Красота своими руками: декоративное панно-тарелка

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Красота своими руками: декоративное панно-тарелка

Пасечникова  А.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени В.М. Комарова»
Михайлова  Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени В.М. Комарова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир делится на тех, кто что-то создаёт своими руками и тех, кому легче предметы ручной работы просто приобрести. Мои родители – люди творческой профессии. При этом мама рисует, вяжет и вышивает в разных техниках, папа своими руками делает ремонт в квартире. Бабушки прекрасно шьют и вяжут. С детства меня окружали не просто материальные вещи, а нечто большее: частицы души и индивидуальности авторов рукотворных шедевров, некая составляющая счастья, домашнего уюта, теплоты и любви. Всегда хотелось овладеть в совершенстве каким-либо видом рукоделия.

Я люблю рисовать, поэтому решила украсить интерьер собственной комнаты своими работами. В качестве основы под роспись была выбрана обычная тарелка, которая будет использована как настенное декоративное панно. Декоративные настенные тарелки – это отличный способ выделиться, показать свое, отличное от окружающих, виденье мира и красоты, а также стильно и со вкусом разнообразить свой домашний интерьер.

Думаю, что умение создавать красоту своими руками для себя или в качестве сувениров друзьям и близким – не только увлекательное хобби, но и в плане экономии выгодное дело.

Проблема: возможно ли оригинально украсить интерьер комнаты своими руками при минимальных материальных затратах?

1. Введение

Красота своими руками – это мир декоративно-прикладного искусства. Это самое древнее искусство и в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Создавая первые предметы, древний человек приобретал опыт работы с различными материалами: глина, дерево, камень, кожа, ткань, металл и др. Каждый материал даёт множество возможностей для создания оригинальных произведений декоративного искусства. Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, которому свойственны конструктивная ясность формы, обобщённость, выразительная условность изображений и орнаментальность. Форма, объём, линия, цвет, фактура – художественные средства в декоративно-прикладном искусстве используются при работе с разными материалами по-своему.

Актуальность проекта заключается в неиссякаемом стремлении человека создавать рукотворную среду для комфортного проживания, окружая себя красивыми предметами и вещами.

Чтобы узнать отношение людей к изделиям ручной работы, выяснить, есть ли спрос на рукоделие, была составлена анкета (Приложение I), проведён опрос, обработаны полученные данные. В опросе приняли участие 32 респондента в возрасте от 23 до 67 лет. В результате выяснилось, что чаще всего (59,4% респондентов) рукоделие покупают кому-либо в подарок. Для себя берут редко (40,6%), предпочитая тратить деньги на что-то более практичное. В основном (65,6% опрошенных) готовы потратить 300-400 рублей, некоторые (25%) до 1000 рублей, если что-то очень понравилось. Люди с большими доходами (9 %) могут позволить себе покупки свыше 1000 рублей. Родители охотнее всего приобретают игрушки (75%) и вещи (50%) для детей, предметы для интерьера (53%) из экологически чистых материалов, а женщины – разнообразные украшения (68,7%). Многие (56%) высказывают мнение о слишком высоких ценах на изделия ручной работы (хэндмейд), но меняют мнение, в случае, когда объясняешь, откуда берётся цена: стоимость материалов, часы работы и т.д.

Цель работы: создать красоту своими руками, превратив посредством росписи обычную тарелку в декоративное настенное панно для украшения интерьера комнаты подростка.

Задачи:

1. Осуществить поиск и анализ информации по теме проекта, изучить историю появления декоративной тарелки.

2. Выбрать тему изображений и разработать эскизы.

3. Изучить и апробировать техники рисования.

4. Выполнить экономический расчёт проекта.

Методы: работа с литературой, интернет-ресурсами; социологический опрос, анализ и обработка статистических данных; метод ассоциаций; эскизирование; практическая работа; презентация.

2. Основная часть. Красота своими руками: декоративное панно-тарелка

Ныне существует множество видов тарелок. Их разделяют: по материалу, из которого они сделаны (керамика, стекло, фарфор, дерево, металл, пластик, бумага); по предназначению (суповые, столовые для «вторых» блюд, мелкие, закусочные, пирожковые). Отдельно стоит отметить декоративные и сувенирные тарелки, служащие для украшения интерьеров и вполне конкурирующими с видами изобразительного искусства.

2.1 Родословная тарелки.

