Тайны романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Интерпретация образа Мастера в литературной критике

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Интерпретация образа Мастера в литературной критике

Костромитина А.М. 1
1МБОУ "Гимназия №63 г. Челябинска"
Порываева  Т.Н. 1
1МБОУ "Гимназия №63 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать одним из самых противоречивых и сложных произведений в литературном процессе XX века. Он вызвал очень активную и бурную реакцию литературоведов, множество споров об основной задумке автора, о его героях не утихают до сегодняшнего дня.

Мне захотелось познакомиться с историей создания романа и со статьями литературоведов, посвященными ему. Начав изучение этого материала, я поняла, что и в кругу литературных критиков нет единого взгляда на многие аспекты романа «Мастер и Маргарита», именно поэтому я решила подробнее изучить их исследования, рассмотреть различные точки зрения.

Актуальность этой работы заключается в том, что она может послужить полезным материалом для изучения произведения, так как в ней будут собраны и проанализированы различные идеи литературоведов о произведении М.А.Булгакова.

Мы поставили цель нашей работы:

на основании анализа интерпретации образа главного героя разными литературоведами провести собственное исследование произведения, чтобы осуществить свою интерпретацию.

С опорой на поставленную цель нами был определен ряд конкретных задач:

1. Познакомиться с теоретическими материалами, рассказывающими о творчестве М.А.Булгакова и систематизировать их

2. Познакомиться со статьями о романе различных литературных критиков и выделить противоречия в интерпретации образа, которые являются наиболее интересными для анализа

3. Рассмотреть различные точки зрения литературоведов и с помощью анализа литературного материала подтвердить, опровергнуть или дополнить их тезисы.

4. Выразить собственную позицию, основанную на систематизации открытий литературоведов и на собственном исследовании произведения

5. Сделать вывод о том, как решаются взятый нами аспект в литературной критике, а также о том, насколько работа с дополнительными источниками помогает нам в понимании и изучении литературного произведения.

Объектами исследования стали роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», критические статьи литературоведов о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и наиболее противоречивые аспекты, обозначенные в этих статьях. А предметом, в свою очередь, образ главного героя романа в нашей собственной интерпретации этих аспектов для формирования индивидуальной исследовательской точки зрения. Основными методами, использованными в работе, являются анализ литературных источников, компиляция, сопоставление информации, анализ художественного текста произведения, обобщение.

В процессе исследования нами будут проанализированы тексты таких авторов, как В.В. Петелин, Е.В.Синцов и А.Н.Барков.

Перед тем как начать работу, мы также сформулировали рабочую гипотезу. Принимая во внимания сложность произведения, мы ожидаем найти множество совершенно разных точек зрения литературоведов на роман «Мастер и Маргарита». Вероятно, некоторые критики будут выражать совершенно противоположные оценки отдельно взятых аспектов произведения, однако мы предполагаем, что общая интерпретация романа у литературоведов будет во многом схожей.

На мой взгляд, именно работа по анализу литературной критики сможет помочь нам при попытке разобраться в произведении. Познакомившись с различными точками зрения литературоведов, мы сможем согласиться с их тезисами или, напротив, опровергнуть их, сформулировать свою позицию, подкрепленную исследованием.

Глава 1. Творческий путь М.А. Булгакова.

Его роль в литературном процессе XX века

Творчество М.А. Булгакова по праву можно назвать одним из самых ярких и интересных явлений литературного процесса XX века. Его произведения всегда вызывали большую полемику и бурные обсуждения критиков, были неоднозначны и до сегодняшнего дня трактуются литературоведами по-разному. И при этом его проза оказалась настолько востребованной и любимой читателями, что не утратила своей актуальности на протяжении многих десятилетий и позволила М.А.Булгакову занять достойное место среди классиков русской литературы.

Перу писателя принадлежат такие известные произведения, как «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дни Турбиных», «Белая гвардия». Но, наверное, самым читаемым и самым обсуждаемым в кругу литературоведов стал роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» - произведение очень сложное и многоплановое. Александр Зеркалов, размышляя о нем, писал: «У нас нет дневников писателя, но есть роман о Воланде, Мастере и Иешуа Га-Ноцри. Там все сказано, только надо уметь это «все» прочитать, ибо роман – огромная криптограмма, зашифрованный текст, адресованный будущему читателю. Или – я часто об этом думаю – ушедшему». Именно над этим прочтением уже долгое время трудятся литературоведы, стремящиеся разгадать тайны романа «Мастер и Маргарита», понять главную идею, которую хотел донести до нас автор. [4.1]

Глава 2. Исследование интерпретаций образа Мастера в работах

литературных критиков.

