Азбука, или алфавит

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Азбука, или алфавит

Кондратьева  А.М. 1
1МБОУ «СОШ №34» имени Амелина С.А.
Зонова  И.А. 1Бояновская  Н.Н. 1
1МБОУ «СОШ №34» имени Амелина С.А.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Если хочешь познать истину,

начни с азбуки.

Пословица

Актуальность темы. Без алфавита современному человеку не обойтись. И меня заинтересовала данная тема, зачем современному человеку необходимо знать алфавит. Мир букв очень загадочен и интересен. Если бы не было букв, мы не могли бы написать своё имя, фамилию, отчество. Мне интересно было узнать, как люди придумали буквы, кто создал алфавит, которым мы сегодня пользуемся? Я поставила перед собой узнать: откуда к нам пришли современные буквы, которыми мы пользуемся и почему они так названы.

История алфавита уходит в далёкие времена. Когда-то словом была картинка. И только через долгие сотни лет картинка стала знаком – иероглифом, условным сочетанием чёрточек и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова – слог?

Три с половиной тысячи лет назад родилась буква – знак для одного звука. Этими знаками можно было записать любое слово, мысль и даже рассказ. Каждый народ приспосабливал её к своему языку, к своим особенностям и традициям. При этом количество букв изменялось. Одни изобретали, другие – убирали, либо переделывали их. Постепенно меняли внешний вид буквы.

Нужно было как-то упорядочить буквы, выстроить их в ряд. Так появился алфавит, изобретение которого – это величайшее достижение людей. Сейчас невозможно представить себе жизнь без букв, без алфавита.

Целью работы является: изучение истории создания азбуки, или алфавита. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Ознакомиться с историей возникновения русского алфавита

2. Изучить символику букв.

3. Рассмотреть первые виды букварей.

4. Исследовать знания моих одноклассников о появлении алфавита.

Планируемый результат:

1. Создать презентацию «Как появился русский алфавит».

2. Провести анкетирование в классе.

3. Создать подборку сказок на каждую букву алфавита.

Практическая значимость: рекомендовано в качествепрактических рекомендаций к проведению уроков русского языка и занятий внеурочной деятельности «Риторика». Материал может использоваться в качестве дополнительного материала с целью проявления заинтересованности к учебному предмету, к изучению русского языка, а также для расширения детского кругозора.

ГЛАВА I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

К буквам русского алфавита мы привыкаем быстро и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. “Если хочешь познать истину, начни с азбуки”. Последовав этому совету, я решила узнать историю возникновения алфавита больше, чем знаю, история насчитывает более 1000 лет.

Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863 г. (IX в). Начало славянской письменности неразрывно связано с её создателями, учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием. Отец будущих просветителей славянских народов принадлежал к высшему слою византийского общества. Родиной братьев Константина (так звали святого Кирилла до принятия им монашества) и Мефодия была Македонская область Византии. Мефодий был старшим. Характеры двух братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Кирилл в школе прилежно учился, много читал, осваивал греческий язык, овладевал верховой ездой и воинскими приёмами. Константин получил отличное образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Интерес к наукам (знал 22 языка), упорство в учении, трудолюбии сделало его образованным человеком Византии. За мудрость прозвали философом. Его ждала карьера, но он предпочёл уйти в монастырь. У Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. Скончался Кирилл 14 февраля 869 года. Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа[4].

В Софии, столице Болгарии, есть памятник Кириллу и Мефодию, он установлен перед зданием Национальной библиотеки, носящей их имя.

Памятник КириллуиМефодию ПамятникКириллуиМефодию

в Болгариина Славянской площади в Москве

Памятники великим просветителям напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

Кирилл и Мефодий, впоследствии были причислены к лику святых, их всегда изображают вместе. 24 мая в России отмечается день Святых Равноапостольных Солунских братьев Кирилла и Мефодия, изобретателей славянской письменности. Праздник был возрождён в России в 1986 году (1991г. статус государственного), особенностью праздника является единственный церковно-государственный праздник в России.

Итак, Кирилл и Мефодий подарили славянам азбуку, которой пользуемся до сих пор. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

Теперь мне надо выяснить, похожа ли азбука на сегодняшний алфавит, и какие изменения в нём произошли, всегда ли буквы так назывались и так выглядели?

1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

«Как церковный грамотей в старину учил детей»

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо.

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк, с указкою в руке,

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете.

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В как Веди, Г – глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Кирилл и Мефодий хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию: научить местных славян богослужению на родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит.

