Все краски в традиционном женском костюме Московской губернии

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Все краски в традиционном женском костюме Московской губернии

Дзебан А.Д. 1
1МБОУ "Лицей" г. Протвино
Казакова С.А. 1
1МБОУ "Лицей" г. Протвино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

2017 год был объявлен годом экологии. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. Словосочетание «экология культуры» введено академиком Д.С. Лихачёвым, подчеркнувшим необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды.

В своей работе я решила прикоснуться к русской бытовой культуре. «Зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа. Я решила изучить, какую одежду носили наши земляки- жители Подмосковья. Знакомясь с народными костюмами, я обратила внимание на яркие краски тканей. В России вплоть до второй половины XIX века для окрашивания ткани применялись натуральные красители, которые получали из местных трав и деревьев.

Проблема

К сожалению, в современном мире на смену натуральным материалам и красителям пришли синтетические волокна и краски- практичные, дешевые и неэкологичные. В создании синтетических тканей не участвуют такие природные факторы, как солнце, вода, воздух, земля. Эти ткани создаются в лабораторных условиях, поэтому они считаются неодушевлёнными и не имеющими ничего общего с живой материей. Синтетика энергетически не защищена, так как не имеет своей личной энергетики, которая рождается исключительно в природных условиях. Это есть проблема и души, и тела человека.

Актуальность:тема исследования актуальна, так как изучение русского национального костюма, а также сохранение и возрождение народного ремесла по окраске тканей, помогают не только понять культурное наследие народа, традиций, но и могут дать начало работе по созданию красивых экологически чистых тканей.

Гипотеза: изучая женский традиционный костюм Московской губернии и технологию окрашивания, можно прикоснуться к истокам бытовой культуры и использовать эти навыки в современной жизни.

Объект исследования : женский костюм Московской губернии.

Предмет исследования: технология окрашивания тканей.

Цель работы: изучить элементы традиционного женского костюма Московской губернии и реконструировать технологию окрашивания тканей натуральными красителями.

Задачи:

 

Изучить историю традиционной бытовой культуры жителей Подмосковья.

 

Познакомиться с элементами женского традиционного костюма.

 

Изучить технологию окрашивания тканей натуральными красителями.

 

Выявить растения – красители средней полосы.

 

Провести эксперимент по окрашиванию тканей.

 

Реконструировать женский летний костюм.

 

Подготовить презентацию результатов исследования в программе Microsoft Power Point.

Методы

1. Литературный. 2. Описательный. 3. Исторический. 4. Полевой.

5. Экспериментальный. 6. Технологический метод окрашивания тканей.

7. Метод ИКТ. 8. Моделирование.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

По данной теме мною была изучена специальная литература, из которой я узнала следующую информацию.

Глава 1. История земли Московской

По данной теме мною была изучена специальная литература, из которой я узнала следующую информацию.

Московская губерния была образована 18(29) декабря 1708 года по указу Петра I "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Московская губерния стала одной из восьми губерний, созданных по этому указу (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская губернии).

Просуществовала Московская губерния до 1929 года. За этот период она претерпела значительные территориальные и административные преобразования.

Глава 2. Что здесь носили?

Что же носили женщины Московской губернии, начиная с 18 века.

2.1. Рубаха

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Верхние рубахи знатных женщин назывались горничными. Их шили чаще всего из красной шёлковой ткани. Эти рубахи имели длинные узкие рукава и назывались долгорукавными. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. В рубахи одевались незамужние юные девушки.1

2.2. Понёва

С изменением семейного положения менялся и женский гардероб. С наступлением зрелости, а также после вступления в брак, в гардеробе молодух появлялась понёва. Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, самая древняя деталь женского гардероба. Представляла собой поясную одежду из трех и более частично сшитых кусков ткани из шерсти (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной), специально изготовленных на ткацком стане. Понева надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью. Спереди часто надевался передник-фартук.2

2.3. Передник

Передник был одной из важных частей женского костюма. Даже беглого взгляда на передник хватало, чтобы понять все о его владелице. Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле, свои желания и тайные мечты женщина выражала в орнаментах ближе к поясу, как бы приближая их к сердцу. Например, выходя замуж, женщина вышивала подол орнаментом с изображением деревьев. После рождения мальчика передник украшали конями, а после рождения девочки – птицами. Если же кто-то из сородичей умирал, женщина меняла передник на другой – с рисунком склонившегося к закату ствола дерева. Таким образом, передник можно отнести к своеобразному образцу гражданского паспорта.