В ходе знакомства с различными статьями и материалами оказалось, что в романе много вопросов, на которые расходятся взгляды критиков и исследователей. Практически каждый герой может быть интерпретирован литературоведами по-разному, часто встречаются совершенно противоположные позиции и взгляды на один и тот же образ романа.

Для подробного изучения и анализа мы выделили конкретный аспект, который показался нам наиболее интересным. Это образ Мастера и его интерпретация в критике. Этот аспект вызывает у исследователей творчества М.А.Булгакова споры и противоречивые оценки, а значит, нам удастся рассмотреть его с разных позиций и точнее сформулировать собственную интерпретацию.

Особое внимание литературоведов, изучающих роман, всегда привлекал образ Мастера, одного из центральных героев произведения «Мастер и Маргарита». Этот герой на самом деле особенный, мы не знаем ни его имени, ни фамилии, вообще его образ окутан таинственностью, окружен множеством вопросов и загадок. Например, почему Мастер решает написать роман о Понтии Пилате, удивляя этим даже самого Воланда, который недоуменно спрашивает: «О чем, о чем? О ком? Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?» И как связано его произведение с московскими реалиями, которые рисует М.А.Булгаков? Так же актуально стоят до сегодняшнего дня такие вопросы, как: кто стал прототипом этого образа? И для чего в роман была введена любовная линия Мастера и Маргариты? Почему именно этих героев автор выносит в заглавие своего произведения? Ответить на эти вопросы однозначно и бескомпромиссно исследователи творчества М.А.Булгакова не могут, поэтому нам будет интересно рассмотреть разные точки зрения литературных критиков.

2.1. Интерпретации образа Мастера в статье В.В.Петелина «О творчестве М.А.Булгакова».

Одним из самых серьезных и значительных исследователей творчества М.А.Булгакова является известный советский и российский литературовед Виктор Васильевич Петелин. В работе «О творчестве М.А.Булгакова» он приводит свой взгляд на роман «Мастер и Маргарита» и свое видение образа Мастера.

Прежде всего, необходимо отметить, что именно Мастера В.В.Петелин характеризует как одного из героев, выражающих «положительную программу Булгакова», соединивших в себе «лучшие черты и особенности русского национального характера». [9.5]

Итак, говоря об образе Мастера, В.В.Петелин дает ему достаточно полную и подробную характеристику, вот те черты героя, которые выделяет исследователь: «Он вежлив, хорошо воспитан, честен, прямодушен… Есть такая категория людей, которых называют «не от мира сего»… Они не умеют да и не хотят приспосабливаться, ловчить, они говорят то, что думают». Нельзя не согласиться, что черты, выделенные В.В.Петелиным, важны для характеристики героя М.А.Булгакова, они раскрываются, прежде всего, в его поступках и в общении с другими героями романа. Один из них - поэт Иван Бездомный.

Анализируя произведение, мы можем заметить, насколько крепкое доверие устанавливается между двумя героями буквально с первых минут знакомства. Бездомный рассказывает своему незваному ночному гостю всю историю, произошедшую с ним на Патриарших прудах, а Мастер ему – историю своей жизни.

Мастер являет собой полную противоположность недавнему состоянию Бездомного, он спокоен, сдержан и рассудителен. Он признается: «…я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик…». Мастер стремится к покою, к гармонии, ему неприятны различные проявления беспокойств и тревог жизни.

Рассказ Мастера, как говорит в своей статье В.В.Петелин, подчеркивает прямолинейность и искренность в характере героя: «Рассказ Мастера очень конкретен, точен, наполнен подробностями, деталями как бытовыми, так и психоло­гическими». Он не просто говорит о прошлом, он будто заново переживает его, не упуская ни одной подробности, ни одной детали или оценки («Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»; «туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками»), такое количество деталей помогает подчеркнуть то, что Мастер живет именно своим прошлым, что он постоянно вспоминает о Маргарите (детали, связанные с ней выделены ярче всего).