Так родились первые славянские азбуки - глаголица (от славянского слова глаголатиговорить) и кириллица. Вторая азбука назвалась кириллицей по имени одного из братьев. От кириллицы произошли русский, белорусский, украинский, болгарский, сербский и другие алфавиты. В кириллице – 43 буквы.

С течением времени некоторые буквы оказались лишними, потому что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое-какие были лишними с самого начала.

Именно кириллицей написаны памятники древнерусского языка. Буквы кириллицы обозначали не только звуки речи, но и числа (только при Петре I для обозначения чисел были введены арабские цифры). Новый этап существования русской письменной культуры начинается с эпохи петровских реформ. Какие буквы исчезли при реформах Петра I?

Рассмотрим некоторые буквы, которые были отменены Петром I.

название

изменения в истории букв

Кси (HYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ѯ_(кириллица)"ѮHYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ѯ_(кириллица)")

заменено сочетанием КС

отменено в 1735 г. В шрифте выглядело как ижица с хвостом

Омега (HYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ѡ_(кириллица)"ѠHYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ѡ_(кириллица)"от (Ѿ)

заменены на О и сочетание ОТ соответственно

не восстанавливались

Ижица

(ѴHYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ѵ_(кириллица)")

заменена на I или В, в зависи мости от произношения

отменена в 1735 г.,

опять восстановлена в 1758г

І и И

изменялись правила относи- тельно числа точек над І

с 1738 г. точка стала везде одна. Буква І отменена реформами 1917-1918 гг.

Й

этот отменённый Петром I знак был возвращён в гражданскую печать в 1735 г.; отдельной буквой до XX века не считался

Ять (HYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ять"ѢHYPERLINK "http://wikipedia.dn.ua/index.php/Ять")

отменён реформой 1917-1918 гг.

Э

употреблялось с середины XVII века (считается заимствованным из глаголицы), официально введено в азбуку в 1708 г.

Сначала было только 22 буквы, все – согласные. Ими записывали всю человеческую речь, затем греки ввели гласные. Этот греческий алфавит и стал основой всей европейской письменности. Сейчас во всём мире много алфавитов. Существуют и иероглифы – знаки, изображающие не звук, а целое слово или его часть. Например, японец, который учится читать, должен запомнить не 33 буквы, как русский первоклассник, а многие сотни иероглифов и ещё две азбуки, которые используются в современном японском письме.

Пётр изменил алфавит, и кириллица поменялась: уменьшилось количество букв, стало проще начертание. Из алфавита были устранены юсы, кси, пси, зело, ввели в алфавит буквы э, й, я. Из уроков русского языка я знаю происхождение слова «алфавит» (древняя Греция: «альфа» и «бета»).

В древности бумаги не было, и чтобы передавать свои мысли людям, предки использовали пергамент. Пергамент – это тонкая, очищенная от волос, телячья или козья кожа[5]. Её натирали мелом, чтобы снять жир, очищали пемзой и по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины.

Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой, и на листе надо было поместить как можно больше текста. Писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (нарост на листьях дуба), а гусиное перо, им пользовались не одно столетие, ножом заостряли перед письмом и расщепляли на конце.

В конце XIII века в столичных городах появились рукописи, которые украшались иначе: на листе белого пергамена чернильным контуром изображены крылатые змеи или птицы с длинными змеиными хвостами, чудовища, пожирающие друг друга или кусающие себя за хвост.

Аз - первая буква алфавита, начало всех начал, зверь-птица.

Буки - вторая буква, фигурка человека будто сдерживает движение; человек словно вплетен в природную вязь трав, деревьев.

Веди - третья буква алфавита; в глубине мира, в сплетении всего живого - маска в царственном головном уборе.

Глаголь - такое изображение четвёртой буквы алфавита символизирует центральное положение человека, его решающую роль в природе, в мире.

Живете ассоциируется с символом жизни (по-древнеславянски, жизнь значит "живот"). Из центра, фигуры напоминающей человека, переплетённой с древом жизни, расходятся вверх-вправо и влево две вылетающие птицы. Человеческая фигура, ноги которого уходят корнями в землю, появляется из пасти зверя. Все живое переплетено в единый бесконечный узор.

В кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Ещё в первом классе я узнала, что большая прописная буква красиво разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Отсюда и выражение «красная строка».

Славянская рукописная книга создавалась в течение семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства. Краски готовили из рубинов, изумрудов, их растирали в мелкий порошок. Такие краски не смываются и не тускнеют. Каждая буквица индивидуальна, неповторима...

Я подумала, что у нас тоже может получиться, и каждая буква будет неповторима. Решила предложить одноклассникам создать свои сказочные странички рукописной книги и провела социологический опрос среди учащихся нашего класса на предмет того, хотят ли они участвовать в создании этой книги.

