Казаки

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Казаки

Воробьёва Ю.С. 1
1МБОУ СОШ № 7
Голополосова А.М. 1
1МБОУ СОШ № 7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность: В многообразной истории Российского государства казачество играло особую роль: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. В последнее время с новой силой возрос интерес к казачеству: истории, культуре, традициям.В Дракино в 2009 году был создан штаб казачества и открыт музей, посетив который, мне стала интересна история, жизнь, быт и традиции казаков, поэтому я решила провести исследование именно в этом направлении. Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена той значимостью, которое современное казачество России приобретает как полноправный приемник лучших традиций государственности и служения Отечеству, выработанных на протяжении многих веков и десятилетий существования казачьей общности.

Цели: изучение истории возникновения, развития и становления казачества, формы, знаков отличия, оружия казаков; исследование появления казаков в Серпухове и их штаба в Дракино; знакомство с ценностями и традициями казаков.

Задачи:

    •  

изучить имеющиеся литературные источники, Интернет-ресурсы по данным вопросам;

    •  

провести исследования по теме появления казаков на территории Серпухова и Серпуховского района;

    •  

обработать и проанализировать полученные результаты;

    •  

сделать выводы, отвечающие поставленным целям;

    •  

представить результаты исследований в виде печатной работы и презентации;

    •  

подготовить проект к защите.

Методы исследования: беседа, интервью, изучение, сравнение, анализ, обобщение.

Практическое применение: данная исследовательская работа несет в себе интересный исследовательский материал о казачестве, его появлении в Серпухове и Серпуховском районе, о ценностях и традициях казаков, что позволяет пополнить багаж знаний о данной этнической группе, обратить внимание на современное казачество. Материал может быть использован на классных часах, уроках истории, внеурочных занятиях и занятиях по этической культуре. Материалы данной работы будут размещены на сайте школы, что откроет доступ к нашему исследованию для всех желающих.

2. История казачества.

Казачество (от тюрк.: казак – удалец, вольный человек) – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят и других народов на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами в 14 веке.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью, а служилое – “реестровыми” казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки использовались для защиты городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления. Основные решения принимались на общеказачьих собраниях – Круге. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны – на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками. Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления. С 1827 атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. А с 1910 казачьи войска входили в подчинение Главного штаба.

В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества. По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции.

Во время Великой Отечественной войны казаки главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции.

3. Современное казачество.

Начало возрождению российского казачества было положено еще в 1992 году, когда президент Борис Ельцин своим указом, а после и Верховный Совет РФ поддержали права казаков на реабилитацию, отнеся их к «репрессированным народам». С казаков были сняты все ограничения и запреты, введённые во времена «расказачивания». С этого момента начинают появляться общественные и некоммерческие организации, ассоциации и другие казацкие объединения.

Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом и другое.

На данный момент насчитывается 11 основных казачьих войск:

1. «Центральное казачье войско». 7. «Оренбургское казачье общество».

2. «Терское казачье войско». 8. «Иркутское казачье общество».

3. «Всевеликое войско Донское». 9. «Забайкальское казачье общество».

4. «Кубанское казачье общество». 10. «Енисейское казачье общество».

5. «Волжское казачье общество». 11. «Уссурийское казачье общество».

6. «Сибирское казачье общество».

4. Центральное казачье войско.

«Центральное казачье войско» располагается на территории Центрального федерального округа.

В Центральных областях России, в большинстве своем нетрадиционных местах проживания казачества в силу объективных и субъективных обстоятельств (обширные миграционные перемещения) по примерным данным проживает около двухсот тысяч потомков казаков, поэтому казаки изъявили желание в 1994 году объединиться в единую структуру и 10 декабря 1994 года состоялся Большой Круг, на котором был утвержден Устав Ассоциации казаков Центра России (АКЦР), избран атаманом Б. Б. Игнатьев.