И Иван Николаевич сочувствует этому человеку, стремиться узнать как можно больше о его жизни. Немаловажно, что приобретая доверие Бездомного, Мастер во многом приобретает и доверие читателя, ведь часть предшествующей истории передана от лица Ивана Николаевича и нам свойственно разделять его чувства.

Следующий важный тезис, который мы встречаем у В.В.Петелина – это идея о том, что Мастер М.А.Булгакова, прежде всего, герой страдающий, тяжело переживающий все потрясения жизни, не сумевший справиться с множеством проблем и противоречий. И в этом контексте литературовед связывает его с Понтием Пилатом, говоря о том, что « М.А.Булгаков про­щает Пилата, отводя ему такую же роль в своей фило­софской концепции, как и Мастеру. Пилат, как и Мастер, за свои страдания заслуживает покоя. Пусть этот покои выражается по-разному, но суть его в одном - каждый получает то, что ему хочется». Интересно, что в конце произведения, когда все сюжетные линии сливаются воедино, именно Мастер, автор романа о Понтии Пилате, освобождает своего героя, дарует ему долгожданный покой своими словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!». А затем обретают покой и вечный приют Мастер и Маргарита.

То есть В.В.Петелин, отвечая на частый вопрос литературоведов, почему Мастер не заслужил Света, выдвигает идею о том, что Мастер получил именно то, что хотел и заслуживал – покой, гармонию и любовь.

Итак, основные тезисы В.В.Петелина показывают нам Мастера как героя страдающего и героя прощеного, героя, выражающего важнейшие нравственные начала и идеалы, такие как искренность, милосердие и любовь.

2.2. Интерпретация образа Мастера в статье Е.В.Синцова

«Художественно – историческая концепция власти М.А.Булгакова».

Об образе Мастера и его месте в романе М.А.Булгакова размышляет доктор философских наук, профессор Евгений Васильевич Синцов в своей работе «Художественно – историческая концепция власти М.А.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»)». В этом исследовании он выдвигает тезис о том, что в центре произведения мы находим конфликт «могучих властных сил и маленького или лишнего человека». [11.150] Этот конфликт, безусловно, был актуален всегда, многие писатели освещали его в своем творчестве, и М.А.Булгаков не исключение. Для понимания образа Мастера нам необходимо подробнее остановиться на анализе этого конфликта и места героя в нем.

Итак, в центре романа вечное противостояние власти и «маленького человека», и то, что оно вечно, подтверждается тем, что его развитие мы видим и в картинах московской жизни, и в сюжетной линии, переносящей нас на 1900 лет назад в Ершалаим.

В главах о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри мы можем увидеть воплощение власти в конкретном человеке - в прокураторе. Здесь интересным является то, что Пилат, носитель власти и жестокой силы, сам страдает от своей власти. Отправляя на казнь невинного, он обрекает себя на вечные душевные терзания и муки. В этом сложность и противоречивость образа властителя, которую хотел подчеркнуть М.А.Булгаков, ставя в центр своего повествования не «маленького человека», как принято в русской литературе, а человека, который над ним властвует.

Спустя тысячи лет абсолютная власть осталась, хоть и приобрела иные формы, как пишет Е.В. Синцов, она «растворилась в быту», но и «маленький человек» никуда не исчез. И если в центре предыдущей сюжетной линии стоял Пилат как властитель, то здесь в Москве в центре именно «маленький человек», а точнее, сам автор романа о Пилате, Мастер. Е.В.Синцов пишет о том, что для этого героя характерен постоянный поиск убежища, сначала в своей маленькой квартирке в подвале, а потом в клинике Стравинского. Мы не можем не согласиться с этим тезисом. Мастер все время скрывается, прячется, его единственная попытка выйти из своего затворничества – это публикация романа о Понтии Пилате. Но этот шаг становится роковым для героя. Е.В.Синцов пишет: «Мастеру оказалось достаточно только отдаленного «эха» угрозы. Несколько отзывов о романе породили страх, близкий к психическому заболеванию, и заставили сбежать в клинику Стравинского». Мы видим, насколько подавлен этот человек, а ведь перед нами писатель, которому под силу своим творчеством обращать людей к размышлениям, влиять на их чувства и идеи, бороться за свободу искусства. Если настолько подавлен и беспомощен он, то возможно ли свободомыслие среди других людей? Вероятнее всего, нет. И подтверждение этому мы можем найти, обратившись к эпилогу и вспомнив, как легко все москвичи поверили в навязанную идею о мошеннике – гипнотизере и не нашлось никого, кто усомнился бы в этом. В этом мире власть контролирует все, даже убеждения людей, их мнения. Такой прием показывает идею М.А.Булгакова о тоталитарной власти, как об одном из самых страшных явлений, которое может появиться в обществе.