Были предложены следующие вопросы:

1. Хотел бы ты принять участие в создании рукописной книги класса?

2. Какой ты видишь свою творческую работу?

Этот социологический опрос показал, что 100% опрошенных хотели бы принять участие в работе и с желанием проявят своё творчество. Такие результаты вдохновили меня на дальнейшее погружение и изучение темы.

Нам понадобилось совсем немного времени, чтобы появился результат. Мои одноклассники решили выразить свои мысли в составлении сказки. Каждый учащийся мог выбрать понравившуюся букву, и максимальное количество раз употребив её в словах, сочинить сказку. В ходе выполнения работы, я рассказывала, какие изменения были внесены в кириллицу за её тысячелетнюю историю: как изменился буквенный состав азбуки и звуковое значение некоторых букв, что стало другим начертание букв, изменились названия букв, даже частично изменился порядок букв.

И вот материал собран. Какие разные получились сказки!

Книга хоть и не в драгоценном окладе, но с иллюстрациями. И пусть она не будет являться памятником искусства, но она яркая и сделана с большим удовольствием, жанр у всех один – сказки. Конечный результат нам всем очень понравился, и мы были удивлены, что мы тоже можем «писать» книги.

(Приложение 1)

Анализируя готовые странички, отметим, что каждый из нас сочинил сказку, которую хотел. Первую букву своей странички представили так, как будто мы пишем сказку и оформляем книгу в конце XIII века.

Работа всем очень понравилась, и ребята заинтересовались моей темой.

1.2. РУССКИЙ АЛФАВИТ

К XX веку лишних букв сохранилось только четыре: i (или и с точкой), фита, ижица и ять. И только в 1918 г. была осуществлена реформа русского алфавита. Когда исключили 12 лишних букв кириллицы, их осталось в русском алфавите 31. А оказалось 33: из них 10 служат для обозначения гласных букв, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь). Две буквы придумали в XVIII веке (и, ё). Букву ё впервые использовал писатель Н. М. Карамзин, автор "Истории государства Российского".

При погружении в исследовательскую работу я подумала, а что знают выпускники начальной школы про алфавит. И в ходе исследовательской работы я провела анкетирование, в котором приняли 47 человек. 4 «В» класс учится по УМК «Школа России», 4 «Д» по УМК «Перспективная начальная школа». Анкета содержала следующие вопросы:

1. Любите ли вы читать?

2. Знаете ли вы что такое алфавит?

3. Знаете ли вы, кто создал алфавит?

4. Знаете ли вы, зачем он нужен?

5. Кто впервые использовал букву Ё?

Результаты анкетирования представлены на диаграмме.

Результаты анкетирования

Таким образом, результаты анкетирования показали, что 100% опрошенных знают, что такое алфавит. В 4 «В» классе знают, кто его создал, 42% (10 человек), а в 4 «Д» не знают только два человека, что составляет около 9%. Значит, учащиеся 4 «Д» класса, которые учатся по программе «Перспективная начальная школа», знают больше, чем мы. В 4 «Д» классе все учащиеся знают, зачем нужен алфавит, а в нашем классе 88% (21 человек). Ответ на последний вопрос: Кто впервые использовал букву Ё? знают по два человека из классов.

Нам ещё многое предстоит узнать в пятом классе.

ГЛАВА II. ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ АЛФАВИТ И АЗБУКА

Мне стало интересно, а АЛФАВИТ и АЗБУКА являются ли синонимами? Рассмотрим толкование слова «алфавит» из разных справочных источников.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии[9]

Русский алфавит - алфавитрусского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

Словарь русского языка С.И. Ожегова [9]

1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма. Русский алфавит.

2. Порядок букв, принятый в азбуке. Написать фамилии по алфавиту.

3. Указатель, перечень чего-н. по порядку букв, принятому в азбуке. Алфавит собственных имён в приложении к книге.

прил. ~ный, -ая, -ое. А. указатель.

Словарь Д.Н. Ушакова [9]

АЛФАВИ́Т, алфавита, ·муж. (от ·греч. alpha и beta - названий первых двух букв ·греч. азбуки)

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке.

2. Перечень слов или имен, расположенных по порядку букв, принятых в азбуке; алфавитный указатель. К книге приложен алфавит собственных имен.

Словарь Т.Ф. Ефремовой [9]

алфави́т м. 1. Установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определенного языка.

2. Совокупность букв, расположенных в таком порядке.