К Центральному казачьему войску относится штаб казаков в Дракино. С целью узнать больше о казаках в нашем городе и районе, мы решили обратиться к заместителю атамана по кадровой работе и военно-патриотическому воспитанию – подъесаулу Свиридову Андрею Анатольевичу и пресс-секретарю ЦКВ Карповой Татьяне Евгеньевне.

5. Казаки в Серпухове.

50-е гг. ХVI в. в писцовых книгах стали фиксироваться данные о новых категориях служилых поселенцев – стрельцах-пищальниках, казаках, пушкарях, ямщиках. В 1552 г. писцовые книги пограничного Серпухова отмечали появление среди традиционного посадского населения города дворы ратных людей – казаков. Документы показывают, что это местные жители, поступившие в «казачью службу», которые проживали «всумес» (вразброс) с посадскими жителями – гончарами, кузнецами, иногда во дворах своих отцов или братьев. Упоминание о казаках в Серпуховском уезде датируется 1552 г. и насчитывает 75 казаков. (Источник: Сотная Серпуховская князя Фуникова 1552 года (Подлинник, написанный на бумаге столбцом, хранится в архиве Серпуховской Городской Управы (на 1880 год – прим. составителя) и копия в музее казаков в Дракино). (Приложение1).

В 1620 г. земли серпуховских казаков были выделены в слободу и «обелены» от налогов. Их называли беломестными. Беломестные казаки - общины служилых казаков, обосновавшихся в Московии в ХVI в. получивших "обеленные", свободные от податей, наделы земля. Больше всего беломестных казаков находилось на Верхнем Дону и в районах Ельца, Курска, Орла, Путивля.

Небольшая корпорация (десять дворов) беломестных казаков существовала и в Серпухове 1620-40-х гг. 12 фамилий беломестных казаков упоминается в списке фамилий серпуховских жителей по переписи 1646 года, произведенной Ульяном Семеновичем Ляпуновым. (Источник: из рукописного сборника, хранящегося в Архиве Министерства Юстиции. (Подлинная переписная, Серпухов, Оболенск и Малый Ярославец, 7154, 7155 гг, книга 440) (на момент 1880 года – прим. составителя)). (Приложение 2).

После 90-х годов казаки города и района начали работу по восстановлению казачества на нашей территории. Они приглашали всех желающих мужчин в свои ряды.

10 января 2009 года в поселке Большевик в ДС «Надежда» состоялся учредительный круг, где был выбран атаман.

На сегодняшний день, целое серпуховское станичное казачье общество располагается в парк-отеле Дракино Серпуховского района. Атаманом является войсковой старшина – Одиноков Сергей Александрович.

Казаки принимают активное участие в культурных мероприятиях города, в церковных праздниках, в спортивных соревнованиях, показывая свое мужество, уважение к традициям.

6. Чины, звания и знаки отличия.

Согласно Федеральному закону, иметь чины, специальные звания и погоны могут только казаки, состоящие на государственной службе. Порядок ношения знаков отличия и формы установлен указом от 10.02.2010 №169 и 10.12.2010 №171. Причем до звания есаула чины присваивает атаман сообщества или войска, а уже выше - полномочный представитель Президента РФ или сам глава государства.

В указах Правительства четко не прописано определение для знаков отличия, так что в каждом регионе устанавливаются свои правила относительно формы и вида погон. Существует следующий перечень чинов:

    •  

Нижние: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник, младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр.

    •  

Старшие и высшие: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, казачий полковник, казачий генерал.

Атаманское правление в станичном казачьем обществе Серпуховского района:

1. Атаман – войсковой старшина Одиноков Сергей Александрович

2. Товарищ атамана – хорунжий Зотов Евгений Евгеньевич

3. Начальник штаба – хорунжий Торопцев Евгений Анатольевич

4. Заместитель атамана по безопасности – подъесаул Герасимов Дмитрий Геннадьевич

5. Заместитель атамана по кадровой работе и военно-патриотическому воспитанию – подъесаул Свиридов Андрей Анатольевич и другие

7. Казачья форма.