Такова интерпретация Е.В.Синцова, показавшего нам Мастера как часть сложной и многоплановой системы изображения концепции власти в произведении.

2.3. Интерпретация образа Мастера в работе А.Н. Баркова

«Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение».

Очень интересную позицию и нестандартный взгляд на образ Мастера мы находим в книге А.Н.Баркова «Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение». Критик стремится оспорить позитивное видение образа Мастера, которое часто можно встретить в работах других литературоведов.

Первое, на чем останавливает наше внимание А.Н.Барков, – это особый мистический («инфернальный») смысл, связанный с образом героя. Он пишет о первом появлении Мастера в тринадцатой главе, а число тринадцать, как известно, часто отождествляется с нечистой силой, с чем-то дьявольским и потусторонним. Именно в этой главе мы впервые знакомимся с нашим героем. Также А.Н.Барков пишет: «Другой связанный с «явлением» Мастера инфернальный момент – лунный свет…. никто не обратил внимания на очень важную булгаковскую характеристику этого света, причем в самом начале, в сцене погони за Воландом: «В лунном, всегда обманчивом, свете Ивану Николаевичу показалось, что тот стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу». То есть, Булгаков предупреждает нас, что связанное с луной – всегда обман. И в данном случае он подчеркивает, что Мастер явился Ивану Бездомному …. в лучах полной луны…». [2.63]

Обратившись к тексту произведения, мы можем увидеть, что фрагмент первого появления мы находим не в тринадцатой главе, а в конце одиннадцатой и вот как он звучит: «… вдруг решетка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем». То есть Мастер действительно появляется вместе с Луной, но в тоже время, он прячется от нее, возможно, боясь этого обманчивого и холодного света. Однако в образе Мастера действительно с самого начала есть нечто потустороннее и таинственное. Вот еще один удивительный момент: отвечая на рассказ Иванушки о встрече с Воландом, Мастер говорит: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной». Это уверенное высказывание позволяет нам предположить, что Мастер знает о Воланде, что ему понятна его природа и сущность.

В своей работе А.Н.Барков объясняет связь Воланда с Мастером тем, что автор романа о Пилате непосредственно связан с нечистой силой. Он приводит такие доказательства: «Как примету Сатаны-Воланда Булгаков подает зеленый цвет одного из его глаз. В одной из ранних редакций романа зеленые глаза имел член воландовской шайки Азазелло, Понтий Пилат и … Мастер» Эта параллель действительно является явной причиной предположить, что Мастер задумывался М.А.Булгаковым как герой, связанный со свитой Воланда. Но ведь если проанализировать дальнейшее повествование, можно увидеть, что Мастер встречается с Воландом только ближе к концу романа и эта встреча, для героя явно неожиданна и не слишком приятна. На вопрос Воланда о том, знает ли он, кто перед ним, Мастер отвечает: «Знаю… но, конечно, гораздо спокойнее было бы считать вас плохой галлюцинацией…».

Итак, в своей работе А.Н.Барков говорит о том, что Мастер в романе связан со злом и нечистой силой. Но, кроме того, в его работе также приведена интересная гипотеза о Мастере как части некой Системы, превращающей «талантливых писателей в Иванушек», то есть той структуры, которая способно сделать мыслящего человека безвольным и легко управляемым. Так вот, по мнению А.Н.Баркова, Мастер как раз с этой Системой не сумел справиться, он сам стал частью ее. Говоря об этом, автор статьи приводит в доказательство превращение Ивана Николаевича Бездомного в Иванушку, такая трансформация имени показывает, как из уверенного в себе поэта герой становиться безропотным человеком. Литературовед подчеркивает, что началом этого изменения стало знакомство героя с Мастером.