Первые ёмкости появились во времена неолита и были слеплены из глиняных жгутов и обожжены для прочности. У них не было ни устойчивого дна, ни ровных бортов. Постепенно ёмкости превращались в посудные блюда: донышки для удобства стали плоскими, а для красоты их покрывали орнаментом, позже глазурью. Далее с помощью добавления в глину разных других веществ увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору и, наконец, получили «керамику». В античных Греции и Риме искусство изготовления керамической посуды достигло своего расцвета. Возникло деление на обиходную, декоративную и парадную посуду. Популярными были всевозможные блюда, на которых были изображены сцены из жизни богов или героев. Посуда из олова впервые появилась ещё в Древнем Риме. Дорогую посуду делали из серебра и золота.

В Китае в VI веке нашей эры научились создавать прозрачный твердый фарфор и изделия из него. И только в XIII веке китайские фарфоровые тарелки начали появляться при европейских королевских дворах, но были более богатыми диковинами, чем столовой посудой.

В средневековой Европе во время пиршества пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Примерно в XIII веке, еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба – прообраз индивидуальной тарелки. Затем эти «хлебные тарелки» обычно съедались, а в богатых домах раздавались нищим или выбрасывались собакам. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. Зажиточные французы могли позволить себе металлическую столовую посуду. Тарелки тогда были четырехугольной формы. Постепенно их форма изменилась: края приподнялись, тарелка стала круглой и глубокой, при этом дно было плоским. Она приобрела почти современный вид, но оставалась очень большой, потому что продолжала быть посудой общего пользования.

Существует легенда, что идея создания индивидуальной столовой посуды принадлежит французскому кардиналу Джулио Мазарини, жившему в первой половине XVII века. Мазарини считается «изобретателем глубокой тарелки для супа. По другим сведениям, отдельные тарелки вместо общих глиняных или деревянных блюд впервые стали делать во Франции задолго до Мазарини, лет шестьсот назад, и имели они тогда не круглую, а четырёхугольную форму. Как бы то ни было, когда в начале XVIII века в Европе появился собственный фарфор, сделанный в Саксонии, из фарфора вскоре начали изготавливать сервизы для королевских домов, в которые уже входила индивидуальная столовая посуда в виде суповых и десертных тарелок современной формы»[1].Тарелка стала легче по весу, внутренние поверхности её краёв и дно расписывали в соответствии с предназначением: блюдо для рыбы украшалось изображениями рыбы, тарелки для дичи или фруктов - соответствующими рисунками. Богато расписанные орнаментами и сюжетными рисунками, тарелки украшали покои царей и вельмож. В Древней Руси, начиная с XI века, употребляется слово «блюдо». На блюде подавали пищу сразу для нескольких человек. Делалось блюдо из глины, серебра, олова, стали, дерева. Известно издавна русское слово «плошка» — то есть посуда с плоским дном.

О том, что тарелка пришла к нам с Запада, говорит – её иноземное название (более раннее название «тарель» произошло от немецкого «теллер»). Слово «тарель» стало известно русскому человеку только в XVII веке» [2]. Впервые оно встречается в завещании одного из московских князей в 1509 году. Предшественниками тарелок были мисы (миски) и ставцы. Миски делались из дерева, керамики, металла и сохранились до наших дней. Размеры некоторых из них были довольно большие, из одной миски ела порой вся семья. Такие огромные «мисы», которыми пользовались в XII веке, летописцы называли солилами. В письменных источниках XV-XVI веков очень редко упоминается подача в мисках супов. Щи и уха подавались обычно в ставцах – полусферической чугунной посуде с такой же полусферической крышкой. При подаче, например, щей с мясом плотную часть блюда можно было переложить на перевёрнутую крышку. Пища в ставце долго оставалась горячей. Еду в этой посуде можно было подавать на двух или даже на одного человека. В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, изготовленную заграницей. Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.

Ещё в XVII веке тарелки на Руси были редкостью даже у царей. Первое письменное упоминание об использовании на Руси во время трапезы индивидуальных тарелок относится к временам Лжедмитрия I, который принимая в Москве отца своей жены Марины Мнишек, распорядился подать тарели гостю, его сыну и князю Вишневецкому – в знак особого почитания высокопоставленных персон. В «Домострое» было сказано, что при подготовке к обеду надо «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати».

