Гендерные различия в отношении подростков (13-14 лет) к деньгам

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гендерные различия в отношении подростков (13-14 лет) к деньгам

Магасумова Л.Р. 1
1МАОУ "Гимназия № 6" г. Перми
Баландина Е.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 6" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я начала замечать изменения в себе и своих сверстниках. Мы стали более самостоятельные: в выборе одежды, развлечений, досуга, и конечно, распоряжении своими деньгами. По мере нашего взросления, многое меняется, например, в 8 лет мы и не думали о необходимости денег, ведь что нам покупали родители, нас устраивало. Сейчас же, у нас появилось свое мнение, и мы не хотим носить, делать то, что нам не нравится. И вот здесь нам нужны свои деньги, как элемент свободы и самостоятельности. Некоторым деньги нужны как средство самоутверждения.

Но не у всех детей есть прямой доступ к деньгам. И поэтому они начинают искать другой способ получить деньги, но он бывает не всегда правильный.

Цель данной работы: изучение отношения современных подростков к деньгам.

Задачи:

Определить, что такое деньги

Узнать о способах получения денег подростками

Определить их умение распоряжаться деньгами.

Провести исследование: выявление гендерных различий в отношении к деньгам

Разработать рекомендации о способах распоряжения деньгами.

Предмет исследования: отношение подростков к деньгам.

Объект исследования: учащиеся 7-8 классов гимназии.

Исследование проводилось: октябрь- декабрь 2017 года

Гипотеза: существует гендерные различия в отношении к деньгам.

Глава 1.

Теоретические аспекты определения ценностей подростка.

1.1.Понятие деньги, карманные деньги.

Деньги очень плотно вошли в жизнь каждого человека. Ежедневно каждый из нас так или иначе с ними сталкивается, но далеко не все знают, что означает само понятие «деньги».

Эта тема всегда очень интересна и привлекает внимание множества людей, так давайте же разберемся в этом понятии, кажущимся на первый взгляд таким простым.

Деньги - средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

Тема денег по данным социологов сегодня является самой популярной среди людей, опережая даже «любовь».

Но этому экономическому понятию не учат в школе, о деньгах не принято разговаривать за семейным столом и с детства наши познания о главном экономическом ресурсе остаются мягко говоря туманными.

Современные дети живут в мире ценников, они знают, что за все нужно платить, и что требуется много денег, чтобы ни в чем себе не отказывать. И время, когда была актуальна поговорка «Не в деньгах счастье», давно прошло, теперь главенствует совершенно иная – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Поэтому неудивительно, что дети, независимо от их возраста, стремятся иметь собственные средства.

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.[9]

Карманные деньги - это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды.[8]

1.2. Понятие ценностных ориентаций.

На современном этапе развития общества одной из важнейших тем, изучаемых в науке, является проблема ценностей и ценностных ориентаций личности. Создавшиеся условия переосмысления и пересмотра всех существующих ценностей ставит ценностные ориентации личности в особые рамки, определяющие функционирование и развитие человека. Так как именно ценностные ориентации составляют важные компоненты структуры личности, они являются социальными с точки зрения исторической обусловленности и индивидуальными в отношении опыта конкретного субъекта. Их можно наблюдать во всех областях человеческой жизнедеятельности, где им приходится выполнять функцию регуляторов поведения.

Процесс формирования ценностных ориентаций личности сложный и многогранный. С течением времени в каждом периоде жизни человека происходит видоизменение иерархии ценностных ориентаций, но при этом не теряется их определяющее значение для жизнедеятельности личности.

Главная особенность ценностных ориентаций заключается в том, что данная категория управляет поведенческим процессом субъекта как осознанным действием.

Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

Ценностные ориентации – это система ценностных предпочтений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни. Ними определяются поступки и действия человека, проявляющиеся в практическом поведении.

