РЫНОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РЫНОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Патрахина  М.П. 1
1ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная»
Курманбаева  И.С. 1
1ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Страховая медицина как одна из форм общегосударственной защиты населения представляет собой определенную организационную систему медицинской помощи, основанную на методе страхования. Медицинское страхование на современном этапе в широком понимании — это новые экономические отношения в условиях рынка. Их суть в создании системы охраны здоровья и социального обеспечения, гарантирующей всем гражданам свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь независимо от социального положения и уровня доходов.

В связи с принятием в Казахстане с 1 марта 2016 года Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» и с введением 1 января 2018 года обязательных взносов в Фонд медицинского страхования тема научно-исследовательской работы является весьма актуальной. Так как рассматривает формат понятия «страхования», с точки зрения равномерности распределения рисков для «смягчения» возможных экономических, социальных, финансовых и психологических последствий и снятия общей социальной напряженности.

Целью работы является изучение возможностей и перспектив развития медицинского страхования в Казахстане. Основные задачи работы:

1.анализ международного опыта в области медицинского страхования;

2.рассмотрение перспектив развития медицинского страхования в Казахстане;

3. описание основных проблем развития медицинского страхования в Казахстане.

При написании научно-исследовательской работы были использованы следующие методы: сравнение, при проведении сходства и различия медицинского страхования в международной практики; описание, при фиксации основных выводов и предположений по теме работы; аналитика и прогноз, при рассмотрении проблем внедрения медицинского страхования в Казахстане и изучение результатов исследования по вопросам медицинского страхования.

В качестве рабочей гипотезы научно-исследовательской работы выступит предположение, что обязательное медицинское страхование в Казахстане станет основным гарантом для граждан при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств.

Гипотеза будет доказано, если в работе представлены следующие виды исследований:

- введено историческое значение понятия медицинского страхования;

- представлена концепция обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан;

- рассмотрен уровень поддержки идеи внедрения обязательного медицинского страхования в Казахстане и перспективы развития

- обозначены проблемы введения медицинского страхования в Казахстане.

Этапы и процедуры исследования работы определены в соответствии с поставленной гипотезой и предполагают реализацию поставленных цели и задач, описание исследовательской части рабочей гипотезы.

Объектом изучения научно-исследовательской работы является система введения медицинского страхования в целом в зарубежных странах и в Казахстане.

Предметом изучения научно-исследовательской работы стало обязательное медицинское страхование в Казахстане, его концепция, проблемы и перспективы развития.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление по вопросу обязательного медицинского страхования для простого обывателя, и в дальнейшем будет использован в проведении разъяснительной работы на родительских собрания и классных часах.

ГЛАВА 1

§1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет довольно давнюю традицию. Еще в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья. В средние века защитой населения в случае болезни или наступления инвалидности занимались цеховые или ремесленные гильдии (союзы) и церковь. Это был первый этап в развитии социального страхования.

Однако форму медицинского страхования социальная помощь при болезни приобрела только во второй половине XIX века. Именно в это время начало активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важнейших результатов действия которого стало создание во многих европейских странах страховых больничных касс. Пионерами в области больничного страхования выступили Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 году был издан первый государственный закон об обязательном больничном страховании рабочих, в 1884 г. — закон о страховании от несчастных случаев, в 1889 г. — закон о страховании на случай старости и инвалидности. Таким образом, в систему социального страхования как его важнейшая часть вошло обязательное медицинское страхование, а система здравоохранения, возникшая на его основе, получила в истории название "система здравоохранения Бисмарка " поскольку эти законы были приняты при его правлении. Вслед за Германией в период с 1887 по 1910 гг. аналогичные законы были приняты в Австрии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Испании, Голландии, Франции.

Становление системы помощи населению при болезни в Российской Империи связывается, в первую очередь, с развитием в конце 19 века земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. В 1912 г. был принят закон о введении обязательного страхования от несчастных случаев и болезней работающих граждан. Принятый закон имел ограниченный характер. Из 13 млн. рабочих страхованию от несчастных случаев и болезней подлежали 2 млн. Страхование не охватывало Сибирь и Среднюю Азию. 60% расходов по страхованию оплачивали рабочие. Созданные в соответствии с законом больничные кассы занимались страхованием на случай болезни и выдачей пособий. Организация медицинской помощи в их обязанности не входила. К началу 1916 г. в России было 2 тыс. больничных касс.