2.4. Сарафан

В середине XIX в. понёва была еще известна в южных уездах Московской и северных уездах Калужской и Рязанской губерний, но в конце века уже исчезла и сменилась сарафаном.

Когда в южном Серпуховском уезде ещё круглый год носили разноцветные шерстяные поневы, то в Бронницах, что на юго-востоке губернии, уже повсеместно вошли в моду сарафаны, а крашеные поневы можно было встретить лишь летом. В прочих уездах- от Клина до Звенигорода- в будние дни крестьянки ходили в синих сарафанах, а на праздник надевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды кумачовых расцветок.

В Московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. Один назывался саян или кумашник. Он имел косоклинную форму, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. Немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории уездов Московской губернии называли круглым, а за её пределами –московский, "московец".3

2.5. Верхняя одежда

Шушун – верхняя женская одежда из сукна со сборками на поясе.

Душегрея - женская короткая телогрейка. Надевалась сверху сарафана. Особо популярна была в Калязинском уезде. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой.

Телогрея - одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

В зимнее время женщины из богатых семей поверх телогреи надевали еще шубу из овчины, покрытую тканью. Бедные крестьянки носили шубы непокрытые. В Московском уезде, где уровень жизни всегда был выше, крытые шубы не являлись признаком благосостояния, и в них ходили практически все, лишь по праздникам женщины надевали шубы из заячьего меха, покрытые дорогой китайкой.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

2.6.Головной убор

Головной убор во все века оберегал женщину от потусторонних сил. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, её возраст, семейное и классовое положение.

В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки — плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок.

Надевание какого-либо головного убора впервые часто сопровождалось определенными обрядами.

Познакомимся с наиболее распространенными головными уборами.

Кика (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами. Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями собой. Собственно, непосредственно кикой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из проклеенного холста. Так как эта часть прикрывала волосы, то другим его наименованием было волосник. Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например бересты, придавалась форма рогов, копытца или лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху — нарядная сорока. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую.4

Сорока – самый богатый на украшения головной убор. Род кички. Носился замужними женщинами. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями, называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем». 5

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику. Позади него спускались ленты. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. В будни же ограничивались ношением повойника. В Московской губернии был распространен однорогий кокошник. Обычно он имел бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей.6

Различают два вида повойников.

Первый представляет собой полотенце, повязанное поверх головного убора.

Второй — головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси. Он надевался под сороку, кокошник. Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни.

2.7. Обувь

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). В Московском уезде лапти быстрее менялись на кожаные сапоги, коты и бахилы. В Серпуховском и Рузском уезде крестьяне носили лапти с шерстяными носками. Носили также кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Глава 3. Из каких тканей шили одежду?

Я узнала, что основными тканями, из которых шили одежду были: посконные (из конопли) и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.

Посконь – это домотканая дешевейшая ткань, которую изготавливали из тонкого прочного волокна, полученного из конопли. В основном для производства требовалось мужское растение – посконь.

Лён – это ткань, получаемая из льняного волокна. Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси. Сначала в районе Пскова, а позднее — в Новгородской, Суздальской, Вологодской и близлежащих землях.

Сукно - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения. Сукно пользовалось большой популярностью среди мужчин и женщин в XVIII-XIX веках.

Бархат. Слово "бархат" восходит к арабскому "барракан" - "род черной одежды", в русский язык пришло из немецкого. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623 году.

В XVII веке на смену шелковому бархату пришел шерстяной, а позднее - хлопчатобумажный. В XVIII-XIX веках бархат использовался в качестве отделки для мужской и женской одежды.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коновать, кутня. Пестрядь – ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Тафта - от персидского - блестящая. Чисто шелковая тафта - очень блестящая тонкая шелковая ткань. Ткань выпускали одноцветной двусторонней или узорчатой односторонней. Использовали для занавесок, пологов, ею крыли шубы, пускали на подкладку. Из яркой тафты шили сарафаны, платки, пышные нижние юбки.

Камка - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.

Парча - узорная ткань сложной выработки, часто с продернутыми золотыми или серебряными нитями. Сначала ввозилась в Россию из Ирана и Турции, позже - из Италии и Франции. Однако уже в XVIII веке парчу изготавливают в России.7

Объярь – этостаринная волнистая шелковая ткань; муар.8 Атлас - плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью.