Одежду и снаряжение казаки позаимствовали у воинов Кавказа. Казачьим атрибутом например, была черкеска — верхняя одежда без воротника с длинными полами и специальными держателями для патронов на груди (газыри.). Носили казаки и рубаху-бешмет со стоячим воротником, накидку (бурку) из козьей шкуры, а также особую обувь — гибкие кожаные чувяки. Головной убор: первоначально это был клобук цилиндрической формы, потом папаха, а затем (в 19 веке) фуражка знак юридического полноправия.

Серьги у казака означали его роль и место в роду. Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе, последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей. Кроме того при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.

Казаки стараются сохранить обычаи предков, особенно в одежде, хотя с включением их в государственные служащие сама форма во многом изменилась, появился установленный порядок ношения. Каждое сообщество имеет особые отличительные черты во внешнем виде своих членов.

В 2010 году были изданы указы о том, какой должна быть форма реестровых казаков. Различают следующие категории:

    •  

на каждый день;

    •  

походная;

    •  

парадная выходная;

    •  

парадная строевая;

    •  

особая парадная.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами. Поверх платков надевалась казачья соболья шапка.

В наше время, женский казачий костюм сильно изменился по сравнению с костюмами прошлого. Пышные и яркие наряды заменились на более строгие рубашки, юбки и пиджаки. Но различного рода шапки и платки. Как в древности, сохранились и до сих пор.

8.Оружие казаков.

Основным источником поступления оружия являлись военные трофеи – казаки просто снимали понравившееся с убитых врагов, поэтому оружие казаков характерно для местности их проживания в целом.

Овладение мастерством обращения с боевым оружием требовало времени и настойчивости. Мальчишки с ранних лет тренировались, стараясь повторить навыки отцов и старших братьев. Сначала использовали похожие по размерам палки. Лет с десяти им давали детские модели клинков. Получить в руки шашки настоящие казачьи подростки могли лет в шестнадцать-семнадцать. Такую шашку покупали, изготавливали на заказ или получали в наследство от деда. Молодой казак в своей жизни мечтал иметь три шашки. Первую – боевую – он получал, отправляясь на службу. Затем стремился заполучить офицерскую шашку. И пределом мечтаний была именная шашка, которая являлась символом заслуг перед Родиной и признания их обществом.

Настоящий казак был уверен, что с шашкой к нему на помощь приходит вся сила его рода, всей Земли русской. Шашка требовала от своего хозяина пристального внимания и уважительного отношения. Уход и чистка оружия были обязательны. Казакам разрешалось присутствовать на службе в церкви вместе со своим неотъемлемым другом. Разрешалось даже вынуть немного клинок из ножен, чтобы оружие очищалось вместе с хозяином.

9. Понятие «Ползти по-пластунски».

Ползти по-пластунски означает ползти на локтях, не отрывая тело от земли. А как появилось такое название?

Пластун – это вполне официальное название военных разведчиков казацкого войска Новой Запорожской (Кубанской) Сечи. Во время военных действий пластуны, притаившись, могли часами следить за действиями противника. За эту довольно полезную способность лежать пластом в течение длительного времени их и назвали пластунами.

Главная задача пластунов заключалась в том, чтобы уберечь станицы от внезапного нападения кавказских горцев. С этой целью им предписывалось вести непрерывное наблюдение за кордонной линией из потайных мест-секретов, залегать своеобразным живым капканом на путях возможного проникновения врага в глубь казачьих земель.

Пластунские подразделения были задействованы во всех русско-турецких войнах, в Русско-персидской и Русско-польской войнах, а на фронтах Первой мировой сражалось 24 пластунских батальона. Для организации знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году было привлечено 22 батальона пластунов

10. Православие – основа духовной жизни казачества.

Основой казачества всегда были Православная вера и любовь к Отечеству. Этих двух основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, — защиты веры и Отечества. Это и есть основополагающее определение того, что есть казак — служивый человек, преданный вере, Церкви и Отечеству своему. Не может быть не православных казаков.

Одной из самых почитаемых икон у казаков является Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери (икона Богородицы с младенцем Христом на руках, является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы).