Однако медицинское страхование в дореволюционной России не получило такого распространения как в Европе. Медицинское страхование развивалось в основном только на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга.

После революции страхование при помощи больничных касс оказалось неактуальным вследствие введения государственной монополии в страховании.

§2 ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Медицинское страхование – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине – это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.

При медицинском страховании интересом застрахованного выступает возможность компенсации затрат на медицинское обслуживание за счет средств страховщика.

По общемировым стандартам медицинское страхование покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболеванием:

– затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу;

– потерю трудового дохода, вызванного с невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности.

Страхование медицинских затрат является страхованием ущерба и защищает состояние клиента от внезапно возникающих расходов.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, основными причинами перехода к страховой медицине являются:

– недостаточность финансирования здравоохранения;

– увеличение обращаемости за медицинской помощью (до 60%) при «бесплатном» здравоохранении;

– возрастание объема и стоимости медицинских услуг параллельно росту числа врачей;

– дефицит квалифицированной медицинской помощи;

– расцвет «теневой» экономики в медицине;

– сверх централизация и монополизация финансирования и управления здравоохранением.[7]

В настоящее время медицинское страхование может проводиться в добровольной и обязательной форме. Обоим формам свойственны свои преимущества и недостатки. В то же время обязательное медицинское страхование имеет существенное преимущество – оно обеспечивает регулярность накопления денежных средств, создавая тем самым возможность планировать медицинскую помощь.

Обязательное страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам и обеспечивает всем гражданам возможность получения медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного страхования.

Для обязательного медицинского страхования характерно то, что оплата страховальщиками вкладов осуществляется в установленных размерах и в установленное время, а уровень страхового обеспечения одинаков для всех.

По условиям обязательного страхования работодатели должны отчислять от своих доходов страховые вклады, которые формируют страховой фонд. Из этих фондов происходит возмещение необходимого минимального уровня затрат на лечение застрахованных работников в случае их нетрудоспособности.

В основу проведения обязательного социального страхования положены программы обязательного медицинского обслуживания. Эти программы определяют объемы и условия предоставления медицинских услуг, гарантированных каждому гражданину, который имеет право ими пользоваться.

Обязательное медицинское страхование охватывает практически все население и удовлетворяет основные первоочередные проблемы, но оно не может охватить весь объем рисков. Поэтому неудовлетворенный страховой интерес реализуется организацией добровольного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование аналогично обязательному и преследует ту же социальную цель – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. Однако эта общая цель достигается двумя системами разными средствами.

Во-первых, добровольное страхование является отраслью коммерческого страхования, а не социального.

Во-вторых, хотя обе системы являются страховыми, обязательное медицинское страхование основано на принципе страховой солидарности, а добровольное – на принципе страховой эквивалентности.

По договору добровольного медицинского страхования, застрахованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.

В третьих, участие в программах договора добровольного медицинского страхования не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива.[5]

Таким образом, добровольное медицинское страхование имеет ряд преимуществ, позволяющих обрести уверенность в завтрашнем дне и определенную защищенность от негативных последствий потери здоровья.

Однако опыт зарубежных стран показывает, что добровольное медицинское страхование имеет также недостатки: охват страхованием немногочисленных видов медицинской помощи; жесткий выбор страхователей по критериям вероятности осуществления страховых выплат; затратный порядок финансирования; зависимость объема медицинской помощи от платежеспособности клиента или финансового состояния работодателя.

§3 КОНЦЕПЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Изучая модели страховой медицины таких стран, как США, Сингапур, Германия, Великобритания, Австралия, Канада и отобрав все лучшее из мирового опыта, в Казахстане разработана модель социального медицинского страхования. За основу взята германская модель обязательного медицинского страхования, так как она более всего подходит к казахстанским условиям – это так называемая бюджетно-­страховая медицина, когда финансирование системы здравоохранения происходит за счет государства, обязательных взносов работодателей и работника.

Таким образом, современная концепция обязательного медицинского страхования в Казахстане будет, учитывает положительный опыт и наработки, существующие в западных моделях обязательного медицинского страхования, которые представляют несомненный интерес в рамках совершенствования отечественного медицинского страхования.

Обязательное социальное медицинское страхование основывается на принципах:

1) соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании;

2) обязательности уплаты отчислений и (или) взносов;

3) солидарной ответственности государства, работодателей и граждан;

4) доступности и качества оказываемой медицинской помощи;

5) использования активов фонда исключительно на оказание медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

6) гласности деятельности фонда.