На Руси долгое время цари награждали «тарелями» своих верных слуг, как орденами, за особые заслуги. Такая посуда украшалась вензелями и ставилась на виду.

С появлением во второй половине XVIII века российского фарфора фарфоровые тарелки как индивидуальная посуда пришли на обеденные столы в дома знати и богачей. В сельской местности такие тарелки появились только в тридцатых годах XX века. Нынче тарелки разнообразного назначения стали основными предметом сервировки стола.

Использование тарелки в качестве украшения началось с традиции награждать дорогими фарфоровыми тарелками подданных, особо отличившихся перед государем. С конца XIX века появилась мода на коллекционирование. Успехом пользовались столовые тарелки в бело-синей гамме, а также - самые редкие и старинные экземпляры. (ПриложениеII).

В середине 60-х годов XX века известная фирма Лалик представила коллекцию тарелок, предназначенных не для еды, а исключительно для украшения. Данный коммерческий ход оказался удачным. Теперь декоративная тарелка считается модным, изысканным украшением в интерьере и креативным подарком.Вывод: Тарелка проделала долгий путь своего преображения: от бесформенной ёмкости до главного атрибута сервировки стола, став предметом коллекционирования, предстала в качестве элемента декора. Роспись керамической посуды одно из древнейших занятий, заложивших основы изобразительного искусства.

2.2 Выбор темы. Роспись керамической посуды возникла около 6 тыс. лет назад, но в искусство она превратилась уже в эпоху древних цивилизаций и античности. Техника росписи тарелок и особенности орнамента определялись местностью и обычаями проживавших на ней людей. Археологи считают, что украшением посуды занимались женщины, изображая всевозможные магические знаки, людей, животных, растения.

Рисунки для декорирования тарелок можно разделить на три группы: орнаменты, сюжетные рисунки и крупные изображения. Орнаменты — это узоры, состоящие из витиеватых линий, кругов, ритмично соединённых и повторяющихся. Сюжетные рисунки изображают сцены из книг, различных жизненных ситуаций, фантастических задумок и т.п. Крупные изображения геометрических форм, частей лица, линий и т.п. является наиболее простыми для исполнения. Для определения темы рисунков был использован метод ассоциаций. Своих родственников я попросила ответить на вопрос: «Какие ассоциации у них вызывает слово «уют»?Наиболее часто повторяющиеся ассоциации: «дом», «теплый плед», «аромат кофе и свежей выпечки», «мурчащий кот», «хорошая книга», «тихая музыка» и т.д. Но общей темой для всей семьи стала любовь к кошкам. Данная тема популярна среди современных художников таких как, Владимир Румянцев, Виктория Кирдий, Галина Ким и др. (Приложение III).

Опытные мастера, как правило, рисуют сразу на тарелке, не используя никаких эскизов и разметок, придумывая узоры прямо в процессе работы. Конечно, можно довериться свободному полету мыслей и импровизировать, но хотелось бы реализовать определённый художественный замысел. Поэтому лучше сначала нарисовать эскизы, приготовить трафареты, шаблоны или разметку, продумав цветовую гамму и орнаменты(Приложение IV).

Вывод: Выбранная тема «Про Город и его Кошку» способствует созданию вариативности сюжетных рисунков и объединению панно-тарелок в общую композицию. 2.3 Роспись тарелок своими руками – это творчество доступно не только для опытных, но и для начинающих декораторов. При росписи посуды своими руками чаще всего используются водные и акриловые краски, накладывающиеся на глазурь. Изучив интернет-материалы (видео-уроки, мастер-классы) [3], [4], я выбрала наиболее приемлемые для меня техники росписи тарелок своими руками: точечная роспись; роспись по трафаретам и шаблонам; витражная роспись и художественная ручная роспись.

Для работы понадобятся материалы и инструменты: керамические тарелки разного диаметра; ватные диски для обезжиривания и ватные палочки для коррекции неудачного рисунка; обезжириватель (спирт этиловый); цветные контуры по стеклу или керамике; акриловые и витражные краски нужных цветов; аэрозольный акриловый лак для закрепления и защиты рисунка; иголка и бумага для очистки тюбиков; готовые трафареты, шаблоны; деревянные шпажки и зубочистки; губка для тампования; кисти «Белка» круглые №1, 3, 5 и синтетические плоские №3, 5.