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года) была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа по юлианскому календарю.

11. Верный друг – конь в жизни казака.

Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий, а во многих казачьих песнях упоминается о неразрывной дружбе казака и его коня!

Известные нам различные конные игры (вольтижировка и джигитовка) в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Они давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику.

Одной из самых популярных пород лошадей у казаков являлась Донская. Самые распространенные масти в породе были рыжая и бурая. Донская лошадь была невысокой, примерно 148 – 152 см в холке, на носу у нее была горбинка, глаза были маленькие, шея была длинная и плотная, холка плавно переходила в недлинную, среднюю спину, неширокую грудь, крепкие, сухие, высокие и прямые ноги.

12. Казачьи песни и пляски.

Народная песня имеет долгую и славную историю, и ценность её заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.

Очень часто мы слышим казачьи хоры по телевидению и на различных концертах, нам стало интересно о чем поют казаки и есть ли определенная тема в их напевах.

По запросу в Интернете «популярные казачьи песни», поисковик «Яндекс» выдал нам следующие названия: «Любо, братцы, любо» (Приложение 3), «Не для меня придет весна» (Приложение 4), «Ой, то не вечер» (Приложение 5).

Сравнив тексты данных песен, мы пришли к выводу: в данных исследуемых нами песнях основной является тема тяжёлой военной доли казака, а так же его единение с конём и оружием, любовь к родной земле. Главный герой никогда не унывает и даже о смерти говорит, как о данности.

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев. Любое движение в танце, исполненное с мастерством, применялось в боевом искусстве: резкой смене уровня атаки, приседаниях (или падениях) с последующим выпрыгиванием или перекатом и др.

Казаки знали и исполняли «Круговую», «Журавля», «Метелицу», «Барыню», «Гопак», «Лезгинку» и другие, но самым популярным танцем среди казаков являлся «Казачок». Все танцы исполнялись под гармошку и барабаны, дудки и пищалки, в военной среде - под казённые духовые и струнные инструменты.

13. Заключение.

Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов.

В ходе своей исследовательской работы я узнала о происхождении казачества, его развитии и становлении этой этнической, социальной и исторической группы, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, осетин и других народов; исследовала историю появление казаков в Серпухове и их штаба в Дракино; изучила культуру казаков, их ценности и традиции.

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Основой казачества всегда были православная вера и любовь к Отечеству.

Мы должны брать пример с этих отважных, честных и великодушных людей! Должны бережно хранить память о своих корнях и уважительно относиться к культуре своего и других народов!

14. Список литературы.

 

Алмазов, Б.А. Военная история казачества/Б.А. Алмазов, М.: Эксмо, 2008. – 474с.

 

Батьянова, Е.П., Бахмацкая, Л.А., Власова, И.В. Народы России. Атлас культур и религий/ Е.П. Батьянова, Л.А. Бахмацкая, И.В. Власова, М.: Дизайн, 2010. — 320 с.

 

Великая, Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп/Н.Н. Великая, М.: РИЖ, 2006. – 68с.

 

Казин, В. Х.Казачьи войска/В.Х. Казин, М.: Книга по Требованию, 2011. – 447 с 1992.

 

Савельев, Е. П. Древняя история казачества/Савельев Е.П., М.: Вече, 2010. - 480 с.

 

Федотов, А.П. Казачество. Энциклопедия/Федотов А.П., М.: Энциклопедия, 2013. – 752с.

Сотная Серпуховская князя Фуникова 1552 года Приложение 1.