Структура ценностной ориентации состоит из трех компонентов:

- когнитивного (смыслового) компонента, с помощью которого обобщается социальный опыт личности, осуществляется научное познание действительности, которое способствует становлению ценностного отношения;

- эмоционального компонента, который устанавливает личностный смысл отношений индивида к жизненным ценностям;

- поведенческого компонента, являющегося результатом взаимодействия первых двух компонентов. Познание действительности и ее ценностного переживания субъектом формирует его готовность действовать по продуманному плану.

Следовательно, ценностные ориентации будут результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в ходе развития личности. Именно они и будут представлять собой субъективное отражение объективного мира в сознании конкретного индивида. В ценностных ориентациях выражаются общечеловеческие позиции, на основании которых основывается поведение индивида в различных жизненных ситуациях.

Ценностные ориентации:

- становятся фундаментом определяющим качество жизни человека;

- определяют содержательную сторону направленности личности;

- составляют основу мировоззрения и мотивации;

- создают основу ее отношений к окружающему миру, событиям, ситуациям, к людям, к себе.

Общие виды ценностей: материальные (экономические), социальные и духовные. К материальным ценностям относятся производственно-потребительские (утилитарные) ценности, которые связаны с отношениями собственности, быта и т.п.

Духовные ценности основаны на нравственных, познавательных, эстетических, религиозных и других идеях, представлениях и знаниях. К духовным ценностям относят: книги, музыку, музеи и т.д. через которые человек может реализовать себя как творческую и нравственную индивидуальность. К социальным ценностям относятся представления об интересной работе, общественной справедливости, профессиональном успехе, рациональном государственном устройстве и т.д.

Рассмотрим виды ценностных ориентаций:

1. Эвдемонизм - это этическое направление, которое определяет критерий нравственности и является основой поведения человека, его стремлением к достижению счастья.

2. Гедонизм - этическое учение, которое считает удовольствие высшим благом, главной добродетелью и целью жизни. Добро олицетворяется как нечто приносящее наслаждение и избавление от страданий.

3. Аскетизм заключается в воздержании удовлетворения своих потребностей, применении предельно возможного отказа от благ для достижения морального и религиозного идеала.

4. Утилитаризм (прагматизм) – это направление, в котором моральная ценность поведения или поступка обусловливается его полезностью.[1]

Гендер- социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.[6]

1.3 Определение ценностей характерных возрасту подростков.

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром.

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт.[2]

Общение. В подростковом возрасте для детей общение — это все, а друзья ближе родственников. Каждый подросток стремится выглядеть гораздо лучше, чем он есть на самом деле; появляется стремление к совершенству и периодически желание выглядеть лучше своего товарища. Такие ценности с возрастом меняются.

Друзья. В подростковом периоде человек стремиться к популярности, постоянно заводит новые связи знакомства, старается пребывать на пике популярности. По мере взросления такой ажиотаж проходит, появляются семейные ценности, стремление бывать только в кругу лучших друзей, а главным принципом по жизни становятся слова: «Старый друг лучше новых двух».

Родители. Несмотря на то, что подростки постоянно конфликтуют с родителями, они всегда отстаивают их позицию в обществе. Особенно мальчики яро защищают своих мам, не позволяя никому плохо о них отзываться. Такие принципы сохраняются на протяжении всей жизни, демонстрируя мужское начало и святость семьи. Что касается девочек, то в подростковом возрасте таких проблем практически не возникает.

Школа. Когда школьник пребывает в стадии подросткового возраста, самая заветная мечта — скорее бросить школу и вырваться во взрослую жизнь. По мере взросления такое желание отпадает, даже наоборот, возникает особая заинтересованность в учебе, стремление к саморазвитию и перспективам на будущее. Не зря же молодежь добровольно поступает в институт, мало того, стремится ко второму высшему образованию.

Личные отношения. Если в подростковом периоде хочется влюбляться и знакомиться с новыми людьми, то по мере взросления такое желание отпадает. Взрослому человеку хочется встретить достойную вторую половину, обрести себя и семейное счастье.

