Русский фольклор на уроках математики в 5 классе

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский фольклор на уроках математики в 5 классе

Захарова С.К. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Кононова И.Ф. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На уроках литературы в 5 классе по программе И.А.Сухих учащиеся должны выполнить не менее двух художественных проектов в течение учебного года. Одна из возможных тем – составление сборников «Загадки народов мира», «Пословицы и поговорки народов мира». Эти проекты заставили задуматься над вопросом: можно ли использовать данный материал и на других уроках, например, на математике? Интересно будет объединить два учебных предмета, которые кажутся совершенно разными.

Данная тема является актуальной, так как отражает межпредметные связи. В современном мире тот человек становится успешным, кто умеет применять и объединять в своей работе знания из различных областей.

В связи с этим был выбран объект исследования – русское устное народное творчество. Предмет исследования – элементы русского фольклора при изучении математики в 5 классе.

Цель работы – изучение возможностей использования фольклорного материала на уроках математики в 5 классе. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач.

1. Определить, что такое фольклор и каковы его жанры.

2. Выяснить, применяются ли на уроках математики в 5 классе задания, включающие фрагменты фольклорных произведений.

3. Провести первичное анкетирование и выявить уровень интереса пятиклассников к урокам математики.

4. Составить и использовать на уроках математики комплекс заданий с фольклорными элементами.

5. Определить значимость проведенной работы по результатам повторного анкетирования.

Гипотеза исследования – использование заданий с фольклорными элементами повысит интерес пятиклассников к урокам математики. В ходе исследования применяются следующие методы работы: изучение теоретической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование (первичное и повторное), анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Практическая значимость исследования заключается в создании сборника заданий для уроков математики в 5 классе, который может использоваться как учителями для проведения занятий, так и учениками для индивидуальной работы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

1.1. Понятие устного народного творчества

Народное творчество зародилось в глубокой древности. Фольклор возник еще в те времена, когда не было письменности, поэтому произведения передавались от человека к человеку, из уст в уста. В этом главное отличие фольклора от литературы, устного искусства слова от письменного.

Слово «фольклор» впервые употребил в одной из своих статей английский историк Вильям Томсон в 1846 году. В переводе с английского «фольклор» означает «народная мудрость». «Американские и западноевропейские ученые фольклором называют все виды народного искусства – музыку и танцы, резьбу по дереву и вышивку, словесное творчество. А российские ученые словом фольклор обозначают лишь словесное искусство народа» [7, с. 402-403].

Произведения устного народного творчества складывались на протяжении многих столетий. В «Словаре литературных терминов», составленном И.В. Клюхиной, предлагается такое определение: «устное народное творчество – художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы» [5, с. 81]. Таким образом, термины «фольклор» и «устное народное творчество» в русском языке являются синонимами.

1.2. Фольклорные жанры

Обратимся к жанрам русского устного народного творчества. Термин «жанр» заимствован из французского языка и в переводе означает «род, вид». В общем смысле жанр – это «сочетание отличительных особенностей произведения» [5, с. 18], а фольклорный жанр – это «род произведений устного народного творчества» [5, с. 83].

Фольклорными жанрами являются: песня, сказка, былина, баллада, легенда, предание, пословица, поговорка, скороговорка, закличка, потешка, пестушка, прибаутка, небылица. Составители «Словаря литературных терминов» относят потешки, пестушки, прибаутки и небылицы к детскому фольклору. Составители энциклопедии по литературе «Я познаю мир» фольклорными также называют такие жанры, как частушка, загадка, считалка и дразнилка.

Познакомившись с определениями и примерами всех фольклорных жанров, мы предположили, что цели нашего исследования наиболее соответствуют былины, сказки, загадки и скороговорки. Расскажем о них подробнее.

Былина – жанр, характерный только для русского фольклора. Это «песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси» [5, с. 12]. Место и время в былине называются точно, а события вымышлены. Известные былины: «Садко», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей».

Сказка – это жанр фольклора, который имеет три признака: устность, коллективность и анонимность. Фольклорные сказки бывают трех видов: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. В сказках о животных главными персонажами являются животные, которым иногда противостоит человек (например, сказка «Кот, петух и лиса»). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа, это «история о том, как главный герой сталкивается с бедой или трудностями и как он их преодолевает» [5, с. 69]. Примером волшебной сказки является «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». В социально-бытовых сказках герои становятся победителями не благодаря волшебству, им помогает собственный ум, смекалка, хитрость (например, сказка «Каша из топора»).