 

Алексеев Ларка (двор в Рождественском приходе)

 

Алексеев Софонко, брат предъидущего, в одном с ним дворе

 

Боканов Тихонко, в двоем во дворе в Ивановской слободе

 

Борисов Сенка, в двоем во дворе в Остром конце

 

Борисов Копот, во дворе в троем у Сельца

 

Васильев сын (так в оригинале), двор во Фроловской улице

 

Власко, двор в Никольской улице по левую сторону Нары

 

Володин Иванко, во дворе на Егорьевской улице

 

Гаврилов сын Монак, двор во слободе, что была за татарами

 

Гридин Мишко, во дворе в Ильинской улице

 

Гридин Тимошка, во дворе по Наре от Богоявления

 

Гридин сын Ширяйко, в двоем во дворе в Кузьмодемьянском переулке

 

Данилов Иванко, двор в Псаревом переулке

 

Данилов Уварко, во дворе в Остром конце

 

Денисов Кондратко, двор в Ильинской улице

 

Житков Иван

 

Захаров Осипко, во дворе в Егорьевской улице

 

Иванов сын Ермолка, двор в Остром конце

 

Иванов Степан, двор во дворе в Богоявленском конце у Нары

 

Иванов Терешка, двор у Рождества Пречистой

 

Иванов Фомка, двор в Богоявленской улице

 

Иванов Васко, двор в Рождественском приходе

 

Иванов Гурик, во дворе от Богоявленского конца у Нары

 

Иванов сын Мелех, во дворе в Ивановской слободе

 

Иванов дети Гриша да Илейка, двор во Фроловской улице

 

Игнатов сын Федко, двор в Буткиной улице, лавка, анбар

 

Илин сын Еремка, двор в Кузмодемьянском переулке

 

Кисель Степанко Федоров сын, во дворе в четвером в Слободе, что была за татарами

 

Клеменко, двор в Ивановской слободе

 

Конякин Михаил, во дворе в Мосоловом переулке

 

Ларивонов Васюк, в троем во дворе у Сельца

 

Ларин Демянко, двор у Сельца

 

Летягин Куземка, двор во Ильинской улице

 

Логинов Окулко, в двоем во дворе от Богоявленского конца у Нары

 

Лукянов сын Истомка, во дворе в троем в Кузьмодемьянском переулке

 

Люланин Ондрейко Митин, двор у Покровского переулка и у Нары

 

Максимов Митка, в двоем во дворе у Сельца

 

Микифоров сын Васюк, двор в Ивановской слободе

 

Микулин Гуля, двор в Егорьевской улице

 

Микулин Селя, двор в Ильинской улице

 

Михалев Шемяка, двор в Ильинской улице

 

Мосеев Иванко, двор у Сельца

 

Мышин Куземка, во дворе втроем в Кузьмодемьянском переулке

 

Накрепин Мишка, вдвоем во дворе у Нары от Богоявленского конца

 

Насонов Ондрейко, двор в Рождественском приходе

 

Оболтины Гурик и Савка, Ермовы дети, двор у Нары от Покровского переулка

 

Окишин Васка, двор в Егорьевской улице

 

Ондросов сын Сенка, втроем с казаками во дворе в Кузьмодемьянском переулке

 

Онцыфоров Мосол, двор за врагом к Афанасию Святому

 

Орехов Андрюшка, двор за врагом к Афанасию Святому

 

Офонасов сын Федко, во дворе вдвоем в Кузьмодемьянском переулке

 

Панин Панка, двор у Нары от Богоявленского конца

 

Петрушины Гаврилко да Ондрейко, втроем во дворе в Богоявленской улице

 

Потапов Кирилко, двор во Фроловской улице

 

Полунин Кирилко, двор во Фроловской улице

 

Сидоров Макарик, двор в Ивановской слободе

 

Сонин Сенка, во дворе вдвоем у Сельца

 

Сонин Игнашко, во дворе в Богоявленской улице

 

Степанов Озарко, двор в Псаревом переулке

 

Степанов Бориско, двор в Ильинской улице

 

Степанов сын Сенка, во дворе вдвоем в Ивановской слободе

 

Сякшин сын Ивашко, во дворе вдвоем в Кузьмодемьянском переулке

 

Тебяка Тимоха, двор у Сельца

 

Тепякин Иванко, во дворе вдвоем в Кузьмодемьянском переулке

 

Тимофеев Ивашко, двор у Сельца

 

Тимофеев Сенка, двор у Нары вниз от Богоявленского конца

 

Титов Борис, во дворе вдвоем в Богоявленской улице

 

Федков Проня, двор в Мосолове переулке

 

Федоров Гридя, двор в Мосолове переулке

 

Федоров Иванко, во дворе вдвоем у Афанасия Святого

 

Федосеев Данилко, втроем во дворе в Кузьмодемьянском переулке

 

Фомин Гриша, во дворе вдвоем в Ивановской слободе

 

Юдин сын Митка, двор у Нары от Покровского переулка

 

Юфанов Ефимко, двор у Сельца

 

Юфанов сын Сенка, двор у Сельца

Приложение 2.