Коновать - род азиатской шелковой ткани.9

Кутня –это азиатская полушелковая ткань.10Глава 4. Какие цвета применялись

Одежда шилась из тканейярких цветов: зелёного, малинового, лилового, голубого, розового и пестрого. Чаще всего использовали ткани белого, синего и красного цвета. Когда я знакомилась с цветовой гаммой в русском костюме, встречающейся в описях Оружейной палаты, названия многих цветов и то, как выглядит данный цвет, мне было понятным. Например, алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, маковый, огненный, песочный, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, шафранный, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый. 11 Но еребелевый, жаркий, лимонный московской краски, осинный, празелен, червчатый, ценинный, чубарый, светло-ценинный– эти цвета я не представляю.

Глава 5.Чем красили ткани

Народный способ окраски растениями известен издавна. В России исключительно растительными красителями пользовались до второй половины XIX века, до появления дешевых и простых в применении анилиновых красок.

Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества.

Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на территории Московской области растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе. (Приложение 1).

Помимо дикорастущих растений для окрашивания тканей можно использовать и культурные растения: морковь, краснокочанную капусту, свеклу и т.д.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я собрала обобщенные сведения по технологии окрашивания тканей натуральными красителями, и опробовала эту технологию в домашних условиях. Окрашивать ткань мне помогала бабушка.

Глава 1. Окрашивание ткани

1.1. Подготовка ткани (Приложение 1).

Итак, для окрашивания мы взяли кусочки льняной ткани.

    •  

Предварительно ткань пытались отбелить в зольном растворе, замочив на 24 ч.

    •  

Потом ткань постирали в стиральной машине с добавлением Domestosa (для лучшего отбеливания).

    •  

Затем ткань замочили в горячей воде на 12 ч. Промыли.

    •  

Поместили в большую кастрюлю на 2/3 заполненную водой. Добавили соду (1 столовую ложку на 5 литров горячей воды). Добавили хозяйственное мыло, довели до кипения и варили около 3 ч.

    •  

Затем тщательно промыли ткань.

    •  

Высушили. Ткань готова к окрашиванию.

1.2. Приготовление красильных экстрактов

Для своей работы мы взяли:

сухую траву (7 растений) ромашки аптечной, бессмертника песчаного,крапивы двудомной,зверобоя обыкновенного,череды трехраздельной,пижмы обыкновенной,кипрея узколистного (иван-чая); кору дуба черешчатого,крушины ольховидной; корневище девясила высокого; шишкоягоды можжевельника обыкновенного; плоды калины обыкновенной,боярышника обыкновенного,шиповника обыкновенного.

    •  

Красящие отвары готовили в эмалированной посуде.

    •  

Сырье заливали водой и оставляли на 12 ч.

    •  

Краситель выщелачивали кипячением с добавлением соды (чайная ложка соды на 1 л воды).

    •  

Сырье (траву, кору) вываривали в воде в течение 30 мин для травы, 2-3 ч для коры при слабом кипячении. Периодически отвар сливали в отдельную посуду, добавляя к сырью новую порцию воды.

    •  

Полученный отвар отстаивали, потом процеживали.

В ходе эксперимента мы решили попробовать окрасить ткань красителями, полученными из культурных растений. В качестве ингредиентов для окрашивания мы использовали также морковь, краснокочанную капусту, свеклу, луковую шелуху, а также решили окрасить ткань суданской розой и шафраном (Шафран сначала замочили на 1 час в спирте. Он не даёт сочный цвет в воде. Потом залили водой и на водяной бане нагревали в течение 1 часа. Потом процедили.)

(Приложение 2).

    •  

Овощи почистили. Пропустили свеклу, морковь и краснокочанную капусту через соковыжималку. Получили сок.

    •  

Жмых замочили в воде, таким образом, экстрагируя из него краситель.

    •  

Смешали оба раствора (водный р-р и сок).

    •  

Луковую шелуху замочили в воде с уксусом, через час кипятили в течение 2 часов. Красители готовы.

1.3. Окраска ткани

Ткань окрашивали в эмалированной посуде.

    •  

Кусочки ткани помещали в горячие красильные растворы и кипятили на медленном огне в течение часа. Ткань периодически переворачивали.

    •  

Протравку производили после окрашивания. Использовали медный и железный купорос. (Добавляли в отвар раствор закрепителя (4-5 грамма на 200-250 мл тёплой воды) и кипятили окрашиваемый материал еще 30 минут).

    •  

После окрашивания ткань полоскали в теплой воде, в которую добавлено немного столового уксуса.