2.3.1 Точечная роспись тарелок - это техника рисования и создания контуров точками, благодаря которым можно добиться эффекта чеканки, инкрустации камнями, цветными стразами или вышивки бисером. Принцип точечной росписи - множество мелких точек, из которых образуется орнамент на тарелке. Главным условием успешного применения этой техники росписи являютсятвердая рука и правильная консистенция краски. Размер точек должен соответствовать размерам деталей рисунка: большие для больших, маленькие точки для мелких деталей. Между точками должно быть одинаковое расстояние (чем меньше, тем лучше). Этой техникой росписи тарелок способен овладеть каждый, кто обладает усидчивостью и терпением. Хорошо обезжирив поверхность основы приступать к творчеству: создать фон с помощью губки для тампования. Для нанесения разных точек можно использовать деревянные шпажки и зубочистки. Рисунок выполнен акриловыми художественными красками и закреплён аэрозольным акриловым лаком (Приложение V).

2.3.2 Роспись посуды с помощью трафаретов и шаблонов. В этой технике только этап изготовления трафарета можно назвать трудоемким: сначала вам нужно его нарисовать, а затем канцелярским ножом вырезать нужные отверстия. Далее обезжириваем поверхность и приклеиваем шаблон на дно скотчем. С помощью губки тампуем рисунок по трафарету акриловыми краски по стеклу и керамике. После чего на рисунке можно расставить акценты, прорисовать детали или контуры (Приложение VI).

2.3.3 Витражная роспись тарелок считается более сложной техникой рисования на посуде из-за самой краски. Витражные краски жидкие, прозрачные, глянцевые и менее стойкие, чем акриловые, поэтому ими часто заполняют контуры. Если пользоваться «витражными» тарелками по их прямому назначению, то краски следует выбирать исключительно на водной основе, а по окончанию работ запечь посуду в духовке при температуре 170 градусов. В данном случае краски можно выбрать не запекаемые на основе растворителя и обязательно воспользоваться лаком для закрепления рисунка (Приложение VII).

2.3.4 Роспись тарелок традиционным художественным способом, то есть кистями и красками – это лучший способ написать настоящий шедевр.

Сначала нужно написать подмалевок, то есть нарисовать крупные части композиции, которые будут ее основой. Далее добавить объем и глубину рисунка, при этом используя темные и светлые тона. А затем прорисовать детали. Для работы используем художественные синтетические кисти разных форм и размеров, акриловые краски для стекла и керамики. В конце работы рисунок фиксируем с помощью лака (Приложение VIII).

Вывод: Роспись тарелок своими руками - занятие необычайно увлекательное. В интернете не сложно отыскать примеры успешного исполнения различных техник росписи.Апробированные мной техники росписи легко осваиваются, не требуют много времени и сил.

2.4 Экономический аспект проекта.

На одной из стен своей комнаты я планирую расположить композицию из трёх или пяти декоративных панно-тарелок разного диаметра. В наши дни роспись тарелок своими руками — занятие необычайно увлекательное. Необходимые материалы и инструменты можно приобрести без проблем за сравнительно небольшие денежные средства.

Общая стоимость материальных затрат на материалы и инструменты для ручной росписи тарелок составила чуть более 1 600 рублей, что намного меньше, чем стоимость фабричной декоративной тарелки (Приложение IX).

Для крепления тарелок к стенам можно приобрести крючки-подвесы в специализированных магазинах, торгующих декоративной посудой, или воспользоваться более экономичными и оригинальными «народными способами» крепления (Приложение X).

Вывод: В наши дни «красота своими руками» не требует покупки дорогостоящих материалов и инструментов, а в сравнении с аналогами готовой продукции стоит намного дешевле.

3. Заключение

В ходе работы над проектом были сделаны следующие выводы:

1. Тарелка проделала долгий путь своего преображения: от бесформенной ёмкости до главного атрибута сервировки стола, став предметом коллекционирования, предстала в качестве элемента декора. Роспись керамической посуды одно из древнейших занятий, заложивших основы изобразительного искусства.

2. Выбранная тема «Про Город и его Кошку» способствует созданию вариативности сюжетных рисунков и объединению панно-тарелок в общую композицию.

3. Роспись тарелок своими руками - занятие необычайно увлекательное. В интернете не сложно отыскать примеры успешного исполнения различных техник росписи.Апробированные техники росписи легко осваиваются, не требуют много времени и сил.