В своей книге А.Н.Барков определяет Мастера как «ангажированную Системой личность, поступившуюся былыми идеалами». То есть, на его взгляд, этот герой одновременно связан как с нечистой силой, так и с той Системой по избавлению от талантливых писателей. Именно в этом исследователь видит главную причину того, почему Мастер М.А.Булгакова не заслужил Света.

В работе А.Н.Баркова много интересных мыслей, его трактовка произведения заметно отличается от позиций других исследователей творчества М.А.Булгакова. Он видит героя частью и нечистой силы, и Системы, также исследователь подчеркивает негативное влияние, которое оказывает Мастер на Бездомного, для него это герой разрушительный и безнравственный. Однако, на мой взгляд, такая концепция, не может объяснить нам смысл финала произведения и ответить на вопрос, почему же Мастер и Маргарита, не заслужившие Света, были в каком-то смысле прощены автором и вознаграждены покоем и вечным приютом.

2.4. Сопоставительный вывод. Образ Мастера в романе М.Булгакова.

Познакомившись с различными интерпретациями образа Мастера, мы не можем не отметить, насколько противоречив и сложен этот герой. Каждый исследователь трактует его по-разному и по-своему объясняет его место в произведении.

На мой взгляд, в работе каждого критика, безусловно, можно найти очень интересные открытия и идеи.

В работе Е.В.Синцова, например, показано, как Мастер становится важнейшим звеном в решении писателем социальной проблематики романа. Мы также увидели, что этот образ выражает важнейшие нравственные и философские идеи, о которых рассуждают А.Н.Барков и В.В.Петелин. Говоря об этих исследователях, стоит отметить, что они стоят на совершенно противоположных позициях рассмотрения образа Мастера, если для В.В.Петелина этот герой является основным выразителем нравственных идеалов, то для А.Н.Баркова Мастер, напротив, - герой отрицательный, мистический, связанный с обманом и нечистой силой.

Как нам кажется, Мастера нельзя полностью вписать в какую-то определенную категорию. Думаем, при создании этого героя главной задачей М.А.Булгакова было передать психологическую составляющую его образа, писатель стремился нарисовать реального человека, который находится на краю гибели, который оказался совершенно непонятым и чужим среди людей.

Единственное, что до конца связывает его с реальным миром, – это любовь Маргариты. Он откровенно говорит: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновений тоже нет, ничего меня вокруг не интересует, кроме нее….».

На мой взгляд, еще одной важнейшей характеристикой образа Мастера является положение, которое он занимает в художественном мире романа. А именно то, что он находится на стыке миров - реального и нереального, настоящего и прошлого, московского и ершалаимского. Возможно, именно с этим связаны все таинственные и мистические черты этого образа, о которых говорил А.Н.Барков. Ведь Мастер далеко не простой герой, а, напротив, один из самых сложных. Писательский талант Мастера позволяет ему постичь тайны прошлого и выразить их в своем романе, а это, безусловно, показывает его философский ум, его стремление познать мир и найти истину. Не случайно, мы находим в его произведении те же вопросы и проблемы, которые стоят перед героями в реальном мире. Это и конфликт человека и власти (то, о чем писал Е.В.Синцов), и вечный вопрос о пороках человеческих, и очень значимая для романа тема милосердия и сострадания. Все эти вопросы волнуют Мастера так же, как и М.А.Булгакова, именно поэтому он обращается к истокам истории человечества, к библейскому сюжету.

На вопрос о том, похож ли Мастер на самого автора, мне бы хотелось сказать, что в этом образе мы действительно можем найти отражение многих переживаний и размышлений М.А.Булгакова. Важной параллелью является тема давления критиков на Мастера, эта тема была актуальна и для создателя «Мастера и Маргариты», известно, что многие его произведения не были оценены по достоинству, на М.А.Булгакова обрушивались волны жестокой критики и непонимания. Но в отношении к этой ситуации Мастер и М.А.Булгаков не похожи тем, что автор романа о Понтии Пилате сдается, у него не хватает сил держать этот удар. А Михаил Афанасьевич до конца своей жизни поднимал и освещал смелые темы в своей прозе. Но почему герой, в которого М.А.Булгаков вложил столько сил, который во многом явился отражением его идей, в этом на него совсем не похож?