Беломесные казаки на Афанасьевской горе (г.Серпухов):

 

Шахворотов

 

Наливай

 

Наливаев

 

Подовинник

 

Подовинников

 

Казаринов

 

Коптевы

 

Кисель

 

Остафьев

 

Шахворостов

 

Суботин

 

Дробнин, «заплечный мастер»

Песня «Любо, братцы, любо» Приложение 3.

1. Как на грозный Терек да на высокий берег,Выгнали казаки сорок тысяч лошадей.И покрылось поле, и покрылся берегСотнями порубаных, постреляных людей. Припев:

Любо, братцы, любо,Любо, братцы, жить!С нашим атаманом не приходится тужить! (2 раза)

2. Атаман узнает, кого не хватает —Сотенку пополнит, да забудет про меня.Жалко только волюшку да во широком полюшке,Солнышка горячего да верного коня.

Припев: ----3. А первая пуля, а первая пуля,А первая пуля в ногу ранила коня.А вторая пуля, а вторая пуля,А вторая пуля в сердце ранила меня.Припев: ----

4. Жинка погорюет, выйдет за другого,За мово товарища, забудет про меня.Жалко только волю во широком поле,Жалко мать-старушку да буланого коня. Припев: ----

5. Будет дождь холодный, будет дождь холодный,Будет дождь холодный мои кости обмывать.Будет ворон чёрный, будет ворон чёрный,Будет ворон чёрный мои волосы клевать.Припев: ----

Песня «Не для меня придет весна» Приложение 4.

1. Не для меня придёт весна,Не для меня Дон разольётся,Там сердце девичье забьётсяС восторгом чувств – не для меня.

2. Не для меня цветут сады,В долине роща расцветает,Там соловей весну встречает,Он будет петь не для меня.3. Не для меня журчат ручьи,Текут алмазными струями,Там дева с чёрными бровями,Она растет не для меня.Источник teksty-pesenok.ru4. Не для меня придёт Пасха,За стол родня вся соберётся,"Христос воскрес" из уст польётся,Пасхальный день не для меня.5. Не для меня цветут цветыРаспустит роза цвет доширестыйСорвешь цветок, а он завянетТакая жизнь не для меня6. А для меня кусок свинца,Он в тело белое вопьётся,И слезы горькие прольются.Такая жизнь, брат, ждёт меня.

Песня «Ой, то не вечер» Приложение 5.

1. Ой, то не вечер, то не вечер,

Мне малым-мало спалось,

Мне малым-мало спалось,

Ох, да во сне привиделось.

Мне малым-мало спалось,

Ох, да во сне привиделось.

2. Мне во сне привиделось,

Будто конь мой вороной

Разыгрался, расплясался,

Разрезвился подо мной.

Разыгрался, расплясался,

Разрезвился подо мной.

3. А есаул догадлив был,

Он сумел сон мой разгадать,

Ох, пропадёт, он говорил,

Твоя буйна голова.

Ох, пропадёт, он говорил,

Твоя буйна голова.

4. Как налетели ветры злые

Со восточной стороны,

Ой, да сорвали чёрну шапку

С моей буйной головы.

Ой, да сорвали чёрну шапку

С моей буйной головы.

5. Ой, то не вечер. то не вечер,

Мне малым-мало спалось,

Мне малым-мало спалось,

Ох, да во сне привиделось.

Мне малым-мало спалось,

Ох, да во сне привиделось,

Ох, да во сне привиделось.

24

Просмотров работы: 558