4. В наши дни «красота своими руками» не требует покупки дорогостоящих материалов и инструментов, а в сравнении с аналогами готовой продукции стоит намного дешевле.

Композиция из нескольких панно-тарелок, расписанных собственными руками, станет оригинальным украшением комнаты, внесёт в неё должный уют и своеобразие. Процесс декорирования обычных тарелок обогатил мой творческий опыт, предоставив возможность попробовать себя в роли дизайнера. Таким образом, «красота своими руками» способствует почувствовать себя в собственной комнате как «в своей тарелке»!

4. Список используемых источников информации

1. Тумаринсон Г.С. Удивительные судьбы вещей.- СПб.: «БКК», 2010

2. http://www.missis.club/rospis-tarelok-kak-drevnejshee-iskusstvo/

3. https://kitchendecorium.ru

4. http://kallibry.ru

5. Приложения

Приложение I,а

Анкета

«Как Вы относитесь к изделиям ручной работы?»

Вводные данные: возраст _____ лет. Пол: м / ж (нужное подчеркнуть).

1. Как Вы относитесь к изделиям ручной работы (hand-made):

а) нравятся; б) не нравятся; в) приобретаю; г) изготавливаю сам; д) другое _______________________________________________________________ ?

2. Являетесь ли Вы обладателем таких изделий:

а) есть в интерьере квартиры (кухни); б) есть в гардеробе; в) есть среди украшений; г) нет ?

3. Владеете ли Вы каким-либо видом рукоделия или ремесла: а) нет; б) да (указать каким)__________________________________________________?

4. Предпочитаете приобрести изделие ручной работы чаще всего: а) для себя; б) для семьи; в) кому-нибудь в подарок; г) другое ________________________________________________________________?

5. Сколько Вы готовы ежемесячно потратить денежных средств на приобретение понравившихся изделий ручной работы: а) 300-400 рублей; б) до 1000 рублей; в) более 1000 рублей; г) сумма не имеет значения; д) другое ________________________________________________________ ?

6. Что Вы чаще всего приобретаете из изделий ручной работы, выполненных из экологически чистого материала: а) предметы интерьера; б) детские вещи; в) игрушки; г) предметы гардероба; д) украшения; е) посуда; ж) другое (указать) ________________________________________________________ ? 7. Считаете ли Вы изделия ручной работы необъяснимо дорогим удовольствием: а) да; б) нет; в) иногда; г) указать свой вариант ответа___________________________________________________________ ?

Приложение I,б

Результаты анкетирования

Приложение II

Из истории росписи керамических тарелок

Приложение III

Коты в творческих работах современных художников

а

б

в

а) Владимир Румянцев

б) Виктория Кирдий

в) Галина Ким

Приложение IV

Эскизы

Приложение V

Точечная роспись тарелки

Приложение VI

Роспись тарелки с помощью трафарета

Приложение VII

Витражная роспись тарелки

а) Работа контурами

б) Работа витражными красками

Приложение VIII

Художественная роспись тарелки

Приложение IX

Таблица «Примерная смета на инструменты и расходные материалы»

п/п

Наименование

Количество

(в шт.)

Цена

Общая стоимость

1

Тарелка керамическая

Диаметром 240 мм

2

99-00

198-00

2

Тарелка керамическая

Диаметром 180 мм

2

29-00

58-00

3

Обезжириватель

1

15-00

15-00

4

Ватные диски

1

44-90

44-90

5

Ватные палочки

1

19-00

19-00

6

Деревянные шпажки

1

23-00

23-00

7

Зубочистки

1

15-00

15-00

8

Кисти «Белка» № 1

1

86-00

86-00

 

№ 3

1

110-00

110-00

 

№ 5

1

135-00

135-00

9

Кисти синтетические №3

1

30-00

30-00

 

№ 5

1

40-00

40-00

10

Контуры акриловые (золото, серебро, чёрный)

3

110-00

330-00

11

Краски акриловые по стеклу и керамике (12 цветов)

1

199-93

199-93

12

Витражные краски (3 цвета)

1

116-36

116-36

13

Аэрозольный акриловый лак

1

202-00

202-00

Итого:

1 622-19

Современная работа. Декоративная тарелка «Клоун Бим Бом», диаметр 200 мм. Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (ЛФЗ). Цена 23 500 руб.

Приложение XI

Варианты композиционного решения

Приложение X

Варианты крепления панно-тарелок

Просмотров работы: 786