Теперь очевидно, что духовные ценности подростка и взрослого человека в корне отличаются, а причина такой разности взглядов очевидная — юношеский максимализм. Изначально человеком движут амбиции и стереотипы, стремление добиться истины любыми путями. С годами курс на жизнь несколько меняется, появляется гибкость и коммуникабельность, которая позволяет с гибкостью идти по жизни.

Чтобы окончательно сформировать свои духовные принципы и определить ценности, подростку необходимо набраться жизненного опыта, и только после этого рассуждать о духовных ценностях. Ранее его разговоры все равно никто всерьез не воспримет.

Деньги - это еще одна колоссальная ценность для подрастающего поколения. Многие дети уверены, что именно деньги вращают мир, поэтому постоянно стремятся к обогащению за счет щедрых родителей. Не совсем правильные моральные устои, но со временем они могут измениться в лучшую сторону. [7]

Сегодня много подростков желают зарабатывать самостоятельно, чтобы не просить у родителей деньги на свои потребности.

Стоит заметить, что желание школьника самостоятельно зарабатывать необходимо поддержать, даже тогда, когда родители зарабатывают достаточно. А подросткам не стоит скрывать стремление зарабатывать деньги, ведь порой могут возникать ситуации, которые не преодолеешь без помощи родителей.

Есть и другие причины почему подросток хочет зарабатывать. Это может быть желание самореализоваться или помочь родителям. Данный момент показывает, что молодой человек либо девушка взрослеют, становятся сознательными и ответственными.

Для подростка в летнее время найдется достаточное количество вариантов, где можно заработать деньги. Мы рассмотрим варианты, которые доступны школьникам в реальной жизни.

1. Работа курьером

В больших городах есть курьерские службы, в которые всегда нужны люди. Это прекрасный вариант для подростка. Работа включает в себя доставку корреспонденции, писем, небольших грузов, а также бесплатной прессы в жилые дома.

Очень хорошо, если вы имеете велосипед и если вы неплохо знаете свой город либо район, где собираетесь работать.

Плюсы работы – это свободный график работы, а минусы – что приходится быть постоянно в разъездах и носить порой тяжелые сумки.

2. Работа на почте

Как вы понимаете, работу надо искать на почте. Не всегда на почте найдется работа разносчика, но там могут предложить помогать непосредственно в отделении, разбирать и группировать приходящие посылки, документы и другое. Много заработать здесь не получиться, но зато вы с чего-то начнете.

3. Уборка садов и участков

Зачастую в различных государственных учреждениях есть прикрепленные территории с клумбой, парком или посаженными деревьями. Можно предоставлять свои услуги по уборке этих участков, получая за это деньги. Кроме этого, если вы еще и любите природу, можно устроиться в службу, которая занимается посадкой деревьев.

Кроме этого есть люди, которые имеют частный дом и прилегающий земельный участок. Они не откажутся от помощи подростка, желающего навести порядок за небольшую плату.

4. Выгул собак

В Америке выгул собак за деньги – это наверное самый известный способ заработать для подростка. В нашей стране это не сильно развито, но идея очень хорошая.

Частенько у владельцев собак нет много свободного времени или уже лень их выгуливать.

Если вы любите собак, умеете с ними обращаться и не боитесь их, то эта работа вам подойдет. Также нужно быть ответственным, ведь когда вы гуляете с собакой вы за нее в ответе.

Цены на выгул собак могут быть совершенно разными. Например, в Москве за одну прогулку с собакой могут заплатить 15-20 долларов. В небольшой городке – это будет 100-150 рублей за час прогулки. Кстати, если умножить 100 рублей на 8 часовой рабочий день, то в месяц получатся средняя заработная плата по России. Поэтому это довольно неплохой вид заработка для подростка.

Ищите тех владельцев собак, которые живут поблизости, чтобы не затрачивать много времени на дорогу. Также можно написать объявления в подъездах или поинтересоваться у соседей.