В результате были получены образцы окрашенной ткани. (Приложение 3).

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знакомясь с элементами традиционного женского костюма Московской губернии, я пришла к выводу, что все-таки гардероб наших предков был удивительно органичен.

Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию и семейному положению человека.

Реконструируя технологию окрашивания тканей натуральными красителями, я сделала следующие выводы:

1. В наших лесах, лугах и даже на огороде можно встретить огромное количество растений- красителей.

2. Для окрашивания тканей возможно применение коры, листьев, стеблей, плодов растений.

3. Окрашивать ткани растениями можно в домашних условиях, правда данный процесс весьма трудоемкий.

4. С помощью растительных красителей можно получить ткани разных цветов. Мы получили ткань бордового, синего, серого, зеленоватого, разных оттенков жёлтого и коричневых цветов.

5. Самые яркие цвета тканей были получены в результате окрашивания соками культурных растений (свёклы, краснокочанной капусты).

6. Интенсивность окрашивания зависит от продолжительности окрашивания и количества красителя.

7. Усилить и закрепить цвет растительных красителей можно, обрабатывая ткань квасцами.

8. Натуральные красители безвредны для человека, а следовательно ткани, окрашенные данными красителями, безопасны и экологичны.

9. В настоящее время возможно создание одежды из ткани, окрашенной природными красителями.

Практическая значимость проведенного мною исследования заключается в том, что собранный в работе материал по изучению традиционного народного костюма наших предков может быть использован на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, в создании костюмов для концертов, а полученные навыки по окрашиванию тканей натуральными красителями могут применяться в быту.

Поставленная мною гипотеза в ходе исследования была подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    •  

Мулукаев Р.С. Российское законодательство X - XX вв. В 9-ти т. Т. 1. Законодательство Древней Руси/ Под общ. ред. О.И. Чистякова; Отв. ред. тома В.Л. Янин. - М.: Юрид. лит., 1984. - 430 с. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1985, № 6. - С. 145-146

    •  

Объярь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    •  

Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990

    •  

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

    •  

Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.

    •  

https://ru.wikipedia.org/wiki/

    •  

http://www.mosgubernia.ru/podmoskovie/history/

    •  

http://ru.rfwiki.org/wiki/Русский_национальный_костюм

    •  

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/668848

    •  

https://www.livemaster.ru/topic/94685-russkij-kostyum-moskovskaya-guberniya

    •  

http://avene.co/kichka-kichka-kika/

    •  

http://www.liveinternet.ru/users/4033731/post182699471/

    •  

http://studopedia.ru/12_4919_verhnyaya-odezhda.html

    •  

http://www.flunky.ru/uxod-otdelka-remont/krashenie-tekstilnyx-izdelij/584...

    •  

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rukodelie-na-rusi-vydelka-i-obrabotka-lna.html

Приложение 1. Растения – красители Московской области.

Наименование растения

Источник красителя

Цвет краски

Марь белая (лебеда).Chenopodium album L.

Трава

Красная.

Сабельник (пятилистник, серебряк).Covarum plustre L.

Корень

Красная.

Змеевик большой (раковые шейки).Poligonum bistorta L.

Корень

Красная.Дубитель.

Дикий калган (узик, лапчатка).Potentilla erecta Hampe.

Корень.

Корень+ржавое железо.

Корень+квасцы

Синяя.Дубитель.

Черная

Синяя

Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L.

Корни

Красная (для шерсти)

Зверобой обыкновенный.Hypericum perforatum.

Цветы и листья

Красная и желтая

Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава).Galium mollugo L.

Корни

Красная

Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник).Galium verum L.

Корни

Красная

Купальница европейская..Trollins europaeus L.

Цветы

Желтая (для холста)

Сурепица обыкновенная.Barbarea vulgaris L.

Цветы

Желтая (для шерсти)

Бессмертник цмин.Helichrysum arenarium DC.

Все растение

Желтая

Пупавка красильная.Anthemis tinctoria L.

Все растение

Желтая

Дрок красильный.Genista tinctoria L.

Все растение

Желтая

Серпуха красильная.Serratula tinctoria L.

Трава

Желтая

Ястребинка зонтичная.Hieraciumum ballatim L.

Цветы

Желтая

Василек луговой.Centaurea jacea L.

Цветы

Желтая

Манжетка обыкновенная.Alchimilla vulgaris L.

Все растение

ЖелтаяДубитель

Щавель кислый.Rumex acetosa L.

