок разных народов предоставляет нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о тувинском и русском народе, его обычаях, идеях.

Выполнив исследовательскую работу можно сделать выводы:

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

В русских народных сказках старшие братья хитрые или ленивы, а в тувинских народных сказках братья дружные.

Тувинские народные сказки отличаются этническими традициями народа.

Герои бытовых сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

В бытовых тувинских и русских сказках чаще высмеиваются поступки глупых героев.

Положительным героям часто помогают волшебные предметы, но они всё же достигают успеха при помощи своего ума, мастерства, смелости.

В сказках о животных. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

В тувинских народных сказках о животных занимает столкновение более слабого, но хитрого и умелого животного с более сильным, но глупым, а этиологические концовки лишь дополняют произведение и обращают внимание слушателя на внешность, повадки реальных животных.

Обездоленные герои тувинской и русской сказки, пожалуй, занимают самое большое место. Они есть во всех сказочных жанрах – в волшебных, бытовых, в сказках о животных.

Любимыми героями народных сказок являются Иван и Оскус-оол. В волшебных сказках это бесстрашные, добрые и благородные герои, которые побеждают всех врагов, помогают слабым и завоёвывают себе счастье.

Иванушка и Оскус–оол имеют сходне черты характера, однако по отношению к труду различаются и имеют различный социальный статус.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Н. Афанасьев «Народные русские сказки. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с.
  2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Ответственный редактор Н.В. Беляков. – М. – Детская литература, 1979. – 638 с.
  3. Сказки народов СССр (Для среднего и старшего школьного возраста) / (Сост. Р.Х.Булатова); Худож. Ю.Ким. – Ф._: Мектеп, 1985. – 560 с.
  4. Русские волшебные сказки. Составитель М. Булатов. – М. – Советская Россия, 1991. – 216 с.
  5. Русские народные сказки (Для самых маленьких) Под редакцией В.В Иванова. Худож. Ред. С.Н.Асанин. – М. - : Омега, 1997. – 90 с.
  6. Русские народные сказки (Для начальной школы) Под редакцией И.В.Воробьева. Худож. Ред. Т.М.Токарева. – М. – Детская книга, 1972. – 145 с.
  7. Русские народные сказки. – Новосибирск.- Тимур, 1993. – 80 с.
  8. Тувинские сказки (для детей школьного возраста). Редактор С.А. Садко. Худож.ред. В.П. Минко. – Новосибирск. – Западно – Сибирское книжное издательство, 1969. – 184 с.
  9. https://umitoy.ru/upload/iblock/5ce/5ce7ae709619b34e223dfa0580074469.jpg
  10. http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1013369545.jpg
  11. http://fanread.ru/store/book/pictures/3/?src=13072989

ПРИЛОЖЕНИЕ

Распределение тувинских народных сказок на группы: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.

Волшебные

Бытовые сказки

Сказки о животных

Ак-сагыш Кара-сагыш

Кот – наставник

Братья мыши

. Оскюс-оол и Дилгижек

Спор

Ленивая сова

Боралдай

Белая борода

Козлик – медные рожки

Золотая птичка

Маляр и резчик

Почему лиса стала красной

Хан - ослиные уши

Орлан-оол и Чечен-кыс

Суд над волком

Голодный волк и жирный

Жадный лама

Семь братьев-мышей

козлик

. Кто умнее

Храбрый козлик

Хитрый и богатый

Козий хвостик

Мудрый филин

Бедный рыбак Багай-оол

Лентяй Ак-Чалгаа

Глухарь и селезень

 

Старик и тигры

Белый заяц

   

Как заяц спас овцу

   

Кто виновнее

   

Почему птицы не говорят?

   

Серая мышь и чёрная мышь

Распределение русских сказок на группы: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Волшебные сказки

Капризная невеста

Сказки о животных

Поди туда не знаю куда

Как барин собакой брехал

Волк жадный, на чужое добро повадный

Сивка - бурка

Хитрая старуха

Кот и лиса

Матюша Пепельной

Глупая барыня

Лиса и тетерев

По щучьему велению

Как солдат из боронного зуба кулеш варил

Кочет и курица

Иван – царевич и серый волк

Как дьякона медом угощали

Лиса, заяц и петух

Иван – крестьянский сын и чудо – юдо

Как мужик гусей делил

За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Мена

Лиса и журавль

Царевна – лягушка

Болтливая баба

Лиса – исповедница

Баба – яга

Семилетка

Волк и коза

Никита Кожемяка

 

Курочка

Семь Симеонов – семь работников

 

Журавль и цапля

Хаврошечка

 

Зимовье зверей

Летучий корабль

 

Лисичка – сестричка и волк

Морозко

   

Деревянный орел

   

Медное, серебряное и золотое царства

   

Сказка про Василису Премудрую

   

Золотой конь

   

Иван – дурак

   

Золотой перстенек

   

Иван – дурак и Марья - королевна

   

Золотой башмачок

   

Волшебные помощники предметы (тувинских и русских сказках)

Тувинские сказки

Русские сказки

Шапка – невидимка

Меч кладенец

Идики – скороходы

Живая вода

Деревянная колотушка

Волшебный топор

Трубка

Золотой башмачок

Шолковые разноцветные кадаки (платки)

Волшебное кольцо

Обломки точильного камня

 

Волшебное кольцо

 

Волшебные помощники животные

Тувинские сказки

Русские сказки

Золотая птичка

Конь, (Золотой конь, Сивка – бурка)

Лиса Дилгижек

Щука

Волк

Волк

 

Корова

Волшебные помощники люди

Тувинские сказки

Русские сказки

Мудрый старик

Василиса Премудрая

Золотая девушка

Марья королевна

Дочь царя

 

Хан

 
Просмотров работы: 4311