5. Помощь ученикам младших классов в выполнении школьных домашних заданий

Этот вариант для старшеклассников, которые неплохо учатся. Если вы неплохо помните материал за прошлые годы и хорошо учитесь, то можно помогать за деньги ученикам младших классов.

Зачастую состоятельные родители находят профессиональных репетиторов. Конечно, не все имеют такую возможность. И тогда родителям проще найти старшеклассника, который не возьмёт много денег за занятие, но поможет выполнить их ребенку задания по математике, истории либо английскому языку.

Если вы хорошо себя проявите, то о вас обязательно узнают в близлежащих домах или даже во всем вашем районе.

6. Вожатый в лагере

Тут нужно оговориться, что вожатым можно работать лишь с 18 лет. Но зачастую в лагерях у вожатых есть помощники, младше этого возраста. В их обязанности входит выполнение поручений вожатого. Также помощник вожатого не несет уголовной ответственности.

Об оплате следует договариваться заранее, чтобы в итоге не проработать бесплатно. Вам также будут доступны все развлечения, которые здесь есть.

7. Расклейка объявлений

Расклеивая объявления летом можно неплохо зарабатывать. Работать нужно много не привлекая посредников, то есть рекламных агентств. Оплата зависит от количества расклеенных объявлений. За 3 летних месяца на такой работе порой можно заработать на нормальный велосипед.

8. Рукоделие

Этот способ заработка больше подойдет девочкам, но и парни могут кое-чего изготавливать своими руками. Девочкам вполне по силам делать красивые браслеты, заколки для волос, банты используя для этого ткани, бисер и другие подручные материалы.

Начните изготавливать изделия на заказ. Стоимость изделия рассчитайте таким образом, чтобы не остаться в убытке. Это стоимость материалов плюс наценка за выполненную работу.

Если у вас все будет неплохо получаться вы заработаете неплохую сумму денег и даже станете «звездой» своей школы.

9. Мойка автомобилей

Прекрасный способ для подростков, которые живут в городах, где часто случаются пробки. Когда водитель стоит из-за пробки, он часто будет не против, чтобы его авто помыли. Возьмите ведро с водой и тряпки. Вытирайте диски, капот, номера, фары. Много с одного человека не заработаешь, но с каждого понемногу может получиться некоторая сумма денег.

Можно договориться с работником близлежащей заправки о том, чтобы оставлять у него ведра и тряпки, чтобы не носить их все время за собой.

10. Раздача листовок

Много компаний часто ищут распространителей рекламок. Что включает в себя эта работа? Нужно стоять возле метро либо больших торговых центров и протягивать листовки, сказав пару слов. Платят здесь в основном почасово. Кстати, оплачивается труд достаточно неплохо, как для школьника. Деятельность распространителей рекламок контролируется самим заказчиком. [5]

Деньги обладают определенными характеристиками:

выступают инструментом обмена товаров и услуг;

являются универсальным эквивалентом ценности (стоимости) любых объектов торговли;

являются мерой оценки труда производителей материальных ценностей и поставщиков нематериальных услуг. [4]

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».[3]

Глава 2.

Исследование гендерных различий путем анкетирования.

Для изучения рассматриваемой темы мною разработана анкета (прил.1).

В качестве вариантов ответов были предложены взаимоисключающие ответы типа .

В процедуре анкетирования участие приняло 107 человек, из них: 44 мальчика и 63 девочки (прил.2).

2.1 Анализ полученных данных

По результатам анкетирования установлено следующее:

Результаты показали, что:

Вывод: девочкам и мальчикам достаточно денег, которые им выдают родители.

Вывод: мальчики экономнее девочек.

Вывод: большая часть ребят тратит свои деньги только по необходимости.

Вывод: мальчики прагматичнее девочек.

Вывод: достаток человека не влияет на отношение ребят к нему.

Вывод: мальчики тратят на себя меньше девочек.

Вывод: в свободное от учебы время подработкой занимаются больше мальчики, чем девочки.

2.2 Выводы и рекомендации.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для девочек деньги являются менее значимой ценностью, нежели для мальчиков.