Следующий широко известный фольклорный жанр – это загадки. Загадка – это «иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» [5, с. 19]. Загадка представляет собой логическую задачу. Чтобы ее отгадать, нужно найти ответ на вопрос. В загадках есть рифма, слова созвучны друг другу. Вот такая есть русская народная загадка о солнце: «Что выше леса, краше света, без огня горит?»

Наконец, обратимся к такому жанру, как скороговорка. В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование: «скороговорка – это искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь» [4, с. 629]. Одна из самых известных русских скороговорок: «На дворе – трава, на траве – дрова».

Таким образом, русский фольклор интересен современному читателю тем, что он позволяет узнать историю, быт, особенности характера наших предков. В фольклорных произведениях народ отражал свои представления об устройстве мира, об обществе и других людях. Устное народное творчество – это настоящий кладезь знаний. Из приведенного перечня фольклорных жанров в дальнейшей работе мы будем использовать былинные и сказочные сюжеты, а также загадки и скороговорки.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА ПЯТИКЛАССНИКОВ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ

2.1. Первый этап исследования

Первоначально в ходе беседы с учителем математики были определены виды заданий, которые встречаются в учебнике: текстовые задачи, задачи в виде вопроса (краткие), геометрические задачи, числовые выражения (примеры), уравнения.

Следующим шагом стала работа с учебником математики для 5 класса, автором которого является Н.Я. Виленкин. Анализ учебника показал, что в нем нет ни одного задания, которое бы содержало элементы фольклорных произведений. Следовательно, необходимо составить такие задания для использования их на уроках математики.

2.2. Второй этап исследования

Базой исследования стало МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Котласа Архангельской области. Работа проводилась с обучающимися 5а и 5б классов в количестве 54 человек (по списку), но фактическое количество участников исследования составило 49 человек.

Чтобы определить уровень интереса пятиклассников к урокам математики, были сформулированы вопросы и проведено анкетирование (см. Приложение 1). В первичном анкетировании приняло участие 46 человек: 21 ученик 5а класса и 25 учеников 5б класса. По итогам анкетирования был выявлен средний балл, который равен 8,3 из 10 возможных. Мы сделали вывод о том, что на данном этапе интерес пятиклассников к математике находится на высоком уровне.

При составлении подборки заданий с элементами фольклорных произведений мы изучили сборники скороговорок и загадок, вспомнили сюжеты русских народных сказок и былин. На основе этого материала нами были самостоятельно разработаны математические задачи (см. Приложение 2). Мы решили, что загадки и скороговорки можно использовать в ходе математической разминки, которая проводится в начале каждого урока, а текстовые задачи, составленные на основе былинных и сказочных сюжетов, использовать в соответствии с темой урока.

Задания были одобрены учителем математики, после чего в течение двух недель в феврале 2018 года они использовались на уроках: предлагались на карточках, были записаны на доске, проговаривались вслух учителем или исследователем. Формы работы над заданиями также были разными: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

Работа со скороговорками во время математической разминки способствовала развитию дикции и проводилась так: на доске были написаны скороговорки, которые сначала читал весь класс хором, затем их читали на скорость 2-3 желающих, после чего ребята отвечали на поставленный вопрос. При работе с загадками сначала нужно было их отгадать, а затем ответить на математический вопрос.

Наблюдения показали, что многие ребята увлеченно выполняли предложенные задания. Им нравилось встречать в задачах фольклорных героев, знакомых по урокам литературы. Кроме того, тренировка дикции и отгадывание загадок были необычны для уроков математики.

2.3. Заключительный этап исследования

По итогам работы было проведено повторное анкетирование (см. Приложение 1). В нем приняло участие 49 человек: 23 ученика 5а класса и 26 учеников 5б класса. Первый вопрос повторял то же задание в первичной анкете. Средний балл оказался равным 8,2. Сопоставление данных представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень интереса пятиклассников к урокам математики

Результаты повторного анкетирования говорят о том, что интерес к урокам математики остался на высоком уровне. При этом произошло небольшое снижение среднего балла – на 0,1. Мы это связываем с тем, что накануне прошла контрольная работа и перед анкетированием ребята узнали свои отметки, не все из которых были положительными.