Корни

ЖелтаяДубитель

Череда трехраздельная..Bidens tripartius.

Все растение

Желтая

Ирис желтый (касатик).Iris pseudacorus L.

Корень

ЖелтаяДубитель

Золотарник обыкновенный (золотая розга).Solidago virgaurea L.

Цветы и листья

Желтая

Лядвенец рогатый.Genis tatinctora L.

Цветы

Желтая

Недотрога обыкновенная.Impatiens nolitagare L.

Цветы и листья

Желтая

Дикая яблоня.Pyrus malus.

Кора

Желтая

Береза бородавчатая.Betula verrucosa.

Листья

Желтая

Чернотал (верболоз).Salix pentandra L.

Листья

Желтая

Вереск обыкновенный.Calluna vulgarissalisb.

Все растение

ЖелтаяДубитель

Орешник, лещина.Corylusavellani L.

Кора

ЖелтаяДубитель

Чистотел большой.Chelidonium majus L.

Все растение+квасцы

Оранжевая

Плаун (баранец).Lycopodium selago L.

Стебли, листья

Желтая (для шерсти)

Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка).Lycopodium complanatum L.

Все растение

ЗеленаяЖелтаяКрасная

Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L.

Листья

Зеленая

Крапива двухдомная.Urtica dioica L.

Стебель, листья

Зеленая

Вахта, трилистник.Menyates trifoliata L.

Стебель, листья

Зеленая

Пижма обыкновенная (дикая рябинка).Tancetum vulgaris L.

Корни

Зеленая

Осина обыкновенная.Populus tremula L.

Шишки+шевлюга

Зеленая

Яблоня (дикая и домашняя).Pyrus malus, Malus domestica

Цветы и листья

Кора+квасцы

Зеленая

Красная

Дуб черешчатый.Quercus robur L.

Кора

Кора+ржавое железо

Темно-синяяДубитель

Черная

Ясень обыкновенный .Fraxinus excelcior L.

Кора

ГолубаяДубитель

Василек синий.Centaurea cyanus L.

Цветы

Голубая (для шерсти)

Горец птичий (травка-муравка).Poligonum aviculare L.

Все растение

СиняяДубитель

Черника обыкновенная.Vaccinium myrtillus L.

Ягоды

Голубая (лен)Темно-синяя (шерсть)

Гречавка (синие колокольчики).Gentiana pneumonathe L.

Цветы

Голубая (шерсть)

Вайда (крутик).Isatis tinctoria L.

Все растение

Синяя

Ежевика сизая.Rubus caesins L.

Ягоды

ФиолетоваяМалиновая

Ольха белая.Alnus incana (L.)

Кора+ржавое железо

Кора+еловые шишки

Коричневая

От желтой до черной

Ольха черная.Alnus glutinosa

Кора

РыжаяДубитель

Ива серая.Salix cinerea L.

Кора

Коричневая (от красноватого до шоколадного)Дубитель

Крушина ольховидная.Frangula alnus Mill.

Кора, листья, ягоды

Сухая кора

Желтая

Коричневая

Воронец колосистый.Alkana spicata L.

Ягоды

Черная

Таволга вязолистная.Filipendulla ulmaria Maxim.

Кора

ЧернаяДубитель

Зюзик европейский.Lycopus europaeus L.

Сок травы

Черная

Толокнянка обыкновенная(медвежьи ушки, медвежья ягода).Arctostaphylos uva-ursi Spr.

Листья

Черная

Подбел обыкновенный.Andromeda polifolia L.

Листья и стебель

ЧернаяДубитель

Лук.

Шелуха луковиц

Желтая

Приложение 2. Подготовка ткани.

Приложение 3. Подготовка соков для окрашивания тканей.

Приложение 4. Образцы полученных окрашенных тканей.

Приложение 5. Реконструированный женский костюм Московской губернии

1 http://ru.rfwiki.org/wiki/Русский_национальный_костюм

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/668848

3 https://www.livemaster.ru/topic/94685-russkij-kostyum-moskovskaya-guberniya

4 http://avene.co/kichka-kichka-kika/

5http://ruwiki.ru/wiki/

6 http://www.liveinternet.ru/users/4033731/post182699471/

7 http://woman.modnaya.ru/woman/obraz-zhenschiny/tkani.htm

8 Объярь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

9 Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

10 Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.

11 http://studopedia.ru/12_4919_verhnyaya-odezhda.html

Просмотров работы: 1270