Таким образом, моя гипотеза подтверждена.

Рекомендации:

Расставьте для себя финансовые приоритеты

От образа жизни человека сильно зависят и его затраты. Например, подростки, часто поддаются не нужному соблазну. Это понятно, что мало жизненного опыта, но это может, приводит к финансовым ошибкам.

Заводим учет доходов и затрат

Все успешные в финансовом плане люди ведут такую отчетность. Ведь на наглядном примере, вы увидите, что именно приносит вам дыры в вашем бюджете.

Заводим себе копилку

Можно кидать не нужную мелочь, сдачу, которая у вас остается, ведь вроде 5 рублей это не деньги и на них ничего не купишь, а вот в конце года, вы посмотрите какую сумму вы сэкономили и накопили.

Не отказывайтесь от всего

Не стоит через чур, уж зацикливаться на том, чтобы отложить, отложить, отложить. Не нужно конкретно отказываться от вещей, которые приносят вам удовольствие, ведь именно на таких вещах повышается наш «счастливый индикатор» и хорошее настроение.

Не гонитесь за брендами

Не стоит покупать вещь только из-за того, что на ней лейбла известной фирмы. Лучше покупайте качественные, но оригинальные вещи, которые будут позволять вам экономить деньги.

Заключение

Подростковый возраст – это переходный этап от детства к взрослости, где закладываются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье, социуму, закладываются основные ценностные предпочтения и т.д.

Современные подростки разительно отличаются от тех, кому довелось взрослеть двадцать, или даже тридцать лет назад. Следовательно, система ценностей современных подростков также отличается от системы ценностей подростков прошлых поколений. Исходя из этого, данная тема будет всегда актуальна и важна. Именно поэтому, я намерена продолжить более глубокое изучение ценностных ориентаций современных подростков, и, надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам, в дальнейшем, грамотно использовать Ваши деньги.

Используемая литература:

Буренина, С. Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков / С. Ю. Буренина // Автореф. дис. канд. пед. Наук. - СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2000. - 22 с.

Вебер, М. История хозяйства. Город / М. Вебер // Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. - М.: «КАНОН-ПРЕСС-Ц», «Кучково поле», 2001. - 576 с.

Виханский, О. Ценности / О. Виханский // [Электронный ресурс]: http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0160/. 4. Дейнека, О. С. Экономическая психология: Учеб. Пособие / О. С. Дейнека. - СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2000. - 158 с.

Интернет ресурсы:

1. https://lektsii.org/13-8575.html

2.https://studfiles.net/preview/382754/page:4/

3.http://veselajashkola.ru/interesno/podrostok-i-ego-sistema-cennostej/

4.http://hiterbober.ru/business-terms/chto-takoe-dengi-opredelenie-funkcii-vidy.html#ca8bd

5. http://conicheva84.ru/kak-zarabotat-dengi/kak-zarabotat-dengi-podrostku/

6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/13996

7. http://veselajashkola.ru/interesno/podrostok-i-ego-sistema-cennostej/

8.http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8

9. http://www.nsad.ru/articles/deti-i-dengi-skolko-davat-na-karmannye-rashody

Приложения

Приложение 1

Укажите Ваш пол (М/Ж)

Достаточно ли Вам денег, которые выдают родители? (Да/ Нет)

Зарабатываете ли Вы самостоятельно? (Да/ Нет)

Сколько денег Вы тратите на себя за неделю? ( до 100 руб, до 500 руб, до 1000 руб, более 1000 руб)

На что Вы тратите свои деньги? ( на развлечения, на хобби, по необходимости)

Считаете ли Вы, что грамотно используете свои деньги? (Да/ Нет)

Экономите ли Вы, если да, то на чем? ____________________

Считаете ли Вы, что материальные ценности могут заменить духовные? (Да/ Нет)

Влияет ли Ваше отношение к человеку от его достатка? (Да/ Нет)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Просмотров работы: 1762