Для проверки гипотезы нельзя основываться только на этих результатах, поэтому в итоговую анкету были включены вопросы для выяснения личного мнения участников исследования. При ответе на вопрос «Заметил ли ты необычные новые задания, которые были использованы на уроках?» большинство пятиклассников (39 человек) ответили утвердительно (см. Рисунок 2). Среди новых заданий ребята отмечали скороговорки (16 ответов), задачи со сказочным, былинным сюжетом и загадки (по 14 ответов). Таким образом, как минимум 1/3 опрошенных заметили на уроках математики задания с фольклорными элементами.

Рисунок 2 – Итоги повторного анкетирования (вопрос 2)

При ответе на третий вопрос анкеты: «Стоит ли использовать фрагменты сказок, загадки, скороговорки на уроках математики?» мнения также разделились, но большинство пятиклассников (40 человек) считает, что такие задания использовать необходимо (см. Рисунок 3).

Рисунок 3 – Итоги повторного анкетирования (вопрос 3)

Положительными сторонами использования таких заданий являются: повышение интереса к уроку (18 ответов), развитие мышления и умственных способностей (9 ответов), увлекательность выполнения заданий (3 ответа), улучшение настроения на уроке, разнообразие урока, упрощение знакомства с новой темой (по 2 ответа), знакомство с новыми фактами и интерес учителя к уроку (по 1 ответу).

Были названы также аргументы против использования заданий с фольклорными элементами: устное народное творчество не связано с математикой, это не входит в школьную программу и мешает плану урока, пустая трата времени (по 1 ответу).

Несмотря на это, поскольку 37% опрошенных пятиклассников (18 из 49) говорят о том, что выполнение подобных заданий повышает интерес к уроку математики, можно считать гипотезу исследования частично доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей исследовательской работы было изучение возможностей использования фольклорного материала на уроках математики в 5 классе. Для достижения поставленной цели было решено пять задач: названы особенности русского фольклора и его жанры, составлены и использованы на уроках математики задания с фольклорными элементами, в ходе анкетирования выявлен уровень интереса пятиклассников к урокам математики, определена значимость работы.

В русском устном народном творчестве заключена мудрость многих поколений. Проведенная работа позволила сделать вывод о том, приобщение к опыту, накопленному веками, интересно и для современных пятиклассников, а попытка объединить фольклор и математику показала, что установить межпредметные связи не так сложно, как кажется сначала.

В ходе исследования нами был составлен сборник заданий по математике для обучающихся 5 класса, в который вошли загадки, скороговорки, текстовые задачи со сказочным и былинным сюжетом. Этот комплекс заданий может быть использован учителями математики на уроках или пятиклассниками для индивидуальной работы, в этом и заключается практическая значимость исследования.

Анкетирование показало, что 37% пятиклассников считают интересным использование данных заданий, потому что это делает традиционный урок математики разнообразным, развивает мышление и умственные способности. При этом интерес к урокам математики учеников 5 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» остался на высоком уровне.

Это значит, что наша гипотеза частично подтвердилась: использование заданий с фольклорными элементами не повышает, а поддерживает интерес пятиклассников к урокам. Нужно помнить, что такие задания должны соответствовать теме занятия, чтобы не вызывать недоумение и отрицательную реакцию учеников.

Дальнейшую работу в данном направлении мы видим в использовании на уроках математики не только элементов фольклорных произведений, но и знаний, полученных на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Кроме того, к этой работе можно привлекать одноклассников, работая в парах и группах над различными проектами, которые будут поддерживать интерес к школьному обучению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.

2. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы / Ред. Н.Б. Петрова. – СПб: «Дидактика-плюс», 1997. – 224 с.

3. Золотой клубочек: Русские народные загадки / Сост. Т.А. Климова. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. – 128 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – Екатеринбург, «Урал-Советы» («Весть»), 1994. – 800 с.

5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

6. Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки / Сост. Г. Науменко. - М.: Детская литература, 1989. – 32 с.

7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература / Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Худож. Е.В. Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – С. 402-403.