Государство. Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» предусматривает, что государство будет платить за социально уязвимые слои населения. В конечном итоге размер взносов составит 6 % от средней заработной платы по стране. Достигаться эта цифра будет поэтапно: с 1 июля 2017 года - 1 %, с 1 января 2018 года - 3,75% , в 2019 году - 4 %, 6% в 2023 году.

Работодатели. Будут платить за своих наемных работников. В конечном итоге размер взносов составит 3 % от фонда оплаты труда. Достигаться эта цифра будет также поэтапно: 1% с 1 июля 2017 году, 3% к 2022 году. Взносы будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, поэтому реальная нагрузка будет немного меньше.

Работники. Будут платить за себя. В конечном итоге размер взносов составит 2% от дохода. Взносы будут расти поэтапно: первую выплату в размере 1% работникам предстоит совершить в 2019 году, а с 2020 года ее размер составит 2%. Относиться взносы будут на вычеты при исчислении индивидуального подоходного налога

Самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера и т. д.). Будут платить за себя. В конечном итоге размер взносов составит 5 % от дохода. Достигаться цифра будет поэтапно: 5 % с 1 июля 2017 году. Сумма, с которой будут отчисляться проценты, не будет превышать 15 минимальных заработных плат. Относиться взносы будут на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога.

ГЛАВА 2

§1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

1.Определен список социальных болезней, позволяющий получать бесплатно лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне предусмотрено по 47 заболеваниям.

2. От взносов в фонд обязательного социального медицинского страхования освобождены дети до 18 лет, студенты и выпускники учебных заведений до 6 месяцев после окончания, а так же незащищенные слои населения. Обеспечение солидарности при перераспределении ресурсов от менее нуждающихся к более нуждающимся.

3. В условиях системы социального медицинского страхования в конкурсе для оказания медицинских услуг могут участвовать только те медицинское организации, у которых численность медработников, техническое оснащение и структура организации медпомощи соответствует установленным минимальным требованиям (стандартам).

4. Планируется поэтапное повышение заработной платы медработников как минимум до среднего уровня в экономике страны. До 2030 года зарплата работников медицины (врачей) должна превысить в 2 раза среднюю зарплату по республике. Что позволит высококвалифицированным медицинским работникам осуществлять свою деятельность не только в частных организациях, но и государственных.

5. Согласно концепции по закупу медтехники, до 500000 тенге медицинская организация может самостоятельно закупить необходимое медицинское оборудование, от 500000 до 100 00000 тенге медицинское оборудование можно закупить в лизинг через АО «Казмедтех» (с возмещением лизинговых платежей), а свыше 10000000 тенге закуп будет осуществляться централизованно за счет средств государственного бюджета. Кроме того, предусматривается аренда медицинского оборудования у поставщиков медоборудования.

§2 ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

1. Введение социального медицинского обязательного страхования не решит проблемы граждан, боязни идти на «больничный», из – за боязни потери работы или уменьшения заработной платы.

2. Организация новой структуры фонда медицинского страхования, повлечёт за собой создание еще большей части бюрократической единицы, с полным социальным пакетом.

3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который будет дополнительно аккумулировать средства, поступающие от работодателей и работников. При этом штат фонда необходимо будет значительно расширить, поскольку возникшие риски страхового мошенничества (как со стороны населения, так и со стороны медицинских организаций) и увеличение количества судебных процессов потребуют привлечения большого числа юристов и финансистов, а следовательно, увеличатся расходы на его содержание.

4. Не создана процедура расходования фондом денег рационально, и как медицинские учреждения будут контролироваться на предмет адекватного прайса. Создание контролирующего органа, влечет за собой дополнительны расходы: заработная плата, создание рабочего места и т.д.

5. Государство должно нести ответственность за самую беззащитную прослойку населения, эти люди (бедные, инвалиды, пенсионеры и пр.) не появились из ни откуда, рассчитывая на ответственное сочувствие, они – продукт общества и продукт проводимой в стране политики. Государство будет платить за социальные слои населения из государственного бюджета, который состоит из налогов работающего населения. Кроме этого, вводиться отчисление за медицинское страхование, то есть нагрузка ложиться на работающие население. Нет, конкретных данных работающего населения, самозанятого и наемных работников.