На наш взгляд, причину стоит искать в том, что в образе Мастера М.А.Булгаков хотел отразить именно те страхи и сомнения, которые его волновали, то ощущение бессилия и разочарования, которое ему приходилось испытывать при столкновении с безжалостной цензурой и непониманием. В таком случае образ Мастера в романе можно назвать своеобразной исповедью писателя, его изображением своих личных чувств и переживаний, какой-то части самого себя.

Результатом работы над собственной интерпретацией образа героя стал вывод о том, что образ Мастера в романе М.А.Булгакова является ключевым для понимания и раскрытия основной авторской позиции. Именно судьба этого героя позволяет нам увидеть, к чему ведет то множество сюжетных линий, созданных в романе, понять, к какому решению приходит автор.

И в итоге М.А.Булгаков дарит своему Мастеру спасение, он дает ему любовь Маргариты и вечный покой вдали от того мира, в которым он был таким ненужным и лишним. На мой взгляд, именно любовь становится одной из самых главных тем, связанных с образом Мастера, это и есть то спасение, которое он искал, то, что может победить и власть, и зло, и людские пороки, и несправедливость.

Заключение.

Работа по анализу литературной критики в параллели с анализом произведения М.Булгакова оказалась действительно очень полезной и интересной, она во многом помогла лучше понять и интерпретировать для себя как отдельные аспекты произведения, так и весь роман в целом. Наша рабочая гипотеза подтвердилась лишь частично. Так мы предполагали, что разночтения в понимании произведения окажутся небольшими, но в ходе исследования нам пришлось столкнуться даже с совершенно противоположными взглядами критиков на один образ. Это явление показывает нам необычайную сложность произведения М.А.Булгакова, невозможность единственно точной и бесспорной трактовки его романа «Мастер и Маргарита».

Чем больше различных мнений мы знаем, тем полнее можем проанализировать произведение, лучше понять многие особенности авторской позиции. Работа не только с художественным произведением, но и с его интерпретациями, с всевозможными критическими и литературоведческими статьями, возможность подтверждать, опровергать или дополнять тезисы других исследователей, безусловно, помогает лучше разобраться в произведении, формировать наиболее полную и развернутую собственную позицию и доказывать её. Это, на наш взгляд, особенно актуально и важно при изучении сложнейших художественных текстов, как в процессе обучения, так и самостоятельно.

Ведь несмотря на то, что статей и вариантов анализа изучаемого нами романа «Мастер и Маргарита» написано действительно много, это совсем не значит, что больше не стоит его изучать и интерпретировать самому. Роман М.А.Булгакова невероятно сложен и многогранен, и каждый из нас способен открыть в нем что-то новое и неожиданное. И ни один из литературоведов не может сказать, что он исследовал его до конца, открыл и познал все его тайны. Следующие на этом пути мы.

Список литературы

Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. /В.М.Акимов // Народное образование. - 1995. - Библиотечка журнала «Народное образование». - №1. – С.51-56.

Барков А.Н. «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение. - Киев.: Изд. УкрНИИНТИ, 1990. – 250 с.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: роман /Михаил Булгаков. – СПб. : Азбука, Азбука – Аттикус, 2017. – 480 с.

Вулис А.В. 3. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Художественная литература, 1991. – 250 с.

Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века / Б.М.Гаспаров // «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". - http://www.easyschool.ru/books/literatura/literaturnie-leitmotivi/iz-nabludenii-nad-motivnoi-strukturoi-romana-bulgakova-master-i-margarita

Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка. - Томск: Изд-во Том. ун- та, 1987. – 450 с.

Лакшин В.Я. Булгакиада. М.: Издательство «Правда», 1987. – 120 с.

Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. - Самара: Издательство Саратовского университета, Самарский филиал, 1999. –162 с.

Петелин В.В. Родные судьбы. / В.В.Петелин // «О творчестве М.А.Булгакова» . - http://irgali.ru/joom/content/view/51/52/

Симонов К.М. О трех романах Михаила Булгакова. Михаил Булгаков, Романы. - Л., 1978. – 224 с.

Синцов Е.В. Художественно-историческая концепция власти М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Синцов Е.В. // Вестник Самарской гуманитарной академии, серия «Философия. Филология», 2010. – № 1(7). – С.141-155.

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.: Издательство «Советский писатель», 1983. – 215 с.

Просмотров работы: 14674