Приложение 1

Бланки для анкетирования

Первичное анкетирование Повторное анкетирование

Приложение 2

Задания с фольклорными элементами

для использования на уроках математики в 5 классе

Раздел 1. Текстовые задачи с былинным и сказочным сюжетом

1) Три богатыря окружили Соловья-разбойника так, что все богатыри образовали треугольник. От Ильи Муромца до Алеши Поповича 5 метров, а до Добрыни Никитича на 4 метра больше, чем от Алеши Поповича до Добрыни Никитича. От Алеши Поповича до Добрыни Никитича на 2 метра меньше, чем до Ильи Муромца. Каков периметр треугольника?

Ответ: 15 метров.

2) Илья Муромец отправился за Соловьем-разбойником. Собственная скорость лодки Ильи Муромца 4,5 км/ч, скорость течения реки 2,5 км/ч. Найдите скорость лодки при движении по течению и против течения. Какой путь пройдет лодка по течению за 4 часа? Какой путь она пройдет против течения за 3 часа?

Ответ: скорость лодки по течению – 7 км/ч, против течения – 2 км/ч. По течению за 4 часа лодка пройдет 28 км, против течения за 3 часа – 6 км.

3) Площадь поля боя Змея Горыныча и Алеши Поповича 15 км2, ширина поля 3 км. Найдите длину и периметр поля.

Ответ: длина поля – 5 км, периметр – 16 км.

4) Отправился Иван-царевич за Василисой Премудрой в царство Кощея Бессмертного. Дорога туда составляет 25 километров. Прошел он 1/5 часть от всего пути. Сколько километров осталось пройти Ивану-царевичу?

Ответ: 20 километров.

5) Отправился старый солдат из сказки «Каша из топора» на побывку домой. Был у него с собой мешок с хлебом. Сколько хлеба в мешке, если 1/4 часть составляет 5 кусков хлеба?

Ответ: 20 кусков хлеба.

Раздел 2. Скороговорки

1) У четырех черепашек по четыре черепашонка. Вопрос: сколько всего черепах?

Ответ: 20 черепах.

2) В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Вопрос: сколько всего в аквариуме морских жителей?

Ответ: 7 морских жителей.

3) Променяла Прасковья карася на три пары чернобурых поросят. Вопрос: сколько всего было поросят?

Ответ: 6 поросят.

4) Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тараторят,

Тараторят, тарахтят.

Вопрос: сколько таких вагонов будет, если рядов пять?

Ответ: 165 вагонов.

5) Летят три пичужки через три пустых избушки. Вопрос: сколько пустых избушек они пролетели?

Ответ: 3 избушки.

6) У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип. Вопрос: сколько лип вырастет в садах соседей через пять лет?

Ответ: 8 лип.

7) У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок. Вопрос: сколько копеек понадобилось Степану, чтобы купить эти продукты?

Ответ: 21 копейка.

8) Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Вопрос: сколько всего грошей было у мышей?

Ответ: 44 гроша.

9) Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,

И матросы три недели карамель на мели ели.

Вопрос: сколько карамели съели матросы, если каждый день уходило по 2 кг карамели?

Ответ: 42 кг.

10) Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась – в снег упасть она боялась.

Вопрос: сколько ребят каталось на горке, если к ним присоединились четыре одноклассника с санками?

Ответ: 7 ребят.

11) Сосед сказал соседу:

- Сколько стоит стог сена?

Сосед сказал соседу:

- Стог сена стоит сто сот.

Вопрос: сколько же стоит стог сена? Сколько будут стоить 6 таких стогов?

Ответ: 10000, 60000.

12) Есть сушки Прошке, Васюшке и Антошке,

Еще две сушки Нюшке и Петрушке.

Вопрос: сколько всего сушек было?

Ответ: 5 сушек.

Раздел 3. Загадки

1) Двенадцать коней в поводу

На одной уздечке веду.

Ответ: год и 12 месяцев.

А сколько таких коней будет, если уздечек шесть?

Ответ: 72 коня.

2) Какое дерево имеет двенадцать сучьев,

На каждом суку по четыре ветки,

А на каждой ветке по семи листьев?

Ответ: год, 12 месяцев, 4 недели, 7 дней недели.

Сколько сучьев, листьев и веток вместе? Сколько их будет, если таких деревьев семь? Ответ: 396 и 2772.

Просмотров работы: 743