6. Свыше 370 млрд. тенге планируется аккумулировать в фонде социального медицинского страхования в первый год работы, а к 2021 году в фонде будет находиться порядка 1,150 трлн. тенге. Однако оценить, насколько фонд будет финансово состоятельным, невозможно, так как профильное министерство не предоставляет статистики по затратам на медицинское обслуживание населения.

7. Комиссионное вознаграждение фонда будет составлять 1 %, следовательно - 3700000000 тенге в первый год, а к 2021 году - 11500000000 тенге. Куда будут потрачено комиссионное вознаграждение.

8. Инвестирование временно свободных денег фонда будет осуществляться на основе договора доверительного управления с Национальным банком Республики Казахстан. Инвестиционный доход будет направляться исключительно для оплаты за оказанную медицинскую помощь в системе ОСМС и в размере не более 1% на комиссионное вознаграждение для осуществления деятельности фонда. Следовательно, оплата будет проводиться за счет инвестиционного дохода от временно свободных денег фонда, при этом разработчики утверждают, что оплата труда медицинским работникам будет осуществляться через фонд.

9.Какая мотивация для работодателей в условиях ОСМС? Здоровье работников, соответственно высокая производительность труда. С этим можно поспорить работодатели набирают работников по состоянию здоровья. Поэтому работодатели будут перекладывать ответственность за отчисление денег в фонд за счет уменьшения заработной платы работников. Возникнет тенденция не «зарплаты в конвертах», а возврат отчислений в конвертах со стороны работников.

10. Несмотря на установленное Конституцией Республикой Казахстан право населения на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), Минздрав предлагает сохранить государственное финансирование ГОБМП только для отдельных категорий населения. Работающие граждане будут получать медицинские услуги в рамках действующего ГОБМП за счет обязательных отчислений работодателей. То есть получается, что гарантия государства будет осуществляться за счет средств работодателя.

11. В связи с введение для работодателей обязательных отчисления в ФМОС за каждого работника, начнется сокращение заработной платы персоналу, рабочих мест, выдача заработной платы в «конвертах».

12.На территории Казахстана у населения иногда нет возможности выбора лечащего врача: есть один фельдшерский пункт, а в город ехать далеко. Кроме того, есть опасность, что все деньги пойдут в две столицы, где сосредоточены лучшие медики и больницы. Поэтому о создание конкурентной среды не может идти речь.

13. Цены повышаются, налоги увеличиваются, а заработная плата остается на прежнем уровне, т.е. происходит падение уровня дохода населения. Поэтому о развитие медицины до общемирового на фоне несоответствия доходов населения, структуры нашей экономики и уровня развития бизнеса не может быть речи.

14. В связи с увеличением продолжительности жизни населения, естественным его старением, число плательщиков страховых взносов сокращается, плюс еще происходит рост хронических заболеваний, следовательно, потребления медицин­ских услуг и количество нуждающихся в интенсивном дорогом лечении увеличивается. С повышением расходов на здравоохранение возрастает и риск того, что затраты на лечение превысят поступления страховых взносов.

15. На сегодняшний день при оказании медицинской помощи в Казахстане на душу населения расходуется 254 доллара против 2400 в развитых странах. При введение медицинского страхования будет ли увеличен расход до 2400 долларов в год, вопрос остается открытым..

16. При создании специального фонда, в который на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) будут стекаться бюджетные вливания, а также средства работодателей и работающего населения – 5 и 1 процент от фонда оплаты труда и окладов соответственно. Кто проводил расчеты и на чем они основаны.

17. Новым механизмом обеспечения качества медицинских услуг станет гарантирование профессиональной ответственности медицинских работников. Этот механизм будет направлен на компенсацию имущественного вреда гражданам при получении медицинской помощи в случаях, когда этот вред напрямую связан с профессиональной ошибкой со стороны медицинского работника. Проведение соответствующих экспертиз, исходя из каких критериев будет рассчитываться имущественный вред, будет ли вынесение «вердикта» прерогативой суда, или же все будет решать какая-нибудь очередная комиссия, на которую априори имеет влияние Минздрав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система обязательного медицинского страхования создаются с целью гарантирования гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия, повышение качества и расширение объема медицинской помощи посредством:

1.Радикального увеличения ассигнований на здравоохранение;

2.Децентрализации системы управления фондами здравоохранения;

3.Материальной заинтересованности и ответственности медицинских работников в конечных результатах своего труда;

4.Экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих;

5.Экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.