Словарь иностранных слов: [9]

Алфавит - от первых двух букв греческого алфавита "альфа" и "бета" (в среднегреческом произношении "вита") - совокупность букв, принятых в письменности какого-либо языка и расположенных в определенном порядке.

Зачем же нам необходимо знать алфавит? Да просто без него никак нельзя пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, библиотечными каталогами книг, которые составляются обязательно по алфавиту. А как же быть, если несколько слов на одну и ту же букву? Из уроков обучения грамоте в 1 классе я знаю, что при этом используется «строгий алфавит», когда учитывается не только первая буква слов, но и все последующие.

Теперь я могу ответить на вопрос: есть ли разница между словами алфавит и азбука и какая? Разница есть: в азбуке буквы-образы, в алфавите – буквы-переносчики информации. Узнала, что азбука древнее букваря. Алфавит – это упрощённая азбука, а слова АЛФАВИТ И АЗБУКА являются синонимами.

ГЛАВА III. ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА

На Руси стали обучаться читать и писать гораздо раньше, чем появилась первая книга. Сначала в азбуке видели алфавит, необходимый для обучения грамоте. К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия, в которых азбука была выделена в отдельный раздел. Тому, кто уже умел читать, нужен был материал для чтения. Самый первый букварь напечатал Иван Фёдоров, основатель книгопечатания на Руси, во Львове в 1754 г. (Приложение 2).

Эта книга не имеет заглавия, поэтому её называют и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, это 80 страниц. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. На первой странице 45 строчных букв кириллицы.

Каждому школьнику знакома пословица «Ученье – свет, а неученье – тьма», Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, называют святыми учителями, а просветители – те, кто несёт свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без неё нет книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперёд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы встречаемся с буквами везде и к этому привыкли. Мы не замечаем, насколько важны они в нашей жизни. Буквы составляют часть человеческого мышления. На протяжении истории каждый народ писал, выражал свои мысли в самых разных формах.

Вывод: теперь я узнала, откуда же произошёл русский алфавит, кто его придумал. Именно братья Кирилл и Мефодий подарили нам славянам азбуку, буквы не всегда так назывались и так выглядели. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства в 988г. и во многом похожа на наше современное письмо. Также я познакомилась с развитием нашей азбуки, и с теми людьми, которые повлияли на её изменение. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, и как мне кажется, он стал более понятен, чем был и совсем не сложен в запоминании.

Теперь, когда я читаю свои любимые книги, меня не мучает вопрос, как появились буквы. И поэтому, чтение стало доставлять мне ещё больше удовольствия. Я читаю ….слов в минуту, поэтому успеваю много прочитать книг. И каждый раз для себя нахожу всё больше и больше интересных книг.

Поставленную цель и задачи, стоящие передо мною реализованы. Я рассмотрела символику букв, познакомилась с видами букварей, научилась собирать информацию и выделять из неё главное, проводить анкетирование и делать выводы.

В классе мы создали подборку сказок на каждую букву алфавита. Я, надеюсь, что наши сказки будут интересны учащимся 1-3 классов, и материал будет использоваться на уроках русского языка, литературного чтения и занятиях внеурочной деятельности «Риторика» с целью проявления заинтересованности к учебным предметам, а также для расширения детского кругозора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Алехина Л.Н. Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности"//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» //HYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru"wwwHYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru".HYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru"festivalHYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru"@1HYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru"septemberHYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru".HYPERLINK "mailto://www.festival@1september.ru"ru

Авдеев А.С. Сказания о начале славянской письменности. [Текст]/-Авдеев А.С. – М.: "Наука", 1981.

Виноградова Г.Г., Лавриненко В.П.. Откуда азбука пришла. [Текст] / Г.Г. Виноградова, В.П. Лавриненко. Читаем, учимся, играем. – 2000. - №2. - С. 8-12

Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. [Текст]/ – Г.Г. Гранник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая – М., «Просвещение», 1991 г.

Интернет – ресурсы http://www.5.km.ru/

Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. [Текст]/ – Леонтьев А. А. М.: Дет. лит.,1984.

Хорошилов С.А. Происхождение письменности. [Текст] / - Хорошилов С.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/stranitsy-eliektronnogho-zhurnala-istoki-russkoi-pis-miennosti

Толковый словарь Ушакова http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-usakova/26511

….другие словари

https://ru.wikipedia.org/wiki/Алфавит

https://infourok.ru/

Приложение 1

Приложение 2

Иван Фёдоров

Первый московский печатный букварь

Василия Бурцова, 1634 г

Второе издание букваря Василия Бурцова, 1637г

Страницы из букваря Симеона Полоцкого Рукописная азбука

1679 г

Просмотров работы: 686