Медицинское страхование – один из наиболее важных видов социального страхования, имеющее больше плюсов, чем минусов в пользу внедрения системы медицинского страхования. В тоже время в процессе научно-исследовательской работы выявлены сильные и слабые стороны обязательного медицинского страхования в Казахстане.

Сильными сторонами являются:

1. Введение новых источников финансирования. На сегодняшний день казахстанское здравоохранение катастрофически недофинансировано и нуждается в дополнительных средствах. На лечение хронических неинфекционных заболеваний на 50 % превышает бюджет, финансирование первичной медико-санитарной помощи превышает 40 %.

2. Снижение финансовой нагрузки на бюджет. Снижается нагрузка на бюджет при значительной доле финансирования за счет работодателей и работников, в различных сочетаниях и пропорциях.

3. Социальная справедливость и солидарность. Собираемые средства пойдут на оплату медицинской помощи не работающим гражданам, в том числе детям, безработным, пенсионерам, что является одним из факторов демократии.

Слабыми сторонами является:

1. Сохраняется неравномерный доступ к медицинским услугам и низкое качество медицинских услуг. На основе исследовательских данных в Казахстане 40 % составляет сельское население, при этом большая часть качественной медицинской помощи сконцентрировано в крупных городах, что затруднят доступ населения страны к качественной и высокотехнологическим медицинским услугам.

2. Система обязательного медицинского страхования является рыночной, а значит прибыль – это главная цель. Анализ стран с обязательной медицинской страховой системой здравоохранения показывают низкую эффективность по сравнению с государственной бюджетной системой.

3. Зависимость финансирования от меняющихся политических приоритетов. Расходы на здравоохранения могут меняться в зависимости от политических расстановок.

При реализации обязательного медицинского страхования в Казахстане выявлены следующие основные риски, по отсутствию гарантий:

- на достаточность плательщиков. Статистика показывает, что из 17400000 населения Казахстана, 6000000 человек составляют работающее население, 2900000 – самозанятое население, 8400000 человек – социально - уязвимое население. Нет готовой государственной программы для стимулирования граждан покупать медицинское страхование;

- на сохранность активов фонда обязательного медицинского страхования и целесообразности его расходов. Управление активами фонда доверяется Национальному банку;

- на прозрачность финансовых операций между фондом обязательного медицинского страхования и поставщиками услуг. Высокий уровень коррупции в стране;

- на получение потребителем высокой квалифицированной медицинской помощи. При введении медицинского страхования, должна проходить реорганизация системы здравоохранения.

В то же время реализация обязательного медицинского страхования в Казахстане предполагает введение новых возможностей:

- по увеличению перечня бесплатных лекарств по рецепту врача в аптеках;

- по введению бесплатной медицинской реабилитации, которая на сегодняшний день предоставляется на платной основе;

- по введению посредника между пациентом и врачом, в задачи которого войдет обеспечение прав застрахованного, контроль за объемом и качеством медицинских услуг. В данном случае посредник не только будет оплачивать медицинскую помощь, но и защищать интересы пациента.

- по предоставлению право страховому фонду проверки необходимости врачебных назначений и использования оборудования, а также стоимость лекарств. Контроль позволит пациенту не переплачивать за лекарства, а фонд не будет платить лечебному заведению лишние деньги.

В результате проведенных исследований выявлено, что обязательное медицинское страхование в Казахстане станет основным гарантом для граждан при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств, что доказывает выдвинутую гипотезу научно-исследовательской работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Медицинское страхование и защита здоровья населения / Т.А. Федорова // Финансы.. – №10. – 2008. – с. 48-51.

Страховой рынок Казахстана: реалии и прогнозы // Электронное издание: «Kazakhstan», - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1170311760

Жугунисова Ж. Стратегия повышения конкурентоспособности страхового рынка Республики Казахстан // Транзитная экономика, 2006. - №4.

Сембеков А. Сложности в развитии рынка страховых услуг // Финансы и кредит, 2005. - №7.

Текущее состояние страхового сектора Республики Казахстан на 2012 год // Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБ РК. – 2012. – №1. – С. 8-9.

Обзор рынка страхования Казахстана // Аналитическая служба рейтингового агентства РФЦА. – 2012. – 1 октября.

Поцелуйко В.Медстрахование в Казахстане - глазами эксперта // Новостной интернет-портал о деньгах. – 2012. – 9 апреля.

http://prodengi.kz/novosti_o_strakhovanii/medstrahovanie_v_kazahstane_glazami_eksperta/

Просмотров работы: 559